О чем рассказы гайдара
Краткое содержание рассказов Аркадия Гайдара
Аркадий Гайдар – писатель, ставший в советское время одним из основоположников детской литературы.
Творческий путь Аркадия Гайдара начался в 1925 году с повести «В дни поражений и побед», рукопись которой он принес редактору популярного ленинградского альманаха «Ковш» с просьбой напечатать. Редактору повесть понравилась, поэтому она и увидела свет. Настоящий же успех принесли писателю «Р.В.С.» (1926), «Школа» (1929), «Четвертый блиндаж» (1931), «Судьба барабанщика» (1938), «Чук и Гек» (1939), а также великое множество других.
Гайдар умел говорить со своими читателями честно, смело указывал на главные ценности в жизни и в своих книгах рассказывал о трудностях, с которыми юному читателю придется столкнуться в жизни. Видимо поэтому так полюбилась советским школьникам повесть «Тимур и его команда» (1940), главному герою которой, мальчику Тимуру, подражали тысячи советских ребят. После выхода в свет этой повести в нашей стране появилось целое общественное движение тимуровцев. Его участники помогали ветеранам и старикам. Главных героев этого произведения писатель назвал Женя и Тимур по именам своих детей.
Большое количество произведений Гайдара, в том числе «Бумбараш», «Синие звезды», вторая часть «Школы», осталось незаконченным, так как писатель рано ушел из жизни – он героически погиб в 1941 году на Украине, спасая боевых товарищей.
В наше время произведения Гайдара часто переиздают и переводят на другие языки. Впервые в истории нашей страны в 1972 году был открыт памятник придуманному Гайдаром литературному герою – Мальчишу-Кибальчишу. Кроме того, по произведениям Аркадия Петровича снято огромное количество фильмов, в числе которых: «Бумбараш», Тимур и его команда», «Судьба барабанщика». В подмосковном Клину, где писатель жил несколько лет и написал «Тимура и его команду», работает посвященный его творчеству музей, в Хабаровске открыт мемориал памяти писателя, а в Арзамасе, где когда-то он начинал свою карьеру революционера, именем писателя названы педагогический институт, школа и одна из улиц.
Краткое содержание рассказов Гайдара
Военная тайна
Главную героиню повести Натку Шегалову одолевает мечта стать летчицей, однако судьба ей не даёт такой шанс и предоставляет воспитывать детей в пионерском лагере. Натка очень расстроена данным исходом, ведь её мечта становится всё дальше от неё Читать далее
Голубая чашка
Семья автора отправилась на дачу. Планы их рушатся, кроме того их обвиняют в том, что они не делали. Обидевшись они проходят множество испытаний. Встречают ребят, деда сторожа, видят знаменитого Полкана. Читать далее
Горячий камень
Одинокий старик со сложной судьбой поймал однажды у себя в саду Ивашку Кудряшкина, мальчишку, который хотел оборвать его яблоню. Оставшись безнаказанным, ушел мальчик куда глаза глядят, пока не очутился на болоте Читать далее
Дальние страны
Рассказ о детстве деревенских мальчишек. Дружили на разъезде Васька, Петька и Серёжка. Пусть Серёжка самым вредным был: то подножку поставит, то фокус покажет такой, что можно запросто угодить в сугроб. Читать далее
Дым в лесу
Защищать, не смотря ни на что – геройский поступок, достойный восхищения. Если же человек, к тому же защищает Родину, это тем более достойно высочайшей похвалы. Отважность, решимость – этого иногда мало, нужно любить свой край, людей, живущих там Читать далее
На графских развалинах
Димка – паренек, который очень смелый среди своих сверстников. Может внешне он ничем не отличается, но в душе его страх может быть достаточно легко победим. Дима любит играть сам с собой в старых, уже полуразвалившихся сараях Читать далее
Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове
В мирное, после военное время проживал мальчик Кибальчич. И не осталось ни одного буржуя, так как разогнала их Красная Армия. Потихоньку стало всё расти и хозяйство нужно было поднимать! Читать далее
Совесть
Чтобы не получить плохую оценку, из-за не выполненного домашнего задания, ученица, решается прогулять урок. Чтобы никого не встретить из знакомых по пути, девочка идёт в сторону рощи. Идя по роще, Нина решает оставить в кустах, пакет с обедом Читать далее
Судьба барабанщика
В одной деревне жил себе обыкновенный мальчик. Он ходил в школу, и всё у него было не плохо, даже учился играть на барабане. Отец рано овдовел, и привёл сыну мачеху Валентину. Читать далее
Тимур и его команда
Детско-юношеская повесть «Тимур и его команда» была написана советским писателем Аркадием Гайдаром в 1940 году. До великой отечественной войны еще пять лет, советский народ еще не знает о том, какие испытания выпадут на долю страны. Читать далее
Четвёртый блиндаж
Сорванцы, Колька, Нюрка и Васька, отдыхали летом в дачном поселке. Проводили время ребята, играя и веселясь, не обходилось и без ссор. Читать далее
Чук и гек
Чук и Гек – два. Они обитают в городе Москве. У них есть родители, но с ними пока живет только мама, так как отец работает в тайге, у самых Синих гор, как он писал в письме семье. Дети живут смеясь, веселясь Читать далее
Школа
В произведении «Школа» рассказано об исторических событиях 16 – 18 годов 20 века. Мы знакомимся с главным героем Арзамаса – молодым юношей Борисом. Читать далее
Об авторе
Аркадий Петрович Гайдар – настоящий феномен в русской культуре. С детства мальчик отличался стойкостью характера и дисциплиной. Когда война забрала на фронт его отца, он принял решение ехать следом за отцом. В 14 лет он участвовал в Гражданской войне, а когда Аркадию исполнилось семнадцать лет, он стал командиром полка.
Во время военных действий Гайдар получил ранение, его контузило. Писателю пришлось оставить военную карьеру. Конечно, есть не менее правдоподобные версии о заболеваниях Гайдара. Найдены документы, в которых говорится о пребывании писателя в психиатрической больнице. За превышение должностных полномочий Аркадия Петровича хотели расстрелять, но наказание не было исполнено, поскольку он был признан психологически нездоровым. Очевидцы говорят о том, что после ранения Гайдар стал чрезмерно раздражительным, с его стороны были совершены попытки суицида, неадекватное и агрессивное поведение. С этого момента он начал заниматься литературной деятельностью. В писательском ремесле ему помогали С.Семенов и К. Фелин. Первым произведением, которое он решается опубликовать становится произведение «В дни поражений и побед». К сожалению, высокой профессиональной оценки это произведение удостоено не было, Аркадий Петрович не намеревался отказываться от литературной деятельности.
Через некоторое время Гайдар уезжает на Дальний Восток и начинает писать в газету «Тихоокеанская звезда». Темы для статей были самые разнообразные: про растениеводство, сельское хозяйство и т.д. В этот период он начинает писать детские рассказы, среди которых такие известные, как «Чук и Гек», «Военная тайна», «Дальние страны». До сих пор книги Гайдара не теряют своей актуальности, по их мотивам создано немало кинематографических картин.
Новое в блогах
Советские ужасы в книгах Гайдара.
Друзья, думаю все вы знаете детского советского писателя Аркадия Гайдара — в СССР это был чуть ли не главный детский советский писатель, который вместе с советскими пропагандистскими книжками про Ленина и Октябрь был ответственен за формирование «советской идентичности» и прививание подрастающему поколению советских мемов.
Про личную трагедию Аркаши Голикова я уже рассказывал вот в этом посте — Аркадий до конца дней мучился ужасами «Гражданской войны» и говорил «мне часть сняться люди, убитые мною в детстве». А сегодня я хотел бы разобрать несколько произведений Гайдара — чтобы показать вам, насколько они на самом деле страшные. И вот этой жутью с утра до ночи кормили детей — превращая многих из них в законченных совков.
Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о советских ужасах в книгах Гайдара. Обязательно заходите под кат, пишите ваше мнение в комментариях, ну и в друзья добавляться не забывайте. И на телеграм-канал тоже подписывайтесь)
«Военная тайна».
Это одна из главных повестей в творчестве писателя Гайдара, которой пичкали советских пионеров все совковые годы. Сюжет повести достаточно незамысловатый — девушка Натка едет работать вожатой в пионерлагерь, где знакомиться с пионерами, с которыми происходят разные истории.
Повесть буквально напичкана пропагандой и сталинской шизофренией тридцатых годов — пионерам всюду мерещатся шпионы и агенты империалистических разведок, они рассказывают друг другу истории о «советских коммунистах, замученных в кишинёвских тюрьмах» и постоянно готовятся к войне — упражняясь в стрельбе по мишеням-буржуям в тире, а также сколачивая и раскрашивая фанерные танки для «пионерских парадов». На фоне всего этого в стране постоянно идёт какой-то военный движ и постоянно куда-то перебрасываются войска.
Кстати, именно в эту повесть вставлен рассказ про Мальчиша-Кибальчиша, ставший отдельным советским мемом — в рассказе вместо реальной истории большевистского переворота и последовавшей за ней войны с собственным народом рассказывается советский миф о нападении буржуинов на советских людей. Что интересно — в совковых иллюстрациях к этому рассказу «буржуинов» рисовали очень противных — с жёлтыми лицами и при этом в чёрных цилиндрах и лаковых туфлях.
Многие пионеры именно так и представляли себе «Гражданскую войну» и сжимали кулаки, готовясь мстить за Мальчиша. Кому мстить? Да всему миру! Замучили нашего Мальчиша проклятые заокеанские пиндосы. Домбас независим!
В общем — это очень мрачная повесть, напичканная милитаризмом и бредовым пониманием действительности.
«Тимур и его команда».
Ещё одна знаменитая повесть Гайдара, которую обычно знают по всяким там пересказам да советским фильмам — откуда было выкинуто много гайдаровского бреда. Если вы спросите у друзей, о чём эта повесть — то большинство ответит, что мол про то, как пионеры помогали старикам.
На самом же деле оригинальный текст повести полон гайдаровско-сталинского бреда о шпионах и «предстоящей войне», а также доверху напичкан советской пропагандой. Самое главное, что должны мы, люди XX века вынести из этой бредовой повести — это то, насколько большевики раскололи народ, объявив всех несогласных врагами, и устроив войну и репрессии в мирное время.
Тимур и его команда не просто помогают старикам, они воюют с теми, кто с ними не согласен — объявив «хулигана Квакина» классовым врагом и проводя против него различные спецоперации, в том числе и ночные — аллюзия на приезд ночных сталинских «воронков» ко всем несогласным с советской властью.
Героям книги кругом мерещятся шпионы и враги, их «команда» устроена по военному образцу — с паролями, спецсигналами, тайной разведкой и поиском предателей, они постоянно ждут нападения и сами готовятся напасть, а один из героев книги по имени Георгий, играющий старого солдата в спектакле, читает такие стихи:
Я третью ночь не сплю. Мне чудится все то же
Движенье тайное в угрюмой тишине.
Винтовка руку жжет. Тревога сердце гложет,
Как двадцать лет назад ночами на войне.
Но если и сейчас я встречуся с тобою,
Наемных армий вражеский солдат,
То я, седой старик, готовый встану к бою,
Спокоен и суров, как двадцать лет назад.
В конце книги Георгий уплывает куда-то на бронепоезде вместе с множеством других красноармейцев — всё это подаётся на такой позитивно-ностальгической ноте — «ах, уехали воевать наши соколы, возвращайтесь поскорее». Повесть написана в 1939 году — и скорее всего Георгий поехал захватывать Финляндию или Польшу...
«Судьба барабанщика».
Невероятно бредовая повесть сталинских лет — к мальчику, которого оставили следить за московской квартирой, приезжает «фальшивый дядя» — который на самом деле оказывается не дядей, а буржуинским шпионом — он приехал в СССР, чтобы похитить документы тайной разработки одной военной хрени.
В повести в полной мере цветёт сталинская паранойя тридцатых годов — кругом враги и шпионы, которые могут даже прикидываться вашими друзьями и родственниками, и даже ваш сосед Вася может оказаться японским шпионом, что был завербован ещё 20 лет назад. Представляете гад какой? Что ещё интересно — отец мальчика (главного героя книги) незадолго до этого был репрессирован и отправлен в лагеря — но мальчик убеждает себя, что так и должно быть, что государство ошибаться не может.
В конце книги мальчик разоблачает фальшивого дядю-шпиона и стреляет в него из пистолета, но и сам получает пулевое ранение в горло, после чего теряет сознание и приходит в себя через несколько дней в госпитале в посёлке под Киевом.
И вот эта концовка по-своему очень интересная — по сути Гайдар сконструировал в этом госпитале некое подобие «советского того света» и «загробной жизни», в которой всё становится на свои места. К очнувшемуся мальчику в госпиталь приходит «добрый ангел» в форме НКВД, который разъясняет, кто и кем был в его жизни — вот этот твой друг был просто хулиганом, вот этот мужик — бандитом, а тот который «дядя» — это вот настоящий шпион. А ещё мальчик встречается со своим отцом (аллюзия на загробную встречу с давно умершими родственниками) — отца «за хорошую работу» простили и выпустили из лагерей, и они вместе едут в Москву.
Как и в других своих книгах, здесь Гайдар вовсю потакает сталинской паранойе и шпиономании, и пытается объяснить (прежде всего сам себе) что это и есть нормальное общество и вот за это он воевал.
«Чук и Гек».
Небольшой рассказ Гайдара, который наверное стал одним из самых известных его произведений. И я бы сказал — одним из самых страшных. На первый взгляд в рассказе нет ничего ужасного, его сюжет прост и понятен — два мальчика и мама едут куда-то далеко-далеко на восток к отцу, который там работает, и приезжают как раз к Новому году.
А теперь давайте наложим сюжет этого рассказа на события, происходящие в стране в то время. «Чук и Гек» был написан в 1939 году, как раз во время пика предвоенных сталинских репрессий — и «далёкое зимнее поселение», из которого отец Чука и Гека не мог приехать по собственному желанию, было скорее всего одним из лагерей ГУЛАГа, к которому мать вместе с двумя малолетними детьми, терпя лишения в опасном путешествии, едет через всю страну на длительное свидание.
Попробуйте перечитать рассказ Гайдара с этой мыслью в голове — и я вас уверяю, что он заиграет новыми, ранее незаметными красками. Что интересно — малолетние дети заключённого (к которому едет семья) уже вовсю обработаны советской пропагандой, и даже видят советско-военные сны:
Приснился Геку странный сон
Как будто страшный Турворон
Плюет слюной, как кипятком,
Грозит железным кулаком.
Кругом пожар! В снегу следы!
Идут солдатские ряды.
И волокут из дальних мест
Кривой фашистский флаг и крест.
Это такой сон снился Геку в поезде. Что интересно, в первом издании повести, когда СССР ещё дружил с Гитлером и делил вместе с ним Польшу, стихи были несколько другие:
Приснился Геку странный сон
Как будто страшный Турворон
Плюет слюной, как кипятком,
Грозит железным кулаком.
Кругом пожар! Блестят штыки
И вот буржуйские полки
Ударив в медный барабан
Идут войной из дальних стран.
А ещё в рассказе есть ещё один очень интересный пласт — насколько неразвитой, древней и страшной страной был СССР вне крупных городов. Отъехав от зимней Москвы, мама вместе с Чуком и Геком попадают фактически в Средневековье с деревянными сараями, санями, медными самоварами и шубами из медвежьих шкур.
Вместо эпилога.
В рассказе Борхеса «Тлён, Укбар, Orbis Tertius» один человек придумал страну, которая затем постепенно начала становиться явью. Примерно то же самое сделал и Гайдар — он выдумал тот самый СССР, который по какой-то причине продолжают любит фанаты совка — где репрессии, голод, бесправие, война с собственным народом и ГУЛАГ — это всё очень хорошо, надо немного потерпеть и всё будет отлично.
Именно Гайдар и выдумал «тот самый великий СССР», пытаясь какими-то эзотерическими мотивами объяснить весь тот ужас, который творился вокруг. Но на самом деле этот «великий СССР» существовал только в мифах и сказках, вроде гайдаровских книг — а в реальности его никогда не было.
Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете, интересно.
Аркадий Гайдар
краткая биография
Роль и место в литературе
Имя Аркадия Гайдара знали все дети и подростки страны Советов. Да и сейчас его произведения с интересом читают представители младшего поколения. Но не только написанием детских книг прославился Гайдар. Этот человек – участник двух войн, киносценарист, а также военный корреспондент. Испытав на себе ужасы гражданской войны, он мечтал, что когда-нибудь наступит счастливая жизнь в нашей прекрасной стране.
Появление очередной книги Гайдара становилось событием для юных читателей. В его повестях и рассказах чувствуется глубокое знание непростого, еще не сформировавшегося характера ребенка, понимание его психологии, способность найти с ним общий язык. В нем сочетались черты старшего наставника и учителя и одновременно веселого друга, за которым можно смело идти по первому его зову.
Дом, где родился писатель
Так как произведения Гайдара предназначались для детей и подростков, большинство из них было напечатано в журнале «Пионер». Многие дети присылали свои письма в редакцию этого издания, чтобы высказать свои отзывы и мнения, которые писатель очень ценил. Благодаря редакции этого журнала, периодически организовывались встречи автора с юными поклонниками его творчества.
Благодаря книгам Гайдара, дети узнавали, что такое добро и зло, в чем состоит смысл человеческой жизни, начинали составлять свое представление о взаимоотношениях человека и общества, коллектива и личности, о гражданском долге, товариществе и нравственности в целом.
Происхождение и ранние годы
Аркадий Петрович Голиков (Гайдар – псевдоним) родился в городе Льгове (Курская губерния) 22 января 1904 года в семье сельского учителя, члена партии, будущего революционного комиссара Петра Исидоровича Голикова. Мать мальчика, Наталья Аркадьевна сначала работала учительницей, затем – фельдшером-акушером. Так же, как и отец, состояла в партии. Ее родословная восходит к дальнему родственнику – М.Ю. Лермонтову.
Аркаша с сестренкой
Родители Аркадия были начитанными людьми, кроме этого, они занимались самообразованием – изучали иностранные языки. В семье было принято в свободное время устраивать стихотворные вечера с чтением вслух, детям рассказывали сказки, всей семьей пели народные песни. Поскольку в доме была хорошая библиотека, Аркадий рано научился читать и мог пересказать прочитанную книгу по главам, но самой большой его страстью было чтение толстых энциклопедических словарей.
Аркадий рос неизбалованным, сдержанным на эмоции ребенком. Он никогда не капризничал, не ябедничал на сестер и друзей. В 1910 году семья переехала сначала в Нижний Новгород, а затем в Арзамас, город, который стал им родным.
Образование
В 1914 году Аркадий поступил в арзамасское реальное училище. В это время началась Гражданская война и главу семьи забрали на фронт. Недолго думая, мальчик сбежал из дома и отправился к отцу. Поиски его продолжались четыре дня, наконец, его нашли на станции близ Нижнего Новгорода и вернули домой.
С родителями и сестрами
В четырнадцать лет Аркадий стал членом коммунистической партии и устроился на работу в газету «Молот», где впервые опубликовали его стихи. В декабре 1918 года он добровольцем ушел в Красную армию.
В 1919 году он окончил московские курсы подготовки командного состава. После этого его назначили помощником комвзвода.
Высшую стрелковую школу Аркадий окончил в 1921 году и стал командиром отделения Нижегородского полка, который участвовал в сражениях на Кавказе и на Дону.
Творчество
В 1922 году Голикова направили на подавление антисоветского восстания, которое произошло в Хакассии. В ходе этой операции Аркадий арестовал и при попытке к бегству расстрелял пятерых предполагаемых «бандитов». Началось разбирательство, на него стали поступать жалобы за недопустимое отношение к населению. В июне того же года Аркадия допросили в ГПУ и обвинили в самоуправстве, а в сентябре его признали виновным в расстреле и на два года перевели в разряд испытуемых.
Голикова демобилизовали из армии с диагнозом «травматический невроз». Это заболевание стало развиваться у него после ранения 1919 года, при котором был поврежден спинной и головной мозг. У Аркадия стали развиваться такие черты как злобность, ухарство, раздражительность. Все это сопровождалось невыносимыми головными болями. Эти проявления дали повод для помещения его в психиатрическую клинику, пациентом которой он становился периодически. В этот период было предпринято несколько попыток самоубийства, которые, к счастью, удалось предотвратить.
Заниматься литературой Аркадий начал по совету М.В. Фрунзе, который рассмотрел в нем творческий потенциал. Через некоторое время он избрал себе псевдоним – Гайдар, так и не открыв никому его происхождение. По одной из многочисленных версий, это слово означало у татаро-монгольских всадников дозорного, который скакал впереди всей конницы.
Еще во время службы в Сибири у Аркадия появилась мысль написать книгу. Так, в перерывах между поимками бандитов, он начал свою первую повесть «В дни поражений и побед», которая, по сути, была его автобиографией. Это произведение уже было подписано псевдонимом Гайдар.
Демобилизовавшись, писатель едет в Ленинград и публикует эту книгу в городской газете, но ожидаемого успеха она Гайдару не принесла. После этого он начинает заниматься журналистикой, попутно, во время частых командировок, пишет рассказы. В начале тридцатых годов определяется его литературное направление – он решает писать для детей. В это время появляются: «Школа», «Р.В.С.», «На графских развалинах». С появлением этих повестей начинается его успех как детского писателя.
С женой и сыном Тимуром
Книгу, которая принесла ему славу – «Тимур и его команда», и продолжение «Коменданта снежной крепости» он написал в конце тридцатых годов в Клину. Роман обрел такую популярность, что по нему был снят фильм, а в стране началось широкомасштабное пионерское тимуровское движение, которое получило наибольший размах после Великой Отечественной войны.
В 1931 году Гайдар обосновывается в Хабаровске и становится корреспондентом газеты «Тихоокеанская звезда». В 1935 году публикуется повесть «Судьба барабанщика», в 1936 – «Голубая чашка». В 1939 году был написан рассказ «Чук и Гек».
Невзирая на боевые заслуги, писателю часто чинили всевозможные препятствия. Его даже подозревали в шпионаже и предательстве и несколько раз арестовывали. Заключения ему удалось избежать после вердикта Сталина, который сделал заключение, что произведения Гайдара не наносят никакого вреда неокрепшим детским умам. Позднее его рассказы и повести будут изучаться школьниками всего СССР, многие из них будут переведены на иностранные языки, по некоторым будут сняты художественные фильмы.
Главные произведения
Сам Гайдар лучшими произведениями считал «Р.В.С.», «Школу», «Четвертый блиндаж», «Дальние страны» и «Военную тайну».
Мемориальный музей в Арзамасе
Повесть «Р.В.С.» была опубликована в 1925 году в журнале «Звезда». Сначала ее напечатали в сокращенном варианте, но в 1926 году полный ее текст был издан отдельной книгой.
Это первое произведение, написанное автором для детской аудитории. С нее начинается своеобразная писательская манера беседы с детьми, характерная для Гайдара: серьезность, беседа на равных, акцент на значимости, а нередко и трагичности поднимаемых вопросов. Герои повести включаются автором во все главные события, происходящие в стране. Повествование подается простым языком с присутствием легкого юмора, доверительной интонацией, что обеспечивает большой успех и долгую жизнь этому произведению.
Повесть «Школа» была напечатана в московском журнале «Октябрь». Сначала она называлась «Обыкновенная биография», так как в своей основе содержала элементы биографии Гайдара. Даже Фамилия главного героя была созвучна с фамилией автора – Борис Гориков. Она заняла важное место в творчестве писателя, как повествование о революции и Гражданской войне.
Стопроцентного совпадения в повести искать не стоит. Например, отец главного героя был расстрелян, в то время как отец Аркадия стал красным комиссаром. Да и фронтовой путь героя и автора также различался. Поэтому образ Бориса Горикова, несмотря на некоторые совпадения, можно считать собирательным.
Огромную любовь завоевала у детей повесть «Тимур и его команда», изданная перед самой войной, в 1941 году. Сначала это был сценарий для фильма, а позже появилась самостоятельная книга. Успех фильма был ошеломляющим, а главный герой стал идеалом для тысяч его сверстников. Школьники с гордостью носили звание «тимуровец», потому что оно отражало лучшие черты, которыми был наделен советский пионер. Эта повесть породила масштабное тимуровское движение, которое оказывало неоценимую помощь семьям воевавших на фронтах бойцов.
Героями повести «Военная тайна» стали пионеры, слетевшиеся со всех концов страны в знаменитый пионерский лагерь «Артек». Пионерские отряды, дружба, интернационализм и другие моменты пионерской жизни стали основной темой этого произведения.
Автор писал: «…через месяц я ее окончу, тем более, что отступать теперь уже поздно… А назову я ее «Мальчиш-Кибальчиш». Но уже через некоторое время в дневнике Гайдара появилась новая запись: «Сегодня я неожиданно, но совершенно ясно понял, что повесть моя должна называться не «Мальчиш-Кибальчиш», а «Военная тайна. Мальчиш остается мальчишем, но упор надо делать не на него, а на военную тайну, которая вовсе не тайна».
Могила писателя в Каневе
На свой вопрос писатель дал ответ в самой книге. Тайна – это и есть лучшие черты в характере советских ребят – готовность отстаивать правду и защищать родину, интернационализм, мечта о подвиге. Эти качества и проявились в детях, которым спустя десятилетие, пришлось героически сражаться с фашистами на фронтах Великой Отечественной войны.
Последние годы
Осенью 1941 года в журнале «Мурзилка» была опубликована последняя детская повесть Гайдара «Горячий камень». Она словно стала последним наказом детям – всегда быть смелыми и честными. Так, чтобы не хотелось начинать жизнь сначала.
Аркадий Гайдар погиб, сраженный пулеметной очередью во время доставки продуктов бойцам партизанского отряда. Случилось это 26 октября 1941 года во время одного из привалов. Не заметив затаившихся немцев, Аркадий подошел к колодцу, чтобы набрать воды. Обнаружив фашистов, он успел крикнуть товарищам, что здесь немцы, но сам получил смертельное ранение. Его предупреждение спасло остальных бойцов, которым удалось уйти от вражеской засады.
В 1847 году в украинский город Канев были перенесены останки писателя. Он был похоронен так же, как и его главный герой Мальчиш-Кибальчиш – на высоком холме у Синей Реки.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1904 | Год рождения А.П. Гайдара |
1912 | Переезд в Арзамас |
1914 | Поступление в реальное училище |
1918 | Вступление в компартию. Работа в газете «Молот» |
1919 | Окончание курсов подготовки командного состава |
1920 | Назначение командиром роты |
1921 | Окончание высшей стрелковой школы |
1922 | Участие в подавлении антисоветского движения |
1925 | Публикация повести «В дни поражений и побед» |
1927 | Работа в Свердловской газете «Уральский рабочий» |
1930 | Закончено произведение «Школа» |
1932 | Работа корреспондентом в газете «Тихоокеанская звезда» |
1932-1938 | Выход повестей «Дальние страны», «Военная тайна» |
1939-1940 | Закончена работа над «Тимуром и его командой» |
1934 | Работа над повестями «Синие звезды», «Бумбараш» |
1941 | Служба пулеметчиком в партизанском отряде |
1941 | Гибель Аркадия Петровича Гайдара |
1947 | Перезахоронение останков |
Интересные факты
Память о писателе
В Клину функционирует мемориальный Дом-музей писателя. Центральная детская библиотека названа его именем.
Имя А. П. Гайдара носит Дворец пионеров и школьников в Стерлитамаке.
Центральную детскую библиотеку Москвы называют «Гайдаровкой».
Дворец творчества детей и молодежи в Москве носит имя писателя.
Улицы многих городов СНГ названы именем Гайдара.
Дому в Екатеринбурге, где жил Гайдар, присвоен статус памятника истории.
Арзамасскому государственному педагогическому институту присвоено имя А.П. Гайдара. В этом же городе «Гайдаровскими» названы пруды в центральной его части.
В городе Льгов открыт Литературно-мемориальный музей А. П. Гайдара.
Одно из крупнотоннажных судов носит имя «Аркадий Гайдар»
Мемориал памяти Аркадия Гайдара открыт в Детском парке Хабаровска.