О чем рассказ чехова размазня

Анализ рассказа «Размазня» (А.П. Чехов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 15.11.2019 · Обновлено 20.02.2021

Антон Павлович Чехов знаменит своими короткими юмористическими рассказами, в которых прослеживаются основные пороки человечества. Рассказ «Размазня» — один из таких. В маленьком тексте можно увидеть огромную проблему слабых людей.

История создания

Рассказ «Размазня» написан в 1888 году. Начиная с него, автор начинает переходить к более сложным работам. Впервые опубликован 19 февраля в юмористическом журнале «Осколки» в 1888 году.

Прототипы героев неизвестны, но время, в которое жил и писал Чехов, было таким, что на месте гувернантки могла оказаться каждая вторая девушка без средств, вынужденная работать. В книге автор передал характерную черту своего переходного века, когда женщины уже перестали быть бесправным товаром на выданье, но еще не обрели полноты прав трудящегося человека и не научились из отстаивать.

Жанр, направление

Творчество Антона Чехова относится к реалистическому направлению, поэтому текст написан в направлении реализма.

Жанр произведения – юмористический рассказ, так как в тексте сочетаются все особенности: короткое название, такое же вступление, случай из жизни, основа – диалог, художественная деталь вместо портрета.

Суть: о чем рассказ?

Сюжет основан на эксперименте, который проводит герой над своей гувернанткой — Юлией Васильевной. Хозяин вызывает ее к себе, чтобы оплатить жалование. Но для начала знакомит ее с расчетами.

Няня отработала два месяца, за что полагается 80 рублей. Но Юлия узнает, что оказывается не 80, а 60. Гувернантка не возражает, а просто молча кивает головой. Хозяин указывает, что у него все записано. После он начал вычитать за каждую мелочь по 5-7 рублей. Он снял деньги за разбитую чашку, за прогулы, за больничные дни, за украденные ботинки и так далее. По итогу за два месяца Юлия вместо 80 рублей получает 11.

Гувернантка дрожащими пальцами сунула в карман деньги и робко прошептала «Merci». Хозяин резко вскочил со стула и начал кричать на нее. Его разозлило такое поведение няни, так как он ее по факту обокрал. Но она даже не стала возражать и как-то пытаться вернуть свои кровно-заработанные деньги обратно. Хозяин отдает ей положенные 80 рублей и извиняется за такой эксперимент. Но при это поучает, что нельзя быть размазней, а за свое нужно бороться.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Размазня» и система образов отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Рассказчик (хозяин)обеспеченный человек, семьянин. Есть два ребенка. Он далеко не слабый человек, но при этом с добродушием относится к людям. Видит, что его гувернантка — рохля: отработала два месяца, а зарплату не просит. Он понимает, что она не из тех людей, кто не может потребовать свои деньги, поэтому решает преподать ей урок. Думая, что с помощью провокации она обретет в себе силы и начнет требовать свое. Но эксперимент провалился с треском. Изобразив сначала бессердечного и наглого человека, он все равно в конце извиняется перед ней и отдает заработанные 80 рублей. Но при этом отчитывает ее, что нельзя быть такой мягкотелой.
Юлия Васильевнагувернантка, два месяца назад устроилась работать в дом к рассказчику. По своей натуре она покорная, неуверенная в себе девушка. Когда хозяин попросту обкрадывает Юлию на ее же глазах, она шмыгает носом и теребит оборку юбки. За полученные 11 рублей вместо 80 Юлия благодарит своего хозяина, так как на прошлой работе ей вообще не давали денег. А все потому, что она не может постоять за себя и потребовать свое. Юлия не понимает, что она достойна такой заработной платы. Героиня зависима от чужого мнения, которое ей навязывают. В ней нет внутреннего стержня, чтобы начать протестовать за свое жалование. Она считает, что хозяину виднее, как она работала, и не станет ему перечить. Юлия — добрая, честная девушка, но она так и останется жертвой.

Многомудрый Литрекон может расширить этот раздел, если у Вас есть в этом надобность, так что пишите ему в комментариях, чего не хватает?

Проблемы

Проблематика рассказа «Размазня» тоже будет дополнена, если Вы напишите о необходимости этого в комментариях.

Основная идея

Главная мысль произведения «Размазня» – это необходимость отстаивать свое право и бороться до конца за справедливость. Не следует принимать несправедливые правила игры, нужно устанавливать свои — всегда возражать и бороться, когда понимаешь, что с тобой обходятся ужасно. Если маленький человек не пойдет против произвола, то лишь внесет свою лепту в застой, опирающийся на безнаказанность.

Смысл рассказа «Размазня» заключается в осуждении культа жертвы, ставшего популярным в русской литературе. Многие писатели оправдывала и тем самым поощряли в народе его нелепую жертвенность и слабость, а потом недоумевали, почему мир так жесток к маленькому человеку? Но ведь рабство — обратная сторона медали тирании, и обманутый так же виноват, как и обманувший, потому что он он стерпел и оставил все как есть, не пытаясь исправить ситуацию.

Чему учит?

Рассказ «Размазня» учит тому, что сильный человек — не тот, у кого есть деньги или власть, а тот, кто сможет противостоять всем испытаниям. Юлия могла бы возразить работодателю и проявить упорство, но она предпочла промолчать и смириться с несправедливостью. Если так будут делать все, общество никогда не изменится к лучшему. И в этом будет не только вина бессовестных начальников. Ответственность за происходящее будет и на тех, кто покорно сносит нападки и оскорбления.

Сильный человек не сломается под натиском трудностей, будет идти до конца. Но гувернантка слаба, потому что не умеет постоять за себя. Она всегда будет оставаться жертвой обмана, ведь не противится ему и подыгрывает мошенникам. В ней нет стержня и твердости, необходимых в жизни каждому человеку. Маленький человек может стать большим, если победит свою слабость. Такова мораль произведения «Размазня».

Остается надеяться, что читатель, как и Юлия, сделает свои выводы из эксперимента и научится отстаивать свои права и убеждения.

Источник

«Размазня» читательский дневник

О чем рассказ чехова размазня. Смотреть фото О чем рассказ чехова размазня. Смотреть картинку О чем рассказ чехова размазня. Картинка про О чем рассказ чехова размазня. Фото О чем рассказ чехова размазня

Всего получено оценок: 129.

Всего получено оценок: 129.

«Размазня» — юмористический рассказ о том, как глава семейства нагло и беззастенчиво обсчитал юную гувернантку своих детей, но на деле преподал ей важный жизненный урок.

Краткое содержание «Размазня» для читательского дневника

Название: Размазня

Число страниц: 3. Чехов А. П. «Рассказы. Повести. Пьесы». Издательство «Эксмо-Пресс». 2004 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1883 год

О чем рассказ чехова размазня. Смотреть фото О чем рассказ чехова размазня. Смотреть картинку О чем рассказ чехова размазня. Картинка про О чем рассказ чехова размазня. Фото О чем рассказ чехова размазня

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в 80-х годах XIX столетия, в одном из городов Российской империи.

Главные герои

Рассказчик – хозяин дома, настойчивый, решительный, волевой мужчина, решивший преподать гувернантке важный урок.

Юлия Васильевна — гувернантка, молоденькая, неопытная девушка, робкая, скромная, безответная.

Коля и Варя – дети рассказчика, воспитанники Юлии Васильевны.

Сюжет

Хозяин дома пригласил к себе в кабинет гувернантку Юлию Васильевну, чтобы рассчитаться за истекший срок её работы. Он упрекнул девушку в излишней церемонности – сама бы она не пришла за жалованьем. Далее хозяин приступил к подсчётам. Он сказал, что они договаривались по тридцать рублей в месяц, на что Юлия Васильевна робко возразила – по сорок рублей. Хозяин её перебил, заверив, что он всегда платил гувернанткам по тридцать рублей в месяц и у него всё записано.

Затем мужчина сказал, что Юлия Васильевна прожила в его доме два месяца, и девушка опять робко возразила – два месяца и пять дней. Но и тут хозяин дома настоял на своем – два месяца и точка, у него так записано. Затем он стал вычитать из шестидесяти рублей жалованье за воскресенья, коих набралось девять, а также три праздника. Юлия Васильевна покраснела и стала нервно теребить платье, но не возразила ни слова.

Хозяин дома продолжил вычитать: четыре дня болезни Коли, три дня, когда у гувернантки болели зубы и она занималась только после обеда. В итоге остался всего лишь сорок один рубль. От явной несправедливости у девушки один глаз покраснел и наполнился влагой, предательски задрожал подбородок, но и тут она смолчала.

Мужчина внимательно посмотрел на гувернантку и продолжил вычеты. Он вспомнил, как под Новый год она разбила фамильную чайную чашку с блюдцем. По недосмотру Юлии Васильевны Коля полез на дерево и порвал дорогой сюртучок, а горничная, опять же по недосмотру гувернантки, украла у Вари ботинки.

Хозяин разошёлся не на шутку, и «вспомнил», как в январе Юлия Васильевна одолжила у него десять рублей. Девушка слабо запротестовала, но в ход пошёл железный аргумент – « у меня записано» — перед которым несчастная не в силах была протестовать. В итоге из всей суммы за два месяца работы у героини осталось лишь одиннадцать рублей. Она тихо поблагодарила и собралась выйти из комнаты.

В этот миг мужчина взорвался – он принялся обвинять девушку в чрезмерной доверчивости, слабости, безволии. Он не понимал, как можно быть такой размазнёй и даже не попытаться защитить себя, свои права. В ответ Юлия Васильевна лишь робко улыбалась, а затем призналась, что в других домах ей и вовсе не платили. Мужчина извинился за столь жестокий урок и отдал гувернантке восемьдесят рублей – её честно заработанную плату за два месяца. Юлия Владимировна не ожидала такого поворота событий и, непрестанно выражая благодарность, вышла из комнаты.

Вывод и своё мнение

В своём рассказе Чехов поднимает общечеловеческие вопросы: важно быть вежливым и воспитанным, но надо уметь и постоять за себя. Своим произведением автор призывает людей быть более сильными, решительными и всегда отстаивать свои права, бороться за справедливость. Порой для этого нужен жёсткий, иногда жестокий урок, но только так можно «встряхнуть» робких и забитых людей, достучаться до их сознания.

Главная мысль

Жизнь не всегда бывает добра и справедлива, и даже слабым людям нужно учиться бороться за себя.

Авторские афоризмы

«…У меня так записано…»

«…Она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова. »

«…Вы должны за всем смотреть…»

«…В других местах мне и вовсе не давали…»

«…Я пошутил над вами, жестокий урок дал вам…»

«…Отчего вы не протестуете? Чего молчите? Разве можно на этом свете не быть зубастой? Разве можно быть такой размазнёй. »

«…Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным. »

Толкование непонятных слов

Гувернантка — наёмная работница, воспитательница детей в семье.

Сюртучок (сюртук) — длинный, до колена, предмет мужского гардероба, обычно приталенный.

Горничная — прислуга в богатом доме.

Merci (франц.) — спасибо.

Новые слова

Церемонная — утончённо вежливая, чопорная, строго соблюдающая этикет.

Фамильная — наследственная, передающаяся в семье.

Жалованье — плата за службу, выдаваемая регулярно (обычно ежемесячно).

Размазня — вялый, нерешительный, робкий человек.

Источник

«Размазня» Чехова: краткое содержание и анализ рассказа

А. П. Чехов, «Размазня». Читать полный текст, слушать аудиокнигу. Краткое содержание для читательского дневника, пересказ произведения. Анализ: тема, проблема и смысл рассказа. Русская литература, 7 класс.

О чем рассказ чехова размазня. Смотреть фото О чем рассказ чехова размазня. Смотреть картинку О чем рассказ чехова размазня. Картинка про О чем рассказ чехова размазня. Фото О чем рассказ чехова размазня

«Размазня» — миниатюрный рассказ А. П. Чехова, написанный в 1883 году. Относится к раннему творчеству писателя.

По сюжету, хозяин решил жестоко пошутить над гувернанткой своих детей, нещадно обсчитав её при выплате жалования. Девушка стерпела издевательский грабёж, но в итоге оказалось, что это была лишь проверка: хозяин отдал ей все положенные деньги и велел не быть такой бесхребетной.

Полный текст и аудио

Аудиоверсию можно послушать на YouTube:

Краткое содержание

Хозяин дома, он же рассказчик, приглашает в кабинет гувернантку своих детей Юлию Васильевну, чтобы выплатить ей жалование за два месяца. И сразу её обсчитывает: заявляет, что договаривался с ней на 30 рублей в месяц, а не на 40 («У меня записано»). Потом начинает вычитать из жалования деньги за всё подряд — за воскресенье, за время болезни, за разбитую чашку, за порванную одежду сына… Он лжёт, будто гувернантка брала у него в долг десять рублей, и вычитает и их тоже.

Гувернантка слабо пытается возражать, но не смеет спорить. В итоге хозяин вручает ей всего 11 рублей вместо положенных 80. Едва не плача, Юлия Васильевна говорит ему «Мерси» — «Спасибо». За что тут благодарить, удивляется хозяин: «Я же вас ограбил!». Но оказывается, в других местах этой гувернантке и вовсе не давали денег.

Тогда только наниматель признаётся, что жестоко пошутил над несчастной. Он отдаёт ей приготовленные 80 рублей и объясняет: «Отчего вы не протестуете. Разве можно быть такой размазнёй?». Хозяин просит прощения за жестокий урок, а сам думает: «Легко на этом свете быть сильным!».

О чем рассказ чехова размазня. Смотреть фото О чем рассказ чехова размазня. Смотреть картинку О чем рассказ чехова размазня. Картинка про О чем рассказ чехова размазня. Фото О чем рассказ чехова размазня

Кадр из короткометражного фильма «Размазня». В ролях Вячеслав Тихонов и Жанна Болотова

Анализ рассказа «Размазня»: тема и проблема

Тема рассказа «Размазня» — несправедливость. Автор поднимает проблему слабого человека, неспособного постоять за себя перед лицом наглеца.

Произведение Чехова начинается как безобидная бытовая сценка: хозяин выплачивает жалование гувернантке. Однако по ходу разговора ситуация становится всё драматичнее. Наниматель откровенно обсчитывает девушку, та робко пытается возражать, но потом смиряется и молча терпит то, как её лишают честно заработанных денег. Вместо 80 рублей ей достаётся лишь 11.

В итоге всё заканчивается хорошо. «Ограбление» оказывается жестоким экспериментом, который поставил хозяин. Он отдаёт девушке все причитающиеся деньги и упрекает в неумении защитить свои интересы.

С одной стороны, рассказ заставляет задуматься о том, что люди, которых угнетают и унижают, тоже отчасти виноваты в своей судьбе. С другой стороны, Чехов им сочувствует: что могла поделать бедная гувернантка с жадным хозяином, вздумай он по-настоящему оставить её без денег? Сильному всегда легко упрекать слабого в неумении постоять за себя, понимает в конце рассказчик.

Источник

Краткое содержание «Размазня»

Всего получено оценок: 76.

О произведении

Рассказ «Размазня» Чехова был написан в 1883 году. Глава семейства, богатый русский дворянин, безбожно обсчитывает молоденькую застенчивую гувернантку. На самом же деле он преподаёт ей важный жизненный урок и учит отстаивать свои права.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 7 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Размазня» на нашем сайте.

О чем рассказ чехова размазня. Смотреть фото О чем рассказ чехова размазня. Смотреть картинку О чем рассказ чехова размазня. Картинка про О чем рассказ чехова размазня. Фото О чем рассказ чехова размазня

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Хозяин дома пригласил в свой кабинет гувернантку, которая недавно устроилась на работу. Без лишних слов он принялся подбивать смету и сразу заявил, что договаривались они « по тридцати рублей в месяц ». Юлия Васильевна робко напомнила, что жалованье было обещано больше — сорок рублей в месяц, на что мужчина возразил, « всегда платил гувернанткам по тридцати ». Точно так же он обсчитал продолжительность её работы: вместо двух месяцев и пяти дней взял в расчёт только два месяца.

Юлия Васильевна была обескуражена, но не смела возражать. Далее хозяин дома принялся вычитать из заработной платы гувернантки все воскресенья, « да три праздника ». Не забыл он упомянуть и те несколько дней, когда « Коля был болен и не было занятий », а также зубную боль Юлии Васильевны, из-за которой та вынуждена была сократить уроки с детьми.

Девушке было очень обидно слышать эти упрёки: « она нервно закашляла, засморкалась, но — ни слова ». Её заработок таял на глазах, но хозяин и не думал останавливаться. Он обвинил гувернантку, что по её недосмотру Коля залез на дерево и порвал сюртучок, а горничная украла у Вари ботинки. Мужчина даже припомнил « чайную чашку с блюдечком », которую гувернантка случайно разбила под Новый год.

Последней каплей стало напоминание о несуществующем долге в размере десяти рублей, но даже в этой ситуации Юлия Васильевна не попыталась отстоять себя.

После всех вычетов у гувернантки осталось лишь одиннадцать рублей. Еле слышно прошептав «Merci», она хотела было выйти из комнаты, но мужчина её остановил. Он принялся возмущаться слабостью и бесхарактерностью девушки, готовой благодарить обманщика. Хозяин дома искренне не понимал, как « можно быть такой размазнёй », но весь облик Юлии Васильевны говорил о том, что можно.

В итоге рассказчик попросил у гувернантки прощения за жестокий урок и сполна расплатился с ней.

О чем рассказ чехова размазня. Смотреть фото О чем рассказ чехова размазня. Смотреть картинку О чем рассказ чехова размазня. Картинка про О чем рассказ чехова размазня. Фото О чем рассказ чехова размазня

Заключение

Произведение Чехова учит не бояться отстаивать свои законные права, до последнего бороться за правду. Порой нужно применять жёсткие методы, чтобы человек начал бороться со своей слабостью.

После ознакомления с кратким пересказом «Размазня» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Источник

«Размазня» — анализ рассказа Антона Павловича Чехова

Тема маленького человека находит отклик в творчестве русских писателей на протяжении всего XIX века. Прослеживается она и в рассказе «Размазня» Чехова. Анализ произведения на уроке поможет учащимся 7 класса глубже вникнуть в замысел писателя, получить навыки аналитического чтения и беседы-дискуссии, научиться рассуждать и логически мыслить. Все это поможет в написании сочинения и подготовке к ЕГЭ.

О чем рассказ чехова размазня. Смотреть фото О чем рассказ чехова размазня. Смотреть картинку О чем рассказ чехова размазня. Картинка про О чем рассказ чехова размазня. Фото О чем рассказ чехова размазня

Краткое содержание

Произведение «Размазня» Чехова русские читатели могли прочитать в феврале 1888 года, когда оно было напечатано в одном из номеров юмористического журнала «Осколки». Неизвестно, были ли прототипы у участников этой истории, но на месте героини могла оказаться любая девушка, вынужденная работать прислугой или воспитательницей в доме богатых людей. Как тонко заметил М. Горький, никто до Чехова не мог так правдиво и точно изобразить «трагизм мелочей жизни», «позорную и тоскливую картину» мещанского бытия.

О чем рассказ чехова размазня. Смотреть фото О чем рассказ чехова размазня. Смотреть картинку О чем рассказ чехова размазня. Картинка про О чем рассказ чехова размазня. Фото О чем рассказ чехова размазня

В основе повествования лежит «жестокий урок», другими словами, злая шутка, сыгранная над беззащитной гувернанткой. Рассказ начинается с того, что состоятельный и уверенный в своей силе и власти хозяин приглашает в кабинет Юлию Васильевну, гувернантку своих детей, чтобы выдать ей положенное жалованье за два месяца. Он начинает с упрека, что она такая «церемонная», сама не попросит. Прежде чем отдать ей причитающуюся сумму, хозяин подсчитывает расходы, якобы произведенные гувернанткой.

Не слушая робких оправданий несчастной жертвы, он причисляет к ее тратам время, когда у нее болел зуб, и хозяйка разрешила ей отдохнуть. Одним словом, хозяин приписал в расходы девушки все существующие и несуществующие грехи.

Не смея возразить и не оправдываясь, испуганная Юлия Васильевна начала благодарить за одиннадцать рублей, которые в результате подсчетов были начислены ей вместо положенных восьмидесяти. Хозяин, возмущенный такой жертвенной безропотностью, признается в розыгрыше и отдает девушке заранее приготовленный конверт с ее полным жалованьем.

Главные герои

О чем рассказ чехова размазня. Смотреть фото О чем рассказ чехова размазня. Смотреть картинку О чем рассказ чехова размазня. Картинка про О чем рассказ чехова размазня. Фото О чем рассказ чехова размазня

При анализе рассказа Чехова «Размазня» следует подчеркнуть, что в нем всего два героя — хозяин и гувернантка. Они имеют разные статусы, взгляды на жизнь и характеры. Повествование ведется от имени хозяина. Это властный и знающий свою силу человек. Персонаж считает, что если у него есть деньги и власть над подчиненными, тогда их можно унижать и поучать. Он гордится своим общественным положением.

Хозяин даже не догадывается о безнравственности своего поступка. Для него такие розыгрыши в порядке вещей, он не задумывается, что обижает людей и унижает их человеческое достоинство. Главный герой «Размазни» Чехова специально в течение двух месяцев не выплачивал девушке деньги за ее работу, чтобы разыграть эту комичную историю и разозлить ее. В итоге он злится сам за ее бесхребетность («Как же можно быть такой размазней!»).

Принимая безропотно издевательства и молчаливо смиряясь с обвинениями, молодая женщина даже не пробует возмутиться. Загадкой для читателя остается одно: сделала ли она для себя какие-либо выводы из этого жестокого урока.

Хозяин считает себя сильным человеком, полагая, что статус и деньги позволяют ему это. Но беда его в том, что на самом деле сильный человек никогда не обидит и не унизит слабого.

Идея и проблематика произведения

Главной мыслью чеховского рассказа является то, что нужно всегда отстаивать свою точку зрения и не давать никому обижать себя. Покорность и смирение перед обидчиком внесут еще больше несправедливости в общественные и судебные законы, которые опираются на безнаказанность сильных мира сего.

Смысл произведения «Размазня» в том, что писатель со всей любовью к униженным и оскорбленным мира сего осуждает явление жертвенности, которое стало распространяться в русской литературе. Рассказ «Размазня» поднимает перед читателем целый ряд проблем, среди которых:

О чем рассказ чехова размазня. Смотреть фото О чем рассказ чехова размазня. Смотреть картинку О чем рассказ чехова размазня. Картинка про О чем рассказ чехова размазня. Фото О чем рассказ чехова размазня

Рассказ Чехова показывает, что по-настоящему сильный человек — это не тот, кто имеет большие деньги, а тот, кто преодолевает все препятствия на своем пути и идет до конца.

Гувернантку Юлию Васильевну сильной не назовешь, так как она даже за себя постоять не сможет. Но у нее есть все предпосылки для того, чтобы стать такой. Ей только нужно победить свою слабость.

Изучение рассказа на уроке

При анализе произведения в школе прежде всего выясняется значение слова «размазня». В словаре Ожегова оно означает слабого и нерешительного человека. Учащиеся выносят предположения:

О чем рассказ чехова размазня. Смотреть фото О чем рассказ чехова размазня. Смотреть картинку О чем рассказ чехова размазня. Картинка про О чем рассказ чехова размазня. Фото О чем рассказ чехова размазня

На уроке учитель дает детям задание: после чтения текста выписать в тетрадь реплики главных героев. По мере того как хозяин предъявляет Юлии Васильевне новые ее оплошности, меняется и реакция девушки:

Учителю нужно обратить внимание детей на причину злости хозяина. После изучения произведения следует провести беседу с учащимися о том, насколько рассказ актуален на сегодняшний день, а также стоит ли человеку уважать себя и бороться с несправедливостью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *