О чем рассказ ивана сергеевича соколова микитова береза
Соколов‐Микитов «Лес осенью» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
Жанр: рассказ.
Автор: Соколов-Микитов Иван Сергеевич.
Краткое содержание для читательского дневника
1. Осенний лес завораживает своей печальной красотой.
2. Кружатся листья, опадающие с деревьев.
3. Воздух чист и свеж, вода прозрачна настолько, что виден каждый мелкий камешек.
4. Вокруг стоит тишина, лишь иногда нарушаемая тихим шелестом листьев.
5. Несмотря на всю красоту осеннего леса в нем слышны отголоски грусти и прошлого.
Главные герои
Природа. Осенний лес в присущем ему диком очаровании и печальной красоте.
Главная мысль
Природа главное чудо света, люди обязаны беречь это чудо и стараться сохранить ее первозданную красоту.
Чему учит
Природа прекрасна и хрупка, каждый процесс происходящий внутри нее заслуживает особого внимания. Иногда стоит просто остановиться и насладиться неуловимым мигом, который уже не вернется вновь. Также произведение учит бережному отношению к флоре и фауне нашего мира.
Отзыв
Мне понравилось произведение Соколова-Микитова, благодаря живому языку оно наполнено красивыми эпитетами, которые встают ожившими картинами перед глазами читателя. Осенний лес представлен во всей своей красоте и величии. Природа в произведении отражает функцию не только главного героя, но и места действия, а также отражает эмоции автора, вызванные соприкосновением с прекрасным.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов — краткая биография
ФИО: | Соколов-Микитов Иван Сергеевич |
Дата рождения: | 17 (29) мая 1892 г. |
Место рождения: | Осеки, Калужская губерния |
Знак зодиака: | Близнецы |
Деятельность: | Писатель, прозаик, журналист |
Дата смерти: | 20 февраля 1975 г. (82 года) |
Детство и юность
Иван Соколов-Микитов родился в лесной конторе в Осеках под Калугой (ныне урочища не существует) 29 мая 1892 года. Отец, Сергей Никитич Соколов, был сыном дьякона, а работал приказчиком. Его наняли богатые московские купцы Коншины, владевшие Серпуховской мануфактурой, для управления лесными угодьями. Мать, Мария Ивановна, была калужской крестьянкой, с детства отличавшейся проворством и неутомимостью в труде, а также знанием пословиц, поговорок и множества народных слов. Немногие женщины умели так тонко прясть и искусно вышивать, как она.
Через 3 года семья переехала на родину отца в село Кислово под Смоленском, а еще через 2 – отец в первый раз взял сына на охоту. 8-летнему Ване отец подарил малокалиберную винтовку «Монте-Кристо», что способствовало впоследствии увлечению подростка охотой. Мальчика с кузиной Маней сначала обучали вдова брата отца и проживавшая в их доме деревенская учительница, а потом он ходил в деревенскую школу.
С 11 лет Ваня учился в Смоленском Александровском реальном училище. Там он увлекся революционными идеями и в мае 1910 года был исключен из училища за подозрение в участии в подпольных революционных кружках. Вернулся домой, где, увлекшись авиацией, построил планер и летал на нем.
Иван Соколов-Микитов в молодости
События биографии
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
Личная жизнь
О семье литератора известно немного. В феврале 1923 года в московском кооперативном издательстве «Круг» он познакомился Лидией Ивановной Малофеевой, которая работала там секретарем и делопроизводителем. Девушка была на 8 лет младше жениха. В сентябре 1923 они зарегистрировали брак в Коломенском ЗАГСе и обвенчались в храме Николы-на-Посаде. В 1924, 1926, 1928 году у супругов родились дочери Ирина, Елена и Лидия. Дети умерли при жизни родителей. Лидия и Ирина скончались в 1931 и 1940 году от болезней. Елена утонула в 1951 году на озере Пюхяярви.
С женой Лидией Ивановной
У Соколова-Микитова часто гостили Е. Замятин, В. Бианки, В. Шишков, Н. Зворыкин, К. Федин, В. Солоухин, В. Некрасов.
С внуком Александром (будущим министром культуры РФ)
Самобытный талантливый прозаик
Русский и советский писатель и журналист Иван Соколов-Микитов застал в детстве уходящий быт патриархальной деревни с романтической красотой ларинских поместий и запустением вросших в землю до оконец домишек безземельных крестьян. Повидал взрослым и с высоты пригорков, и с крыла самолета, и с борта судна красоты северных и южных морей и земель. Дорожил знакомством с известными писателями и людьми иных профессий. Впечатления непростых жизненных скитаний легли в основу его лирической, точной и изящной прозы, плавно скользя по которой, читатель легко переносится в ясные образы, наполняясь любовью к человечеству, природе и жизни.
За годы творчества литератор награжден тремя орденами Трудового Красного Знамени и медалями.
Презентация к уроку
Цель: познакомить учащихся с творчеством писателя о природе; показать красоту художественного слова ; обогащение словарного запаса учащихся ; помочь лучше понять прелесть родной природы; воспитание любви к родному языку и природе.
Слайд 1
Родился писатель в 1892 году. Еще мальчиком в детстве любил он бродить с ружьем по лесным угодьям Смоленщины, прислушивался к таинственным шорохам леса, разбирался в запутанных следах лесных обитателей.
Слайд 2
Слайд 3
Книги И.С. Соколова-Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки! Его рассказы, позволяют нам полней и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть красоту леса, разгадать его тайны, лучше понять прелесть родной природы, стать ее другом.
Слайд 4
В своих рассказах писатель пристально вглядывается в окружающую его жизнь, удивляется тому, что неожиданно открывается его взору. Он дает читателям совет: “В лесу надо ходить тихо и осторожно, прислушиваясь к каждому звуку, и тогда перед вами откроется много лесных тайн”. Он, как добрый волшебник, может самое обычное и непримечательное сделать красивым и интересным. Читая рассказы о природе, так и хочется запомнить красивое авторское слово. У него упавшая с ветки березы прозрачная капля издает хрустальный звон, а простой паучок превращается в живой драгоценный камешек, душистые цветы ландыша в крошечные фарфоровые колокольчики.
Слайд 5
Писатель завещал нам: “Любите наших меньших братьев, четвероногих, пернатых, пушистых, зубастых, колючих…Лесных, полевых, речных, озерных, летающих в небе, живущих в норе, под землей”.
Слайд 6
Каждому животному он подбирает точное слово, каждое его движение описывает так, что начинаешь видеть и чувствовать лесных жителей, как будто оказываешься рядом с ними в лесу, в поле, у ручья. С ним не только отдыхаешь душой, уносясь в мир русских полей и лесов, но и узнаешь много нового и интересного.
“Задремала на солнышке старая лосиха. Чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится у ее ног маленький лосенок. Знает он, что ни серому волку, ни злой разбойнице-рыси не даст его в обиду чуткая и сильная мать”.
Слайд 7
“Голодно, бесприютно было волкам в зимнюю стужу. В морозные, вьюжные ночи скитались они по заснеженным полям и дорогам. Ловили зайчишек, воровали зазевавшихся собак. В теплые весенние дни родились у волчицы слепые маленькие волчата. Растут, резвятся бойкие волчата”.
Слайд 8
“На освещенную солнцем поляну вывела медведица своих маленьких медвежат. Жмутся к матери маленькие медвежата. Страшно им в огромном лесу. Поздно зимою, в берлоге, родились у медведицы эти мохнатые медвежата. Тепло им было в закрытой берлоге; сладко почмокивая, сосали они материнское молоко. Забравшись под брюхо медведицы, крепко спали. Далеко слышит и чует медведица. Не увидишь и не услышишь, как уйдут тихо скроются в темном лесу чуткие звери”.
Слайд 9
Каждому времени года писатель посвящает свою книгу. В увлекательных рассказах И. С. Соколова- Микитова рассказывается обо всем том, что круглый год живет в лесу: о птицах и животных, о цветах, травах и деревьях.
“Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки”.
Слайд 10
“Теплый ветер пробегает в высоких вершинах.. Скоро, скоро оденется лес листвой, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи. Прилетят, закукуют длиннохвостые кукушки: “Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!”
Слайд 11
“Забегают по кочкам хлопотливые муравьи, вылетит из зимнего убежища, загудит первый шмель”.
Слайд 12
“Белым и голубым ковром расстилаются подснежники-перелески, первые веселые цветы нашего леса. Хороша, радостна, весела весна в лесу!”
