О чем стихотворение пушкина полководец
Александр Пушкин — Полководец: Стих
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой…
Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше. С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию тяжелой.
О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и в умиленье!
Анализ стихотворения «Полководец» Пушкина
Приближение юбилея событий Отечественной войны 1812 года сподвигло А. Пушкина посетить Военную портретную галерею, организованную в Зимнем дворце. Его поэтическая мысль обратилась к образу военачальника М. Барклай-де-Толли.
Стихотворение написано в 1835 году, опубликовано годом позже. По жанру – элегия, по размеру – ямб со смежной рифмой. Поводом для него послужил портрет кисти английского художника Д. Доу. Писал его живописец уже после смерти героя, по гравюре, и придал ему романтический ореол. Полководец был отстранен от командования, попал в немилость. Впрочем, с 1813 года он вновь был в строю и получал награды. Итак, поэт в очередной раз идет во дворец, чтобы увидеть отнюдь не сокровища и диковины, не собрание живописных полотен на разные сюжеты, а множество лиц, реально живших и еще живущих героев того «чудесного похода». Сам поэт был слишком юн в годы той войны, но, возможно, запомнил разговоры с критикой героя: даже тот, «чей ум тебя и постигал», не решался идти против общественного мнения, присоединялся к хору порицателей.
«О вождь несчастливый!» — таким восклицанием характеризует поэт полководца. «Народ, таинственно спасаемый тобою»: иностранец по происхождению, М. Барклай-де-Толли посвятил жизнь службе России. «Ругался над твоей священной сединою»: план военных действий, выдвинутый полководцем, был отвергнут и осмеян, случившиеся неудачи приписаны в вину ему лишь одному. Затем напрасно он искал «желанной смерти» в бою. «О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!» — патетически восклицает А. Пушкин. Люди развенчали настоящего героя и забыли о нем. Прошли годы, и его имя вновь звучит в полную силу, поскольку его «высокий лик» поэта привел «в восторг и в умиленье!» Восклицания завершают последние строки.
Стихотворение «Полководец» А. Пушкина — соединение лирического и эпического начала, исторического материала, размышлений над судьбой незаурядного человека.
Стихотворение и анализ «Полководец»
За пыльным золотом тяжелых колесниц,
Летящих к пурпуру слепительных подножий,
Курчавые рабы с натертой салом кожей
Проводят под уздцы нубийских кобылиц.
И там, где бронзовым закатом сожжены
Кроваво-красных гор обрывистые склоны,
Проходят медленно тяжелые слоны,
Влача в седой пыли расшитые попоны.
Свирепых воинов сзывают в бой рога;
И вот они ползут, прикрыв щитами спины,
По выжженному дну заброшенной стремнины
К раскинутым шатрам – становищу врага.
Но в тихом лагере им слышен хрип трубы,
Им видно, как орлы взнеслись над легионом,
Как пурпурный закат на бронзовые лбы
Льет медь и киноварь потоком раскаленным.
Ржавеет густо кровь на лезвиях мечей,
Стекает каплями со стрел, пронзивших спины,
И трупы бледные сжимают комья глины
Кривыми пальцами с огрызками ногтей.
Но молча он застыл на выжженной горе,
Как на воздвигнутом веками пьедестале,
И профиль сумрачный сияет на заре,
Как будто выбитый на огненной медали.
Краткое содержание
Ж. Ромен. Атака слонов Ганнибала. 16 век
Стихотворение «Полководец» было написано Эдуардом Багрицким в 1916 году. Он посвятил его военным событиям 218 года до н.э., когда произошло вторжение карфагенян в Римскую империю. Огромное войско из десятков тысяч пехотинцев и всадников, колесниц и боевых слонов выступило из Нового Карфагена под предводительством Ганнибала, злейшего врага римлян. Первая часть повествования посвящена описанию пейзажа, который должен стать фоном для будущего сражения. Также в этой части автор знакомит читателя со структурой карфагенской армии.
Во второй части начинается движение войск. Они вплотную приближаются к стану врага, откуда им слышны звуки трубы. Рассвирепевшие воины готовы тут же броситься на неприятеля и повергнуть его в кровавой схватке. В третьей части появляется полководец, издали наблюдающий за битвой.
Краткий анализ
История создания
Стихотворение было написано во время Первой Мировой войны, в 1916 году. Поскольку Россия принимала в ней участие, становятся понятны переживания автора о судьбах страны и народа. Военачальники озабочены проблемами мирового господства, в то время как жертвами их амбиций становятся простые солдаты. Вероятно, эти размышления и натолкнули Багрицкого на написание данного текста.
