О чем стихотворение не жалею не зову не плачу
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А. Есенин)
В чем смысл жизни? Кажется, этим вопросом задавался каждый. До него, безусловно, нужно духовно дорасти, ведь поиск смысла жизни – философская категория. Решения проблемы человеческого существования не найти ни в Интернете, ни в книгах, ни в фильмах. На этот вопрос не существует правильного ответа: для каждого человека уготовано свое предназначение. Часто случается так, что люди либо теряют смысл существования, либо не находят его вовсе. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» являет собой размышления Сергея Есенина на данную тему. Чтобы лучше понять мысли русского поэта, обратимся к подробному разбору произведения от Многомудрого Литрекона.
История создания
Биография авторов зачастую оказывает большое влияние на произведения. Так, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», написанное в 1921 году, передает настроение поэта в этот период его жизни. 20-е годы ознаменованы не очень приятными событиями: бурные действия в отечественной истории, разрыв с Зинаидой Райх, натянутые отношения с советскими властями. Сергей Есенин, начиная с этого времени, не раз обращается к философской теме. Он делает определенные выводы о собственной жизни, и нередко они оказываются безрадостными.
Есенин написал это стихотворение под впечатлением от лирического вступления к шестой главе «Мертвых душ». Там писатель размышляет о быстротечности жизни и ушедшей молодости. Он сетует на то, что его чувства притупились, исчезло любопытство, и каждое новое впечатление уже не радует глаз.
Теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на ее пошлую наружность; моему охлажденному взору неприютно, мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!
Жанр, направление, размер
Композиция
Формально произведение состоит из пяти катренов, в каждом из которых лирический герой с эмоциональном нарастанием описывает свои чувства.
По содержание произведение можно поделить на несколько блоков:
Образы и символы
Центральным образом стихотворения является лирический герой, переживающий внутренний конфликт: «Я не буду больше молодым». Тоска по юности и свежести впечатлений заставляет его грустить и сожалеть о том, что счастье уже позади. Конечно, лирический герой передает чувства самого Сергея Есенина. В свои 26 лет он успел перенасытиться собственной жизнью. Поэт понимает, что его молодость осталась где-то далеко, что он «увяданья золотом охваченный» «скупее стал в желаньях».
Стихотворение также наполнено символами молодости: «страна березового ситца», «проскакал на розовом коне», «белых яблонь дым». Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый ход молодых лет, дым — мимолетность и призрачность юности, а яблони напоминают читателю о весне, которая так быстро сменилась осенью — «увяданья золотом охваченный». Есенин вспоминает о юности, как о далеком приятном воспоминании, навевающем тоску, потому что оно миновало, ушло, ускользнуло…
Темы и проблемы
Основная идея
Смысл произведения «Не жалею, не зову, не плачу» весьма поучителен. Приводя собственный пример, Сергей Есенин хотел уберечь читателей от малоприятных мыслей, предостеречь от пустого прожигания своей жизни («все мы в этом мире тленны»). Нужно задуматься о том, что каждый новый день приближает нас к смерти и что нельзя терять ни минуты. Так будет всегда, поэтому Есенин «благословляет и жизнь, и смерть». А разве может быть иначе?
Главная мысль этого стихотворения — смирение с неизбежностью и светлая тоска по тому, что все-таки цвело, а значит, не зря пришло в этот мир.
Средства выразительности
Можно сказать, что стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» строится по принципу градации, так как эмоциональная значимость к финалу произведения заметно возрастает.
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» Есенина
Всего получено оценок: 82.
Всего получено оценок: 82.
Пейзажную лирику С. Есенина изучают в 1–4 классах. Философский же пласт творчества поэта младшим школьникам понять сложно, зато старшеклассники знакомятся с ним с удовольствием. В программу старшей школы входит стихотворение, о котором пойдёт речь. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не жалею, не зову, не плачу» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Не жалею, не зову, не плачу.
История создания – вышло из-под пера поэта в 1921, впервые было напечатано в журнале «Красная нива» за 1922 г.
Тема стихотворения – быстротечность человеческой жизни, воспоминания о молодости.
Композиция – Произведение по смыслу делится на 2 части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – пятистопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым», «страна березового ситца», «пламень уст», «тихо льётся с клёнов листьев медь».
Эпитеты – «Дух бродяжий»,«утраченная свежесть», «сердце, тронутое холодком».
Сравнения – «всё пройдёт, как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне».
История создания
Часто историю написания произведения связывают с «Мёртвыми душами» Н. В. Гоголя. В лирическом отступлении повести есть строки, смысл которых отобразился в творении Есенина: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!».
Впервые стихотворение увидело мир на страницах «Красной нивы» в 1922 г.
Раздумья над человеческой жизнью традиционны для мировой литературы. С. Есенин в анализируемом стихотворении раскрыл тему быстротечности человеческой жизни, с которой тесно связан мотив воспоминаний о молодых годах. В центре произведения лирический герой. Строки написаны от первого лица единственного числа.
Лирический герой замечает и то, что у него меньше желаний. В какой-то момент он начинает сомневаться, не приснилось ли ему то, что он называет молодостью. Во время этих раздумий рождается оригинальный метафорический образ юности. С. Есенин называет её розовым конём. Розовый цвет символизирует беззаботность, а конь – быстрый бег молодых лет.
Композиция
Стихотворение делится на две смысловые части: воспоминания лирического героя о молодости, раздумья над вечным вопросом жизни и смерти. Формально оно состоит из пяти катренов, каждый из которых продолжает предыдущий по смыслу. Последнее четверостишие – вывод, который позволяет автору сделать философскую составляющую более выразительной.
Стихотворный размер – пятистопный хорей. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.
Жанр произведения – элегия, так как автор грустно раздумывает над вечными философскими проблемами. Хотя лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовёт, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение.
Средства выразительности
Стихотворение и анализ «Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя! иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.
Краткое содержание
В ранних произведениях Сергея Александровича Есенина редко встречаются стихотворения на философские темы, проблемы смысла жизни уступают в его творчестве темам о красоте русской природы, любви к родине, к женщине. Тем не менее, в 1921 году он пишет стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», ставшее своеобразным анализом его жизни и творчества.
«Сергей Есенин». Художник С. Фролов, 1967
Казалось бы, какие итоги может подводить двадцатишестилетний молодой человек, впереди у которого целая жизнь? Сам же Есенин так не считал, в своем духовном развитии он намного опережал своих сверстников и имел за плечами достаточно большой жизненный багаж. Еще не достигнув середины жизни, он успел примерить на себя образы гражданина и поэта, хулигана и пьяницы, кутилы и сластолюбца. Отсюда и ощущение самого себя, как умудренного жизнью, седовласого старца, много повидавшего и через многое прошедшего.
«Не жалею, не зову, не плачу» – с этой фразы начинается лирическое, наполненное печалью, стихотворение. Уже во второй строке ощущается, охватившее автора, чувство легкой грусти. Прошлое он сравнивает с облетевшим яблоневым цветом, подчеркивая тем самым, что на данном этапе уже поздно что-либо менять в этой жизни. Его сердце уже не пылает, как раньше, разум берет верх над эмоциями, а душевные порывы представляются юношеской глупостью.
Оглядываясь назад, поэт констатирует, что жизнь, по сути, уже прожита, а он, словно во сне, проскакал по ней на розовом коне, даже не заметив. Вместе с молодостью ушли беззаботность, мечты, ощущение счастья. Лишь в ту пору можно было жить одними чувствами, а сейчас в своих скупых желаниях он руководствуется только рассудком. Вместе с тем, в тексте стихотворения не заметно явного сожаления о быстротечности жизни. Поэт осознает, что ничто не вечно в этом мире и нужно благодарить судьбу за отпущенные моменты.
Анализ
История создания
Философские мотивы стали появляться в сочинениях Есенина к началу двадцатых годов. Они заключались в размышлениях о прожитых годах, об ушедшей бесшабашной, растраченной впустую, молодости. За плечами поэта остались пережитые страдания, любовные победы и поражения, неудачи в личной жизни, крах брачного союза с Зинаидой Райх. Социальные потрясения на фоне бурных событий, происходящих в стране, также не могли не оставить следа в биографии Есенина. Все чаще молодого поэта посещают мысли о скорой кончине.
Мало кому известно, что на написание стихотворения «Не жалею, не зову…» поэта подвигло прочтение лирического отступления к шестой главе «Мертвых душ». Гоголь назвал его «О юности и впечатлениях», и оно очень соответствовало тому состоянию, в котором на момент прочтения находился Есенин. Так, под впечатлением от текста, который был созвучен его душевному настрою, поэт написал данное стихотворение. Опубликовано оно было в 1922 году в журнале «Красная нива».
Персонажи и образы
В центре повествования – лирический герой и его переживания. Фоном для этого служат природные образы, которые ассоциируются с определенными моментами человеческой жизни. Выражение «Буйство глаз и половодье чувств» говорит о несдержанности и бесконтрольности эмоций, которым был подвержен поэт в юные годы. Символичен в этом смысле и образ коня, сопоставимый с розовыми мечтами юношества. Поэт сожалеет о том, что розовый конь вместе со своим всадником слишком быстро пролетел над приснившейся жизнью.
Быстротечность бытия герой подчеркивает не столько белым цветом яблони, сколько ее дымом, от которого не остается следа. Увядание он сравнивает с золотом, подразумевая, тем самым, не только старость, но и тот золотой возраст, когда человек обретает определенный опыт, который для каждого является своеобразной драгоценностью.
Композиция
Основу стихотворения составляет антитеза, которую Есенин оформил в виде пяти катренов (четверостиший). Прошедшее поэт противопоставляет настоящему, а настоящее – будущему. Композиция линейная, последовательная, кульминация произведения заключена в словах: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»
Стихотворение делится на две смысловые части. В первой герой предается воспоминаниям о молодости, затем переходит к размышлениям на вечную тему жизни и смерти. В последнем четверостишии поэт приходит к философскому заключению, делая упор на ее значимости благословением всего живого.
«Не жалею, не зову, не плачу…» – это элегия. Несмотря на то, что Есенин отрицает переживания по поводу промелькнувшей жизни, в его монологе сквозит меланхолия и грусть. В плане литературного направления – это имажинизм (акцент делается на создание образа). Вид лирики – философская.
Размер и средства художественной выразительности
В стихотворении очень удачно использован пятистопный хорей с перекрестной рифмой (АВАВ) и чередованием мужских и женских слогов.
Текст насыщен средствами художественной выразительности. Начальное отрицание «Не жалею, не зову, не плачу» раскрывает в дальнейшем весь спектр чувств героя. Подавленное настроение подчеркивают эпитеты: «утраченная свежесть», «тленны», «скупее». Эпитет «розовый», напротив, означает юношеские мечты, романтизм и беззаботность, наполненную силой и надеждами молодость.
Необычные метафоры, которые использует автор, наполнены красотой и звучат очень трогательно: «с белых яблонь дым», «страна березового ситца», «сердце, тронутое холодком», «увяданья золотом охваченный», «дух бродяжий», «пламень уст», «буйство глаз и половодье чувств».
Есенинское сравнение «все пройдет, как с белых яблонь дым» уже давно превратилось в самостоятельный афоризм и употребляется вне текста. Красивая лексическая конструкция «тихо льется с кленов листьев медь…» очень точно передает угасание всего живого. В стихотворении присутствует аллитерация «х», «ж». «ш», «с»: «дуХ бродяЖий! ты все реЖе, реЖе расШевеливаеШь пламень уСт» и инверсия: «с белых яблонь дым». В финале стихотворения звучит риторический вопрос: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?».
Проблематика и основная идея произведения
Есенин не первый, кто обратился к философской проблеме человеческого бытия. Во всемирной литературе существует масса таких произведений, но именно это стихотворение позволяет читателю объединиться с героем в единый образ, страдать и радоваться вместе с ним, предаваться воспоминаниям и размышлять о будущем.
В период создания этого стихотворения Есенин переосмысливал свою жизнь, менял приоритеты, отношение к миру, личные интересы также подвергались переформатированию. Поэтому на первом плане в данном произведении стоит проблема обретения житейской мудрости, взросления, понимания невозврата юности и принятие неизбежности будущего, каким бы оно ни было. Таким образом, эта элегия – зеркальное отражение внутреннего состояния героя, всего того, что накопилось в его душе и требовало выхода, что он и постарался осуществить в своем произведении.
Краткий анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу …» по плану
1. История создания
Печальное, пронизанное тоской по ушедшей навсегда молодости, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» Сергей Есенин написал в 1921 году.
Тогда поэту было двадцать шесть, он познал горечь неудач, а жизнь не складывалась ни в личном, ни в общественном плане. Его не признавала новая власть, пытаясь притеснять и не давать возможности работать. За спиной остался полный боли, неудачный, тяжелый брак с Зинаидой Райх.
Сам поэт говорил, что написал это стихотворение, проникнувшись гоголевским вступлением к шестой главе бессмертных «Мертвых душ». По словам Есенина, все, что есть хорошего в его произведении, – заслуга Николая Васильевича.