Слайд 13
“Тысячи разнообразных звуков и голосов родятся весной в ожившем лесу.
И только в глухую полночь наступает тишина, все примолкает. В час появления солнца звуки лесной музыки вновь оживают. И можно очень долго слушать прекрасную симфонию весеннего леса”. ( Голоса птиц в лесу)
Слайд 14
“Хорошо и привольно летом в лесу. Зеленой листвою одеты деревья. Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой. Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи. В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся веселые белочки”.
Слайд 15
“В темной лесной чащобе, под нависшими сучьями, затаилась разбойница-рысь. Всю ночь скиталась она по лесу, разоряла звериные и птичьи гнезда, ловила зайчишек, доставала с деревьев спящих птиц. В лесной темноте хорошо видят рысьи глаза. Тихо ступают по земле ее кошачьи, мягкие лапы. Хорошо слышат украшенные кисточками рысьи уши. Одна-одинешенька, скрыто и дико, живет в глухом лесу разбойница-рысь”.
Слайд 16
“Будто сказочный часовой, охраняя логово рыси, на сучке дерева уселся круглоголовый глазастый совенок. Здесь он прячется от дневного яркого света. Беззащитные звери и все лесные птицы боятся, сторонятся рыси. Старательно прячут они гнезда, защищают и берегут своих маленьких детей”.
Слайд 17
“У самой вершины старой ели, в густых ветвях, свили гнездо тетеревятники-ястребы. Много лесных тайн, сказочных чудес наблюдают они с высокой темной вершины”.
Слайд 18
“Выйдешь из леса на нескошенный луг и от радости ахнешь: сколько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше все, всех веселее – лиловые колокольчики”.
Слайд 19
“В начале лета в лесу появляется много цветов. Очень хороши и красивы маленькие голубые цветы – незабудки. В крошечных их лепестках как бы отразилась голубизна летнего неба. Приятно смотреть на чистый голубой ковер разросшихся у ручья незабудок”.
Слайд 20
“В густой траве прячутся нежные душистые фиалки. Душисто пахнут ночные красавицы – фиалки”.
Слайд 21
“От легкого дыхания теплого весеннего ветерка колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя”.
Слайд 22
“На радостную улыбку похожи скромные цветы ромашки с белыми и чистыми лепестками”.
Слайд 23
“Все лето цветут одуванчики, похожие на маленькое солнышко с золотыми лепестками-лучами. А созревшие их семена собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик – поплывут, полетят в воздухе легкие летучие семена. Всю ночь крепко спят одуванчики. Только с восходом солнца они просыпаются, как бы радостно улыбаясь”.
Слайд 24
“На глухих лесных вырубках пышно цветет иван-чай. Точно высокие праздничные свечи, малиново-красным огнем горят островерхие шапки красивых и пышных цветов. В густых зарослях цветущего иван-чая можно спрятаться с головою”.
Слайд 25
“В тихих речных заводях плавают белые лилии и золотые кувшинки. Над ними трепещут своими прозрачными крылышками стрекозы. У самого берега скользят по воде длинноногие пауки. Жарче и жарче греет летнее солнышко”.
Слайд 26
“На лесных полянках появились первые грибочки, покраснела душистая земляника. Хорошо, красиво летом в лесу”.
Слайд 27
“После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень”.
Слайд 28
“По опушкам еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки”.
Слайд 29
“В моховых болотах ожерельем рассыпана клюква”.
“На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины”.
Слайд 30
“По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли”.
Слайд 31
“Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. На скатерти снегов видят охотники красивые узоры звериных и птичьих следов. Глубокие высятся сугробы. Тяжелыми белыми шапками накрылся и притих лес. Много крупных и мелких зверей и птиц живет и кормится в притихшем зимнем лесу”.
Слайд 32
“Вот, пересвистываясь и порхая, пролетела над опушкой стайка клестов-еловиков, торопливо рассыпалась по вершине украшенной шишками ели”.
Слайд 33
“Вот взлетела на дерево белка, а с густой закачавшейся ветки, рассыпаясь алмазной пылью, свалилась снежная шапка”.
Слайд 34
“Тихо раннее утро в зимнем лесу. Спокойно наступает рассвет. Взошло, заиграло над лесом зимнее солнышко. Вот промчался зайчишка-беляк, испугался проходивших мимо лосей. Подняв черный кончик хвоста, пробежал горностай. Красивой цепочкой вьется по лесной опушке след старого лисовина. По самому краю поля, след в след прошли разбойники-волки”.
Слайд 35
“А через широкую наезженную дорогу, взрывая копытами снег, перешли лоси”.
Слайд 36
Во всех своих произведениях замечательный русский писатель И.С. Соколов-Микитов остался преданным простоте и красоте русской речи, которая и сделала популярным его талант.
Слайд 37
Список использованной литературы.
2.Соколов-Микитов И.С. “Весна красна”, Изд-во “Малыш”, М.:- 1998.
3.Соколов-Микитов И.С. “Март в лесу”, Изд-во “Малыш”, М.:- 1998.
Конспект урока по литературному чтению «И.Соколов-Микитов «Русский лес»
Конспект урока по литературному чтению
в 4 классе УМК «ГАРМОНИЯ»
тема : « И.Соколов-Микитов.Русский лес . »
Автор: Карпова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов,
МОУ «Сланцевская СОШ №3»
Открытый урок литературного чтения.
Дата проведения: 13.04.2018 год.
Цель: создать условия для знакомства с произведением И.Соколова –Микитова, с его отношением к русской природе, для открытия новых тайн и красоты деревьев русского леса через литературу.
1. Развивать воображение, мышление, речь.
2. Развивать творчество детей.
3. Развивать эмоциональную, социальную и познавательную мотивацию.
4. Обогащать словарный запас и кругозор детей.
1. Познакомить с произведением И. Соколова-Микитова “Русский лес”.
2. Учить осознанному восприятию текста.
3. Учить краткому пересказу.
4. Познакомить с деревьями русского леса.
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. Воспитывать чувство дружбы и взаимопонимание.
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к творческой деятельности на основе литературных произведений;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
– принимать и сохранять учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– выполнять учебные действия в устной речи и во внутреннем плане;
– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, самостоятельно работать с учебником;
– соотносить внешнюю оценку и самооценку.
– отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
– пересказывать текст по плану;
– искать информацию, представлять найденную информацию;
– уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
– выражать свои мысли в устной форме, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии задачей высказывания;
– проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
– принимать участие в коллективном выполнении заданий.
Оборудование: картины деревьев, учебник литературного чтения О. В. Кубасовой, тетрадь на печатной основе по литературному чтению О. В. Кубасовой.
План проведения урока:
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Вы учите их – они учат вас.
II. Проверка домашнего задания.(7мин)
1. Выразительное чтение рассказа Ю. Яковлева «О нашей Родине». (отметка за чтение с комментарием)
2. Беседа по вопросам:
— Что необходимо любому человеку, по мнению писателя? (Человеку нужна Родина)
-Что значит «маленькая Родина»?
III. Работа по теме урока.(30 мин)
-Как выдумаете, о чем будет урок? (ответы детей)
— Да, сегодня мы продолжим разговор о Родине, о природе. Узнаем много интересного, а какое поможет нам в этом произведение, смотрим на странице 90. («Русский лес»)
-Прочтите фамилию автора.
-Еще раз назовите автора этого произведения. (Обратить внимание на ударение в фамилии автора)
-Но прежде чем мы начнем работать с произведением, хотелось бы сказать несколько слов об авторе.
А). Знакомство с биографией автора.
На доске портрет писателя
Иван Сергеевич Соколов-МикитОв прожил долгую, богатую событиями жизнь. Родился 30. 05. 1892 года в урочище Осеки Калужской губернии (ныне Перемышльский район Калужской области) в семье Сергея Никитича Соколова — управляющего лесными угодьями богатых купцов Коншиных. Мать вела крестьянское хозяйство.
И. С. Соколов добавил к фамилии прозвище, данное в деревне их семье по имени деда, дьякона Никиты, и подписывался Соколов-Микитов.
Умер Соколов-Микитов 20.02.1975 года в Москве. По завещанию, урна с его прахом была захоронена на Новом кладбище в Гатчине. В 1983 году на захоронении был установлен памятник.
Известный своими описаниями русской природы.
-Пролистайте текст. Что вы заметили интересного? ( Текст состоит из 5 текстов)
-О каких деревьях пишет Соколов-Микитов? (Дети перечисляют)
Б). Постановка учебной задачи.
-Как вы думаете, какая перед нами сегодня стоит задача? ( Познакомиться с особенностями деревьев наших лесов)
— Как называется текст? ( «Русский лес»)
-Как вы думаете, почему именно так автор назвал своё произведение? (ответы детей)
— Наша страна огромная, и леса в ней разные. И нигде в мире мы не найдём больше такой красоты, поэтому автор и посвятил своё произведение русскому лесу.
(на доске картины деревьев – береза, дуб, ель, липа, клен)
Б). Первичное знакомство с текстами и работа над лексическим значением.
-Послушайте первую статью «Береза» и подумайте – о какой особенности говорит нам автор. (Чтение учителем)
— Встретились ли вам слова, значение которых вам не понятно или не знакомо?
Золотистая (листва) – с золотым отливом, цвета золота
Увядающая (листва) – увядать то же, что «вянуть»
Липкие нити серебристой паутины – « паутина получается из паутинных бородавок, которые расположены на брюшке паука. Через них жидкий секрет (продукт выделения специальный желез) выделяется пауком и быстро затвердевает на воздухе, превращаясь в прочную эластичную и липкую нить».
Прозрачен и чист воздух – пропускающий через себя свет и не содержащий ничего постороннего, без примесей.
-Прочитайте про себя текст и подготовьтесь ответить на вопросы. (Работа в парах)
— Докажите словами из текста. С чем сравнивает автор паутину? ( с серебряными нитями). А листочки? (с золотом).
— Какие литературные приёмы использует автор? (сравнения и эпитеты).
— Что такое эпитет? (образное сравнение).
— Найдите эпитеты в тексте. (золотистая листва).
Работа с иллюстрациями ( береза и дуб )
-Посмтрите на картинки. Сравните березку и дуб. Что вы можете сказать? (Ответы детей)
-А теперь послушайте вторую статью «Дуб» и подумайте – о какой особенности говорит нам автор. (Читает сильный ученик)
— Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.
Богатырь— человекочень большой силы, стойкости, отваги.
Развесистые ветви – с широкими нависшими ветвями
Грозно ( шумит зеленая вершина) – внушает страх, или грозит опасностью, гибелью
-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.
-Найдите в тексте указание на то, когда распускаются на дубах почки? (Позже других деревьев)
— Что издавна приметили люди при цветении дуба? (в это время дует холодный северный ветер).
-О каких особенностях дуба нам говорит автор? (дуб-богатырь, развесистые ветви, в вершинах вьют гнезда птицы, весной позже других деревьев на нем распускаются почки)
— Слушаем статью «Ель» и подумаем – о какой особенности говорит нам автор. (Читает статью сильный ученик)
— Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.
Распространенное (дерево) – широкоизвестное, обычное, часто встречающееся
-О каких особенностях ели нам говорит автор? (Распространенное дерево, тенелюбивое, в густых и колючих ветках ютятся птицы, живут белки, выводят птенцов клесты)
-Ребята, а кто из вас был в еловом лесу? Поделитесь впечатлениями. (ответы детей)
-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.
— Почему в еловом лесу нет надежды собрать много грибов? ( в еловом лесу всегда темно, т. к. ветви елей очень широкие и почти не пропускают свет). Докажите словами из текста.
— Какие птицы зимой в еловом лесу выводят и выкармливают птенцов? (клесты).
Слушаем статью «Липа» и подумаем – о какой особенности говорит нам автор. (Читает статью сильный ученик)
— Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.
Нежное (дерево) – чувствительное
-О каких особенностях липы нам говорит автор? (Красивое, веселое и нежное дерево, липовый мед, раньше других сбрасывает листву )
-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.
— Чем издавна славится липа? (сладким липовым мёдом, нежными листочками).
-Узнаем еще об особенностях одного дерева, познакомимся со статьей «Клен» (читает учитель)
— Поработаем над словами, значение которых вам не понятно или не знакомо.
-О каких особенностях клена нам говорит автор? (Лапчатые листья, растет в сообществе других деревьев, крепки и туги ветви, сажают люди, праздничное дерево )
-Прочитайте про себя текст и подготовьте ответить на вопросы.
— Как обычно растёт клён? Докажите словами из текста. (в сообществе с другими деревьями).
— С чем сравнивает автор кленовые ветви? (с пружиной). Благодаря этой особенности люди в древности предпочитали плести корзины из кленовых или ивовых прутьев.
— Когда особенно красивы клёны? (осенью).
-Найдите и зачитайте слова, которыми автор описывает листья клёна. ( лапчатые листья, пурпурные и золотистые листья).
— Зачитайте, где обычно люди сажают клёны? (первое предложение 2 абзаца).
— Какое ещё предложение вам хотелось бы зачитать об этом дереве?
— О каких деревьях вы прочитали? (берёза, дуб, ель, липа, клён).
— Как автор говорит о каждом дереве? ( с чувством уважения и восхищения).
— Докажите строками из текста ( первое предложение каждого текста).
IV. Физминутка.(1 мин)
Мы листики осенние,
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)
Продолжение работы по теме урока.
-Ребята, у нас на доске закреплены особенности деревьев. У вас на столах лежат рисунки деревьев и их листочки. Выберите соответствующее дерево, его особенности и листок, и прикрепите к нужному дереву.
-Молодцы! Справились быстро и без ошибок.
-А сейчас мы будем готовить текст «Береза» к краткому пересказу.
-Давайте составим план этого произведения и попробуем, как вы сказали, сжать этот текст. (тетрадь на печатной основе стр. 60).
-Прочтите текст про себя и определите, сколько в нем частей. (В тексте 3 части)
-Давайте прочтем первую часть и подумаем, о чем она, какова ее тема? (Читают первый абзац)
-Какой заголовок предлагаете? (Заглавие –Хороши и чисты березовые рощи.)
-Запишем в тетрадь заглавие.
-Читаем вторую часть.
-О чем эта часть? Какова ее тема?
-Как можно озаглавить вторую часть? (Золотистая увядающая листва падает на землю.)
-Запишите заглавие в тетрадь.
-Читаем третью часть.
-Как можно озаглавить третью часть? (Малейший звук слышится в березовом лесу)
-Запишите заглавие в тетрадь.
-А теперь мы будем «сжимать» текст и готовиться к краткому пересказу.
-Читаем первую часть статьи.
-Итак, мы должны оставить самое главное. Что оставляем?
— «Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрыты берестою…»
-Читаем вторую часть статьи.
-Что можем опустить, что оставить обязательно?
-«Ранней осенью березовый лес роняет золотистую увядающую листву на землю».
-Третью часть читаем.
-Что можем опустить, а что оставить?
-«От дерева к дереву протянуты тонкие нити паутины. Прозрачен и чист воздух. Малейший звук слышен в березовом лесу».
-А теперь давайте соединим наши сжатые части текста и послушаем, что у нас получилось. (Пробный пересказ: «Хороши и чисты березовые светлые рощи. Белы стволы берез, покрыты берестою…» Ранней осенью березовый лес роняет золотистую увядающую листву на землю. От дерева к дереву протянуты тонкие нити паутины. Прозрачен и чист воздух. Малейший звук слышен в березовом лесу)
IV. Домашнее задание.(1 мин)
-Над чем еще надо поработать?
-У вас у каждого несколько листочков. Зеленый листок –я доволен своей работой, желтый листок – у меня не все получилось, но я старался, белый листок – на уроке я скучал. Оцените свою работу и поднимите вверх листочки.
-Молодцы! Все хорошо трудились.
VI. Дополнительный материал.(если останется время)
-Послушайте и угадайте о каком дереве пойдет речь. (Читает учитель)
-Назовите, о каком дереве шла речь? (Липа)
— В «Лесном словаре» начала прошлого века я прочитала: «Дерево это поставлено на той же ступени, на какой лев находится между четвероногими, а орёл между птицами. И это дерево сделалась эмблемой высоты, силы, долговечности» Не зря говорят: «Крепкий, как …».(Дуб)
-А знаете ли вы, что есть каша «дубовая»? (да, из дуба можно сварить кашу, испечь лепёшки, оладьи и даже торты.)
— Внимание! О каком дереве сказано: «Вечно зелёное дерево. Крона в виде конуса. А в шишке «прячется» целый лес. Под крепкими чешуйками созревает более 150 семян! (Ель)
-Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок.(Клен)