О чем стихотворение как часто пестрою толпою окружен лермонтов
Стихотворение и анализ «Как часто пестрою толпою окружен…»
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шопоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.
Краткое содержание
З. Пономаренко. Маскарад. 2014
В стихотворении описываются размышления поэта во время новогоднего бала. Обводя взглядом лица гостей, ощущая холод от прикосновений, лирический герой погружается в воспоминания, относящиеся к ранней юности: ему вспоминается имение любимой бабушки и чудесный женский образ, теплом которого были овеяны те замечательные дни.
Но эти картинки уютного детства остались лишь в памяти: их никогда не вернуть. Возвратившись из увлекательного путешествия по закоулкам собственной памяти в реальную жизнь, лирический герой испытывает глубокое разочарование, а также чувствует острую потребность изменить окружающую его действительность.
История создания
Произведение, с авторской пометкой «1 января», указывающей на дату написания, появилось на свет во время празднования наступающего 1840 года. Замечательный писатель И.С. Тургенев, современник Лермонтова, оставил ценное воспоминание о реакции высшего петербургского общества на появление молодого, но уже широко известного поэта на новогоднем маскараде. Тургенев пишет о том, что каждый присутствующий считал за честь подойти к Лермонтову, пообщаться с ним, подержать за руки. Писатель рассказал о реакции Лермонтова на происходящее: сначала на лице поэта появилась эмоция отстранённости, затем он, как будто погрузился в мир собственных мыслей. Вполне возможно, в это время, в его голове рождались строки этого знаменитого стихотворения. Публикация произведения произошла спустя короткое время после написания – 17 января 1840 года на страницах «Литературной газеты».
Жанр, направление, размер
Перед нами лирическое стихотворение, выдержанное в привычной для Лермонтова обличительной манере. В нём романтический герой противопоставлен обществу, а деятельный протест – пустому веселью. Произведение написано буквально на стыке двух литературных направлений – романтизма и реализма. В основе сюжета заложен конфликт воображаемого и реального. Поэтический размер – четырёх- и шестистопный ямб.
Композиция
Стихотворение состоит из семи шестистиший. Композиция кольцевая. Согласно кольцевой композиции, действие начинается и завершается описанием бала, а в середине произведения находится образ «старинной мечты». Момент описания портрета девушки можно считать кульминационным, ведь за ним следует сюжетная развязка.
Образы и символы
Образная палитра придаёт стихотворению глубокий смысловой подтекст:
Произведение построено на контрасте (антитезе) двух изобразительных рядов: образы великосветского бала противопоставляются образам старинной мечты.
Темы и настроение
В произведении автор поднимает две важные темы:
Стихотворные строки насквозь пропитаны пафосом борьбы лирического героя с человеческим бездушием и лицемерием. Настроение произведения окрашено нотами разочарования героя в нынешнем поколении.
Основная идея
Основная идея произведения заключается в следующем: люди глубоко заблуждаются, тратя свои бесценные годы на погоню за славой, почестями и прочими «сладостями» жизни. Только любовь к родным местам и близким людям способна дать человеку истинную радость и счастье – такая любовь не поддельна. Автор горько сожалеет об утраченных навсегда идеалах детских лет, когда его окружали по-настоящему искренние люди, а не бесчувственные маски.
Средства выразительности
Лермонтов с целью передачи основной идеи активно использует следующие тропы:
Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» (М.Ю. Лермонтов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 02.12.2019 · Обновлено 02.12.2019
Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения по плану, в который входит не только анализ содержания произведения, но и описание его эстетической формы. Он перечислит тропы с примерами, определит размер и тип рифмы, а также укажет особенности композиции.
История создания
Эту работу можно охарактеризовать, как интимную лирическую исповедь поэта. Произведение «Как часто пёстрою толпою окружен…» наполнено горечью и разочарованием по отношению к современникам Лермонтова.
Он написал его в 1840 году под впечатлением от минувшего маскарада. Мероприятие проходило в канун Нового года в петербургском Большом театре. В публикации была проставлена дата: «1 января 1840». Поэтому Император был оскорблен написанной работой, поскольку он сам присутствовал на этом костюмированном балу.
Жанр, направление, размер
Род – лирика. Жанр – лирическое стихотворение. Литературное направление – романтизм. К романтическому направлению в мире русской литературы относят конфликт лирического героя с обществом, который мы можем наблюдать в работе. Он противопоставляет свои ценности привычным взглядам светского общества, чужого для него. Герой не принимает уклад жизни этих людей, считает их главные увлечение пошлостью и абсолютным развратом. В их жизни осталось место лишь развлечениям, лжи и кокетству.
Имеет место быть и «романтическое двоемирие» в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…». Герой вспоминает беззаботное детство, где он еще не знал о людской подлости и злости, обмане и предательстве. Это и есть идеал лирического «я» Лермонтова, его желанный мир, в который уже, увы, не попасть. И от этого «тоска теснит уж грудь». Неспроста он соотносит воспоминания о детстве с «безвредным» островком в море и с пустыней. Такой экзотический пейзаж еще раз подчеркивает черты романтизма в стихотворении Лермонтова и неспособность оказаться в этих таинственных далеких местах.
Размер стихотворения – ямб. Каждая стопа состоит из двух гласных. Ударение в каждой стопе падает на вторую гласную. Это можно проследить по ударным гласным в словах первых двух строчек. Жирным шрифтом выделены ударные гласные:
Композиция
Стихотворение «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамлено рамочной композицией. Она образуется благодаря тождественным по эмоциональному окрасу первой и третьей частей, между которыми сосредоточена вторая, описывающая детство героя. Первая и последняя отличаются пафосом разочарования, тоски и муки лирического «я» Лермонтова. Кругом шум и пир, который уже наскучил герою, он больше не хочет находиться в этом хаосе и обществе. Его единственное желание: «Дерзко бросить им в глаза железный стих».
Разделяет эти две части лирическое отступление, посвященное воспоминаниям о беззаботном детстве, когда герой был еще совсем ребенком. Он будто на минуту абстрагируется из шумной залы, вспоминая родные сердцу пейзажи, запахи. Эти памятные картины кажутся единственной отдушиной героя. Но, к сожалению, он вынужден вернуться обратно, к третьей части произведения, которая еще пуще наполнена гневном и ненавистью к окружающим.
Образы и символы
Образы и символы стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» придают работе глубокий подтекст. Так, при помощи пестрых масок общество пытается скрыть свои пороки, тайны, всю желчь нравов. Но герой ловко подмечает это и обличает в своем внутреннем монологе.
Темы и настроение и проблемы
Тематика стихотворения может быть дополнена Многомудрым Литреконом, если Вы напишите ему в комментариях о необходимости изменений.
Строки произведения пронизаны пафосом борьбы лирического «я» с людским бездушием и лицемерием. Настроение стихотворения окрашено нотами разочарования и грусти героя в нынешнем поколении.
Основной проблемой выступает обнищание человеческих ценностей. Этим и раздосадован лирический герой, ему трудно это принять.
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» раскрывается в противопоставлении главного героя и толпы, его ценностей и взглядов светского общества. Автор указывает на то, что окружающие только изображают чувства, но души их пусты. Он сожалеет об утраченных идеалах детства, когда его окружали по-настоящему искренние люди, а не маски.
Таким образом, смысл стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» обрамляет одновременно и конфликт, и главную проблему произведения: он враждебен по отношению к светскому обществу, потому что оно противостоит его идеалам (в лучших традициях романтизма). К сожалению, вопрос противостояния ценностей высоконравственного героя и бездушного мировоззрения людей остается открытым до сих пор.
Средства выразительности
Как мы видим, нечасто можно изменить мир, который прогнил, как давно забытое яблоко. А точнее, к сожалению, этого сделать невозможно. Человеку остается лишь принять этот факт и отгородить себя от внешних излучений пошлого общества. Но мы лишь проанализировали поколение Михаила Юрьевича. И, к счастью, у нашей эпохи еще есть шанс обрести благоразумие и честь, стать причиной не горьких слез, а радости и ликований. Напоследок разберем тропы в стихотворении «Как часто пёстрою толпою окружен…».
Михаил Лермонтов — Как часто, пестрою толпою окружен: Стих
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, —
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, — памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Так царства дивного всесильный господин —
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник не́званную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.
Анализ стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» Лермонтова
М. Ю. Лермонтов к концу жизни совершенно охладел к светскому образу жизни. Ему от рождения были присуще стремление к одиночеству, усилившееся увлечением романтизмом. Лермонтов имел твердые убеждения, которые не мог свободно высказывать в высших кругах. Его открытые взгляды вызывали насмешки и подозрения. Это еще больше замыкало поэта в себе, он производил впечатление постоянно угрюмого и мрачного человека. Но дворянское положение обязывало его присутствовать на самых важных светских балах. Один из таких балов-маскарадов проходил в январе 1840 г. Поэт с неохотой побывал на нем и выразил свои ощущения в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…».
Уже с первых строк чувствуется раздражение поэта от происходящего. Балы сопровождались соблюдением строгих приличий и изысканными речами под звуки прекрасной музыки. Характеристика бала Лермонтовым дает совершенно другую картину: «пляска», «дикий шепот», «образы бездушные». Автор знает, что все присутствующие прекрасно понимают ненатуральность происходящего, но никогда в этом не признаются. Любой бал пропитан фальшью и обманом. Разговоры людей не имеют смысла и не касаются хоть сколько-нибудь значимых тем. Взаимная ненависть и злоба скрывается под масками. Причем под масками Лермонтов подразумевает не столько бумажные украшения, сколько ненатуральные лица людей. Общепризнанные красавицы давно утратили свежесть и очарование, их чувства притупились от бесконечных романов.
Единственное спасение Лермонтова во время бала – унестись воспоминаниями в далекое детство с его наивными мечтами и надеждами. Поэт только ребенком мог всей душой отдаваться красоте окружающего пейзажа. Он еще не был знаком с порочным и лживым человеческим обществом. Эти воспоминания будят в сердце автора давно забытое чувство чистой любви к жизни. Они позволяют ему вновь ощутить себя молодым и полным сил. В таком приятном забытьи Лермонтов может находиться долгое время, оградив себя от внешнего мира. Именно за это полное погружение в себя за поэтом закрепилось недобрая слава замкнутого и нелюдимого человека.
Чем дольше поэт пребывает в таком состоянии, тем мучительнее и трагичнее его расставание с ним. «Шум толпы людской» приводит его в чувство. Лермонтов, как после глубокого сна, с ужасом оглядывается вокруг и вновь видит ненавистную картину омерзительного веселья. Это приводит его в бешенство. Поэт мечтает нарушить идиллию какой-нибудь дерзкой выходкой. Понимая, что это приведет к окончательному падению его авторитета, Лермонтов ограничивается «железным стихом», которым и стало произведение «Как часто, пестрою толпою окружен…».
Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён» Лермонтова
Всего получено оценок: 64.
Всего получено оценок: 64.
Стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пёстрою толпою окружён” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.
История создания – это стихотворение написано под впечатлением от костюмированного бала, который давали в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.
Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.
Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – сочетание четырёх- и шестистопного ямба.
Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”.
Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.
История создания
Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе был и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.
Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён”, добавив авторский эпиграф, в котором чётко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определённым образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора ещё более обострилось.
Опубликовано стихотворение было в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили: стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причём это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.
Стихотворение рассказывает о холоде и бездушии светского общества, с одной стороны, и светлых мечтах поэта – с другой. Очевидно, что, будучи окружённым такими людьми, лирический герой никогда не сможет жить так, как ему хочется. Основная мысль произведения – постоянное противостояние человека и толпы, что является центральной темой всей поэзии Лермонтова.
Композиция
Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создаёт рамочную композицию.
Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где всё шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому всё вокруг видится мертвенным и пугающим.
В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.
И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свой обличительный стих.
Стихотворение написано четырёх- и шестистопным ямбом.
Это лирическое стихотворение, написанное в обычной для Лермонтова обличительной манере. Лирический герой противопоставляется обществу, деятельный протест – праздной весёлости.
Средства выразительности
Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:
Также в нём используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.
Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружён» Лермонтова
Стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён” считается одним из самых сокровенных лирических признаний в истории русской поэзии. Пессимизм и трагическое мироощущение читаются буквально в каждой строчке. Краткий анализ “Как часто пёстрою толпою окружён” по плану поможет школьникам на уроке литературы в 10 классе лучше понять, каким Лермонтов видел мир.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Как часто, пёстрою толпою окружён.
История создания – это стихотворение написано под впечатлением от костюмированного бала, который давали в честь новогодних праздников и на котором присутствовал сам император. Именно поэтому Николай Первый воспринял данное произведение как оскорбление лично для себя.
Тема стихотворения – обличение светского общества: бездушного, холодного и постоянно скрывающегося под масками.
Композиция – условно его можно разделить на три части. Первая состоит из двух строф и описывает чуждый поэту мир, шумный и блестящий, но пустой внутри. Вторая часть – это рассказ о его светлых мечтах, когда прошлое и воображаемое для него дороже настоящего и реального. И в третьей части лирический герой бросает вызов веселящимся людям.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – сочетание четырёх- и шестистопного ямба.
Эпитеты – “пёстрая толпа”, “бездушные люди”, “холодные руки”, “старинная мечта”, “вольная птица”.
Метафоры – “ласкаю мечту”, “село дымится”, “жёлтые листы шумят”, “шум толпы спугнёт”.
Сравнение – “как молодого дня за рощей первое сиянье”, “как свежий островок безвредно средь морей”.
Тема и идея
Строчки стихотворения наполнены пафосом борьбы лирического героя с бездушием и лицемерием людей вокруг. Настроение произведения грустное, оно наполнено разочарованием персонажа в своих современниках.
В произведении Михаил Лермонтов затронул две темы:
Главная проблема произведения — обесценивание человеческих ценностей. Лирический герой очень опечален подобным и он не в состоянии принять такой мир.
Основная идея стихотворения — противопоставление главного персонажа и толпы, ценностей его и светского общества. Поэт показывает, что у окружающих людей души пусты, они лишь играют в чувства. Лермонтов кратко говорит о том, как жаль, что ушли его идеалы детства и люди, жившие в те годы. Ведь тогда все были искренними и по-настоящему добрыми, а сейчас вместо личностей остались лишь маски.
Идея стихотворения одновременно включает в себя и конфликт и центральную проблему произведения: поэт враждебно настроен к светским людям, поскольку они противоположны его романтичным идеалам. Противостояние нравственного героя и бездушной массы остается актуальным вопросом и по сегодняшний день.
История создания
Тургенев в своих воспоминаниях рассказывал о новогоднем празднике – бале-маскараде, на котором присутствовал и Лермонтов. По словам писателя, молодому человеку было явно неюутно в толпе людей, которые не давали ему покоя. Где-то в этой толпе был и российским император. Лермонтов же выглядел отрешенным и печальным.
Именно после этого бала поэт и написал стихотворение “Как часто пёстрою толпою окружён”, добавив авторский эпиграф, в котором чётко указывал дату события – первое января 1840 года. Этим он вызвал немалый гнев Николая Первого, сразу осознавшего, что за люди стали объектами этого поэтического обвинения. Определённым образом оно затрагивало и царскую семью, так что враждебное отношение к Лермонтову со стороны императора ещё более обострилось.
Опубликовано стихотворение было в “Отечественных записках” в год своего написания. Критики высоко его оценили: стало ясно, что на небосклоне российской поэзии всходит новое светило, причём это поэт гражданский, стремящийся обратить поэтическое слово на борьбу с пороками общества.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…»
«Как часто, пестрою толпою окружен. » — одно из самых сокровенных лирических стихотворений Лермонтова, посвященное возникшей еще в детские годы мечте о человеческом понимании, которой не дано осуществиться. Эта мечта была воплощена автором в его поэтических образах, противостоящих мертвой, холодной, бездушной реальности. Стихотворение имеет авторский эпиграф: «1-е января» и посвящено маскарадному балу, где присутствовал высший свет и императорская фамилия. Новогодний бал состоялся в ночь с 1-го на 2 января 1840 года в Большом каменном театре, на нем присутствовали Николай I и члены царской семьи. Создание и публикация стихотворения, описывающего бал с царствующими особами, было смелым поступком поэта Лермонтова. Это произведение косвенным образом задевало самого императора и, поэтому, обострило враждебные эмоции Николая I к автору.
