О чем рассказывают скифские курганы 6 класс сообщение
О чем говорят скифские курганы
Подкурганные погребальные сооружения скифов различны: грунтовые могилы, сверху заваленные камнями, реже — каменные ящики.
Стенки некоторых могил выложены камнем, иногда они перекрыты бревенчатым накатом (последнее прослеживается в Крыму еще с эпохи энеолита). Инвентарь погребений беден: лепная посуда, небольшое количество бронзовых наконечников стрел, двухлопастных, позже трехгранных, обычно с шипами.
Торговые связи крымских скифов были в VII—VI веках до нашей эры мало развиты. Бедность большинства их могил, очевидно, была связана с еще слабой имущественной и социальной дифференциацией внутри родового общества. Привозные греческие изделия раннескифского времени обнаружены только на Керченском полуострове.
Датировка одного из раннескифских погребений в кургане на Темир-горе, в окрестностях Керчи, установлена благодаря найденному в нем родосскому расписному кувшину второй половины VII века до н.э. В погребении обнаружено несколько золотых и костяных деталей уздечного набора, а также костяные украшения, выполненные в раннескифском «зверином» стиле.
Одно из них сделано в виде головы орла с сильно загнутым клювом. Это богатое захоронение выделяется среди других, бедных, и свидетельствует о появлении у скифов имущественного неравенства.
В VII—VI веках до н.э. скифы предприняли походы в Переднюю Азию, вели успешную борьбу с войсками персидского царя Дария, вторгшегося на территорию Скифии. Победители обогащались: войны давали много добычи, с покоренных народов Азии скифы взимали дань, а пленных стали превращать в рабов, используя их труд в своем хозяйстве.
Одна из легенд, записанных Геродотом, рассказывает о варварском обычае скифов ослеплять своих рабов и использовать их в качестве простой тягловой силы.
На шее покойника была надета массивная золотая гривна, деревянный колчан для стрел украшала бронзовая фигура львицы, обтянутая листовым золотом. Интересны бронзовые уздечные украшения, одно — в виде летящего орла, второе — в виде грифона с орлиным клювом.
Погребения V века до н.э. на Керченском полуострове особенно богаты: в них найдено большое количество греческих вещей, сопровождаются они и конскими захоронениями, которых в центральном и западном Крыму в это время мы не знаем.
Близ Нимфея исследовано шесть курганов с основными погребениями в виде прямоугольных ям, перекрытых каменными плитами, заваленными сверху камнями и засыпанными землей. Из предметов, найденных в этих курганах, особенно интересен по исполнению уздечный набор с бронзовыми бляхами — одна в виде львиной головы с раскрытой пастью.
Часть золотых украшений нимфейских курганов (изображения сфинксов, Афины, Горгоны и др.) выполнена, вероятно, боспорскими мастерами. Золотые подвески, ажурные ожерелья, печати, шлемы и другие вещи говорят о появлении роскоши в быту знатных скифов Керченского полуострова. Состав инвентаря богатых скифских погребений Нимфея и Ак-Буруна (V век до н.э.) определяется экономическими и культурными связями скифской аристократии с городами Боспора.
Итак, археологическими находками подтверждаются письменные свидетельства о росте богатства, об имущественной и социальной дифференциации, происходившей в скифском обществе в VII—V веках до н.э. Беглые замечания древнегреческих авторов Фукидида, Ксенофонта, Платона и Аристотеля позволяют судить о растущей военной силе скифов, о дальнейшем укреплении союза их племен.
история
четверг, 26 января 2012 г.
Скифские курганы
Неполные и отрывочные сведения о скифах сохранились в трудах греческих и римских авторов. Наиболее подробно рассказано о скифах в IV книге «Истории» Геродота, греческого историка V в. до н. э.
Скифы верили в загробную жизнь, поэтому вместе с царем хоронили одну из его жен, слугу, вестника, коней, виночерпия, конюха, повара, отборный скот и зарывали золотые сосуды. Над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше, а через год вокруг кургана выставляли 50 чучел из коней и прикрепляли к ним убитых слуг.
У рядового скифа, после смерти не было столько почестей, его везли только лишь к родственникам и друзьям, которые устраивали поминки. Этот обряд длился 40 дней, после чего его хоронили.
Многие предметы найденные в курганах были изготовлены скифами, но некоторые из них были греческого происхождения. Это объясняется тем, что торговля с греческими городами-колониями Северного Причерноморья составляли большую часть бюджета скифов. Скифы поставляли в греческие города скот, шкуры, рабов, зерно и в замен получали золотые украшения греческих мастеров, масло, вино и т. п. Интересными для историков из найденных предметов в скифских курганах были те, на которых изображались эпизоды из жизни скифов: сцены военных действий, быта или охоты.
Геродот отметил в своей книге, что у скифов не было укрепленных поселений, а первое укрепленное городище появилось в конце V в., позже того времени, когда Геродот путешествовал по скифской земле.
К концу III в. до н. э. образовалась Малая Скифия со столицей Неаполь на реке Салгири, сейчас это восточная окраина современного Симфереполя (АРК, Украина), просуществовала до конца III в. н. э. Образовалась Малая Скифия в следствии натиска фракийских племен, пришедших с Балканского полуострова; из-за Дона в степи Северного Причерноморья пришли сарматы и во владениях скифов остались степной Крым и небольшая территория по нижнему Днепру и Бугу. Но под дальнейшим натиском сарматов скифам пришлось перенести свою столицу с нижнего Днепра в Крым.
Остатки скифского Неаполя |
В это время в культуре и хозяйстве скифов произошли большие изменения. Больше не было скифских кочевников, стали вести оседлый образ жизни и заниматься земледелием, которое приносила им хорошую прибыль, торгуя с греческими городами. Сарматы повлияли на изменение вооружения и некоторых предметов быта и украшения. Столица Малой Скифии Неаполь была построена по образцу греческих городов. В городе построили частные и общественные каменные здания, в центре сделали площадь и поставили статуи, а сам город укрепили мощной оборонительной стеной. Представителей царского рода и знать перестали зарывать в курганах, хоронили в каменном мавзолее, который строили у городской стены Неаполя, обычных скифов хоронили на кладбище рядом с городом.
Скифские курганы
Скифы — древние племена, жившие на территории Юга нашей страны. В VII — III вв. до н. э. скифы населяли обширные пространства степей между устьем Дуная и Доном. Это была группа племен, родственных по культуре и языку. Одни племена занимались земледелием и вели оседлый образ жизни, другие были кочевниками-скотоводами. В скифском племенном союзе господствующее положение занимали кочевники — царские скифы. Им были подвластны все остальные племена. Во главе племени царских скифов стояли наследственные вожди, которых греки называли царями.
Неполные и отрывочные сведения о скифах сохранились в трудах древнегреческих и римских авторов. Наиболее подробно рассказано о скифах в IV книге «Истории» Геродота, греческого историка, жившего в V в. до н. э. Ценные материалы, существенно дополнившие письменные источники, были получены благодаря археологическим раскопкам скифских поселений и особенно курганов — могильных насыпей.
Геродот ярко и красочно описал обряд похорон вождей царских скифов — царей. Кладбище скифских царей, по Геродоту, находилось в местности Геррос, где-то в районе Днепровских порогов. После смерти царя в этой местности рыли большую четырехугольную могилу. Покойника бальзамировали: извлекали внутренности, заполняли пустоты ароматическими травами и намазывали труп воском. Затем на траурной колеснице покойника возили по всем подвластным ему племенам. Скифы в знак траура отрезали себе часть уха, расцарапывали рот иное, протыкали стрелами левую руку.
Золотая ваза с изображением скифов из кургана Кулъ-Оба
После того как траурная процессия объезжала все подвластные племена, царя хоронили. Скифы верили в загробную жизнь, поэтому вместе с царем хоронили одну из его жен, виночерпия, повара, конюха, слугу, вестника, коней, отборный скот и зарывали золотые сосуды. Над могилой насыпали курган, стараясь сделать его как можно выше. Через год вокруг кургана расставляли 50 чучел княжеских коней, насаженных на колья, с убитыми слугами.
Когда умирал рядовой скиф, то покойника везли лишь к родственникам и друзьям. Каждый из них устраивал поминки. Этот обряд длился в течение 40 дней, после чего происходили похороны.
