О чем басня кукушка сумарокова
«Кокушка» А. Сумароков
Грач вырвался из рук, из города домой.
Кокушка говорит: «Скажи, дружочек мой,
Какая в городе молва о песнях наших?»
Он ей ответствует: «Из жителей там ваших
Прославлен соловей, о нем везде слова,
О нем великая там носится молва».
Кокушка говорит: «О жавронке известно?»
Грач ей: «И жавронка там пение прелестно».
Кокушка говорит: «Во славе ль там скворец?»
Грач ей: «И он у них известный там певец».
Кокушка говорит: «С тобой жила я дружно.
Для дружбы той скажи, что знать еще мне нужно,
Да только ничего, дружок, не утаи.
Какие речи там про песенки мои?»
Грач ей: «О том людей на речь не позывало,
Как будто бы тебя на свете не бывало».
Кокушка говорит: «Коль люди без ума,
Так я могу сплести хвалу себе сама».
Анализ басни А. П. Сумарокова «Кокушка»
В написании басен А. П. Сумароков был настоящим новатором. Их злободневное содержание в сочетании с ненавязчивой дидактичностью значительно повысило популярность этого жанра. К сожалению, острый язык поэта настроил против него многих современников и завел его в опалу. Дата написания басни «Кокушка» – 1759 год – говорит о заблаговременной подготовке поэтом басенных сборников, активно публиковавшихся им в период с 1762 по 1769 год.
В тексте басни А. П. Сумароков использует следующие средства художественной выразительности:
В тексте находим устаревшую форму глагола «отвечает» – «ответствует», авторские неологизмы – «кокушка», «жавронок».
Оборот «на речь не позывало» имеет смысл «не было необходимости (позыва) говорить», а предлог «для» употребляется в значении «ради» – «ради дружбы». Но Кукушка явно лукавит, и ни о какой дружбе речь не идет – она использует сбежавшего из города Грача исключительно как информатора. Спесивое, снисходительное отношение Кукушки сквозит в обращении к собеседнику «дружочек мой», «дружок». Совершенно очевидно, что ее расспросы о популярности соловья, жаворонка и скворца являются лишь ширмой, прелюдией к вопросу о себе. На самом деле Кукушку не интересует ничто, кроме собственной персоны.
Перед тем, как задать волнующий ее вопрос, Кукушка даже делает предисловие, намекая Грачу на мифическую близость и желательность ответа. Но простодушный Грач говорит нелицеприятную правду.
Автор обличает агрессивную, воинствующую активность посредственностей и намекает на вторгающихся в литературу бездарных писателей, поэтов, которые не останавливаются ни перед чем в попытке прославиться. Ведь Кукушка и не находит нужным скрывать, что займется саморекламой.
Басня чрезвычайно актуальна в наши дни, когда множество людей стремятся высказаться в любом месте и любой ценой при том, что сказать им, по существу, нечего.
О чем басня кукушка сумарокова
Автор: Ермакова Анастасия Сергеевна
Организация: МБОУ «Белореченская СОШ»
Населенный пункт: Иркутская область, Усольский район, р.п. Белореченский
Цели: кратко познакомить с историей жанра басни, с биографией А. П. Сумарокова; показать значение его басен; выявить жанровые признаки басни; развивать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты: знание понятий басня, мораль, эзопов язык, основных вех биографии А. П. Сумарокова; понимание значения творчества баснописца, развитие читательской грамотности.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя
Жанр, о котором мы будем сегодня говорить, появился в далекой древности, более 20 веков назад. Речь идет о басне – одном из старейших и в то же время нестареющих, вечных литературных жанров.
Создателем басни считается Эзоп, древнегреческий баснописец, живший в VI веке до нашей эры. В XVII веке в Европе вспыхнул интерес к античной культуре, и басня обрела вторую жизнь.
Немного позже басня появилась и в России, когда были сделаны первые переводы басен, известных как «эзоповы». С этого времени басня начинает завоевывать прочные позиции в русской литературе.
2. Работа по статье «Андрей Петрович Сумароков» (распечатана на каждого ученика)
Детство и юность
Александр Петрович появился на свет 14 (25) ноября 1717 года в Вильманстранде в семье обедневших дворян. Но, несмотря на сложное финансовое положение, Сумароковы стремились обеспечить своим отпрыскам достойное образование в соответствии с традициями.
В детстве Александр занимался дома с гувернёрами. В те годы в знатных семействах было престижно отдавать сыновей на военную службу. Когда Александру исполнилось 15 лет, он со своим младшим братом Василием был принят в первый набор Сухопутного шляхетского кадетского корпуса.
Это учебное заведение специализировалось на подготовке военных кадров, придворных и гражданских служащих. Здесь Александр получил прекрасное разностороннее образование. Во время обучения он не на шутку увлекся литературой, начал писать стихи и песни, подражая французским авторам.
Начало творческого пути
После окончания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса Александр Сумароков мог начать блестящую военную карьеру, однако он решил пойти по иному пути. В возрасте 23 лет Александр Петрович поступил на работу служащим в канцелярию графа Миниха. Проявив свои выдающиеся способности, он стал быстро продвигаться по служебной лестнице.
Несмотря на блестящие перспективы на государственной службе, Сумароков понял, что самым важным делом в его жизни является литература.
В самом начале творческого пути Сумароков избрал жанр любовных песен, которые как нельзя лучше раскрывали его душевное состояние.
Драматургия
Любовная лирика Сумарокова пришлась по вкусу пресыщенной столичной публике. Но настоящую славу ему принесла стихотворная драма «Хорев», которая была поставлена в 1747 году. Далее последовали новые пьесы, которые закрепили успех Сумарокова.
Театр полностью завладел Александром Петровичем, который стал одним из самых популярных и востребованных драматургов в Российской империи.
Сумароков, биография которого тесно связана с театром, также известен как автор нескольких сотен басен, в которых тонко высмеивал пороки человечества. В 1759 году он стал издавать собственный журнал «Трудолюбивая пчела», в котором публиковал свои стихи, притчи и басни.
Последние годы жизни
Несмотря на признание при жизни, покровительство влиятельных вельмож и близость ко двору, Александр Петрович чувствовал себя глубоко несчастным человеком. Он считал, что его талант не оценен в полной мере и к нему не проявляют должного внимания.
Скончался Александр Петрович 1 (12) октября 1777 года.
Задание по тексту. (Преобразуем данный текст в нелинейный.)
1. Прочитайте внимательно статью о писателе.
2. Заполните недостающие факты, опираясь на биографическую статью.
3. Рассмотрите кластер, который у вас получился.
4. Расскажите о жизни и творчестве Андрея Петровича Сумарокова.
3. Актуализация знаний.
Сумароков обращался к жанру басни на протяжении всей своей творческой жизни и создал 374 басни. Свои басни он называл притчами.
Вспомните, что мы узнали о жанре басни.
Рассмотрите облако слов и запишите в тетради особенности басен, о которых мы говорили с вами на предыдущем уроке.
1. Родоначальником басни был древнегреческий мудрец Эзоп.
2. В басне высмеиваются пороки: жадность, глупость, излишняя доверчивость, наивность.
3. Героями басен чаще всего являются животные.
4. Используется иносказание.
5. В конце басни помещена мораль – поучение.
4. Работа с басней «Кокушка» А. П. Сумарокова.
А. П. Сумароков использовал в своих баснях народные выражения, пословицы и поговорки, обличал ненавистные ему пороки. Сегодня мы познакомимся с басней «Кокушка».
(Выразительное чтение басни, работа по вопросам на стр. 36)
— Басня написана в форме разговора двух персонажей – Кокушки и Грача. Каким термином можно определить такой разговор? (диалог)
— Почему Кокушка просит прилетевшего из города Грача рассказать, что говорят люди о «песнях наших»? О чьих песнях на самом деле хочет услышать от Грача Кокушка? (на самом деле Кокушку интересует мнение только о ней самой. Вопросы о соловье и жаворонке являются предисловием к вопросам о собственной персоне.)
— Почему Грач рассказывает о том, как горожане относятся к пению соловья, жаворонка, скворца, а про Кокушку не вспоминает? (потому что они действительно талантливы, их пение приятно слушать.)
— Как характеризуют Кокушку слова, завершающие басню? (Кокушка себялюбива, оценка её способностей завышена.)
— О каких людях идёт речь в басне? (о бездарных людей, стремящихся любой ценой проявить себя несмотря на отсутствие таланта)
— Какой человеческий порок осуждает баснописец? (бездарность, незаслуженно высокое мнение о себе и своих способностях, достижениях)
— Выведена ли в басне мораль? Попробуйте сформулировать ее сами.
Вывод: в басне «Кокушка» высмеиваются люди, которые ничего из себя не представляют, являются бездарными, но при этом у них слишком высокое мнение о себе, высмеиваются люди, которые занимаются саморекламой. И в наше время эта басня актуальна.
III. Закрепление изученного
– Какова основная цель басни? (Высмеивание человеческих пороков.)
– Назовите характерные черты жанра басни. ( В басне высмеиваются пороки: жадность, глупость, излишняя доверчивость, наивность. Героями басен чаще всего являются животные. Используется иносказание. Чаще всего в конце басни помещена мораль – поучение.)
IV. Подведение итогов урока.
Для чего авторы используют жанр басни?
Нужно ли читать басни? Почему?
Домашнее задание:
1. Выразительно читать басню.
2. Сделать иллюстрацию к басне.
А.П. Сумароков. Кокушка.
Просмотр содержимого документа
«А.П. Сумароков. Кокушка.»
Следите за ходом урока:
в конце занятия «потеряется» информация, заявленная на одном из этапов.
Первому, кто это обнаружит, будет поставлена отметка «5».
Внимание! Будьте бдительны!
Александр Петрович СУМАРОКОВ
Портрет А.П. Сумарокова работы Ф.С. Рокотова
Александр Петрович СУМАРОКОВ (1717 – 1777)
— русский поэт, драматург, литературный критик
Литературное наследие А.П. Сумарокова
А.П. Сумароков считается первым русским профессиональным литератором
Басни А.П. Сумарокова
А.П. Сумароков утвердил жанр басни в русской литературе
Басни А.П. Сумарокова
— изображал реалии русского быта;
-вводил пословицы, поговорки русского языка.
А.П. Сумароков утвердил жанр басни в русской литературе
Басни А.П. Сумарокова
По содержанию басни можно отнести к трём тематическим группам.
И искры от горшка Железного блистались,
А тот недолго мог идти,
И более его нельзя уже найти, лишь только на пути
Одна из них включает басни, содержащие притчи морально-бытового характера.
Едины черепки остались.
Покорствуя своей судьбе,
Имей сообщество ты с равными себе
Со Глиняным горшком горшок Железный.
Он был ему знаком, и друг ему любезный.
В бока друг друга стук,
Лишь только слышен звук.
Басни А.П. Сумарокова
Метался от тоски и чуть он не вздурился.
Увидел Журавля и слезно стал просить,
Чтоб он потщился в том ему помощник быть,
И всю он на него надежду полагает.
Журавль свой долгий нос в гортань ему пускает
И вынимает кость. Потом он просит мзды,
Что он от таковой спас злой его беды.
Что Волк тебя в таком здоровье оставляет,
Какое до сея услуги ты имел,
И радуйся тому, что нос остался цел».
Тот права честности немало сберегает,
Кто людям никогда худым не помогает.
Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»
МОЛВ А – слухи, толки.
ОТВ Е ТСТВУЕТ – отвечает.
НЕ УТА И – не скрывай.
ЛЮДЕЙ НА РЕЧЬ НЕ ПОЗЫВАЛО – не было необходимости (позыва) говорить.
СПЛЕСТ И ХВАЛ У – сочинить похвальную речь.
Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»
Басня написана в форме разговора двух персонажей – Кокушки и Грача.
Каким термином можно определить такой разговор?
Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»
Почему Кокушка просит прилетевшего из города Грача рассказать, что говорят люди о «песнях наших»?
О чьих песнях на самом деле хочет услышать от Грача Кокушка?
Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»
Почему Грач рассказывает о том, как горожане относятся к пению соловья, жаворонка, скворца, а про Кокушку не вспоминает?
Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»
Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству.
Она высмеивает бездарных людей, нагло вторгающихся в искусство, претендующих на известность и признание их заслуг.
Как характеризуют Кокушку слова, завершающие басню?
О каких людях идёт речь в басне?
Какой человеческий порок осуждает баснописец?
Творческая работа: анализ вариантов
То незатейливое пение Кокушки.
2. «Ку-ку, ку-ку» – простая песнь Кокушки, но она
Собою так горда и так увлечена,
Что соловьём как будто рождена.
3. Не знаю я, за что хвалить такое пенье,
Когда таланта нет, есть только самомненье.
¹ Полушка – самая мелкая единица в старинном денежном счёте.
Групповая работа: выразительное чтение басни
Какую нравственную цель преследовал А.П. Сумароков, создавая басню «Кокушка»?
Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству.
Она высмеивает бездарных людей, нагло вторгающихся в искусство, претендующих на известность и признание их заслуг.
Оценка за внимательность
По содержанию басни можно отнести к трём тематическим группам.
Одна из них включает басни, содержащие притчи морально-бытового характера.
Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству.
Третья группа басен – притчи социально-политического характера.
Третья группа басен – притчи социально-политического характера.
А.П. Сумароков. Кокушка.
Просмотр содержимого документа
«А.П. Сумароков. Кокушка.»
Следите за ходом урока:
в конце занятия «потеряется» информация, заявленная на одном из этапов.
Первому, кто это обнаружит, будет поставлена отметка «5».
Внимание! Будьте бдительны!
Александр Петрович СУМАРОКОВ
Портрет А.П. Сумарокова работы Ф.С. Рокотова
Александр Петрович СУМАРОКОВ (1717 – 1777)
— русский поэт, драматург, литературный критик
Литературное наследие А.П. Сумарокова
А.П. Сумароков считается первым русским профессиональным литератором
Басни А.П. Сумарокова
А.П. Сумароков утвердил жанр басни в русской литературе
Басни А.П. Сумарокова
— изображал реалии русского быта;
-вводил пословицы, поговорки русского языка.
А.П. Сумароков утвердил жанр басни в русской литературе
Басни А.П. Сумарокова
По содержанию басни можно отнести к трём тематическим группам.
И искры от горшка Железного блистались,
А тот недолго мог идти,
И более его нельзя уже найти, лишь только на пути
Одна из них включает басни, содержащие притчи морально-бытового характера.
Едины черепки остались.
Покорствуя своей судьбе,
Имей сообщество ты с равными себе
Со Глиняным горшком горшок Железный.
Он был ему знаком, и друг ему любезный.
В бока друг друга стук,
Лишь только слышен звук.
Басни А.П. Сумарокова
Метался от тоски и чуть он не вздурился.
Увидел Журавля и слезно стал просить,
Чтоб он потщился в том ему помощник быть,
И всю он на него надежду полагает.
Журавль свой долгий нос в гортань ему пускает
И вынимает кость. Потом он просит мзды,
Что он от таковой спас злой его беды.
Что Волк тебя в таком здоровье оставляет,
Какое до сея услуги ты имел,
И радуйся тому, что нос остался цел».
Тот права честности немало сберегает,
Кто людям никогда худым не помогает.
Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»
МОЛВ А – слухи, толки.
ОТВ Е ТСТВУЕТ – отвечает.
НЕ УТА И – не скрывай.
ЛЮДЕЙ НА РЕЧЬ НЕ ПОЗЫВАЛО – не было необходимости (позыва) говорить.
СПЛЕСТ И ХВАЛ У – сочинить похвальную речь.
Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»
Басня написана в форме разговора двух персонажей – Кокушки и Грача.
Каким термином можно определить такой разговор?
Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»
Почему Кокушка просит прилетевшего из города Грача рассказать, что говорят люди о «песнях наших»?
О чьих песнях на самом деле хочет услышать от Грача Кокушка?
Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»
Почему Грач рассказывает о том, как горожане относятся к пению соловья, жаворонка, скворца, а про Кокушку не вспоминает?
Басня А.П. Сумарокова «Кокушка»
Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству.
Она высмеивает бездарных людей, нагло вторгающихся в искусство, претендующих на известность и признание их заслуг.
Как характеризуют Кокушку слова, завершающие басню?
О каких людях идёт речь в басне?
Какой человеческий порок осуждает баснописец?
Творческая работа: анализ вариантов
То незатейливое пение Кокушки.
2. «Ку-ку, ку-ку» – простая песнь Кокушки, но она
Собою так горда и так увлечена,
Что соловьём как будто рождена.
3. Не знаю я, за что хвалить такое пенье,
Когда таланта нет, есть только самомненье.
¹ Полушка – самая мелкая единица в старинном денежном счёте.
Групповая работа: выразительное чтение басни
Какую нравственную цель преследовал А.П. Сумароков, создавая басню «Кокушка»?
Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству.
Она высмеивает бездарных людей, нагло вторгающихся в искусство, претендующих на известность и признание их заслуг.
Оценка за внимательность
По содержанию басни можно отнести к трём тематическим группам.
Одна из них включает басни, содержащие притчи морально-бытового характера.
Басня «Кокушка» относится ко второй группе басен, посвящённых искусству.
Третья группа басен – притчи социально-политического характера.
Третья группа басен – притчи социально-политического характера.
Презентация «Басня как жанр. А.П. Сумароков «Кокушка».» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Домашнее задание
Прочитать в учебнике биографию И.И.Дмитриева, его басни.
Опережающее задание: Выучить любую басню наизусть (можно подготовить инсценировку в группе, моноспектакль).
1
Описание слайда:
Басня как литературный жанр
А.П. Сумароков
Басня «Кокушка»
Дата
5 класс
2
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.)
Описание слайда:
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.)
БАСНЯ
Описание слайда:
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.)
БАСНЯ
ЭПИТЕТ
Описание слайда:
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.)
БАСНЯ
ЭПИТЕТ
СРАВНЕНИЕ
Описание слайда:
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.)
БАСНЯ
ЭПИТЕТ
СРАВНЕНИЕ
АЛЛЕГОРИЯ
Описание слайда:
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.)
БАСНЯ
ЭПИТЕТ
СРАВНЕНИЕ
АЛЛЕГОРИЯ
МОРАЛЬ
Описание слайда:
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.)
БАСНЯ
ЭПИТЕТ
СРАВНЕНИЕ
АЛЛЕГОРИЯ
МОРАЛЬ
ДИАЛОГ
Описание слайда:
ЭЗОП (ок. VI в. до н.э.)
БАСНЯ
ЭПИТЕТ
СРАВНЕНИЕ
АЛЛЕГОРИЯ
МОРАЛЬ
ДИАЛОГ
Иван Андреевич Крылов
Описание слайда:
Чтение статьи учебника.
Выразительное чтение басни «Кокушка».
Беседа по вопросам рубрики «Размышляем о прочитанном»
15
Портрет Александра Петровича Сумарокова работы мастерской Фёдора Рокотова (1762)
Описание слайда:
Попробуйте сочинить мораль к басне «Кокушка», высмеяв в ней незаслуженно высокое представление людей о себе и своих способностях.
16
Описание слайда:
Благодарю за работу на уроке!
17
Читайте басни с удовольствием!
Описание слайда:
Источники
Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. (Беляева Н. В.)
https://urok.1sept.ru/articles/412622
https://vseskazki.su/images/skazki/lev-ispugannyj-myshyu.jpg
https://i2.wp.com/mirdoshkolnikov.ru/images/stories/konspekti_2/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-v-starshey-gruppe-derevya-1.jpg
https://www.detkipodelki.ru/upload/006/u618/002/0ca74a2d.jpg
Описание слайда:
Овсянникова Г.П., учитель русского языка и литературы
19
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Славянская мифология 4 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ТЕМА ЩЕДРОСТЬ И ЖАДНОСТЬ В СКАЗКЕ ДЖ.РОДАРИ СОЛНЦЕ И ТУЧА
Презентация по литературе «Дети войны»
Презентация по литературе на тему «Что такое сочинение-эссе?» 8 класс
Презентация к уроку литературы на тему » Молитва матери» (9-10 класс)
Урок анализа произведения Н.В. Гоголя «Ревизор»
Самостоятельная работа на тему:»Лицейские годы А.С.Пушкина»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5402035 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда
Время чтения: 3 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.