Нравственные искания что это такое

ИСКАНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ

Смотреть что такое «ИСКАНИЯ НРАВСТВЕННЫЕ» в других словарях:

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Голейзовский — Голейзовский, Касьян Ярославович Касьян Голейзовский Имя при рождении: Касьян Ярославович Голейзовский Дата рождения … Википедия

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ — уже на ее начальном этапе характеризуется включенностью в мировые цивилизационные процессы. Философская традиция в Древней Руси формировалась по мере того, как развивалась традиция общекультурная. Облик древнерусской культуры в решающей степени… … Энциклопедия Кольера

Скафтымов Александр Павлович — [28.9(10.10). 1890, с. Столыпино Вольского уезда Саратовской губернии, ‒ 26.1.1968, Саратов], советский литературовед, заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Окончил Варшавский университет (1913). С 1923 профессор Саратовского университета.… … Большая советская энциклопедия

Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

Скафтымов — Александр Павлович [28.9(10.10). 1890, с. Столыпино Вольского уезда Саратовской губернии, 26.1.1968, Саратов], советский литературовед, заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Окончил Варшавский университет (1913). С 1923 профессор… … Большая советская энциклопедия

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Манн Томас — (Mann) (1875 1955), немецкий писатель. Брат Г. Манна. С 1933 в антифашистской эмиграции, с 1938 в США, с 1952 в Швейцарии. В «семейной хронике» буржуазной семьи (роман «Будденброки», 1901), философский роман «Волшебная гора» (1924), «Доктор… … Энциклопедический словарь

Источник

НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ЛЮДЕЙ

НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ЛЮДЕЙ

Я всегда с недоумением относился и буду относиться к тем критикам, которые настойчиво делят советских писателей на группы и касты: вот это деревенщики, это производственники, это представители интеллектуальной литературы… Дело это, по моему глубокому убеждению, вредное, оно не способствует созданию необходимого нравственного климата в литературной среде, а ведет к образованию и закреплению в литературе каких-то обособленных цеховых групп, порождает ненужные нам эксцессы, создает искусственные противоречия. Позволительно спросить критиков, настойчиво производящих такое деление: а что, разве так называемые деревенщики не исследуют в своих произведениях социально-нравственные процессы в сфере советского социалистического промышленного производства, разве так называемые представители рабочей литературы живут на необитаемом промышленно-индустриальном острове, и на население этого острова не оказывают влияния опять те же социально-нравственные процессы, происходящие в современной деревне? И разве литература, так называемая деревенская и так называемая производственная, лишена интеллектуальности? Да тогда это не литература! Тогда это не искусство!

Искусство, каких бы областей человеческого бытия оно ни касалось, всегда искало и будет искать ответы на вопросы — в чем счастье человека, в чем высшее проявление его духа? Процесс этот беспрерывный, потому что беспрерывно человеческое бытие. Как только нравственные цели, за которые борется общество, достигнуты, тотчас встают цели еще более возвышенные. И начинается за них борьба во всех сферах человеческого деяния, в том числе в сфере литературы и искусства.

Да, литература, искусство своими специфическими и могучими средствами всегда борются за общественный прогресс.

Но средства эти бывают могучими лишь в том случае, если литературное произведение талантливо, если человек, берущийся писать художественное произведение, глубоко чувствует и понимает законы классового развития мира. В противном же случае в сочинении будут, говоря словами Маркса, только «нападки на современность, неопределенные, бесформенные чувства, отсутствие естественности, сплошное сочинительство из головы, полная противоположность между тем, что есть, и тем, что должно быть, риторические размышления вместо поэтических мыслей».

Наша литературная практика такова, что у нас еще очень много появляется сочинений именно «из головы», в которых господствуют, как говорил Маркс, «риторические размышления вместо поэтических мыслей». И, увы, нередко, очень нередко такие произведения активно поддерживаются критикой. Почему так получается? Понимают ли сами критики, что они иногда, а я бы сказал — весьма нередко, поддерживают заведомо никудышные сочинения и пытаются выдать черное за белое? Я думаю, что большинство из них это понимает. А почему они это делают — вопрос другой.

Человек нашего времени, берущийся за перо, за создание художественных произведений, с самых первых своих шагов, с самых первых своих литературных опытов должен обостренно чувствовать и понимать многомерность реального мира, его классовую природу, сущность социально-классовой борьбы. Хотя чего говорить помимо таланта! Все это и входит в понятие — литературный талант! Обладающий этим талантом человек будет понимать, что наша великая революция, направленная на коренное переустройство общества и мира на справедливых социальных основах, не закончилась, что она продолжается в иных обстоятельствах и, значит, в иных формах и будет продолжаться до полной победы коммунизма.

Но вот эти иные обстоятельства революционной борьбы и иные, чем раньше, формы ее проявления во всех сферах общественной нашей жизни и предстоит запечатлеть писателям, работающим в современной теме, для будущих поколений.

Если взять сферу индустриального труда, избрать для художественного произведения какую-то тему из жизни сегодняшнего рабочего класса, с чего бы я, к примеру, начал размышлять? Естественно, с того, что рабочий класс — это единственный до конца революционный класс, как гениально определил его природу и его сущность В. И. Ленин. Некоторые поморщатся — эко, с чего начал, да это всем известно. Известно-то известно, да ведь известно, что и дважды два — четыре. А когда подводится результат, то у некоторых, увы, получается, как ни странно, почему-то три, а у некоторых — пять. Далее, я бы размышлял, что сегодняшние рабочие являются как бы третьим поколением своего революционного класса. Первое поколение с неимоверными жертвами, проявляя чудеса мужества, подготовило и осуществило Великую Октябрьскую революцию, одолело контрреволюцию, заложило первые камни в фундамент будущего социалистического общества. Второе поколение, тоже с великими трудностями, неся огромные жертвы, являя всему миру величие своего героического духа, создало могучую экономику Советского социалистического государства, защитило и отстояло великие завоевания Октября от фашизма, в котором были сосредоточены самые реакционные, самые черные силы всей земли. И вот сегодняшнее третье поколение рабочего класса является осознанным и достойным преемником и продолжателем великого революционного дела своих дедов и отцов.

Конечно, это деление рабочего класса на три поколения довольно условно, но главные революционные этапы развития этого класса здесь соблюдены. И только понимая, обязательно учитывая исторический процесс развития рабочего класса, можно проникнуть в духовную сущность современного рабочего. И только это проникновение позволит объективно и убедительно исследовать те процессы, которые происходят в среде рабочего класса, написать, скажем, произведение о нравственных исканиях молодого рабочего парня.

Здесь хотелось бы сказать несколько слов о нравственных исканиях наших героев, будь то представители рабочего класса, крестьянства, интеллигенции — любой социальной среды. Что это за нравственные искания? Чего это герои все ищут? Ищут, ищут, а находят не всегда. Казалось бы, в учебниках по истории, философии, социологии и в других все написано и все объяснено. А герои наших книг все заблуждаются, ошибаются, переживают всякие драмы, а порой и трагедии.

Да, в учебниках написано, но нравственный поиск сопровождает любого человека всю его жизнь. И это потому, что человек всегда ищет соответствия своих идеалов с жизнью. Но нравственно-эстетические идеалы у каждого человека свои, причем под воздействием тех или иных обстоятельств, под воздействием жизни они постоянно и незаметно меняются. Но при этом беспрестанно обновляется и сама жизнь, и она, развиваясь от простого к сложному, властно диктует все более высокие принципы и нормы взаимоотношения людей, в результате которых и рождается человек нового, коммунистического общества. Причем жизненные процессы противоречивы. Диалектический закон развития жизни сформулирован марксистско-ленинской наукой предельно кратко и емко: жизнь есть единство и борьба противоположностей. Но почувствовать, увидеть и понять в этой противоречивости жизни, в ее явлениях, подчас исключающих друг друга, основные и главенствующие революционные тенденции, неумолимые и неостановимые тенденции постоянного социально-общественного обновления и прогресса — главнейшая обязанность всякого художника, всякого таланта. Тогда в его книге появятся типы и характеры, рожденные временем и несущие все приметы того или иного времени, тогда в персонажах книги и отразится то, чем жила и живет страна, и жизнь страны и общества станет частью личной судьбы этих персонажей, тогда нравственные искания того или иного героя произведения будут волновать читателя, он будет сопереживать его поступкам, радоваться или огорчаться его взлетам или падениям. А коль так читатель будет относиться к героям произведения, значит, писатель написал настоящую книгу, нужную людям, помогающую каждому читателю разобраться в его собственных нравственных исканиях.

Л. И. Брежнев в Отчетном докладе XXV съезду КПСС, говоря о теме нравственных исканий в литературе и искусстве, о теме морали, отметил, что были здесь и свои издержки, но все-таки больше достижений. «Заслуга наших писателей, художников, — продолжал он, — в том, что они стремятся поддерживать лучшие качества человека — его принципиальность, честность, глубину чувств, исходя при этом из незыблемых принципов нашей коммунистической нравственности».

Сказано это нашей партией емко и полно. Изображая и исследуя нравственные искания людей, живущих в различные времена и исторические эпохи, современный писатель, современный художник должен прежде всего сам обладать высокими принципами коммунистической нравственности, всегда исходить из них в своем творчестве. Лишь тогда писатель способен добиться не призрачного, как случается еще порой, успеха, объясняющегося теми же противоречиями жизни, о которых я говорил выше, а успеха серьезного и настоящего.

Читайте также

Письмо тридцатое НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ

Письмо тридцатое НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ Вот о чем хотелось бы сказать. В «Заметках о русском» и в «Диалогах о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем» я уже обращал внимание на некоторые черты русского характера, на которые в последнее время как-то не

НРАВСТВЕННЫЕ МОТИВАЦИИ БИОГРАФА 330

НРАВСТВЕННЫЕ МОТИВАЦИИ БИОГРАФА330 В данной работе я хотел бы рассмотреть смысловую структуру биографической деятельности и?формы осознания ее биографом. В?качестве материала использованы отечественные биографии XVIII—XX вв.Жанр биографии в?России весьма консервативен

III. Воспитание граждан: нравственные (и антинравственные) переживания

III. Воспитание граждан: нравственные (и антинравственные) переживания Первое чувство ребенка есть любовь к самому себе, а второе, вытекающее из первого, – любовь к тем, кто его окружает; ибо при том состоянии слабости, в котором он находится, он знакомится с другими лишь

Нравственные аспекты спроса и предложения

Нравственные аспекты спроса и предложения Цивилизация велит идти вперед. Теперь прогресс с собой и черта двинул. Гёте, «Фауст» Древняя истина о том, что спрос рождает предложение, в эпоху глобализации канула в Лету. Спрос в этой цепочке утратил миссию субъекта управления

Терминология и нравственные устои общества

Терминология и нравственные устои общества Появившись на свет Божий, каждый человек через глаза формирует свое мировоззрение, как представление о мире в образах, и миропонимание, как те же представления, но уже в лексических формах, на основе понятий. Понятие

Про людей-жлоботварин

Про людей-жлоботварин Жлоб — це тварина в людині. А оскільки кожна людина певною мірою тварина, то апріорі всі люди — жлоби. І я не

Про людей-підробок

Про людей-підробок Жлоб — це людина-підробка. Воно може мати дві ноги, дві руки, голову, щось там казати, щось там пити, курити, жерти чи промовляти якісь сентенції, але це ще не означає, що воно — людина. Бо людина передусім мала б виконувати на цій землі якусь свою місію, від

Неодинаковость людей

Неодинаковость людей Казалось бы, природная одинаковость мышления приведет к нивелировке человеческого разнообразия при подобии общих внушаемых представлений. Этого не произойдет по двум причинам. Первая причина заключатся в том, проявление похожих качеств зависит от

Миграция людей

Миграция людей В истории крупные людские массы не раз перемещались из более населенных в менее населенные регионы планеты. Причина миграции в одном: люди ищут место, где легче выжить и практически делают это, как только появляется физическая возможность. Результатом

Нравственные вершины

Нравственные вершины ПАМЯТЬ КУЛЬТУРЫПамять — одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично — часть складок лягут по прежним

Про людей

Про людей О прозе Маргариты ХемлинВ журнале «Знамя» принято предварять публикации короткой заметкой «От автора». Иногда ее замещает послужной список – «Об авторе», иногда писатели рассказывают о себе. Маргарита Хемлин о личном умолчала, нужным же сочла сообщить

Среди людей

17. Морально-нравственные нормы жизни

17. Морально-нравственные нормы жизни «Не имей друзей, которые уступали тебе в моральном отношении» (Конфуций). «Низменное привлекает и усваивается быстрее, чем возвышенное» (автор). Чаще люди думают только о том, как нажиться, считая, что весь смысл жизни в деньгах, в их

Люди для людей

Люди для людей Люди для людей СРЕДА ОБИТАНИЯ Вектор социальной направленности Невозможно оценить культурный уровень человека только количеством зарабатываемых им денег. Для этого необходимо проследить, на что он их тратит. Это правило работает и в масштабах

Источник

Нравственные искания Андрея Болконского

Что такое нравственные искания?

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество — вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», — подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра! — думал он. — Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, — даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
— Ну, — отвечал старик.
— Тит, ступай молотить, — говорил шутник.
— Тьфу, ну те к черту, — раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу. »

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» — как будто говорил этот дуб, — «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, — ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Источник

Поиск смысла жизни, нравственные искания литературных героев

Во все времена человека думающего волнуют такие вопросы: “Кто я? Зачем я живу? В чем смысл моей жизни?” И именно они выводят людей на путь духовных исканий, который часто оказывается тернистым и далеко не простым. Не всегда удается сразу найти то, к чему ты стремишься, но если долго и упорно идти, то все твои старания окупятся сторицей.

Об этом свидетельствуют жизненные поиски литературных героев, показанные классиками отечественной литературы в своих произведениях.

Достаточно вспомнить путь Пьера Безухова – героя романа Л. Н.

На протяжении всего произведения мы можем наблюдать, как формируются взгляды передового человека той эпохи – декабриста, патриота.

В начале эпопеи Пьер – “чужестранец” в светском мире Петербурга. Воспитанный заграницей, он восхищается идеями французской революции и Наполеоном. В высшем свете Пьера принимают лишь потому, что он сын графа Безухова – одного из самых богатых и влиятельных людей России.

Молодой человек смотрит на жизнь сквозь розовые очки, мечтает о настоящей чистой любви и именно поэтому женится на Элен Курагиной. Но брак оказывается неудачным.

Снова найти себя, выйти из этого состояния герою помогает встреча с Баздеевым и последовавшее за этим вступление в масонство. В нем Пьера привлекают идеи равенства, братства и любви. Безухов верит в то, что в жизни должны царить добро и правда. Воодушевленный новыми идеями, граф начинает преобразования в своих имениях.

Но все прекрасные планы не осуществляются, потому что Безухов не умеет контролировать выполнение собственных распоряжений управляющими, а те беззастенчиво обманывают хозяина. Поближе познакомившись с масонами, Пьер понимает, что они преследуют личные интересы, не заботясь о других людях, а лицемерие и ханжество, процветающие в их рядах, окончательно разочаровывают графа. Он не может и не хочет мириться с подобным, а потому порывает с масонами.

Но жизнь идет своим чередом, наступает тяжелый для России тысяча восемьсот двенадцатый год. Пьер не является военным и может просто остаться в стороне от происходящих событий. Однако искренне любя свою страну и желая помочь ей, граф отдает миллион рублей на содержание ополченцев, что для тех времен считалось огромной суммой.

Попав во французский плен, Пьер знакомится с Платоном Каратаевым. Его поражает способность простого солдата испытывать добрые чувства по отношению ко всем людям, не деля их на своих и чужих. Этот совершенно новый взгляд на жизнь заставляет молодого мужчину понять подлинную ее ценность, именно ту истину, которую он искал на протяжении всего своего существования. Оказывается, каждый человек имеет право на счастье и обязан быть счастливым.

Испытания, выпавшие на долю Безухова, изменяют его, делают мудрее, и перед нами уже совершенно другой человек, четко знающий, чего он хочет добиться в этой жизни.

Отечественная война заканчивается полной победой России. Жизнь налаживается, и ничто не мешает Пьеру быть счастливым с любимой Наташей. Но, к своему ужасу, он видит, что вчерашние герои войны, проявившие чудеса мужества, отстоявшие право России на независимость, вернулись домой крепостными, лишенными каких-либо человеческих прав.

Справедливо ли это? Безусловно, нет. Граф не может смириться с таким положением вещей.

Понимая необходимость социальных перемен в обществе, он начинает посещать политические кружки. По всей логике событий, мы осознаем, что Безухов станет декабристом и будет среди тех, кто выйдет на Сенатскую площадь в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Его жизненный путь не будет легким, но это дорога чести и достоинства, то, к чему должен стремиться каждый.

Война, хотя и состоявшаяся на век позже, изменила жизнь и героя рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”. Перед нами предстает обычный труженик Андрей Соколов. В его семье царят гармония и понимание: покладистая веселая жена, которая старается даже при небольшом достатке “сладкий кусок сготовить”, любящие дети: сын и две дочери.

Только этим и счастлив Соколов, но тут – война, разрушающая все и всех на своем пути.

Герой с необычайной стойкостью, достойной уважения, выносит все тяготы и испытания, с которыми сталкивается на своем жизненном пути. На фронт провожает его вся семья. Уже тогда тонкое женское сердце чувствует, как много горя принесет эта война, как сильно она изменит жизнь их некогда счастливой семьи: “Не увидимся мы больше на этом свете!”. Дальше – хуже.

На передовой шофер получает два легких ранения, затем фашистский плен, где ему приходится терпеть ужасные истязания. Казалось бы, что может быть страшнее? Но судьба не останавливается на этом.

В течение всего времени, проведенного на фронте, Андрея Соколова поддерживает мысль о любящей его семье, которая ждет его в тылу. Солдат знает, что есть те, к кому он должен вернуться, кого он должен защищать, и именно это позволяет ему двигаться вперед и выдерживать все испытания. Но, вернувшись в тыл, мужчина обнаруживает, что его дом разбомбили, ведь он стоял около авиазавода, жена и дочери погибли. Это становится для Андрея ударом намного тяжелее, чем все, что ему приходилось переживать прежде.

Однако даже в этой ситуации у него все еще остается лучик света, та нить, которая не дает ему погрузиться в отчаяние – его сын Анатолий. Вот только война лишает героя последнего дорогого существа, капитан Соколов гибнет, не дожив до Великой Победы совсем немного.

Нельзя не вспомнить всем знакомые строки Библии: Если тебе плохо, найди того, кому еще хуже и помоги ему. И как можно не уважать человека, способного забыть о своей собственной боли ради другого?

Рассказ автор заканчивает фразой, полной уверенности в том, что именно такие люди, как Андрей Соколов, могут воспитать “русского человека, человека несгибаемой воли”, способного, как и его предки, преодолеть все преграды и не сбиться с пути, который проведет его и Россию через все, даже самые страшные, времена.

Поиски себя и своего духовного пути часто бывают жестокими. Но, только пройдя все испытания и тяготы, посланные нам судьбой, мы можем стать настоящими людьми. В заключение хочу привести слова Иоганна Гете, с которыми, на мой взгляд, невозможно не согласиться:

Пусть чередуется весь век

Счастливый рок и рок несчастный,

В неутомимости всечастной

Себя находит человек.

Related posts:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *