О чем кавказский меловой круг

Самый добрый Брехт: «Кавказский меловой круг» в театре имени Маяковского

Б ертольт Брехт захватил российскую сцену. Экспансия началась несколько лет назад — в 2013-м Юрий Бутусов поставил в театре им. А. С. Пушкина «Доброго человека из Сезуана», затем он же со своими студентами прогремел на петербургской сцене театра им. Ленсовета с «Кабаре Брехт» (исполнитель главной роли в «Кабаре» Сергей Волков, напомним, удостоился в минувшем апреле «Золотой маски»). В конце нынешнего сезона — целых две брехтовских премьеры, «Мамаша Кураж и ее дети» Кирилла Вытоптова с «фоменками» и «Кавказский меловой круг» Никиты Кобелева в театре им. Маяковского. На примере последнего разбираемся, почему сейчас без Брехта никак нельзя.

Молодой режиссер Никита Кобелев уже хорошо знаком театральной Москве — за четыре года службы в театре им. Вл. Маяковского он успел создать семь спектаклей (среди них даже один променад, сегодня без этого жанра, кажется, уже совсем никуда). Последние полгода он в компании 22 артистов разных поколений репетировал сложнейшую вещь, самый «чистый» пример эпического театра Брехта. Пьеса «Кавказский меловой круг» была написана в 1945 году, претерпела серьезную редакцию чуть позже, была доведена практически до идеала и впервые шагнула на сцену театра «Берлинер ансамбль» в середине 50-х. Как ни странно, в СССР и России этот текст Брехта ставили нечасто.

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

Театральная критика связывает это с колоссальным успехом спектакля Роберта Стуруа в Тбилисском театре им. Шота Руставели. Именно этот спектакль открыл «Кавказский меловой круг» и Брехта вообще с новой стороны — не только для советского зрителя, но и для мира. По соображениям великого Георгия Товстоногова, дело было в том, что Стуруа впервые добавил в Брехта настоящего национального колорита. В принципе, в пьесах Брехта дальние страны условны — и Китай «Доброго человека из Сезуана», и Грузия «Кавказского мелового круга». Просто автор пытался максимально удалить место действия от Германии, чтобы возник так важный в каждой его работе взгляд со стороны, остранение. Но Стуруа со своими артистами подарили героям плоть и кровь. Его спектакль просуществовал много лет. И на многие же годы закрыл тему с «Кавказским меловым кругом».

Наше неспокойное время потребовало ее открытия и переосмысления. Справедливо будет сказать, что когда, если не сейчас, попробовать всколыхнуть в людях все самое доброе? Собственно, над этим и работает команда «Маяковки» с Кобелевым во главе. А команда, надо сказать, подобралась разношерстная. Тут тебе и легендарный Игорь Костолевский (Аздак, деревенский писарь и затем судья), и эксцентричная Ольга Прокофьева (свекровь), и восходящая звезда театра Павел Пархоменко (Симон Хахава), и Сергей Рубеко (рассказчик Аркадий Чхеидзе), и, наконец, молодая актриса Юлия Соломатина, с достоинством несущая роль Груше Вахнадзе.

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

Все остальные, кроме сына Михаила, для Груше Вахнадзе, в общем-то, фон. То есть она, конечно, любит Симона Хахаву, но может без него жить. Без всех других — не просто может, а, скорее, хотела бы. Но фон этот создает полноту жизни — с ее иронией, шуточками и песнями, то траурными, то забавными. Кстати, музыка в спектакле — дело рук группы «Круглый Бенд». В целом за музыкальное руководство, в том числе аранжировки, отвечает Николай Орловский. Актер и композитор служит в театре «Мастерская Петра Фоменко». И так вышло, что одновременно он работал над двумя спектаклями по Брехту — как музыкальный руководитель над «Кавказским меловым кругом» и как артист над «Мамашей Кураж». Благодаря Орловскому и музыкантам история обрела легкость и игровую природу: джаз, простые (но не упрощенные) мелодии. Для артистов музыкальная составляющая спектакля — еще один вызов. Поют в «Кавказском меловом круге» почти все и делают это с невероятным азартом. Оттого зонги не уводят спектакль в абстракцию, а, напротив, добавляют полноты жизни.

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

Хотя в широком смысле постановка Кобелева существует в отрыве от какой-то конкретной эпохи и даже страны. Пространство художника Михаила Краменко — условно. Вначале алый, «дышащий», колыхающийся задник как предчувствие и предсказание войны вместо Пасхального воскресенья. Затем — черное, заброшенное, опустошенное войной место. В костюмах работы Марии Даниловой есть отсылки к грузинским национальным нарядам, но не у Груше. Ее красное платье — это уже не тревожный признак, а утверждение жизни.

Этот красный на Груше пробивается и через ватник, и горит ярче дорогого платья Нателлы (Дарья Повереннова). Этот красный, как вечная любовь и вечный материнский подвиг, побеждает все. В спектакле нет назидательности, есть только надежда, что любую войну и любые беды можно победить — пока есть хоть одна судомойка, способная спасти младенца.

Источник

О чем кавказский меловой круг

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

жанр: Джазовое роуд-муви

автор: Бертольт Брехт

продолжительность: 3 ч 15 мин с одним антрактом

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

В основе пьесы Бертольта Брехта — притча царя Соломона, повествующая о споре двух матерей. Когда мир превращается в войну, Груше спасает жизнь чужого ребенка и отправляется с ним в долгий путь вопреки законам здравого смысла, наперекор опасности и мнению окружающих. Спектакль Никиты Кобелева о ценности бескорыстного поступка и в то же время о том, какую цену приходится за него заплатить.

Джазовое роуд-муви по просторам Грузии, созданное по законам эпического театра Брехта, полное азарта и музыки Пауля Дессау в живом исполнении квартета «Круглый бенд», заканчивается в суде. Спор двух матерей предстоит разрешить пройдохе, жуликоватому писарю Аздаку, заодно дав свой ответ на вопрос, что такое истинная справедливость.

Одна из самых культовых пьес Бертольта Брехта, «Кавказский меловой круг», уже шла в репертуаре Театра Маяковского. В 1964 году в спектакле Владимира Дудина в роли Груше блистала Галина Анисимова, а в роли Аздака — Лев Свердлин.

Никита Кобелев, режиссер: «Как писал Брехт: «Дурные времена делают человечность опасной для человека». Для меня один из главных вопросов сегодня: почему добрый поступок обязательно должен обернуться страданиями? Как выжить в эпоху перемен? В трудные времена не спасает ни закон, ни привычная справедливость, спасти может только такое человеческое проявление, как поступок Груше, только внутренняя свобода. Аздак — воплощение этой внутренней свободы, это абсолютно карнавальный персонаж. Придумать жизнь, придумать роли — единственная возможность выжить в этом хаосе и помочь выжить кому-то еще».

Кобелев выстраивает спектакль большой формы на сложном, обремененном интеллектом материале мастерски и так увлекательно – то смешно, то трогательно, – что не оторваться все 3 часа 15 минут.
Елена Левинская, «Театральная афиша»

При всей серьезности темы и мелодраматичности сюжета у Никиты Кобелева спектакль получился очень яркий, объемный, наполненный живой музыкой и драйвом.
Ирина Удянская, портал «Watch Russia»

Двадцать два актера нескольких поколений Маяковки существуют в спектакле на равных, независимо от размера роли, большинство с увлечением и драйвом исполняют по несколько персонажей, создавая точный и чуткий ансамбль.
Светлана БЕРДИЧЕВСКАЯ, «Экран и сцена»

Премьера спектакля состоялась 23 апреля 2016 года.

упоминание в новостях

Ошибка в заполнении формы

Не указано Имя!

Не указана электронная почта!

Источник

Кавказский меловой круг

1945, 1954 (окончательная редакция)

«Кавказский меловой круг» (нем. Der Kaukasische kreidekreis ) — пьеса немецкого поэта и драматурга Бертольта Брехта, в первой редакции законченная в 1945 году.

Содержание

История создания

Действующие лица

Сюжет

Действие происходит в Грузии, во время Великой Отечественной войны — непосредственно после вытеснения немецких войск с Кавказа. У разрушенной деревушки собрались колхозники; приехавший из столицы представитель государственной комиссии по восстановлению хозяйства пытается разрешить спор между двумя колхозами из-за земли: раньше на ней располагались пастбища овцеводческого колхоза «Ашхети», теперь её хотят передать другому колхозу под плодоводство и виноградарство. Пока гость из Москвы рассматривает письменные предложения, плодоводческий колхоз разыгрывает для гостей из «Ашхети» спектакль, имеющий прямое отношение к спору.

Рассказчик — певец Аркадий Чхеидзе переносит действие старинной китайской притчи в феодальную Грузию. В предместье города сносятся лачуги бедняков, поскольку губернатор желает разбить на этой земле свой сад. Тем временем великий князь, которому подчинён губернатор, терпит неудачи в войне с Персией, и против него восстают удельные князья; присланные ими латники увозят губернатора в неизвестном направлении, его жена, Нателла Абашвили, спешно покидает дворец и в суматохе забывает взять с собой грудного ребёнка, оставшегося на попечении служанки. Служанка, в свою очередь, просит судомойку Груше «подержать» ребёнка — и исчезает. Латники прибивают к городским воротам голову казнённого губернатора; слуги предостерегают Груше: князья вырезают друг друга целыми семьями, и за ребёнком будут охотиться, — но девушка не решается бросить его.

