О чем могут рассказать письменные исторические источники
Письменные исторические источники
Удобная навигация по статье:
Письменные исторические свидетельства
Самым многочисленным и популярным типом источников изучения истории являются письменные источники, к которым относятся: мемуары, исторические исследования, а также документы, анналы и другие аналогичные им объекты (например, литературные произведения). В качестве материала для этой категории источников выступает всё, что может быть использовано для запечатления в письменном виде (металл, камень, глина, кость, кора, папирус, пергамент и бумага), а их форма по большей части зависит от самого материала. Так, они могут быть свитками, переплетёнными книгами, металлическими или глиняными табличками, надписями на скалах и камнях и пр.
Документальные исторические источники
Документальными считаются все письменные источники, которые были составлены с практичными целями: мемориальными, экономическими, политическими и пр. При этом, подобные документы принято делить на частные и политические. К первым относятся: хвалебные надписи, строительные надписи, надгробные эпитафии, мемориальные надписи, монастырские и церковные летописи и книги, заёмные и закладные письма, списки людей (например, воинов, ремесленников или рабов), инвентарные списки, хозяйственные отчёты, духовные завещания, дарственные грамоты, донесения, частная и дипломатическая переписка, а также распоряжения, указы, законы и акты.
Летописи и анналы
Летописи или анналы, в большинстве случаев, являются погодными записями событий, которые их авторы вели в эпоху Средневековья при монастырях, а также дворах монархов и крупных феодалов. Стоит отметить, что сама традиция записывать каждый год самые важные события сформировалась ещё в период Античности. Например, римские жрецы, так называемые понтифики, вели собственный календарь. Обязательным условием такого ведения было как раз перечисление «dies fasti» — дней, когда нужно было отправлять общественные дела, а также «dies nefasti» — то есть, дней, когда это было запрещено. После этого понтифики составляли fasti consulares – списки, согласно которым производилось летоисчисление, в которые они вносили записи о самых важных событиях: стихийных бедствиях, повышении цен, крупных войнах, а также о праздниках и небесных явлениях (затмения, метеориты и пр.).
Летописные своды
Однако, особой монументальностью отличаются средневековые восточнославянские летописные своды, свидетельствующие о крупных княжеских военных походах, поражениях и победах славянской рати, о возведении новых храмов и городов, а также о небесных знамениях и чудесах, рождении и кончине представителей знати. Кроме того, они включают в себя массу преданий, легенд, литературных и церковных произведений, а также знания о жизни простого русского народа, о строительстве и экономике. Поэтому представители официальной исторической науки, изучающие этот период, в первую очередь, используют их для получения знаний обо всех сферах жизни славян.
Палеография
С формальной стороны письменные источники исследуются особой исторической дисциплиной, которая называется палеографией. Основной задачей данной дисциплины является прочтение письменных источников. В её состав входит изучение различных существующих и «мёртвых» алфавитов, манеры и стили письма, а также датировка по формальным признакам (то есть, с учётом оформления, начертания букв, материалу источника и другим факторам). Также, палеография выявляет оригинальные письменные источники и их копии, устанавливая наличие более поздних добавлений текста, исправлений и пр.
Исследованием и анализом исторического содержания рассматриваемого типа источников занимаются специалисты по письменному периоду истории, которых мы больше знаем как историков. Вещественные исторические памятники изучаются археологами, которые не только исследуют уже найденные объекты с письменностью на них, но и сами принимают в их поиске непосредственное участие.
Надписи на дереве, глине, металле и камне
К особой группе письменных источников относятся надписи на дереве, глине, металле и камне, изучаемые эпиграфикой, представляющей подсобную историческую дисциплину.
Тут стоит отметить то, что всё вышеописанное разделение исторических письменных источников по дисциплинам, видам и группам обусловлено не столько формой и содержанием данных источников, сколько различными специализациями людей, которые их изучают. К примеру, надпись, оставленная в прошлом на камне, может принципиально и не отличаться от подобной надписи, выгравированной на медали или монете, но в первом случае за работу примется специалист по эпиграфике, а в последнем – нумизматике.
Изучением текстов, которые были нанесены на папирус — занимается специально созданная дисциплина, называющаяся папирология, а надписями на печатях занимается сфрагистика, текстами, запечатлёнными на гербах – геральдика и т.д.
