О чем произведение палата 6 чехова
Анализ «Палата номер 6» Чехов
Всего получено оценок: 149.
Всего получено оценок: 149.
Произведения Антона Павловича Чехова отличаются глубиной мысли, пониманием человеческой природы, философским осмыслением жизни. Не стал исключением и рассказ «Палата номер 6», в котором в полной мере раскрыта нравственная проблематика, подняты многие важные социальные темы. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который будет полезен ученикам 10 класса при подготовке к уроку литературы и предстоящему ЕГЭ.
Краткий анализ
Год написания – 1892 год.
История создания – Толчком к написанию повести послужила поездка Чехова на остров Сахалин, где он изучал быт ссыльных и каторжников. Однако основная мысль повести нашла своё отражение и в реалиях России времён правления Александра III.
Тема – Равнодушие и безучастность всего общества. Невежество, нежелание брать ответственность за свои поступки, одиночество.
Композиция – Композиция простая, имеет традиционное построение: экспозиция (описание больницы и её обитателей), завязка (знакомство с доктором Рагиным), развитие событий (знакомство доктора с Громовым), кульминация (помещение Рагина в палату для душевнобольных), развязка (смерть доктора Рагина).
Жанр – Повесть.
Направление – Реализм.
История создания
Повесть А. П. Чехова «Палата номер 6» стала откликом писателя на жёсткий режим правления императора Александра III, при котором происходило подавление мыслящих людей и интеллигенции.
Большое влияние на Антона Павловича оказало и его путешествие на остров Сахалин в 1890 году, где он изучал быт ссыльных и каторжных. Результатом этой поездки стала книга «Остров Сахалин», а также ряд повестей, среди которых была и «Палата номер 6».
Наблюдение за суровой жизнью каторжных нашло своё отражение в повести, в которой герои имеют много общего с надзирателями и заключёнными, а общая атмосфера так же тяжела и беспросветна. Однако жёсткое и несправедливое обращение с больными во многом перекликается не только с арестантской жизнью, но и с состоянием общества в России, в котором просвещённый человек был абсолютно беспомощен. Этим и объясняется смысл названия повести – палата номер 6 стала тем страшным местом, куда отправляли всех вольнодумцев за их попытки жить согласно собственным мировоззрениям.
В своём произведении Чехов поднимает немало остросоциальных проблем. Так, он в полной мере раскрывает тему пошлости и ограниченности. Общество, живущее лишь потребительскими интересами, обречено на деградацию и гибель. Погрязнув в обывательщине и мещанстве, люди перестают испытывать потребность в духовном и интеллектуальном развитии. Смена жизненных ценностей, сопротивление любым переменам, нежелание развиваться заводит социум в глухой тупик.
Не менее важна в повести тема одиночества. По-настоящему одиноким был доктор, которому не с кем было разделить свои мысли, идеи, научные споры. Он не представлял особого интереса для «сливок» общества, поскольку не был богат. А если в твоём кошельке не звенит монета, так что ж с тобой водиться? Именно так рассуждали практически все горожане. Замкнутость в себе и уход в собственные иллюзии стали причиной гибели доктора.
Также Чехов поднимает такую важную тему, как поиск жизненного призвания. Так, герой выбрал свой путь лишь по настоянию отца, однако итог такого выбора оказался весьма печальным. Он не принес никому пользы: ни обществу, ни своим близким, ни самому себе. В результате жизнь его оказалась жалкой и никчёмной.
Все герои повести демонстрируют исключительную безответственность. Так, доктор находит любые оправдания собственной бездеятельности, приводя сложные философские теории в поддержку своей халатности. Ему жаль своих пациентов, однако он не предпринимает решительно никаких мер, чтобы как-то им помочь. Его товарищ, бездумно проигравший целое состояние, доводит до нищеты своих же близких, постоянно выпрашивая деньги и не возвращая их.
Безразличие друг к другу, жестокость, равнодушие по отношению к близким – главный бич любого общества, и эта проблема не утрачивает актуальности на протяжении многих лет.
Композиция
Проводя анализ повести «Палата номер 6», необходимо подчеркнуть, что композиция отличается традиционным построением. В ней присутствуют все основные элементы сюжета:
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Палаты номер 6».
«Палата номер 6» написана в жанре повести, поскольку обладает всеми чертами, характерными для этого литературного жанра: небольшим объёмом и количеством героев, логически развивающимся сюжетом.