Персонажи и образы
Прототипом образа полководца кроме Ганнибала мог стать и Александр Македонский, так как в стихотворении нигде не упоминается его имя. Скорее всего, это собирательный образ жестокого и сурового, хладнокровного в своем спокойствии человека. Он пристально наблюдает за гибелью сотен людей, но это не вызывает в нем ни малейшего сострадания. Его цель – победа любой ценой, на алтарь которой он готов принести тысячи жизней.
Композиция
В стихотворении шесть строф, каждая из них представляет собой четверостишие. Композиция последовательная. Сам автор поделил текст на три смысловые части, каждая из которых включает две строфы. Особенность композиции заключается в отсутствии кульминации – нет описания самого сражения. Показан лишь его страшный итог: тысячи убитых и выжженная гора, на которой стоит полководец. Его гордая поза означает, что он удовлетворен вожделенной победой.
Жанр и размер
Так как произведение представляет собой историческую хронику, – событие, имевшее место в прошлом, по жанру его можно отнести к оде. Стихотворение написано пятистопным ямбом с кольцевой рифмой (АВВА). Наблюдается перекрестное чередование мужских и женских слогов.
Средства художественной выразительности
Багрицкий щедро использует средства художественной выразительности: колоритные эпитеты: «свирепые войны», «пыльное золото», «пурпурный закат», «профиль сумрачный», «тяжелые колесницы», «огненная медаль», «бронзовые лбы»; метафоры: «хрип трубы», «летящих к пурпуру», «ржавеет кровь», «льет медь».
Проблематика и основная идея произведения
Стихотворение звучит как своеобразный протест войнам, которые развязывают «полководцы» в погоне за наградами и славой. На их совести остается гибель людей, которые рождены для мирной жизни и созидания, но вынуждены подчиняться власти тщеславных военачальников. Несмотря на то, что в стихотворении эта мысль не выражена прямым текстом, оно звучит как предупреждение и призыв остановиться. Войны не делают людей счастливее и богаче, но раны, нанесенные ими, заживают очень нескоро.
«Полководец» А. Пушкин
О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и в умиленье!
Анализ стихотворения Пушкина «Полководец»
Своеобразие поэтики позднего пушкинского творчества определяет идейные особенности произведения 1835 г., посвященного памяти Барклая-де-Толли. Внимание современников привлекла конкретно-историческая основа стихотворения. Автору пришлось вступить в полемику с родственниками М. И. Кутузова, усмотревшими в тексте исторические неточности и желание принизить авторитет «маститого стража» Отечества. Однако тематика «Полководца» гораздо шире: отталкиваясь от проблемы исторической правды в оценке отдельной личности, она охватывает круг онтологических вопросов.
В начальных строфах с прозаической точностью воспроизводятся внешние обстоятельства лирической ситуации: герой посещает галерею царского дворца, в которой находятся портреты славных полководцев, участников «чудесного похода» 1812 г. Помещение, где висят картины работы Дж. Доу, не отличается пышностью убранства. Об особенностях интерьера сообщается при помощи комплекса отрицательных характеристик. Тот же прием служит для описания живописных изображений: их стиль лаконичен и строг, полностью соответствует серьезному роду занятий портретируемых.
Из «толпы суровой» выделяется определенная картина. Хотя печальное и угрюмое выражение лица на ней вызывает у субъекта речи тягостные эмоции, полотно обладает притягательной силой, заставляет возвращаться к нему.
От портретного описания герой переходит к осмыслению роли личности военачальника, в обращении к которому поэт прибегает к перифразу «вождь несчастный». Трагическая фигура противопоставлена толпе, невежественной «черни дикой», а также мнимым соратникам, которые пытаются обратить народное мнение в свою пользу. Классическая антитеза романтизма наделяется Пушкиным исторической основой и приобретает реалистическое звучание.
Самоотверженный адресат продолжает благородную миссию, стараясь не концентрировать внимание на негативной реакции окружения. Высокая роль вождя сродни подвижничеству, и мотив самопожертвования ради спасения неблагодарных соотечественников указывает на библейские аллюзии, присутствующие в произведении.
Философский контекст, расширяющий проблематику исторической темы, обусловливает появление неутешительных выводов, возникающих в финале. Заслуги выдающейся личности, критикуемой «слепым и буйным» обществом, по достоинству оценивают лишь после ее смерти.
Александр Пушкин — Полководец
Александр Пушкин — Полководец
У русского царя в чертогах есть палата:
Она не золотом, не бархатом богата;
Не в ней алмаз венца хранится за стеклом;
Но сверху донизу, во всю длину, кругом,
Своею кистию свободной и широкой
Ее разрисовал художник быстроокой.
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, — а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Толпою тесною художник поместил
Сюда начальников народных наших сил,
Покрытых славою чудесного похода
И вечной памятью двенадцатого года.
Нередко медленно меж ими я брожу
И на знакомые их образы гляжу,
И, мнится, слышу их воинственные клики.
Из них уж многих нет; другие, коих лики
Еще так молоды на ярком полотне,
Уже состарились и никнут в тишине
Главою лавровой…
Но в сей толпе суровой
Один меня влечет всех больше. С думой новой
Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу
С него моих очей. Чем долее гляжу,
Тем более томим я грустию тяжелой.
О люди! жалкий род, достойный слез и смеха!
Жрецы минутного, поклонники успеха!
Как часто мимо вас проходит человек,
Над кем ругается слепой и буйный век,
Но чей высокий лик в грядущем поколенье
Поэта приведет в восторг и в умиленье!
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push(<>);
Анализ стихотворения «Полководец» Пушкина
Приближение юбилея событий Отечественной войны 1812 года сподвигло А. Пушкина посетить Военную портретную галерею, организованную в Зимнем дворце. Его поэтическая мысль обратилась к образу военачальника М. Барклай-де-Толли.
Стихотворение написано в 1835 году, опубликовано годом позже. По жанру – элегия, по размеру – ямб со смежной рифмой. Поводом для него послужил портрет кисти английского художника Д. Доу. Писал его живописец уже после смерти героя, по гравюре, и придал ему романтический ореол. Полководец был отстранен от командования, попал в немилость. Впрочем, с 1813 года он вновь был в строю и получал награды. Итак, поэт в очередной раз идет во дворец, чтобы увидеть отнюдь не сокровища и диковины, не собрание живописных полотен на разные сюжеты, а множество лиц, реально живших и еще живущих героев того «чудесного похода». Сам поэт был слишком юн в годы той войны, но, возможно, запомнил разговоры с критикой героя: даже тот, «чей ум тебя и постигал», не решался идти против общественного мнения, присоединялся к хору порицателей.
«О вождь несчастливый!» — таким восклицанием характеризует поэт полководца. «Народ, таинственно спасаемый тобою»: иностранец по происхождению, М. Барклай-де-Толли посвятил жизнь службе России. «Ругался над твоей священной сединою»: план военных действий, выдвинутый полководцем, был отвергнут и осмеян, случившиеся неудачи приписаны в вину ему лишь одному. Затем напрасно он искал «желанной смерти» в бою. «О люди! Жалкий род, достойный слез и смеха!» — патетически восклицает А. Пушкин. Люди развенчали настоящего героя и забыли о нем. Прошли годы, и его имя вновь звучит в полную силу, поскольку его «высокий лик» поэта привел «в восторг и в умиленье!» Восклицания завершают последние строки.
Стихотворение «Полководец» А. Пушкина — соединение лирического и эпического начала, исторического материала, размышлений над судьбой незаурядного человека.
Конец стихотворения Александра Пушкина— опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. © Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры — торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Анализ стихотворения «Полководец» Пушкина.
В 1835 году Александр Сергеевич написал стихотворение со звучным названием «Полководец». В нём Пушкин изложил свои мысли о Барклае-де-Толли.
История создания
Пушкин восхищался битвой русских с французами. Поэтому импонировал полководец Барклай-де-Толли, сделавший многое для победы наших войск. Однако родственники Кутузова были недовольны тем, как подошёл к образам в стихотворении поэт. У них вспыхнула полемика, но всё равно произведение Александра Сергеевича было опубликовано.
Читайте по теме:
В произведении затронуты темы войны и великих людей. Также поэт противопоставляет величие черни.
Композиция
Стихотворение достаточно объёмно, но в нём последовательно излагаются мысли поэта. Например, начинается всё с того, что лирический герой посещает палату царя, в которой есть портреты. Далее герой начинает рассуждать о событиях. Линейно развивается композиция.
Стихотворение относится к историческим произведениям. Поэт затрагивает важную для русского общества тему. Некоторые исследователи даже называют одой данное стихотворение Александра Сергеевича.
Средства выразительности
Пушкин весьма деликатно выбирал тропы: ему было необходимо создать яркие образы, но поэт избегал некой вычурности, которая могла бы испортить произведение.
Читайте по теме:
Эпитеты
Кистию свободной, воинственные клики, на ярком полотне – так описывает детали в стихотворении Пушкин.
Олицетворение
Ругается слепой и буйный век – олицетворение.
Метафоры
Есть в стихотворении метафоры, наполняющие его самобытными образами: высокий лик, свинца веселый свист.