О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

История развития зоологии

Как приобретало человечество зоологические знания?

Можно выделить два основных этапа развития зоологических знаний — донаучный и научный.

К донаучному этапу относится период накопления знаний о животных (о внешнем виде, повадках, особенностях питания и размножения), которые человек получал из опыта непосредственного взаимодействия с ними (при охоте, одомашнивании и разведении).

Научный этап берет свое начало от первых попыток обобщить и систематизировать накопленные ранее знания о жизни животных. В IV в. до н. э. греческий ученый Аристотель в своем труде «История животных» привел обширные сведения о строении тела животных, половых различиях между ними и способах размножения. Он описал образ жизни некоторых животных, их поведение, способы передвижения, линьку, особенности питания. Зоологические знания значительно обогатились в эпоху Великих географических открытий (XIV—XVI вв.). Изобретение в XVII в. микроскопа позволило начать изучение микроскопических животных. Передаче и распространению приобретенных знаний способствовало начавшееся в XV в. книгопечатание.

О чем говорят наскальные рисунки?

Вероятно, благодаря рисункам, запечатлевшим внешний облик и характер движения животных, свойственные им места обитания и пути миграции, древние люди передавали знания и накопленный опыт своим соплеменникам и потомкам.

Как ученые разбираются в многообразии животных?

Для упорядочивания знаний о многообразии животных ученые создают их классификации. Наиболее значимой для современной науки стала классификация, предложенная в 1735 г. Карлом Линнеем, которая в основных чертах сохранилась и до наших дней. Использование в классификациях единых систематических категорий и латинского языка позволяет избежать путаницы и дает возможность зоологам всех стран одинаковым образом ориентироваться в многообразии животного мира.

В чем значение двойного названия животных? Приведите примеры таких названий.

При классификации каждому животному дается двойное, т. е. состоящее из двух слов, название, указывающее на его принадлежность к соответствующему роду и виду (например, червь дождевой, сова полярная, медведь белый, медведь бурый и др.). Из названий видно, что среди перечисленных животных медведь белый и медведь бурый наиболее близкие виды, так как они принадлежат к одному роду.

Источник

История развития зоологии

Как приобретало человечество зоологические знания?

Можно выделить два основных этапа развития зоологических знаний — донаучный и научный.

К донаучному этапу относится период накопления знаний о животных (о внешнем виде, повадках, особенностях питания и размножения), которые человек получал из опыта непосредственного взаимодействия с ними (при охоте, одомашнивании и разведении).

Научный этап берет свое начало от первых попыток обобщить и систематизировать накопленные ранее знания о жизни животных. В IV в. до н. э. греческий ученый Аристотель в своем труде «История животных» привел обширные сведения о строении тела животных, половых различиях между ними и способах размножения. Он описал образ жизни некоторых животных, их поведение, способы передвижения, линьку, особенности питания. Зоологические знания значительно обогатились в эпоху Великих географических открытий (XIV—XVI вв.). Изобретение в XVII в. микроскопа позволило начать изучение микроскопических животных. Передаче и распространению приобретенных знаний способствовало начавшееся в XV в. книгопечатание.

О чем говорят наскальные рисунки?

Вероятно, благодаря рисункам, запечатлевшим внешний облик и характер движения животных, свойственные им места обитания и пути миграции, древние люди передавали знания и накопленный опыт своим соплеменникам и потомкам.

Как ученые разбираются в многообразии животных?

Для упорядочивания знаний о многообразии животных ученые создают их классификации. Наиболее значимой для современной науки стала классификация, предложенная в 1735 г. Карлом Линнеем, которая в основных чертах сохранилась и до наших дней. Использование в классификациях единых систематических категорий и латинского языка позволяет избежать путаницы и дает возможность зоологам всех стран одинаковым образом ориентироваться в многообразии животного мира.

В чем значение двойного названия животных? Приведите примеры таких названий.

При классификации каждому животному дается двойное, т. е. состоящее из двух слов, название, указывающее на его принадлежность к соответствующему роду и виду (например, червь дождевой, сова полярная, медведь белый, медведь бурый и др.). Из названий видно, что среди перечисленных животных медведь белый и медведь бурый наиболее близкие виды, так как они принадлежат к одному роду.

