О чем на всякого мудреца довольно простоты
На всякого мудреца довольно простоты Островский краткое содержание
На всякого мудреца довольно простоты Островский краткое содержание пьесы
Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» была написана Александром Николаевичем Островским в 1868 году. В этой комедии известный русский драматург высмеивает пустоту и лицемерие современного ему светского общества, автор также подчеркивает, что пренебрежительное отношение к другим людям и стремление использовать их в собственных интересах рано или поздно приведут к печальным последствиям.
А. Осторвский «На всякого мудреца довольно простоты»
Юноша по имени Егор Глумов доверительно беседует со своей матерью, Глафирой Климовной, о том, что он мечтает сделать достойную карьеру и заслужить уважение окружающих. Однако молодой человек намеревается достигнуть цели с помощью влиятельных знакомых, как и учила его родительница. К тому же Глумов принимает решение вести записи о тех людях, которые кажутся ему полезными на пути к желанному успеху.
К Егору приходят его знакомые, носящие фамилии Курчаев и Голутвин, они просят юношу оказать содействие в задуманном ими выпуске журнала, однако Глумов не собирается им помогать. Дальний родственник Егора Курчаев рассказывает о привычке важного сановника Нила Федосеича Мамаева осматривать сдаваемые внаем дома и поучать при этом окружающих. При этом Глумову становится известно от приятелей, что к нему неравнодушна жена Мамаева Клеопатра Львовна.
Егор разрабатывает тщательный план, который юноша полностью согласовывает с матерью. Он подкупает слугу Нила Федосеича и обманом приглашает солидного барина в квартиру, которая якобы сдается жильцам. Мамаев быстро обнаруживает ложь, но смягчается, услышав, что Глумов стремится проконсультироваться с ним относительно переселения в более просторное жилище. В то же время Глафира Климовна сообщает Мамаеву о том, что Курчаев позволил себе нелестно отозваться о сановнике. Отныне Нил Федосеич не желает даже видеть этого молодого человека, а сам Курчаев окончательно ссорится с Егором, осознавая, что гнев Мамаева вызван интригами Глумова.
Егор получает приглашение в дом сановника, где встречает серьезного немолодого господина по фамилии Крутицкий. Нил Федосеич рекомендует этому человеку отдать свою статью для корректировки Глумову, считая Егора неглупым и сообразительным юношей. При этом Глафира Климовна осторожно уверяет супругу Мамаева в том, что ее сын испытывает к женщине самые горячие сердечные чувства. К тому же высокопоставленному лицу настолько симпатичен Глумов, что Нил Федосеич старается найти для него выгодную должность и обучает юношу искусству ухаживания за своей женой.
В городе появляется состоятельная вдова Турусина, вместе с дамой приезжает и ее племянница по имени Машенька. Барыня мечтает найти для девушки достойного супруга, и Крутицкий предлагает Турусиной выдать племянницу замуж за Глумова, характеризуя его как весьма порядочного и серьезного человека.
В то же время супруга Мамаева, узнав о том, что Егор намеревается жениться на Машеньке, торопится к нему, намереваясь побеседовать о планах юноши. Сам Глумов в этот момент записывает в свой дневник нелестные замечания по поводу окружающих, и визит Клеопатры Львовны его совершенно не радует.
Егор и Мамаева начинают выяснять отношения, вскоре к юноше приходит и Голутвин, от которого женщина узнает о том, что ее возлюбленный действительно намеревается вступить в брак с племянницей Турусиной. Клеопатра Львовна обращает внимание на дневник Глумова, который супруга сановника забирает с собой, увидев на страницах свое имя.
Егор, обнаружив исчезновение своих записей, понимает, что его ожидает грандиозный скандал, что и происходит на даче Турусиной. Знакомые, возмущенные нелицеприятными высказываниями Глумова о себе, требуют, чтобы молодой человек покинул их сообщество, однако Егор в ответ принимается откровенно разоблачать пороки каждого из присутствующих. Всем становится ясно, что в его словах имеется и доля правды, многие из собравшихся готовы в дальнейшем опять приблизить к себе проницательного юношу.
Лицемер и лгун Глумов, пресмыкающийся перед влиятельными лицами и в то же время насмехающийся над этими людьми, в итоге попадает в крайне нелицеприятное положение. Пьеса заставляет сделать вывод о том, что любая хитрость и беспринципность в будущем непременно окажутся разоблаченными.
Краткое содержание «На всякого мудреца довольно простоты»
Всего получено оценок: 120.
О произведении
Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» Островского была написана в 1868 году. Главный герой противопоставляет себя ханжескому обществу глупых и пошлых людей, однако на самом деле сам мало отличается от них.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «На всякого мудреца довольно простоты». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Действие первое
Глумов сообщил матери, что Мамаев – отличная мишень для него. Он планировал через него попасть в определенный светский круг, чтобы быть представленным Софье Игнатьевне Турусиной. Это была богатая вдова, на чьей племяннице мечтал жениться честолюбивый Глумов.
Действие второе
Вскоре в доме появился важный господин, Иван Иванович Городулин. Мамаева принялась расхваливать ему способности Глумова, и тот попросил молодого человека написать ему речь для выступления. Когда Городулин удалился, Егор Дмитрич признался Мамаевой в любви.
Действие третье
Действие четвертое
Крутицкий был очень доволен тем, как Глумов переписал его статью. Он похвалил молодого человека и пообещал за него замолвить словечко в нужном месте. В качестве платы за свой труд Глумов попросил у Крутицкого быть его посаженым отцом на свадьбе.
Вскоре к Глумову наведался Голутвин, и принялся его шантажировать опасным пасквилем. Глумов в резкой форме отказался выплатить деньги, но после пожалел о своем поступке: он не собирался рисковать женитьбой на богатой невесте. В тот момент Мамаева находилась в комнате Егора Дмитрича и наткнулась на его дневник, который стал для нее настоящим откровением. Она решила отомстить молодому человеку и забрала дневник с собой. Обнаружив пропажу, Глумов понял, что все пропало.
Действие пятое
Заключение
В своем произведении Островский высмеял лицемерное светское общество, а также наглядно продемонстрировал, чем могут обернуться циничные попытки обмануть людей. Каким бы умным и хитрым ни был главный герой, ситуация в итоге обернулась против него самого.
После ознакомления с кратким пересказом «На всякого мудреца довольно простоты» рекомендуем прочесть комедию в полной версии.
Тест по пьесе
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
На всякого мудреца довольно простоты
Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы — в квартире, где с матерью-вдовой живёт молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.
В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью. Глумов говорит ей: «Я весь в вас — умён, зол и завистлив» и заявляет, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете: «Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики!» Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается.
Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов отказывает. Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть попусту сдаваемые внаём квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший самоучитель». Ее хочет взять Голутвин. Курчаев не даёт: «Все-таки дядя». Она остаётся Глумову. Курчаев сообщает Глумову, что жена Мамаева «влюблена, как кошка» в Глумова. Курчаев и Голутвин уходят.
В последующем разговоре Глумова с матерью выясняется, что Глумов уже подкупил слугу Мамаева, и Мамаев сейчас прибудет смотреть якобы сдаваемую внаём квартиру Глумовых.
Является слуга, за ним сам Мамаев. Мамаев пеняет слуге: зачем тот привёз его в жилую квартиру. Глумов объясняет, что, нуждаясь в деньгах, хочет из этой квартиры переехать в большую, и на недоуменные вопросы Мамаева заявляет: «Я глуп». Тот сперва ошарашен, но быстро начинает верить, что перед ним молодой человек, жаждущий советов, поучений и наставлений.
Глумова показывает Мамаеву карикатуру Курчаева. Мамаев уходит. Приходит Манефа, «женщина, занимающаяся гаданием и предсказанием». Глумов принимает её с деланным почтением, даёт пятнадцать рублей, отсылает угощаться чаем и кофе, записывает в дневник расходы: на Манефу и три рубля слуге Мамаева. Внезапно возвращается Курчаев, которому встретившийся по дороге Мамаев не велел показываться на глаза. Курчаев подозревает Глумова в интриганстве и говорит ему об этом. Они ссорятся. Курчаев уходит. «Дядя его прогнал. Первый шаг сделан». Этими словами Глумова заканчивается первое действие комедии.
В доме Мамаева хозяин и Крутицкий — «старик, очень важный господин», сетуют на пагубность реформ и перемен и на своё неумение владеть пером и «современным слогом». У Крутицкого готов труд, написанный стилем, «близким к стилю великого Ломоносова», и Мамаев предлагает дать его Глумову в обработку. Оба уходят. Появляются Мамаева и Глумова. Глумова жалуется на недостаток средств. Мамаева её подбадривает, суля Глумову своё покровительство. Вошедшему Мамаеву Глумова расписывает восхищение своего сына его умом. Мамаев, уходя, обещает Глумовой дать «не денег, а лучше денег: совет, как распорядиться бюджетом». Мамаевой же Глумова принимается рассказывать о том, как влюблён в неё Глумов. Глумова уходит. Мамаева кокетничает с вошедшим Глумовым.
Приезжает Городулин, «молодой важный господин». Мамаева просит для Глумова место, «разумеется, хорошее», зовёт Глумова и оставляет его с Городулиным. Глумов заявляет себя либералом и демонстрирует речистость, восхищающую Городулина, который тут же просит помочь ему приготовить спич. Глумов готов написать.
Городулина сменяет Мамаев, который принимается учить Глумова ухаживать за своей женой. Глумов остаётся с Мамаевой, объясняется ей в любви и уходит.
На даче Турусиной, «богатой вдовы, барыни из купчих», окружённой приживалками, гадальщицами, странницами, Турусина, только что выехавшая было в город, но приказавшая поворотить экипаж из-за плохой приметы, выговаривает своей спутнице, племяннице Машеньке, за «вольнодумство» и симпатию к Курчаеву. К тому же она получила два анонимных письма, предостерегающих от знакомства с Курчаевым. Машенька отвечает, что она «московская барышня» и спорить не станет, но пусть тогда тётя и подыщет сама ей жениха. Машенька уходит. В гости заходит живущий по соседству Крутицкий. Турусина делится с Крутицким заботами: как подыскать Машеньке хорошего жениха. Крутицкий рекомендует Глумова и уходит. Приезжает Городулин. Как и Крутицкий, он высмеивает пристрастие Турусиной к странникам и приживалкам и сообщает: одна из таких знакомых Турусиной осуждена за мошенничество и отравление богатого купца. С Городулиным повторяется тот же разговор с тем же результатом. Городулин всячески рекомендует Турусиной Глумова. И наконец, взамен Городулина появляется Манефа. Она тут желанная гостья. Ее принимают с почётом и речам её внимают с трепетом. Она вещает, приживалки поддакивают. Все хором предвещают Глумова как что-то уже почти сверхъестественное. Появлением Глумова с Мамаевым и обещанием Турусиной полюбить его, как родного сына, действие заканчивается.
Глумов приносит Крутицкому «Трактат о вреде реформ вообще» — обработку мыслей Крутицкого. Крутицкий доволен. «Трактат» — острая пародия на ретроградство. Глумов просит Крутицкого быть посажёным отцом на свадьбе и несколько перебирает в угодничестве, что и отмечает Крутицкий по его уходе.
Приходит Клеопатра Львовна Мамаева дополнительно замолвить словечко за Глумова. Взбодрившийся после ухода Глумова старик обрушивает на неё архаические цитаты из любимых с юности трагедий, видя в стареющей Мамаевой чуть не ровесницу. Но куда неприятней для неё обронённое Крутицким известие о сватовстве Глумова к Машеньке по любви. «Что её кольнуло. Поди вот с бабами. Хуже, чем дивизией командовать», — недоумевает Крутицкий, глядя ей вслед.
Глумов дома записывает в дневник расходы и впечатления и учит мать, уходящую к Турусиной, как задабривать и задаривать её приживалок. Внезапно является Мамаева. Это необычно, и Глумов настораживается. Последующий разговор с ней то подтверждает, то успокаивает опасения Глумова. Он принимается объясняться Мамаевой в своих чувствах, несколько злоупотребляя красноречием, но та прерывает его вопросом: «Вы женитесь?» Глумов сбивается, пускается в объяснения и, как ему кажется, более или менее успокаивает Мамаеву. Звонок у двери. Глумов уходит.
Пришёл Голутвин. Глумов, спрятав Мамаеву в соседней комнате, принимает его. Оказывается, тот, выражаясь современным языком, собрал на Глумова материал и шантажирует его: если Глумов не заплатит, Голутвин напечатает пасквиль. Решительным тоном отказывая Голутвину, Глумов на деле колеблется, не желая неприятностей ввиду выгодной женитьбы на Машеньке. Голутвин лезет в соседнюю комнату, допытывается, кто там. Глумов еле выпроваживает его, но затем решает догнать и все-таки заплатить. В комнату входит Мамаева, замечает дневник, читает о себе самой что-то, что приводит её в ярость, и уносит.
Сперва Глумову кажется, что он «все уладил». Но убедившись, что дневник взят, он приходит в отчаяние, бранит себя: «Глупую злобу тешил. Вот и предоставил публике „Записки подлеца“ им самим написанные».
На даче, где собралось все общество, Курчаев, беседуя с Машенькой о невиданных добродетелях и успехах Глумова, говорит: «Ещё с кем-нибудь другим я бы поспорил, а перед добродетельным человеком я пас никогда этим не занимался». Между добродетельными беседами с будущей женой и тёщей Глумов договаривается с Городулиным «отделать хорошенько» трактат Крутицкого (т.е. Глумова же ) под подписью Городулина и убеждает Мамаеву, что женится по расчёту. Слуга приносит переданный кем-то пакет. В нем напечатанная статья «Как выходят в люди» с портретом Глумова и пропавший дневник. Мамаев читает записи вслух, справки о расходах на приживалок «за то, что видели меня во сне», острые характеристики Крутицкого, Манефы, Турусиной (Турусина тут же говорит «всех прогоню» и предоставляет Машеньке полную свободу выбора; судя по всему, её выбор — Курчаев). Появляется Глумов. Ему отдают дневник и предлагают «удалиться незаметно». Но Глумову уже терять нечего. «Почему же незаметно», — отвечает он и принимается обличать присутствующих уже устно. Суть обличений: в напечатанной статье нет ничего для них нового. Не настолько на самом деле глупы Крутицкий и Мамаев, чтоб и впрямь не чувствовать фальши в угодничестве Глумова: просто оно им удобно и приятно. То же и с Мамаевой, и с Городулиным. Но и та и другой неожиданно останавливают глумовское красноречие, начиная сразу же с ним соглашаться. Глумов уходит. После паузы все сходятся на том, что, спустя время, надо опять его «приласкать». «А уж это я беру на себя» — финальная реплика Мамаевой.
Понравился ли пересказ?
Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Краткое содержание Островский На всякого мудреца довольно простоты
Первая сцена пьесы – Глумов Егор Дмитриевич находится в своей квартире, где живет вместе с матерью. Между ними происходит диалог. Глумов зарекается делать свою карьеру исключительно через знакомых. Он собирается начать дневник, где будет высказывать все, что думает о сильных мира сего.
Тут приходят Курчаев и Голутвин и просят Глумова передать им его эпиграммы и дневник, на что тот отвечает им отказом. Затем Курчаев передает Глумову карикатуру на сановника Мамаева, который также приходится ему дядей. Оказывается, у него есть привычка смотреть пустые квартиры и всех поучать. В этот момент на него и была сделана карикатура. Затем Курчаев передает рисунок Глумову и рассказывает ему по секрету о том, что жена упомянутого сановника питает к нему нежные чувства.
Глумов снова говорит с матерью. Из их беседы становится ясно, что в скором времени к ним в дом прибудет Мамаев, чтобы посмотреть якобы пустую квартиру. Увидев Глумова, он возмущается, но тот убеждает его, что хочет переехать в другое место и нуждается в советах и поучениях. Тут мать показывает Мамаеву карикатуру, и он уходит. Глумовых посещает гадалка, главный герой принимает ее со всей доброжелательностью. В дневнике он делает запись о растратах, какие ушли на гостей. Появляется Курчаев и рассказывает о том, как зол на него Мамаев. Курчаев начинает догадываться, что интригу подстроил Глумов, о чем он ему и сообщает. Происходит ссора. Глумов доволен тем, что дядя и племянник разругались.
Следующая сцена – в доме Мамаевых. В гостях у них очень важный человек, писатель по фамилии Крутицкий. У него готова работа, однако написана она старым Ломоносовским языком. Мамаев предлагает отдать ее Глумову на переделку. Крутицкий уходит. Появляются две женщины. Это жена Мамаева и мать Глумова. Первая обещает Глумову покровительство. Вторая рассказывает появившемуся в комнате Мамаеву о том, как ее сын восхищается им. В ответ Мамаев обещает поделиться с ней очень ценными советами. Затем Глумова расписывает перед женой сановника, как ее сын в нее влюблен. После чего та начинает заигрывать с Глумовым. Вскоре в дом наведывается один важный молодой человек по фамилии Городулин. Мамаева начинает хлопотать перед ним за Глумова и оставляет их наедине. Городулин восхищается грамотностью и красотой речи Глумова и просит написать ему речь для выступления. Сцена заканчивается тем, что Глумов, оставшись один на один с Мамаевой, признается ей в любви.
Следующие действия происходят на даче Турусиной, богатой овдовевшей купчихи. У нее есть незамужняя племянница Машенька, которой та зарекается в скором времени найти достойного жениха. К ним в гости на дачу заезжает Крутицкий. Речь заходит о Машеньке, и тот рекомендует ей в женихи Глумова. Затем появляется Городулин, и разговор полностью повторяется. В конце приезжает Гадалка Манефа и так же горячо пророчит Глумова в мужья. Тут появляются Глумов и Мамаев, а вдова обещает принять его и полюбить всем сердцем.
Вскоре Мамаева узнает о сватовстве Глумова. Это известие сильно ее огорчает, она решает приехать к нему домой и все выяснить. Благодаря своему красноречию ему удается на какое-то время успокоить Мамаеву. Вскоре к нему наведывается Галутвин и начинает шантажировать. Либо Глумов заплатит деньги, либо тот опубликует пасквиль. Глумов резко отказывает ему, но после сомневается в правильности поступка. Ведь эта ситуация может помешать ему жениться на племяннице богатой вдовы. Поколебавшись, Глумов все-таки решает выполнить условия шантажиста. В тот момент Мамаева находилась в комнате Глумова и прочитала его дневник. Записи, сделанные в нем, привели ее в исступление. Она уходит и забирает дневник с собой. Обнаружив пропажу, Глумов понимает, что все пропало.
На даче Турусиной опять собрались гости. Тут слуга приносит странный пакет, а в нем статья под названием «Как выходят в люди». К ней прилагался также портрет Глумова и его же собственный дневник. Когда тот приходит к Турусиной, ему показывают статью и предлагают тихо уйти. Глумов же вместо этого начинает обличать всех собравшихся. Не могли все они быть настолько глупы, утверждает он, чтобы не понимать смысла поступков Глумова. Для этого и дневник ведь совсем не нужен. Внезапно Мамаева и Городули с ним соглашаются. Глумов прощается со всеми, а после его ухода присутствующие соглашаются на том, что надо бы Глумова в скором времени вновь приблизить к себе.
Главная мысль
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Островский. Все произведения
На всякого мудреца довольно простоты. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Прославленный автогонщик Клерфэ поехал в один из санаториев, расположенных в Альпийских горах, предназначенный для лечения людей, больных туберкулезом. Целью Клерфэ было навестить там своего друга и бывшего автогонщика Хольмана
В данном произведение рассказывается об очень тяжелых временах, которые пришлось пережидать нашим гражданам. Речь идет о Великой Отечественной войне, которая забрала огромное количество жизней и принесла столько горя.
Было это в Сибири. Там, где водится немало волков. Рассказчик повествует о своем знакомстве с бывшим партизаном. У него имелись большие награды за войну. А сейчас он занимался охотой. Ему это очень нравится.
Друзья Павлик, Петька и Люся Синицина живут в одном дворе и часто гуляют вместе. Однажды во двор вышел погулять незнакомый мальчик. Его звали Коля Лыков и он недавно переехал со своими родителями в этот двор
Огромное пространство в Путивле переполнено людьми. Здесь располагается войско князя Игоря перед выступлением на половцев. По причине солнечного затмения предлагается отложить наступление
Краткое содержание «На всякого мудреца довольно простоты»
Другие персонажи
Глафира Климовна Глумова – мать Егора Дмитрича, недалекая, услужливая женщина, привыкшая во все угождать богатым людям.
Нил Федосеич Мамаев – богатый барин, дальний родственник Глумова, который любил всем давать наставления.
Клеопатра Львовна Мамаева – супруга Нила Федосеича, страстная натура, очарованная Глумовым.
Крутицкий – старик, недалекий консерватор, важный господин.
Иван Иванович Городулин – молодой мужчина, «либерал», важный господин.
Софья Игнатьевна Турусина – богатая вдова, глупая, мнительная женщина.
Егор Васильич Курчаев – молодой гусар, приятель Глумова.
Машенька – племянница Турусиной, влюбленная в Курчаева.
Голутвин – молодой человек, продажный писака.
Краткий анализ
Значение «На каждого мудреца довольно простоты» заключается в широкой сатирической картине московского общества, нарисованной драматургом без единого положительного героя. Консервативная Москва с её купеческими нравами, суевериями, допотопными ценностями не способна воспринять реформы, так необходимые государству. Но в ней всегда могут найтись деятели, подобные Крутицкому, Городулину или Глумову, которые легко смогут заболтать любые нововведения.
Сама личность центрального персонажа, человека не без способностей, через записки которого автор создаёт наиболее острые критические замечания, не вызывает ни сочувствия, ни одобрения. Его запросы эгоистичны, низменны и не несут ни одной благородной черты. Поговорка, вынесенная в заголовок произведения, имеет здесь значение, сходное с другой пословицей русского языка: «сколько верёвочка ни вейся, а конец всё равно будет». Как ни умён Глумов, как хитро ни обставляет он свои дела, а досадная простота в виде слабости доверять личные впечатления дневнику, всё же опрокидывает его замысел.
Смысл пьесы в высмеивании обеспеченного общества, не понимающего, что происходит в стране и далёкого от насущных проблем государства. Поглощённые своими маленькими интересами люди эти, однако, обладают весом и влиянием, что означает и наличие возможностей стать помехой на пути прогрессивных изменений.
Краткое содержание
Действие первое
Егор Дмитрич Глумов твердо решил измениться. Он поделился с матерью, Глафирой Климовной, своими планами – перестать писать эпиграммы на глупых и богатых людей Москвы, и «подделаться» к ним. Молодой человек понял, что «над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями». Он планировал сделать блестящую карьеру и выгодно жениться. Всю желчь, накопленную в душе, он планировал излить в дневник, чтобы хватало внутренних сил льстить сильным мира сего.
Глумова навестил его приятель, гусар Курчаев, и Голутвин, молодой человек без определенного рода занятий. Курчаев попросил передать ему эпиграммы и дневник, о котором уже пошел слух, будто в нем Глумов всех по косточкам разобрал. Однако Егор Дмитрич наотрез отказался передавать свой дневник. Курчаев проболтался другу, что в него влюблена его тетка, жена богатого сановника Мамаева – «в театре видела, все глаза проглядела, шею было свернула». Также он поведал Глумову одну странную слабость Мамаева – под видом покупателя он осматривал квартиры, но никогда не совершал покупку.
Глумов сообщил матери, что Мамаев – отличная мишень для него. Он планировал через него попасть в определенный светский круг, чтобы быть представленным Софье Игнатьевне Турусиной. Это была богатая вдова, на чьей племяннице мечтал жениться честолюбивый Глумов.
Прибыл Мамаев, и тут же стал поучать Глумова. Тот сделал вид, будто нуждается в мудром наставнике, и охотно примет от него все «наставления, как манны небесной». Кроме того, Егору Дмитричу удалось ловко рассорить Мамаева с его племянником Курчаевым.
Действие второе
В гостях у Мамаевых находился очень важный человек, писатель Крутицкий. У него был уже «написан очень серьезный прожект», но проблема состояла в том, что Крутицкий в своих работах придерживался старого стиля, «близким к стилю великого Ломоносова». Мамаев предложил писателю услуги Глумова, который бы переписал текст. Крутицкий согласился.
Тем временем жена Мамаева, Клеопатра Львовна, беседовала с матерью Глумова. Она восхищалась Егором Дмитричем, его молодостью, красотой, и пообещала пристроить молодого человека в теплое местечко. Глумова принялась заискивать перед Мамаевым, и тот пообещал ей дать «не денег — нет; а лучше денег» – дельный совет касательно бюджета. После ухода хозяина дома Глафира Климовна сообщила госпоже Мамаевой, якобы по секрету, что сын страстно в нее влюблен. Клеопатра Львовна была несказанно рада, что еще способна «внушить молодому человеку истинную страсть».
Вскоре в доме появился важный господин, Иван Иванович Городулин. Мамаева принялась расхваливать ему способности Глумова, и тот попросил молодого человека написать ему речь для выступления. Когда Городулин удалился, Егор Дмитрич признался Мамаевой в любви.
Действие третье
Турусина, богатая вдова-помещица, пообещала найти своей юной племяннице Машеньке достойного жениха. Она была против кандидатуры Курчаева, да и Машенька с ней не спорила – ей очень нравился молодой гусар, но она не собиралась выходить «замуж без денег и без позволения родных». Девушка была готова пойти под венец с любым порядочным человеком, которого ей выберет тетушка. Машенька отчаянно хотела выбраться из-под ее власти, покинуть ее скучный дом и «поблестеть, покрасоваться» в обществе.
Действие четвертое
Крутицкий был очень доволен тем, как Глумов переписал его статью. Он похвалил молодого человека, и пообещал за него замолвить словечко в нужном месте. В качестве платы за свой труд Глумов попросил у Крутицкого быть его посаженым отцом на свадьбе.
Чтобы не упустить богатую невесту, Глумов заставлял мать ежедневно бывать у Турусиной, и следить за ситуацией – «чтоб ничто сомнительное ни под каким видом не могло проникнуть в дом».
Когда Мамаева узнала о предстоящем браке Егора Дмитрича, она очень огорчилась. Глумов, в свою очередь, заверил ее в том, что «не расположен совсем» к женитьбе, но вынужден согласиться, чтобы не быть всю жизнь «бедным писарьком».
Вскоре к Глумову наведался Голутвин, и принялся его шантажировать опасным пасквилем. Глумов в резкой форме отказал выплатить деньги, но после пожалел о своем поступке – он не собирался рисковать женитьбой на богатой невесте. В то момент Мамаева находилась в комнате Егора Дмитрича, и наткнулась на его дневник, который стал для нее настоящим откровением. Она решила отомстить молодому человеку, и забрала дневник с собой. Обнаружив пропажу, Глумов понял, что все пропало.
Действие пятое
В доме у Турусиной собрались гости. В самый разгар приема слуга принес вдове пакет, в котором находилась газета со статьей под названием «Как выходят в люди». Там был и портрет Егора Дмитрича «с подписью: «Муж, каких мало»». В качестве доказательства к разоблачительной статье прилагался дневник Глумова. В свою очередь, Егор Дмитрич «ни объясняться, ни оправдываться» не собирался. Он признался, что «только тогда и был честен, когда писал этот дневник», и покинул общество. Поразмыслив немного, присутствующие сошлись на том, что Глумов «деловой человек». Его обязательно нужно наказать, а «через несколько времени можно его опять приласкать».
Создание комедии и премьера
Объявив о начале работы в конце августа, уже к 30 сентября драматург вплотную приблизился к последнему действию, не спеша, однако, завершать его. На постоянные просьбы поторопиться заинтересованного в новой роли Ф. Н. Бурдина, актёра Александринского театра, чей бенефис был назначен на начало ноября, Островский отвечал в письме: «Сюжет так серьёзен, что торопиться нельзя. Особенно важен последний акт, который надо отделать хорошенько». Впрочем, пьесу он закончил быстро — 7 октября.
Премьера, как и планировалось, состоялась 1.11.1868 в Петербурге и имела ошеломительный успех. Через пять дней на сцене Малого театра состоялся дебют и в Москве.
Восторженный приём зрительской аудиторией не разделяли однако те, кто по роду деятельности обязан был формировать публичное мнение — критики и рецензенты. Каждый из них, отдавая должное несомненному таланту автора, при анализе произведения находил нестыковки, недоработки, надуманность в поведении персонажей, натянутость их реплик, водевильность в сюжете. Опубликован текст был в «Отечественных записках» № 11 за 1868 год.
На всякого мудреца довольно простоты
Действие происходит в Москве, в первое десятилетие реформ Александра II. Первый акт пьесы — в квартире, где с матерью-вдовой живет молодой человек Егор Дмитриевич Глумов. В ней, по ремарке автора, чистая, хорошо меблированная комната.
В комнату входят, продолжая начатый разговор, Глумов с матерью.
Глумов говорит ей: «Я весь в вас — умен, зол и завистлив» и заявляет, что отныне будет делать карьеру через знакомства в свете: «Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору.
Примемся за панегирики!» Теперь Глумов для себя будет вести дневник и в нем писать откровенно, что думает о людях, расположения которых добивается.
Приходят гусар Курчаев, знакомый Глумова, с ним Голутвин, человек, не имеющий занятий. Они собрались издавать журнал и просят у Глумова его эпиграммы или дневник, о котором уже что-то слышали. Глумов отказывает.
Курчаев, дальняя родня Глумову через сановника Нила Федосеевича Мамаева, рассказывает Глумову о привычке Мамаева смотреть попусту сдаваемые внаем квартиры и при этом поучать всех и каждого, и за разговором набрасывает на Мамаева карикатуру, приписав «новейший самоучитель». Ее хочет взять Голутвин. Курчаев не дает: «Все-таки дядя».
Герои произведения
В произведении присутствуют несколько персонажей. Главный герой всего один — Егор Дмитрич Глумов. Его можно описать следующим образом:
В произведении есть несколько второстепенных персонажей. Без них бы сюжет не получился таким ярким и интересным, поэтому они также имеют большое значение. Анализ других персонажей:
Герои на протяжении всего сюжета пьесы находились в постоянном взаимодействии друг с другом. Чтобы проследить эту связь, рекомендуется ознакомиться с её пересказом.
Егор Глумов и другие персонажи
Вот требования, которые Егор Глумов считает необходимыми для успешного построения карьеры. Эти слова очень похожи на монолог Молчалина из комедии Грибоедова «Горе от ума», что лишний раз доказывает универсальность такого типа едва ли не во все времена:
В то же время глумовский образ совершенно несопоставим с главным персонажем другой, более ранней пьесы Островского, «Доходное место» — Жадовым. Этот идеалист имел свои принципы, он считал, что можно жить по совести, не выслуживаясь и не беря взяток:
Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений, читать и смотреть сатиры и комедии на взяточников и хохотать от чистого сердца, откровенным смехом.
И вот на смену ему снова приходит беспринципный проныра Глумов, умный, хитрый, лицемерный. Он находится в окружении туповатых фразеров, реакционеров, ханжей и продажных писак — Мамаева, Городулина, Крутицкого, Турусиной, Голутвина. Из простых честных людей здесь лишь гусар Курчаев — да и тот, по общему мнению, ничего из себя не представляет и не обещает в будущем.
Отзывы о пьесе и спектакле
Смотрела в Малом театре «На всякого мудреца довольно простоты». Потрясающая постановка Бейлиса и завораживающая игра актёров. Муравьёва, Юдина, Вершинин, Клюев — имена, которые сами по себе гарантия высокого уровня исполнения. Да и Островский располагает к тому, чтобы задуматься: а что, собственно, изменилось с тех пор в нашей жизни? Все хитрые ходы Глумова сегодня преподносятся психологами как техника НЛП или приёмы отзеркаливания и используются в торговой практике. И желания основной части населения либо карьера, либо деньги, либо то и другое вместе.
По летнему заданию устроил себе онлайн-просмотр пьес Островского. «На всякого мудреца довольно простоты» от 1971 года, постановка театра им. Вахтангова. В главной роли Юрий Яковлев. Для исполнения молодого человека могли бы найти актёра и без седины. Но, честно говоря, скучновато. Всё тонет в разговорах. Никакого движения. Проблемы архаичные и малопонятные. Вот если бы сделать современную обработку, поместить всех в сегодняшний день и заставить говорить современным языком, было бы зажигательней.
Образ Глумова мне всегда нравился. Хорошая умная смесь Чацкого и Молчалина. Всего должно быть в меру, а применяться к существующим условиям и вообще подсказывает здравый смысл. Что касается его целей, то они вполне житейские и сообразны талантам. Желая жить лучше, он не совершает никакого преступления. Но прочитав «Бешеные деньги», разочаровался. Кто не в курсе — там этот персонаж появляется в роли секретаря престарелой миллионерши. Злость осталась, а вот сам герой измельчал до похабства и мелких острот.
Владимир Сердюков
Действие четвертое
Здесь первое явление «На всякого мудреца довольно простоты» (в сокращении) начинается в приемной Крутицкого, где Глумов отдает ему сделанную работу — «Трактат о вреде реформ вообще». Далее он сообщает, что помнит весь трактат наизусть, настолько язык его грациозен, мысли глубоки и есть, где учиться уму-разуму. Глумов цитирует целые цитаты из трактата по памяти. Старик Крутицкий польщен.
Герой говорит, что собрался жениться на племяннице Турусиной и просит старика быть посаженным отцом. Тот обещает.
Действие возвращается в комнату Глумова, в которой начиналась пьеса. Мы застаем главного героя, заносящим все свои разговоры в дневник. Он описывает своих знакомых, включая дядюшку и его жену. Кропотливо подсчитывает расходы на подарки слугам и приживалкам.
В комнату входит разгневанная Клеопатра Львовна. Она обвиняет Глумова во лжи и предательстве. Тот убеждает его, что совсем не хочет жениться, и невеста ему не нравится, а это все, мол, дядюшка хочет устроить его судьбу из-за большого приданого — «не все же ему быть бедным писарьком». Герой обещает нынче же сказать Мамаеву, что жениться не собирается. Просит тетушку подождать и не вмешиваться. Та обещает, но подозревает, что Глумов лжет, чтобы она успокоилась и отстала.
И тут к Глумову приходит Голутвин, и герой просит Мамаеву пройти в соседнюю комнату, пока он не избавится от посетителя.
Неожиданный гость оказался шантажистом. Он просит с Глумова двадцать пять рублей за «историю его жизни», которую он собрал: о том, как герой строит свою карьеру и добивается богатой невесты, а также о том, что это он посылает Турусиной анонимные письма о Курчаеве. Глумов прогоняет визитера и выходит вслед за ним, провожая его.
Появление Мамаева
В следующем явлении в комнату входит слуга Мамаева, а следом и сам барин. Главный герой сделал вид, что сдает занимаемую им квартиру внаем — якобы ему надо переехать в большую, а средств не хватает. Когда тот, изумляясь, спрашивает о причинах такого поступка, Глумов спокойно признается, что он, дескать, глуп — ума недостаточно. А поучить его некому.
И Мамаев седлает любимую лошадь — пускается в рассуждения о том, что нынешняя молодежь не любит слушать наставления старших. Глумов ему поддакивает. А потом рассказывает, что вот он бы и рад послушать умного человека, и есть, мол, у него один родственник, да вот беда — богат. Стало быть, если придешь к нему — подумает, за деньгами:
Ведь как ему растолкуешь, что мне от него ни гроша не надобно, что я только совета жажду, жажду – алчу наставления, как манны небесной. Он, говорят, человек замечательного ума, я готов бы целые дни и ночи его слушать.
Мамаев осведомляется, кто же этот родственник. Вот так дядя находит еще одного своего племянника. И тут же приглашает его в гости.
В следующем явлении Мамаев знакомится и с матерью Глумова, которую хитрый Глумов представляет как женщину недалекую, но очень добрую. Мать, рассматривая Мамаева, замечает, что не похож на портрет оригинал-то. «О каком портрете речь?» — строго спрашивает Мамаев. И вот тут-то извлекается карикатура на барина, которую, забавляясь, начеркал гусар Курчаев, еще один из мамаевских племянников, да уходя, и забыл у Глумова.
Следующей навещает Глумовых гадалка Манефа. Ей главный герой вручает пятнадцать рублей и потчует кофе. Манефа ходит по домам, собирает сплетни и разносит слухи, она ему нужна.
А последним появляется огорченный Курчаев, которому внезапно и дядя, и местные богачи Турусины отказали от дома. Смутно догадываясь, что тут дело не обошлось без интриг Глумова, гусар ему угрожает.
Однако главный герой радуется: «Сделан первый шаг. Дядя прогнал Курчаева».
Действие второе
Упомянем в кратком содержании «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, что следующее действие начинается в доме Мамаева.
«Важный господин» старик Крутицкий спрашивает хозяина, не порекомендует ли он ему какого-нибудь молодого человека пообразованнее и поскромнее для литературной обработки его трудов. Тот обещает прислать к нему Глумова.
Клеопатра Львовна в разговоре с матерью Глумова восхищается внешностью молодого человека и обещает приложить все силы для его лучшего устройства в жизни.
В разговоре с женой Мамаева Глумов осторожно намекает, что был бы не прочь получить приятное место у местного сановника Городулина. Клеопатра Львовна кокетничает, думая, что Глумов в нее влюблен, но сводит его с Городулиным.
Тот, послушав молодого человека, приходит в восторг от его красноречия и умения выстраивать фразы. Назавтра ему предстоит выступить с речью, а текста еще нет и думать, как он выражается, «совершенно некогда». Поэтому он просит Глумова набросать для него речь, а взамен обещает подумать о теплом местечке.
А Мамаев, в свою очередь, сулит свести его с Крутицким, но советует немного подольститься к нему. Кроме того, учит героя, как надо вести себя с теткой. Пофлиртуй, мол, с ней немного:
Она женщина темперамента сангвинического, голова у ней горячая, очень легко может увлечься каким-нибудь франтом, черт его знает что за механик попадется… В этих прихвостнях бога нет. … А тут, понимаешь ты, не угодно ли вам, мол, свой, испытанный человек. И волки сыты, и овцы целы…
Глумов добавляет, что не худо бы тогда уж познакомить его с богатой вдовой купчихой Турусиной — если он будет ухаживать за ее племянницей, даже посватается к ней, одновременно заигрывая с тетушкой, никому ничего дурного наверняка в голову не придет. Мамаев поддерживает эту идею и обещает способствовать вводу Глумова в кружок Турусиной.
Клеопатра Львовна вынуждает Глумова признаться ей в любви. Тот красноречиво рассказывает ей о своей страсти. Он получил карт-бланш от дядюшки и нисколько не смущается:
Я ваш раб на всю жизнь. Карайте меня за мою дерзость, но я вас люблю. Заставьте меня молчать, заставьте меня не глядеть на вас, запретите мне любоваться вами, еще хуже – заставьте меня быть почтительным; но не сердитесь на меня!
Кража дневника
На сцену из соседней комнаты выходит Мамаева. Она находит на столе брошенный дневник Глумова и пролистывает его. Прочитанное ее удивляет и возмущает — Клеопатра Львовна решает забрать эти записки, чтобы отомстить за предательство:
О, как я могу его унизить! Как мне приятно будет видеть его унижение! Когда все отвернутся от него, бросят, выкинут его, как негодную вещь, какой кроткой овечкой он приползет ко мне.
Ничего не подозревающий о планах Мамаевой Глумов напоследок обещает ей вечную любовь и решительно подтверждает, что готов отказаться от брака с племянницей Турусиной. Дама делает вид, что верит ему и уходит.