О чем стих лермонтова два великана
Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана» для читательского дневника
В статье вы найдете разбор стихотворения М. Ю. Лермонтова «Два великана» для читательского дневника, который включает в себя историю создания, краткое описание сюжета, главных героев с характеристиками, главную мысль произведения и личные впечатления (мой отзыв).
Текст стихотворения смотрите ниже.
Название произведения и автор: М.Ю. Лермонтов, «Два великана»
Полный текст:
История создания: произведение посвящено победе России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Написано в 1832 году.
Сюжет (краткое содержание):
В стихотворении описана битва 2-х богатырей-великанов: молодого из «далеких чуждых стран» (символически в этом образе показан Наполеон) и старого русского (в его образе воплощен Кутузов). Русский витязь с легкостью побеждает врага, всего лишь тряхнув головою. Побежденный молодой великан падает в море, и, скорее всего, погибает (так как упал на гранит).
Главные герои стихотворения и их характеристики:
Старый русский великан – мудрый, могучий, спокойный, сильный. Символизирует силу Руси в лице великого полководца Кутузова.
Молодой великан – пришелец, «дерзкий», очень молодой – «трехнедельный удалец», был очень быстро повержен русским витязем. Символизирует Наполеона и французскую армию с его самонадеянными планами захватить Россию.
Главная мысль произведения
В стихотворении Лермонтов гордится мощью и непобедимостью русской армии, Российского государства. Основную мысль произведения можно выразить пословицей «Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет». Никакому захватчику не удастся покорить Русь.
Мои впечатления (отзыв)
Читая это произведение, возникает гордость за свою страну и за наших великих русских полководцев. Стихотворение написано очень красиво, в нем в аллегорической форме, коротко и емко, отражена суть Отечественной Войны 1812 года.
Михаил Лермонтов — Два великана: Стих
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нём рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришёл с грозой военной
Трёхнедельный удалец —
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал;
Посмотрел — тряхнул главою…
Ахнул дерзкий — и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова
В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.
В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.
У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.
Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».
Анализ стихотворения «Два великана» Михаила Лермонтова
В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.
В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.
У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.
Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».
Стихотворение и анализ «Два великана»
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел — тряхнул главою.
Ахнул дерзкий — и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Краткое содержание
А. Кивщенко. Военный совет в Филях. 1880
Произведение, в аллегорической форме, повествует о поединке двух богатырей, олицетворяющих собою Россию и Францию (Александра Первого или же Кутузова и Наполеона). В стихотворении говорится о том, что русский великан находится в преклонных годах, и занял достойное место в истории своей страны. В отличии от Кутузова (Александра Первого), чужестранец (Наполеон) относительно недавно узурпировал власть, развязав кровопролитную войну с целым миром.
История создания
Это замечательное произведение Лермонтов написал ещё в юности, но, к сожалению, при жизни автора оно ни разу не печаталось. Стихотворение посвящено войне 1812 г. Его первая публикация состоялась в 1842 г. в журнале «Колокол». Лермонтова к этому моменту в живых уже не было.
Своё произведение юный поэт посвятил 20-ой годовщине победы над Наполеоновской армией. В то время в обществе ещё были сильны эмоции разочарований и потерь, связанные с нападением Бонапарта. После двадцати лет появилась возможность взглянуть на минувшее событие отстранённо, как на историческое событие.
Для Лермонтова война с наполеоновским войском двадцатилетней давности представлялась как историческое предание. Поэтому он сравнивает две армии с древними героями – великанами. Это произведение практически дословно Лермонтов использовал в своей поэме «Сашка» (гл. 1, строфа 7).
Жанр, направление, размер
Данное стихотворение относится к жанру патриотической лирики. К тому же, оно ориентировано на фольклор, а именно на солдатскую песню. Фольклорные черты заметны в использованной лексике («за горами, за долами», «хвать за вражеский венец») и в особой «простоте» поэтического размера – стихотворение написано четырёхстопным хореем. Рифмовка перекрёстная.
Композиция
Произведение включает в себя пять строф (двадцать строк). Композиционное «здание» построено на приёме антитезы (противопоставления): «спокойствие» – «наглый натиск», «следование традициям» – «нарушение старого уклада».
Образы и символы
Всё произведение представляет собой одну яркую аллегорию. Оно построено на противоборстве двух сил: русского народа с наполеоновской армией. Соответственно, для поддержания идеи исторически значимого противоборства молодой автор создал два ключевых образа:
Темы и настроение
Основная идея
Лермонтов доносит до читателей мысль о том, что победа всегда должна быть на стороне того, кто защищается, а не того, кто вероломно нападает. Прежде чем идти с войной на чужую страну, следует грамотно рассчитать свои силы и избавится от уверенности в собственном превосходстве над противником.
Средства выразительности
В произведении молодой Лермонтов использует следующие средства выразительности:
Михаил Лермонтов
Два великана (+ Анализ)
«Два великана»
Михаил Лермонтов
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далеких чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нем рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец, –
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел – тряхнул главою.
Ахнул дерзкий – и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Дата создания: 1832 г.
Впервые опубликовано в 1842 г. в «Отечественных записках» (т. 22, № 5, отд. I, с. 1).
В черновом автографе первоначально была еще одна строфа, затем вычеркнутая:
Страшны миру были оба
С гордым пасмурным челом;
Но в одном кипела злоба,
А презрение в другом.
Тема Наполеона, появившаяся у Лермонтова еще в 1829 г., приобрела в данном стихотворении, написанном в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г., патриотическое звучание (ср. «Поле Бородина»). В сказочно-аллегорической форме Лермонтов изображает поражение Бонапарта, «трехнедельного удальца», в столкновении с «русским великаном» — Россией. Стихотворение написано в духе народных солдатских песен, предвосхищая «Бородино».
А. О. Смирновой (В простосердечии невежды…) (+Анализ)
В последних четырех стихах имеется в виду ссылка Наполеона на остров Св. Елены, где он и умер в 1821 г.
Варианты первоначального автографа:
Из далеких южных стран *
а. Бедных карлиц между нами
Видел их орлиный глаз
б. Равных силой между нами
Не встречал еще их глаз
Уж гремел об них рассказ *
Страшны миру были оба[68] С гордым пасмурным челом;
Но в одном кипела злоба,[69] А презрение в другом
Но улыбкою одною *
Варианты авторизованной копии:
Уже гремел об них рассказ *
Но улыбкою одною *
Пришлец ахнул и упал!
И упал он в дальнем море *
Там, где море на просторе *
Над пучинами шумит *
[68] Страшны, сильны были оба
[69] а. Как в тексте.
б. Но в одном таилась злоба;
Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана» (1 вариант)
Воинская слава Отечества – один из основополагающих мотивов лермонтовского творчества. Авторские раздумья о подвиге и исторической памяти, прозвучавшие в «Поле Бородина», продолжает сказочная аллегория «Два великана», появившаяся в 1832 г. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетней годовщиной победы русских войск над французской армией.
Центральная тема стихотворения – противостояние двух бойцов, которые символизируют Россию и наполеоновскую Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Разнится и авторское отношение к каждому из героев.
Русский воин стар, но опытен, могуч и невозмутим, как былинный Илья Муромец. Его шапка напоминает читателю о позолоченных маковках русских церквей, и в первую очередь – о куполе колокольни Ивана Великого, символизирующей Москву. Золотой шлем-шапка – единственная деталь внешнего облика, упомянутая автором-сказителем.
Три пальмы (+ Анализ)
Оппонент «русского витязя» пришел из «далеких чуждых стран». Он знаменит, удачлив и быстр, но бесцеремонен и нагловат: однокоренные слова «дерзновенный» и «дерзкий» подчеркивают отрицательные черты иноземного героя. Насмешливое определение «трехнедельный удалец» намекает на нецарственное происхождение и скороспелый характер императорства Наполеона I.
Сказитель не скрывает собственные оценки: гордость и уважение к русскому великану, иронию к его иностранному «коллеге».
Антитеза, на которой основано лермонтовское творение, смоделирована по нескольким признакам: «спокойствие» – «наглый натиск», «следование традициям» – «нарушение старого уклада».
Преимущество витязя над пришельцем столь очевидно, что отпадает нужда в схватке. Собственно, никакого боя не происходит. На беспардонную выходку чужестранца, протянувшего руку к шапке-«венцу», русский воин отвечает взглядом и «улыбкой роковой». Затем следует движение головы, которого оказалось достаточно, чтобы оппонент испугался и «упал».
Используя преимущества организации художественного пространства фольклорных произведений, сказитель мгновенно «перемещает» поверженного наглеца в неведомые земли. Юный поэт намекает на последние годы Бонапарта, проведенные на отдаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает историческую аллюзию в общий сказочно-былинный контекст.
Возмездие не оборачивается смертью агрессора. В интонациях сказителя-гуманиста звучит благородное чувство снисхождения к побежденному.
Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова (2 вариант)
В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.
В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.
Песня (Желтый лист о стебель бьется…) (+ Анализ)
У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.
Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».