Как и большинство произведений А. П. Чехова, повесть принадлежит направлению реализм.
Произведение «Палата номер 6» (Чехов): краткое содержание и анализ персонажей
В данной статье будет рассмотрено одно из талантливейших, удивительных, сложных и неоднозначных произведений – «Палата номер 6». Чехов, признанный мастер интеллектуальной и сатирической прозы, как всегда смог заметить и обличить самые ужасные язвы на теле общества.
История создания
Рассказ был написан в 1892 году. Это было еще время правления Александра III, ознаменовавшееся борьбой с интеллигенцией и мыслящими людьми. Откликом на эти события и стала «Палата номер 6». Чехов смог изобразить не только страдания людей, отвергаемых властью, но страх и ненависть к ним простых обывателей. Трагизм, безысходность и отчаяние царят в этом рассказе. Автор демонстрирует, что просвещенный человек оказывается бессилен доказать что-либо людям, чей мозг закоснел в примитивизме.
Краткий пересказ: начало (Чехов, «Палата номер 6»)
Краткое изложение начнем с описания двора больницы и стоящего здесь флигеля. Местный сторож, старый солдат, спит всегда в сенях на куче старого хлама. Никита, так зовут сторожа, невысок ростом, жилист и сухощав, испитое лицо и свисающие брови делают его похожим на степную овчарку, но зато у него «здоровенные кулаки» и внушительная осанка. Он принадлежит к тем тупым и исполнительным людям, которые почитают порядок прежде всего, поэтому убежден: чтобы его соблюсти, необходимо бить своих подопечных.
Обитатели палаты
Во флигеле есть комната с прикрученными к полу кроватями, здесь и содержатся пятеро душевнобольных, один из них принадлежит к благородному сословию, а остальные – к мещанскому. Всегда создавал уникальных и живых персонажей Чехов (рассказы), «Палата номер 6» не стала исключением. Рассмотрим подробнее ее обитателей.
Моисейка – еврей, сошедший с ума, когда его шапочная мастерская сгорела. Он единственный, кого выпускают на улицу, где он получает то копеечку, то еще что-нибудь. Все принесенное евреем отнимает Никита. Моисейка всегда готов помочь товарищам: принести воды, укрыть. Но делает он это, подражая Ивану Дмитриевичу Громову, своему соседу справой стороны. Тот всем помогает, но иногда с ним происходит что-то наподобие лихорадки, и он заговаривает о человеческой тупости, подлости и жестокости, о прекрасной жизни, которая когда-нибудь наступит. Так начинается знакомство читателей с одним из главных героев рассказа «Палата номер 6» (Чехов).
История семьи Громовых
Около 12 лет назад жил на главной улице города чиновник Громов с двумя сыновьями – Иваном и Сергеем. Еще студентом Сергей заболел чахоткой и очень быстро умер. А через неделю после этого отца семейства обвинили в растрате казны и подлоге и осудили. Вскорости Дмитрий Громов умер от тифа в больнице тюрьмы.
Как всегда, нисколько не пытается приукрасить действительность Чехов. Рассказы, «Палата номер 6» в их числе, писателя тем и ценны, что отражают жизненную реальность со всей ее жестокостью, грубостью и нелепостью.
Так Иван остался практически один. Чтобы доучиться и еще отправлять деньги на еду матери, он дает частные уроки. Но не выдерживает молодой человек столь тяжелой жизни и уезжает домой. В уездном училище Ивану дали место, но он не смог найти общий язык с товарищами и вскоре уволился. Умирает мать. Полгода Иван сидит на хлебе и воде, пока не удается устроиться судебным приставом. Но и тут долго молодой человек не проработал – уволили по болезни.
О людях, которые не могут найти своего места в жизни, повествует рассказ Чехова «Палата номер 6». Именно таков Иван Громов. Вот как описывает его сам автор: «Он все сводил к одному: в городе душно и скучно… у общества нет высших интересов, оно ведет бессмысленную и тусклую жизнь, разнообразя ее насилием… о женщинах всегда говорил страстно, но ни разу не был влюблен». Однако в городе, несмотря на такое отношение, его любили. Иван был образован, много читал: «набрасывался на все, что попадалось под руку, даже на прошлогодние газеты».
Безумие Ивана
Как-то утром Иван идет по делу к одному мещанину и по дороге видит арестантов, которых ведут под конвоем. Громов думает о том, что и его могут заковать и посадить в тюрьму. На обратном пути Иван Дмитриевич видит городничего, и эта встреча кажется ему подозрительной.
Замечательно, с медицинской точностью изображает постепенное погружение человека в безумие Антон Чехов («Палата номер 6»). Иван не спит ночами, ему кажется, что за ним придут, осудят и посадят. Он всего боится. Весной находят два трупа со следами насильственной смерти. Громов боится, что его заподозрят. Страх доводит его до того, что он запирается в погребе и сидит там два дня, пока его не находят печники. Увидев их, Иван в ужасе выбегает на улицу. Его ловят и вызывают Андрея Ефимыча – доктора. Тот заключает, что Иван Дмитриевич сошел с ума. Так Громов попадает в палату № 6.
Остальные обитатели палаты
Кроме Моисейки и Громова, в палате обитает безымянный «оплывший жиром, круглый мужик с совершенно бессмысленным лицом». На побои Никиты он не отвечает даже выражением глаз. Последний обитатель палаты – блондин с добрым и лукавым выражением лица. Его одержимость заключается в том, что его часто награждают очень редкими орденами. Обычно к больным никто не заходит, кроме Никиты и цирюльника. Но постепенно по городу расползается слух, что умалишенных стал навещать доктор.
История Андрея Ефимыча Рагина
В юности Адрей Ефимыч собирался пойти в священники, но отец настоял на медицинской службе. Внешность у него мужицкая, грубая, «напоминает трактирщика на большой дороге», его руки и ноги огромны: «хватит кулаком – дух вон». Одевается Рагин очень небрежно.
До того как Андрей Ефимыч пришел работать в больницу, в ней царил полный беспорядок и произвол, к чему доктор отнесся совершенно равнодушно. У него не хватило характера что-либо изменить. Поначалу новый врач работает очень упорно, но постепенно опускает руки и приходит к выводу, что нет смысла в том, чтобы мешать больным умирать.
Дома Андрей Ефимыч много читает из философии и истории. После обеда ходит несколько часов по комнате и думает. А вечером идет в гости к Михаилу Аверьянычу, почтмейстеру, только компания этого человека не в тягость Рагину. Во время этих посиделок доктор говорит о том, что в городе совершенно не с кем вести умные беседы. Чем больше Рагин читает, тем больше убеждается в том, что его жизнь была омерзительной и противной, а служба – вредное занятие, за которое платят обманутые им люди.
Речи разочаровавшегося, не видящего в будущем ничего светлого человека слышны в рассказе «Палата номер 6». Чехов, оставаясь верным себе, не идеализирует Рагина, но в этом герое воплотилась вся боль писателя о постепенной деградации общества.
Развитие сюжета
Познакомив читателя с основными действующими лицами, Чехов переходит непосредственно к действию рассказа. Итак, в больницу приезжает новый молодой доктор Евгений Федорович Хоботов. Единственная книга, которую читает этот человек – «Новейшие рецепты венской клиники». Он втайне начинает завидовать Рагину и желает заполучить его место.
Как-то на улице Моисейка просит у Рагина денежку на новые сапоги, тогда доктор просит у Никиты выдать обувь. Тут с обвинительными речами на доктора набрасывается Громов. Постепенно между больным и врачом завязывается беседа. На следующий день Андрей Ефимыч приходит поговорить снова.
«Доктор не в себе»
Произведение Чехова «Палата номер 6» в полной мере отразила отрицательные, неприглядные и разрушительные черты человеческого характера. Так, узнав о том, что Рагин стал часто посещать сумасшедших, Хоботов подговаривает фельдшера подслушать их разговоры. В результате они приходят к выводу, что Андрей Ефимыч сам сошел с ума.
Отношение к доктору меняется. Однажды его приглашают в управу, где задают вроде бы безобидные вопросы. Вернувшись домой, Рагин, однако, понимает, что это было психиатрическое освидетельствование. Хоботов советует доктору уйти с работы.
Окончание
Заканчивается рассказ «Палата номер 6» (Чехов). Цитаты, представленные выше, отлично передают весь тот мрачный и безнадежный настрой, который не оставляет шанса на счастливый конец.
Почтмейстер предлагает Рагину отправиться в путешествие. Вскоре Андрей Ефимыч с Михаилом Аверьяновичем оказываются в Москве. Почтмейстер начинает вести себя как барин, за что доктор очень на него негодует и впадает в уныние. В Варшаве почтмейстер проигрывает почти все деньги Рагина.
Андрей Ефимыч возвращается домой, у него нет ни денег, ни работы. Рагина приходят навестить Хоботов, фельдшер и иногда заходит почтмейстер. Доктор всем задолжал, но работы у него по-прежнему нет.
Однажды Хоботов приглашает его в больницу на консилиум. Рагин удивлен, но соглашается. В результате бывший доктор оказывается заперт в палате № 6. Никита отбирает его одежду, а потом бьет. Вечером следующего дня Андрей Ефимович умирает от апоплексического удара.
«Палата номер 6», Чехов: анализ
Тема и идея произведения неразрывно связаны с историей жизни самого Андрея Ефимыча. Чехов всегда был тем, кто обличал безнравственность, пошлость и попустительскую философию, которую и проповедует Рагин. И вот на примере доктора автор показал, к чему приводит хорошего мыслящего человека безразличие и отказ от борьбы. Пошлость, низость и закостенелость одержали победу и уничтожили единственного, кто выделялся на фоне других в лучшую сторону.
Палата № 6 становится символом общества, где одни мучаются от непонимания, а другие даже не пытаются им помочь. Так, те, кто находится по другую сторону двери палаты для душевнобольных (Никита, фельдшер, почтмейстер, Хоботов), не считают пациентов палаты № 6 за полноценных людей, которые могут страдать физически и морально, о которых нужно заботиться. И это вполне оправдывается их жизненной позицией – все равно все умрем. И Рагин в своих размышлениях тоже приходит к этой простой философии. Однако Андрея Ефимыча все же мучила совесть, он думал о деградации людей, о том, что и сам обманывал пациентов. Постепенно доктор начинает желать лишь одного – найти умного собеседника, который и обнаруживается в палате № 6. И за это свое открытие Рагин платит высокую цену – сам оказывается среди умалишенных и умирает.
Большой успех еще при жизни заслуженно имел Антон Павлович Чехов. «Палата номер 6», отзывы на которую были в основном положительные, никого не оставила равнодушным. Так, например, отозвался Н. С. Лесков об этом произведении: «В «Палате № 6» в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — «Палата № 6″».
Образ Ивана Громова
Требуют особого внимания основные герои («Палата номер 6»). Биография Ивана Дмитриевича уже была подробно описана выше, поэтому приступим сразу к анализу. Громов – интеллигентный, нравственно высокий, добрый и деликатный человек, который очень любит читать книги. По убеждениям его можно отнести к либералам: сострадает бедным, ненавидит сытых и безразличных горожан, верит в светлое будущее, торжество правды и человеческого ума. В последнем он настолько уверен, что убежден – когда-нибудь люди добьются бессмертия.
Даже попав в больницу с диагнозом «мания преследования», он не утратил своей доброты и желания помогать людям. Настолько сильны были его убеждения. Именно поэтому Рагина привлекает этот сильный персонаж.
Однако страдания самого Рагина не производят на Ивана никакого впечатления, совершенно не трогают его. Громов даже немного злорадствует, призывая доктора вспомнить его прежнюю философию. После смерти Рагина единственным утешением Ивана становится вера в то, что после смерти он будет являться всем тем, кто мучает людей, и пугать их.
Образ Андрея Рагина
Продолжаем анализ рассказа «Палата номер 6». Чехов, герои которого всегда были невероятно реалистичны, создает достаточно распространенный среди интеллигенции тип человека – философствующий о жизни мыслитель. Однако этот мыслитель мало что знает о тяготах действительности. Существование Рагина концентрируется на его внутренних размышлениях.
Доктор постепенно отторгает внешний мир. Чехов с присущей ему лаконичностью изображает, как быстро и в то же время закономерно протекает этот процесс. Сначала Рагин смиряется с беспорядками, царящими в больнице, затем перестает добросовестно относиться к лечению своих пациентов. Постепенно его философия начинает сводиться к одному – зачем что-то делать, если все равно умирать. Любое столкновение с действительностью, которое его не удовлетворяет, приводит к тому, что Рагин впадает в апатию и перестает разговаривать, окончательно замыкаясь в себе.
Автор беспощадно показывает, к чему приводит такое отношение к жизни – не просто к смерти, а к надлому самого человека, его унижению и уничтожению не столько физическому, сколько моральному.
Рагин оказывается не в состоянии выдержать столкновение с действительностью. Именно в этом эпизоде проявила себя прославленная, очень похожая на жизнь ирония Чехова. Его герой, проповедующий стоицизм и ценящий только свободу мысли, оказывается в положении узника. Здесь, казалось бы, и должны в полной мере реализовать себя взгляды Рагина, но он неспособен следовать своей же жизненной концепции. Философия Андрея Ефимыча приводит его самого к гибели.
Выводы
Таким образом, рассказ Чехова «Палата номер 6» предстает глубоко философским произведением, не только отразившим проблемы своего века, но и поднявшим общечеловеческие вопросы.
Кратко «Палата номер 6» А. П. Чехов
Оказавшись “по ту сторону” Рагин понимает, какой ужасной является доля его бывших подопечных, а теперь и его самого. От осознания того, что он пренебрегал свое работой и ничего не попытался изменить, он умирает, охваченный тоской и безнадегой.
Очень краткий пересказ повести «Палата номер 6».
В старом больничном флигеле находится палата номер 6 для душевнобольных. Присматривает за пациентами палаты бывший военный – сторож Никита. Он любит порядок и послушание, поэтому часто бьет пациентов лечебницы.
В палате находятся: бывший судебный пристав из состоятельной семьи, страдающий паранойей, мещанин с рыжими усами, болеющий чахоткой, который все время находится в подавленном состоянии. Городской шут Моисейка. Моисей сошел с ума после пожара своей мастерской, а теперь просит милостыню на улицах. Также в палате лежат – толстый мужик с глупым и отрешенным выражением лица и лукавый блондин с манией величия.
Руководит больницей для душевнобольных доктор Андрей Ефимыч Рагин, работает он в этом учреждении уже много лет. Начинал свою врачебную деятельность Рагин с большим воодушевлением и энтузиазмом, стараясь помочь каждому, кто приходил к нему за помощью.
Однако с годами потерял веру в лучшее и придерживается мнения о том, что вылечить всех больных невозможно, так зачем мешать им спокойно умирать. Врач редко появляется на своем рабочем месте и предпочитает больше времени уделять своим личным делам.
Пару лет назад земство направило в больницу молодого врача Евгения Федоровича Хоботова. Молодой человек без опыта работы, наблюдает за Рагиным, завидует ему и желает занять его место.
Жизнь и дальше шла бы своим чередом, если бы как-то раз Рагин не посетил шестую палату и не завел беседу с одним из пациентов – бывшим приставом Громовым. Несмотря на свое душевное расстройство, Иван Дмитриевич был умным и образованным человеком. Доктор Рагин понял это и стал испытывать к пациенту интерес.
Андрей Ефимыч стал часто наведываться в палату номер 6, чтобы поговорить с Громовым. По больнице поползли слухи о том, здоров ли сам доктор Рагин? Дошло до того, что Андрея Ефимыча пригласили в городской департамент для беседы. Рагин не на шутку разозлился, осознав, что о нем могут думать такое.
Однако Рагина снимают с должности и на его место ставят его конкурента – Хоботова. Тем временем, товарищ доктора – почтмейстер Михаил Аверьянович приглашает Андрея Ефимыча в путешествие с целью развеяться. Рагин подозревает, что это тоже связано с всеобщим подозрением о его душевной болезни, но соглашается.
Когда бывший доктор возвращается в город, он узнает, что его дом занял новый управляющий больницей – Хоботов. Не зная, ради чего жить дальше, подавленный Рагин переезжает жить в съемное жилье. Его навещают почтмейстер и Хоботов, но они оба раздражают Андрея Ефимыча до такой степени, что однажды он не сдерживается и выгоняет непрошеных гостей.
Спустя время, бывший доктор чувствует перед Михаилом Аверьянычем вину и идет просить прощения. Товарищ, в свою очередь, предлагает ему лечь на некоторое время в больницу, но тот воспринимает предложение в штыки.
Так Рагин становится шестым пациентом палаты. Сначала он предпринимает попытки освободиться, но тщетно, добивается только физического наказания со стороны сторожа.
Осознавая, что приходилось переживать его подопечным, в то время, пока он бездействовал, Рагин приходит в отчаяние и вскоре умирает. На его похороны приходят только почтмейстер Михаил Аверьянович и бывшая домработница.
Главные герои и их характеристика:
Честный, справедливый и умный, но слабовольный и не решительный человек. Быстро потерял интерес к своей работе из-за своего пессимистичного настроя.
Любитель выпить, поесть до отвала и поиграть в азартные игры. Часто берет у Рагина в долг, но почти никогда не отдает, потому что снова пропивает или проигрывает их в карты.
Молодой человек выглядит хилым и болезненным, но начитан и образован, хорошо воспитан, умен и искренен с окружающими. Его отрицательными чертами являются мнительность, пугливость, несдержанность. Испытывает презрение к горожанам, считая их грубыми и отвратительными невежами.
Очень подвижный и суетливый, обладает детской веселостью. Добрый и услужливый, постоянно помогает своим соседям по палате.
Второстепенные персонажи и их характеристика:
Без опыта работы врачом, он не приносит больнице никакой пользы. Надменный, хитрый, лицемерный и двуличный человек. Стремится подсидеть Рагина и обманом добивается этого.
Полный невысокий мужчина с гладко выбритым лицом. Хорошо одевается и тщательно следит за своим внешним видом. Сергей Сергеич “больше походит на сенатора, чем на фельдшера”.
Обладает напускной религиозностью, но на самом деле, совершенно не сочувствует и не пытается помочь больным, хотя это вполне в его силах.
Краткое содержание повести «Палата номер 6» подробно по главам.
Глава 1.
Повествование начинается с описания палаты номер 6 для душевнобольных, находящейся во флигеле лечебницы. В помещении дурно пахнет кислой капустой, гарью, клопами – весь этот запах создает такое чувство, будто вы оказались в загоне для животных.
В палате живут пятеро человек. У каждого из них есть своя трагедия жизни, приведшая в этот унылый флигель. Один – мещанин худощавого телосложения, с мокрыми от слез глазами и усами рыжего цвета. Его мучает чахотка и весь день он пребывает в подавленном состоянии.
Еще один обитатель палаты – городской сумасшедший Моисейка. Он свихнулся двадцать лет назад, когда сгорела его швейная мастерская. Одному Моисейке позволено уходить из палаты, чтобы попрошайничать на городских улицах.
Все, что у Моисея получается собрать, каждый раз забирает себе сторож больницы. Никите нравится полное подчинение – поэтому он часто жестоко бьет обитателей палаты номер шесть.
Глава 2.
Моисей добрый и отзывчивый, в этом он старается походить на единственного “благородного” жителя палаты – Ивана Дмитриевича Громова, некогда служившего судебном приставом.
Иван родился и вырос в семье богатого чиновника, на его отца в свое время одно за другим свалилось множество несчастий. Сначала умер старший сын – Сергей, затем мужчину подвергли суду за растрату, и в итоге он скончался в тюрьме.
Глава 3.
Иван Дмитриевич и его мать остались без крыши над головой и каких-либо сбережений, их ждало нищенское существование. Путем больших трудов Иван Дмитриевич окончил университет и честно заслужил свою должность.
Спустя некоторое время выяснилось, что Громов подвержен мании преследования, и этот недуг стал причиной его заточения в палате номер 6.
Глава 4.
Четвертый обитатель палаты – это очень грузный мужик с невероятно тупым выражением лица,без каких либо эмоций. Кажется, что он ничего не чувствует и не соображает. Мужчина неподвижен и смотрит в одну точку даже тогда, когда его бьет сторож.
Пятый житель палаты – худой человек со светлыми волосами и добродушным, но лукавым выражением лица. Он страдает от мании величия: время от времени герой признается, что его удостоили «Станислава второй степени со звездой» или шведской «Полярной звездой». Помимо того мужчина, будто, сам недоумевал и говорил об этом со стеснением.
Глава 5.
Руководит учреждением для душевнобольных Андрей Ефимыч Рагин. В молодости он стремился стать священником, но его отец – многоуважаемый и опытный хирург и по совместительству доктор медицинских наук вынудил его отучиться на врача. Так Андрей Ефимыч и сделался врачом.
Когда Андрей Ефимыч только приступил к работе в больнице богоугодное заведение находилось в ужасном состоянии- каждый ее уголок нуждался в ремонте и тщательной дезинфекции. Доктор надеялся, что в скором времени сможет это исправить.
Он был честным и умным человеком, но у него не хватало силы воли, чтобы поменять что-то. Первое время он был всецело погружен в работу, но скоро ему наскучило, и Рагин решил для себя, что в такой обстановке лечение не принесет ни одному пациенту положительного результата.
Тезис его мировоззрения был следующим: “Для чего препятствовать смерти, если она является логичным завершением жизни”. Эти мысли довели до того, что он практически перестал посещать больницу, и с важных рабочих дел полностью переключился на личные.
Глава 6.
У Андрея Ефимыча появился собственный дневной распорядок: для начала он делал вид, что работает, принимает всего пять-шесть пациентов, а затем идет домой, чтобы заняться чтением.
Раз в пол часа доктор выпивает по рюмке водки, съедает малосоленый огурец или моченое яблоко. Затем наступает обед, во время которого домработница подает Рагину бокал пива.
На протяжении всего вечера они жалуются друг другу на жизнь и ведут бессмысленные беседы. Рагин считает, что только с Михаилом Аверьянычем в этом городе можно о чем-то побеседовать.
Глава 7.
Когда гостю приходит время идти домой, доктор возвращается к книгам.
Андрей Ефимыч тратит на литературу большую долю своей зарплаты и читает все, что ему попадется, но больше всего его интересует историческое и философское направление. Только за чтением Рагин чувствует себя счастливым человеком.
Глава 8.
Два года тому назад земство расщедрилось и добавило средств к сумме, которая ежегодно выделялась больнице. Поэтому было решено взять на работу еще одного доктора – им стал молодой врач Евгений Федорович Хоботов.
Без опыта работы, он принимал пациентов, руководствуясь медицинским пособием. При этом Хоботов завидовал Рагину и надеялся, что скоро займет его место.
Глава 9.
Как-то раз доктор Рагин зашел в палату номер 6, где происходит его знакомство с Громовым. Они заводят разговор, и вскоре Рагина увлекает интересная беседа. Позже, уже дома, Андрей Ефимыч принимает решение, на следующий день снова посетить палату и пообщаться с пациентом.
Глава 10.
Утром, на следующий день, Рагин снова заходит к Ивану Дмитриевичу, и в итоге новые знакомые начинают встречаться ежедневно. От этих бесед Рагин испытывает чувство радости. В их дискуссиях Рагин придерживается позиции греческих историков, которые рассуждают о презрении к жизненным страданиям. Громов же отмечает, что философия доктора – “сонная одурь” и грезит о прекращении страданий.
Глава 11.
Однажды Хоботов и фельдшер прячутся около входа в шестую палату и подсматривают за Рагиным и его собеседником, чтобы понять, зачем же Андрей Ефимыч так часто наведывается в эту злополучную палату. Подслушивая разговор на протяжении определенного времени, молодой врач и фельдшер делают следующий вывод: доктор Рагин, как и обитатели шестой палаты, не в себе.
Глава 12.
Не смотря на разногласия, доктор и пациент тянутся друг к другу, и это не могут не заметить остальные работники больницы. Жители города начинают распускать слухи о частом посещении доктором Рагиным палаты номер 6. Доктора приглашают объяснить происходящее в земское управление.
За весь этот ажиотаж отвечает конкурент Андрея Ефимыча, его подчиненный- Хоботов. На словах обсуждение ведется об обустройстве старой больницы, но на деле чиновники хотят выяснить – не сошел ли Рагин с ума. Доктор догадывается о реальной причине его визита сюда, и выходит из себя.
Глава 13.
Этим же вечером, его друг Михаил Аверьяныч делает доктору предложение отправиться в путешествие – в Москву, Петербург и Варшаву, для того, чтобы избавиться от тяжелых мыслей.
Доктор осознает: друг не просто так предлагает уехать в отпуск, его неожиданное желание спровоцировано сплетнями о душевной болезни Рагина.
В итоге, от Рагина требуют, чтобы он освободил рабочее место, герой принимает это и уезжает в Москву вместе с товарищем. По пути друг Андрея Ефимыча громко общается с пассажирами вагона, громко перебивая других участников разговора и не давая никому высказаться.
Он докучает доктору своей бесцеремонностью, эгоизмом и бесконечными пустыми разговорами, которые не приносят никакой пользы. Рагину даже приходится прикинуться больным, чтобы немного побыть в одиночестве.
Приятели посещают Москву и Петербург – осматривают достопримечательности и много гуляют, а затем едут в Варшаву, куда Михаил Аверьяныч уговорил доктора отправиться, под предлогом того, что это чудесный город и что почтмейстер провел там несколько прекрасных лет своей жизни.
В дороге товарищ Рагина признается, что проиграл все свои деньги в карты и просит в долг пятьсот рублей. Андрей Ефимыч беспрекословно и сдержанно соглашается одолжить сумму, не смотря на то, что тогда у него самого останется чуть больше восьмидесяти рублей.
Глава 14.
Когда доктор возвращается в родной город, ему снова надоедают с его придуманным сумасшествием, так еще и в его жилье переехал молодой врач, назначенный на прежнее место Рагина.
Не смотря на это, Хоботов время от времени заходил в гости к Андрею Ефимычу, имея наглость называть его “коллегой” и пытаться лечить – он каждый раз оставлял Рагину бесполезные склянки и пилюли.
Глава 15.
Андрей Ефимыч снимает жилье и все свободные часы, которых теперь стало еще больше, проводит за книгами.
Изредка к нему приходят Михаил Аверьяныч и Хоботов, но их присутствие докучает Рагину и не на шутку раздражает. Доходит до того, что Рагин не сдерживается и прогоняет их обоих. Немного успокоившись, герой понимает, что не прав, винит себя за свой поступок и идет к почтмейстеру с извинениями.
Глава 16.
Друг пытается убедить Рагина пройти курс лечения, но тот категорически отказывается. В итоге поместить его туда решают с помощью хитрого плана. Бывший помощник доктора зовет Андрея Ефимыча на беседу в палату номер 6, после чего уходит, соврав, что забыл стетоскоп.
Глава 17.
Хоботов так и не возвращается, а Рагин из доктора превращается в больного. Сначала он думает, что произошло какое-то недоразумение, а затем начинает понемногу осознавать происходящее. Рагин размышляет о том, что у палаты и комнаты, которую он снимал, мало отличий – героя охватывает тоска, переходящая в неконтролируемый страх.
Громов тем временем обращается к Андрею Ефимычу, и между ними завязывается беседа. Герои приходят к выводу, что нужно бежать из палаты и они начинают бунтовать, громко стуча в двери и оскорбляя сторожа. За это поведение Никита наказывает обоих пациентов кулаками.
Глава 18.
Рагин осознает нечто кошмарное – он заточен в палате номер 6 навсегда. Он погружается в чувство глубокого отчаяния и понимает, как тяжело было существование больных, а он, будучи доктором, даже не пытался это как-то исправить.
Глава 19.
Утром доктор проснулся от боли во всем теле, он вспоминал вчерашний день, свои тревожные глупые мысли, но чувство стыда не было, вместо него пришло безразличие.
После полудня его навестил почтмейстер, который принес чаю с мармеладом, и Дарьюшка – девушка чувствовала себя неловко, молча стояла у изголовья кровати, на ее лице отражалась тупая скорбь.
Вечером этого же дня Андрей Ефимыч Рагин умирает от апоплексического удара. Чувство тошноты прошло по всему его телу, он ощущал его, казалось, кончиками пальцев. На мгновение Рагин подумал о том, что множество людей верит в бессмертие: есть ли оно на самом деле?
Он осознал, что бессмертие – это последнее, чего бы ему хотелось, но эти мысли быстро развеялись – перед глазами доктора одно за другим возникли разные видения и он навсегда забылся.
На похороны доктора пришли Михаил Аверьяныч и Дарьюшка.
Кратко об истории создания повести.
Повесть “Палата номер 6” стала неким протестом Антона Павловича Чехова против ничтожного существования психически больных в Российской Империи. Журнал “русская мысль” опубликовал произведение Чехова в 1892 году.
На написание книги Антона Павловича сподвигли два события, которые произошли с ним.
В 1887 году Чехов прочитал «Отчет по осмотру русских психиатрических заведений» врача А. П. Архангельского. Сильнее всего писателя тронуло заключение отчета, где говорилось о том, что людей, страдающих ментальными расстройствами избивали в успокоительных мерах, а содержались они в условиях, подобных тем, в которых содержатся преступники в тюрьмах.
В 1890 году Чехов посетил Сахалин, который являлся абстрагированным местом, где содержались каторжные рабочие и ссыльные. Писатель стал невольным очевидцем отвратительного поведения надзирателей по отношению к заключенным, ощутил эту гнетущую и беспросветную атмосферу.