Новослободская улица 58 что за здание
Храм Всемилостивого Спаса на Новослободской улице
Историческая справка
Храм Всемилостивого Спаса на Новослободской пережил период разрушений. Тогда пострадали не только стены церкви, но и постройки, расположенные рядом. Строение единственного уцелевшего соборного храма находится во владении Станкостроительного института. И его не хотят снова преобразовывать в церковь. В 1890-м году отстраивается Скорбященский монастырь. Ставший лишь одной небольшой домовой церковью, расположенной на территории дома Л. В. Голицыной.
Пришло время создавать новый храм, средства на который были выделены благодаря стараниям «воскресенской купчихи» А. А. Смирновой (тайной монахини Рафаила).
Возведение храма Всемилостивого Спаса на Новослободской началось по проекту известного архитектора Ивана Терентьевича Владимирова, бывшего мастером русского зодчества, в XIX в. по чертежам московского Строительного отделения.
После смерти купчихи А. А. Смирновой строительством собора довелось заняться ее «душеприказчику» И. Е. Ефимову. Этот человек помогал в реализации проекта и личными средствами.
Позже возвели ограждение вокруг колокольни. Во время приемки здания представителем Стройотделения, инженером Петровским, было высказано замечание, что каменная кладка была выполнена в неудовлетворительном качестве.
Несмотря на эти замечания, до сегодняшнего дня не замечены трещины и проседание фундамента. Интерьер храма Всемилостивого Спаса на Новослободской представлен резным иконостасом работы мастера Соколова, иконами мастера С. К. Шварева.
Теперь здесь часто правится служба Московскими митрополитами и другими представителями высшего духовенства. В прежние времена храм был удостоен посещения Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Собор Спаса Всемилостивого бывшего Скорбященского монастыря
Распечатать информацию об объекте
Единственный сохранившийся храм бывшего женского общежительного монастыря в честь иконы «Всех скорбящих радость», соборный храм Всемилостивого Спаса, был построен в 1891-1894 гг. Церковь в русско-византийском стиле по проекту Ивана Владимирова возведена на средства купеческой вдовы из Воскресенска Акилины Алексеевны Смирновой (в монашестве Рафаила), которая сама участвовала в постройке, а позже была похоронена на территории монастыря. Иконы для резного иконостаса работы мастера И.А. Соколова были написаны в мастерской С.К.Шварева.
Собор Всемилостивого Спаса с пределами во имя иконы Богоматери «Скоропослушница» и Двенадцати Апостолов был освящен 25 октября 1894 года Митрополитом Московским Сергием. Одновременно с постройкой храма была возведена ограда по линии Новослободской улицы, автором которой стал тоже архитектор Владимиров. Несмотря на то, что при сдаче здания собора комиссии Строительного отделения, его представителем инженером Петровским, было отмечено плохое качество исполнения каменных работ, храм простоял до наших дней.
В соборе неоднократно проводили богослужения представители высшей церковной иерархии, в нем часто служили Московские митрополиты, сюда приезжала молиться великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1910 году собор обновили внутри — промыли иконостас и покрыли росписями, после чего митрополит Владимир (Богоявленский — ныне причислен к лику Новомучеников Российских) в присутствии Елисаветы Феодоровныи освятил храм.
В 1929 году храм был закрыт, здание использовалось в качестве учебного помещения. В 1976 г. оно было передано Станкостроительному институту. В 1982 г. была проведена реконструкция здания. В настоящее время основное здание как храм не функционирует. Богослужения совершаются недалеко, в здании бывших келий Скорбященского монастыря по адресу: ул. Новослободская, д.58, стр. 5.
У юго-восточного крыла храма находится каменная часовня в русском стиле над могилою вкладчицы монастыря и его инокини матери Рафаилы (А. А. Смирновой).
Заказать экскурсию по этому объекту
Я здесь не былЯ здесь былМои заметки о посещении этого объекта
Добавить в план посещенийДобавлен в план посещенийМой план посещений
Тяжелые времена
В период большевизма храм Всемилостивого Спаса на Новослободской, фото которого впечатляет своей красотой, пострадал подобно большинству других религиозных святынь. И с 30-х годов прошлого века здесь размещалось учебное заведение.
За долгие годы советской власти церковное имущество вывезли, возвратить его не удалось. Мало того, уничтожили все образцы настенной живописи, снесли главки, не пожалели и колокольных звонов.
Когда в дальнейшем здание передали Станкину, он и совсем намеревался полностью произвести демонтаж строения. От этой преступной идеи храм спасла общественность. Большую роль в этом сыграл скульптор Томской.
Чудотворные иконы: Боголюбская и Смоленская
На месте села Спасское в советские годы возник микрорайон Солнечногорска ЦМИС, а Центральная машинно-испытательная станция, по которой он получил такое название, расположилась на месте бывшего имения князей Львовых. Церковь, однако, не была разрушена и не закрывалась. В храме сохранились резные иконостасы, старинные иконы, в числе которых чтимый образ Смоленской Божией Матери. Благодаря святыне в 1871 году деревни прихода Спасской церкви были избавлены от эпидемии холеры. В благодарность Божией Матери за спасение от болезни местные жители сделали к иконе серебряную ризу.
В нижнем храме рядом со Смоленским образом находится другая чтимая икона Божией Матери – Боголюбская. Она была явлена сравнительно недавно. В 1991 году настоятелю храма архимандриту Василию (Капалину) одна из прихожанок рассказала о сне, в котором сама Божия Матерь велела найти на колокольне храма ее образ, находившийся в небрежении. Священник осмотрел колокольню и обратил внимание, что одна из ступеней деревянной лестницы отличается по размеру от остальных. Он решил снять доску и на обратной стороне разглядел едва различимые контуры, напоминающие икону. Доску отмыли, расчистили и обнаружили изображение Боголюбской Божией Матери, которое со временем само начало светлеть и проясняться. В верхнем храме хранилась и другая старинная икона Боголюбской Божией Матери, что говорило о давнем почитании этого образа в Спасском.
Среди реликвий храма есть еще несколько интересных икон, которые связаны с именами российских государей. Во-первых, эта икона Спасителя, написанная в начале XVIII века и поновленная, как значится в надписи на обороте, в 1783 году. Спаситель на ней имеет почти портретное сходство с императором Петром I. Другая икона с фигурами двух святых изображает святителя Николая и святую Александру – небесных покровителей последнего русского царя Николая II и царицы Александры Федоровны. Икона была написана в 1903 году «на средства доброхотных жертвователей и служащих станции Подсолнечная» в честь пятидесятилетия открытия Николаевской железной дороги. В верхнем храме Всемилостивого Спаса находится икона в честь благоверного князя Александра Невского. Она была написана в память отмены крепостного права и в честь небесного покровителя царя-освободителя Александра II.
Возрождение святыни
В 90-х годах прошлого века финская фирма произвела реконструкцию храма, после чего здание обзавелось:
Описание достопримечательности
Сегодня храм Всемилостивого Спаса на Новослободской, адрес которого в Москве: улица Новослободская, дом 58, корпус 5, продолжает ремонтироваться в соответствии с проектом института реставрации. Произведены косметические работы по ремонту фасада, кровлю покрыли медью.
Реставраторы нашли сохранившиеся образцы недостающих оконных решеток и создали новые. Стилистика храма выполнена в духе XVII века. Этому крупномасштабному неоштукатуренному собору, кирпичные стены которого выполнены в красном цвете, отведена значительная градостроительная роль.
Здание доминирует среди застроек, которыми насыщена Новослободская улица. Благодаря храму панорама этой местности имеет завершенный вид. Неоспорима и главенствующая роль этого сооружения в ансамбле монастырей. Оно находится в окружении близких по стилю корпусов и других храмов.
После событий прошлого здание так и не обзавелось завершенной колокольней.
СКОРБЯЩЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Новослободская улица ведет к «Домику»
Прихожане храма Всемилостивого Спаса ласково называют свой храм «Домик», ведь находится приход в единственно уцелевшем здании – трапезном корпусе бывшего Скорбященского монастыря. Да и он уцелел весьма условно – в советское время здесь устроили спортзал, снесли все перекрытия, довели здание до аварийного состояния. Икона Спасителя, висящая на баскетбольном щите, стала неким символом этой многолетней боли – так и не отданного Церкви собора.
Да, собор – цел! Естественно, с большими потерями, но здание функционирует. В нем снимают помещения мелкие фирмы, а принадлежит оно Станкину.
Построенный в 1891–1893 годах по проекту известного архитектора Ивана Владимирова, собор Скорбященского монастыря был не только главным строением обители, но и доминировал в застройке всей Новослободской улицы. Он изначально был стилизован под 17 век – крупномасштабный, неоштукатуренный, из красного кирпича, он играл значительную градостроительную роль.
Трудно переоценить и роль духовную – здесь часто служили Московские митрополиты, неоднократно молилась Великая Княгиня Елизавета Федоровна.
Собор был закрыт в 1929 году, Станкину здание передали в 1976-м, к тому времени все убранство было вывезено, живопись замазана, снесены главы и ярус звона колокольни. Станкин собирался полностью разобрать здание, однако помогло вмешательство общественности и, в частности, скульптора Томского.
Cегодня здание не узнать – входы с улицы обращены в окна, в алтаре, наоборот, окна пробиты. Установлены межэтажные перекрытия, перегородки, лестницы, сделана облицовка стен и обшивка сводов. Родные лестницы выломаны. Но несмотря на все утраты, здание до сих пор имеет огромную архитектурную ценность и должно быть возвращено Церкви для молитвы и реставрации.
Еще сложнее ситуация с монастырским некрополем – он полностью сохранился и находится под… детским парком! Несколько лет назад в парке хотели делать реконструкцию, и земляные работы осквернили бы сотни могил, тогда группе активистов удалось приостановить эти планы.
Сложно надеяться на полное восстановление монастыря, но по вере нашей будет нам. Сегодня же в «Домике» скромно располагается один из самых замечательных приходов столицы, который окормляет протоиерей Александр Ильяшенко, отец 12 детей и дедушка почти пятидесяти внуков, который и свое служение во многом посвятил самым маленьким прихожанам, которые, дай Бог, приведут своих детей не в домик, а в Собор Скорбященского монастыря!
Адрес: Новослободская ул., 58 стр 5
Пелагея Тюренкова Опубликовано: №20 (633) октябрь, 2020 г.
Особенности храмовой архитектуры
Храм имеет прямоугольную форму, с центральным четвериком и фланкирующими его симметричными приделами.
Восточная сторона оснащена тремя апсидами. У повышенной центральной стороны установлена надстройка пятигранного абриса.
Примечательно объединение притвора и паперти с боковыми лестницами, завершение возвышающегося четверика с помощью яруса кокошников в виде киля.
Собор Спаса Всемилостивого бывшего Скорбященского монастыря
Историческая справка
Храм Всемилостивого Спаса на Новослободской пережил период разрушений. Тогда пострадали не только стены церкви, но и постройки, расположенные рядом. Строение единственного уцелевшего соборного храма находится во владении Станкостроительного института. И его не хотят снова преобразовывать в церковь. В 1890-м году отстраивается Скорбященский монастырь. Ставший лишь одной небольшой домовой церковью, расположенной на территории дома Л. В. Голицыной.
Пришло время создавать новый храм, средства на который были выделены благодаря стараниям «воскресенской купчихи» А. А. Смирновой (тайной монахини Рафаила).
Возведение храма Всемилостивого Спаса на Новослободской началось по проекту известного архитектора Ивана Терентьевича Владимирова, бывшего мастером русского зодчества, в XIX в. по чертежам московского Строительного отделения.
После смерти купчихи А. А. Смирновой строительством собора довелось заняться ее «душеприказчику» И. Е. Ефимову. Этот человек помогал в реализации проекта и личными средствами.
Позже возвели ограждение вокруг колокольни. Во время приемки здания представителем Стройотделения, инженером Петровским, было высказано замечание, что каменная кладка была выполнена в неудовлетворительном качестве.
Несмотря на эти замечания, до сегодняшнего дня не замечены трещины и проседание фундамента. Интерьер храма Всемилостивого Спаса на Новослободской представлен резным иконостасом работы мастера Соколова, иконами мастера С. К. Шварева.
Теперь здесь часто правится служба Московскими митрополитами и другими представителями высшего духовенства. В прежние времена храм был удостоен посещения Великой княгини Елизаветы Федоровны.
Примечательные здания и сооружения[ | ]
По нечётной стороне[ | ]
По чётной стороне[ | ]
Тяжелые времена
В период большевизма храм Всемилостивого Спаса на Новослободской, фото которого впечатляет своей красотой, пострадал подобно большинству других религиозных святынь. И с 30-х годов прошлого века здесь размещалось учебное заведение.
За долгие годы советской власти церковное имущество вывезли, возвратить его не удалось. Мало того, уничтожили все образцы настенной живописи, снесли главки, не пожалели и колокольных звонов.
Когда в дальнейшем здание передали Станкину, он и совсем намеревался полностью произвести демонтаж строения. От этой преступной идеи храм спасла общественность. Большую роль в этом сыграл скульптор Томской.
Примечания
Возрождение святыни
В 90-х годах прошлого века финская фирма произвела реконструкцию храма, после чего здание обзавелось:
Храм Всемилостивого Спаса
Главная » Реальная история » Загадки истории далёкого прошлого » Храм Всемилостивого Спаса
Загадки истории далёкого прошлого
Неофициальная История 14.01.2020 434
в Избранноев Избранномиз Избранного 1
Засыпанными этажами, уже, наверное, ни кого не удивишь. Но вот красота зданий, имеющих засыпанный этаж, их архитектура, продолжают меня удивлять, и этими ощущениями, друзья, хочу поделиться сегодня с Вами.
Храм Всемилостивого Спаса
Изучая информацию, по различным раскопкам в Москве, мне попалась статья, про разрушенный храм «Трех Вселенских Святителей», входивший в архитектурный ансамбль бывшего «Скорбященского монастыря», на месте которого, ныне, располагается парк «Новослободский».
Координаты 55.789339, 37.592409
Дословно пересказывать всё статью не буду, хотя она, безусловно, очень интересная, в статье меня заинтересовали следующие строки, цитата: «…в сохранившемся подклете, площадью 100 квадратных метров, высотой 4 метра и даже с окнами, которые, правда, пока засыпаны землей, он хотел бы организовать приходской музей…» конец цитаты. Прочитать статью полностью, можно здесь. И так, заинтересовавшись этим монастырём, я решил сам поехать и всё посмотреть на месте. И не жалею об этом, ибо то, что я увидел — превзошло все мои ожидания. И вот теперь, хочу всё это показать и вам, друзья.
Удивительные кирпичные орнаменты
В конце ХIХ века, в центре Москвы, между Сущевским валом, Новослободской улицей и улицей Тихвинской, стоял краснокирпичный женский монастырь, названный Скорбященским во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Основали его князья Голицыны на территории своей усадьбы. В ансамбль монастыря входили несколько церквей, в том числе «Трех Вселенских Святителей», кельи сестер, трапезная, школа и кладбище.
Собор во имя Всемилостивого Спаса, был заложен 26 мая 1891 года, а освящен 25 октября 1894 года. Проект разработал архитектор Иван Терентьевич Владимиров, мастер русского стиля в церковном зодчестве конца XIX века. После строительства, здание собора принимал представитель Строительного отделения, инженер Петровский, который отметил, что каменные работы «очень плохо исполнены». Однако исправлений не делалось, а собор осадки не дал, и трещин в стенах, нет по сей день.
В 1918 году монастырь упразднили, а в 30-х годах ХХ века, разрушили вместе с погостом. Сохранились только обезглавленный собор «Спаса Всемилостивого» и келейный корпус – в нем ныне располагается приход храма.
В 1929 году собор был закрыт и использовался в качестве учебного здания. В 1976 году здание передано «Станкину».
В 1982 году силами финской фирмы произведена реконструкция здания: поставлены новые перекрытия и перегородки, подшиты своды, облицованы стены, сделаны новые полы. Выломаны старые лестницы и сделаны новые. Боковые входы и западный вход с улицы обращены в окна. Из окна южного фасада притвора протесан вход. Пробиты окна нижнего света в алтаре и ряд других оконных проемов. Своды подвала заменены перекрытием по балкам.
В июле 2020 года при производстве земляных работ на участках прокладки коммуникаций и благоустройства территории парка «Новослободский», был найден надгробный крест конца XIX-го – начала ХХ века, обнаружены фрагменты мозаики, другие реликвии и сохранившийся подклет храма «Трех Вселенских Святителей», разрушенного в 30-х годах прошлого века.
Раскопки в Новослободском парке
Подклет разрушенного храма «Трех Вселенских Святителей»
Самое первое, на что мы обращаем внимание, это, храм, построенный официально, в конце 19-го века, имеет уже традиционную ориентацию на северо-восток. Неужели компас ещё не изобрели?
Однако, собор «Рождества Пресвятой Богородицы» в Лужецком монастыре, построенный аж в 1547, правильно ориентирован по сторонам света: строго алтарём на Восток, при этом размеры кирпича собора «Рождества Пресвятой Богородицы», соответствуют по времени началу 18-го века или ранее, а размеры кирпича собора «Всемилостивого Спаса», фотографии которого мы сейчас смотрим, 250х125х70, что почти соответствует современному стандарту, но ориентация алтаря на Северо-Восток. Интересная картина получается.
Удивительные кирпичные орнаменты
Удивительные кирпичные орнаменты
Друзья, глядя на всё это великолепие, вы не задаётесь вопросом, как это было построено? Я сейчас даже не про итальянских зодчих говорю, и не про пленных немцев. Ведь для воплощения всех этих украшений, должен был быть план раскладки кирпичей на каждый ряд, с учётом толщины швов, углов и переходов. Представляете? Чертёж на каждый ряд. Я ни когда не поверю, что строители построили всё это на глазок, просто по памяти и опыту, и заметьте: кирпичи не колотые, а пиленные, или специально формованные.
Здесь только проектной документации должен быть вагон и маленькая тележка. Я не говорю уже про остальную логистику по Москве, связанную с подвозом сырья, строительных материалов и прочего.
Удивительные кирпичные орнаменты
И при всём при этом, храм построили всего за 4 лета, а ведь известно много случаев, когда храмы, с более простым орнаментом, даже в Москве, строились десятилетиями. И вот теперь, прошло чуть более 100 лет с момента официальной постройки, а повторить сегодня такое, да ещё за такие сроки, уже ни кто не сможет. Вот и весь прогресс в развитии.
Друзья, так же обращаю ваше внимание на символ, похожий на крест в двух кругах, запомните, как он выглядит, это важно. В одной из следующих статей, расскажу, что он значит, а пока можете написать ваше мнение в комментариях.
Как вы думаете, что это за символ?
Смотрите, крыльцо уже разрушается, а само здание стоит, как ни в чём не бывало. Это та самая дверь, которая даже официально сделана из окна, а крыльцо, сделано уже в советское время. Потребовалось совсем немного времени, что оно приняло такой вид.
Крыльцо к двери, сделанной из окна.
Конечно же, у здания есть цокольный этаж. Куда же без него. Наверное, каждый раз, показывая нижние этажи, уже можно объявлять конкурс: кто первый напишет, что это так строили.
Окна цокольного этажа
Вот этот зелёный бортик, вдоль тротуара, справа от храма, имеет высоту около метра, а от бортика, и далее вдоль храма, уровень грунта, так и идёт, поднятый на 1 метр.
Зелёный поребрик вдоль тротуара, высотой в метр
Ещё раз хочу подчеркнуть сложность рисунка, выложенного из кирпича, и качество кладки.
Удивительные кирпичные орнаменты
Сегодня, я намеренно не делаю ни каких выводов, ибо те, кто читает мои статьи постоянно и смотрит канал, уже знает, что я скажу. А кто смотрит впервые, скажет, что я ничего не понимаю в строительстве. Поэтому, предлагаю просто посмотреть на то, как наши предки якобы не умели строить, и при этом воздвигали подобные произведения искусства, без итальянских зодчих и пленных немцев.
Удивительные кирпичные орнаменты
Удивительные кирпичные орнаменты
Удивительные кирпичные орнаменты
Если кто живёт в Москве, или может туда приехать, то всю эту красоту можно увидеть лично, и даже потрогать своими руками. Вот координаты этого храма: 55.789339, 37.592409.
База данных по храмовым постройкам.
Фотографии в высоком качестве.
На этом не прощаюсь, впереди ещё много интересного. Пишите ваши мысли в комментариях, здесь есть много чего обсудить. Благодарю вас за внимание, всего вам доброго, до свидания!
Описание достопримечательности
Сегодня храм Всемилостивого Спаса на Новослободской, адрес которого в Москве: улица Новослободская, дом 58, корпус 5, продолжает ремонтироваться в соответствии с проектом института реставрации. Произведены косметические работы по ремонту фасада, кровлю покрыли медью.
Реставраторы нашли сохранившиеся образцы недостающих оконных решеток и создали новые. Стилистика храма выполнена в духе XVII века. Этому крупномасштабному неоштукатуренному собору, кирпичные стены которого выполнены в красном цвете, отведена значительная градостроительная роль.
Здание доминирует среди застроек, которыми насыщена Новослободская улица. Благодаря храму панорама этой местности имеет завершенный вид. Неоспорима и главенствующая роль этого сооружения в ансамбле монастырей. Оно находится в окружении близких по стилю корпусов и других храмов.
После событий прошлого здание так и не обзавелось завершенной колокольней.
Село Сущёво (Сущево, Сущово, Сущёвское) находилось на правом берегу реки Неглинной. Поселение существовало здесь, как считается, уже в XII веке, причем о первоначальном его местоположении существуют разные мнения. С историческим Сущёвым принято отождествлять местность, пролегавшую вдоль начала старинной дороги на Дмитров (в пределах нынешних Долгоруковской и Новослободской улиц) по правую сторону. Но, вероятно, село первоначально располагалось по обе стороны будущего Дмитровского тракта и доходило до территории, прилегающей к современной Миусской площади (к восточной её границе), а на противоположной стороне дороги – до окрестностей нынешних Суворовской площади и площади Борьбы.
На месте нынешних Новосущевской и Самотечной улиц протекала река Неглинная. Ручьи и небольшие речки впадали в нее «самотёком», беря начало из прудов с родниками: отсюда происходит еще один топоним этих мест, встречающийся в названиях четырех Самотёчных переулков, Самотёчной улицы, Самотёчной площади и бульвара. Самотёкой когда-то называлась и сама река Неглинка в верхнем течении. Левый её приток – река Напрудная (Рыбная) – впадал в Неглинку в низине примерно в месте пересечения нынешней Делегатской улицы с Самотёчным бульваром.
Заболоченная пересеченная местность бассейна Неглинки с прудами и притоками долгое время не располагала к плотной жилой застройке. Здесь и в XVIII веке находились рощи, огороды, запруды с мельницами и рыбные пруды. По берегам на возвышенностях стали обустраиваться пригородные дворянские усадьбы.
В конце XVIII- начале XIX века река с притоками была частью засыпана, частью – забрана в трубы городского коллектора 2). Большинство прудов к этому времени было спущено: нечищенные и запруженные водоемы были в запущенном состоянии. Сегодня от существовавшей здесь разветвленной водной системы остались пруды в течении притока Неглинной – реки Напрудной в Екатерининском парке на территории Екатерининского женского дворянского института (ныне – Культурного центра вооруженных сил России). В русле самой Неглинной – у начала 3-го Самотечного переулка – сохранился еще один, ныне благоустроенный Антроповский пруд, названный по имени первого арендатора этого участка.
На русла протекавших здесь рек с ручьями, прудами и родниками указывает и рельеф местности – холмистый, понижающийся по мере продвижении от Сущёва к центру города через Трубную площадь, где в XVI веке при строительстве стен Белого города на пересечении с Неглинкой было проделано отверстие – «труба». Сегодня, после неоднократных перестроек коллектора, подземное русло реки идет от истока в Марьиной роще под Новосущевской улицей, Екатерининским сквером и Самотечной площадью, вдоль Цветного бульвара и улицы Неглинной под зданием Малого театра и после поворота к Александровскому саду – вдоль кремлёвских стен до впадения в Москву–реку у Водовзводной башни Кремля.
К началу ХХ века сущевские земли были уже заселенным районом Москвы, улицы приобрели современную конфигурацию. Под управлением Сущевской полицейской части находился обширный район между Камер-Коллежским и Земляным валом и от Лазаревского кладбища до Башиловки, Брестских и Мещанских улиц.
Особенности храмовой архитектуры
Храм имеет прямоугольную форму, с центральным четвериком и фланкирующими его симметричными приделами.
Восточная сторона оснащена тремя апсидами. У повышенной центральной стороны установлена надстройка пятигранного абриса.
Примечательно объединение притвора и паперти с боковыми лестницами, завершение возвышающегося четверика с помощью яруса кокошников в виде киля.