О чем произведение молох

«Молох», анализ повести Куприна

Вообще, чтобы поступки инженера Боброва стали больше понятны читателю, Куприн очень много места уделяет «диалектике души», то есть изображению внутреннего состояния героя, его душевных переживаний. Кроме того, Бобров испытывает муки «любовной пытки» к Ниночке Зиненко, которая, по его словам, «тоже готова себя продать», «продать свою молодость, свое девственное тело» за миллионы отвратительного дельца Квашнина. Сознание собственного бессилия мучает инженера, и только доктор Гольдберг спасает героя душеспасительными беседами и впрыскиваниями морфия.

Повесть в итоге получилась не социально-политической, как, возможно, задумывалась вначале, а социально-психологической. Следовательно, вполне объяснимо, почему объектом изображения Куприна стала судьба инженера Боброва, а не судьбы рабочих и зарождающееся революционное движение. В «Молохе» писатель, конечно, изобразил выступление рабочих (и «бабий бунт»), даже объяснил и в какой-то степени оправдал его. Но так как сути революционного движения в России Александр Иванович не понял до конца, то и изображать в дальнейшем героев-рабочих не стал. А позже, не найдя общий язык с Советской властью и лично с Лениным, вынужден был эмигрировать и 17 лет провел в Париже, вернувшись на родину, по сути, только умереть.

В заключение хотелось бы отметить, что после «Молоха» жанр повести стал ведущим в творчестве Куприна.

После анализа «Молоха» прочитайте другие сочинения по произведениям Куприна:

Источник

Анализ произведения Молох Куприна

Жанровая направленность произведения представляет собой социально-психологическую повесть, основной тематикой которой является изображение классового конфликта в период становления промышленного прогресса.

Сюжетная линия повести разворачивается на фоне панорамы крупного металлургического предприятия, владельцем которого изображается Квашнин, представленный в образе миллионера, отличающегося крупными ногами, огромным животом, тройным подбородком, отвратительными недовольными губами. Квашнин описывается автором в виде нравственного ничтожества, пользующегося трудом рабочих людей с целью увеличения собственного состояния.

Главным героем повести является Бобров, изображенный в образе заводского инженера, бесхарактерного интеллигента, неуверенного в себе человека, понимающего несправедливое отношение к простым людям, жестоко эксплуатирующихся, но не в силах оказать им поддержку и помощь по причине своей слабохарактерности. Внешне герой представляется в виде невысокого человека, довольно худого, с нервными, порывистыми движениями и некрасивым лицом.

Второстепенными персонажами повести также представляются Шелковников, изображенный в образе директора завода, являющийся льстецом, ябедой в отношении начальства и при этом жестоким деспотом по отношению к подчиненным, а также Нина Зиненко, возлюбленная Боброва, которая делает выбор в пользу Квашнина, выходя за него замуж по причине его значительного денежного состояния.

Отличительной особенностью повести является авторское изображение в гротескно-сатирической манере событий и фактов, представляющихся посредством интеллигентного восприятия человека, отличающегося нежной и чуткой натурой, болезненно реагирующего на постороннюю боль и социальную несправедливость.

Кроме того, своеобразием повести представляется мастерское описание портретных характеристик в виде полнокровных образов, выражающих тонкую психологию героев, их внутреннюю сущность и состояние души, подчеркивающихся улыбающимися губами и глазами.

Символическим значением повести является использование образа божества в качестве Молоха, принимающего людские жертвоприношения.

Смысловая нагрузка произведения заключается в изображении жестокости и бесчеловечности капиталистического строя, уничтожающего человеческую личность.

2 вариант

История создания:

В 1896 году Куприн жил в промышленном районе Донбасса, который в конце 19 века переживал расцвет индустриализации. В этом же году он написал повесть “Молох”.

В “Молохе” нашла отражение тема классового неравенства. Изначально Куприн планировал написать социально-политическое произведение. Однако боясь, что цензура не пропустит повесть к печати, он отказался от глав с описанием бунта на сталелитейном заводе. Куприн поставил в центре повествования судьбу инженера Боброва, а не судьбы рабочих завода и зарождающееся революционное движение. Но несмотря на это, тема классового неравенства в период промышленного прогресса проходит через все произведение.

Сюжет:

Действие повести “Молох” разворачивается на сталелитейном заводе в начале 20 века.

На завод с проверкой приехал член правления Квашнин. Его приезда с волнением ждали на пироне заводские рабочие и семья Зиненок. Красота Нины произвела на Квашнина сильное впечатление. Он стал частым гостем в семье Зиненок. За день до отъезда он устроил торжественный пикник, на котором объявил о помолвке Свежевского и Нины.

На следующий день Бобров пришел к доктору Гольбергу. Не в силах самостоятельно справить со своими внутренними переживаниями, он просит друга сделать ему укол морфия.

Главные герои:

Квашнин является наглым, нечестным человеком. Герой обещает женам рабочих, живущим в нечеловеческих условиях, утеплить их дома и поставить в них печи. Однако свое обещание Квашнин не торопиться выполнять. Он дает указание директору завода привести к домам рабочих два воза кирпичей, чтобы “надолго утешить” женщин. Этот поступок наиболее ярко характеризирует Квашнина. Хитрый и чёрствый член правления остается равнодушен к судьбам людей, находящихся под его непосредственным руководством.

Семья Зиненко состояла из семи человек: отца, матери и пятерых дочерей. Глава семьи работал на заводе заведующим складом. Это был хитрый каверзный человек, заискивающий перед начальством. Дома герой находился под влиянием своей требовательной и деспотичной супруги. Дочерей Зиненко звали Мака, Бета, Шурочка, Нина и Кася.

Композиция: линейная. Повесть написана в прямом хронологической последовательности.

Произведение начинается с экспозиции, в которой автор знакомит читателей с инженером Бобровым.

Завязкой повести становится известие о приезде на завод миллионера Квашнина.

В повести Куприна “Молох” две сюжетные линии. Первая непосредственно связанна с судьбой главного героя. Она выходит на передний план произведения и является центральной.

Однако не менее важной является сюжетная линия, в которой автор рассказывает о рабочих сталелитейного завода. Не случайно, повесть Куприна получила название в честь моавитянского и аммонитянского божества, которому приносили в жертву детей. Молохом в повести Бобров и доктор Голберг называют сталелитейный завод, пожирающий жизни людей. Нечеловеческие условия труда и жизни заводских рабочих противопоставлены роскошному существованию членов правления, одним из которых является Квашнин, человек развращенный и нравственно пустой.

Развязка. Известие о помолвке Нины и Свежевского потрясает Боброва. Герой просит Голберга дать ему морфия, который позволяет инженеру на время уйти от душевных страданий.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Молох Куприна

Популярные сегодня темы

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова написан в тяжелые годы для страны, за каждую ошибку человека могли сослать в Сибирь. Каждый пытался выжить и обвинить другого человека во всех грехах.

Одной из книг, подарившей мне множество положительных эмоций, вместе с большими знаниями в области литературы и английской писательской среды, стала «Подводя итоги» за авторством У.С

Рассказ «Анна на шее» написал А.П.Чехов. Он часто в своих произведениях затрагивал тему равнодушия, пошлости людей по отношению друг к другу и к себе, в том числе. Чехов описывал жизнь интеллигенции, которая страдала

Сказка Теремок всем известная с детства. Добрая, легко запоминается.

Источник

Молох

Действие повести происходит на сталелитейном заводе в конце XIX — начале XX веков.

Дождливое августовское утро. Заводской гудок застаёт инженера Андрея Ильича Бобров, невысокого, худого человека с неяркой наружностью и приятной улыбкой, за чаем. В последнее время Андрей Ильич страдает бессонницей из-за давней привычки к морфию, с которой Бобров упорно борется. В семь часов Бобров отправляется на завод. Он не может смотреть на жизнь с практической точки зрения, как его коллеги-инженеры. Андрей Ильич питает отвращение к своей службе на заводе и инженерному делу, учиться которому его заставила мать.

Вскоре Боброву открывается панорама огромного сталелитейного завода.

Глядя на тяжёлый труд рабочих, Бобров словно сам испытывает их физические страдания, и ему становится стыдно за своё благополучие.

На заводе к Андрею Ильичу подходит сослуживец Станислав Ксаверьевич Свежевский, вечно заискивающий перед кем-то сплетник, который очень не нравится Боброву. Свежевский сообщает, что на завод приедет один из членов правления, миллионер Василий Терентьевич Квашнин для закладки новой доменной печи. Квашнин, огромный и толстый человек слывёт любителем красивых женщин.

Окончив рабочий день, Бобров отправляется в гости к семье Зиненок, состоящей из отца, матери и пятерых дочерей. Отец заведует складом на заводе и находится под каблуком у жены Анны Афанасьевны. Самая прелестная из сестёр Зиненок — Нина, любимица семьи, совершенно не похожая на массивных сестёр с грубоватыми, вульгарными лицами. Девушка обладает изящной, аристократичной внешностью, и родители возлагают на неё большие надежды. Из-за Нины Андрей Ильич часто бывает у Зиненок, хотя инженера и оскорбляют их мещанские вкусы и шаблонные разговоры.

В этот вечер Боброву удаётся остаться с Ниной наедине. Он всё больше склоняется к мысли о женитьбе и уверен, что Нина разделяет его чувства. В гостиной разговаривают о Квашнине. Анна Афанасьевна собирается вести своих девочек на вокзал, где состоится торжественная встреча. Сердце Боброва холодеет и сжимается. Он незаметно уходит.

Дома Бобров застаёт своего хорошего друга, доктора Гольдберга. Он искренне любит этого кроткого еврея за его разносторонний ум и страсть к отвлечённым спорам. Такой спор начинается и теперь. Бобров считает свой труд бесполезным, бесцельным.

Гольдберг возражает, что своим трудом инженер двигает вперёд прогресс. Бобров же сравнивает завод с древним богом Молохом, требующим человеческой крови. Охваченный жалостью и страхом, доктор укладывает возбуждённого спором Боброва в постель, и долго сидит рядом, утешая и успокаивая.

На другой день всё правление завода во главе с директором Сергеем Валерьяновичем Шелковниковым встречает Квашнина. Немногие знают, что Шелковников — директор только на бумаге. В действительности делами управляет бельгийский инженер Андреа, полуполяк-полушвед по национальности. Присутствует на встрече и семейство Зиненок. Андрею Ильичу стыдно за их бестактный приезд, но он рад увидеть Нину.

В его больной, издёрганной душе вдруг зажглось нестерпимое желание нежной, благоухающей девической любви, жажда привычной и успокоительной женской ласки.

На несколько минут Бобров остаётся с Ниной наедине, но признаться ей в своих чувствах снова не может. Его смущает двойственность в характере Нины, когда из нежной, утончённой девушки она вдруг превращается в провинциальную барышню с шаблонным набором фраз. Нина осознаёт, что она продукт той среды, в которой выросла, но бороться со своей обыденностью не может и чувствует её только во время общения с Бобровым, которым восхищается. Девушке кажется, что она искренна, но это лишь потребность говорить Боброву приятное.

Тем временем из-за поворота железной дороги появляется курьерский поезд. Квашнин, один из акционеров железной дороги, ездит в собственном вагоне. Из окна вагона Квашнин замечает Нину и заинтересовывается ею.

Встречающие смотрят на Квашнина с подобострастием, почти с испугом. Это же выражение Бобров с горечью замечает и на лице Нины.

Через четыре дня происходит закладка новой домны и молебен, на котором присутствуют почти три тысячи рабочих. Завтра кого-то из них сожрёт ненасытный Молох. От этой мысли по спине Андрея Ильича пробегает холодная волна нервного возбуждения.

После молебна акционерам показывают все цеха. Затем все собираются в сердце завода — отделении паровых котлов. Шелковников уводит гостей на торжественный обед, а Бобров остаётся около котлов и смотрит на тяжёлую работу кочегаров. Ему кажется, что они кормят ненасытное, прожорливое чудище. Подошедшему доктору Гольдбергу Бобров рассказывает, как легко уничтожить этого Молоха — достаточно пустить в раскалённый котёл холодную воду. Андрей Ильич шутит, но голос его серьёзен, а взгляд суров и печален.

Квашнин сближается с семейством Зиненок. По отношению к девицам он ведёт себя, как добрый дядюшка осыпает их дорогими подарками. Постоянным гостем в доме Зиненок становится и карьерист Свежевский, которого Квашнин молча терпит. Сплетни о том, что Квашнин ухаживает за Ниной, доходят до Боброва, но его волнует только репутация девушки. Ревность чужда доверчивой натуре Андрея Ильича.

Боброва неудержимо тянет к Нине, но стесняет присутствие Квашнина. Несмотря на это Андрей Ильич принимает от Нины приглашение на шикарный пикник, Который Квашнин устраивает для девушки.

К месту пикника многочисленных гостей отвозит поезд, обильно украшенный цветами. С утра на вокзале собираются жёны, сёстры и матери рабочих, чтобы увидеть «рыжего и толстого начальника». Они просят Квашнина утеплить их бараки и поставить печи для приготовления еды. Квашнин уверенно обещает исполнить их просьбу, а затем велит Шелковникову сложить у бараков два воза кирпичей — пусть любуются.

Нужно уметь объясняться с этим народом. Вы можете обещать им всё что угодно — алюминиевые жилища, восьмичасовой рабочий день и бифштексы на завтрак, — но делайте это очень уверенно.

Андрея Ильича смущает поведение Нины — девушка даже не смотрит на него, хотя накануне была очень ласкова с инженером. Бобров начинает понимать, что Анна Афанасьевна не одобряет их отношений, но решает поехать на пикник и добиться от Нины ответа.

Пикник оказался настоящим балом. Квашнин велел построить на лесной поляне павильон, накрыть в нём столы и нанять оркестр. Бобров танцевать не любит, но всё же решает пригласить Нину на кадриль, чтобы во время танца объясниться с ней. Оказывается, что все танцы у Нины расписаны. Бобровым овладевает тупая и равнодушная тоска, но надежды он ещё не теряет.

Темнеет. Павильон и площадка освещаются разноцветными лампочками и танцы продолжаются. Бобров ухитряется остаться с Ниной наедине. Сначала девушка пытается избежать разговора, но потом признаётся, что это воля её матери. Тут же является Анна Афанасьевна и уводит дочь за руку. По приказу матери Нина приглашает на танец Квашнина, затем начинается ужин.

Бобров продолжал стоять на том самом месте, где его покинула Нина. Чувства унижения, обиды и безнадёжной, отчаянной тоски попеременно терзали его.

Доктор Гольдберг увлекает Андрея Ильича за стол. Соседом Боброва оказывается Андреа. Он пьян. Только полгода спустя стало известно, что этот трудолюбивый, талантливый и эрудированный человек каждый вечер напивается в одиночестве до потери сознания. Бобров тоже решает выпить коньяку, но ему становилось ещё тоскливее.

Квашнин произносит напыщенную речь, а затем объявляет о помолвке Нины и Свежевского. Увидев искажённое страданием лицо Боброва, Андреа произносит ироничный тост, в котором поздравил Свежевского с назначением в Петербург на пост управляющего делами правления общества. Это назначение — свадебный подарок от Квашнина.

Пикник прерывает десятник с известием о беспорядках на заводе. Начинается паника и давка. Бобров замечает зарево над заводскими трубами, и в нём поднимается волна торжествующего злорадства. Тост Андреа объясняет Андрею Ильичу и холодную сдержанность Нины, и негодование её мамаши, и близость Свежевского к Квашнину.

Бобров едет к заводу. Там горит лесной склад, а у плотины четырёхугольного заводского пруда кипит чёрная толпа рабочих. В Боброва попадает брошенный кем-то камень, из раны на виске течёт кровь. Заблудившись в толпе, он и теряет сознание. Очнувшись от обморока, Бобров обнаруживает, что находится возле завода, и идёт к доменным печам.

Бобров бродит по опустевшему заводу и говорит сам с собою. Он чувствует, что ему надо сделать что-то большое и важное, но что именно — никак не может вспомнить. Андрей Ильич спускается в кочегарную яму и начинает бросать уголь в оба топочных отверстия.

Он смотрел на огромное тело котла, начинавшего гудеть и освещаться огненными отблесками, и оно казалось ему всё более живым и ненавистным.

Наконец всё готово, осталось только повернуть маленький вентиль, но непривычная работа утомляет Боброва, и этого последнего движения он не делает.

Утром Андрей Ильич приходит в заводскую больницу. Вид у него ужасный. Он умоляет Гольдберга вколоть ему морфия. Отговорить его от этого рокового шага доктору не удаётся. Гольдберг делает укол. Бобров забывается со сладкой улыбкой на лице, а доктор осторожно обмывает его голову.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Краткое содержание повести Куприна «Молох»

1896
Краткое содержание повести
Читается за 9 минут, оригинал — 2,5 ч

Действие повести происходит на сталелитейном заводе в конце XIX — начале XX веков.

Дождливое августовское утро. Заводской гудок застаёт инженера Андрея Ильича Бобров, невысокого, худого человека с неяркой наружностью и приятной улыбкой, за чаем. В последнее время Андрей Ильич страдает бессонницей из-за давней привычки к морфию, с которой Бобров упорно борется. В семь часов Бобров отправляется на завод. Он не может смотреть на жизнь с практической точки зрения, как его коллеги-инженеры. Андрей Ильич питает отвращение к своей службе на заводе и инженерному делу, учиться которому его заставила мать.

Вскоре Боброву открывается панорама огромного сталелитейного завода.

Тысячи людей … собрались сюда с разных концов земли, чтобы … отдать свои силы, здоровье, ум и энергию за один только шаг вперёд промышленного прогресса.

Глядя на тяжёлый труд рабочих, Бобров словно сам испытывает их физические страдания, и ему становится стыдно за своё благополучие.

На заводе к Андрею Ильичу подходит сослуживец Станислав Ксаверьевич Свежевский, вечно заискивающий перед кем-то сплетник, который очень не нравится Боброву. Свежевский сообщает, что на завод приедет один из членов правления, миллионер Василий Терентьевич Квашнин для закладки новой доменной печи. Квашнин, огромный и толстый человек слывёт любителем красивых женщин.

Окончив рабочий день, Бобров отправляется в гости к семье Зиненок, состоящей из отца, матери и пятерых дочерей. Отец заведует складом на заводе и находится под каблуком у жены Анны Афанасьевны. Самая прелестная из сестёр Зиненок — Нина, любимица семьи, совершенно не похожая на массивных сестёр с грубоватыми, вульгарными лицами. Девушка обладает изящной, аристократичной внешностью, и родители возлагают на неё большие надежды. Из-за Нины Андрей Ильич часто бывает у Зиненок, хотя инженера и оскорбляют их мещанские вкусы и шаблонные разговоры.

В этот вечер Боброву удаётся остаться с Ниной наедине. Он всё больше склоняется к мысли о женитьбе и уверен, что Нина разделяет его чувства. В гостиной разговаривают о Квашнине. Анна Афанасьевна собирается вести своих девочек на вокзал, где состоится торжественная встреча. Сердце Боброва холодеет и сжимается. Он незаметно уходит.

Дома Бобров застаёт своего хорошего друга, доктора Гольдберга. Он искренне любит этого кроткого еврея за его разносторонний ум и страсть к отвлечённым спорам. Такой спор начинается и теперь. Бобров считает свой труд бесполезным, бесцельным.

Двое суток работы пожирают целого человека. … Медные господа, Молох и Дагон, покраснели бы от стыда и от обиды перед теми цифрами, что я сейчас привёл…

Гольдберг возражает, что своим трудом инженер двигает вперёд прогресс. Бобров же сравнивает завод с древним богом Молохом, требующим человеческой крови. Охваченный жалостью и страхом, доктор укладывает возбуждённого спором Боброва в постель, и долго сидит рядом, утешая и успокаивая.

На другой день всё правление завода во главе с директором Сергеем Валерьяновичем Шелковниковым встречает Квашнина. Немногие знают, что Шелковников — директор только на бумаге. В действительности делами управляет бельгийский инженер Андреа, полуполяк-полушвед по национальности. Присутствует на встрече и семейство Зиненок. Андрею Ильичу стыдно за их бестактный приезд, но он рад увидеть Нину.

В его больной, издёрганной душе вдруг зажглось нестерпимое желание нежной, благоухающей девической любви, жажда привычной и успокоительной женской ласки.

На несколько минут Бобров остаётся с Ниной наедине, но признаться ей в своих чувствах снова не может. Его смущает двойственность в характере Нины, когда из нежной, утончённой девушки она вдруг превращается в провинциальную барышню с шаблонным набором фраз. Нина осознаёт, что она продукт той среды, в которой выросла, но бороться со своей обыденностью не может и чувствует её только во время общения с Бобровым, которым восхищается. Девушке кажется, что она искренна, но это лишь потребность говорить Боброву приятное.

Тем временем из-за поворота железной дороги появляется курьерский поезд. Квашнин, один из акционеров железной дороги, ездит в собственном вагоне. Из окна вагона Квашнин замечает Нину и заинтересовывается ею.

Квашнин … стоял за стеклянной стеной … с широко расставленными ногами и брезгливой миной на лице, похожий на японского идола грубой работы.

Встречающие смотрят на Квашнина с подобострастием, почти с испугом. Это же выражение Бобров с горечью замечает и на лице Нины.

Через четыре дня происходит закладка новой домны и молебен, на котором присутствуют почти три тысячи рабочих. Завтра кого-то из них сожрёт ненасытный Молох. От этой мысли по спине Андрея Ильича пробегает холодная волна нервного возбуждения.

После молебна акционерам показывают все цеха. Затем все собираются в сердце завода — отделении паровых котлов. Шелковников уводит гостей на торжественный обед, а Бобров остаётся около котлов и смотрит на тяжёлую работу кочегаров. Ему кажется, что они кормят ненасытное, прожорливое чудище. Подошедшему доктору Гольдбергу Бобров рассказывает, как легко уничтожить этого Молоха — достаточно пустить в раскалённый котёл холодную воду. Андрей Ильич шутит, но голос его серьёзен, а взгляд суров и печален.

Квашнин сближается с семейством Зиненок. По отношению к девицам он ведёт себя, как добрый дядюшка осыпает их дорогими подарками. Постоянным гостем в доме Зиненок становится и карьерист Свежевский, которого Квашнин молча терпит. Сплетни о том, что Квашнин ухаживает за Ниной, доходят до Боброва, но его волнует только репутация девушки. Ревность чужда доверчивой натуре Андрея Ильича.

Боброва неудержимо тянет к Нине, но стесняет присутствие Квашнина. Несмотря на это Андрей Ильич принимает от Нины приглашение на шикарный пикник, Который Квашнин устраивает для девушки.

К месту пикника многочисленных гостей отвозит поезд, обильно украшенный цветами. С утра на вокзале собираются жёны, сёстры и матери рабочих, чтобы увидеть «рыжего и толстого начальника». Они просят Квашнина утеплить их бараки и поставить печи для приготовления еды. Квашнин уверенно обещает исполнить их просьбу, а затем велит Шелковникову сложить у бараков два воза кирпичей — пусть любуются.

Нужно уметь объясняться с этим народом. Вы можете обещать им всё что угодно — алюминиевые жилища, восьмичасовой рабочий день и бифштексы на завтрак, — но делайте это очень уверенно.

Андрея Ильича смущает поведение Нины — девушка даже не смотрит на него, хотя накануне была очень ласкова с инженером. Бобров начинает понимать, что Анна Афанасьевна не одобряет их отношений, но решает поехать на пикник и добиться от Нины ответа.

Пикник оказался настоящим балом. Квашнин велел построить на лесной поляне павильон, накрыть в нём столы и нанять оркестр. Бобров танцевать не любит, но всё же решает пригласить Нину на кадриль, чтобы во время танца объясниться с ней. Оказывается, что все танцы у Нины расписаны. Бобровым овладевает тупая и равнодушная тоска, но надежды он ещё не теряет.

Темнеет. Павильон и площадка освещаются разноцветными лампочками и танцы продолжаются. Бобров ухитряется остаться с Ниной наедине. Сначала девушка пытается избежать разговора, но потом признаётся, что это воля её матери. Тут же является Анна Афанасьевна и уводит дочь за руку. По приказу матери Нина приглашает на танец Квашнина, затем начинается ужин.

Бобров продолжал стоять на том самом месте, где его покинула Нина. Чувства унижения, обиды и безнадёжной, отчаянной тоски попеременно терзали его.

Доктор Гольдберг увлекает Андрея Ильича за стол. Соседом Боброва оказывается Андреа. Он пьян. Только полгода спустя стало известно, что этот трудолюбивый, талантливый и эрудированный человек каждый вечер напивается в одиночестве до потери сознания. Бобров тоже решает выпить коньяку, но ему становилось ещё тоскливее.

Квашнин произносит напыщенную речь, а затем объявляет о помолвке Нины и Свежевского. Увидев искажённое страданием лицо Боброва, Андреа произносит ироничный тост, в котором поздравил Свежевского с назначением в Петербург на пост управляющего делами правления общества. Это назначение — свадебный подарок от Квашнина.

Пикник прерывает десятник с известием о беспорядках на заводе. Начинается паника и давка. Бобров замечает зарево над заводскими трубами, и в нём поднимается волна торжествующего злорадства. Тост Андреа объясняет Андрею Ильичу и холодную сдержанность Нины, и негодование её мамаши, и близость Свежевского к Квашнину.

Бобров едет к заводу. Там горит лесной склад, а у плотины четырёхугольного заводского пруда кипит чёрная толпа рабочих. В Боброва попадает брошенный кем-то камень, из раны на виске течёт кровь. Заблудившись в толпе, он и теряет сознание. Очнувшись от обморока, Бобров обнаруживает, что находится возле завода, и идёт к доменным печам.

Бобров бродит по опустевшему заводу и говорит сам с собою. Он чувствует, что ему надо сделать что-то большое и важное, но что именно — никак не может вспомнить. Андрей Ильич спускается в кочегарную яму и начинает бросать уголь в оба топочных отверстия.

Он смотрел на огромное тело котла, начинавшего гудеть и освещаться огненными отблесками, и оно казалось ему всё более живым и ненавистным.

Наконец всё готово, осталось только повернуть маленький вентиль, но непривычная работа утомляет Боброва, и этого последнего движения он не делает.

Утром Андрей Ильич приходит в заводскую больницу. Вид у него ужасный. Он умоляет Гольдберга вколоть ему морфия. Отговорить его от этого рокового шага доктору не удаётся. Гольдберг делает укол. Бобров забывается со сладкой улыбкой на лице, а доктор осторожно обмывает его голову.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *