О чем маленькая трагедия моцарт и сальери
«Моцарт и Сальери» (анализ)
«Моцарт и Сальери» — это второе произведение Пушкина из цикла «Маленькие трагедии». Оно основано на легенде о неожиданной и загадочной смерти гениального композитора из Австрии – Вольфганга Амадея Моцарта. Вокруг безвременной смерти этого композитора ходили легенды. «Моцарт и Сальери» это драматическое произведение, написанное в жанре трагедии. Пьеса состоит из двух сцен. Все монологи и диалоги написаны белым стихом. Первая сцена происходит в комнате Сальери. Ее можно назвать экспозицией трагедии.
Сальери находится в комнате один. В своем монологе он обрисовывает свой характер, свое воспитание, тайные мысли. Он осознает великий талант Моцарта, божественность его музыки и зависть гложет его душу. В этой же сцене раскрываются дружба и вражда Моцарта и Сальери. В комнату входит Моцарт со слепым скрипачом, и просит того исполнить его произведение. Скрипач играет, но играет скверно на своей старой, плохо звучащей скрипке, чем просто развлекает молодого композитора.
Современники Моцарта помнят его, как человека веселого, жизнерадостного, Такова и его музыка – легкая оптимистичная. Поэтому она быстро находила своего слушателя. В трагедии Моцарт тоже показан таким же оптимистичным, радостным человеком. По крайней мере, таким он выглядит в первой сцене трагедии.
А гений и злодейство —
Две вещи несовместные.
И этими словами сам того не подозревая, он заставил своего приятеля усомниться в собственной гениальности. Сальери пытается оправдать себя. По сути, он не решил своей главной проблемы. В этой фразе, заключается главная мысль произведения. Не случайно, в пьесе она произносится дважды.
Пушкин – гений верил в то, что гений и злодейство – две вещи несовместные. Можно быть гением, а можно быть ремесленником. Сальери в отличие от Моцарта – ремесленник. Он мог быть придворным композитором и музыкантом, а Моцарта слушали все. И слепой музыкант играл на улице не музыку Сальери, а Моцарта, подобрав ее на слух. Зависть – один из семи смертных грехов составляют тему и идею этой трагедии. В этой маленькой трагедии зависть убивает Гения ядом. Но кто как не Пушкин – вечная жертва людской зависти – мог знать, как людская зависть способна отравлять существование.
При всем уважении к известному литературному критику В. Белинскому, невозможно согласиться с его анализом произведения, и особенно с его мнением о том, что Моцарт и Сальери – вымышленные герои. Это произведение – историческая трагедия. Но Пушкин в ее написании опирался на газетные и журнальные заметки, сплетни. Искаженная информация нередко порождает неверные выводы и умозаключения.
Моцарт и Сальери знали друг друга много лет и даже дружили. Но нельзя исключать и такого варианта, что зависть была обоюдной. Сальери завидовал Моцарту в том, с какой легкостью давались ему композиции, как живо и непринужденно звучала музыка гениального Моцарта. А Моцарт и особенно его отец, злились тому, что какой-то инородный «итальяшка» был придворным музыкантом, завидовали его положению в венском обществе.
И еще: известно, что Вольфганг Моцарт умер естественной смертью, он вовсе не был отравлен, и Сальери никак не причастен к его смерти.
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»: сюжет и краткое содержание пьесы
(Иллюстрация: обложка к книге Моцарт и Сальери. Оформление: русский художник и график Сергей Васильевич Чехонин. 1937 год)
Два главных героя произведения являются абсолютно противоположными личностями – один добр и чист, другой страдает от всепоглощающей зависти. Именно на их примере автор показывает то, насколько человеческая гордыня способна затуманить разум и подтолкнуть на подлость, преступление.
Несмотря на то, что герои имеют своих прототипов в реальном мире, произведение является вымыслом, основанном на слухах (по имеющимся источникам, именно на них опирался автор при написании пьесы). Ничего общего с настоящей историей жизни композитора Моцарта оно не имеет.
Главные герои произведения
В произведении «Моцарт и Сальери» всего два главных персонажа. Они абсолютно противоположны друг другу по характеру, образу мысли и взгляду на жизнь. Автор противопоставляет их один другому, как черный гений гению добра.
Сальери – лучший друг Моцарта (именно так называет его композитор). Жестокий, завистливый, высокомерный человек, абсолютная противоположность Моцарта. С самого детства он изучает музыку (которая давалась ему с трудом), в надежде стать знаменитым на весь мир.
Сюжет пьесы
Сальери придается грустным воспоминаниям о своем детстве. Всю свою жизнь он посвятил искусству и нет ничего священнее для него, чем музыка. Он никогда и никому не завидовал до тех пор, пока не познакомился с Моцартом. Теперь он недоумевает почему судьба благосклонна к тем, кто этого не достоин. Во время размышлений Сальери в комнате появляется Моцарт. Он приводит с собой слепого скрипача, который играет для них свою мелодию. После Моцарт и Сальери договариваются об ужине.
Краткое содержание по сценам
Сцена I
Сальери размышляет в своей комнате о прошедших годах. Он предался воспоминаниям своего детства – так много лет, было отдано музыке, и теперь она стало для него всем.
Краткое содержание «Моцарт и Сальери»
Всего получено оценок: 4468.
О произведении
Пьеса А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери» была написана в 1830 году и вошла в известный цикл автора «Маленькие трагедии». Это произведение о двух композиторах, которые по-разному подходили к созданию музыки: через упорный труд (Сальери) и вдохновение (Моцарт). В финале пьесы Сальери убивает товарища, так как завидует его гениальности. Несмотря на то, что оба героя трагедии «Моцарт и Сальери» условно совпадают со своими реальными прототипами, Пушкин изобразил в пьесе вымышленных персонажей.
Прочитать краткое содержание «Моцарта и Сальери» вы можете прямо на нашем сайте.
Место и время действия
События пьесы происходят в последний день жизни Моцарта, 5 декабря 1791 года, в Вене (Австрия).
Главные герои
Краткое содержание
Сцена 1
Сцена 2
Моцарту становится нехорошо, и он уходит домой спать. Оставшись один, Сальери размышляет над словами друга:
Заключение
В трагедии «Моцарт и Сальери» Пушкин через сравнение двух композиторов изобразил противостояние двух начал – рационалистического, основанного на научности, и творческого, базирующегося исключительно на вдохновении. Сальери не просто завидовал товарищу, он боялся его «божественного» гения: того, что после смерти Моцарта, таким, как он, создающим искусство непрестанным трудом, будет незачем жить.
Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Моцарта и Сальери», а оценить полный вариант гениальной трагедии.
Тест по пьесе
Проверьте своё знание краткой версии произведения:
Смысл произведения Пушкина — Моцарт и Сальери
«Моцарт и Сальери» — это одно из произведений, включенных в цикл названныз так самим автором маленьких трагедий Александра Сергеевича Пушкина. Написана она была в 1830 году, опубликована в альманахе «Северные цветы» несколько позже — в 1831 году.
В чем смысл названия «Моцарт и Сальери»
Исходя из одного только названия, можно сделать некоторые выводы о самом произведении. Во-первых, мы видим имя Моцарта — знаменитого композитора XVIII века, оставившего огромное музыкальное наследие. Во-вторых, упоминается Сальери — итальянский композитор, который был не менее известен среди своих современников.
Их имена в названии связаны через союз «и», что можно трактовать двумя способами. При первом способе мы опираемся на то, что союз «и» соединительный, то есть эта прямая отсылка на прочный союз Моцарта и Сальери, на некое их единство и в какой-то степени гармонию. Второй же способ говорит, наоборот, о явном противопоставлении этих двух героев, то есть читателю сразу дается антитеза. И та, и другая трактовка имеют место в произведении но на разных уровнях.
Анализ произведения «Моцарт и Сальери»
По своей жанровой классификации это произведение — трагедия, состоящая из двух действий и написанная с полным соответствием канонам классицизма, а именно триединства.
В центре повествования стоят Моцарт, как образ гения, которому музыкальный талант был дан свыше, и Сальери, как олицетворение упорства и самоотдачи во имя ремесла. И уже на уровне образов возникает противопоставление, которого ложится в основу всего повествования. Мы постоянно видим борьбу, контрастность: Сальери и Моцарт; упорный труд и талант; рациональное усердие и легкомысленную гениальность.
И на основе этого противопоставления возникает еще одна важная тема: зависть. В Сальери, который всю свою жизнь посвятил обучению музыкальному ремеслу, который нашел математический подход к искусству, который своими силами и стараниями пришел к славе и признанию, появляется зависть к Моцарту. Потому как тому все дается легко, он на ходу может сочинить гениальные произведения, но при этом, по мнению Сальери, бездарно проматывает свой талант, не ценит его, не направляет в нужное русло.
Однако Сальери пытается найти оправдание своему поступку: он восклицает, что не место Моцарту на Земле, он не сможет оставить достойных наследников, после него мир музыки рухнет и обещает больше не воспрянуть. Но есть ли хоть какое-то оправдание убийству?
Интересно посмотреть и на композицию произведения: начинается и заканчивается оно монологами Сальери о композиторском ремесле. Однако в них можно заметить определенную разницу, то есть этот герой получает определенную динамику своих убеждений: от зависти до своего рода раскаяния.
Смысл финала трагедии «Моцарт и Сальери»
Важными становятся одни из последних слов Моцарта о том, гениальность и зло не совместимы. Они роняют тень сомнения в душу Сальери, он уже не уверен в том, что поступил правильно. Ведь тогда получается, что он не истинный гений и не чистый творец искусства. На этом и заканчивается трагедия, оставляя в размышлениях не только Сальери, но и читателя.
Анализ «Моцарт и Сальери» Пушкин
Всего получено оценок: 715.
Всего получено оценок: 715.
Трагедия Пушкина “Моцарт и Сальери” – очень противоречивое произведение: кому, как не самому Александру Сергеевичу знать, что такое зависть и каковы бывают её “плоды”. Для полного и подробного анализа произведения целесообразно знать основные вехи жизни и творчества писателя, его мировоззрение и жизненную позицию. В нашей статье вы найдёте всю необходимую информацию по теме, включая историю создания, тему, идею и особенности композиции пьесы.
Краткий анализ
Год написания –1830 год.
История создания – написана в болдинский период, работа шла плодотворно, в 1831 году трагедия опубликована в альманахе “Северные цветы” за 1832 год. Основой стала легенда о безвременной смерти австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта и слухи, связанные с ней.
Тема – зависть, талант и упорный труд, рационализм и творчество, “ремесленничество” и гениальность.
Композиция – традиционная композиция, свойственная жанру трагедии. Монологи Сальери структурно окольцовывают действие в пьесе.
Жанр – трагедия в двух действиях. Пушкин характеризовал свой жанр как “маленькая трагедия”, это понятие прижилось в литературоведении.
Направление – классицизм (единство места, времени и действия).
История создания
По сведениям исследователей творчества поэта, замысел родился у Пушкина ещё в 1826 году. Период болдинской осени – самый яркий в творчестве Пушкина, именно тогда создавались самые гениальные его произведения, работа шла легко и плодотворно. “Моцарт и Сальери” относится к циклу так называемых “маленьких трагедий”, которые писатель успел написать лишь четыре, хотя планировал девять.
В двадцатые годы XIX века существовал своеобразный культ Моцарта. Им восхищались, его жизнью и подробностями смерти интересовались, вся Европа терялась в догадках о судьбе гениального композитора. Нужно отметить, что после создания Александром Сергеевичем своей трагедии миф о том, что Моцарт был отравлен, стал настолько популярен, что со временем превратился в стереотип. А имя Сальери стало нарицательным в значении “завистник”.
Композиция
Композиция произведения начинается с экспозиции – монолога Сальери о своей жизни и искусстве. Остальные структурные компоненты полностью раскрыты в произведении: очевидная кульминация, философская развязка.
Особенностью композиции является то, что оба действия состоят из монологов и диалогов главных героев. Кольцевой композицию произведения делают глубокие мучительные монологи Сальери, они как бы обволакивают всё действие. Именно мысли старого композитора начинают трагедию, они же звучат в финальных строках пьесы. Зависть, будто змея, вкрадывается в сознание человека и медленно душит его. Такова смысловая сторона авторской композиционной системы. Душевное состояние героя, олицетворяющего зло (Сальери), перетекает из глубины человеческой сущности в реальное действие – убийство.
Именно столкновение добра и зла – внутренняя основа композиции.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Моцарта и Сальери».
Жанру, в котором написано произведение, свойственен острый конфликт, чёткая идея, насущная проблематика и трагический финал. Большинство трагедий написаны в стихотворной форме, у Пушкина тоже – белым пятистопным ямбом, который принято называть “шекспировским”.
Объём произведения невелик, сюжет прост, он не содержит дополнительных ответвлений: два главных героя и слепой скрипач, который, скорее, эпизодический персонаж. Трагедия в два действия названа маленькой именно из-за своей уникальности в жанровой системе. Однако маленькое произведение Пушкина огромно и содержательно в смысловом и философском плане.
Анализ внутренней структуры и жанровых особенностей “Моцарта и Сальери” позволяет сделать вывод об уникальности пушкинского изобретения – “маленькой трагедии”. К этому жанру относятся “Каменный гость”, “Пир во время чумы” и “Скупой рыцарь” А. С. Пушкина. Этим произведениям, написанным в направлении классицизма, свойственно классическое художественное триединство, вечные темы и неразрешимые конфликты.