Источник

ГДЗ по биологии за 7 класс Латюшин, Шапкин

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Рекомендуем посмотреть

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшинПремиум

В 7 классе школьникам приходится знакомиться с рядом новых дисциплин: физика, химия, алгебра, геометрия. Каждая из них по-своему важна и нужна. Биология не стала исключением. Это очень интересная и разнообразная наука. Она изучает все живые существа на планете, их взаимодействие с другими организмами и средой обитания. Также, рассказывает об эволюции, происхождении, функциях, росте и структуре живых организмов нас Земле. Чаще всего ученики не уделяют науке достаточного внимая, считая ее второстепенной и неинтересной. Но на самом деле это не так. Дисциплина дает возможность понять очень важные вещи о жизни на планете. С этим также поможет справиться «ГДЗ по биологии Латюшин 7 класс».

Содержание ГДЗ по биологии для 7 класса от Латюшина

Всего в учебнике два раздела. Первая категория посвящена теме “многообразие животных” и содержит в себе две части. В первой нам расскажут про простейшие, а уже во второй речь зайдет о многоклеточных организмах. Второй раздел с названием “строение, индивидуальное развитие, эволюция” заключает в себе четыре группы. В перовой, данного раздела, мы поговорим об эволюции строения и функций органов и их систем. Вторая часть затрагивает тему “развитие и закономерности размещения животных на Земле”. В третьей главе нам расскажут о биоценозе. И напоследок останется тема “животный мир и хозяйственная деятельность человека”. Данное пособие ГДЗ по биологии за 7 класс авторы: В.В. Латюшин, В.А. Шапкин несет в себе весь необходимый материал для проверки себе и других. Также помните, что все решебники преимущественно пишутся для родителей, чтоб помогать своему ребенку при выполнении домашних заданий. Далее мы рассмотрим содержание. В издании находится 46 параграфов, к которым размещены определенные вопросы и упражнения. Авторы очень четко и подробно расписали абсолютно все ответы, которые помогут ребятам с выполнением домашних работ. Онлайн-пособие поможет школьникам очень оперативно разобраться с любой темой по биологии. Но семиклассникам также не нужно допускать такие упущения, как то, что просто не читать параграфы дома, которые разбирались на уроках. А это точно поможет:

Параграфы

Если к седьмой ступени обучения вы поняли, что хотите стать врачом или, например, податься с головой в науку, то не стоит терять времени, пора начинать подготовку к сдаче экзаменов уже сейчас, чтобы потом не бегать по репетиторам и дополнительным курсам в надежде на то, чтобы зацепить хоть какие-то знания. Так как эта дисциплина входит в перечень обязательных для сдачи ОГЭ и ЕГЭ при поступлении в медицинский вуз, то чтобы успешно освоить этот курс без посторонней помощи, рекомендуется пользоваться сборником с ГДЗ по биологии Латюшин 7 класс. Пособие от издательства «Дрофа» за 2014 год поможет учащемуся подготовиться к любой проверочной, лабораторной или тесту, разобрать новую тему, закрепить изученное на уроке, восполнить пробелы в знаниях, если занятие было пропущено по какой-либо уважительной причине и т. д.

Достоинства ГДЗ по биологии за 7 класс Латюшина

Учебно-методический комплекс имеет ряд отличительных особенностей, которые невозможно не отметить:

После того, как школьник начнет ежедневно применять такой задачник, его успеваемость повысится в разы. Положительные отметки будут радовать и учителя, и родителей, и самого ученика.

Что включает в себя решебник по биологии для 7 класса (авторы: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин)

Разделы ГДЗ онлайн включают в себя те же темы, что входят в главную книгу:

Помимо всего прочего, мамы и папы также могут пользоваться данным сборником. Благодаря ему они с легкостью могут проверить уровень знаний своего малыша. Так как здесь собраны правильные ответы, подробно расписанные профессиональными педагогами, какие-либо ошибки исключены. Поэтому, взрослые могут даже не задумываться над контекстом, достаточно просто посмотреть решения.

Для учителей-предметников такие пособия окажутся верным помощником, чтобы сэкономить драгоценное время при проверке тетрадей. Также, с помощью него они вправе составлять карточки для классных занятий или разрабатывать свою собственную занимательную программу на урок.

Теперь школьнику не страшно отвечать на вопросы преподавателя с места или доски, он сам будет тянуть руку, чтобы блеснуть своими знаниями.

Источник

Текст книги «Биология. Животные. 7 класс»

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Автор книги: Виталий Латюшин

Жанр: Биология, Наука и Образование

Текущая страница: 1 (всего у книги 18 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

В. В. Латюшин, В. А. Шапкин
Биология. Животные. 7 класс

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Как работать с учебником

Необходимую главу учебника легко найти по оглавлению или по колонтитулу в верхней части страницы.

В начале каждой главы дана информация о том, что вы узнаете из этой темы и чему научитесь, что необходимо понять, выучить, какие знания использовать в дальнейшем обучении.

Читая текст, мысленно выделяйте главное, обращайте внимание на новые термины и понятия. Запоминайте их правописание. Термины и названия животных напечатаны курсивом. В конце каждого параграфа повторены новые термины и понятия, они выделены особым шрифтом. Те слова, которые надо знать, перечислены в указателе биологических терминов в алфавитном порядке.

Рассматривая рисунки, обращайте внимание на все обозначения. Внимательно прочитайте подрисуночные подписи.

Вопросы в начале параграфа служат для концентрации вашего внимания при изучении нового материала.

Вопросы и задания в конце параграфа помогут вам проверить себя и понять, насколько глубоко вы усвоили материал. Если некоторые вопросы вызовут у вас затруднения, обратитесь за помощью к учителю.

Лабораторные работы выполняются на уроке по приведённой в конце учебника инструкции.

В рубрике «Знаете ли вы, что…» подобраны интересные и любопытные факты, дополнительный материал по теме параграфа, предложенный вам для ознакомления, а не для запоминания и заучивания.

Работая с учебником, постоянно оценивайте свои достижения. Довольны ли вы ими? Что нового вы узнаёте при изучении новой темы? Как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни? Если какой-то материал покажется вам сложным, обратитесь за помощью к учителю или воспользуйтесь справочной литературой и ресурсами Интернета. Дополнительную информацию по темам курса вы можете найти на сайтах: http://school-collection.edu.ru/catalog/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов), http://zmmu.msu.ru/ (Зоологический музей МГУ), http://www.moscowzoo.ru/ (Московский зоопарк), http://darwin.museum.ru/ (Государственный Дарвиновский музей), www.gbmt.ru/ (Государственный Биологический музей им. К. А. Тимирязева), http://www.paleo.ru/museum/ (Палеонтологический музей им. Ю. А. Орлова), http://sbio.info/ (Современная биология, научные обзоры, новости науки), http://www.krugosvet.ru/ (Энциклопедия Кругосвет).

Желаем вам успехов в изучении биологии!

Введение

1. История развития зоологии

Представления наших предков о животных. Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились.

Известны рисунки, прекрасно передающие внешний облик и характер движений мамонта, оленя, носорога, лося, бизона, медведя, орла и других животных (рис. 1, А, Б, В).

Древние охотники, вероятно, знали не только поведение представителей каждого вида промысловых животных, но и места их обитания, предпочитаемые корма, пути сезонных миграций.

Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение. Люди совершенствовали орудия лова и добычи, способы загонной охоты, сооружали гигантские постройки для содержания животных рядом со своими поселениями. При этом осваивались новые варианты использования продуктов промысла и животноводства.

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Рис. 1. Наскальные изображения животных: А – лошадь. Верхний палеолит. Франция

Зоология в Древние и Средние века. Первую попытку обобщить и систематизировать накопленные знания по зоологии предпринял известный греческий учёный Аристотель в IV в. до н. э. Слово зоология – греческое, означающее «наука о животных».

В своём труде «История животных» Аристотель приводит сведения о строении тела животных, половых различиях между ними, способах размножения, постройке гнёзд. Он описал образ жизни, поведение, места обитания, способы и направления передвижения, спячку, линьку, питание различных животных.

Аристотель составил первую систематическую сводку животных, так называемую «Лестницу существ». Многие из его трудов затем были использованы другими учёными и значительно дополнены.

Эпоха Великих географических открытий позволила расширить знания о видовом составе животного мира и привнесла в зоологию много легенд и вымыслов о мифических существах.

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Б. Страусы. Сахара. Изображены были не менее 10 тыс. лет назад

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

В. Лось и птица. Долина реки Уссури. Изображены 11 тыс. лет до н. э.

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Рис. 2. Переходные формы между отдельными классами позвоночных: А – кистепёрая рыба, переходная форма к древнейшим земноводным; Б – древнейшее земноводное, произошедшее от кистепёрых рыб; В – первоптица, произошедшая от древнейших пресмыкающихся; Г – звероподобная рептилия – переходная форма к млекопитающим

Изобретение книгопечатания позволило издавать научные труды и расширило круг лиц, изучающих зоологию.

В XVII в. Антони ван Левенгуком, голландцем по происхождению, был изготовлен микроскоп, позволивший взглянуть на мир микроскопических организмов и начать его изучение.

Попытки описать всех известных животных и предложить их классификацию предпринимались неоднократно. Наиболее значимой из них была система Карла Линнея, предложенная в 1735 г. Она одинаково хорошо подходила для растений и животных, поэтому в основных чертах сохранилась до настоящего времени. К. Линнеем было описано более 4 тыс. видов животных. Он ввёл в науку систематические категории: класс, отряд, род, вид. Использование этих терминов и латинского языка для обозначения названий животных позволило избежать путаницы и дало возможность учёным разных стран понимать друг друга, описывая животных.

Принятое двойное название животных (родовое и видовое) позволяет сразу определить, о ком идёт речь. Например: медведь белый, заяц-русак, сова полярная, мышь-малютка. Вспомните материал из учебника для 6 класса: такие же двойные названия даны и растениям, например: клевер ползучий, редька дикая.

Для того чтобы разобраться в огромном количестве видов животных (их, по разным оценкам, от 1,5 до 4,5 млн), зоологи используют систематические категории, схожие с ботаническими.

Основной систематической категорией в биологии является вид. Более крупные систематические категории в зоологии – это род, семейство, отряд, класс, тип, царство.

Вот как выглядит один из примеров естественной классификации животного мира:

вид – Шимпанзе карликовый,

семейство – Человекообразные обезьяны,

Постепенно раздвигали границы познания природы работы учёных, изучающих ископаемые останки. Такие находки позволили Михаилу Васильевичу Ломоносову утверждать, что «видимые телесные на земле вещи и весь мир не в таком состоянии были… как ныне находим, но великие происходили в нём перемены».

Благодаря изучению ископаемых животных были описаны и воссозданы переходные формы между представителями некоторых классов позвоночных и доказано последовательное развитие животного мира (рис. 2).

Зоология. Систематические категории.

1. Как человечество приобретало зоологические знания?

2. О чём говорят наскальные рисунки?

3. Как учёные разбираются в многообразии животных?

4. В чём значение двойного названия животных? Приведите примеры таких названий.

2. Современная зоология

1. Каковы черты сходства и различия между растениями и животными?

2. Для чего надо знать зоологию?

Зоология изучает представителей самого большого царства живых организмов – царства животных. Животные, как и растения и все другие живые организмы на Земле, состоят из клеток, растут, развиваются, размножаются, дышат, питаются.

В процессе эволюции у животных сформировались и развились органы, из органов состоят системы органов, например опорно-двигательная, дыхательная, пищеварительная, выделительная. Каждый орган имеет особое строение и выполняет определённые функции.

В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

Клетки животных отличаются от клеток растений строением оболочки, в которой нет целлюлозы, и отсутствием пластид. Есть много других особенностей, отличающих животных от растений. Об этом вы узнаете в процессе изучения данного курса.

В настоящее время существует очень много наук, изучающих животных, например: этология – наука о поведении животных; зоогеография – о закономерностях распространения и распределения животных на Земле; энтомология – о насекомых; ихтиология – о рыбах; орнитология – о птицах и т. д.

Значение зоологических знаний. Знания, полученные в результате изучения животного мира, имеют и практическое значение для деятельности человека.

Так, разработаны безвредные для человека биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства и запасов продовольствия.

Велики достижения зоологов в вопросах искусственного разведения ценных видов рыб, акклиматизации промысловых позвоночных животных и некоторых беспозвоночных как кормовой базы рыб.

За последние годы выведено много новых пород домашних и сельскохозяйственных животных, повышена их продуктивность. Успешно идёт одомашнивание диких животных.

Общепризнаны успехи российской науки в сохранении животных, находившихся на грани вымирания. Благодаря усилиям учёных восстановлена численность соболя и бобра, лося и сайгака, калана и морского котика.

Интересны научные открытия, позволяющие лучше понять ход эволюции животных (исторического развития животного мира), закономерности их размещения на планете.

Многие особенности строения и жизнедеятельности животных изучены и используются в технике. Идёт быстрое развитие наук, соприкасающихся с зоологией: биофизики, биохимии, молекулярной биологии и радиобиологии.

Трудно переоценить значение зоологических знаний для охраны природы. Создавая заповедники и заказники, человек стремится сохранить на планете многообразие животного мира. Исчезновение даже одного, пусть самого малочисленного вида – это безвозвратная потеря для биосферы, для эволюции, для человечества.

Этология. Зоогеография. Энтомология. Ихтиология. Орнитология. Эволюция животных.

1. По каким признакам классифицируют науки о животных?

2. Почему охранять животных и заботиться об их видовом многообразии должен каждый человек на Земле?

Пользуясь различными источниками информации, подготовьте с одноклассниками конференцию на тему «История отечественной зоологии». В ходе неё обсудите основные этапы и значение научной деятельности учёных в становлении отечественной зоологии.

Многообразие животных

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Глава 1. Простейшие

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Из этой главы вы узнаете:

о многообразии простейших животных,

о значении простейших в природе и в жизни человека,

об особенностях этой большой группы животных.

работать с живыми культурами,

готовить микропрепараты с живыми животными,

распознавать микроскопических животных.

Простейшие представлены одной или несколькими клетками. Каждая их клетка – самостоятельный организм, даже если клетки объединены в группу или колонию. Простейшие – недостаточно изученная группа организмов.

3. Простейшие: корненожки, радиолярии, солнечники, споровики

1. Кто такие простейшие?

2. В чём сходство и различие амёбы и хламидомонады?

Общая характеристика. Изучение обитателей различных водоёмов с помощью микроскопа показало, что в воде наряду с водорослями встречаются и другие одноклеточные организмы, не имеющие зелёной окраски. Большую группу этих организмов, описанную в 1676 г. А. Левенгуком, длительное время относили к одному типу – Простейшие. Считалось, что все животные этого типа состоят только из одной клетки. Прошло более 300 лет, и в 1980 г. на Международном конгрессе протозоологов (исследователей простейших) комитет, состоящий из учёных разных стран, предложил на основе детального изучения многообразия простейших новый вариант их классификации. Единый прежде тип Простейшие стал подцарством с семью самостоятельными типами. В настоящее время по нормам современной систематики все простейшие выделены в отдельное царство. Ежегодно открывают и описывают всё новые и новые виды этих микроскопических существ. Сейчас их известно около 70 тыс. В настоящее время к ним относят не только одноклеточные организмы, но и колониальные формы – совокупность одноклеточных особей, ведущих совместный образ жизни. Среди простейших есть организмы, питающиеся только готовыми органическими соединениями, – гетеротрофы и обладающие растительным типом питания – фототрофы.

При изменении условий простейшие могут образовывать плотную защитную оболочку, превращаясь в цисту. В таком состоянии они переносят неблагоприятные условия, а в некоторых случаях цисты могут разноситься ветром на большие расстояния.