Опубликовали стихотворение в 1922 году в журнале «Красная нива».
2. Литературное направление
Литературное направление, к которому относится произведение, – имажинизм с нотками романтизма и реализма.
3. Род
По роду произведение относится к лирике.
4. Жанр
Жанровая принадлежность анализируемого произведения – элегия.
5. Проблематика
Общественные или политические проблемы, раздирающие страну в то непростое время, поэт не затрагивает. Тут кроется нечто более глубинное, личное.
На первый план выдвигается проблема взросления, переосмысления жизни, понимания невозвратности молодости. Взрослея, человек меняется, и осознание этого стало основой произведения.
6. Тематика
Стихотворение затрагивает темы зрелости, изменения человека со временем. Кроме того, тут есть и размышления об увядании, грядущей старости, смерти.
7. Идея
В момент написания этого стихотворения в душе Есенина происходили определенные процессы: менялись жизненные приоритеты, интересы, да и вообще, отношение к миру в целом.
Автор написал произведение, чтобы отразить свое непростое состояние, осмыслить его, выразить все то, что накопилось внутри и требовало выхода. Он начал по-другому понимать жизнь, о чем и рассказал в элегии.
8. Пафос
Стихотворение наполнено грустью, некоторой ностальгией по ушедшей юности, печалью.
Но с другой стороны, автор ни о чем не жалеет. Об этом он заявляет в первой же строчке. Поэт смотрит с надеждой в будущее, и это настроение передается читателю.
9. Система образов
Есенин – мастер ярких художественных образов. Анализируемое стихотворение построено на противопоставлении, но неявном.
Автор не говорит открыто, что он уже другой, но через нарисованные образы молодости и зрелости читатель прекрасно понимает эту мысль: «я не буду больше молодым», «ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», «и страна березового ситца не заманит шляться босиком».
Молодость ушла, а вместе с ней и та беззаботность, открытость всему миру. Мы понимаем это, читая произведение. Вся система художественных образов работает на главную мысль текста: все изменилось.
10. Центральные персонажи
Как таковых, центральных персонажей нет.
Автор передает собственные переживания, размышления и чувства через яркие картины, рисуемые буквально парой словесных штрихов.
11. Лирический герой
Лирический герой здесь – сам автор, вернее, его художественная проекция. Поэт говорит о том, что чувствует лично, и читатель понимает его.
12. Сюжет
Элегия представляет собой художественное описание того, что происходит в душе автора. Это просто чувства, мысли, без какого-то определенного сюжетного составляющего.
13. Композиция
Композиция линейная, трехчастная:
Формально можно сказать, что:
14. Художественное своеобразие произведения
Язык любого есенинского текста поражает образностью, сочностью красок и яркостью сравнений. Анализируемое произведение тоже имеет все эти черты.
Несмотря на красивые картины, рисуемые автором, лексика максимально проста и понятна, нет никаких незнакомых или пафосных слов, все довольно прозрачно и четко.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано пятью катренами.
Размер пятистопный хорей.
Рифмовка перекрестная (АБАБ), часто используется неточная рифма (плачу – охваченный, реже – свежесть).
16. Средства художественной выразительности
Тексты Есенина порой полностью состоят из различных средств художественной выразительности. Богато ими и рассматриваемое произведение.
17. Значение произведения
Произведение помогает понять, что чувствовал автор в определенный период развития своего творчества. Оно наполнено философией, размышлениями о жизни и смерти, и в этом кроется особенное очарование такой лирики.
18. Актуальность
Люди всегда пытаются осмыслить неизбежность смерти, расставание с молодостью и вступление в пору зрелости. В этом смысле стихотворение никогда не потеряет своей актуальности.
19. Моё отношение
Мне очень нравится это произведение. Оно наполнено ощутимой грустью, но вместе тем заканчивается позитивно, жизнеутверждающе, на высокой ноте.
20. Чему учит
Стихотворение учит принимать свой возраст, радоваться текущему моменту и не жалеть о прошлом. Да, все меняется, но нельзя относиться к этому с негативом, ведь жизнь нам дается лишь раз.
Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу»
Автор: Guru · 09.02.2019
Команда «Литерагуру» взялась за рассмотрение поэзии Есенина. Одно из самых его известных стихотворений — «Не жалею, не зову, не плачу». Сейчас многие музыканты поют его под музыку, делают оригинальные песни и даже клипы. Почему же стихотворение, которому скоро будет сто лет, до сих пор так популярно?
История создания
Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» было написано в 1921 году, когда автору было 26 лет. Оно относится к позднему периоду творчества поэта и представляет собой образец философской лирики. Впервые было напечатано в журнале «Красная нива» в 1922 год.
Именно лирическое вступление к шестой главе «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя вдохновило автора на создание этого произведения.
Жанр, направление, размер
Жанр данного произведение — элегия. Это лирическое стихотворение, в котором автор делится своими глубоко- личными и, пропитанными грустью переживаниями. Автор размышляет о прошедшей жизни и о том, что былое уже не вернуть. Хоть лирический герой утверждает, что «не жалеет, не зовет, не плачет», в монологе преобладает грустное настроение.
Размер произведение — хорея (двусложная стопа с ударением на первом слоге и последующих нечётных слогах).
Образы, символы, композиция
Стихотворение наполнено тоской молодого поэта о своей уходящей молодости. Он понимает, что в плену у скоротечности жизни, и ничего не может с этим поделать. По структуре произведение является небольшим монологом автора со своим читателем. Как со своим лучшим другом, он делится своими искренними переживаниями о жизни и молодости.
В этом стихотворении, как и во всей лирике Есенина, преобладают образные и символические обороты речи. Образы весны ассоциируются с молодостью поэта, но со временем приходит осень, и забирает юношеские годы и воспоминания, некогда зеленые листья желтеют и падают с веток, так же, как и млекнут воспоминания молодых лет. Приходит старость, она неизбежна, и автор это осознает, несмотря на свои юные 27 лет.
Наличие образов и символов в этом произведение доказывает, что это действительно философское размышление. Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы и частые обращения: «Дух бродяжий!», «Жизнь моя?». Метафора «розовый конь» символизирует романтичную и беззаботную жизнь во времена его молодости. «Страна березового ситца» так же символизирует юность, страна где было все легко и беспечно, но в которую он никогда уже не сможет вернуться.
Темы и проблемы
Многие поэты поднимали, поднимают и будут поднимать тему человеческой жизни. Герой нашего произведения, т.е. сам молодой Есенин, с тяжестью на сердце осознаёт, что молодость прошла, жизнь уже не та, да и он уже не так юн и задорен, как в былые времена. Ему теперь чужды юношеские веселья, он больше не хочет «шляться босиком». Душа его уже не горяча, взгляд — не задорен, даже сердце теперь бьется по-другому.
Сергей Александрович Есенин в этом произведении размышляет о быстротечности жизни и скоропостижности смерти. Поэт с горечью понимает, что в этом мире нет ничего вечного, и жизнь каждого из нас рано или поздно подходит к концу. Старость неизбежна, а юность так коротка и неуловима, что стоит наслаждаться и ценить каждую секунду беззаботного веселья.
Смысл
Основной мыслью данного произведения является скоропостижность любой жизни. Автор хочет показать, что все мы смертны, что молодость всегда уходит быстро и незаметно, но не стоит об этом жалеть, мы лишь должны смириться с этим. «Не жалею, не зову, не плачу» — эти строки были написаны за три года до смерти поэта. Возможно, он уже тогда предчувствовал приближение скорой гибели.
Так же, идею всего стихотворения можно выразить строчкой: «Все мы, все мы в этом мире тленны», ведь, рано или поздно придётся смириться с уходом юности и лучших лет нашей жизни. Но в то же время, в этом стихотворении нет сожалений о прожитых годах, наоборот, есть только блаженность принятия скоротечности жизни: «Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть».
Средства художественной выразительности
Большое количество средств художественной выразительности содержится в этом стихотворении. Чтобы передать всю образность и реальность своих мыслей автор применяет необычные метафоры: «страна берёзового ситца», «белых яблонь дым», «гулкая рань», «шляться босиком».
В целом, для стихотворения характерны умиротворение, монотонность и неспешность. Свою уходящую молодость автор сравнивает со скачками «на розовом коне», а человеческую жизнь — с кленовыми листьями: сначала, они свежие и зеленые, как и наша молодость, но время идёт, и рано или поздно, листья высохнут и опадут на землю, как и жизнь любого из нас когда-нибудь оборвётся. Печальное настроение произведения дополняется всевозможными эпитетами: «тленный», «бродяжий», «утраченный», а «белые яблони», прогулки босиком и чувство первой влюблённости переносят нас в самые сладкие юношеские воспоминания.