О чем пьеса женитьба гоголя
«Женитьба» Гоголя: краткое содержание и анализ пьесы
Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора. Попробуем разобраться, почему.
История создания и первые постановки
Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца – в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.
Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.
Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем
Надворный советник Подколесин – холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.
«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба – лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.
В доме Агафьи Тихоновны
Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.
Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.
Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке – это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.
Краткое содержание 2 действия. Результаты деятельности Кочкарева
Герой, решивший во что бы то ни стало женить Подколесина, берет инициативу в свои руки. Сначала Кочкарев уверяет Агафью Тихоновну, озабоченную предстоящим выбором жениха – она даже решила в связи с этим тянуть жребий – что лучше Ивана Кузьмича не сыскать. Его ход удается: невеста прогоняет вновь появившихся в ее доме мужчин и убегает. Оставшись с Яичницей, Анучкиным, Жевакиным наедине, Кочкарев представляется родственником героини и рассказывает о ее «недостатках». Наконец, он устраивает разговор невесты и Подколесина, в надежде, что последний сделает предложение. Однако зритель становится свидетелем их робкой беседы ни о чем и застенчивого молчания – оно порой помогает понять внутренние ощущения героя. Таким образом, вместо счастливого логического финала комедии «Женитьба» Гоголь развивает действие дальше.
Бегство жениха
Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.
Характеристика персонажей
Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.
Первый жених – Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.
Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.
Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.
Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова – такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» – Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета – обнажает самые негативные общественные пороки.
Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.
Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.
Значение комедии
«Женитьба» стала одной из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Она значительно опередила время и предопределила появление пьес А. Островского и в какой-то мере романа Гончарова «Обломов».
Краткое содержание Гоголь Женитьба
Иван Кузьмич Подколесин намерен жениться. Но поскольку он человек робкий, нерешительный и с ленцой, дальше рассуждений дело у него не заходит. Сваха, к которой он обратился для помощи в этом деликатном деле, рассказывает ему о купеческой дочери Агафье Тихоновне Купердягиной. Девушка хочет в мужья непременно дворянина и Фекла Ивановна, на жалея хвалебных слов, расписывает достоинства невесты.
В это время в комнате Подколесина появляется его приятель Илья Фомич Кочкарев. Поначалу он пытается ругать сваху за свою женитьбу, но узнав, что та устраивает сейчас судьбу Подколесина, быстро меняет настроение и горячо поддерживает Ивана Кузьмича в его желании жениться. Начиная соблазнять друга картинами семейной жизни, домашнего уюта и детей, похожих на Подколесина, убеждает его ехать к невесте тотчас же.
Пока друзья собираются, Фекла Ивановна успевает придти в дом невесты и начинает рассказывать ей о том, каких женихов для нее нашла. В этот момент раздается стук в дверь. Приходит один из женихов и Агафья Тихоновна убегает переодеваться. Один за другим приходят несколько человек, желающих жениться на купеческой дочери, Среди них и Подколесин с Кочкаревым. Последний бесцеремонно начинает подсматривать за Агафьей Тихоновной в замочную скважину, чтобы убедиться, что невеста хороша собой. Девушка выходит к претендентам со свахой и своей тетей Ариной Пантелеймоновной. Завязывается общий разговор, который так смущает невесту, что она сбегает в другую комнату, за ней следуют обе женщины. Потенциальные женихи озадачены и начинают обсуждать девушку. Одному не нравится ее нос, другой сомневается в ее умении изъясняться по-французски. Слушая их, Подколесин приходит к выводу, что Агафья Тихоновна ему не нравится и уже готов отказаться от своих намерений, но Кочкарев убеждает его, что прочие женихи специально наговаривают на невесту, чтобы избавиться от конкурента.
Илья Фомич показывает себя знатным интриганом, начиная сам оговаривать Купердягину, приписывая ей различные недостатки. Все женихи разбегаются, кроме Подколесина и еще одного претендента, уверенного, что у него с Агафьей сложится все замечательно. Тем временем Кочкарев убеждает невесту, что лучшая партия для нее именно Подколесин, а остальных нужно прогнать, очерняет их, придумывая им различные пороки. Последний жених, услышав этот разговор, возмущается и оскорбленный покидает купеческий дом.
Кочкарев делает Агафье Тихоновне предложение от лица Подколесина и получает ее согласие. Он уходит организовывать венчание, невеста удаляется переодеться в свадебное платье. Подколесин, оставшись в комнате один, сначала радуется тому, как все устроилось, но потом начинает сомневаться в правильности предстоящей женитьбы. Он уже готов уйти, но стесняется слуг, которые могут спросить его, куда он собрался. Жених сбегает через окно.
Главная мысль рассказа Женитьба
Основная мысль произведения в том, что необходимо иметь собственное мнение и уметь нести ответственность за свои действия.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Гоголь. Все произведения
Женитьба. Картинка к рассказу
Сейчас читают
В своем романе «Эмиль, или воспитание», Руссо изложил теорию воспитания ребенка. В книге он описал особенности формирования физического, морального и умственного воспитания ребенка на разных этапах его развития.
Мистер Марлоу директор акционерной компании и владелец яхты «Нелли». Он рассказывает историю, которая произошла с ним в Центральной Африке.
Москва. 1682 год. В центре Красной площади, близ Собора Василия Блаженного высится каменный столб
В молодости паромщик Филипп Тюрин все общественные вопросы принимал близко к сердцу. Да, он был ярым общественником: во время выборов, например, он всегда работал на избирательных участках.
Здесь рассказывается о том, что родители его были честными людьми, и не было ни разу такого, чтобы они кого-то обманули. А вот родился Епифаний в Великом Устюге.
«Женитьба», анализ комедии Гоголя
История создания
Комедия Гоголя «Женитьба» имеет подзаголовок: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это способ привлечь внимание читателя к проблеме. Впервые опубликована в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 г. Первые постановки комедии произошли в декабре 1842 г. в Александринском театре и в феврале 1843 г. в Москве в Малом театре.
Комедия создавалась около 9 лет, была начата в 1833 г. и называлась первоначально «Женихи». По первому замыслу она была трёхактной, действие разворачивалось не в Петербурге, а в деревне, в помещичьей среде (впоследствии невеста стала купчихой). Были женихи, но не было главных действующих лиц: Подколесина и Кочкарёва. Сюжет комедии традиционно-фарсовый: женихи-соперники оттесняют друг друга лестью, хитростью, кулаками, а невеста не знает, кого выбрать.
В 1835 г. была готова новая редакция пьесы, она уже называлась «Женитьба». Гоголь прервал работу из-за «Ревизора» и возобновил её в 1836 году по настоянию Щепкина, которому был обещан бенефис. Завершена комедия в 1842 г.
Жанр и художественное направление
«Женитьба» считается первой русской бытовой комедией. Гоголь отказался от первоначального замысла изобразить малороссийских помещиков и обратился к чиновничьей среде. Через своих героев Гоголь умудряется показать образ жизни Петербурга 30-х годов. Герои в домашней обстановке проявляют себя прежде всего как социальные типы, поэтому комедия Гоголя социальная. Многие исследователи считают, что «Женитьба», как и «Ревизор», относится к реалистическому направлению в литературе. Подколесин – прямой предшественник Обломова. Он готов отказаться от счастья, лишь бы не производить активных действий. Но характер Обломова объясняется обстоятельствами его жизни и, в конечном итоге, крепостным правом. Отчего робок Подколесин, зритель не знает. На этом примере можно показать логику тех исследователей, которые считают Гоголя романтиком. Нерешительность Подколесина в сватовстве можно считать типичным явлением, но то, что жених выпрыгнул в окошко, никак не объясняется реализмом.
Тема, сюжет и композиция
Тема пьесы заключена в названии. Женитьба – это не результат любовных отношений героев, а сделка, коммерческое предприятие. По структуре пьеса очень гармонична, имеет чёткий план. Гоголь нашёл формулу единства ситуации, вокруг которой строится действие. Всё определяется женитьбой и соперничеством женихов. В окончательной редакции добавляется мотив страха перед переменами.
Композиция пьесы закольцована: комедия заканчивается и начинается одним и тем же. Интригу пьесы Ю.Манн назвал миражной. «Миражность» и закольцованность передают сущность и свойства русской действительности.
Сюжет комедии состоит в поиске выгодного жениха. Купеческая дочь хочет мужа-дворянина, а женихи-дворяне ищут богатую невесту. Главные герои комедии нерешительны. В этих чертах раскрывается психологизм Гоголя: привычки в человеке сильнее, чем желание повысить социальный статус (невеста) или поправить дела (жених). Имеет значение и страх перед людьми другого сословия, непонимание их. Нерешительность приводит к неподвижности событий («миражность»). На столкновении желаний и неподвижности возникают комические приёмы. Невеста колеблется, составляя из всех женихов единого идеального. Подколесин тоже сомневается. Нерешительность приводит к развязке – прыжку Подколесина в окошко, единственной целью которого было отдаление от желаемого объекта на огромное расстояние.
Комическая катастрофа случается в тот момент, когда общие усилия почти привели к успеху.
Герои и образы
Система персонажей в комедии, по словам А.Белого, «двурельефна», то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары. Первая пара – Агафья Тихоновна и Подколесин. У них подобная цель и похожее препятствие – страх. Вторая пара – профессиональная сваха Фёкла и друг жениха Кочкарёв. Кочкарёв, в отличие от Фёклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара – Подколесин и Кочкарёв – неудачники жених и сват. Двурельефный параллелизм приводит к «миражности»: деятельность нерезультативна, всё происходит наоборот. Комедийные амплуа переосмысливаются или пародируются: жених – травестирует любовника, друг жениха – наперсника, который способствует соединению влюблённых.
Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовывается несколько типов. Подколесин – тип человека, который идёт к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов.
Кочкарёв – человек, который тратит свою энергию на пустое дело и сам не понимает, ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарёв прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет.
Агафья Тихоновна – тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Её рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т.д.) – самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.
Конфликт
Конфликт в комедии внешний и внутренний. Внешний конфликт между женихами легко решается Кочкарёвым, но внутренний конфликт Подколесина (жениться или не жениться) и Агафьи Тихоновны (кого выбрать) неразрешим и приводит к комическому финалу.
Художественное своеобразие
Основной троп, создающий художественный мир комедии – гипербола. Яичница слишком широк, Анучкин слишком субтильный. Преувеличены до осмеяния черты характера героев: нерешительность Подколесина, деловитость Яичницы, энергичность Кочкарёва.
Гоголь прибегает к излюбленному приёму, который широко использовали драматурги 20 в. Он доводит ситуацию и поступки героев до абсурда. Но героями она воспринимается как нормальная и даже обыденная. Кроме одного-единственного события – прыжка в окно. Именно он даёт Гоголю право назвать в подзаголовке комедию невероятным событием.
Краткое содержание «Женитьба»
Всего получено оценок: 379.
О произведении
Пьеса «Женитьба» Гоголя была написана в 1835 году. Произведение, которое в свое время вызвало немало толков и пересудов, считается первой русской бытовой комедией. При помощи героев – мелких чиновников и купцов – писатель отразил образ жизни Петербурга 30-х годов 19 века.
Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Женитьбы» по действиям. Проверить знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Место и время действия
Действие пьесы происходит 1830-х годах в Петербурге.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Действие первое
В комнату вбежал Кочкарев. Узнав о предстоящей женитьбе друга, он решил самостоятельно заняться этим вопросом. Он принялся убеждать Подколесина немедленно ехать к невесте, но тот пока не был готов так быстро расстаться с холостой жизнью. Кочкарев принялся уговаривать его, описывая все прелести женитьбы. Ему удалось убедить друга, и они отправились к Купердягиным.
Тем временем Агафья Тихоновна гадала на картах. Она страстно мечтала выйти замуж за дворянина, но тетка Арина Пантелеймоновна напомнила, что ее покойный батюшка презирал тех, кто стыдился своего купеческого звания. Женщина была уверена, что Фекла не найдет племяннице достойного жениха, поскольку она большая лгунья.
Первым появился Иван Павлович Яичница, который тут же стал сверять приданое невесты со своими записями. Следом за ним появился Анучкин, принявший толстого пожилого Яичницу за «папеньку» Агафьи Тихоновны.
Следующим гостем оказался Жевакин, который разговорился с Анучкиным о Сицилии. При знакомстве с Иваном Павловичем Жевакин подумал, что тот перекусил яичницей.
Затем пожаловали Кочкарев и Подколесин. Агафья Тихоновна, сконфузившись, скрылась в своей комнате, а женихи принялись обсуждать достоинства и недостатки невесты. Кочкарев пообещал Подколесину отвадить всех женихов, если тот всерьез решил жениться.
Действие второе
Их разговор прервало появление Жевакина и Анучкина. Яичница, как «человек должностной» и очень занятой, потребовал от Агафьи Тихоновны немедленного ответа. Невеста в смятении выгнала всех вон, и тут же скрылась в своих покоях, испугавшись, что Яичница ее прибьет.
Тяжелее всего пришлось отвадить от невесты Жевакина, которого не смутило даже вранье о ее бедности. Кочкарев пообещал ему найти подходящую девушку, если тот согласиться немедленно покинуть этот дом.
Оставшись наедине с девушкой, Подколесин завязал с ней ни к чему не обязывающий разговор. Ему удалось оказать самое приятное впечатление на Агафью Тихоновну.
Кочкарев был раздосадован: он был уверен, что его друг открыл свое сердце, и влюбленные тут же отправятся под венец. Подколесин в свою очередь не мог так быстро принять важное решение. Кочкарев на коленях принялся умолять его не затягивать с женитьбой. Он помог ему сделать предложение, и Агафья Тихоновна приняла его.
Когда невеста удалилась в свои покои, чтобы переодеться, Подколесин принялся рассуждать о преимуществах семейной жизни. В последний миг он испугался ответственности и скрылся из дома невесты через окно.
Заключение
В своем произведении автор высмеял отношение к женитьбе в современном ему обществе, когда люди создавали семьи исключительно из корыстных соображений.
После ознакомления с кратким пересказом «Женитьбы» рекомендуем прочесть пьесу в полной версии.
Тест по пьесе
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Анализ комедии «Женитьба» (Н.В. Гоголь)
Николай Васильевич Гоголь был одним из выдающихся русских писателей, драматургов, критиков. Одним из главных произведений Гоголя является пьеса «Женитьба». Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом произведения «Женитьба» по плану ниже.
История создания
Произведение Николая Васильевича «Женитьба» имеет весьма необычный заголовок : “Совершенно невероятное событие в двух действиях”. Автор его использовал, чтобы привлечь внимание читателя. Кликбейт сработал: произведение стало популярным еще при жизни автора.
Известно, что над созданием своей пьесы Гоголь трудился на протяжении девяти лет. Работу над ней писатель начал в 1833 году. Изначально комедия носила название «Женихи». Гоголь задумал создать пьесу, состоящую из трех актов. При этом события происходили не в северной столице, а в деревенской среде. Но в 1835 году появилась совершенно другая редакция комедии. Теперь произведение стало называться «Женитьба». Из-за работы над созданием произведения «Ревизор» Николай Васильевич был вынужден прервать работу на пьесой. Её писатель возобновил лишь в 1836 году. Произведение «Женитьба» было закончено в 1842 году. Уже в этом году состоялись первые постановки пьесы в Александринском театре.
Жанр, направление
Произведение Николая Гоголя «Женитьба» по праву считают первой бытовой комедией в отечественной литературе. Описывая своих персонажей, автор правдоподобно изобразил образ жизни Петербурга в тридцатые годы. По мнению многих критиков и исследователей, пьеса Гоголя написана в реалистическом направлении. Они утверждали, что Подколесин был прямым предшественником главного персонажа романа Гончарова — Ильи Обломова. Герой мог даже отказаться от собственного счастья, лишь бы ничего не делать. Однако качества Ильи Обломова определяются его воспитанием и жизненными условиями. А вот почему Подколесин является таким робким, читатель понять не может.
Произведение «Женитьба» представляет собой сатирическую комедию. В своей пьесе Гоголь высмеивает не только характеры персонажей, но и конкретные общественные явления. Так, например, к ним относится женитьба по расчету, которая представляет собой возможный способ улучшить социальный статус. Автор подверг осмеянию брак, который лишен чувств и взаимной ответственности.
Смысл названия
Название произведения «Женитьба» несёт в себе глубокий смысл. Именно в заглавии заключена основная тема данной комедии. Автор высмеял женитьбу, выступающую в роли коммерческого предприятия и сделки.
Слово «женитьба» имеет иронический подтекст и уже намекает на то, что читатель не найдет в пьесе истинных чувств и честных мотивов.
Композиция
Комедия «Женитьба» имеет довольно гармоничную структуру. Произведение построено по четкому плану. Николай Васильевич придерживался принципа единства ситуации, вокруг которой и происходили события. Действие происходит вокруг женитьбы и соперничества женихов. Также комедию пронизывает мотив страха перед какими-либо изменениями.
Пьеса состоит из двух действий. В первом действии 21 явление, а во втором 25.
Можно заметить, что композиция произведения «Женитьба» является кольцевой. Началу и финалу произведения присущи одни и те же элементы. По мнению автора, именно закольцованность способна в полной мере отразить русскую действительность.
Дворянин Подколесин, ленивый и апатичный человек, никак не может решить, хочет он жениться или нет? С одной стороны, он уже заказал фрак, нашел сваху, подготовился к поискам невесты, а с другой, уж очень ему страшно менять свою жизнь. Но вот приходит сваха и говорит, что невеста найдена. Подколесина интересует больше всего ее приданое. Купеческая дочь сулит ему большую выгоду, и он соглашается на женитьбу. Только вот на каждом шагу он колеблется и отступает, поэтому изводит сваху своими придирками. Но тут в его дом вламывается Кочкарев — друг. Он тут же решает организовать свадьбу, зная медлительность и нерешительность своего друга. Оба героя отправляются к невесте.
Агафья желает выйти замуж за дворянина, ведь она очень хочет стать дворянкой. Героиня долго не может найти себе подходящего мужа. Все пришедшие кандидаты ее не устраивают. Но Кочкарев умело манипулирует девушкой и ее гостями. Он отговаривает других женихов, настраивает против саму невесту, а Подколесина выставляет самым лучшим женихом из всех. Однако сам жених в процессе теряет решимость. Подколесин обладает очень нерешительной натурой, он не желает никаких перемен. В результате, молодой человек убегает от невесты, а Кочкареву приходится выслушать брань от свахи и невесты.
Читатель замечает, что Подколесин и его невеста из разных кругов. По этой причине герои не понимают друг друга в важных вопросах, что выглядит очень комично.
Главные герои и их характеристика
Можно заметить, что система персонажей произведения «Женитьба» построена по принципу парных образов. Так, в качестве первой пары выступают Подколесин и Агафья. Они имеют схожие цели в жизни и даже похожи между собой своей нерешительностью. Вторую пару представляют Фекла и Кочкарев. Герой, в отличие от свахи, не понимал, для чего он занимается женитьбой товарища. Видимо, ему было обидно, что он один мучается в браке. Третья пара представлена в образах Подколесина и Кочкарева. Это герои-антиподы: Кочкарев активный и целеустремленный, а Подколесин пассивен и нерешителен.
Тематика пьесы «Женитьба» представлена в списке:
Проблемы
Проблематика пьесы «Женитьба», как и тематика, может быть дополнена. Если нужно ее расширить, напишите об этом в комментариях Многомудрому Литрекону, он все сделает.
Основная идея
Смысл пьесы «Женитьба» — высмеивание брака по расчету и без любви. Герои ищут в супружестве лишь удовлетворение своих пороков. Агафья хочет стать дворянкой и потешить свое тщеславие, а Подколесин желает получить приданое побольше и обогатиться. Писатель резко критиковал брак без ответственности и искренних чувств.
В своем произведении автор хотел донести до читателя простую истину. Главная мысль пьесы «Женитьба» заключается в том, что жениться нужно по любви, а не ради выгоды. Ведь брак, основанный на корыстных побуждениях, никогда не принесёт счастья. Пример тому — семейная жизнь Кочкарева. Он винит сваху в том, что она его женила. Видимо, друг Подколесина тоже заключил брак только ради денег, а теперь мучается. Н.В. Гоголь в пьесе «Женитьба» заставляет задуматься о том, что к поиску спутника жизни нужно подходить более ответственно.
Художественное своеобразие
Гипербола является основным средством выразительности, использованным в знаменитой комедии. Именно этот троп создаёт художественный мир произведения. Так, в образе Анучкина представлен чрезвычайно субтильный человек, а Яичница слишком широк. Кроме того, писатель сильно преувеличил и качества персонажей пьесы. Например, очень комично выглядит деловитая натура Яичницы и слабость характера Подколесина.
Говорящие фамилии тоже создали комический эффект в произведении. Например, главный герой действительно оказывается «под колесом» своего друга, который давит на него своей инициативой.
Таким образом, Николаю Васильевичу удалось создать социальную комедию, которая отображает пороки его времени.
Критика
Обратимся к критике пьесы Н.В. Гоголя «Женитьба». Многие обозреватели осуждали произведение за то, что оно было лишено глубины и причинно-следственных связей.
«Ни завязки, ни развязки, ни характера, ни острот, ни даже веселости — и это комедия…» (газета «Северная Пчела», 12 декабря 1842 г., № 279)
Далеко не все критики признавали произведение комедией, потому что им не хватило юмора:
…нечто вроде очерка нравов из низшего чиновничьего и мещанского быта в Петербурге…» (критик, цензор А. В. Никитенко)
Также рецензенты отметили, что сюжет слишком уж невероятный и далекий от действительности. Художественная условность свела на нет весь комический эффект.
Сцены эти, набросанные кое-как, без достаточной завязки и развязки, невозможно назвать комедией… собки. Для комедии, сверх того, требуется правдоподобие, а в «Женитьбе» нет ни того ни другого. журнал «Репертуар и Пантеон», 1842 г. XXIV, «Театральная хроника»)
Но есть и более положительные отклики:
…Гоголь читал мне отрывки из двух своих комедий…. Что за веселость, что за смешное! Какая истина, остроумие! Какие чиновники на сцене, какие канцелярские служители, помещики, барыни! Талант первоклассный. О! на горизонте русской словесности восходит новое светило, и я рад поклониться ему в числе первых! (М. П. Погодин — В. П. Андросову, 1835 г.)
Знаменитый критик Белинский отметил, что критики сами оторваны от действительности, ведь почему-то не замечают, как часто люди заключают брак по расчету и попадают в ситуацию, описанную Гоголем.
Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре! Но, увы, словно нетопыри прекрасным зданием, овладели нашею сценою пошлые комедии с пряничною любовью и неизбежною свадьбою! Это называется у нас «сюжетом». Смотря на наши комедии и водевили и принимая их за выражение действительности, вы подумаете, что наше общество только и занимается, что любовью, только и живет и дышит, что ею! И какою любовью — бескорыстною, без всякого расчета на приданое, на связи и покровительство. » (В. Г. Белинский, «Женитьба. Оригинальная комедия в двух действиях, сочинение Н. В. Гоголя (автора «Ревизора»)», «Отечественные записки», 1843)