Нулевой класс в школе что это такое
Первый раз в «нулевой класс»
***
Только факты
Более 90 процентов детей согласно исследованиям психологов с удовольствием идут в школу, с нетерпением ждут наступления 1 сентября и имеют высокую мотивацию к обучению, которая резко снижается уже к декабрю. Среди же детей, окончивших подготовительные курсы или так называемую дошкольную гимназию, в школу хотят идти не более 30 процентов. Пяти- или шестилетний ребенок может развиваться только в игре. Но организовать даже игру непросто, так как малыш способен сконцентрировать свое внимание лишь на 3-5 минут.
С 1995 года сеть детских дошкольных учреждений сократилась на 27,2 процента.
***
Комментарий законодателя
Николай Булаев, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке:
На базе школ или на базе детских садов будут организовываться «нулевые классы»? Этот вопрос я бы задал в первую очередь авторам инициативы. Думаю, очевидно, мы не можем устроить «нулевые классы» только в детских садах, потому что достаточно большое количество детей не имеют возможности их посещать, или потому что они физически отсутствуют на территории. Особенно это касается села. К тому же детские сады в наше время, как ни странно, переполнены. Что касается школы, это возможный вариант. Но возникает масса проблем: как дети в столь раннем возрасте будут размещены в школе? Ведь для них нужны специальные условия, отвечающие психофизиологическим особенностям их возраста. Я думаю, что как идея «нулевые классы» имеют право на жизнь, но в организационном плане надо еще подумать, как ее можно реализовать.
Зачем он нужен – нулевой класс?
У 35–40% младших школьников слабо развита моторика мышц рук, что свидетельствует о слабой предшкольной подготовке детей. Будем дольше рисовать!
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
Фактически уже с апреля родители будущих первоклашек активно ищут школу для своего ребенка. А многие школы начинают запись в первый класс и назначают дату собеседования. И чуть ли не каждый столб пестрит объявлениями (срываемыми немедленно нервными дворниками) с предложением репетиторских услуг для идущих в школу. А как же – без подготовки в первый класс престижной школы не попадешь. Отчасти по этой причине – фальстарта и неравного доступа образовательных услуг для всех – и звучит предложение от Министерства образования и науки РФ о введении предшкольного класса.
«Заметьте, пока это предложение, – подчеркнул в разговоре с корреспондентом «НГ» директор департамента образовательной политики Минобразнауки РФ Иосиф Калина, – и мы еще открыты для обсуждения этой темы в обществе». Каковы же еще мотивы введения новой образовательной услуги – заинтересовались мы. Оказывается, есть статистика, определяющая, какой уровень образования в большей степени сказывается на успешности человека. На первом месте стоит высшее образование, потом – начальная школа и дошкольное образование, а на последнем месте – средняя школа (подростковый возраст).
А экономические расчеты, сообщил заместитель директора департамента образовательной политики Игорь Реморенко, проведенные специалистами Министерства финансов и Минэкономразвития, показали, что из-за неразвитого дошкольного образования экономика недополучает 16–20 млрд. руб. ежегодно. «Существует такое понятие, как синзитивный период, – говорит Игорь Реморенко, – возраст, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок будет недостаточно хорошим работником».
Впервые понятие «предшкольное образование» прозвучало в декабре прошлого года, когда министр образования и науки Андрей Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Непонятный большей части населения этот термин вызвал в народе сущую путаницу: кто-то воспринял его как «нулевой» класс, кто-то заговорил о дошкольном воспитании. Так все же – что это такое?
По словам Игоря Реморенко, предшкольное образование распространено во всем мире (сам термин калькирован с западных образцов). В основном предшкольное образование осуществляется в дошкольных учреждениях, причем по закону детский сад может сам выбирать программу для обучения детей. Сегодня существует множество качественных методик, но есть и такие, которые идут совсем не на пользу детям. «В частности, – высказывает озабоченность Реморенко, – некоторые дошкольные учреждения пытаются опередить события и занимаются с детьми по программе начальной школы. Это, естественно, только во вред детям, так как позднее качество обучения таких детей только страдает. Если в 1-м классе дети еще демонстрируют высокие результаты, то во 2–3-м классах они начинают заметно уступать своим сверстникам, которые занимались не по программам опережения».
Дети старшего дошкольного возраста ни в коем случае не должны обучаться по школьной программе, считает министерство. Педагоги должны больше заниматься с детьми их физическим развитием. Например, развитием мелкой моторики мышц. Чтобы, став чуть старше, ребенок мог быстро и правильно усвоить, как держать ручку. Важно в этом возрасте привить ребенку умение различать цвета, пространственные фигуры, и важно им научиться слушать воспитателя. Проще говоря, ребенок должен получить психологическую и физиологическую подготовку к школе.
Из-за отсутствия такой подготовки в начальную школу сегодня часто дети приходят с навыками чтения и письма, при этом как минимум у 70% таких ребят не сформировано умение организовать свою деятельность, у 60% – недостаточно развита речь, а у 35–40% – слабо развита моторика мышц. Поэтому-то в прошлом году Минобразу и было поручено разработать общие рекомендации к учреждениям, занимающимся предшкольным образованием.
Итак, когда же будет внедрен предшкольный класс? В Министерстве образования и науки планируют уже к концу 2005 года завершить консультации по проекту. К 2008 году предшкольным образованием планируют охватить до 70% детей в целом по стране. На данный момент этот показатель значительно ниже – 57,6%. Причем специалистов настораживает тот факт, что в течение 10 лет он продолжает неуклонно снижаться. Например, в 1995 году дошкольным образованием было охвачено 64% детей. В некоторых регионах разрыв в показателях и вовсе выглядит критическим. Например, 10 лет назад в Дагестане дошкольным образованием было охвачено 98% детей, а на данный момент – только 23%, в Алтае – 88 и 48% соответственно. Есть регионы, например Владимирская область (83%) и Республика Коми (81,6%), где показатели сохранились на достаточно высоком уровне. А на Чукотке и вовсе отмечается увеличение охвата детей дошкольным образованием: с 76% в 1995 году до 92% – на данный момент. Специалисты объясняют это приходом в местную систему образования людей, практикующих программу Монтессори.
Однако внедрение дошкольного образования в том виде, в котором планируют это чиновники, может осложниться тем, что далеко не все родители смогут оплатить детские учреждения. Ведь плата за детский сад в будущем возрастет. Отвечая на этот вопрос корреспондента «НГ», Игорь Реморенко отметил, что уже сегодня рассматриваются возможности по внедрению дифференцированной оплаты пребывания ребенка в детском саду. Предполагается, что родители состоятельных детей будут оплачивать услуги по содержанию ребенка полностью. А семьи с низким уровнем дохода будут получать субсидию, которая покроет недостаток средств из муниципального бюджета. Подобная схема в экспериментальном порядке уже отрабатывается в трех субъектах РФ – Московской, Новгородской и Самарской областях. Распространение этого опыта дифференцированной оплаты на территории РФ, надеются чиновники, даст всем детям из различных социальных слоев одинаковые возможности для получения предшкольного образования.
Что касается дополнительных психофизиологических нагрузок на детей, то Министерство образования РФ рекомендует увеличить количество групп кратковременного пребывания детей в детсаду. Сегодня из 47,8 тыс. детских дошкольных учреждений всего в 3,2 тыс. существуют такие группы.
Многие критики нововведения уверены, что все это потребует значительных дополнительных средств на обучение педагогов. «В некоторых регионах развита практика, когда сотрудники детских садов проходят практику в более успешных учреждениях. Такой опыт кажется нам весьма ценным, – отвечает им Игорь Реморенко, – К концу года мы также подготовим рекомендации по развитию системы повышения квалификации».
Каким мы видим нулевой класс
Николаева Анна
01 декабря 2020 • 13:40
По всей школе располагаются различные небольшие временные выставки. Например, выставка носков. Фото из личного архива.
Уже не детский сад, но еще и не школа. Ведущий вид деятельности постепенно сменяется с игровой на учебную, но в том-то и дело, что постепенно и неравномерно. У кого-то из ребят учебная деятельность «цветет и пахнет», а кто-то с нетерпением ждет, когда можно уже перестать учиться и пойти нормально поиграть. На кону у учителя нулевого класса ни много ни мало — формирование отношения ребенка к школе, которое он может пронести через все школьные годы.
В этом году у нас в школе очень сложный нулевой класс. Из 10 человек в нем есть дети со сформированным познавательным интересом, которые благополучно переходят от игры к учебе, а есть дети, которые еще в начале этого пути. Есть в классе мальчик, которому по возрасту пора уже во второй класс, но он пока отстает от сверстников из-за небольшой задержки психического развития. Есть дети со специальными потребностями.
Поскольку класс непростой администрация приняла решение поставить на него двух педагогов вместо одного. И тут нас тоже ждало испытание — педагогам было сложно сработаться, потому что взгляды на работу у них были, мягко говоря, неодинаковые.
Первая учительница много лет работала с детьми именно в нулевом классе и придерживалась классно-урочной системы. У нее было четкое расписание всех уроков, дисциплина и отчетность перед родителями: «Вот чему мы учились, вот тетрадь вашего ребенка, вот сам ребенок, живой и здоровый, сытый, одетый по погоде». Из минусов — учительница давала материал даже тогда, когда дети уставали, отвлекались и не слушали ее. Материал предлагался в готовом виде, у детей была лишь альтернатива «освоить или не освоить». Учительница была так активна, что активности детей оставалось совсем немного места.
Второй педагог больше была настроена на игру, спонтанность, исследования, но первый год работала с этим возрастом.
Поначалу опыт побеждал, классно-урочная система работала бесперебойно, но вторая учительница чувствовала, что этим детям нужно большее, нежели просто набор уроков и тетрадей. Так же думала и администрация школы.
И вот однажды мы все вместе — директор, завуч начальной школы, психолог и обе учительницы — собрались на мозговой штурм. Мы хотели представить себе идеальный нулевой класс. В результате родился вот такой список.
Что должно быть в идеальном нулевом классе?
1. Деятельностный подход в обучение.
Суть этого подхода в том, что дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами. Ребенок перестает быть объектом приложения усилий учителя, а становится субъектом, активным участником процесса. Звучит заманчиво, но часто учителю, который много лет проработал в традиционной системе, сложно отпустить детей в «свободное плавание».
Забегая вперед, скажу — мы столкнулись с несколькими трудностями. Одна из них — учительница перехватывала инициативу, если видела, что ребенок «шел не туда», не давала ребенку возможности совершить ошибку.
Пример 1.
Дети решают выкрасить сделанный ими картонный дом в оранжевый цвет. Но у них лишь краски трех основных цветов — красный, желтый, синий.
Дети: Оранжевого цвета нет.
Учительница: Тогда красьте в желтый, он похож на оранжевый.
Дети: Мы решили в оранжевый.
Кому-то приходит в голову, что краски можно смешать.
Ребенок: Можно смешать!
Дети: Точно! Смешаем оранжевый!
Учительница: Какие цвета вы смешаете?
Дети: Красный и синий!
Дети бегут к краскам.
Учительница: Стоп! Это не правильно! Подумайте, какие цвета надо смешать?
Дети тормозят, начинают гадать.
Дети: Желтый и синий что ли?
Учительница: Нет.
Дети: Красный и желтый что ли?
Учительница: Молодцы, правильно!
Если бы дети свободно поупражнялись в смешивании красок, то они запомнили бы это гораздо лучше. Но у них был большой шанс совершить ошибку, смешать много краски ненужного им цвета.
Анализируя потом эту ситуацию, мы спросили учительницу, почему она остановила детей. «Краску жалко!», — ответила она. «А как можно было сделать, чтобы дети не тратили много краски?» — спросили мы тогда. «Можно было предложить смешать чуть-чуть и посмотреть, что получится», — ответила учительница. Так маленькими шажками мы шли к тому, чтобы педагог смогла отпустить детей, не пугаться их ошибок, поощрять их самостоятельность.
2. Учимся везде!
Нам было важно, чтобы дети не сидели все время за столами, физкультминутки не в счет. Ребенок — существо от природы активное и подвижное. Кто мы такие, чтобы спорить с природой?
Снова забегу вперед и расскажу, что при использовании активных методов обучения само собой обнаружилось, что учиться можно везде и всегда, а не только в классе во время уроков. И на улице,и в столовой, и по дороге из спортзала в класс. И за столом, и под столом, и на полу, и на подоконнике. Дети расширили свою «школьную географию» и их часто можно было встретить в библиотеке со стопкой журналов или в столовой с лупой.
3. Вместо предметного обучения — интегрированные уроки
Разделить учебный процесс на предметы, несомненно, очень удобно, но тогда возникнут вопросы — как все это пригодиться в жизни? Жизнь-то не делится на предметы. Когда мы решаем задачу по математике — мы, возможно, используем только математику. Хотя нет-нет, да и набросаем схему задачи, применив свои художественные способности. Но когда мы решаем задачу в жизни, то мы черпаем информацию из общего колодца, где все перемешано и взаимосвязано.
Мы для себя решили эту проблему так. Чтобы было на что опереться, взяли за основу программу «Золотой ключик», а точнее ее тематическое планирование и основную идею — организация учебного процесса вокруг некоего события, к которому мы с детьми готовимся.
Например, в теме «Выставка» мы в числе прочего узнавали, какие бывают выставки (окружающий мир, история искусств), ходили на экскурсии (окружающий мир, правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения), выбирали, какую выставку хотим провести, договаривались друг с другом (мягкие навыки), объединялись в группы по интересам, писали приглашения и делали билеты (чтение, письмо, математика, копирование, рисование), проводили экскурсии (устная речь, навыки презентации) и т.д.
Задачи, которые возникали в процессе подготовки к выставке, как правило, входили в перечень задач, традиционных и для классно-урочной системы. Просто они «размазаны» по всей деятельности, объединены единой целью и темой, и должны были быть решены в любом случае — иначе невозможно было бы двигаться дальше.
Пример 2.
Ребенок: Надо написать приглашение, но я не умею писать
Учительница: Совсем не умеешь?
Ребенок: Я знаю несколько букв.
Учительница: А если ты будешь подсматривать в алфавит, висящий на стене, тебе это поможет?
Ребенок: Немножко поможет.
Учительница: С чего ты хочешь начать?
Ребенок: Со слова «Приглашаю»
Учительница: Какая первая буква тебе слышится?
Ребенок: «П»
Далее по буквам. Были варианты, когда дети не могли выделить буквы или боялись начать писать. Тогда им предлагалось скопировать то, что написал взрослый. И, уже копируя, дети начинали узнавать некоторые буквы. «Это же „Р“ — моя буква!» — радостно узнавал Рома.
Еще одним препятствие на пути встал вопрос: «А родителям я что покажу?». В самом деле, родители привыкли, что они могут заглянуть в детские тетради и посмотреть на результаты сегодняшних трудов своих детей. А как отчитаться теперь? Когда дети готовятся к событию, вопрос отпадает сам собой. Мы покажем им выставку, они получат собственноручно написанное и нарисованное приглашение и билет, который на входе проверит билетер. Они услышат экскурсию, которую по очереди будут проводить дети. Само содержание тоже потребует от маленьких организаторов знаний и умений, потому что они могут устраивать не только выставки рисунков и поделок, но и технические, научные выставки. Например, у нас была художественная экспозиция и демонстрация картонной мебели.
Будучи активными, понимая, что их интересы и склонности учтены, дети с удовольствием рассказывают дома про то, как идет подготовка. Родители, которые раньше говорили, что из ребенка слова не вытянешь про то, что происходило в школе, были приятно удивлены.
Отмечу, что при такой форме организации обучения, хорошо вливаются в процесс дети с особенностями. Они принимают на себя те роли, которые им по силам, и не вываливаются из процесса.
4. Игра по-прежнему важна и нужна ребенку.
Большая часть обучения проходит в игровой форме. Свободная сюжетно-ролевая игра должна присутствовать в этом возрасте ежедневно, и для нее нужно выделять достаточно времени. Чтобы она еще лучше работала на развитие, мы оснастили предметную среду класса атрибутами для игр. В основном это были предметы-заместители — разнообразные палочки, природный материал, отрезы ткани, подушки разных размеров, малярный скотч и многое другое.
. Плюс чек-листы
После того, как мы выделили для себя важные четыре пункта, на доске осталось еще много отдельных записей, которые мы объединили в своеобразные чек-листы, чтобы отслеживать наличие этих навыков у наших нулевичков. Такие списки могут лежать у учителей перед глазами и напоминать, зачем нужно понаблюдать и над развитием каких умений стоит поработать.
Чек-лист № 1. Развитие неакадемических навыков
✔ Умеет соблюдать правила.
✔ Активен.
✔ Умеет слушать.
✔ Умеет просить о помощи и предлагать помощь.
✔ Владеет навыками самообслуживания.
✔ Самостоятелен.
✔ Понимает свои чувства и эмоции.
✔ Понимает чувства и эмоции другого.
✔ Умеет коммуницировать со взрослыми и детьми.
✔ Произвольность развита в рамках возраста.
Чек-лист № 2. Остальные умения.
✔ Умеет повторять по образцу.
✔ Умеет подписать свой листок.
✔ Может ждать очереди.
✔ Не боится водить в игре.
✔ Осваивает правила настольных и подвижных игр.
✔ Может запомнить и выполнить двух-трехчастную инструкцию.
✔ Понимает фронтальную инструкцию (для всех детей одновременно).
✔ Работает по заданию самостоятельно.
✔ Умеет запоминать слова в игре (присказки).
✔ Вовремя заканчивает играть после просьбы учителя.
✔ Умеет не подглядывать, когда в игре требуется закрыть глаза.
✔ Умеет поднимать руку или давать условный сигнал,когда знает ответ.
✔ Умеет объяснять свое решение.
✔ Ориентируется на листе, по клеточкам, в пространстве в целом относительно себя и относительно других.
Итак, класс по-прежнему непростой, работа в ним требует многих усилий, но дети показали, как увлеченно они могут работать вместе, какие интересные и свежие идеи могут генерировать, если у них есть возможность и поддержка, и это придает сил и им самим, и учителям, которые с ними работают.
Учителя этого класса, увлеченные подготовкой к выставке, начали видеть друг в друге опору и поддержку. Более опытной учительнице пришлось выйти из зоны комфорта, отказавшись от классно-урочной системы, прибегать к помощи своей младшей коллеги, когда требовалась спонтанность, креативность, умение рассмотреть проблему с разных сторон. Младшая коллега набиралась опыта в организации работы и пространства.
Это еще самое начало пути, но, поверьте, это очень хорошее начало.
Об авторе: Анна Николаева, педагог-психолог школы «Проектор» (Тбилиси, Грузия).
По каким правилам принимают детей в нулевой и первый класс
В марте — апреле лицеи и гимназии начинают запись будущих учеников, а с первого июня сезон приема документов откроется и в рядовых общеобразовательных школах. От того, какой окажется «учительница первая моя» и чему научат вашего ребенка в классе, зависит очень многое. Между тем количество школьников постепенно увеличивается. По сведениям городского отдела образования, в 2016 году в предшкольные классы поступило 2963 ребенка, а в этом году в школах ждут 3026 нулевичков. Корреспондент YK-news.kz расскажет о том, как выбрать учебное заведение вашей мечты и попасть в него.
Обязательно ли всем идти в школу?
Домашнее обучение, при котором ребенок осваивает школьную программу под руководством родителей, входит сейчас в моду. Но по закону на него имеют право только дети, у которых есть серьезные проблемы со здоровьем (они перечислены в постановлении Правительства РК № 592 от 13 июня 2005 года «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных организациях образования и организациях образования с особым режимом содержания»).
Собственно, ни Закон РК «Об образовании», ни другие нормативные документы прямо не запрещают обучение на дому здоровых детей. Но и не разрешают. Поэтому, как нам сообщили в областном управлении образования, неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей может грозить родителям штрафом в размере семи месячных расчетных показателей. За повторное нарушение предусмотрено уже 20 МРП либо арест до 15 суток. Однако в Казахстане все же есть несколько примеров, когда родители смогли найти общий язык с системой образования и обучают своих детей без ежедневного посещения школы.
В каком возрасте детей принимают в школу?
В нулевой класс (так называемая предшкола) принимают детей с пяти или шести лет. Предполагается, что обучение нулевичков должно проводиться в игровой форме, но по сути оно мало чем отличается от обычных уроков. Посещение предшкольных классов — дело добровольное. По Закону «Об образовании», предшкольная подготовка может осуществляться как в школе, так и в детском саду или в семье.
Но если ребенок к 1 сентября достиг шести (семи) лет, он обязан идти в школу. Если вы считаете, что малыш в этом возрасте еще не готов сесть за парту (речь идет о психологической и физиологической готовности, а не об умении читать и писать), вам потребуется заключение педагого-медико-психологической комиссии (ПМПК). Но, как правило, это вариант скорее для детей с ограниченными возможностями развития.
В какую школу пойти?
Есть два вида государственных школ: обычные со стандартной программой и специализированные — гимназии, лицеи, школы для одаренных детей. У вторых программа более объемная, и они более самостоятельны в определении своих правил: учеников принимают по результатам собеседования, действует гибкое расписание и разрешены платные образовательные услуги.
Тем не менее все государственные школы обязаны следовать постановлению Правительства РК № 127 от 19 января 2012 года «Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие общеобразовательные учебные программы начального, основного среднего и общего среднего образования». Его можно найти на сайтах zakon.kz, adilet.kz. Согласно этим правилам, школа обязана принять всех, кто проживает на ее территории обслуживания (или проще — на микроучастке). Если вам скажут, что в общеобразовательную школу ребенок шести — семи лет не попадает из-за того, что все классы уже сформированы (а вы пришли в школу по месту жительства в период с 1 июня по 31 августа), — смело жалуйтесь в городской отдел образования. Там же, кстати, можно уточнить, какая именно школа относится к вашему микроучастку (на этот вопрос могут ответить по телефонам: 70-00-24, 26-89-73).
Важно знать, что при приеме в первый класс обычные общеобразовательные школы не проводят никаких конкурсов. Ребенок не обязан уметь читать или писать, его должны принять на учебу с любым уровнем подготовки. Также не допускается комплектование классов по уровню подготовки и степени развития детей.
Исключение составляют частные и специализированные школы — лицеи, гимназии и тому подобное. Они принимают одаренных детей по результатам собеседования и без привязки к месту жительства. Но и в их составе зачастую имеются общеобразовательные классы с обычной программой, куда без экзаменов примут ребенка, живущего поблизости. При этом предельная наполняемость в классе любой школы, по упомянутым выше правилам приема, не должна превышать 25 человек.
Как определиться со школой?
Если для вас не главное, чтобы школа была рядом с домом, можно выбрать другое подходящее учебное заведение. Безоговорочно первоклассника примут в общеобразовательной школе по микроучастку, в остальные — при наличии свободных мест.
Чтобы составить мнение об образовательном учреждении, зайдите на школьный сайт. Там могут рассказать об особенностях учебного процесса, о педколлективе и лучших учениках, о новостях и достижениях. Сходите в школу. Оцените, нравятся ли вам здание, пришкольная и спортивная площадки, внутреннее оформление? Работает ли продленка? Какие кружки и факультативы предлагаются ученикам после занятий?
Поговорите с педагогами (если вам нахамили с ходу — с вашим чадом тоже не будут церемониться), узнайте о рейтинге школы (такие рейтинги есть в интернете, учебные заведения постоянно соревнуются по уровню сдачи ЕНТ и результатам олимпиад), поговорите с родителями учеников. На сайте городского отдела образования oouk.vko.gov.kz есть актуальная информация о школах Усть-Каменогорска (вкладки «Оценка качества обучения», «Наши достижения»).
Разумеется, хочется обеспечить своему чаду аттестат попрестижнее. Но тут стоит иметь в виду следующее: школы с рейтингом потребуют от вас серьезных вложений, и не только финансовых. Родители лицеистов-гимназистов часто жалуются на слишком большой объем учебной программы, даже первоклассники порой засиживаются за уроками допоздна. Готовы ли вы и ваш ребенок к такой нагрузке, сможете ли вы организовать подготовку уроков так, чтобы ваш ученик не возненавидел учебу? В отношении начала учебы многие сходятся на том, что первый учитель важнее, чем школа. А хорошие учителя встречаются не только в учреждениях с именем.
Как поступить в школу для одарённых детей?
Специализированные школы в Казахстане работают на основании приказа министра образования и науки РК № 289 от 19.07.2013 «Об утверждении Типовых правил деятельности видов специализированных организаций образования» и приказа министра образования и науки РК № 375 от 17.09.2013 «Об утверждении Типовых правил деятельности по видам общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего образования)». Кроме того, у каждой школы такого типа имеется свой устав. Почитать его полезно в любом случае, ведь среди прочего в этом документе может быть указано, на каких условиях принимают и отчисляют учеников. Не стесняйтесь и просите устав школы, если его текст не выложен на сайте учебного заведения. Это открытая информация, и каждый имеет право с ней ознакомиться (не стоит забывать, что все государственные школы существуют на деньги налогоплательщиков, то есть на наши с вами средства).
В апреле — мае в специализированных школах начинаются собеседования с будущими учениками на предмет их способностей и готовности к школе. Как нам сообщили в областном управлении образования, собеседование проводит комиссия из учителей начальных классов, психолога и социального педагога, если другой состав не указан в уставе школы.
Ребёнку могут быть предложены логические задачи, ему дадут возможность продемонстрировать умение читать, считать, выполнять простейшие арифметические действия. В ходе собеседования педагог или психолог отмечает, как работает ребенок: с интересом, активно или пассивно, самостоятельно или ждет поддержки от родителей. Если вы не уверены, что ребенок сможет ответить на все вопросы комиссии, можно уточнить заранее, в каком объеме требуются знания от будущего ученика. При наличии времени можно записаться в любой развивающий центр, почти везде есть курсы подготовки к школе (кстати, достойную «развивашку» вам могут посоветовать ваши будущие учителя). К собеседованию неплохо подготовить сведения об особых достижениях вашего чада. Шестилетка знает толк в шахматных дебютах, участвует в спортивных соревнованиях, сочиняет сказки, собирает из «Лего» целые города или ведет свой канал на YouTube? Расскажите об этом — школе нужны будущие чемпионы.
Если вы считаете, что комиссия по итогам собеседования недооценила способности вашего малыша, вы вправе подать директору школы заявление о создании дополнительной независимой комиссии и решении конфликтной ситуации. Можно также обратиться в городской отдел или областное управление образования (смотря в чьем подчинении находится учебное заведение).
Куда и с какими документами надо обращаться?
В городском отделе образования нам сообщили, что в Усть-Каменогорске не работает система электронной подачи заявлений в школу через государственный портал egov.kz. Чтобы записать ребенка в первый класс, надо обращаться непосредственно в учебное заведение со следующими документами:
Прием заявлений от законных представителей детей, поступающих в первый класс организаций начального образования, производится с 1 июня по 30 августа текущего года. Специализированные школы устанавливают собственные сроки приема учеников. Собеседования в таких заведениях могут проходить уже весной, так что об этом лучше побеспокоиться заранее.