О чем говорится в первой части поэмы медный всадник
Краткое содержание поэмы Пушкина «Медный всадник»
Данное произведение является героической поэмой, повествующей о трагических событиях в жизни мелкого чиновника, его личном конфликте с Медным всадником в лице Петра I. Наводнение 1824 года забрало жизнь невесты Евгения. Не справившись с потерей любимой, молодой человек сходит с ума и умирает от тоски и одиночества. Краткое содержание поэмы «Медный всадник» по частям поможет читателю составить общее впечатление о произведении.
Главные герои
Вступление
Во вступительной части произведения автор рассказывает историю основания Петербурга Петром I. Дело было так: после того, как удалось отбить берега Балтийского моря у шведов, Петр I решил, что будет строить на этом месте стратегически важный объект, портовый город – Петербург. Ему удалось претворить свой замысел в жизнь. Петербург впоследствии стал крупнейшим торговым портом и одним из красивейших городов мира.
Часть первая
Погода в Петербурге не радовала. Ноябрь выдался холодным. Дождь и сильные порывы ветра валили с ног. Евгений вернулся домой за полночь, засиделся в гостях. Съемная квартира напоминала собой холостяцкую берлогу. Молодой человек долго крутился в кровати, пытаясь заснуть, но все безрезультатно. Мысли о возлюбленной не давали покоя. Он представлял, какой будет их семейная жизнь с Парашей, когда они поженятся. Пока это были только мечты. Евгений был беден, а семья требует вложений. Не голодать же всем вместе, а если ребятишки пойдут, то, что тогда. Придется немного повременить со свадьбой. Параша поймет и не осудит.
Погода между тем ухудшалась. Дождь усиливался. Не переставая лить сплошной стеной. Начиналось настоящее наводнение. Вода в Неве поднялась, достигнув высшей отметки. Евгений понял, что в ближайшие несколько дней не получится встретиться с Парашей. В такую погоду хозяин собаку не выгонит из дома, не говоря уже о свиданиях.
Евгений представил, как сейчас, тяжело Параше и ее матери. Они далеко от него, на острове, наверняка нуждаются в помощи. Он бы рад помочь женщинам, но как до них добраться. Душа болела за близких людей. Евгений ничего не мог изменить. В борьбе со стихией человек бессилен. Оставалось ждать, когда утихнет ненастье, надеясь, что жертв не будет.
Часть вторая
Через пару дней вода начала отступать. Нева успокоилась. Дожди прекратились. Евгению удалось среди хаоса, оставшегося после наводнения отыскать лодку. Перевозчик согласился отвезти его на остров, где осталась Параша с матерью. Дом, где жили женщины, словно испарился. Создавалось впечатление, что его вообще здесь никогда и не было. Его просто снесло волной, а вместе с ним исчезли его хозяева. До мужчины доходит, что здесь произошла трагедия. Девушка и мать утонули. Нева поглотила их тела, не оставив шансов на спасение.
Потрясение от увиденного было сильнейшим. Евгений не смог пережить утрату. Он постепенно сходит с ума. Скитается по улицам, ночует, где придется, питается объедками.
Спустя шесть месяцев после трагедии, случившейся во время наводнения, Евгений бродя по улицам Петербурга, выходит на площадь, где установлен памятник Петру I. В его лице он видит врага, виновного во всех несчастьях, приключившихся с ним. Ему казалось, что Петр виновен в гибели его невесты, основав город в таком небезопасном месте, где наводнение не редкость. Он высказывает обидчику все то, что думает о нем, не стесняясь в выражениях.
На какое-то мгновение Евгению показалось, что лицо Петра искажено злой маской. Медный всадник готов был сойти с пьедестала и затоптать того, кто осмелился предъявлять такие обвинения правителю. Евгений бросается прочь. В его ушах стоит цокот копыт по мостовой.
Поэма «Медный всадник» – повествование о трагической участи простого обитателя Петербурга, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь.
В «Медном всаднике» Пушкин поднимает тему «маленького человека» и тему роли Петра I в судьбе России. Основной конфликт произведения – противостояние личности и власти.
Евгений – бедный чиновник, который мечтает о семье, спокойной размеренной жизни. Сходит с ума, не в силах смириться со смертью любимой девушки во время наводнения.
Петр I – оживающий в воображении Евгения образ памятника царю.
Параша – возлюбленная Евгения, которая гибнет во время наводнения в Петербурге.
У безлюдных берегов Невы стоял когда-то Петр I, размышляя о времени, когда здесь будет основан город:
««Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно»».
По прошествии ста лет на месте, где раньше не было ничего, кроме ««тьмы лесов»» и болотных топей, ««вознесся пышно, горделиво»» молодой город. ««Юный град»» затмил красотой, богатством и мощью саму Москву. Автор признается в любви к городу, ««Петра творенью»», и верит, что созданный волею правителя, он будет многие века стоять ««неколебимо как Россия»», а побежденная стихия финских волн забудет о своем былом величии и не будет беспокоить ««вечный сон Петра»».
Повествователь приступает к рассказу о тяжелом времени, воспоминание о котором еще свежо.
Поздним ненастным вечером ноября герой по имени Евгений вернулся из гостей домой.
««Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине»».
Тяжелые мысли о бедности, о своей жизни, в которой еще предстоит заслужить ««независимость и честь»», не дают ему заснуть. К тому же из-за непогоды вода в Неве поднималась и, скорее всего, уже смыла мосты, – теперь Евгений несколько дней не сможет увидеть любимую девушку Парашу, живущую ««у самого залива»», на другом берегу. Евгений размечтался о жизни с Парашей, об их совместном будущем и, наконец, заснул.
Наступивший день был ужасен:
««Нева вздувалась и ревела,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась»».
Площади превратились в озера, и в них ««широкими реками вливались улицы»«. Вода разрушала дома и уносила людей, обломки жилищ, мосты, – все, что встречалось на пути.
На мраморном льве возле одного из новых богатых домов города неподвижно сидел среди общего хаоса Евгений. Он не видел и не слышал ни ветра, ни дождя, бьющего по лицу – он тревожился о судьбе возлюбленной. Молодой человек в отчаянии неотрывно смотрел туда, где, ««словно горы, из возмущенной глубины вставали волны, буря выла, неслись обломки»», – туда, где жила Параша со своей матерью. Герою казалось, он видит и некрашеный забор, и их ветхую лачугу.
Евгений сидел, не в силах сдвинуться с места. Вокруг везде была вода, а перед ним – обращенный к нему спиной ««кумир на бронзовом коне»». Памятник Петру I возвышался над бушующей Невой.
Наконец вода начала спадать. Евгений, ««душою замирая, в надежде, страхе и тоске»», наняв перевозчика, плывет к любимой. Выйдя на берег, герой бежит к дому, где жила Параша, он не верит глазам, ходит вновь и вновь вокруг места, где жила девушка, и не находит ее дома – он смыт Невой. ««Полон сумрачной заботы»», Евгений громко говорит сам с собой, а потом смеется.
Наступил следующий день, Нева успокоилась, город вернулся к прежней жизни. Жители шли на службу, возобновилась торговля.
Только Евгений не смог перенести гибели любимой, его ««смятенный ум»» не выдержал потрясения. Занятый мрачными мыслями, он скитался по городу, не возвращаясь домой. Так прошла сначала неделя, потом месяц. Молодой человек спал, где придется, кормился подаянием. Бывало, дети бросали вслед ему камни, его стегали плети кучеров, когда он, не разбирая дороги, едва не попадал под колеса повозок. Внутренняя тревога съедала его.
««И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…»»
Однажды в конце лета, ночуя возле невской пристани, Евгений был разбуежн наступающим ненастьем. Шел дождь, выл ветер, бурлила Нева. Вспомнив пережитый ужас наводнения, герой начал бродить по улицам. Со страхом внезапно остановился – он очутился возле дома, где спасался от бушующей реки в ночь гибели Параши. На крыльце большого нового дома все также сидели изваяния львов, а неподалеку высился на бронзовом коне Петр. Евгений узнал и место, где ««потоп играл»», и львов, и того, ««чьей волей роковой под морем город основался»». Именно Петра считает виновником своего горя.
Стиснув зубы, сжав пальцы, задрожав от переполнявшей злобы, взглянул он в глаза Петра и прошептал с угрозой: ««Ужо тебе. »» И вдруг бросился прочь: герою показалось, что лицо царя вспыхнуло гневом и всадник начал поворачиваться в его сторону. Всю ночь бежал Евгений от мнимого преследования Петра – куда бы ни сворачивал он, везде слышался ему топот конских копыт ожившего ««медного всадника»».
С тех пор всегда, когда Евгений оказывался возле памятника, он смиренно опускал глаза, снимал картуз и прижимал руку к сердцу, ««как бы смиряя его муку»».
Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого ««безумца»» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья. Здесь же, на острове, его и похоронили.
Рассказывая историю Евгения, автор подводит нас к выводу о том, что противоречия между властью и маленькими людьми не исчезают и не разрешаются – они всегда трагически взаимосвязаны. Пушкин впервые в русской литературе показал неразрешимость между государственными интересами и интересами простого человека. Именно поэтому образы главных героев в изображении автора неоднозначны: мы видим Петра – преобразователя и Петра-самодержца, Евгения – мелкого чиновника и бунтаря, возмутившегося действиями самого царя.
После чтения пересказа «Медного всадника» читатель готов к восприятию неповторимых пушкинских образов и языка поэмы.
Герои поэмы
Центральным персонажем является государственный служащий Евгений. Он мечтает о семье и счастливой жизни с любимой, но страдает от нехватки денег.
Пересказ «Медного всадника» по частям
Из-за того, что Евгений в этой поэме злится на самого царя (пусть и только на его памятник), произведение не допускалось к печати. Его издали только смерти А. С. Пушкина, но перед этим сильно отредактировали в соответствии с требованиями цензуры. Полностью оригинальный текст же был впервые опубликован только в начале XX века.
Предисловие
В начале поэмы А. С. Пушкин пишет о том, что рассказанная им история происходила в реальной жизни. Наводнение в Петербурге действительно было – сведения о нем автор получил из газет, датированных тем годом, о котором он пишет в поэме.
Вступление
В самом начале поэмы автор пишет о тех временах, когда Петербурга еще не было. Его основатель – сам Петр I, мечтал о том, как место болота расцветет большой город, похожий на европейский. И спустя 100 лет замысел императора действительно был воплощен в жизнь: появился гордый Петербург (название его было взято из слов «Петр» и «город» на немецком языке), новая столица, затмившая по роскоши и красоте саму Москву.
Сам автор говорит о том, как сильно он любит Петербург, который нынче спокойно стоит средь волн финского залива. Однако так было не всегда: однажды стихия попыталась уничтожить творение Петра I, и воспоминание о тех днях еще свежо.
Часть 1
В первой части читатель знакомится с главным героем поэмы. Евгений – это незаметный чиновник, который занимает мелкий пост «где-то» (то есть, автор даже отмечает, что место работы героя столь незначительно, что и упоминания не заслуживает) и живет в бедности. Как-то он возвращается из гостей и долго не может уснуть, терзаемый тяжелыми мыслями. Он сокрушается о собственной нищете и отсутствии независимости, а тут еще и новый повод для печали – из-за ливней смыло мосты на другую сторону залива, и Евгений не сможет навестить свою возлюбленную Парашу. Мечтая об образе девушки, главный герой, наконец, засыпает.
Продолжая рассказывать кратко поэму «Медный всадник», мы видим, что на следующий день погода сильно ухудшилась – в Петербурге начало настоящее ненастье. Из-за наводнения начали гибнуть люди, уносились их дома, разрушался город. Но Евгений не замечал происходящего: сидя рядом со статуей медного всадника, он тревожился только о том, как там его возлюбленная – ведь Параша жила совсем в хилом домике, который не выдержал бы натиска стихии.
Часть 2
Когда наводнение немного спало, Евгений поспешил на другой берег к своей любимой. Он приезжает на то место, где стоял домик Параши, и не может поверить своим глазам. Оказалось, что все смела вода – ни осталось ни дома, ни забора, ни людей. Евгений понимает, что любовь всей его жизни погибла. Чиновник утратил единственный смысл своего существования и начал сходить с ума от горя.
На следующий день буря утихла, город немного восстановился, и жизнь снова потекла своим чередом. Не восстановился только Евгений. Обезумевший, он отправляется скитаться, не вернувшись ни на работу, ни домой. Он спит прямо на пристани и ест то, что подают ему добрые люди. Все время он слышит в ушах шум стихии, погубившей Парашу.
Так проходит несколько месяцев. Одним дождливым осенним днем тревога Евгения резко усиливается, и он отправляется к статуе медного всадника. Бывший чиновник обходит изваяние несколько раз, чувствуя, как внутри него закипает гнев. Он понимает, кто на самом деле виноват во всех его бедах – император, основавший холодный и жестокий Петербург.
Евгений начинает грозить памятнику и изливает на него всю свою злость. Но тут ему кажется, будто всадник оживает и начинает наступать на него. Евгений в ужасе убегает прочь и мечется по всему городу – ему все время мерещится преследующий его грозный император.
На утро навязчивое видение отступает, но главный герой о нем не забывает. Теперь каждый раз, проходя мимо изваяния, он отдает ему почести и будто бы извиняется за то, что позволил себе разгневаться на императора.
В Петербурге еще случались наводнение. Одно из них произошло следующей весной после того, как Евгений бежал от грозного медного всадника. Стихия прибила к маленькому острову ветхий домик, на пороге которого лежал мертвый человек. Это был Евгений, который так и не смог справиться о своим горем. На том маленьком острове бывшего чиновника и предали земле.
А.С. Пушкин «Медный всадник»: сюжет и краткое содержание по частям поэмы
(Иллюстрация Бенуа к «Медному всаднику» Пушкина 1899-1905 годы)
«Медный всадник» А. С. Пушкина — необыкновенное произведение даже среди шедевров великого поэта. В нём — гимн императору-творцу и неразрешимая трагедия жизни, глубокая философия и горе маленького человека, который любит и страдает.
«Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье…» — и перед нами из самых простых слов вырастает величественная каменная громада северной столицы. Здесь живёт мелкий чиновник Евгений. Небогатый, но трудолюбивый, он мечтает о простом счастье с любимой Парашей (Прасковьей). Но всё рушит стихия — страшное наводнение, случившееся в Петербурге 7 (19) ноября 1824 года. Параша гибнет, и Евгений, будто тронувшись умом, обвиняет в трагедии Петра — Медный всадник, памятник императору-строителю.
В поэме Пушкин преклоняется перед гением и волей Петра, вздёрнувшего «Россию на дыбы», а в истории Евгения изображает судьбу простого человека, хранителя традиций и основ общества, жизнь которого разрушили петровские реформы. Личной волею сломав национальный уклад, царь-реформатор будто впустил хаос в народную жизнь. Решительно нет никакой возможности ответить, на чьей стороне поэт-философ. Потому интерпретация произведения до сих пор — предмет непримиримых споров.
Главные герои
Евгений
Евгений — представитель многочисленной петербургской страты (социальной группы) мелких чиновников. Он живёт в Коломне — районе «респектабельных бедняков», ещё деревянной, с садами и огородами — только в 1761 году Елизавета, дочь Петра, укажет строить в районе из камня. Живёт герой только жалованьем, потому беден. Он — типичный мещанин: мечтает жениться, «трудиться день и ночь готов», чтобы обустроить простой дом, где будет жить с Парашей и детьми — в любви и согласии до самой смерти. Эта «бледность» героя — характеристика петербуржца, простого человека «вообще» — таких тысячи, миллионы.
Евгений — представитель «третьего сословия», обедневших дворян, потерявших достаток, но хранящих культуру, нравственные основы общества. Потому Пушкин даёт ему соответствующее имя: Евгений с греческого — «благородный». Во многом герой напоминает самого Пушкина — обедневший дворянин, жизнь на жалованье, мечта о семейном счастье, не ставшая реальностью
Петербург и Медный Всадник
(Медный всадник. Автор снимка: Usynin)
«На берегу пустынных волн…» — так начинается «петербургская повесть» «Медный всадник». Безлюдные, мрачные северные воды через 1 строфу, словно по мановению руки волшебника, превращаются в «юный град, полнощных стран краса и диво». Так возникает город-призрак, город-миф.
Петербург в поэме — символ империи, власти, силы, победившей стихию — Хаос. Город прекрасен: «громады стройные теснятся дворцов и башен», блистает одетая в гранит Нева, «мосты повисли над водами», словно кто-то спустил их с небес, кругом — тёмно-зелёные сады, богатые пристани, около которых — толпы кораблей со всех концов земли…
В поэме город безжалостен к человеку. Он выстроен на показ, для государства, для блеска и величия. Даже страшное наводнение всего на день ломает его «машину». А через день всё возвращается на места: спешат чиновники, торговцы открывают прилавки, чужое горе никому не интересно.
Вода, поднявшаяся над гранитом, так же бессильна перед властью Петра, как бессилен протест Евгения, пригрозившего памятнику и тут же бросившегося бежать.
Призрачность Петербурга в том, что он не должен стоять на гиблом месте, среди болот. А он стоит — на костях. Так Пётр сломал законы природы, сломал старый народный уклад, надеясь привить европейский. Но если с городом всё удалось, то с человеческой жизнью — нет.
Медный Всадник восседает на вздыбленном коне, и Пушкин сравнивает коня с Россией, которую император поднял «на дыбы».
Сюжет
Евгений служит мелким чиновником в Петербурге, мечтает о свадьбе, семье, детях. В ноябре 1824 года Нева входит из берегов, и в наводнении гибнет любимая героя — Параша. Евгений сходит с ума и целый год бродит по городу.
Однажды осенью он оказывается у памятника Петру Первому — у Медного Всадника. Он вдруг понимает, кто виновен в его трагедии, и грозит «истукану». А потом бросается бежать, слыша за собой «тяжёло-звонкое скаканье».
Весной тело Евгения находят на удалённом острове на пороге домика, разрушенного наводнением.
Краткое содержание по главам
Предисловие
Пушкин сообщает читателю, что всё «описанное в сей повести» — истинно. За подтверждением всякий сомневающийся может заглянуть в «известие, составленное В. Н. Берхом».
Автор намеренно отсылает читателя к Берху Василию Николаевичу — историку российского флота и географических открытий: так Пушкин настраивает на то, что всё сказанное — быль.
Этому же служит и определение жанра, данное самим автором, — «повесть».
Вступление
Пётр Первый стоит на берегу Невы и смотрит вдаль:
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там…
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
(Памятник императору Петру I (Медный всадник). Автор снимка: Aniacra)
Пушкин не называет императора по имени, а говорит «он». И у читателя невольно возникают ассоциации с картиной сотворения мира. Проходит 100 лет, и перед нами — прекрасный город, «полнощных (ред. — северных) стран краса и диво», со стройными громадами дворцов, гранитными берегами Невы, шумными и богатыми пристанями.
Автор признаётся в любви к «младшей столице»: «Люблю тебя, Петра творенье…». Он любуется городом в свете белых ночей, «спящими громадами» улиц, в блеске балов, его военными парадами, ледоходом на Неве.
Часть первая
Ноябрь. Нева, «как больной», мечется в гранитных берегах. Из гостей домой возвращается Евгений. Он долго не может заснуть и мечтает, как женится на любимой Параше, как будет много работать, переживает, что из-за непогоды «с Парашей будет он дни на два, на три разлучен».
Утром непогода усилилась. Над берегами Невы толпился народ, «любуясь брызгами, горами и пеной разъяренных вод». Но случилось страшное:
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась. Пред нею
Всё побежало, всё вокруг
Вдруг опустело — воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы…
Река сносит всё — дома, мосты, вымывает гробы из земли, губит людей… Евгений, застигнутый наводнением, спасается на «звере мраморном верхом» — сторожевом льве у дома на «площади Петровой». Он бледен и смотрит только в одну сторону — туда, где дом его Параши и где «вставали волны там и злились, там буря выла…»
Краткое содержание «Медный всадник»
Всего получено оценок: 13635.
О произведении
Поэма «Медный всадник» – повествование о трагической участи простого обитателя Петербурга, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь.
В «Медном всаднике» Пушкин поднимает тему «маленького человека» и тему роли Петра I в судьбе России. Основной конфликт произведения – противостояние личности и власти. Для общего ознакомления с произведением предлагаем прочитать онлайн краткое содержание «Медного всадника», выполненное опытным учителем литературы.
Место и время действия
События поэмы происходят в ноябре 1824 года в России, в Петербурге.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Предисловие
Вступление
У безлюдных берегов Невы стоял когда-то Петр I и размышлял о времени, когда здесь будет основан город:
Повествователь приступает к рассказу о тяжелом времени, воспоминание о котором еще свежо.
Часть первая
Поздним ненастным вечером ноября герой по имени Евгений вернулся из гостей домой.
Наступивший день был ужасен:
Часть вторая
Наступил следующий день, Нева успокоилась, город вернулся к прежней жизни. Жители пошли на службу, возобновилась торговля.
Только Евгений не смог перенести гибели любимой, его «смятенный ум» не выдержал потрясения. Занятый мрачными мыслями, он скитался по городу, не возвращаясь домой. Так прошла сначала неделя, потом месяц. Молодой человек спал где придется, кормился подаянием. Бывало, дети бросали вслед ему камни, его стегали плети кучеров, когда он, не разбирая дороги, едва не попадал под колеса повозок. Внутренняя тревога съедала его.
«И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…»
Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого «безумца» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья. Здесь же, на острове, его и похоронили.
Заключение
Рассказывая историю Евгения, автор подводит нас к выводу, что противоречия между властью и маленькими людьми не исчезают и не разрешаются – они всегда трагически взаимосвязаны. Пушкин впервые в русской литературе показал неразрешимость между государственными интересами и интересами простого человека. Именно поэтому образы главных героев в изображении автора неоднозначны: мы видим Петра – преобразователя и Петра-самодержца, Евгения – мелкого чиновника и бунтаря, возмутившегося действиями самого царя.
После чтения пересказа «Медного всадника» читатель готов к восприятию неповторимых пушкинских образов и языка поэмы.
Тест по поэме
Пройдите тест – и узнаете, как хорошо вы запомнили краткое содержание: