О чем игра inside
Внутри лимба. Анализ концовки Inside
В интернете уже развернулись дебаты относительно финала Inside. Игра уходит от прямых ответов и лишь намекает на суть происходящего. Как и в случае с Limbo, разработчики отказались комментировать финал и сюжет игры, а это значит, что мы можем дать волю синдрому поиска глубинного смысла. Благо поразмыслить тут есть над чем.
С самого начала мальчиком управляло Создание
Мы решили назвать Созданием ожившую абоминацию, которая в финале игры вырвалась из заточения и поглотила тело главного героя. Одна из основных теорий, объясняющих финал: Создание — сотворенная людьми новая форма жизни, оно совершенно точно разумно и просто желает сбежать из заточения. Предположительно именно Создание стало источником технологии, позволяющей контролировать зомбированных людей и даже оживлять трупы (ближе к концу игры мальчик водит за собой в прямом смысле безголовых жителей города).
Создание с помощью телекинеза вело мальчика всю игру, чтобы освободиться. Именно поэтому, оказавшись в резервуаре, ставшем для Создания тюрьмой, он так безропотно и решительно отсоединил сдерживающие его провода.
Таким образом, главный герой стал лишь катализатором побега Создания. Этим объясняются и нападения на мальчика длинноволосого существа в подводной локации — Создание хотело «утащить» его на дно и даровать способность дышать под водой, чтобы он мог попасть в резервуар.
Вполне возможно, что Создание не контролировало героя напрямую, а лишь внушало ему призрачную цель. Он шел к ней, сам не зная, куда идет и зачем. Ближе к финалу мы находим плавающих в воде людей, подключенных к чему-то проводами, и «освобождаем» их. Они вполне могли быть преградой, сдерживающей способности Создания. Ведь именно после этого события герой начинает действовать куда увереннее и делает финальный самоубийственный рывок к цели.
Главный герой тоже зомби
В самом начале игры, на кукурузном поле, можно отыскать потайной люк. Спустившись в бункер и введя код у двери (чтобы его узнать, придется сперва досконально изучить все локации и вырубить ряд странных машин), мы попадаем в комнату, где видим на заднем плане человека, подключенного к шлему управления зомбированными «людьми». Его движения повторяют движения героя, и вокруг нет ни одного зомби. Вывод напрашивается сам — на протяжении всей игры мальчиком управляют. Система управления подсоединена к розетке, и при отключении питания (по воле хозяина?) герой встает как вкопанный — совсем как «отключенный» зомби. На этом игра заканчивается.
Есть теория, что главный мальчик — неудачный (или слишком удачный) результат эксперимента и сбежал из подземной лаборатории до начала игры. Возможно, им управляет кто-то из людей, сопротивляющихся режиму и желающих прекратить их дьявольские эксперименты. А возможно, человек, управляющий героем, — проекция самого игрока. Ведь в наших руках мальчик немногим отличается от зомби.
Но можно выдвинуть и более смелое предположение. «Отключить» героя можно только на втором прохождении. Возможно, человек в бункере подключен к Существу, ассоциирует себя с ним и уже через него управляет мальчиком. После первого побега цикл запускается вновь, но теперь странные машины вырублены, и человек осознает, что он — не Создание. Побега из резервуара недостаточно.
Звучит как «сон внутри сна», но игра и сама намекает на возможность этого поворота. Так, в одной из головоломок нужно с помощью шлема взять под контроль зомби и, играя уже за него, подключиться к еще одному шлему, взяв под контроль другого зомби.
Создание управляло самим игроком
Задумайтесь — когда вы играете в игру, никто, кроме ее создателей (то есть, по сути, самой игры), не знает, что вас ждет впереди. Вы просто движетесь по сюжету, выполняете задания и следите за развитием истории. Во время прохождения Inside вам ни разу не говорят прямо, что происходит и что требуется от протагониста, к чему он стремится. Вполне возможно, Создание управляло героем не напрямую, а косвенно. Через игрока. То есть через вас.
Когда Создание падает на морской берег, игра отбирает управление и включаются финальные титры — вы, как и мальчик, больше не нужны этому могущественному существу, оно на свободе, а ваша миссия выполнена.
Действие Inside и Limbo происходит в одной вселенной
У этой теории есть два варианта, и каждый из них объясняет, почему Inside заимствует из Limbo некоторые механики.
Вариант первый: события Limbo происходят после событий Inside. Герой первой игры сталкивается с такими же червями-паразитами, какие в Inside встречаются на ферме. Но в Inside они действуют только на животных, а в Limbo их воздействию подвергался и сам герой. Десятки сложенных на ферме трупов свиней, пожираемых червями, могут говорить о том, что ученые пытались на их основе вывести паразитов, с помощью которых можно было бы управлять выращенными зомби без посредства шлемов. В Limbo такие паразиты уже есть.
Если же придерживаться версии, что Inside — приквел Limbo, становится ясно, зачем в лабораториях проводились эксперименты по «переворачиванию» воды. В мире Inside люди еще только изучают технологию смены направления силы гравитации, а в Limbo она уже вовсю используется на заводах.
Вариант второй, самый правдоподобный: события Limbo начинаются в тот момент, когда герой Inside проникает в тело Создания. Все события первой игры Playdead — проекция сознания мальчика, которого поглотила ужасающая туша. Он пытается выбраться, прежде всего ментально, проходя похожие испытания, — отсюда и схожесть некоторых механик обеих игр, ведь во сне мы тоже часто оказываемся в местах, напоминающих те, что мы видели в реальности.
В финале Limbo мальчик попадает на поляну и вроде бы наконец находит девочку (символ свободы), но затем игра резко заканчивается — потому что на самом деле герой так и не освободился. Потому что его сознание заточено в бессмертном теле Создания, лежащего на берегу моря. А так как люди уверены, что Создание все еще находится в чане-ловушке, искать его на этом берегу вряд ли кто-то станет. Поэтому разум мальчика вечно пребудет в заточении.
Inside
Маленький мальчик по лесу гулял — больше его никто не встречал!
Limbo запомнилась тремя вещами. Во-первых, это гениальный художественный стиль и атмосфера, напоминавшая ранние чёрно-белые фильмы эпохи немецкого экспрессионизма. Когда главный герой, мальчик, бежал по мрачному, тёмному лесу, а деревья, казалось, тянули к нему свои ветки, это одновременно вызывало в памяти фильмы «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине (Robert Wiene), «Носферату. Симфония ужаса» Фридриха Мурнау (Friedrich Murnau) и «Усталая Смерть» Фрица Ланга (Fritz Lang). Чёрно-белая палитра с преобладанием именно чёрного, где светились в основном только глаза мальчика, в Limbo влюбляла в себя с первого кадра.
Наконец, в Limbo была продвинутая физика, позволявшая решать разные головоломки. Впрочем, слово «разные» тут достаточно условно — на самом деле почти всё время мальчик перетаскивал ящики, нажимал рычаги, ползал по верёвкам и раскачивался на них. И лишь ближе к финалу появлялись более интересные задачки, связанные с гравитацией и её отсутствием. Это дало повод некоторым особенно прихотливым критикам пожурить авторов, но их голос тонул в гуле всеобщего одобрения.
В Inside всё то же самое, разве что сделана она на другом движке, на Unity, а в её чёрно-белой палитре появилось чуть больше света и даже цвета — жёлтые цыплята, красные кнопки…
Снова безупречный художественный стиль на стыке готики, нуара, футуризма и фантасмагории. И снова мальчик бежит по неуютным локациям (по лесу, конечно, тоже), спасается от злых собак, жестоко умирает через каждые пять минут и перетаскивает ящики. Механика абсолютно та же — ребёнок умеет бежать вперёд-назад, прыгать да хвататься за предметы. Драться его так и не научили — нужно убегать, прятаться, хитрить, выманивать врагов, заставляя их совершать лишние движения, а потом снова убегать или уплывать.
Почти дословно повторяются некоторые загадки и ситуации. В Limbo мальчик мог ухватиться за лапы огромного комара и перелететь через препятствие. В Inside он тоже пользуется помощью окружающей флоры и фауны — например, цыплятами, которых можно заманить к специальному агрегату, чтобы тот выстрелил ими и сбил очередной ящик на землю. Всё это также дало некоторым повод обвинить датчан в однообразии, а теперь — и в самокопировании.
Мистика, генетика и антиутопия
Если это и новая версия той же игры, то именно что дополненная и улучшенная — более цельная, продуманная и разнообразная.
Первая работа студии была такой мрачной фантастической сказкой с аллюзиями на «Божественную комедию», а вторая — это уже сумрачная антиутопия, чем-то напоминающая роман Джорджа Оруэлла (George Orwell) «1984». Всю дорогу мы убегаем от каких-то странных людей, которые то ли превращают других в зомби, то ли оживляют мёртвых, то ли проводят странные генетические эксперименты. Как и в Limbo, нам ничего толком не объясняют, но в Inside интрига держится до самого финала, а там начинается такой сюрреализм, что потом ещё долго сидишь, уставившись в финальные титры, и задаёшься вопросом: что это, чёрт возьми, было? История оставляет массу пространства для различных догадок и толкований. Плюс ещё есть скрытая концовка, для открытия которой нужно собирать секреты.
К тому же Inside, несмотря на вкрапления цвета и чуть более светлую палитру, игра даже более страшная — а всё потому, что тут больше мистики и меньше ясности. В какой-то момент под водой нас начинает атаковать странная девочка с длинными волосами, словно сбежавшая из японских хорроров. Кто это или что это, опять же непонятно, и это незнание пугает больше, чем вполне понятные пауки…
«Ветер, ветер! Ты могуч»
Упражнений с ящиками по-прежнему много, но обставлены они интереснее. У некоторых ящиков, например, есть моторчик, и они могут самостоятельно взлетать в воздух. То же самое с водными процедурами — мальчик периодически плавает, тонет и регулирует уровень воды. Но при этом физика жидкости тут используется чаще и любопытнее. В каких-то ситуациях вода вообще оказывается над полом, так что, выплывая из неё, вы падаете наземь.
Всё так же много и загадок на скорость реакции, на время, когда нам нужно чуть ли не с точностью до сотой доли секунды рассчитать, когда и куда нужно прыгнуть или добежать. Но и тут опять же больше интересных ситуаций. А сцена, когда мальчонка играет в прятки с убийственными порывами ветра, вообще одна из лучших в жанре.
Кроме того, есть загадки, связанные с возможностью дистанционно управлять другими людьми, — мы заставляем их открывать решётки, перетаскивать те же ящики, подбрасывать нас в воздух. В одной ситуации, чтобы не выдать себя, нужно превратиться в такого же «зомби», повторяя за другими прыжки и повороты. В другой — освободить более десятка таких «болванчиков» и привести их в определённую точку, чтобы они встали на плиту и открыли нам дверь. Конечно, чем-то это напоминает упражнения с клонами из The Swapper, но датчане сделали их по-своему, идеально вписав в антиутопическую атмосферу, полную страшных, неуютных тайн.
Наконец, зрелищнее и активнее используется физика — мы, например, можем пробивать стены и потолки в определённых местах, управляя небольшим батискафом.
Говорят, дважды в одну и ту же реку не входят. Но, видимо, говорят не в Дании. Студия Playdead спустя шесть лет где-то повторила, а где-то переосмыслила, дополнила и улучшила собственную же дебютную игру. И снова не прогадала — Inside купается в море аплодисментов со стороны и критиков, и игроков. Мы присоединяемся к ним, но всё же хочется пожелать, чтобы в третий раз разработчики зашли в какую-нибудь другую реку и выпустили что-нибудь действительно новенькое, пусть даже и чёрно-белое.
Плюсы: интригующая, полная загадок история; выдающийся художественный стиль; безупречно выдержанная атмосфера; множество интересных загадок.
Минусы: в целом механика, а также некоторые ситуации и загадки дословно повторяют Limbo.
Inside сюжет: в чём смысл игры?
СОДЕРЖАНИЕ:
Из статьи вы узнаете, в чём смысл игры Inside, кто такой главный герой и какие цели он преследовал. Будет много спойлеров, поэтому тем, кто всё-таки хочет ещё раз пройти игру и самостоятельно во всём разобраться (или и вовсе ещё не играл в неё), читать статью не рекомендуется.
Поскольку игра не даёт однозначных ответов на поставленные вопросы, мы можем лишь догадываться и рассуждать. Ниже приведены самые популярные варианты концовки среди пользователей Рунета.
Вариант 1: мальчиком управляло Создание
Под Созданием понимают ту кучу тел, в которую мальчик вселяется в финальной части игры. Это некая форма жизни, которая была создана другими людьми и возжелала, в конце концов, сбежать из заточения. Именно это Создание позволило создать технологии управления зомбированными людьми, оживления мёртвых тел.
Вырвавшись из резервуара, Создание не устраивает расправу над бывшими хозяевами, а просто стремится на свободу. Создание с помощью телекинеза вело мальчика всю игру, чтобы освободиться. Именно поэтому, оказавшись в резервуаре, ставшем для Создания тюрьмой, он так безропотно и решительно отсоединил сдерживающие его провода.
Таким образом, главный герой стал лишь катализатором побега Создания. Этим объясняются и нападения на мальчика длинноволосого существа в подводной локации — Создание хотело «утащить» его на дно и даровать способность дышать под водой, чтобы он мог попасть в резервуар.
Но ведь поначалу мальчик отбивался от существа, тянущего его под воду. Вполне возможно, что Создание не контролировало героя напрямую, а лишь внушало ему призрачную цель. Он шел к ней, сам не зная, куда идет и зачем. Ближе к финалу мы находим плавающих в воде людей, подключенных к чему-то проводами, и «освобождаем» их. Они вполне могли были преградой, сдерживающей способности Создания. Ведь именно после этого события герой начинает действовать куда увереннее и делает финальный самоубийственный рывок к цели.
Вариант 2: Главный герой тоже зомби
В самом начале игры, на кукурузном поле, можно отыскать потайной люк. Спустившись в бункер и введя код у двери (чтобы его узнать, придется сперва досконально изучить все локации и вырубить ряд странных машин), мы попадаем в комнату, где видим на заднем плане человека, подключенного к шлему управления зомбированными «людьми». Его движения повторяют движения героя, и вокруг нет ни одного зомби. Вывод напрашивается сам — на протяжении всей игры мальчиком управляют. Система управления подсоединена к розетке, и при отключении питания (по воле хозяина?) герой встает как вкопанный — совсем как «отключенный» зомби. На этом игра заканчивается.
Есть теория, что главный мальчик — неудачный (или слишком удачный) результат эксперимента и сбежал из подземной лаборатории до начала игры. Возможно, им управляет кто-то из людей, сопротивляющихся режиму и желающих прекратить их дьявольские эксперименты. А возможно, человек, управляющий героем, — проекция самого игрока. Ведь в наших руках мальчик немногим отличается от зомби.
Секреты разработчики прячут очень талантливо.
Но можно выдвинуть и более смелое предположение. «Отключить» героя можно только на втором прохождении. Возможно, человек в бункере подключен к Существу, ассоциирует себя с ним и уже через него управляет мальчиком. После первого побега цикл запускается вновь, но теперь странные машины вырублены, и человек осознает, что он — не Создание. Побега из резервуара недостаточно.
Звучит как «сон внутри сна», но игра и сама намекает на возможность этого поворота. Так, в одной из головоломок нужно с помощью шлема взять под контроль зомби и, играя уже за него, подключиться к еще одному шлему, взяв под контроль другого зомби.
Вариант 3: Создание управляло самим игроком
Задумайтесь — когда вы играете в игру, никто, кроме ее создателей (то есть, по сути, самой игры), не знает, что вас ждет впереди. Вы просто движетесь по сюжету, выполняете задания и следите за развитием истории. Во время прохождения Inside вам ни разу не говорят прямо, что происходит и что требуется от протагониста, к чему он стремится. Вполне возможно, Создание управляло героем не напрямую, а косвенно. Через игрока. То есть через вас.
Когда Создание падает на морской берег, игра отбирает управление и включаются финальные титры — вы, как и мальчик, больше не нужны этому могущественному существу, оно на свободе, а ваша миссия выполнена.
Правда, есть и более грустная версия — Создание просто погибло, сорвавшись со скалы. Оно замерло на берегу всего в паре шагов от воды. В паре шагов от свободы.
Вариант 4: Действие Inside и Limbo происходит в одной вселенной
У этой теории есть два варианта, и каждый из них объясняет, почему Inside заимствует из Limbo некоторые механики.
Вариант первый: события Limbo происходят после событий Inside. Герой первой игры сталкивается с такими же червями-паразитами, какие в Inside встречаются на ферме. Но в Inside они действуют только на животных, а в Limbo их воздействию подвергался и сам герой. Десятки сложенных на ферме трупов свиней, пожираемых червями, могут говорить о том, что ученые пытались на их основе вывести паразитов, с помощью которых можно было бы управлять выращенными зомби без посредства шлемов. В Limbo такие паразиты уже есть.
Если же придерживаться версии, что Inside — приквел Limbo, становится ясно, зачем в лабораториях проводились эксперименты по «переворачиванию» воды. В мире Inside люди еще только изучают технологию смены направления силы гравитации, а в Limbo она уже вовсю используется на заводах.
С фермы все начинается, и там же, судя по всему, больше всего ключей к разгадке происходящего.
Вариант второй, самый правдоподобный: события Limbo начинаются в тот момент, когда герой Inside проникает в тело Создания. Все события первой игры Playdead — проекция сознания мальчика, которого поглотила ужасающая туша. Он пытается выбраться, прежде всего ментально, проходя похожие испытания, — отсюда и схожесть некоторых механик обеих игр, ведь во сне мы тоже часто оказываемся в местах, напоминающих те, что мы видели в реальности.
В финале Limbo мальчик попадает на поляну и вроде бы наконец находит девочку (символ свободы), но затем игра резко заканчивается — потому что на самом деле герой так и не освободился. Потому что его сознание заточено в бессмертном теле Создания, лежащего на берегу моря. А так как люди уверены, что Создание все еще находится в чане-ловушке, искать его на этом берегу вряд ли кто-то станет. Поэтому разум мальчика вечно пребудет в заточении.
Маленький шедевр: рецензия на Inside
Безымянный мальчик оказывается в темном пасмурном лесу. Кто он, что тут делает и что вообще происходит вокруг, мы поймем только в финальной сцене. До нее — примерно 2 с половиной часа приключений в мрачном мире, списанным напополам из произведений Кафки и Оруэлла. Впрочем, несмотря на отталкивающие, местами чересчур угрюмые декорации, Inside остается вполне оптимистичной игрой.
Ее главная тема — преодоление внутренних человеческих комплексов и преград. Авторы Inside неистово верят, что каждый человек способен кардинально изменить собственную жизнь, были бы только желание и сила воли. Вторая важная новость про Inside — ее делала студия Playdead, авторы великолепной Limbo. Чарующее карандашное приключение про мальчика, ищущего свою сестру в недружелюбном мире-чистилище, навсегда вошло в историю как один из первых шедевров малой формы (которые сейчас многие обзывают, по делу и без, просто — «инди»). Это был практически идеальный платформер — с неповторимой атмосферой, хитроумными головоломками и, конечно, уникальным внешним видом.
После оглушительного успеха, многие были уверены, что Playdead обязаны переключиться на любой другой жанр — переплюнуть самих себя казалось невозможным. Но они это сделали. Inside (и в это сложно поверить) лучше Limbo практически во всем. И пока для меня это — главная игра нынешнего года. Простите, Naughty Dog. Правила игры в Inside все те же: мы погружаемся в платформер, в котором наш безымянный герой перемещается по пугающему, но нечеловечески красивому миру.
Вокруг сплошной ад и холокост: под ногами трупы животных, на заднем плане толпятся зомбированные понурые люди, туда-сюда снуют безмолвные охранники в форме со сторожевыми собаками под яркими лучами прожекторов. Солнца в постапокалиптическом мире Inside предсказуемо не существует, а сам он превратился в одну большую кафкианскую тюрьму, из которой вряд ли можно вырваться. Все, что нам остается — бежать вперед, в неизвестность, по ходу дела решая головоломки и избегая ловушек, аккуратно спрятанных авторами игры в складках декораций. Простую, обкатанную в Limbo, формулу Playdead здесь довели практически до идеала.
Антиутопическая атмосфера безысходности в Inside выдержана на пять с плюсом не только благодаря титанической работе художников, но и гнетущему электронному саундтреку от Мартина Стига Андерсена. Как и вся команда Playdead, он смог переплюнуть себя же самого: в Limbo была замечательная музыка, но в Inside она буквально пробирает до мурашек. Во многом потому, что она не бьет по ушам, не оттягивает на себя внимание, а наоборот, очень деликатно вступает в самые важные или кульминационные моменты, подчеркивая их значимость и правильно расставляя акценты во время прохождения.
В головоломках — сердце Inside — прекрасно соблюдается баланс между сложностью и логикой, при этом Playdead почти не повторяются. Ребусы со светом сменяются подводными задачками, те — погонями от охранных собак (самые напряженные моменты игры), венчают все коллективные (не спрашивайте) головоломки, в которых главный герой при помощи хитроумного устройства начинает управлять теми самыми зомбированными людьми, томящимися в «отключенном» состоянии на заднем плане. В финале случается вообще невероятное — но об этом умолчим.
Inside делали около пяти лет — очень большой срок для такого небольшого проекта. Но чем дольше играешь, тем больше понимаешь, зачем Playdead так тянули. В результате получилась приключенческая игра в буквальном смысле ручной сборки. Каждый эпизод, каждая ситуация в Inside подогнаны друг к другу и выстроены в совсем неслучайной последовательности, которую придумали и осуществили мастера из Playdead. Этим Inside больше похожа не на игры в широком смысле этого слова, а скорее на авторские кинокартины, за которыми стоит фигура большого режиссера (Спилберга, Кубрика, Аллена и других).
Playdead не пытаются играть в тренды или угодить большей, чем они могут себе позволить, аудитории. Они продолжают делать ровно такие игры, какие хотят. А оставаться самим собой и продолжать гнуть свою линию — это, на самом деле, очень редкое для современной развлекательной индустрии качество, которое могут себе позволить только сверхталантливые (если не сказать, гениальные люди). А о то, что Playdead — именно такие, после выхода Inside, во всяком случае у меня, сомнений не осталось.
Игра Inside уже доступна в Steam и на Xbox One.