Основная тема стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» — обличение жизненного «маскарада», холодной бездушности светского общества.
С первых же строк стихотворения автор воплощает идею маскарада, новогоднего бала с его «блеском и суетой». Он рисует веселый праздник при «шуме музыки и пляски». Но это только вступление, предваряющее дальнейший монолог автора. Уже в четвертой строке читаем:
«При диком шепоте затверженных речей…» и слышим резкую критику в адрес присутствующих. Сразу тускнеет блеск новогоднего бала, и мы видим совсем иную картину: «Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски…»
Все присутствующие будто надели маскарадные маски, чтобы скрыть свое бездушие, черствость и прочие пороки общества.
Вторая часть стихотворения «погружает» автора в особую атмосферу, когда то, что его окружает, оказывается призрачным, видимым «как будто сквозь сон», не затрагивающим глубин его личности:
Наружно погружаясь в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки.
А воображаемое прошлое оказывается для него подлинной реальностью, изображенной очень точно и с большой любовью:
Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится – и встают Вдали туманы над полями… И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье.
Противоречие между мечтой и бездушной действительностью вызывает у автора чувство протеста и он бросает вызов обществу:
«Когда ж, опомнившись, обман я узнаю И шум толпы людской спугнет мечту мою, На праздник не?званную гостью, О, как мне хочется смутить веселость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью.
За свою короткую жизнь Лермонтов создал столько произведений, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого А.С. Пушкина, став с ним вровень.
Композиция
Тема раскрывается Лермонтовым с помощью контраста между частями стихотворения, которое ярко демонстрирует пессимистические взгляды поэта и его мрачное настроение. Благодаря перекличке между первой и третьей частью он создаёт рамочную композицию.
Так, в первой части он воссоздает ретроспективу бала, где всё шумит и блестит, но люди скрываются за масками. Они веселятся и никак не хотят оставить в покое самого поэта, которому всё вокруг видится мертвенным и пугающим.
В противовес этому во второй части стихотворения выступают его детские воспоминания о родных местах, о долгих прогулках на природе и сладостном одиночестве, когда можно было просто оставаться наедине с жизнью.
И тем сложнее погрузившемуся в мечтания поэту возвращаться в бальную залу – поэтому третья часть не просто перекликается с первой, она наполнена гневом: поэт хочет бросить в лицо этим людям свой обличительный стих. Стихотворение написано четырёх- и шестистопным ямбом.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен. »
«Как часто, пестрою толпою окружен…» было создано Лермонтовым в 1840 году. Он посетил бал, приуроченный к празднованию нового года, на котором был сам Николай I. Поэт не мог оставить это мероприятие без внимания, поэтому написал стихотворение, в котором раскритиковал весь высший свет. Николай I увидев эпиграф произведения «1 января» был в шоке от наглости Лермонтова, он понял, что большей частью стихотворение адресовано ему.
Лирический герой здесь – это одинокий человек, чьи взгляды и принципы не совпадают с общественными. Он не намерен подстраиваться под общество, которое он не приемлет. Все люди на балу скрываются под масками. Ощущение, что под этими масками они прячут свои пороки. Люди в масках обезличены, они как «пестрая толпа».
Герою неприятно находиться среди этих людей. Вначале он описывает эту толпу, а затем углубляется в свои воспоминания. Он вспоминает свое детство и родные места, где любил проводить время. Затем герой возвращается к реальному миру и ставит некую точку, говоря о том, что хочет нарушить всеобщее веселье, бросив в глаза «железный стих».
Стихотворение написано ямбом. Поэт использовал все разнообразие художественных средств: от эпитетов до сравнений. Если говорить о фонетическом уровне, то в произведении присутствует ассонанс и аллитерация. Стиль стихотворения – романтический. В основе лежит конфликт лирического героя и высшего света. Лермонтов рассуждает о своем одиночестве, о пороках общества и о том, что люди как рабы готовы прислуживать власти.
Средства выразительности
Поэт использует достаточно много выразительных средств, что делает его произведение не только ярким и эмоциональным, но и насыщенным художественными образами. Так, Лермонтов употребляет следующие тропы:
Также в нём используется композиционная антитеза, которая помогает понять мироощущение Лермонтова и его отношение к поэтическому творчеству.