Письменные исторические источники
Сохранившиеся письменные исторические источники помогают современному поколению ближе познакомиться с многовековой историей Древней Руси.
Исторический источник представляет собой документ или предмет, который является своеобразным свидетелем событий определенной исторической эпохи. На основании его показаний составляется общая картина о произошедшем в прошлом, выдвигаются гипотезы о причинах сложившийся ситуации.
Письменные источники
Основа истории – источники, хранящие текст. С их помощью происходит знакомство с языком эпохи, хронологической последовательностью событий, культурой общения и изложения мысли.
Летописи
Ознакомление начинается с летописей. Это обширные повествования, в которых в хронологическом порядке описывались все происходящие события. На языке наших предков «лето» означало «год», отсюда и пошло название источника. В них описывались походы князей, строительство храмов, даты рождения и смерти выдающихся политических деятелей или церковных служителей, стихийные бедствия и нападения интервентов.
В летописях совсем не описывался быт народа и культура его общения, лишь общий ход истории, который был неотделим от истории всемирной. Разделяли старинные письмена на 4 вида:
Главным источником, в котором описаны события, произошедшие в раннесредневековой Руси, является «Повесть Временных лет». Это итог обработки нескольких летописных документов – набор погодных сказаний с 852 по 1116 годы.
Правовые памятники
Сохранившиеся документы древнейших законов представляют величайшую ценность для изучения устройства средневекового общества. Из этих источников мы узнаем об отличии сословий, существовании денежных единиц, методах правосудия.
Самым обширным письменным памятником древнерусского права считается «Правда Русская», которая являлась основным законом на Руси до 16 века.
При правлении разных князей ими создавались собственные Уставы, которые разграничивали преступления для церковного и светского суда и содержали информацию о мере наказания.
Другие источники
Любой памятник древней письменности может считаться источником исторического значения. Такие письмена помогают изучать культуру и язык наших предков. Ими считаются древние литературные сочинения, надписи на орудиях, стенах церквей, домов, предметах быта. Берестяные грамоты, найденные лишь в 1951 году, представляют собой огромную ценность, как память письменности 11 века. Их найдено более тысячи – это написанные своеобразным языком письма, долговые расписки, любовные послания.
О чем могут рассказать письменные исторические источники
Письменные источники
1. Что такое письменный источник.
Письменные источники изучает несколько наук и в том числе:
Дипломатика – наука, изучающая документы, грамоты, договоры и др.
Слева направо: надпись на камне, египетский папирус, средневековая грамота
2. Какими могут быть письменные источники
Письменные источники могут быть…
Рукописные книги, свитки: религиозные записи, научные труды, летописи, хроники, литературные произведения и др.; а так же эпитафии.
Письма. Среди них бывают очень важные: письма знаменитых ученых, изобретателей, полководцев.
Дневники. Многие люди описывали свои впечатления того, что видели вокруг себя, заносили на страницы дневника собственные размышления.
Черновики. Прежде чем написать статью или книгу, авторы работают на черновиках, многое исправляют, делают пометки. Изучая их, можно видеть, как трудился автор.
Приказы и распоряжения, деловые бумаги, договоры, указы.
Рукописные письменные источники появились с момента изобретения человеком письменности (об этом мы поговорим на следующем занятии).
Рабочее место переписчика книг. Рукописные книги
Печатными – все исторические источники, напечатанные в типографиях с помощью специальных печатных (полиграфических) машин в сотнях, а то и миллионах совершенно одинаковых экземпляров.
Первые попытки печати предпринимались в Корее и Китае в 8-11 веках с использованием оттисков текстов вырезанных на досках. В Европе книгопечатание началось с изобретения Иоганном Гуттенбергом печатного станка и разборного шрифта – литер. В году 1456 году им была выпущена первая печатная книга – 42-строчная Библия. Первая, точно датированная русская печатная книга («Апостол») выпущена Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем в 1564 году.
Миниатюра с изображением средневековой типографии. Одна из первых печатных книг.
Посмотрите видео «Печать книг на станке Гуттенберга» в плеере или нажав на значок.
В последнее время появился новый вид письменных источников: тексты, написанные при помощи компьютера, и хранящиеся в электронном виде.
Письменные источники могут быть на…
Камне – наиболее древние и зачастую лучше всего сохранившиеся надписи, высеченные на стенах пещер, гробниц, каменных плитах, к ним можно отнести и надписи на глиняных табличках и др.
Надпись на стене гробницы в Египте. Лист глиняной «книги».
Тексты на папирусе. Древний Египет.
Бересте – данный материал для письма применяли в Древней Руси. При раскопках в Новгороде найдены сотни берестяных грамот и в том числе школьная тетрадь мальчика Онифима. Берестяные грамоты обнаружены так же в Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери и других городах.
Берестяная грамота. Рисунки мальчика Онифима.
Бумаге – известно, что первыми бумагу в виде листов стали изготавливать китайцы около 2 тысяч лет назад. Примерно 1000 лет назад она появилась в Европе. Благодаря дешевизне изготовления (бумага в разное время изготовлялась из растительных волокон, тряпья, древесной целлюлозы) она быстро стала самым распространенным материалом для письма вытеснив пергамент, увеличилось количество книг, появились печатные станки.
3. Как изучать письменные источники
Вы должны научиться описывать письменные источники, с которыми познакомитесь на уроках.
Запомните
Описание источника нужно делать последующему плану:
1. Определи название источника, его вид, автора, место и время создания.
2. Прочти текст по абзацам, выдели незнакомые слова и названия, выясни их значение.
3. Сформулируй основную идею всего текста (о чем в нем идет речь).
4. Выдели главные мысли текста, определи его план.
5. Извлеки последовательно из текста всю возможную информацию.
6. Оцени, можно ли считать его сведения достоверными. Подумай, как их можно использовать в изучении истории.
Попробуйте описать по данному плану письменный источник приведенный ниже. После проверьте, правильно ли вы выполнили описание.
Войско вернулось благополучно,
разорив страну бедуинов,
снеся ее крепости,
срубив ее смоковницы и виноградники,
сжигая ее поселки,
перебив в ней десятки тысяч людей,
захватив в ней множество пленных.
Царь хвалил меня за это чрезвычайно.
Надпись на гробнице.
Египет. XXVI век до н. э.
Исторические источники: свидетели минувших дней, помогающие установить истину
«Исторические источники – это письменные или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц или целых обществ» В.О. Ключевский
По природе своей профессии историки имеют дело с делами давно минувших дней и не имеют возможности лицезреть объект своего изучения. Чтобы объективно, без предвзятости, восстанавливать и описывать события прошлого, специалистам приходиться обращаться к широкому спектру исторических источников.
Каждый памятник прошлого несет в себе частицу истории, в которой отражается процесс становления и развития человеческого общества. Таким образом, исторический источник – это объект, отражающий исторический процесс и дающий возможность исследовать прошлое.
Число исторических источников неисчерпаемо, однако, в зависимости от рассматриваемого временного периода, количество их разниться. Чем ближе событие к настоящему времени, тем больше сохранившейся до наших дней информации о нем.
Вещественные исторические источники (артефакты)
Существуют различные классификации исторических источников, но основными, в любом случае, выступают вещественные и письменные.
К вещественным источникам относятся любые археологические находки, сохранившиеся до нашего времени в слое грунта или в воде:
Наиболее часто к вещественным историческим источникам прибегают археологи. Именно на таких находках они выстраивают и реконструируют социально-экономическую модель той или иной эпохи. Вещественные источники служат основным ресурсом информации о событиях, произошедших до появления письменности.
Письменные исторические источники
В качестве письменных исторических источников специалисты рассматривают:
Письменные источники отвечают на основные вопросы, касающиеся того или иного исторического эпизода. Например, из берестяных грамот, найденных в Нижнем Новгороде, Пскове, Смоленске и ряде других городов, можно судить о социальной, экономической и частной жизни людей той эпохи. Среди подобных артефактов множество распоряжений от феодалов, записок ростовщиков, ученических записей, судебных постановлений, личных писем.
Главным источником знаний о Древней Руси служат летописи, в частности «Повесть временных лет» авторства черноризца Печерского монастыря Нестора. Не менее ценными являются и Московские летописи, в составлении которых принимал личное участие царь Иван Грозный и видный государственный деятель тех времен Алексей Федорович Адашев.
Основу истории Государства Российского составили труды многих ученых, которые стали свидетелями ярких государственных переворотов, сражений и войн. Современные историки трактуют их труды, критически осмысливая каждое слово, стараясь восстановить истину.
Многие специалисты, изучая определенную историческую эпоху, опираются на записки иностранцев, живших в России и увековечивших свой взгляд на происходящее в стране на пергаменте или бумаге. Ключевский, например, при написании своей кандидатской диссертации «Сказания иностранцев о Московском государстве», датированной 1865 годом, использовал именно такие документы.
Кроме перечисленных в распоряжении историков есть международные договоры, судебно-следственные материалы, законодательные акты, различные постановления и указы правительства. Особое внимание уделяется частной переписке, стенографиям заседаний и данным статистики. Специалисты не обходят стороной и печатные издания, хотя сами по себе они не могут дать точное представление о событиях и, зачастую, написаны предвзято. Только комплексное использование этих видов исторических материалов позволяет хоть и приближенно, воссоздать картину исторических событий.
Антропологические источники
Обогатить исторические знания помогает и такая наука, как антропология. Изучение человеческих останков позволяет воссоздать облик древних людей и многих исторических личностей. Автором метода восстановления внешнего облика человека по скелетным остаткам является выдающийся советский антрополог и скульптор Михаил Михайлович Герасимов. Именно благодаря его многолетним трудам мы можем представить, как выглядел неандерталец или синантроп. По сохранившимся останкам он смог воссоздать образы таких великих людей, как:
Этнографические источники
Этнографическими источниками являются элементы традиционной духовной и материальной культуры того или иного народа. К ним можно отнести различные инструменты и орудия труда, предметы быта, жилище и его убранство, национальные костюмы, изделия традиционных народных промыслов.
Фольклорные (устные) и поведенческие источники также можно отнести к группе этнографических. Обряды, традиции и верования народа, сохраняющиеся из поколения в поколение – неотъемлемая часть истории изучаемой нации. Устное народное творчество (мифы, легенды, предания, сказания, песни, сказки, былины) неизменно хранит крупицу подлинных исторических событий и жизнеописания героев древности. Так, прообразом известного былинного богатыря Добрыни Никитича был ни кто иной, как дядя князя Владимира, крестившего Русь. У Ильи Муромца также был реальный прототип.
Изобразительные источники
В данную группу источников входят любые произведения изобразительного искусства, начиная с петроглифов и наскальных рисунков. Пристального внимания историков заслуживают собрания живописи и графики, скульптуры и другие виды декоративно-прикладного искусства.
Фоно-, фото- и кинодокументы
В результате технического прогресса в арсенале ученых-историков появились новые источники информации. Благодаря научным открытиям и техническим изобретениям стало возможно сохранять историческую информацию в формате звуковых, фото- и видеозаписей. На старых снимках, пленках и кинохронике запечатлены подлинные лица и голоса исторических личностей. Это особенность характеризует эти источники, как наиболее точные и не подлежащие сомнению. Наиболее распространенными носителями исторической информации нового времени являются:
В наши дни появилась возможность оцифровки и хранения важных архивных документов в электронном виде, что значительно облегчает труд историка. Интересно, что сейчас гораздо проще найти информацию о событиях вековой давности, нежели, тех, что произошли 10-20 лет назад. На многих архивных документах до сих пор стоит гриф «Секретно», что делает их недоступными для изучения.
Источниковедение
В XIX веке наука об исторических источниках оформилась в особую научную дисциплину, называемую источниковедением. Данная отрасль исторической науки разрабатывает методику, теорию и технику изучения исторических источников. Одной из животрепещущих тем этой науки является достоверность изучаемых объектов или документов.
Многие древние историки не видели собственными глазами того, что описывали в своих трудах. Зачастую они излагали слухи и домыслы, передаваемые из уст в уста, и от этого искаженные и приукрашенные. Такие человеческие факторы, как неправильный перевод слова или фразы, опечатка в дате и другие подобные ошибки, нередко только добавляли вопросов историкам. Имела место и фальсификация событий и научных открытий.
Чтобы избежать неверного толкования истории, ученые стараются использовать в своей работе как можно больший объем источников информации. Только комплексный подход позволяет реконструировать прошлое с максимальной объективностью и воссоздать целостную и достоверную картину исторического процесса.
2.2. Письменные исторические источники в историческом познании
2.2. Письменные исторические источники в историческом познании
Начнем рассуждение с аксиомы: мы – внутри культуры, которой свойственен определенный (но не единственно возможный) тип социальной памяти – казуальный по содержанию, письменный по механизму фиксации, и именно он может быть охарактеризован как исторический. Этот тип памяти идентифицируется именно по механизму хранения информации – письменности. Представить культуру с иным типом памяти (соответственно, «бесписьменным») нам непросто, поскольку, как пишет Ю. М. Лотман (1922–1993), «связь существования развитой цивилизации с существованием письменности представляется настолько естественной, что альтернативные возможности отвергаются априорно»[189].
Ю. М. Лотман обращается к феномену южноамериканских доинкских цивилизаций и выделяет в качестве основной (наиболее заметной с позиций европейской культуры) характеристики отсутствие письменности. Исследователь рассматривает письменность как механизм памяти, точнее как механизм коллективной памяти, и – для нас это принципиально важно – устанавливает подобие индивидуальной и коллективной памяти:
Подобно тому как индивидуальное сознание обладает своими механизмами памяти, коллективное сознание, обнаруживая потребность фиксировать нечто общее для всего коллектива, создает механизмы коллективной памяти.
Высокий уровень этих бесписьменных культур общепризнан, что заставляет Ю. М. Лотмана поставить вопрос: «…является ли письменность первой и, что самое главное, единственно возможной формой коллективной памяти?»
А ответ на этот вопрос, считает ученый, «следует искать, исходя из представления о том, что формы памяти производны от того, что считается подлежащим запоминанию, а это последнее зависит от структуры и ориентации данной цивилизации»[190].
Далее логика рассуждений Лотмана такова:
1. «Привычное нам отношение к памяти подразумевает, что запоминанию подлежат исключительные события, т. е. события единичные…»[191].
3. Поскольку для письменной культуры «характерно внимание к причинно-следственным связям и результативности действий», это влечет за собой «обостренное внимание к времени», следствием чего становится «возникновение представления об истории». Ю. М. Лотман пишет: «Можно сказать, что история – один из побочных результатов возникновения письменности».
Иными словами, только письменная культура, обусловленная определенным механизмом памяти, имеет историю.
Аналогичные умозаключения делает, например, Ю. А. Шичалин в поисках «временной границы европейского разума»[192].
1. Весьма традиционно Ю. А. Шичалин связывает возможности исторического познания с наличием исторических свидетельств: «Наше знание прошлого неизбежно ограничено тем обстоятельством, что мы можем составлять о нем какое-то представление только в том случае, если это прошлое так или иначе засвидетельствовано».
2. Далее исследователь выделяет среди разнообразных исторических свидетельств письменные источники: «Наиболее драгоценные свидетельства преимущественной деятельности европейского разума всегда связаны с обращением к письменной фиксации [выделено мной. – М. Р.] результатов этой деятельности».
3. Ю. А. Шичалин формулирует гипотезу: вслед «за изобретением греками алфавита» Гомер с его помощью создает свои поэмы. При этом автор особо подчеркивает, что разделяет ту (не самую распространенную) точку зрения, что гомеровские поэмы не просто записаны, но создавались как письменные памятники. Значение же гомеровских поэм в том, что «Гомер впервые осознает необходимость прошлого для сознательной ориентации в настоящем».
Мы можем заметить, что Ю. А. Шичалин выстраивает схему, аналогичную схеме Лотмана, но только со второго уровня – уровня свидетельств. Построение Ю. М. Лотмана имеет то преимущество, что он рассматривает определенный тип памяти как механизм отбора свидетельств, значимых как для индивидуума, так и для социума.
В отличие от письменной культуры, бесписьменная, по Ю. М. Лотману, обладает иным типом памяти, для которого характерно «стремление сохранить сведения о порядке, а не о его нарушениях, о законах, а не об эксцессах». Культура с таким типом памяти – это система, «ориентированная не на умножение числа текстов, а на повторное воспроизведение текстов, раз навсегда данных». А это, в свою очередь, требует иного устройства коллективной памяти, средством фиксации для которой служит обычай и ритуал[193].
Объясняя причины различий механизмов памяти в бесписьменной и письменной культурах, Ю. М. Лотман пишет:
Для того чтобы письменность сделалась необходимой, требуются нестабильность исторических условий, динамизм и непредсказуемость обстоятельств и потребность в разнообразных семиотических переводах, возникающая при частных и длительных контактах с иноэтнической средой[194].
При этом он обращает внимание на географическую локализацию бесписьменных (плоскогорья Перу, долины и междугорье Анд и узкая полоса перуанского побережья) и письменных (пространство между Балканами и Северной Африкой, Ближний и Средний Восток, побережье Черного и Средиземного морей) культур.
С описанной источниковедческой ситуацией «бесписьменной культуры» мы сталкиваемся, например, при попытках изучения истории крестьянства.
Признанный специалист по истории европейского средневековья А. Я. Гуревич (1924–2006), исследуя «культуру безмолвствующего большинства», обращает внимание на такие источники, как «жития святых,“примеры”, описания странствий души по загробному миру, проповеди, памятники вульгарного богословия,“покаянные книги” – пособия для исповедников, т. е. жанры средневековой словесности, адресованные широкой массе населения [выделено мной. – М. Р.]»[195]. Одним словом, это источники, возникшие в рамках «высокой» культуры.
К аналогичному кругу источников привлекает внимание и выдающийся французский медиевист Жак Ле Гофф (1924–2014):
…авторитеты управляли духовной жизнью. Средневековая этика преподавалась и проповедовалась при помощи стереотипных историй, иллюстрировавших урок и неустанно повторявшихся моралистами и проповедниками. Эти сборники примеров (exempla) и составляют однообразный ряд средневековой нравоучительной литературы[196].
Жак Ле Гофф обращает внимание на механизм воздействия средневековой нравоучительной литературы:
…когда сто раз обнаруживаешь их [назидательные истории. – М. Р.] в разных местах, то становится ясной эта практика постоянного повторения [здесь и далее выделено мной. – М. Р.], которая переводит в интеллектуальную сферу и духовную жизнь стремление остановить время, становится ясной сила инерции, как бы поглощавшая большую часть ментальной энергии средневековых людей[197].
А. Я. Гуревич и сам признает опосредованное отражение в перечисленных им источниках «культуры безмолвствующего большинства»:
Эти произведения, по большей части дидактического характера, служили в руках духовенства средством воздействия на религиозное и нравственное поведение паствы. Но для достижения своих целей сочинитель неизбежно должен был вступить в диалог с аудиторией и средневековые авторы не могли не испытать со стороны публики, на которую были ориентированы их произведения, определенного давления, – здесь создавалась своего рода «обратная связь»[198].
Но, независимо от характера и степени адекватности этой «обратной связи», исследователь опирается на источники, порожденные не «безмолвствующим большинством». Кстати, «безмолвствующее большинство» А. Я. Гуревича – все же не безмолвствующее, а скорее бесписьменное.
С этой точки зрения любопытно размышление А. Я. Гуревича о соотношении устной и письменной культуры в Средние века:
Деление общества на невежественных illitterati, idiotae и грамотных, образованных людей отражало специфическую культурную ситуацию: книжная, письменная культура [здесь и далее выделено мной. – М. Р.] существовала в виде своего рода островков в море систем устной коммуникации и трансляции культурных ценностей[199].
Другой пример – исследование Е. Н. Швейковской о поморских крестьянах XVII в. Автор использует разные источники: писцовые книги, приходно-расходные книги Устюжской четверти, приходные и расходные книги всеуездных миров. Но основу исследования составили поземельные акты – купчие, меновые, закладные и др., оформлявшие сделки крестьян[200]. Таким образом, львиная доля источников этого исследования возникла отнюдь не в крестьянской среде: как правило, это материалы делопроизводства различных учреждений, а те актовые источники, которые фиксируют сделки между крестьянами, имеют смысл также только в контексте юридической практики, существующей в государственных рамках. Обратим внимание и на название книги Е. Н. Швейковской: «Государство и крестьяне…».
«Миру русской деревни» посвящено исследование М. М. Громыко, которая во введении к работе весьма патетически оспаривает утверждение о бедности источниковой базы по истории крестьянства:
…сохранилось множество описаний современников, подробнейших ответов на программы различных научных обществ, решений общинных сходок, прошений, писем и других документов, по которым можно очень подробно представить жизнь старой деревни[201].
В своей исследовательской увлеченности автор не замечает главное свойство значительной доли привлекаемых источников – это материалы этнографических исследований.
Типология исследовательских ситуаций при изучении так называемой «низовой», народной, крестьянской культуры с точки зрения письменной источниковой базы может быть представлена следующим образом:
• в Средние века народная культура выступает как объект «духовного» воздействия со стороны «высокой» культуры;
• в Новое время крестьянство выступает как объект государственного интереса и как контрагент в рамках юридической культуры;
• при переходе от Нового времени к Новейшему народная культура становится объектом научного интереса.
И именно эти факторы преимущественно влияют на формирование источниковой базы исследования культуры «безмолвствующего большинства».
Таким образом, письменные исторические источники имеют особое значение для исторической науки, поскольку ее предмет – в широком понимании – это исторический тип культуры, казуальный по содержанию и, соответственно, письменный по механизму фиксации[202].
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
II. Письменные источники
II. Письменные источники 1. Греческие и латинские Agathias, Historiac, ed. Dindorf, HGM, II.Amianus Marcellinus, Res Gestae, J. C. Roife, ed. and trans., 3 vols. «Locb Classical Library» (Harvard University Press).Annales Bertiniani, см. Prodentius«Anonymi Belae regis notarii de Gestis Hungaronim Liber», Renim Hungaricarum Monumenta Arpadiana», ed. S. Endlicher (St. Gallen, 1849; перепечатка: Leipzig, 1931).Anscarius, см.
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном
Письменные источники
Письменные источники На территории Финикии и Сирии обнаружено сравнительно мало надписей, что, возможно, объясняется тем, что во время непрерывных войн древние книгохранилища и архивы безжалостно уничтожались. Среди найденных надписей большой интерес представляют
Письменные источники
Письменные источники Аврелий Виктор. О цезарях / Пер. В. С. Соколова // Римские историки IV века. М., 1997.Аппиан. Римские войны / Пер. С. А. Жебелева и др. СПб., 1994.Арриан. Поход Александра / Пер. М. Е. Сергеенко. СПб., 1993.Вегеций Ренат, Флавий. Краткое изложение военного дела / Пер. С. П.
Письменные источники
Письменные источники Apoll. Sid. — Аполлинарий Сидоний. Письма / Пер. Н. Н. Трухиной // История Древнего Рима. Тексты и документы. Ч. 1. М., 2004.Арр. Bell.Civ. — Аппиан. Гражданские войны/ Пер. С. А. Жебелева // Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.Арр. Iber. — Аппиан. Иберские войны / Пер. С. П.
Эламитские и вавилонские письменные источники
Эламитские и вавилонские письменные источники Завоевав Элам и Вавилонию, Кир установил связь с гораздо более древней и сложной цивилизацией. Эти страны показали свою древность давним использованием письменных документов. В течение двадцати пяти веков в Вавилонии была
Письменные источники древнейшей истории славян
Письменные источники древнейшей истории славян Ещё в 1993 году определен обязательный минимум вузовского Государственного образовательного стандарта по всем гуманитарным дисциплинам, включая и историю. На прочной основе школьных курсов студент первоначально должен
Глава 3. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О СЛАВЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ РУСОВ
Глава 3. ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ О СЛАВЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ РУСОВ На славянское происхождение руси указывают достаточно многочисленные источники, которые не связаны между собой. Уже создатель ПВЛ четко заявил: «а Словеньскыи языкъ и Роускыи одно ее». Понятно, что
Письменные источники, подтверждающие существование предыдущих цивилизаций
Письменные источники, подтверждающие существование предыдущих цивилизаций К ним прежде всего относятся индийские эпосы «Веды», «Рамаяна», «Махабхарата», славянские источники, сочинения Платона «Тимей» и «Критий», священное писание индейцев киче народности майя
Глава 5. Письменные источники
Глава 5. Письменные источники § 1. РукописиКраткие сведения о письменности. Письмо — средство закрепления речевой информации при помощи изображений или начертательных знаков. Введение письма позволило хранить и накапливать коллективную память человечества. Язык