Номинативный словарь в логопедии что это
LV. Грамматический строй речи
Lll. Лексическая сторона речи
Это словарный запас.
Различают пассивный и активный словарь:
— Пассивный словарь – слова понимаемые ребенком.
— Активный словарь – слова используемые ребенком.
— номинативный – имена существительные,
Для оценки состояния пассивного словаря предлагаются инструкции:
— покажи, где собака (номинативный)
— покажи, кто лечит (предикативный)
— покажи красный шар (атрибутивный)
Для оценки активного словаря предлагаются инструкции:
— назови кто (что) это? (номинативный)
— скажи, что делает доктор? (предикативный)
— скажи шар какого цвета? (атрибутивный)
Включает в себя морфологический и синтаксический компоненты.
1. Морфологическая сторона речи – включает функции словоизменения и словообразования.
— Словоизменение связано с изменением грамматического значения слова, при этом его лексическое значение (предметная отнесенность) остается неизменным.
— При словообразовании производное слово имеет другое лексическое значение, по отношению к производящему слову. Словообразование осуществляется различными способами – префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный.
А. Словоизменение имен существительных по числам и падежам:
— образование множественного числа имен существительных в именительном падеже:
Материал: предметные картинки
— образование имен существительных во множественном числе родительном падеже:
платье – много платьев
кукла – много кукол
дверь – много дверей
— изменение имен существительных по косвенным падежам:
Именительный Кто? Что? (есть)
Родительный Кого? Чего? (нет)
Дательный Кому? Чему? (дам)
Винительный Кого? Что? (вижу)
Творительный Кем? Чем? (горжусь)
Предложный О ком? О чем? (думаю)
— употребление существительных с числительными 2 и 5
Б. Словоизменение имен прилагательных (по числам, родам и падежам)
В. Словоизменение глаголов (по лицам, числам в настоящем времени, по родам в прошедшем времени)
Г. Словообразование имен существительных
— образование существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами
— образование детенышей животных
Д. Словообразование прилагательных
— образование качественных прилагательных
— образование относительных прилагательных
— образование притяжательных прилагательных
Е. Словообразование глаголов
— образование приставочных глаголов
Синтаксис связан с изучением структуры предложений и словосочитаний.
Памятка «Коррекционно-логопедическая работа по развитию номинативного словаря у детей дошкольного возраста с ОНР»
Памятка для учителей – логопедов ДОУ
«КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»
I этап: Развитие пассивного словаря существительных.
— Развитие номинативного словаря.
— Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
«Проговаривание наименований предмета»
Содержание: Используются предметы или их изображения по изучаемой лексической теме. При ознакомлении с новым словом взрослый просит детей повторить его вместе хором. Затем взрослый задает вопрос о предмете каждому ребенку: «Скажи, что это?»
Создание ситуации поиска ребенком исчезнувшего предмета.
Содержание: Педагог просит детей закрыть глаза («Раз, два, три, не смотри!», прячет и задает вопрос: «Где автобус?» Дети ищут предмет по подсказке взрослого: «Холодно. Холоднее. Теплее. Еще теплее. Горячо». Подсказка может быть дана в записках, разложенных по группе (зачитывает взрослый): «Ищите автобус рядом с книжной полкой»; «Ищи автобус там, где много есть воды»; «Ищи автобус под елкой»; «Ищи автобус там, где много машин». Игра с поиском исчезнувшего предмета помогает детям запомнить новое слово.
II этап: Активизация и закрепление словаря существительных.
— Актуализация и обогащение словаря существительных.
— Развитие словесно-логического мышления.
— Развитие слухового внимания и памяти.
Примерные виды заданий:
Игра «Угадай, кто так делает?»
Содержание: Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей и предлагает угадать: Воркует кто? (Голубь.) Жужжит кто? (Жук.) Жалит кто? (Пчела.)
Игра «Чудесный мешочек».
Игра «Разложи картинки по сходству».
На доске выставляется ряд картинок: овца, дерево, корова.
Содержание: детям раздаются картинки: свитер, шапка, варежки, шарф (к картинке овца); стол, деревянные грабли, деревянные ворота или забор, стул (к картинке дерево); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке корова). У каждого ребенка по 2—3 картинки. Педагог предлагает детям положить свою картинку к одной из трех картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
Игра «Какое что бывает?»
Педагог спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает: дерево, столб, человек и др. Здесь можно провести сравнение: что выше дерево или человек?
На вопрос о том, что бывает широким, дети отвечают: река, дорога, лента и др. Затем, побуждая ребенка к сравнению, можно спросить: «А что шире ручеек или река?». Играя дети учатся классифицировать предметы по цвету, по форме /Что бывает красным, зеленым, круглым? /.
Узнавание предметов по эпитетам. Зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная, душистая – что это? Береза.
Подбор предмета к действиям. На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет – что это? Солнце.
Игра «Слово-ассоциация». Педагог называет слово, допустим, «мёд», и просит ребёнка назвать, что он представляет, когда слышит это слово? Например: ребёнок назовёт слово «пчела», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к новому слову – например, «цветок», «луг», «пасека» и т. д.
Игра «Кому принадлежит фраза?» Человек, какой профессии мог сказать данную фразу.
— Откройте рот и скажите «а-а-а-а-а-». (Врач.)
— Какие пуговицы пришить вам на эту блузку: белые или черные? (Портной.)
— Сколько килограммов картошки вам взвесить? С вас 25 рублей. (Продавец.)
Памятка для родителей и педагогов «Как нужно поощрять детей дошкольного возраста» Поощрять детей нужно : 1. Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном.
Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.
Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Коллективная работа детей старшего дошкольного возраста «Безопасность на дороге» Ни от кого не секрет, что очень велик травматизм детей на дорогах. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения.
Коррекционно-развивающая работа по совершенствованию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи (1 часть) Основной задачей работы по развитию речи с ребенком старше 12 месяцев является пробуждение речевой активности и потребность в речевом общении.
Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Времена года» Цель: развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР Задачи: Коррекционно-образовательные: • создать условия для закрепления знаний.
Коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста «Космическое пространство» Коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста «Космическое пространство» Цель: развитие у детей фантазии и творческого.
Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.
Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.
Номинативный словарь в логопедии что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
В статье рассматривается вопрос, что такое номинативность.
Нужны занятия с логопедом?
Главное средство общения между людьми – речь. Как определяет Т.В. Жеребило речь – это последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации.
Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Д.Н. Шмелев, А.И. Смирницкий и другие занимались вопросами изучения речи.
Слово является основной номинативной и когнитивной (когнитивной) единицей языка, которая используется для наименования и составления отчетов об объектах, процессах, свойствах [4]
Д.Н. Шмелев относит к ряду признаков слова – номинативность.
Номинативность – это способность называть явления реальной реальностью и представлять их в форме лексических значений. Слово – это номинальная единица языка, предназначенная для обозначения – по отдельности или в совокупности – всего существенного в мире и в сознании людей [1].
Изучение онтогенеза лексической системы является предметом работ многих авторов С.Н. Цейтлина, Р.И. Лалаева, А.Р. Лурия, А.К. Маркова, Е.А. Аркина, А.Н. Гвоздева и других.
А.Н. Гвоздев, рассматривая детскую речь, подчеркнул, что существительных 50,2% слов четырехлетнего ребенка, что составляет большую часть относительно других частей речи [3].
Факты А.Н. Гвоздева совпадают с данными С.Н. Цейтлин, которая говорит о том, что основную часть слов двухлетних детей составляют существительные [11].
А. В. Захарова, исследуя словарный запас детей в возрасте от 6 до 7 лет, определила, что в словаре детей из существительных самые популярные слова означают людей, например: мать, люди, мальчик [6].
Слова, которые ребенок сначала изучает, знакомясь с миром, в котором он родился и живет, эти слова называются объектами, окружающими ребенка. По наблюдениям Е.И. Тихеевой, это тематические группы слов, которые называют:
1) близких ребенку людей, их родственные и общественные отношения, их имена;
2) самого ребенка, части его тела;
3) предметы быта, игрушки;
4) вещи из интерьера помещений, где живет и «учится» ребенок, предметы, окружающие его во дворе, саду, огороде, парке, встречающиеся ему на ближайшей и более отдаленной улице;
5) объекты живой природы: животных, части их тела, их повадки; растения, их части, изменения, которые с ними происходят;
6) объекты неживой природы во все времена года;
В.И. Логинова, Ю.С. Ляховская, описывая тематическую разновидность словарного запаса, используемого дошкольником, отмечает, что дети 3–6 лет используют слова – названия предметов: одежда, обувь, посуда, мебель, еда, транспортные средства; названия частей тела человека, животных, названия природных объектов и явлений. К старшему дошкольному возрасту, доля слов с обобщенным значением (животные, транспорт, инструменты) увеличивается. Все части речи представлены в лексиконе, хотя процент существительных значительно выше [7].
В логопедии проблеме овладения лексикой детей с патологией речи уделяется достаточно внимания. Исследователи, такие как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Н.С. Жукова Л.Н. Ефименкова, Л.Ф. Спирова и другие, которые, в частности, изучали проблему общего недоразвития речи, отмечали бедность словарного запаса, недостаточное развитие процессов обобщения и абстракции, срыв процесса тематического отбора и семантического выбора слов [5].
Р.Е. Левина определила, что характерной чертой словарного запаса ребенка с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов, что выражается в словесных парафазиях [8].
Среди многочисленных словесных парафазий у дошкольников наиболее распространенными являются замены слов, принадлежащих к одному семантическому полю. Среди замен существительных преобладают замены слов, относящихся к одному и тому же родовому понятию (лось – олень, тигр – лев, оса – пчела, лимон – апельсин) [12].
Наряду со смешиванием слов по родовидовым отношениям, наблюдаются замены слов на основе других семантических признаков:
1) смешение слов на основе сходства по признаку функционального назначения: миска – тарелка, лейка – чайник, метла – щетка, кружка – стакан;
2) замена слов, обозначающих предметы, внешне сходные: майка – рубашка, фонтан – душ;
3) замена слов, обозначающих предметы, объединенные общностью ситуации: каток – лед, вешалка – пальто;
4) смешение слов, обозначающих часть и целое: воротник – платье, паровоз – поезд, кузов – машина;
5) замена обобщающих понятий словами конкретного значения: обувь – ботинки, цветы – ромашки, посуда – тарелки, одежда – кофты;
6) использование словосочетаний в процессе поиска слова: кровать – чтобы спать, плита – газ горит, щетка – зубы чистить, клумба – копают землю;
7) замена слов, обозначающих действия или предметы, словами существительными: открывать – дверь, играть – кукла, лекарство – болеть, кровать – спать [8].
Подобные факты приводятся Р.И. Лалаевой. Бедность в словаре проявляется, например, в том, что дошкольники с общим недоразвитием речи даже в течение 6 лет не знают много слов. К ним относятся слова названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, орудий труда, профессий, частей тела и частей предмета и т. д. [6].
Т.Б. Филичева говорит, что имея очень ограниченный словарный запас, ребенок не понимает смысла некоторых даже самых простых слов и поэтому искажает их, пропускает, заменяет, смешивает. Многие слова используются неточно, в некоторых случаях их значения расширяются, в других случаях они понимаются слишком узко. Понимание и использование слов – ситуативно [10].
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития
Данная статья посвящена рассмотрению особенностей формирования интеллекта детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития детей в зависимости от состояния предикативного (глагольного) словаря.
В статье уделяется внимание таким важным проблемам, как влияние предиката на развитие вербально — логического мышления и связной речи, а также формированию лексической системности у детей с учётом представлений о предикате современной лингвистики и психолингвистики.
Предикативный (глагольный) словарь — это вся совокупность слов, обозначающих действие или состояние предмета, в данном языке.
Развитие предикативной лексики в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребенка об окружающей действительности. По мере того, как ребенок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, обогащается его словарь. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение с взрослыми.
Определенный объем словаря, точность понимания значения слова и уместное употребление слова необходимы ребёнку для полноценного общения, для овладения чтением и в дальнейшем письмом.
Расширение словарного запаса происходит в процессе активного речевого общения, в первую очередь, со взрослым. Именно в процессе речевой деятельности формируются и формулируются мысли.
Одним из видов речи является внутренняя речь, характеризуемая абсолютной предикативностью.
Предикативность — это отнесение содержания предложения к действительности, проявляющееся лишь в составе текста.
Предикативностью называют также общее, глобальное логическое свойство всякого высказывания, а также свойство мысли, её направленность на актуализацию сообщаемого.
В теоретической лингвистике придаётся большое значение предикативности. В.В. Виноградов, С.В. Кацнельсон и др. отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации.
Поскольку предикат составляет основу внутренней речи и является одним из главных членов предложения, можно утверждать, что развитие предикативного словаря влияет на мышление ребёнка и на становление связной речи.
Овладение предикативной лексикой положительно влияет на познавательное развитие ребёнка, на развитие мышления и вербальной коммуникации. Л. С. Выготский подчеркивал, что от речи зависит развитие вербального мышления.
Для качественного развития словаря ребёнку необходимо овладеть синонимами и антонимами, фразеологическими оборотами. Поскольку большинство глаголов в русском языке многозначны, то ребёнку необходимо различать значение слова в контексте. В зависимости от отношения говорящего к высказыванию, слова приобретают эмоциональную окраску. Ребёнку необходимо различать тончайшие оттенки семантики. Последовательность усвоения ребенком глаголов определяется их семантической функцией и частотностью использования в речи окружающих.
Таким образом, дошкольнику необходимо постичь долгий и трудный процесс познания родного языка, чтобы приобщиться к культуре общества и начать формироваться полноценной «языковой личностью».
Итак, каким же образом взаимозависят состояние интеллекта и предикативного словаря у детей с системной речевой патологией и у детей с системной психической патологией?
Нарушение предикативного словаря у детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
При ОНР интеллект ребёнка сохранен, что даёт ему возможность усваивать смысловой компонент слова. Дети с данной речевой патологией могут объяснить значение глагола.
Характерными трудностями для детей с ОНР при актуализации предикативного словаря являются:
Нарушение предикативного словаря у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
В отличие от детей с ОНР, дети с ЗПР затрудняются при объяснении значений глагола, что обусловлено задержкой развития мышления.
Выше указывалось на многозначность большинства глаголов русского языка. Этот факт особенно затрудняет актуализацию глаголов детьми с задержкой психического развития, так как они не понимают значение слова в контексте.
Исследования С.Г. Шевченко показывают, что низкая познавательная активность приводит к тому, что дети с задержкой психического развития значительно отстают по уровню развития лексической, грамматической и семантической сторон речи.
Для детей с ЗПР характерны следующие трудности:
Значительными различиями сформированности предикативного словаря у детей с ОНР и с ЗПР являются следующие:
Направления логопедической работы по развитию предикативного словаря
При проведении логопедической работы по развитию предикативной лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, о структуре значения слова, о закономерностях формирования лексики в онтогенезе, об особенностях лексики у детей с речевой патологией и со сложной структурой дефекта.
С учётом этих факторов формирование предикативного словаря проводится по следующим направлениям:
Солоцкая Ольга Николаевна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №6 Красногвардейского района,
г. Санкт- Петербург
Понятие о лексическом строе речи
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Понятие о лексическом строе речи
Речь – это сложная деятельность анатомо-физиологического аппарата, который состоит из центрального и периферических органов. Все органы речевой системы неразрывно связаны друг с другом и взаимодействуют под влиянием коры головного мозга.
Негативное влияние на все сферы личности ребенка оказывает неполноценное речевое функционирование, а именно: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, значительно тормозится развитие игровой деятельности. А потому его развитие речи, ее лексической составляющей, необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Прежде чем рассматривать процесс уточнения, обогащения и активизации словаря, необходимо дать определение понятию лексического строя речи, словарном запасе и лексеме. Исследователи свидетельствуют, что формирование лексического строя речи определяется, прежде всего, уровнем интеллектуального развития ребенка, непосредственно связано с функционированием различных типов мышления, наглядно-действенного, наглядно-образного, вербально-логического и других психических процессов, а также с развитием всех компонентов языковой системы. Кроме того, формирование лексики определяется и воздействием социальной среды.
Лексический строй речи – это компонент языка, который включает в себя активный и пассивный словарный запас, умение пользоваться им в конкретной ситуации. В структуру лексического строя речи входит: номинативный, предикативный и атрибутивный словари, а также словари служебных частей речи (наречия, местоимения и т.д.
Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексем, которые являются результатом действия механизмов словообразования и словоизменения. Полноценное овладение речью предполагает адекватное усвоение речи в единстве формы и содержания. Конкретное слово уже в момент появления является одновременно и звучанием, и значением. Имея свою структуру, как языковой знак, оно включается в языковую систему и функционирует в ней по законам данного языка.
В понятие слова входит языковая единица, которая служит для обозначения (наименования) предметов и признаков (действий, отношений, качеств, количеств). Под значением слова понимают отображение в слове реалий действительности (предметов, признаков, ношений, процессов и т. д.). Основная функция слова – называние действительности (так называемая номинативная функция) и обобщение.
Словарь – это слова (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают словарь пассивный и активный. Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятную ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Под активным словарем – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным ребенком.
Словарный состав представляет собой в наибольшей степени подвижным языковым уровнем. В лексике отражаются все процессы исторического развития общества. С появлением новых предметов, явлений возникают новые понятия, а вместе с ними – и слова для наименования этих понятий. Учитывая все это, словарный состав общенародного языка можно разделить на две большие группы: активный словарь и пассивный словарь.
Большой психологический словарь под ред. Б.Г. Мещерякова определяет «активный словарь» как совокупность слов, которыми пользуется человек при построении высказываний (в устной и письменной речи); а «пассивный словарь» – совокупность слов, которые человек более или менее точно понимает (при чтении и слушании), но не использует сам в речи. Пассивный словарь шире активного словаря.
К пассивному запасу слов относятся такие, которые либо являются устаревшими, либо, наоборот, в силу своей новизны еще не получили широкой известности и также не употребляются повседневно. Таким образом, слова пассивного запаса делятся, в свою очередь, на устаревшие и новые (неологизмы).Те слова, которые вышли из активного употребления, относятся к числу устаревших, Например, явно устаревшими являются слова, переставшие употребляться в связи с исчезновением понятий, которые они обозначали: боярин, дьяк, вече, стрелец, опричник, гласный (член городской думы), бурмистр и др. Слова этой группы называются историзмами, они более или менее известны и понятны носителям языка, но активно ими не используются [45, с. 335].
Если понятие о предмете, явлении, действии, качестве и т. д. сохраняется, а названия, закрепленные за ним, в процессе развития языка заменяются новыми, более приемлемыми по тем или иным причинам для нового поколения носителей языка, то старые наименования также переходят в разряд пассивной лексики, в группу так называемых архаизмов (греч. archaios — древний). Например: понеже – потому, вежды – веки, гостьба – торговля и др. Некоторые из слов подобного типа практически стоят уже за пределами даже пассивно существующих лексических запасов современного литературного языка. Например: тать – вор, разбойник; стрый – дядя по отцу, стрыиня – жена дяди по отцу. Процесс перехода слов из группы активного употребления в пассивную группу длительный. Он обусловлен и внеязыковыми причинами, например социальными изменениями, и собственно языковыми, из которых весьма существенную роль играют системные связи устаревающих слов: чем они обширнее, разнообразнее и прочнее, тем медленнее переходит слово в пассивные слои словаря. К устаревшим относятся не только те слова, которые давно вышли из употребления, но и те, которые возникли и устарели совсем недавно, например: ликбез (ликвидация безграмотности) и др.
Новыми словами, или неологизмами (греч.пеos – новый, logos – понятие), называются, прежде всего, такие слова, которые появляются в языке для обозначения новых понятий, например: кибернетика, летилан (антимикробное волокно), интерферон (лекарство), и др. Подобные слова образуют группу собственно лексических неологизмов. Возникновение новых наименований для тех понятий, которые уже имели в языке название, тоже является одним из путей появления неологизмов. В данном случае происходит утрата одних слов за счет активизации других, синонимичных первым, затем переход вытесненных слов в пассивные слои лексики, т. е. их архаизация.
Неологизмами являются и слова, вновь образованные по определенным нормативным моделям от слов, давно существующих. Например: актив –активист, активистка, активистский, активизм, активизация; атом – атомоход, атомщик, атомник; и многие другие простые и сложные слова, составляющие группу так называемых лексико-словообразовательных неологизмов.
К неологизмам относятся и такие, ранее известные в русском языке слова и словосочетания, у которых развилось новое значение, ср., например, пионер –первооткрыватель и пионер – член детской коммунистической организации.
Семантическое обновление слов – один из самых активных процессов, пополняющих лексическую систему современного русского языка. Вокруг слова, начинающего жить заново, группируются совершенно новые лексемы, возникают новые синонимы, новые противопоставления.
Если об устаревшей лексике (историзмах и архаизмах) можно получить необходимые представления в толковых словарях, а также в специальных исторических словарях русского языка, то специального словаря новых слов до последнего времени не существовало, хотя интерес к неологизмам возник очень давно.
Словарь, как отмечают составители и издатели, не является нормативным. Он объясняет и иллюстративно подтверждает ту часть новых слов и значений (около 3500), которые получили более или менее широкое распространение (не следует смешивать это с понятием активного запаса лексики).
Понятие актуализации произошло от латинского «aktualis», т.е. «деятельностный», что позволяет воспринимать актуализацию как приведение потенциального (латентного) состояния субъекта в состояние деятельности (активности). В этом же смысле «актуализация» трактуется и в философии как понятие, означающее изменение бытия на основе идеи перехода от возможности к действительности. В социологии понятие «актуализация» является частью более общего понятия «социальная активность» и определяется по степени реагирования на изменения в социальной среде.
В наши дни в современной научно-методической литературе по логопедии используется понятие «актуализация словарного запаса». В исследовании А.В. Егоровой термин «актуализация» понимается как процесс, направленный на уточнение, обогащение, систематизацию имеющегося словарного запаса ребенка и перевода импрессивного словаря в экспрессивную речь (включение слова в словосочетание, предложение, текстовое сообщение) [38, с. 75-76].
Также в педагогической энциклопедии анализируется понятие как «актуализация знаний», определяемое как выполнение действий, состоящих в извлечении усвоенного материала из памяти долговременной или кратко временной для последующего использования его при узнавании, припоминании, воспоминании или при непосредственном воспроизведении [32, с. 18].
В исследованиях по коррекционной педагогике и специальной психологии Н.В. Новотворцева представила понятие об актуализации следующим образом: «Актуализация – (от лат. aktualis –действительный, существующий) – перевод в действие, в состоянии активности того, что имелось лишь потенциально». В психологии это восстановление в памяти удержанного ею раннее или сохраненного: образов, движений, мыслей, словесных высказываний, чувств, осуществляемое в процессах узнавания и воспроизведения.
Л.Г. Парамонова указывает, что процессы обогащения и систематизации словарного запаса дифференцировать практически невозможно, поскольку они должны происходить одновременно. Под обогащением словарного запаса понимается ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий, чтобы ребенок хорошо понимал, что именно скрывается за каждым словом. В понятие же систематизации словарного запаса входит его подразделение на отдельные группы слов, выделенные по каким-то определенным, принятым в русском языке принципам.
Таким образом, чем обладая большим словарным запасом, тот или иной человек, тем богаче и выразительнее его речь и тем более тонкие нюансы своих мыслей он способен передать. Масштаб «словарных запасов» разных людей с нормальным уровнем речевого развития очень велик – от 6 до 25 тысяч слов. Как исследовал А.Р. Лурия, первое из названных чисел обеспечивает человеку возможность свободного общения на данном языке.
Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности выразительности, которая включает:
— наполнение содержанием тех слов, которые усвоены, не вполне точно, что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами;
— усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах;
— усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов;
— усвоение лексической синонимии и тех оттенков значений слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.
Таким образом, понятие «актуализации» связано с «деятельностью (активностью)»; в психолого-педагогических исследованиях «актуализация» рассматривается как перевод в действие, в состоянии активности того, что имелось лишь потенциально; в коррекционной педагогике «актуализация словарного запаса» трактуется как процесс, направленный на уточнение, обогащение, систематизацию имеющегося словарного запаса ребенка и перевод импрессивного словаря в экспрессивную речь.
В процессе развития лексической составляющей речи ребенка на разных этапах ребенок владеет разным количеством лексических единиц, которых ему недостаточно для осуществления полноценной коммуникации. В рамках данного исследования понятия «словарный запас речи» и «словарный состав языка», «слово» и «лексема» будут использоваться как синонимичные понятия.
Список использованной литературы:
Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М.: «Владос», 2009. 703 с.
Караулов, Ю.Н. Русский язык : Энциклопедия /Ю.Н. Караулов. – 2-Е ИЗД., Перераб. и доп. – М. : Большая Рос. Энцикл. : ДРОФА, 1997