Лабораторная работа № 1

Знакомство с многообразием водных простейших

ручная лупа 7х10, микроскоп, пробирки с аквариумной водой и определёнными культурами простейших, пипетка, предметное стекло, салфетка, вата.

1. Рассмотрите без увеличительных приборов жидкость в пробирках. Что можно сказать о её цвете, наличии включений, двигающихся включениях?

2. Ответьте на те же вопросы после рассматривания этой жидкости с помощью лупы.

3. Возьмите поочерёдно по одной капле воды из каждой пробирки с определённой культурой и, поместив каждую каплю на предметное стекло, рассмотрите под малым увеличением микроскопа.

Определите форму тела, величину, характер передвижения и окраску простейшего.

4. Рассмотрите каплю воды из аквариума. Найдите уже знакомые вам микроорганизмы. Обратите внимание на других простейших, впервые увиденных. Отметьте их форму, величину, окраску, характер движений.

Систематические группы простейших

Корненожки. Это одноклеточные организмы, передвигающиеся с помощью ложноножек – выпячиваний цитоплазмы (см. рис. 153, А), напоминающих корни растений. Корненожки обитают в морской и пресной воде, почве, других организмах (рис. 3). Есть корненожки, тело которых покрыто известковой раковиной. Среди них наиболее интересны фораминиферы (рис. 4), обитающие в водах Мирового океана во всех широтах и на всех глубинах. По хороню сохранившимся раковинкам учёные определили уже более 30 тыс. ископаемых видов, а также около 4 тыс. видов, обитающих в океанах сейчас.

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Рис. 3. Корненожки: А – без раковинок; Б – раковинные

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Рис. 4. Фораминиферы

Из паразитических корненожек наиболее опасна амёба дизентерийная – паразит человека, вызывающий кишечное заболевание.

Радиолярии – одноклеточные, реже колониальные, свободноживущие простейшие, имеющие минеральный скелет в виде удивительно красивых образований (рис. 5).

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Причудливые выросты на раковинах радиолярий значительно увеличивают площадь поверхности тела, что способствует их передвижению в толще воды.

Радиолярии распространены преимущественно в тёплых морях.

Солнечники – одна из самых малочисленных групп простейших. В ней всего несколько десятков видов, обитающих в пресных водах. Тело большинства солнечников напоминает «солнышко», но лишено минерального скелета. Многие солнечники свободноплавающие, но есть и прикреплённые особи (рис. 6). Питаются животными организмами.

Споровики. Одноклеточные организмы, ведущие исключительно паразитический образ жизни. Известно более тысячи видов. Обитают споровики в органах пищеварения, выделения, размножения, в крови животных и человека, например малярийный плазмодий. Споровики приносят большой вред, снижая продуктивность сельскохозяйственных животных и вызывая их гибель (рис. 7). С 1861 по 1881 г. с помощью микроскопа удалось установить все фазы развития малярии в крови человека. В начале XX в. обнаружили и переносчика малярии – комара из рода Анофелес. С этого же времени начали активно бороться с переносчиками болезни, поэтому теперь от малярии умирает значительно меньше людей, чем раньше. И в настоящее время существуют очаги малярии.

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Рис. 7. Споровик грегарина

Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики. Циста. Раковина.

1. Как питаются гетеротрофы?

2. Какова функция цисты?

3. В связи с чем перестали считать всех простейших одноклеточными?

1. Раскройте термин «простейшие».

2. Найдите ошибку в утверждении: «Если все одноклеточные – простейшие, то все простейшие – животные одноклеточные».

3. Пользуясь различными источниками информации, подготовьте сообщение на тему «Простейшие – возбудители заболеваний человека».

4. Рассмотрите рисунок 5 и объясните, как причудливые выросты на раковинах помогают радиоляриям перемещаться в толще воды.

1. Где обитают простейшие?

2. Какие простейшие опасны для человека?

Жгутиконосцы. Простейшие этой группы имеют один, два или много жгутиков. Среди жгутиконосцев есть такие организмы, которые по строению во многом схожи с одноклеточными водорослями. Нередко их относят к растительным жгутиконосцам (рис. 8).

Известны не только одноклеточные жгутиконосцы, но и колониальные виды, состоящие из 8, 16, 32 и даже 20 тыс. клеток (рис. 9). Каждая клетка колонии по своему строению очень напоминает водоросль хламидомонаду.

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Рис. 8. Растительные жгутиконосцы

Все растительные жгутиконосцы могут фотосинтезировать и питаться, как растения, поскольку в их клетках имеется зелёный пигмент – хлорофилл. Некоторые из жгутиконосцев, например эвглена зелёная, на свету питаются как растения, а в темноте как животные – готовыми органическими веществами. Все растительные жгутиконосцы ведут свободный образ жизни в водной среде.

Другие жгутиконосцы не имеют хлоропластов. Среди них есть свободноживущие особи, но основные представители их перешли к паразитическому образу жизни (в растительных и животных организмах). Например, известны трихомонада и лямблия (рис. 10), которые паразитируют в кишечнике человека и животных. Трипаносома обитает в крови человека и животных (рис. 11). Лейшмании поражают преимущественно кожу, слизистые оболочки и внутренние органы.

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Рис. 9. Вольвокс и другие колониальные жгутиконосцы

Инфузории – это наиболее сложноорганизованные одноклеточные или колониальные организмы. Среди них есть свободноживущие, прикреплённые и паразитические формы (рис. 12). Известно более 7,5 тыс. видов инфузорий. Тело инфузорий имеет постоянную форму, у представителей многих видов, например у инфузории туфельки, имеются реснички, с помощью которых свободноживущие в водоёмах организмы довольно быстро передвигаются и обеспечивают себя питанием.

Свободноживущие инфузории питаются в основном бактериями, другими простейшими. Паразитические – обитают в кишечнике животных, питаются содержимым кишечника, разрушают слизистую и вызывают серьёзные заболевания. Прикрепленные – могут удерживаться на подводных предметах, теле водных животных. Реснички создают ток воды, с помощью которого пищевые частички подгоняются к ротовой впадине (см. рис. 153, Б). Характерным отличием инфузорий от других простейших является наличие в клетке не менее двух разных по величине ядер.

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Рис. 10. Трихомонада и лямблия

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Рис. 11. Трипаносома

О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Смотреть картинку О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Картинка про О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин. Фото О чем говорят наскальные рисунки биология 7 класс латюшин

Рис. 12. Туфелька и другие инфузории

Значение простейших. Несмотря на малые размеры тела, простейшие имеют большое значение в природе и в жизни человека. Это объясняется следующими особенностями.

Во-первых, тело многих водных простейших заключено в известковую раковинку. После гибели этих организмов их раковинки опускаются на дно. Там за многие миллионы лет из них образуются многометровые толщи известковых отложений, например мел.

Во-вторых, многие простейшие являются незаменимым кормом для других животных.

В-третьих, большое количество простейших является возбудителями различных болезней, среди которых немало смертельных. Из болезней человека, вызываемых простейшими, опасны такие, как амёбная дизентерия, амёбный менингит, токсоплазмоз, сонная болезнь, «восточная язва».

Простейшие приносят большой ущерб пчеловодству, рыбоводству, животноводству и звероводству.

Инфузории. Колония. Жгутиконосцы.

1. Рассмотрите на рисунках строение простейших. Какие основные признаки этой группы организмов можно установить по их изображениям?

2. В чём преимущество колониальных животных по сравнению с одноклеточными? Обсудите этот вопрос с одноклассниками.

3. Каково значение простейших?

1. Используя различные источники информации, подготовьте сообщение о заболеваниях пчёл, рыб и других животных, вызываемых простейшими.

2. Приведите доказательства, что когда-то и растения, и животные имели общих предков.

3. Подготовьте проект «Экскурсия в мир простейших».

Данное произведение размещено по согласованию с ООО «ЛитРес» (20% исходного текста). Если размещение книги нарушает чьи-либо права, то сообщите об этом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *