О чем можно написать статью в школьную газету
Рекомендации по созданию школьной газеты. Как написать статью.
Учитель истории МБОУ СШ №81, г.Ульяновск
Газета – это история мира за сутки.
Это история мира, в котором мы живем и события
которого интересуют нас больше,
чем относящиеся к прошлому, существующему лишь в памяти.
Что же такое – школьная газета?
Трибуна для высказывания своей точки зрения?
Эффективный информативный инструмент?
Пространство для сближения поколений? …
Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Соответственно, необходимы такие изменения в организации процесса обучения, чтобы школьник мог применять полученные знания.
А поскольку учебный процесс предоставляет мало возможностей для реализации чувства взрослости, то они находят другие возможности для его проявления. Нашей задачей является направить их в нужные русла.
Реализация Программы воспитательной деятельности школы и Программы гражданско-патриотического образования школьников должна осуществляться в том числе посредством школьной газеты.
Создание школьной газеты позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьном пресс-центре поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии.
Газета остается самым простым и доступным школьным изданием, и потому многие образовательные учреждения начинают свою издательскую деятельность именно с газеты, осваивая затем и более сложные формы.
Часто инициатива создания школьной газеты исходит от учеников, но руководить процессом предстоит взрослым. В школе обязательно есть организация, которая находится в самом центре событий, например: Совет старшеклассников, Актив и др. Именно ее члены будут участвовать в наполнении газеты интересной информацией.
Задачи школьной газеты:
освещение в газете школьной жизни;
содействие в воспитании информационной культуры школьников;
повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языку, обществознанию, краеведению, информатике), а также к общественной жизни школы, района, страны;
развитие интеллекта, творческих, коммуникативных способностей;
формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям;
формирование стремления к здоровому образу жизни;
реализация гражданско-патриотического воспитания;
формирование у учащихся толерантного сознания
Методические принципы, необходимые в работе:
личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты);
деятельностный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах);
взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рубрик, разделов, тематических выпусков газет;
поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей).
Целью создания газеты является не просто раскрытие творческих способностей учащихся, освещение школьных событий, создание живой, активно работающей информационной среды, но и демонстрация технических возможностей новых информационных технологий в образовании. Дети успешно осваивают программу Corel Draw, с помощью которой верстается каждый номер газеты, оформляют дизайн газеты. Успешно овладевают возможностями не только векторной графики, но и растровой – готовят изображения для публикации в газете. С этой целью проводятся консультации и уроки по векторной и растровой графике, обучение программам Corel Draw и Adobe Photoshop.
Таким образом, учащиеся не только закрепляют знания, полученные на уроках информатики и информационных технологий, но и активно повышают свой профессиональный уровень в области новых информационных технологий.
Школьная газета для родителей:
это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни ребенка;
это осознание того, что твой ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.
Каждая школа представляет собой маленькое государство со своими законами, традициями и течением жизни. Каждое такое государство по-своему уникально. Основная задача редакции – уметь рассказать об этой жизни так, чтобы газета заинтересовала и учеников, и учителей и родителей.
Школьная газета действительно играет большую роль в жизни издающих ее подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию, а также помогает зарождению в стенах школы устойчивого мини-социума, действующей модели современного мира. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.
Еще одним важным качеством, которое “взращивает” газета, является ответственность. Ведь работа в команде — дело серьезное и трудное… Каждый берется за ту работу, которая ему по плечу.
Данное методическое пособие поможет создать современный школьный пресс-центр. В пособии четко раскрываются этапы создания школьного пресс центра:
1 этап – Создание команды единомышленников.
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда. Если команда большая, то с самого начала необходимо распределить функции и определить специализацию каждого члена группы в зависимости от наклонностей и компетенции.
В детское объединение входят учащиеся 1-11-х классов. Все поручения внутри объединения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Курирует работу «пресс-центра» учитель русского языка и литературы, практическую помощь оказывает учитель информатики.
Распределение редакционных обязанностей.
1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты, учитель русского языка и литературы) 2. Главный редактор 3. Дизайнер 4. Журналисты 5. Фотокорреспонденты 6. Корректоры
7. Верстальщики 8. Выпускающий редактор
Работа выпускающего дизайнера : проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях.
Верстальщиками стоит пригласить учеников, умеющих работать на компьютере. Причем важно знание специальных программ: PageMaker, Adobe Photoshop, Corel Draw, Word, Microsoft Office Publisher.
Фотографы тоже не заставят себя искать, тем более что при наличии цифрового фотоаппарата научить фотографировать можно любого. А если есть ребенок, посещающий фотокружок, то важно привлечь именно его.
2 этап – Определение духа газеты.
какого характера информацию он ищет в газете?
с какой частотой будет выходить газета (еженедельно, раз в месяц, раз в квартал)?
каков предполагаемый формат и объем газет?
Большинство школьных газет содержит как творческие работы (рассказы, сказки, стихи, рисунки…), так и тексты информационного содержания (о школе, о районе, о досуге…). Названия газет отражают ту общую тональность, которую пытаются задать авторы («Красный кораблик», «Ключ», «Лупа», «Спичка», «Ласточкин щебет»…).
В некоторых школах газета стала традицией, и новые ученики постоянно пополняют редакцию. Чаще газета становится незаменимым средством для организации информационных потоков внутри школы, обучает проводить журналистские расследования, организовывать встречи с разными людьми. Иногда на страницах издания разворачиваются бурные дебаты, происходит столкновения идей, и газета становится настоящим форумом, местом, где высказываются аргументы «за» и «против» по какой-нибудь актуальной теме или даже по философской проблеме (например, по вопросам религии, экологии, свободы и др.).
Если дело поставлено хорошо, то публика с удовольствием будет читать каждый новый номер; следовательно, надо думать об этой публике и печатать то, что ей интересно. Надо также думать о курьезных случаях, о разного рода расследованиях и стараться всевозможными путями установить самые тесные связи с читателями и со всеми теми, кто способен поддерживать жизнь газеты…
3 этап – Разработка плана работы пресс-центра (пример плана).
разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
распределить обязанности между учащимися вошедшими в ЖО;
разработать положение о школьной газете;
выбрать название газеты.
Организовать обучающие занятия по специальностям:
информационные технологии: работа с программами: Acrobat Reader, Abode PhotoShop, Microsoft Word, Corel Draw, Abode Page Marker;
работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером.
русский язык и литература, культура речи.
Запланировать выход газеты 2 раза в месяц
4 этап – Схема организации выпуска школьной газеты .
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Например, первый выпуск представляет собой знакомство отдельных учащихся, ученических коллективов школы с внешним миром, которым является и мир взрослых, и мир сверстников. Тема второго выпуска — подготовка к празднику. Такие задачи определяются руководителем проекта. Далее либо коллегиальным путем, либо руководителем проекта определяется, как эту задачу можно решить. То есть выявляется способ действия. Здесь могут обсуждаться рубрики, идеи, которые можно воплотить, рассматриваются учебные исследования, материал которых может быть использован.
Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Тем не менее, в ней есть свои приоритеты. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
проводить социологические исследования, рейтинги, опросы,
опубликовывать в газете объявления, рекламу, поздравления,
содействовать развитию различных форм активности учащихся,
проводить конкурсы, учреждать призы из фонда клуба, проводить праздники, «Ток-шоу»,
формулировать проблемы и ставить их для решения на соответствующем уровне,
использовать для работы школьную компьютерную и копировальную технику,
распространять газету среди учащихся и учителей школы,
представлять наиболее активных членов пресс-центра администрации школы для награждения и поощрения за вклад в работу школьной прессы.
Примерный перечень тем выпусков газет
1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, с различными службами в школе, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, правовой школой и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику.
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются подростками (например, День святого Валентина).
3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).
Примерный перечень рубрик газеты
1. Спортивные новости («Как это было»)
2. Летопись школы (история школы).
4. Игры нашего класса.
5. Пробы пера (литературная страничка).
6. В мире интересного.
7. События, факты (информационные новости школы).
8. Взгляд на события (политические события глазами учащихся).
9. История нашего города.
10. Размышления на тему… («Точка зрения»)
11. Знакомство с известными людьми («Незнакомые знакомцы», «Кто на новенького?»)
5 этап – Верстка газеты
(создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).
Закончив разработку первой полосы, редакция должна организовать верстку остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.), каждая из которых имеет постоянное место в газете, чтобы читатель мог легко найти интересующую его рубрику. Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Также в пособие включено разработанное методическое пособие по работе с графическим редактором Adobe Photoshop и диск с материалами для практической работы для полноценной работы над созданием школьной газеты.
Успех учеников, зависит от их учителей! Для достижения поставленной цели учителям необходимо помнить, что:
Ученик – это не сосуд,
который надо наполнить,
а факел, который нужно зажечь.
Содержание школьной газеты. О чем писать в школьной газете?
И что примечательно, форма выпуска подобного рода специализированных изданий постоянно меняется в зависимости от предпочтений учащихся, а в отдельных случаях и пожеланий школьной администрации, которая, в свою очередь, выполняет роль цензора.
На сегодняшний день существует масса замечательных, а самое главное, абсолютно доступных по цене и исполнению вариантов создания школьной газеты. Ведь речь может идти не только о традиционных брошюрках, распечатанных определенным тиражом в ближайшей типографии, но и об интерактивных новостных порталах, соответствующих всем современным инновационным технологиям и разработкам, да и никто не отменял не менее популярную настенную школьную газету. Школе в любом случае нужно заниматься этим вопросом, предоставляя такую возможность учащимся с наиболее развитыми творческими способностями (имеются ввиду не только литераторские таланты и тяга к журналистике, но и способности к художеству и оформлению).
Если принято решение о выпуске школьной газеты, которая может выходить раз в неделю или в месяц (регулярность определяется объемом накопления информации и занятостью школьной редакции, в состав которой обычно входят наиболее активные учащиеся), то в первую очередь необходимо разработать шаблон ее дизайна. Кроме того, на школьном совете обговаривается бюджет газеты, ведь даже для распечатки самой скромной брошюрки понадобятся средства и решить эту проблему можно двумя способами. В первом случае спонсорскую помощь может предоставить администрация учебного заведения или родительский комитет, в то время, как второй вариант предполагает продажу выпускаемого издания, пусть даже и за символическую плату. В таком случае понадобится только небольшой стартовый капитал, который в итоге должен быть покрыт прибылью уже с продажи первого тиража.
Разобравшись с материальной стороной вопроса, можно смело приступать к оформлению, благо, на сегодняшний день это вообще не проблема, если учитывать сколько существует простых в использовании программных обеспечений (графика, текстовые редакторы, фотостудии и т.п.). Естественно, школьная стенгазета больше рассчитана на учащихся средних и старших классов, поэтому там должны затрагиваться самые актуальные для тинейджеров темы, сопровождаемые яркими оформительскими идеями. Для экономии можно выпускать и черно-белый вариант издания, однако, лучше все-таки не поскупиться и задействовать цветной принтер, пусть даже и для печати на обычной газетной бумаге. Что касается объема издания, то количество его страниц определяется в зависимости от частоты выпуска.
Так, если газета будет выходить в тираж каждую неделю-две, то вполне достаточно и одного разворота в формате А-4 (альбомный лист). Ежемесячный выпуск должен иметь большее количество страниц, дабы вмещать в себя всю накопившуюся информацию. Вторая задача, которая становится на повестке дня — это создание логотипа и названия информационной брошюры подобного плана. Идей для решения этого вопроса существует огромное количество и главное, подобрать такое наименование и логотип, которые будут очень яркими, запоминающимися и узнаваемыми. По сути, речь идет о рекламном слогане, менять который крайне нежелательно, поэтому подойти к его созданию и разработке следует с максимальной ответственностью.
Титульный лист школьной газеты должен быть очень ярким, чтобы привлекать внимание учащихся и их родителей, и располагать в верхней своей части название и логотип. Размещение новостей и заметок может начинаться прямо с обложки для большей компактности (если предусмотрен еженедельный разворот) или исключительно внутри издания, что актуально для более объемной брошюры. Заниматься вопросами оформления и информационной заполняемости должна редакционная коллегия в свободное от учебного процесса время. Разместить заметку в школьную газету может каждый желающий, главное, чтобы она соответствовала общей тематике издания и освещала наиболее актуальные вопросы. И это очень удобно, ведь если раньше все темы издания должны были касаться сугубо жизни школы, то на сегодняшний день вполне приемлемым считается и распространение потребительской информации по поводу обмена гаджетами, играми, а также продаж учебников и методических указаний, приобретаемых для внеклассных занятий.
Не следует забывать и о различных объявлениях типа «Потерялся…» или «Ищу…», что очень актуально для школьников всех возрастов. Информация такого плана, как впрочем и реклама, обычно размещаются в самом конце газеты, в то время как всю основную ее часть занимает интересные факты о жизни учебного заведения и его учащихся. В первую очередь подробному освещению подлежат различные школьные мероприятия, будь то олимпиады, зарницы, посещение музеев и театров классным коллективом, проведение открытых и закрытых тематических уроков, участие учеников в межшкольных конкурсах и т.д. И вполне естественно, что любой материал такого плана должен быть подкреплен ярким и информативным фотоотчетом, размещение которого рядом с текстом вполне реально выполнить посредством использования сканера, цифрового флеш-накопителя и любого фоторедактора («Фотошоп» «Домашняя фото- и киностудия» и т. д.).
Причем, для этого вовсе не обязательно прибегать к дорогостоящим услугам программистов, ведь с поставленной задачей на сегодняшний день сможет без особого труда справиться любой школьник, у которого дома есть свой ПК. По такому же принципу оформляется вся школьная газета, вне зависимости от того, какой вид она имеет (брошюрный или настенный), ведь благодаря современным технологиям можно в течение всего лишь нескольких минут выполнять коллажи и фотомонтаж практически любой сложности. А для максимального облегчения поставленной задачи в состав редакционной коллегии должен быть обязательно включен ученик, который свободно владеет основными навыками использования такого программного обеспечения. Что касается тематики, то она может носить не только школьный, но и сезонный характер, сопровождаясь различными элементами, соответствующими всем новомодным тенденциям.
Помимо различных мероприятий, проводившихся, как в стенах учебного учреждения, так и за его пределами, а также размещения анонса программы дальнейших знаковых событий в жизни школы, в газете обязательно должны быть упомянуты ученики, особо отличившиеся в хорошем или плохом смысле этого слова. Причем, речь может идти не только о громких победах в олимпиадах, спортивных состязаниях и различных конкурсах, но и о каких-то других важных событиях и поступках детей, учащихся в данном учебном заведении. Так, например, можно разместить информацию о том, как кто-то спас животное, смастерил кормушки и скворечники для птиц, оказал помощь попавшему в беду и пр. Рекомендуется не обходить стороной и плохие поступки, а также всевозможные шалости школьников (желательно с прилагающимися фотоматериалами по этому поводу). Многим будет интересно почитать не только о том, как Сашенька из 3-«В» спасла котят, которых бросила бродячая кошка в школьном саду, но и про то, как Егор из 9-«А» вновь разбил стекло мячом в спортзале или приклеил учительский стул к полу.
Как вариант, можно создать школьную газету настенного типа, ведь тогда будет легко избежать различных хлопот и трудностей, связанных с типографией, сборами средств на выпуск нового тиража и его реализацией (продажами). В этом случае лучше всего изготовить универсальный шаблон, зафиксированный на жестком каркасе (холст, фанера, деревянные рейки, оббитые плотным ватманом и пр.), который можно будет в дальнейшем заполнять различной информацией, размещенной на отдельных альбомных листах. То есть, речь идет об универсальной конструкции с прозрачными ячейками из оргстекла или, на худой конец, прикрепленных файлов для бумаги, которые позволят легко менять одну информацию на другую или же менять ее местами.
Сам фон школьной стенгазеты должен быть ярким, чтобы максимально привлекать к себе внимание учителей, гостей школы, а самое главное, учеников и их родителей. При этом, крайне важно не перестараться, ведь если информацию можно легко заменить на новую в любой момент, то с оформлением дела будут обстоять гораздо сложнее, ведь вряд ли кто-то захочет постоянно переделывать основной стенд на новый лад. Поэтому лучше всего остановить свой выбор на школьной тематике, представленной в виде различного рода принадлежностей (линеек, тетрадей, глобусов и книг), а также осенних листьев и ягод рябины, как символов дня знаний. При желании, для изготовления фона стенгазеты можно использовать большой фотоколлаж, на котором вся перечисленная выше атрибутика будет объединена с реальным изображением фасада учебного заведения или любых других достопримечательностей школы.
Такой коллаж можно создать в любом фоторедакторе, а распечатать большой формат вполне реально в любой студии, где есть плотер (принтер, предназначенный для печати на ватманах). При желании можно использовать уже готовый шаблон для стенгазеты, который можно приобрести в любом магазине, специализирующемся на продаже канцелярских принадлежностей, либо воспользоваться уже готовой идеей, позаимствовав ее на любом сетевом ресурсе. В последнем случае также понадобится распечатка на крупноформатном принтере и дальнейшая «посадка» фонового изображения на плотный стенд. Не стоит забывать и о такой замечательной идее, как виртуальная школьная газета, которая особенно актуальна для настоящего времени, характеризующегося популярностью различных высокотехнологичных инноваций и компьютерных технологий.
Причем, для создания такого новостного портала вовсе не обязательно приобретать собственный хостинг, на базе которого и будет располагаться данный блог, ведь гораздо проще, быстрей и дешевле (а точнее совершенно бесплатно) создать отдельную группу в любой социальной сети, пользующейся особой популярностью у учащихся. Такая группа может быть создана и «Вконтакте», и в «Одноклассники», и на «Мэйл.ру», и даже в «Фейсбук», и главное в этом вопросе, подобрать талантливую и ответственную администрацию, в состав которой также будут входить учащиеся средних и старших классов. Именно эти ребята будут проводить отбор всей поступающей к ним информации, размещать ее и фотографии, соответствующие данной тематике, придумывать интересные опросы, тесты, конкурсы, а также вовремя давать всю важнейшую информацию о планирующихся школьных мероприятиях и программах.
Такие блоги предполагают живое интерактивное общение в сети, располагающееся под каждым открытым постом, поэтому крайне важно следить за цензурой, моментально удаляя комментарии, содержащие ненормативную лексику и оскорбления в адрес учащихся, педагогического состава или школьной администрации. Желательно тщательно фильтровать и всю поступающую от участников сообщества виртуальной школьной газеты рекламу и спам-информацию, дабы не отходить от генеральной линии данного проекта. Для максимального облегчения рабочего процесса, можно заблаговременно разместить правила поведения в группе, закрепив его в виде верхнего поста в сообществе. По возможности отписываться в такой онлайн-газете должен и кто-то из школьного руководства.
Кроме того, школьные газеты такого плана должны быть открытыми для всех пользователей без исключения, дабы ее могли почитать не только ученики, зарегистрировавшиеся в группе или получившие приглашение на участие от виртуальной администрации, но и педагогический состав, руководство учебного заведения и, что само собой разумеется, — родители школьников.