О чем романс варламова красный сарафан

Девушка-царевна. Красный сарафан. Сергей Есенин

«Красный сарафан» — известная русская песня, визитная карточка России. Музыку, столь пленившую иностранцев и покорившую не одно сердце, написал Александр Егорович Варламов (1801-1848), ученик Дмитрия Степановича Бортнянского (1751-1825), директора Придворной певческой капеллы в Санкт-Петербурге.

Наряду с Александром Алябьевым и Александром Гурилёвым составил основную тройку композиторов русского романса доглинковского периода.

Предположительно музыка для «Красного сарафана» была написана в 1832 г., в Москве. Уже после того, как Варламов сюда переехал из Санкт-Петербурга и получил должность помощника капельмейстера, а затем и «композитора музыки» при Императорских московских театрах.

Первая публикация — в песенном сборнике А.Варламова «Музыкальный альбом на 1833 год», куда вошло девять песен и романсов. Полное название — «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан». Автор слов — русский драматический актёр и поэт Николай Григорьевич Цыганов (1797-1832).

Эта песня получила, по словам академика АН СССР Б.В.Асафьева, «мировую известность». Композитор Николай Титов, которого М.И.Глинка и А.С.Даргомыжский называли «дедушкой русского романса», в своих воспоминаниях отмечал, что «Красный сарафан» произвел фурор, по своей популярности с ним мог сравниться только «Соловей» А.А.Дельвига — А.А.Алябьева.

Полный текст: http://a-pesni.org/popular20/nechej.htm

Впоследствии мелодия «Красного сарафана» была использована другими музыкантами: польским скрипачом и композитором Генриком Венявским (1835-1880) в вариациях для скрипки с оркестром «Souvenir de Moscou» (вместе с другой песней Варламова — «Оседлаю коня»), австрийским композитором Сигизмундом Тальбергом (1812-1871) в фортепианной «Фантазии на русские темы», а также русским композитором и виолончелистом, директором Санкт-Петербургской консерватории Карлом Юльевичем Давыдовым (1838-1889) — в переложении для виолончели.


В ноябре 2018 г. решил создать свою версию «Красного сарафана», заменив старинный текст Н.Г.Цыганова на слова Сергея Есенина. Используя свой метод поэтической инкрустации, создал новый вариант, который стилистически и драматургически отличается от оригинала, но сохраняет и раскрывает глубину и красоту русской музыки и слова.

Текст составлен из несколько переработанных фрагментов двух стихотворений Сергея Есенина: «Кручина» (1914) и «Троица» (1914). Они были опубликованы в первом прижизненном сборнике Есенина «Радуница», который вышел в Петрограде в январе 1916 г. в издательстве М.В.Аверьянова. И размещены там на соседних страницах.

Причём в моём варианте мистически оказались в перекрёстном виде: 1-я строфа «Кручины» и 1-я строфа «Троицы», 2-я строфа «Кручины» и 2-я строфа «Троицы», затем изменённая финальная строфа «Кручины».

Новому произведению дал название «Девушка-царевна».

ДЕВУШКА-ЦАРЕВНА
муз. Александр Варламов, сл. Сергей Есенин

Зашумели над затоном тихо тростники.
Плачет девушка-царевна у лесной реки.

Троицыно утро, утренний канон,
В роще по берёзкам белый перезвон.


Погадала красна девица в Троицын семик.
Расплела волна венок из белых повилик.

Тянется деревня с праздничного сна,
В благовесте ветра хмельная весна.

В перезвоне буйна ветра хмельная весна.


Девушка-царевна ходит вся грустна,
И играет пеной быстрая волна.
И играет нежной пеной быстрая волна.

Музыкальную основу составил самый известный и популярный инструментальный вариант (Der Rote Sarafan) из альбома «Russland» (1972), созданный Оркестром под управлением знаменитого немецкого дирижёра Джеймса Ласта (1929-2015).

Источник

О чем романс варламова красный сарафан

А. Варламов «Красный сарафан»

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафанАлександр Варламов. Имя этого выдающегося композитора хорошо известно любителям классической музыки не только в нашем отечестве, но и за его пределами. Его называют блистательным мастером и основоположником русского романса . Вокальные миниатюры талантливого музыканта, созданные в позапрошлом веке, обладают такой искренностью и чарующей прелестью, что с необычайной силой притягивают слушателей и в настоящее время. Все знаменитые романсы талантливого маэстро перечислить невозможно, но список его популярных произведений по праву должен возглавить «Красный сарафан», который называют жемчужиной вокальной лирики.

Историю создания романса «Красный сарафан», а также интересные факты, текст и содержание композиции читайте на нашей странице.

Краткая история

В нынешнее время никто не может назвать точную дату, когда из-под пера Александра Варламова вышел знаменитый романс «Красный сарафан». Искусствоведы только предположительно указывают на творческий период, который охватывает 1832-1833 годы.

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан

К тому времени композитор, пересёкший свой тридцатилетний рубеж, успел пройти обучение в Придворной капелле в Санкт-Петербурге, где своими незаурядными вокальными данными и яркой музыкальной одарённостью поразил директора учреждения, выдающегося композитора Дмитрия Степановича Бортнянского. Затем по рекомендации своего любимого наставника он уехал в Нидерланды, на работу в должности регента хора в русской посольской церкви, а по истечении четырёх лет, в силу определённых обстоятельств, вернулся в Санкт-Петербург, который принял его не очень радушно.

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан

Чтобы зарабатывать на жизнь Александру Егоровичу с большим трудом удалось устроиться преподавателем пения в Театральную школу, но помимо того давать частные уроки в домах аристократов и подрабатывать обучением певчих Семёновского и Преображенского полка. Постоянное места работы в Придворной певческой капелле, в качестве преподавателя пения, Варламову удалось получить лишь спустя шесть лет после возвращения на родину, то есть в начале 1829 года. Впрочем, данная работа, в основном основанная на духовной музыке, уже не вполне устраивала Александра Егоровича. Он в своём творчестве стал склоняться в сторону светского музыкального искусства, и как результат такого стремления талантливый музыкант дал первый на родине концерт, прошедший в Филармоническом обществе, на котором выступил, дирижируя симфоническими и хоровыми произведениями.

И всё же вскоре по совету друзей Варламов принял важное решение: оставить Петербург и переехать в Москву для работы помощником капельмейстера в Императорской театральной труппе. Новая обстановка Варламову сразу пришлась по душе. Он познакомился с такими ярко одарёнными людьми как Михаил Щепкин, Павел Мочалов, Александр Гурилев и Алексей Верстовский. Среди новых приятелей Александр Егорович особенно выделял актёра и поэта Николая Цыганова – человека откровенного, добродушного и чрезвычайно талантливого. Николай Григорьевич писал стихи, сочинял к ним мелодии и сам душевно их исполнял под гитарный аккомпанемент. Между композитором и актёром поэтом завязались тёплые дружеские отношения, и результатом такого творческого товарищества в 1832 или же 1833 году явился знаменитый романс «Красный сарафан». Данная вокальная миниатюра после премьерного исполнения очень быстро облетела всю Россию. Её запели и в великосветских салонах, и в крестьянских избах. Великая Полина Виардо «Красный сарафан» исполняла на каждом своём концерте, а Николай Васильевич Гоголь заставил напевать его мотив своего «приглуповатого» Хлестакова. Популярность композиции стала такова, что через год её напечатали, а впоследствии знаменитый романс стал входить практически во все издаваемые сборники песен.

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан

Интересные факты

Содержание и текст романса «Красный сарафан»

«Красный сарафан». Этот романс, написанный в стиле русской народной песни, можно с уверенностью отнести к композициям, в которых повествуется о женской доле. Положенный в её основу поэтический текст, построен в виде диалога матери и её дочери, которую собираются выдать замуж. Девушка просит «родимушку» не лишать её воли, не шить красный сарафан (одежду, которую одевали на невесту после венчания), а также не торопиться одну косу делить на две (на Руси замужние женщины заплетали две косы и затем укладывали их вокруг головы). Дочь умоляет матушку не торопиться с её замужеством, так как свободная вольная жизнь девушке милей всего. Тем не менее мать старается уговорить свою дочь и объясняет ей, что в замужней жизни есть свои счастливые моменты, например, появятся детки, которые будут приносить большую радость.

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан

Наполненная искренностью композиция, близкая по настроению к народной песне и отличающаяся особой выразительностью, написана в тональности Соль мажор и двухдольном тактовом размере. Она заключена в своеобразную куплетную форму и начинается с неторопливого лирического вступления. Далее следуют пять строф, в которых повествование следует от лица доченьки. Каждый такой куплет представляет собой восьмитактовый период, мелодическая линия которого начинается со скачка на сексту, а затем плавно опускается вниз. В шестой и седьмой строфе мотив и характер композиции меняется, так как в диалог вступает мать девушки. Тональность меняется на параллельный ми минор, а в мелодии появляются скачки на септиму, сексту, квинту и кварту. Восьмой и девятые куплеты можно обозначить в композиции, как кульминационные. Мелодия здесь вновь меняется, однако тематический материал продолжает звучать в ми миноре. В десятом куплете вновь возвращается первоначальная тема, а вместе с ней и мажорная тональность. Далее следует мелодия вступления, которая придаёт всей композиции определённую завершённость.

«Красный сарафан». Эта вокальная миниатюра, созданная Александром Варламовым почти двести лет назад, и сегодня пленяет слушателей выразительностью своей мелодии и искренностью переданного в нём чувства. Как и в былые времена, она пользуется редкостной популярностью и потому часто звучит в концертных залах в исполнении именитых певцов.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

А. Варламов «Красный сарафан»

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Цитатник

Моему лучшему другу Сандро-Поздравление в День его Рождения! &nbs.

В зимний день рождения для Саши (Сандро5) стихи Ирины Самариной в подарок С днем рождения тебя, С.

Музыкальный плеер

Стена

Поиск по дневнику

Сообщества

Статистика

Красный сарафан (романс)

Красный сарафан (романс)

«Красный сарафан»

— известная русская песня; автор стихов — Н. Г. Цыганов, композитор А. Е. Варламов.

Предположительный год создания и стихотворного текста, и музыки — 1832 г., первая публикация — в первом же песенном сборнике А. Варламова «Музыкальный альбом на 1833 год», куда вошло девять песен и романсов; по другим источникам, музыка была написала 1833 году; первая публикация — 1834 г..

Место рождения песни: Москва.

Хотя песня имеет авторство, она очень часто позиционируется как народная, а исполнители используют различные ее варианты; некоторые устаревшие слова постепенно заменились на более современные литературные (родимушка — родимая и т. д.).

Автор стихов

Поэт Николай Григорьевич Цыганов (1797—1832 или ).1800 −1833, возможно 1797—1831 своим современникам был более известен как драматический актер.

Поначалу он был актером в Саратове, затем поступил в московскую императорскую группу. Одновременно с актерской деятельностью Николай Цыганов писал и издавал свои стихи.

А кроме того, часто и сочинял мелодию к своим стихам. Обычно он сам был и первым исполнителем их, аккомпанируя себе на гитаре.

Николай Григорьевич Цыганов был участником кружка любителей пения при Малом театре.

Многие тексты Цыганова не сохранились: возможно, среди песен, чье авторство не установлено, есть песни Цыганова.

Композитор

В 1831 или 1932 году А.Варламов был переведен из Петербурга на службу в Москву — он поступил в Московскую императорскую театральную труппу помощником капельмейстера и «композитором музыки».

Очень часто он становился сам первым исполнителем собственных произведений.

Песня

Песня «Красный сарафан» написана в стиле русских народных песен. Такая стилистика была свойственна этому времени — шло становление русского искусства, и народные мотивы плавно и органично входили в структуру общей европейской культуры.

Это было время, когда стала активно развиваться русская национальная культура. Россия к 19 веку прочно вошла в европейский культурный мир, развивая собственные науки и искусства: литературу, театр, музыку, живопись…

Московская императорская труппа в те годы стала уделять много внимания национальному реальному колориту — это были первые шаги реализма в искусстве, и настоящие, живые народные мотивы — не только русские, но и вообще реальные — занимали всё большее место в творчестве.

Это относилось и к музыкальной культуре. Если Петербургская императорская труппа как приближенная к императорскому двору и свите больше соответствовала официозу, то Московская труппа, хоть и принадлежала той же императорской казне, все более отвечала народным устремлениям.

Работать в Петербургской императорской труппе, в приближении к императорскому дому, считалось престижнее.

Зато удаленная от официоза Московская труппа, имея те же льготы и государственные финансы (только финансов Московская труппа получала значительно меньше, чем Петербургская; правда, она и сама была значительно меньше, располагаясь лишь в двух театра – Большом и Малом), развивала песню задушевную, русскую лирическую песню.

Московская труппа в те годы стала генератором популярных песен; песни сочинялись и для концертов, и для постановок на сценах Большого и Малого театров (и драматические произведения и концерты шли тогда и на сцене Малого театра и Большого) — среди этих песен «Вниз по Волге-реке» А. Шаховского (1832) и «Когда-то жил в Англии царь удалой» Ф. Кони (1838).

Множество песен написал и артист Николай Цыганов. Среди этих песен был и «Красный сарафан», созданный предположительно в 1832 году. В это время А. Варламов начал активную работу в Московской труппе и положил стихи Н. Цыганова на музыку. Была ли эта песня сочинена к спектаклю или к концерту, а также кто стал первым ее исполнителем, — увы, неизвестно.

Песня соответствует русским народным мотивам о женской доле. Построена как разговор дочери-невесты, которой предстоит идти замуж в чужую семью, с матерью.

Первая публикация относится к 1834 году, издание «Русские песни Н. Цыганова», М. 1834 г., № 16. Заглавия не значилось, стихотворение называлось по первой строчке, а вот песня стала именоваться «Красный сарафан».

Песня сразу запомнилась московским зрителям, и те запели ее — как запомнили.
Вскоре песня «Красный сарафон» приобрела немалую известность и вышла за пределы Москвы, ее стали распевать по городам и весям и она стала одной из самых популярных русских песен.

Песня входила в издаваемые сборники-песенники. Ее стали включать в своей репертуар многие именитые певцы.

Из сб.: Антология русской песни / Сост., предисл. и коммент. Виктора Калугина. М.: Изд-во Эксмо, 2005: «Эта песня Цыганова получила, по словам Бориса Асафьева, «мировую известность».

Композитор Николай Титов, которого Глинка и Даргомыжский называли «дедушкой русского романса», в своих воспоминаниях отмечал, что «Красный сарафан» «произвел фурор», по своей популярности с ним мог сравниться только «Соловей» Дельвига — Алябьева».

Музыкальная энциклопедия: «…знаменитый „Красный сарафан“ пелся „всеми сословиями — и в гостиной вельможи, и в курной избе мужика“, и даже был запечатлен в русском лубке».

Песня «Красный сарафан» до сих пор по-прежнему известна и много исполняется новыми поколениями певцов.

Прослушать в разных исполнениях:

Авторский текст

Ныне песня известна в разных текстовых вариантах. Вот первоначальный авторский текст:

«Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан,
Не входи, родимушка,
Попусту в изъян!

Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне русую
В ленту убирать!

Пущай, не покрытая
Шелковой фатой,
Очи молодецкие
Веселит собой!

То ли житье девичье,
Чтоб его менять,
Торопиться замужем
Охать да вздыхать?

Золотая волюшка
Мне милей всего!
Не хочу я с волюшкой
В свете ничего!»

— «Дитя мое, дитятко,
Дочка милая!
Головка победная,
Неразумная!

Не век тебе пташечкой
Звонко распевать,
Легкокрылой бабочкой
По цветкам порхать!

А мы и при старости
Себя веселим:
Младость вспоминаючи,
На детей глядим;

Источник

О чем поется в романсе Красный сарафан

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан

Дочь просит маму не выдавать ее замуж и не расплетать ее кому.

Мать переживает за дочь, хочет поскорее выдать замуж, потому что боится, что та останется старой девой.

Мать сама не осознает, как ломает родной дочери жизнь своими стереотипными представлениями о жизни. В конце она подтверждает это словами о том, что мол, ей так тоже говорили в свое время, надо жить по системе и не важно, что ты можешь быть несчастлива в браке

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан

Почему я люблю музыку (классическую)?

Начну наверное с того, что на данный момент классическая музыка, не столь популярна, ведь она » не модная «.

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан

Когда в странах западной Европы происходило развитие академической музыки, Норвегия значительно отставала, поскольку была зависима от Дании. И только в конце XVIII века семья органистов и композиторов по фамилии Линнемановы положили начало в развитии норвежской академической музыки. Национальная музыка создавалась благодаря таким талантливым людям как:

· Хальфдан Хьерульф – композитор и дирижёр, который создал норвежский роман.

· Уле Булль – виртуозный скрипач и композитор.

· Рикард Нурдрок – композитор, что является автором песни Норвежского гимна.

· Эдвард Григ – великий композитор, дирижёр, музыкальный деятель, который создал множество народных песен и танцев.

· Кристиан Синдинг – это ещё один великий композитор после Эдварда Грига.

· Ф. Вален – композитор, применяющий в технике музыкальной композиции двенадцать тонов, которые гармонично сочетаются между собой.

Источник

Александр Варламов. Какой сарафан никогда не износится?

Песня всегда является маленькой дверцей в большую культуру. А уж откроется та дверца или нет — дело в первую очередь таланта.

О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть фото О чем романс варламова красный сарафан. Смотреть картинку О чем романс варламова красный сарафан. Картинка про О чем романс варламова красный сарафан. Фото О чем романс варламова красный сарафан

Русский романс довольно долго был в загоне. Потом возродился, и сразу в двух ипостасях: и с появлением исполнителей и слушателей старых романсов, и с возникновением нового жанра городской музыкальной культуры — бардовской песни.

Вспомним отцов-основателей этого замечательного явления, тем более что у одного из них — день рождения.

Учителем Варламова стал один из первых русских композиторов (украинского происхождения) — Дмитрий Бортнянский. Он и похлопотал за своего ученика перед великой княжной Анной Павловной. Дочь Павла I и сестра двух будущих императоров вышла замуж за Вильгельма Оранского (а ведь за пару лет до того к ней сватался Наполеон. И как знать). Но Анна стала королевой Нидерландов. Кто был в Голландии, знает, что там до недавнего времени существовала целая область, которая так и называлась — Анна Павловна.

Православную веру королева Нидерландов сохранила. А значит, ей были нужны и придворные певчие на месте. Руководить этой капеллой стал Александр Варламов.

Он живет между Гаагой и Брюсселем, успешно выступает и с собственными гитарными концертами. На гитаре он всегда играл намного лучше, чем на фортепиано.

Но по семейным обстоятельствам пришлось возвращаться. В Москве Варламов преподает, пишет первую русскую книгу по обучению вокалу, сочиняет первые романсы и ведет светский образ жизни, конечно. Мальчишник у Пушкина перед свадьбой — как пропустить? Святое дело.

А сочинить романс на стихи друга-поэта, очень рано ушедшего из жизни? Так появляется нашумевший на весь мир «Красный сарафан».

Кто забыл мелодию «Красного сарафана», может ее вспомнить хотя бы в исполнении шведского казака Николая Гедды (кстати, ему уже исполнился 91 год).

Какая барышня не пела про «красный сарафан»! Он зазвучал буквально везде: и в деревнях, и в императорских гостиных. И через границы. И через сто лет — отголоском в романе крупнейшего английского прозаика Голсуорси:

Диана заиграла «Красный сарафан», она вновь и вновь повторяла эту простую и красивую мелодию, словно гипнотизируя ею безмолвную фигуру мужа (Голсуорси, «Конец главы»).

В год смерти Варламова был издан альбом карикатур. На одной из них происходит обмен репликами:

Нравится ли Вам мой «Красный сарафан? — спрашивает Варламов.

— Могу сказать одно, — отвечает собеседник, — что он никогда не износится.

И вот уже скоро 200 лет, как романс не забывают. Как не забывают ни один из его романсов:

Фотографий здесь не будет. Ныне холёная Москва — один из самых пострадавших городов. Дома, где он жил, уже нет. Снесли недавно, во времена мэрства Лужкова, несмотря на протесты. Но обстановку можно как-то представить: в гостях у Варламова часто бывал Карл Брюллов (известен карандашный портрет Варламова его работы).

Все квартиры были съемными. Денег всегда не хватало. И в творчестве Варламова — не только лирика. Эпоха романтизма не могла не затронуть и «мятежную» струну:

Этот романс настолько часто исполнялся, что «напросился» и на пародию. Всем нам известную и совсем не злую пародию:

А жизнь все преподносила сложности. И с официальной работой возникли проблемы, и денег все меньше и меньше. Писатель Загоскин (романы «Юрий Милославский» и др). уговаривает композитора переехать в Петербург. Там Варламов быстро заболевает чахоткой и умирает.

Александр Варламов был два раза женат, в общей сложности у него родилось семеро детей. Самый младший, родившийся уже после смерти отца, стал весьма известным актером. Актер Константин Варламов был столь любим публикой, что в честь него в Питере выпускались папиросы под названием «Дядя Костя».

В английской Википедии написано, что советский джазовый музыкант Александр Варламов был правнуком Александра Варламова. Подтверждений в российских источниках я не нашла.

В 16 лет А. Варламов поет в капелле, а пение — это работа, и ему дают чин титулярного советника. С этим чином он и уйдет из жизни. Не приобрел других чинов. Но приобрел вечность, потому что стал одним из основоположников русского романса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *