О чем рассказали нам старые пластинки
История виниловых пластинок
Многие согласятся с тем, что виниловая пластинка – это, без преувеличения, символ XX века. На них выросло несколько поколений людей. И хотя этот носитель информации был вытеснен со временем кассетами и компакт-дисками, он и сегодня имеет своих ценителей и почитателей во всем мире. Почему же до сих пор эта, казалось бы, ушедшая в прошлое вещь, привлекает людей?
Логично, что история не только виниловых, но и остальных грампластинок неразрывно связана с развитием аппаратуры, которая могла бы их воспроизводить. В 1877 году молодой ученый Томас Эдисон запатентовал свое изобретение – фонограф – устройство, позволяющее записывать и воспроизводить звук. Запись велась при помощи иглы, которая оставляла след на цилиндрическом валике, обернутом фольгой из олова или лентой с воском. В то время это было поистине фантастическое изобретение. В этом же году французский поэт и изобретатель Шарль Кро научно обосновал и пояснил принцип записи звука на барабан и последующее его воспроизведение. Спустя 10 лет, основываясь на этих открытиях, американский изобретатель Эмиль Берлинер предложил новый метод записи и воспроизведения звуков и запатентовал рекордер и граммофон. Именно Берлинер предложил придать носителю звуковой информации форму круглого диска.
Изобретение граммофона дало существенный толчок для развития и совершенствования носителей звуковой информации. Первыми появились пластинки из целлулоида, чуть позже каучуковые и шеллачные. После Второй мировой войны в обиход вошли виниловые или «долгие» пластинки. Так их называли в народе, потому как изготавливались они из поливинилхлорида и играли значительно дольше своих предшественниц.
До этого грампластинки были довольно толстые, тяжелые и ломкие (не прочнее стекла). Кроме того, они вращались довольно быстро так, что даже большие по размеру пластинки звучали не дольше пяти минут. Все это делало их неконкурентоспособными с катушками и бобинами. Поэтому в 1948 году компания «Колумбия», являющаяся на тот момент ведущим производителем грампластинок, использует технологию уплотненной записи, что позволяет увеличить время воспроизведения до 30 минут. Не желая отставать, конкурирующая с «Колумбией» фирма RCA выпускает свою пластинку 175 мм в диаметре и со скоростью вращения 45 оборотов.
Если рассматривать Россию, то она тоже не отставала в этом вопросе. До XX века грампластинки выпускали отельные небольшие артели. А в 1910 году немецкий предприниматель Молль открыл в Подмосковье фабрику по производству пластинок. Только за год работы выпустили 400 тысяч экземпляров шеллачных пластинок, которые достаточно быстро разошлись по всей территории России.
После революции фабрика, как и другие виды производства, была национализирована. С этого времени грампластинки активно используют для агитации, на них записывают речи политических деятелей. В 1952 году завод начал выпускать виниловые долгоиграющие пластинки. В 1964 году по заказу всем известной фирмы «Мелодия» было изготовлено большое количество музыкальных пластинок, а также с детскими сказками и стихотворениями, различными учебными материалами.
Кроме виниловых пластинок, в разное время выпускали и другие, например, бумажные с нанесенным на них тонким слоем воска. Их часто называли «говорящие письма». Если виниловые пластинки были исключительно черные, то так называемые гибкие пластинки можно было купить в любом цвете. Какое-то время звук даже записывали на рентгеновских снимках.
Хотя появились новые, более удобные и вместительные носители звуковой информации, история виниловых пластинок не закончилась. Практически в каждой семье на чердаке или в гараже найдется несколько экземпляров с некогда популярными мелодиями и проигрыватель. Кроме того, грампластинки сегодня активно используют скретчевые ди-джеи хотя и в несколько других целях. Только виниловое покрытие способно извлекать звуки, непохожие ни на какие другие. А их качество уже зависит от мастерства ди-джея. Так что, можно сказать с полной уверенностью, что виниловые пластинки нашли свое применение и в современной музыке.
Презентация ученика по музыке на тему «О чем рассказали нам старые пластинки» 8 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
О чем рассказали нам старые пластинки
В период 1945-47 годов произошел первый прорыв западной культуры в СССР. После войны, благодаря вернувшимся с фронта, в Советский Союз попали трофейные пластинки, записи Петра Лещенко и Александра Вертинского, которые сразу же заняли свою особую нишу в бытовой патефонной культуре. В конце 1940-х годов началась идеологическая борьба с Западом, меломанам пришлось развивать смекалку. Так возник легендарный советский феномен «ребра» или «кости». Это были настоящие рентгеновские снимки, этого материала было много и он был дешев, доступен, на нем было удобно писать. Пластинки из «кости» продавались из под полы, а люди производившие и продававшие их, рисковали заплатить огромный штраф и даже поплатиться за «идеологическую диверсию и незаконную экономическую деятельность». В начале 1960-х годов «кости» и «ребра» наконец стали выпускать цивилизованным образом. На них была запись музыки из фильма «Генералы песчанных карьеров», песни Высоцкого, Галича, Окуджавы, рок-н-ролла.
Эпоха патефона прошла, после войны в 1950-х годах стали выпускать электрические радиопроигрыватели. На Апрелевском заводе в 1964 году начался новый этап в жизни завода. Он стал выпускать не только музыкальные записи, но и пластинки для детей с записью стихов и сказок, а также учебные пластинки, которые использовались в школах и детских садах. Выпускались под маркой «Мелодия».В начале 1990-х спрос на пластинки начал резко снижаться, упала покупательная способность населения, сократилось производство проигрывателей. Вскоре фирма «Мелодия» развалилась. И в 1997 году был полностью прекращен выпуск пластинок.
История винила: Как оловянные валики превратились в грампластинки
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Кто придумал грампластинки и как они устроены
Эра звукозаписи кажется уже довольно долгой, даже если не рассматривать совсем уж ранние и довольно примитивные устройства, вроде «водяного органа». В каком-то смысле развитие и расцвет отечественной грампластинки почти совпали с периодом существования СССР. Поэтому пластинки так часто становятся частью ностальгически оформленного интерьера, становятся такой же приметой ушедшего времени, как старые пленочные фотоаппараты, самовары или флажки с первомайской демонстрации.
Изобретение прибора для записи и воспроизведения звука – заслуга Томаса Эдисона, который в 1877 году запатентовал свой «фонограф». Валик в форме цилиндра, обернутый оловянной фольгой или покрытой воском бумагой, был прототипом пластинки, на него «записывался» звук. Во время записи валик вращался, а игла наносила на поверхность канавку переменной глубины – в зависимости от звука. При воспроизведении использовалась другая игла, ее колебания передавались на мембрану, и механические сигналы преобразовывались в звуковые, которые усиливались рупором в форме конуса.
Такой носитель – валик – был не особенно удобен, прежде всего, из-за быстрого изнашивания и сложности копирования нанесенной на него записи. И спустя десять лет, в 1887 году, был придуман дисковый носитель – прообраз виниловой пластинки. Тогда материалом для изготовления звуконосителя стал цинк. Изобретатель пластинок Эмиль Берлинер несколько изменил принцип записи – в отличие от аппарата Эдисона, здесь игла оставляла «канавку» постоянной глубины, но извилистую, в соответствии с колебаниями звука.
Какими были пластинки в XX веке
Отдельная страница в истории грампластинок – это эволюция их размеров и скорости вращения. Самые первые, выпущенные в конце позапрошлого века, могли воспроизводить не больше двух минут записи. Диаметр таких пластинок составлял семь дюймов, или 175 миллиметров, дорожка была довольно широкой, а скорость вращения при проигрывании пластинки составляла 78 оборотов в минуту.
Появились двусторонние пластинки – это позволило увеличить общее время записи. С 1903 года стали делать 12-дюймовые диски, и на каждой стороне уже можно было прослушать до пяти минут музыкальной записи.
Помимо обычных виниловых выпускались и гибкие пластинки – их делали из ПВХ. Обычно такие диски можно было встретить между страницами некоторых советских журналов, в первую очередь «Кругозор» и «Колобок». Качество воспроизведения на такой пластинке было несколько ниже, зато и стоимость изготовления тоже оказывалась невысокой.
Для воспроизведения музыкальных и любых других аудиозаписей использовали специальный аппарат, который в разговорной речи называли проигрывателем, официально же его именовали «электрорадиограммофон», а потом – «электрофон». Первые такие устройства в СССР начали производить в 1932 году.
Вся целиком звуковая индустрия в Советском Союзе была сосредоточена в руках единственной компании, конечно, государственной, ею была фирма «Мелодия». Она возникла в 1964 году и объединила и фабрики грампластинок, и звукозаписывающие студии. У «Мелодии» было два десятка Домов грампластинок по всему Союзу – магазинов, продающих советским гражданам как отечественные, так и зарубежные аудиозаписи. Да и сама компания была хорошо известна за рубежом, и благодаря экспорту продукции во множество стран, и как один из лидеров в области создания высококачественных грампластинок.
В семидесятых аудиопродукция «Мелодии» уже была разбавлена компакт-кассетами, а с девяностых годов пришло и время компакт-дисков.
Старые грампластинки за тысячи долларов
Прослушать сейчас любую музыкальную запись – дело настолько простое, что не требует практически никаких усилий. Уж точно не приходится ради заветной песни ехать в специальный магазин, искать там среди сотен и тысяч виниловых пластинок одну, а потом хранить ее в соответствии с правилами – вертикально, не перегревая, вдали от солнечных лучей и всего того, что может сказаться на целостности дорожки или поцарапать поверхность диска. И все же даже в наше время спрос на грампластинки не пропал, больше того – исследователи фиксируют даже рост продаж виниловых пластинок в первые два десятилетия XXI века.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
История виниловых пластинок – прошлое, настоящее, будущее
Виниловые пластинки у каждого человека вызывают практически одинаковые ассоциации – проигрыватели-вертушки советских времён, пыльные бумажные конверты с дисками, завалявшиеся на полках, тёплая, шершавая поверхность винила, еле слышный характерный шум в динамиках. Практически все люди считают, что винил остался в прошлом, вытесненный с арены звуковой эволюции CD-дисками и mp3. Но есть категория творческих людей, которые не просто знают, но на сто процентов уверены, что винил жив и будет ещё жить долго.
Наверное, многих бы удивило, что сейчас даже крупнейшие звукозаписывающие компании первые выпуски большинства альбомов производят именно на виниле. Причин этому несколько, и дело не только в звуке, но и в том, что виниловые пластинки труднее скопировать в mp3 и выложить в свободный доступ. По такому принципу максимальной защиты сейчас и выпускается новая музыка: в первом эшелоне идёт винил для хай-эндовых музыкальных центров, которые приобретают истинные ценители музыки, за ним следуют выпуски на CD-носителях, и уже в арьергарде находятся цифровые альбомы mp3. Таким образом звукозаписывающие компании постепенно снимают прибыль, с каждым новым выпуском для более широкой аудитории без особой радости снижая уровень защищённости записей.
В последние пять лет тенденция возврата к винилу набирает обороты. Особую роль во вновь возникшей популярности винила играют громкие и неожиданные воссоединения старых рок-команд, таких как Led Zeppelin, Police и некоторых других. Старые музыканты с особенным удовольствием издали первые выпуски новых альбомов именно на виниле. К огромному удивлению звукозаписывающих компаний эксперимент удался. Поколение, которое видело винил только на чердаках и в пыльных старых коробках, которое не расстаётся ни днём ни ночью с новыми iPod’ами, неожиданно тепло восприняло виниловые диски. Да и производители музыкальной аппаратуры верхнего ценового сегмента не забывают про винил. Так винил получил второе рождение.
История винила была не менее сложной, чем история электрических лампочек, пришедших на смену масляным и газовым фонарям. Не все воспринимали виниловые пластинки даже на самой заре их зарождения, когда аналога почти что и не было. Особенностью долгого пути винила является то, что судьба пластинок была неотделима от прогресса развития аппаратов, их проигрывающих.
Сама технология извлечения звука с шершавого винилового бока очень проста. Сама по себе звуковая дорожка – это туго скрученная спираль-канавка, у которой легко заметить неравные зубчатые края. По размеру канавки легко понять – старая это пластинка или новая и сколько она примерно будет звучать. Легко догадаться почему: чем меньше канавка, тем более длинная звуковая спираль разместится на виниловом кругляшке. По зазубринам и неровностям канавки и будет плясать игла проигрывателя, передавая все эти колебания на колонки как звук. И никаких особых ухищрений, кроме обычного усиления сигнала, не требуется. Можно даже самому проверить эту методику. Просто создайте в комнате абсолютную тишину и поставьте вместо игры проигрывателя кончик вашего ногтя или обычную деревянную зубочистку. И вы услышите тихую-тихую мелодию, которая будет литься с крутящегося диска – получается, что ваш ноготь тоже может проигрывать виниловые пластинки, только ему не хватает усилителя.
Появилась сама технология считывания ранее записанного звука с твёрдой поверхности благодаря Эдисону. Ещё на службе в телеграфе он заметил, что контакты, скользя по ленте перфокарты, издают разные звуки, высота которых зависела от формы дырочек. Именно тогда, в 1877 году, Эдисон и запатентовал устройство, названное им фонографом. Но это был только лишь предок настоящего проигрывателя – несовершенный и медлительный. Его технология заключалась в том, что игла записывала и проигрывала в вертикальном положении звук на оловянный валик или же деревянный валик, покрытый оловянной фольгой. Также порой применялся валик, обернутый бумагой с толстым слоем воска. Недостатки технологии были заметны с первого взгляда: звуковая дорожка быстро деформировалась, тиражирование таких записей было слишком сложно технологически и довольно дорого, да и к тому же аппарат был очень чувствителен к малейшим колебаниям. Только в 1897 году Эмиль Берлинер создал два уникальных устройства: рекордер, записывающий звук на пластинку из цинка, с помощью которой потом и тиражировались пластинки, и столь знаменитый граммофон, устройство которого и получило продолжение в современных проигрывателях. Технология Берлинера оказалась не только более простой, чем у Эдисона, но и экономический более выгодной: один цинковый диск, полученный на рекордере, позволял наштамповать более пятисот копий пластинок для граммофона. Стоит отметить, что ещё десять лет ушло на поиски идеального материала для пластинок. Вначале это был эбонит, и только много лет спустя граммофонные пластинки стали изготавливать из шеллака – особого вещества, вырабатываемого тропическими насекомыми. И ещё много десятилетий именно этот материал служил основой для производства пластинок – до тех пор, пока не появился винил. Появление достаточно прочного материала было жизненно важно: пластики не выдерживали долгого издевательства стальными звукоснимающими иглами и быстро теряли свойства. Потому довольно часто встречались такие варианты, когда одна и та же песня записывалась на обе стороны пластинки – просто чтобы продлить жизненный срок музыкального чёрного диска. Не стоит даже упоминать, что о понятии альбом никто и не задумывался – на одну пластинку помещалась только одна песня. И только в 1931 году появилась технология стереозаписи в одной канавке, а заодно и более совершенные звукоснимающие головки – всё вместе это позволяло записать на диск две-три песни.
Само же понятие «виниловая пластинка» появилось уже после Второй мировой войны, в 1948 году, когда крупнейший производитель пластинок «Колумбия» создал технологию «долгих» пластинок, основой которой являлся новый материал винилат. Благодаря этому материалу, а также технологиям уплотнённой записи, микроканавок и сниженной скорости воспроизведения и появились виниловые пластинки с целыми альбомами исполнителей.
Особым революционным этапом развития виниловой пластинки стал 1958 год. Тогда лабораторные исследования выдали довольно интересный результат, который и был немедленно введён в производство. Технология заключалась в том, что звукоснимающая игла ловила не только вертикальные вибрации, но и горизонтальные, а заодно края канавки наклонились под углом сорок пять градусов. Теперь вертикальные неровности дорожки передавали правый канал, а горизонтальные – левый. Виниловые пластинки продолжали и дальше совершенствовать, были даже попытки выдавить из них квадрофоническое звучание, а потом даже считывать неровности лазером. Но все эти необычные технологии не прижились, и виниловая пластинка в течение десятков лет сохраняла неизменный облик.
Технология записи на пластинку принципиально не менялась практически с появления граммофона. Менялся только инструментарий – вслед за техническим прогрессом совершенствовалась звукозаписывающая аппаратура и технологический процесс. Ныне всё происходит так. Записываемый звук сразу же преобразуется в механические колебания специального резца – именно он наносит на стальной диск, покрытый тончайшим слоем меди, круговые линии, полностью передающие малейшие изменения звуковой волны. А вот уже с этого шаблонного диска методом гальванопластики и получают никелевые копии диска, которые и будут использоваться при дальнейшем процессе изготовлении пластинок. В ходе технологического процесса получают никелевые копии диска со своеобразным негативом записанного звука. Именно такие пластинки и служат на производстве формой для прессования грампластинок. Из никелевых негативов формируют пресс-формы, которые непосредственно и штампуют виниловые пластинки. Одна пресс-форма позволяет выпустить многие тысячи пластинок. Стоит отметить, что в процессе производства в первой партии пластинок отбираются контрольные экземпляры и прослушиваются в специальных звуковых кабинах, чтобы сразу же определить брак в пресс-формах, если он есть. Далее все пластинки после пресса проходят температурную выдержку – это помогает избежать коробления. Кроме того, проверяется и внешний вид пластинок уже на этапе упаковки. Такой сложный и многогранный процесс контроля и создаёт необходимые условия для появления идеального звука на виниловых пластинках.
Сейчас производителей виниловых пластинок можно пересчитать по пальцам. И, несмотря на такой всплеск внимания к винилу, как со стороны простых пользователей, так и со стороны ди-джеев, всё равно количество производителей пластинок не увеличивается. Из таких вот компаний особо стоит отметить завод «Optimal», расположенный недалеко от Берлина в городе Робель. Там пытаются возродить производство виниловых пластинок, и получается у них очень даже неплохо. Интересно то, что оборудование директор завода собирает «с бору по сосенке» – что-то из Индии, что-то из России, что-то из стран Европы, а кое-какие агрегаты вообще взяты в аренду из музеев звукозаписи. Сейчас этот завод производит более четырёх миллионов пластинок в год, среди них синглы и альбомы многих известных исполнителей. Например, недавно «Optimal» выпустил на рынок ярко-розовые виниловые диски с альбомом Мадонны.
Не стоит забывать и об отечественных заводах. Когда-то на просторах СССР виниловое производство было крупнейшим в мире. И в последние годы предприниматели пытаются возродить деятельность некоторых заводов. Например, Апрелевский завод грампластинок уже сейчас активно присутствует на рынке, предлагая не только стандартные чёрные виниловые пластинки, но и диски в самых разных цветовых решениях, а заодно в необычных формах – сердца, многогранника, капли.
Особо важны виниловые пластинки для культуры скретчевых ди-джеев. Только на виниле можно по-настоящему «запиливать» звук, чувствуя кончиками пальцев каждый звуковой момент. «Scratch» с английского и переводится как «царапины», а «scratching» – «запиливать». Удивительный звук скретча получается благодаря только лишь ловкости и мастерству рук, а заодно музыкальному чутью ди-джея. И никакие CD-примочки помочь в этом деле не смогут – волшебство скретча подчиняется только винилу и рукам. Пик развития скретча пришёлся на восьмидесятые годы. Но и сейчас многие ди-джеи, музыканты, композиторы применяются скретч для ремиксов и оригинальных версий песен. Виниловый проигрыватель давно уже получил статус музыкального инструмента: опытные ди-джеи под каждую песню подбирают особую тональность скретча. В музыкальном движении хип-хоп скретч встал во главе. И теперь просто невозможно представить хоть одну хип-хоп группу без участия скретчевого ди-джея.
Скретч создаёт удивительно динамический эффект звука, который завораживает и подчиняет многотысячные толпы магическому звучанию и ритму. Производители музыкального оборудования прекрасно это понимают, и потому дань винилу отдаётся практически всеми производителями профессионального музыкального оборудования. Особо отметить здесь стоит японских производителей Technics.
Виниловый звук намного превосходит звучание CD-дисков, не говоря уже об mp3 файлах. Такой звук и более естественный, выдающий глубокие, чистые басы. Некоторые ди-джеи даже называют виниловые басы более упругими, эмоциональными. Звук с виниловой пластинки более пространственный, объёмный, в нём нет неодушевлённости цифрового сигнала. Тем более не стоит забывать и о том, что на виниле выходят самые свежие композиции, как мы и упоминали ранее. И самое главное – на виниловых пластинках намного приятнее скретчить. Тактильный эффект не сравним ни с чем. Как говорится в одном известном рекламном ролике: «Винил – работа, приятная на ощупь».
О чем рассказали нам старые пластинки
Я нашел в музее пластинки
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Мы живем в 21 веке и музыку многие из нас слушают в наушниках, подключенных к телефону. А как слушали музыку в прошлые века, на каких носителях ее записывали и каким образом эти записи удавалось прослушивать? Эти вопросы у меня возникли, когда я стал разбирать хранящееся в музее множество пластинок. А почему бы мне не составить экскурсию и рассказать своим одноклассникам, к каким интересным экспонатам мы прикасаемся. Ведь на протяжении почти всего 20 века они были самым популярным, доступным и недорогим средством распространения аудиозаписей.
Изучение истории появления грампластинок в разных странах мира для написания экскурсионного маршрута для школьного музея;
Для достижения цели я поставил перед собой ряд задач:
выяснить, что известно современным детям о грампластинках;
изучить литературу и интернет-сайты по интересующему меня вопросу;
разобрать имеющиеся в музее пластинки по заводам –изготовителям;
составить экскурсионный маршрут «Я нашел в музее пластинки»;
Объект исследования – грампластинка и история ее появления в разных странах мира;
* изучение видов грампластинок в школьном музее;
* составление текста экскурсии;
2. История рождения грампластинки
В повседневной жизни нас окружает множество полезных вещей, без которых мы уже просто не можем обойтись. Но мы так привыкли к ним, что даже не задумываемся о том, что когда-то их не было. А ведь у каждой вещи есть своя история, у одной длиннее, у другой, может, совсем короткая, но всегда интересная. Вот об одной такой истории мне захотелось провести исследование. Это история грампластинок. Сегодня не все знают, что такое грампластинка и какая она.
Давайте совершим небольшое путешествие в ее историю. Первые попытки звукозаписи были предприняты в далеком 16 веке. Это были музыкальные шкатулки и табакерки, часы-будильники и башенные куранты. Такие инструменты появлялись в разных странах. И все же первый прибор для записи и воспроизведения звука был сконструирован американским изобретателем Томасом Алва Эдисоном в 1877 году и появился он Соединенных Штатах Америки. Сейчас мы знаем этот прибор как фонограф. Звук записывался на восковой валик тонкой металлической иглой. Но, естественно, такой звук не мог быть долговечным и качественным. Несмотря на это, в то время было разработано очень много видов фонографов. Кстати, усовершенствованными фонографами пользовались ещё наши деды вплоть до тридцатых годов.
Для того, чтобы узнать, где появился прибор, который назвали «чудом века» нам нужно отправиться в Европу, а точнее в Германию. Именно в этом государстве в 1888году появляется граммофон. Его создатель – немец Берлинер. Вместе с граммофоном началась эпоха массовой культуры и история граммофонной пластинки. Первая такая пластинка была изготовлена из целлулоида и сегодня хранится в Национальном музее США. Уже в 1897 году ей на смену приходит диск из шеллака, сажи и шпата. (Приложение№ 2)
3.История появления пластинок в России
К началу XX века в России уже существовала своя граммофонная промышленность, но производством пластинок занимались мелкие фабрики и артели, которые не могли удовлетворить потребности российских любителей музыки. Громадную перспективу рынка грампластинок в России чутко уловил обрусевший немецкий предприниматель Готлиб (Богдан) Молль, к тому времени являвшийся владельцем сыроварен, мыловаренных и эмалировочных заводов. Выкупив значительный участок земли в Апрелевке, он вместе с сыном Иоганном (Иваном) и предпринимателями Фогтом и Кибартом приступил к строительству фабрики грампластинок, названной «Метрополь-рекорд», официально открытой 1 сентября 1910 года.
Фабрика сразу же создавалась как крупное производство, уже в первый год на ней работало более 50 человек нового поколения 2014 года. Первая выпущенная на фабрике пластинка с цыганской песней «Бродяга» весила около 400 граммов. Сейчас эта пластинка громадная редкость, за которую коллекционеры грампластинок готовы выложить очень большие деньги. Любопытно, что за первый год работы фабрики было выпущено 400 тыс. граммофонных дисков. А в течение нескольких лет фабрика заняла одно из ведущих мест в России по производству грампластинок
Новая жизнь фабрики началась после революции, когда производство было национализировано. Иоганна Молля сначала посадили в «Бутырку», а затем уже тяжело больного выпустили в 1927 году за границу. Кстати, его сын, призванный в 1945 году в германские ВВС, попал в плен и какое-то время находился в советских лагерях в Уфе и Челябинске. Затем вернулся в Германию, но несколько раз приезжал в СССР, в том числе и на знаменитый завод, основанный его дедом
В первые послереволюционные годы грампластинки активно использовались для пропаганды и агитации. По прямому указанию Ленина, являвшегося членом отдела граммофонной пропаганды при Центропечати, на Апрелевской фабрике начали выпускать пластинки с записями выступлений новых российских руководителей. Кстати, на ней было записано и несколько выступлений Ленина.
Вскоре она была преобразована в завод, на котором работало более тысячи человек, а ежегодный выпуск достигал 19 миллионов пластинок. Так как сырья для производства пластинок не хватало, была придумана интересная форма сбора вторсырья.
Часть тиражей пластинок стала предназначаться только для обмена на обломки старых пластинок, которые пускали в переплавку. На пластинках из этих тиражей делалась специальная надпись: «Продаже не подлежит. Обменный фонд». В годы войны выпуск пластинок значительно снизился. Естественно, что производство было переориентировано на выпуск продукции патриотического содержания. Именно на Апрелевском заводе уже в первые дни войны была записана «Священная война» в исполнении ансамбля под управлением Александрова.
4. Из какого материала изготавливались первые пластинки
Каким же образом на шершавом кругляше хранится звук. (Приложение № 5)
Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь.
Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса. До появления полихлоридвинила – шеллак являлся сырьем для производства граммофонных пластинок. Появление достаточно прочного материала было жизненно важно – пластинки не выдерживали долгого издевательства стальными звукоснимающими иглами и быстро теряли свойства.
Большинство пластинок являются жёсткими, но встречаются и гибкие, нередко вклеивавшиеся в журналы как звуковое приложение (как пример — приложения к советскому журналу «Кругозор»).
В 50-х в СССР для изготовления кустарных пластинок, на которые записывалась нелегальная музыка, широко использовали старые рентгеновские снимки. Их называли «пластинки на костях» или «пластинки на рёбрах». Этот материал обходился бесплатно, медперсонал даже благодарил тех, кто помогал разгружать архивы.
Само же понятие «виниловая пластинка» появилось уже после Второй мировой войны, когда крупнейший производитель пластинок «Колумбия» создал технологию «долгих» пластинок, основой которой являлся новый материал — винилит. Благодаря этому материалу, а также технологиям уплотнённой записи, микроканавок и сниженной скорости воспроизведения и появились виниловые пластинки с целыми альбомами исполнителей.
5. Что из себя представляет грампластинка?
Это исследование я провел на примере грампластинок, имеющихся в нашем музее. Это диск, на одной или двух сторонах которого нанесена непрерывная извилистая дорожка, форма которой соответствует звуковой волне. (Приложение№6)
Каждая пластинка имеет этикетку. Это маленький бумажный кружочек в центре диска. Нижняя часть этикетки отведена под мини-рассказ о том, что записано на диске: это имена авторов, название произведений, имена исполнителей и перечень музыкальных инструментов.
Каждый завод –изготовитель имел свою эмблему. В конце 20 века все заводы-изготовители пластинок были объединены во Всесоюзную фирму грампластинок «Мелодия». Это произошло 11 мая 1964 года.( Приложение №7)
В 1997 году в стране был полностью прекращен выпуск пластинок. На смену пластинкам пришли магнитофонные кассеты.
Считаю, что цель своей работы мне удалось выполнить. На основании исследовательского материала мне удалось написать экскурсионный маршрут и создать презентацию, рассказывающую не только историю старинных пластинок, но и краткую историю о тех государствах, что способствовали эволюции звукозаписи.
В школьном музее мы с моим руководителем планируем открыть экспозицию, посвященную пластинкам.
Текст экскурсии прилагается.
«Я нашел в музее пластинки…»
Старых песен целый клад
И решил я их послушать,
Чтобы историю их рассказать
1 слайд: Я, Андреев Артемий, ученик 6 класса, экскурсовод школьного музея «Ропша-наша маленькая Русь» Ропшинской школы, приглашаю вас познакомиться с удивительной историей граммофонных пластинок. Мы живем в 21 веке и музыку многие из нас слушают в наушниках, подключенных к телефону. А как слушали музыку в прошлые века, на каких носителях ее записывали и каким образом эти записи удавалось прослушивать?
Чтобы ответить на эти вопросы давайте совершим небольшое туристическое путешествие по местам, где зарождалась и совершенствовалась история звукозаписи.
2 слайд: Начнем мы с далекого 16 века. Ведь именно тогда были предприняты первые попытки звукозаписи. Это были музыкальные шкатулки и табакерки, часы-будильники и башенные куранты. Такие инструменты появлялись в разных странах. А я предлагаю вам из 16 века сразу перенестись в 19 век в Германию.
3 слайд: Именно в Германии появилось изобретение, которое назвали чудом века- граммофоном. Его создатель – немец Берлинер. Благодаря его открытию родилась граммофонная пластинка, сделанная из целлулоида.
4 слайд: Чтобы узнать, как она выглядела, мы отправимся в Соединенные Штаты Америки, где она хранится в Национальном Музее в городе Вашингтон. Предлагаю послушать первую звукозапись.
5 слайд: Ну а наше путешествие продолжается. Нас ждет Франция, где Гильон Кеммлер усовершенствует граммофон. Мастер создает такую конструкцию, при которой прибор становится небольших размеров и получает название патефон.
6 слайд: В 50-е годы на смену патефону приходит электрический проигрыватель.
7 слайд: Но знаете, вместе с граммофонами, патефонами и электрическими проигрывателями менялись и пластинки. Первые пластинки назывались рекордами, от английского слова запись. Они были толстые с шероховатым краем и весили почти полкилограмма.
8 слайд: А как вы думаете из чего изготавливались первые пластинки. Одну подсказку я вам уже дал в начале экскурсии. Кто запомнил? Правильно, это был целлулоид. А еще материалом для них служили воск, каучук, металл и даже шоколад.
Да-да, самый настоящий шоколад. В начале 19 века продавались такие вкусные пластинки. Сначала их можно было послушать, а потом съесть. Особенно если запись не понравилась.
9 слайд: Как вы понимаете, все эти материалы не очень годились для пластинок. А дело вот в чем- длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. И пока игла бежала по дорожке, она давила на нее с невероятной силой – около тонны на квадратный сантиметр. Это примерно тоже самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал может выдержать такое давление?
Чем же примечательно это насекомое? А тем, что выделяет смолу, их которой делает себе скорлупу. Так вот оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению – она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Эту смолу стали использовать для изготовления грампластинок. Правда, изобретение оказалось слишком дорогим. На одну грампластинку требовалось 4 тысячи жуков.
11,12 слайд: Спасла от дороговизны и малых тиражей изготовления пластинок пластмасса. Ее плотная поверхность позволила сблизить и одновременно сузить звуковые дорожки. Из Индии мы отправляемся в наш школьный музей, где хранится большая коллекция таких грампластинок
13 слайд: Ведь первую российскую пластинку выпустили в подмосковной Апрелевке в 1910 году. Как видите, наш маршрут путешествия привел нас в Подмосковье.
14 слайд: Что же из себя представляет грампластинка? Как видите это диск, на одной или обеих сторонах которого нанесена непрерывная извилистая дорожка, форма которой соответствует звуковой волне.
15 слайд: Каждая пластинка имеет этикетку. Это маленький бумажный кружочек в центре диска. Нижняя часть этикетки отведена под мини-рассказ о том, что записано на диске – это имена авторов, название произведений, имена исполнителей и перечень музыкальных инструментов.
16 слайд: В середине 20 века изменилась технология изготовления пластинок. В 1950 году появился новый небьющийся материал для пластинок – поливинилхлорид.
17 слайд: Как видите, на этикетке из первых партий грампластинок из ПВХ подписывалось слово «долгоиграющая». Это означало, что пластинка имела длительное время звучания за счет того, что диск имел медленную скорость вращения. Такие пластинки изготавливались до 1997 года.
19 слайд: А теперь я приглашаю вас в столицу Латвии – город Ригу. В советское время, начиная с 1958 года, производством пластинок занималась рижская фабрика под названием «Лиго». Нам этикетке этой фабрики была изображена эмблема белой чайки с указанием названия фабрики.
20 слайд: 23 апреля 1964 года вышло постановление Совета Министров СССР, согласно которому все студии грамзаписи переходили в подчинение Минкультуры и 11 мая 1964 года была создана Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия».
21 слайд: В верхней части этикетки были помещены данные организатора выпуска грампластинок, завода-изготовителя фирмы «Мелодия». Ее товарный знак – музыкально-стилизованная буква М.
В конце 20 века фирма Мелодия перестала существовать. В 1997 году был полностью прекращен выпуск пластинок. На смену пластинкам пришли магнитофонные кассеты. Вот и подошло к концу наше путешествие в мир истории звукозаписи. Как вы думаете, прощаемся ли мы с пластинками? Оказывается, нет! В мире наблюдается большой интерес к пластинкам. Истинные любители музыки считают цифровую запись неестественной, слишком чистой. Пластинка же дает возможность услышать всю красоту голоса исполнителя. Давайте в этом убедимся.
Сквозь шипение пластинок
Слышно, как издалека,
Будто бы несет куда-то
Звуки времени река.
Спасибо за внимание! Прошу обратить внимание на подготовленные вопросы!
Приложение №1 Первые звукозаписывающие инструменты. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Изобретатель граммофона Э.Берлинер. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Приложение№2 Первый патефон. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Первые электрические проигрыватели.
Приложение №3. Из чего изготавливались пластинки. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Приложение № 4. Школьная коллекция пластинок. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Приложение № 5. Первые Российские заводы. Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Приложение №6. Всесоюзная фирма «Мелодия». Слайд подготовлен для медиаэкскурсии.
Список используемой литературы и других источников
1 Большая Советская энциклопедия. Москва. Изд-во «Советская энциклопедия», 1972г. Том 7.
2. Большая энциклопедия школьника. Изд-во «Махаон», 2010г.