Многое из того, о чем писал Геродот, подтверждено археологическими данными. На обоих берегах реки Днепра, недалеко от города Никополя, находятся знаменитые царские курганы скифов. Наиболее известные из них — Чертомлык, Солоха и Мелитопольский. Большинство царских скифских курганов относится к IV—III вв. до н. э. — периоду наибольшего экономического и политического могущества скифов. К этому времени у них возросло имущественное неравенство и усилилась царская власть.
Курганы скифской знати представляют собой огромные земляные насыпи высотой до 20 м и диаметром основания более 200 м.
Погребальные сооружения состоят из глубокого колодца — входа и коридоров с подземными нишами-камерами. Знатных скифов клали в могилы в богатом уборе. На покойника надевали массивные золотые шейные гривны, бусы, золотые серьги, браслеты. Одежда, головной убор, погребальное покрывало были обшиты золотыми бляшками с различными изображениями. В могилу мужчин-воинов обязательно клали большой набор оружия: железные мечи, украшенные золотом, копья, луки со стрелами, положенными в специальный футляр (горит), оправленный золотой пластиной, бронзовые панцири, пояса, шлемы.
В специальных нишах ставили золотые и серебряные сосуды для питья. В большие бронзовые котлы клали пищу для покойников: часть туши лошади или коровы.
В царских курганах, таких, как Чертомлык и Солоха, найдены погребения насильственно умерщвленных людей — жены царя, дружинников, слуг. С этими близкими к царю людьми также клали в могилу много имущества. Недалеко от царских гробниц обнаружены погребения конюхов, а рядом с ними в специальных ямах — захоронения лошадей. Это были верховые кони царя: на уздечках у них золотые, серебряные и бронзовые украшения. Встречаются в царских скифских курганах остатки погребальных колесниц и упряжных коней, на которых возили повозку с трупом царя.
Часть предметов, найденных в погребениях скифских царей и знати, сделана скифами, но многие вещи изготовлены греческими мастерами, жившими в греческих колониях — городах Северного Причерноморья.
Особенно интересны для историка предметы, на которых изображены картины из жизни скифов: военные эпизоды, сцены быта или охоты.
Скифы поставляли в греческие города Северного Причерноморья зерно, шкуры, скот, рабов и в обмен на них получали ювелирные изделия, вино, масло и т. п. Барыши от торговли с греками составляли важную статью доходов скифской знати.
Сцена из жизни кочевых скифов на вазе из кургана Кулъ-Оба. Слева—два скифских воина беседуют, третий натягивает тетиву на лук. Справа—один скиф вырывает зуб, а другой бинтует ногу раненому.
Скифы-кочевники жили в кибитках или в войлочных переносных юртах. Глиняные модельки скифских кибиток были найдены при раскопках, а изображения скифских юрт — в одном из склепов в Керчи. Следов от поселений кочевников не сохранилось. Зато археологам хорошо известны неукрепленные поселения земледельческих племен скифов, особенно в окрестностях города Ольвии и по нижнему течению Днепра.
Геродот отмечал отсутствие укрепленных поселений у скифов. И действительно, первое значительное укрепленное городище у них появилось только в конце V в. до н. э., т. е. позже того времени, когда Геродот путешествовал по земле скифов.
Это городище находилось на левом берегу Днепра, на землях современных сел Каменки и Большой Знаменки, Запорожской области. Оно занимало огромную площадь — около 12 км — и было обнесено земляным валом и рвом. По гребню вала в древности шла кладка из сырцового кирпича. В южной части городища было сооружено дополнительное укрепление — цитадель, последнее убежище в случае нападения врагов; вместе с тем цитадель была и наиболее богатой частью городища: здесь жила скифская знать. В IV—III вв. до н. э., т.е. в ту эпоху, к которой относятся курганы, городище было главным ремесленным, а возможно, и политическим центром всей Скифии. Здесь изготовляли железные орудия труда, предметы конского убора, бронзовые наконечники стрел и различные украшения. Изделия ремесленников-металлургов были предназначены не только для жителей городища, но и для широкой продажи.
К концу III в. до н. э. территория, занятая скифами, значительно сократилась. С запада скифов оттеснили фракийские племена, пришедшие с Балканского полуострова, из-за Дона в степи Северного Причерноморья продвинулись сарматы. Во владении скифов остались лишь степной Крым и небольшой район по Нижнему Днепру и Бугу. Под натиском сарматов центр скифского царства был перенесен с Нижнего Днепра в Крым. Столицей стал город Неаполь на реке Салгире (на восточной окраине современного Симферополя). Эта так называемая «Малая Скифия» просуществовала до конца III в. н. э.
В это время происходят значительные изменения в хозяйстве и культуре скифов. Основным занятием большинства скифских племен стало земледелие. Продажа хлеба греческим городам Северного Причерноморья приносила большую часть доходов скифской знати. Видя, как выгодна заморская торговля для греческих городов, скифы не раз пытались захватить эти города.
В культуре поздних скифов сильно стало сказываться греческое влияние, с одной стороны, и воздействие сарматских племен — с другой. Под влиянием сарматов изменилось вооружение (появились длинные мечи и копья), отдельные предметы быта и украшения скифов. Город Неаполь по образцу греческих городов был укреплен мощной оборонительной стеной с башнями. В нем построили частные и общественные каменные здания, на площади поставили статуи. Представителей царского рода стали хоронить в каменном мавзолее, построенном у городской стены Неаполя, а рядовых скифов — на кладбище недалеко от города.
Частые войны скифов с греческими городами и военные столкновения с сарматскими племенами, продвигавшимися на запад, сильно ослабили скифское царство. В конце III в. н. э. скифское царство было завоевано германскими племенами (готами и другими), пришедшими из Прибалтики. Скифы были частично уничтожены, частично слились с пришлыми племенами. На рубеже V—VI вв. н. э. на части территории, ранее занятой скифами, расселились славянские племена.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Доклад о скифах — краткое сообщение
Мы подготовили несколько докладов на тему «Скифы». Узнайте о происхождение этого древнего племени, их культуре и образе жизни, а также найденных артефактах. Рекомендуем использовать материал из нашей статьи для подготовки школьного реферата.
Доклад 1
Скифы представляют собой общность родственных племен североиранской языковой группы и индоевропейской семьи, которые составляли основное население Северного Причерноморья. Их жизнь была тесно связана с сарматами, массагетами и саками. Ученые выделяют 2 версии их распространения и происхождения. Первая версия гласит, что основная группа племен скифов вышла из Средней Азии либо Сибири, а потом они смешались с племенами, которые населяли Причерноморье. Вторая утверждает, что скифы были потомками срубной культуры (бронзовая эпоха) и они расселялись в направлении на Запад от Поволжья.
Основная зона скифского расселения простирается между нижних течений Дона и Дуная на юге. Что касается северных границ, то точно их невозможно определить. Данный воинствующий народ в VII ст. до н.э. завоевал территории Сирии, Палестины и Мидии, установив свое господство в Передней Азии. Спустя столетие их вытеснили мидийцы. Согласно исследованиям древнегреческого историка Геродота современные ученые узнали, что было несколько племенных разделений скифов:
— господствующие скифы царские
— скифы-кочевники
— эллино – скифы
— алазоны (обитали на севере)
— пахари (жили на крайнем севере)
Царские скифы жили на берегах Азовского моря и в степной части Крыма. Скифы-пахари жили в лесостепной зоне, преимущественно между Днестром и Днепром. А скифы-кочевники освоили степи Поднепровья. Свои поселения они обустраивали на холмах, удобных для обороны и окружённых земляными валами и рвами. Этот народ известен благодаря высокому мастерству ремесленников. Особенно распространённым было кузнечество, гончарство, ткачество. Скифы выплавляли железо и бронзу.
Союз скифских племен имел похожие черты с государством рабовладельческого строя. В его главе стоял наследственный царь. Его власть ограничивалась союзным советом и народным собранием. В племени существовала ясная система классового разделения, которая выделяла дружинников, военную аристократию и касту жрецов.
После победной войны в 512 г. до н. э. с персидским правителем Дарием I, скифы еще больше утвердились на политической арене. Расцвет племени припал на IV век до н.э., когда у власти пришел царь Атей, устранив своих конкурентов. Ему удалось объединить все племена и расширить границы Скифии от низовьев Дуная до Азовского моря. В 339 г. до н. э. Атей погибает в войне с македонским царем Филлипом II и в 331 году до н. э. в западные пределы скифов вторгся наместник македонского царя. К III веку до н.э. племя под натиском сарматов остаточно растеряло свои территории, сконцентрировавшись на Крымском полуострове. Сюда они перенесли столицу – Неаполь скифский. Крымский период расцвета скифов приходится на II век до н.э. В своих руках они сосредоточили власть над торговлей рабов и хлебом. В Крыму скифское государство просуществовало до середины III века н.э. Оно было разгромлено готами, которые подчинили их себе.
Доклад 2
Скифы – народ, населявший в древности прилегающие к Черному морю степные пространства на юге нынешней Европейской России и пришедшей, скорее всего, с востока на смену более древним «киммерийским» обитателям этой страны. Время поселения здесь народа, известного у греков под именем скифов, а у персов под именем саков (сами скифы называли себя, по словам Геродота, сколотами) трудно определить в точности. Уже Гомер говорит о живших за фракийцами и мисийцами гиппомолгах («доителях кобылиц»), галактофагах («питающихся молоком») и абиях, и некоторые современные ученые, вслед за Страбоном, готовы видеть в них скифов; но имя скифы впервые упоминается в приводимом Страбоном стихе Гесиода.
Первые достоверные сведения о скифах мы имеем в свидетельствах древнееврейских пророков Иеремии и Иезекииля о набеге на Азию кочевников, в которых можно предполагать это племя (VII в. до Р. Хр.), в надписях воевавшего со скифами персидского царя Дария (VI в.) и наконец в «Истории» Геродота (V в.), четвертая книга которой в значительной части её посвящена описанию Скифии и похода Дария на скифов. Геродоту мы обязаны чуть ли не всеми нашими знаниями о скифах. Он побывал на северных берегах Понта, имел возможность пользоваться хорошими источниками, и новейшие археологические исследования, сплошь и рядом подтверждающие его сообщения, показывают, что мы можем положиться на его точность и правдивость. Кроме него, некоторые дополнительные сведения дают нам из древних писателей лишь Гиппократ, «Скилак», Страбон, Мела и Плиний.
Геродот рассказывает, что скифы жили по берегам Меотиды и Понта Эвксинского (Азовского и Чёрного морей), от Танаиса (Дона), отделявшего их владения от земли савроматов (сарматов), до Истра (Дуная), занимая пространство на 20 дней пути вглубь страны. Соседями скифов были на западе агафиросы, а затем (по направлению к востоку) невры, андрофаги, меланхлены, будины, гелоны и наконец савроматы за Доном. Область скифов орошалась большими реками: Борисфеном (Днепр), Гипанисом (Буг) и Тирасом (Днестр), кроме которых Геродот называет еще три, до сих пор не приуроченные окончательно к определенным пунктам на современной карте: Пантикап (Ингулец?), Гипакирис (Каланчак?) и Герр (Конка или, быть может, Молочная?). Страна скифов представляла собой безлесную степь, за исключением поросшей деревьями местности на морском побережье, к востоку от Борисфена, носившей название Гилеи (т. е. Полесья).
Скифы распадались на отдельные племена. К западу от Борисфена и по обоим берегам его жили каллипиды (смешанное племя, которое Геродот называет «эллино-скифами»), алазоны, скифы-пахари и скифы-земледельцы, к востоку же от названной реки скифы-кочевники и скифы царские, которые были самым могущественным из скифских племен и «считали остальных скифов своими рабами». Западные скифские племена, как показывают уже названия «скифы-пахари» и «скифы-земледельцы» были оседлыми и земледельческими, восточные же, по-видимому более значительные, состояли из занимавшихся скотоводством кочевников.
Большинство сообщений Геродота, как и других писателей древности, о жизни скифов относятся, как можно полагать, к кочевым племенам, а некоторые авторы, как бы забывая даже о существовании земледельческих племен, изображают всех скифов кочевниками. Так, например, по словам Гиппократа и других, жилище им заменяла крытая войлоком кибитка, в которую запрягались несколько пар волов; мужчины проводили большую часть жизни на коне. Отыскивая хорошие пастбища для своих стад, скифы кочуют по степи, не оставаясь подолгу на одном месте и т. д. Во главе отдельных скифских племен стояли предводители или цари племени. Одно племя, жившее в области Герр у Днепра, имело ту привилегию, что из его среды избирался царь всех скифов.
Около 630 до Р. X. скифы, по рассказам древних историков, вторглись в Мидию и проникли в область Евфрата и Тигра и в Сирию до Египта. Они сокрушили могущество Ассирийского царства, но через десять приблизительно лет снова были вытеснены из Азии царём мидян, Киаксаром. Чтобы наказать их за это нападение на Мидию (так, по крайней мере, думает Геродот), персидский царь Дарий I переправился в 515 г. с 700,000 человек по наведенному через Фракийский Боспор мосту в Европу и проник через Фракию в страну скифов. Избегая сражения скифы отступали к востоку, и персы по их следам зашли за Танаис, но утомленные бесплодным, истощавшим их силы преследованием, вернулись той же дорогой к Истру и оттуда через Фракию в Азию. Все описание этого похода у Геродота отличается совершенно легендарным характером. По-видимому Дарий, как сообщает уже Страбон, не проникал вглубь Скифии дальше так называемой Готской пустыни, т. е. области между Дунаем и Днестром.
С этого времени в течение нескольких столетий мы не узнаём почти ничего важного о скифах у древних историков. Лишь понтийский царь Митридат Великий снова вступил в войну с ними, когда под его протекторат, не будучи в силах бороться с притеснявшими их соседними скифскими племенами, поставили свои владения династы греческих городов на Понте. Митрадат очистил от скифов весь Таврический полуостров. Когда, победив Митридата, римляне подчинили своему влиянию боспорских царей и завязали торговые сношения с народами на берегах Понта и Меотиды, то и они, в особенности после покорения Дакии Траяном, познакомились ближе со страной скифов. Но во II – III в. до Р. X. скифы были уже покорены или вытеснены надвинувшимися с востока сарматами.
Доклад 3
Когда-то давным-давно, начиная со второй половины VIII — начала VII в. до н. э., на необъятных просторах степной и лесостепной зон Евразии от Причерноморья до Саяно-Алтая кочевали загадочные народы. Античные писатели и историки называли их «скифами».
Но уже сами древние авторы вкладывали в это понятие разные значения. Под «скифами» понимались и племена, жившие только в районе Северного Причерноморья, и прочие народы, обитавшие на достаточно удаленных друг от друга территориях. Позднее термин «скифы» нередко применялся по отношению ко всем народам, населявшим евразийские степи, будь то кочевые племена или наши предки славяне. Даже Русское государство в некоторых средневековых сочинениях именовалось Скифией.
Но откуда и когда пришли представители скифской культуры в европейские степи, где с ними и познакомились древние греки, оставившие самые полные описания этого народа? До прихода сюда скифских племен здесь жили народы, также говорившие на иранских языках. Самыми известными из них были киммерийцы. История киммерийцев также полна тайн. На сегодняшний день точно не установлено, кто такие киммерийцы. Одни исследователи считают, что киммерийцы — это родственные скифам кочевые народы, существовавшие с ними в одно время. Другие ученые предполагают, что понятие «киммерийцы» может быть одним из названий самих древних скифов. По легенде, которую приводит греческий историк V в. до н. э. Геродот, скифы-кочевники, пришедшие из Азии, изгнали киммерийцев с территории Северного Причерноморья. Но тот же Геродот в своей «Истории» приводит и другие легенды скифов. Согласно им, эта цивилизация в Северном Причерноморье жила извечно.
Легенды мало помогают решению вопроса о происхождении причерноморских скифов. Не дают прямого ответа и археологические источники. Ведь большинство скифских племен вело кочевое хозяйство и могло передвигаться на огромные расстояния за короткое время. Да и выделить их предков среди множества родственных племен со сходными чертами культуры очень сложно. Все же большинство ученых склоняются к тому, что основное ядро скифов Причерноморья составляли племена, пришедшие с востока, из за Волги.