Груше с младенцем скитается в горах, не находя сочувствия ни у бедных, ни у богатых; преследуемая латниками князя Казбеки, она добирается наконец до своей деревни и находит приют в доме брата — Лаврентия Вахнадзе; ребёнка Груше выдаёт за своего, отцом называет солдата Симона Хахаву, служившего в страже губернатора и предлагавшего ей руку и сердце.

Проходит время, Лаврентий, для которого Груше становится обузой, уговаривает её выйти замуж за умирающего крестьянина. Великий князь, получив военную помощь от персидского шаха, возвращается и прекращает междоусобную войну, — известие об этом приходит в деревню в день бракосочетания Груше, и муж её тотчас оживает. Некоторое время спустя Симон находит Груше, но, пока она объясняется с солдатом по поводу своего замужества, приходят латники и забирают ребёнка, чтобы вернуть его Нателле Абашвили.

В тот день, когда был свергнут великий князь и обезглавлен губернатор Абашвили, деревенский писарь Аздак нашел в лесу старика-беженца, скрывавшегося от полиции, и спрятал его в своём жилище. Узнав позже, кого он приютил, Аздак решил добровольно предстать перед судом, но, как выяснилось, взбунтовавшиеся ковровщики повесили городского судью. Бунт был быстро подавлен, однако народ заметил, что с ним церемонятся, пока великий князь гуляет на свободе: преступление Аздака обернулось благим делом, и новым судьёй народ избрал Аздака. Вернув себе власть, великий князь также назначил судьёй своего спасителя. К этому весьма неординарному в своих решениях судье, охотно берущему взятки с богатых, пришлось обратиться за помощью вдове губернатора, для которой речь идёт о наследстве.

Выслушав обе стороны, Аздак устраивает испытание: ставит ребёнка, уже двухлетнего, в меловой круг и предлагает женщинам тянуть его за руки в разные стороны. Груше, пожалев ребёнка, отпускает его ручку. Аздак приказывает тянуть ещё раз, и снова Груше отпускает ручку ребёнка, боясь причинить боль. Аздак присуждает ребёнка Груше, как настоящей матери. Как бы по ошибке, перпутав два дела, он разводит Груше с мужем. «Всё на свете, — заканчивает свою притчу певец, — принадлежать должно тому, от кого больше толку…»

Художественные особенности

Сценическая судьба

Источник

О чем кавказский меловой круг

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

жанр: Джазовое роуд-муви

автор: Бертольт Брехт

продолжительность: 3 ч 15 мин с одним антрактом

О чем кавказский меловой круг. Смотреть фото О чем кавказский меловой круг. Смотреть картинку О чем кавказский меловой круг. Картинка про О чем кавказский меловой круг. Фото О чем кавказский меловой круг

В основе пьесы Бертольта Брехта — притча царя Соломона, повествующая о споре двух матерей. Когда мир превращается в войну, Груше спасает жизнь чужого ребенка и отправляется с ним в долгий путь вопреки законам здравого смысла, наперекор опасности и мнению окружающих. Спектакль Никиты Кобелева о ценности бескорыстного поступка и в то же время о том, какую цену приходится за него заплатить.

Джазовое роуд-муви по просторам Грузии, созданное по законам эпического театра Брехта, полное азарта и музыки Пауля Дессау в живом исполнении квартета «Круглый бенд», заканчивается в суде. Спор двух матерей предстоит разрешить пройдохе, жуликоватому писарю Аздаку, заодно дав свой ответ на вопрос, что такое истинная справедливость.

Одна из самых культовых пьес Бертольта Брехта, «Кавказский меловой круг», уже шла в репертуаре Театра Маяковского. В 1964 году в спектакле Владимира Дудина в роли Груше блистала Галина Анисимова, а в роли Аздака — Лев Свердлин.

Никита Кобелев, режиссер: «Как писал Брехт: «Дурные времена делают человечность опасной для человека». Для меня один из главных вопросов сегодня: почему добрый поступок обязательно должен обернуться страданиями? Как выжить в эпоху перемен? В трудные времена не спасает ни закон, ни привычная справедливость, спасти может только такое человеческое проявление, как поступок Груше, только внутренняя свобода. Аздак — воплощение этой внутренней свободы, это абсолютно карнавальный персонаж. Придумать жизнь, придумать роли — единственная возможность выжить в этом хаосе и помочь выжить кому-то еще».

Кобелев выстраивает спектакль большой формы на сложном, обремененном интеллектом материале мастерски и так увлекательно – то смешно, то трогательно, – что не оторваться все 3 часа 15 минут.
Елена Левинская, «Театральная афиша»

При всей серьезности темы и мелодраматичности сюжета у Никиты Кобелева спектакль получился очень яркий, объемный, наполненный живой музыкой и драйвом.
Ирина Удянская, портал «Watch Russia»

Двадцать два актера нескольких поколений Маяковки существуют в спектакле на равных, независимо от размера роли, большинство с увлечением и драйвом исполняют по несколько персонажей, создавая точный и чуткий ансамбль.
Светлана БЕРДИЧЕВСКАЯ, «Экран и сцена»

Премьера спектакля состоялась 23 апреля 2016 года.

упоминание в новостях

Ошибка в заполнении формы

Не указано Имя!

Не указана электронная почта!

Источник

Кавказский меловой круг

Пролог

Сцена первая: Благородное дитя

История певца начинается с того, что губернатор Георгий Абашвили и его жена Нателла грубо игнорируют граждан по дороге на пасхальную мессу. Певец показывает нам антагониста шоу, Арсена Казбеки, Толстого принца. Он подлизывается к паре и замечает, что их новый ребенок Майкл «губернатор с головы до ног». Они входят в церковь, оставляя крестьян позади. Далее будет представлена ​​героиня Груша Вашнадзе, горничная жены губернатора. Груша, несущий гуся на пасхальной трапезе, встречает солдата Саймона Шашаву, который показывает, что видел, как она купалась в реках. Она в ярости бросается прочь.

Сцены вторая и третья: Полет в северные горы / В северных горах

Груша болеет скарлатиной и живет там довольно долго. Слухи распространились по деревне, и Лаврентий убеждает Грушу выйти замуж за умирающего крестьянина Юссупа, чтобы подавить их. Она неохотно соглашается. На свадьбу-похороны прибывают гости, в том числе Певец и музыканты, которые выступают в роли музыкантов, нанятых на мероприятие, и бесконечно сплетничают. Выясняется, что Великий князь свергает князей, и гражданская война наконец закончилась, и никто больше не может быть призван в армию. При этом предположительно мертвый сельский житель Джуссуп возвращается к «жизни», и становится ясно, что он был «болен» только тогда, когда была возможность быть призванным в армию. Груша оказывается замужем. В течение нескольких месяцев новый муж Груши пытается сделать из нее «настоящую жену», заключив брак, но она отказывается.

Сцена четвертая: История судьи

Аздак остается на скамейке запасных. Он использует большую книгу законов как подушку, чтобы сесть на нее. Далее следует серия коротких сцен, перемежающихся «песней» Певца, в которой он судит в пользу бедных, угнетенных и добросердечных бандитов; в одном случае, когда все истцы и обвиняемые коррумпированы, он выносит совершенно бессмысленный набор решений. Но это не длится вечно; Великий князь возвращается к власти, Толстого принца обезглавливают, а Аздака вот-вот повесят в майках великого князя, когда прибывает помилование и назначает «некоего Аздака Нукинского» судьей в знак признательности за «спасение жизни, необходимой для жизни народа». царство », то есть собственное Великого князя. «Его честь Аздак теперь Его честь Аздак»; жена обезглавленного губернатора сразу недолюбливает его, но решает, что он понадобится для суда, на котором она заберет сына у Груши. Акт завершается подобострастным и опасающимся за свою жизнь Аздаком, обещающим вернуть Михаила жене губернатора, обезглавить Грушу и сделать все, что пожелает жена губернатора: «Все будет устроено так, как вы прикажете, ваше превосходительство. Как вы прикажете. «

Сцена пятая: Меловой круг

Мы вернулись к рассказу Груши. Мы встречаемся с Грушей в суде, которого поддерживает бывший повар губернатора и Симон Шашава, который клянется, что является отцом мальчика. Приходит Нателла Абашвили с двумя адвокатами, каждый из которых заверяет, что о ее вещах позаботятся. Аздака избивают Айронрубашисты, которым говорят, что он враг государства. Всадник приходит с прокламацией, в которой говорится, что Великий князь повторно назначил Аздака судьей. Аздак очищен, и начинается судебный процесс. Однако суд начинается не с Груши и жены губернатора, а с очень пожилой супружеской пары, желающей развестись. Аздак не может принять решение по этому делу, поэтому откладывает его, чтобы заслушать следующее дело на рассмотрении.

Музыка

Брехт кардинально изменил китайскую пьесу, которая была его источником. В нем биологическая мать ребенка отпускает и получает опеку над ребенком. Ближе к концу пролога Певец говорит, что это старая история китайского происхождения, но с современной переписью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *