Ночь улица фонарь о чем стих
Смысл стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока
Стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека” было написано Александром Блоком в 1912 году и стало частью поэмы “Пляски смерти” в цикле сочинений “Страшный мир”. Это стихотворение написано очень лаконично и коротко — сразу и не очень понимаешь, о чем оно. Смысл настолько гармонично вписан в этих двух строфах, что разъединить его на части невозможно, иначе вся суть написанного будет утеряна.
Философское стихотворение Блока несет в себе очень глубокий смысл — оно напоминает читателю о коротком существовании человека на этой земле. Писатель в общем затрагивает тему человеческого существования не зря. Многих людей интересует вопрос о смысле жизни, почему эта жизнь так коротка и умирает ли после смерти биологической душа? Блок обобщил все эти вопросы и с помощью изображения картины ночи показал, что жизнь человека — это замкнутый круг. Она начинается с аптеки, потому что в любом случае помощь новорожденному не обойдется без применения каких-либо аптечных средств. Также она в аптеке и заканчивается — спасая человека от смерти, мы стараемся бежать по необходимое лекарство как можно быстрее, но иногда не успеваем принести их нуждающемуся.
В повествовании лирического героя читается легкая насмешка над желанием человека разорвать ход этих событий. Это невозможно — мы приходим в этот мир, чтобы когда-нибудь умереть, и позднее переродиться, выбрав для себя новую судьбу в новом для нас мире.
Безысходность человеческого существования — вот какой главный смысл этого небольшого стихотворения. Мы не можем повлиять на это никаким образом, потому что точно так же мы не сможем остановить время или запретить солнцу светить, сменяя день на ночь. Идея стихотворения более чем понятна обычному читателю, она кроется на поверхности. Для поэта было главным не то, как насытить произведение метафорами, эпитетами и сделать текст выразительным и запоминающимся, а как преподнести проблему сосуществования жизни и смерти.
Блок использует повторение слов в произведении и отображает их зеркально. Это такое символическое изображение противостояния жизни и смерти, которые взаимосвязаны между собой.
Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» (А. Блок)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 05.03.2019 · Обновлено 18.09.2021
История создания
Блока всегда выдавали неестественно светящиеся глаза, живой отклик его неспокойной души, – они были переполнены тоской и печалью. Так было всегда: и когда он, совсем ещё юный безбородый юнец, впервые вошёл в знаменитый петербургский литературный салон, и когда он, покорив всю писательскую интеллигенцию своим талантом и артистизмом, стал одним из божеств пера начала XX века. Это осталось неизменным и в последние мучительные годы жизни, когда Александр Блок, снедаемый изнутри неподдающимися в то время лечению болезнями, стал опальным поэтом.
Пропитанное чувством безысходности, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» было написано в 1912 году, за два года до наступления Первой мировой войны и за пять лет до совершения Октябрьской революции в России. Оно предсказывает глубочайшее уныние, которое охватит людей всего мира после этих глобальных исторических событий. Только вот тогда поэт был уверен, что они, напротив, смогут побороть рутину опостылевшей жизни и изменить мир к лучшему.
Считается, что поэтами становятся исключительно те люди, которые переживают глубокую личную трагедию. Традиционно поэзию связывают с любовью, многогранной и неизведанной. Александр Блок тоже любил женщин, но не был тем, кто посвящает им всё своё творчество. Женщина для него – это вспомогательный инструмент для познания границ собственных желаний. Она вполне может помочь разобраться в некоторых уголках своей души, но поклоняться ей он не считал нужным. Поистине поэт сходил с ума и был страстно влюблён не в свою таинственную незнакомку, блуждающую по стихотворным строкам, – его сердце покорила революция.
Личная трагедия Блока – предательство революционной силы, которая должна была полностью изменить мир, предательство всех его мечтаний. Вначале он с необъяснимым воодушевлением восклицал, что «война – это, прежде всего, весело!», немного позже, когда на губах появился раздражающий кровяной привкус, а в лёгких осел пепельный дым, смешавшийся с запахом разлагающегося человеческого тела, восхищение стало понемногу угасать. Перед Октябрьской революцией в мыслях Александра Блока впервые проносится: «Запах войны есть хамство». Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был настоящий ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и он этому всегда безусловно был рад.
Жанр, направление, размер
«Ночь, улица, фонарь, аптека» – это в каком-то смысле пророческие строки философской лирики, в которых читается размышление о смысле бытия.
Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб.
Направление творчества Блока – символизм (модернистское течение, в основе которого были такие признаки, как мистическая и философская тематика, образы-символы с переносным значением, возвышенность и оторванность поэзии от реальной жизни).
Композиция
Его главная особенность – зеркальная композиция, всё начинается с «ночь, улица, фонарь, аптека» и заканчивается почти таким же повторением строки – «ночь, аптека, улица, фонарь».
Этот приём можно назвать самым главным, поскольку благодаря нему создаётся то самое впечатление цикличной безысходности, которая присутствует в судьбе каждого из живущих людей.
Образы и символы
Темы, настроение и проблемы
Настроение стихотворения мрачное и «упадническое». Оно заставляет задумать о цикличности и рутине бытия, о мелочности и прозе жизни, где нет места настоящему свету и смыслу.
Основная идея
Всем окружающим Александр Александрович Блок любил напоминать, что не стоит излишне переоценивать человеческую жизнь, воспринимая её как нечто особенное и приписывая ей возвышенный смысл. В ней ничего подобного нет, обыденность будней лишена всякой возвышенности. Место сказок – на страницах книг, в реальности господствует только скучная и угнетающая проза.
Имея за собой различные причины, все людские волнения исходят из четырёх конкретных чувств – болезни, тревоги, катастрофы и разрыва. Эта своего рода философия не была просто красивыми и замысловатыми поэтическими оборотами, в этих фразах состояла главная мысль его стихотворения.
Средства выразительности
Стихотворение, хоть и наводит на глубокие размышления, само по себе совсем небольшое. Написанное четырёхстопным ямбом, оно окрашено лишь несколькими художественно-выразительными средствами:
Александр Блок
Ночь, улица, фонарь, аптека…(+ Анализ)
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет.
Умрёшь — начнёшь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Блок А. А. » Из школьной программы
Короткие стихи
Короткие стихи о жизни
Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» 1 вариант
Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока
2 вариант
Краткий анализ
История создания – Произведение написано в октябре 1912 года, вскоре оно было включено в цикл «Пляски смерти» сборника «Страшный мир»
Тема стихотворения – Бессмысленность жизни, по которой человек движется как по замкнутому кругу.
Композиция – Стихотворение А. Блока – лаконичное философское рассуждение о человеческом бытие. По смыслу оно являет собой единое целое, которое невозможно разделить на части. Композиция кольцевая – зеркальность проявляется в практически точном повторе первой строки во втором четверостишии. Формально произведение поделено на два катрена.
Жанр – Лирическое стихотворение, которое тематически относится к философской лирике.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «ледяная рябь канала».
Эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет»
Сравнения – «повторится всё, как встарь».
Снег да снег. Всю избу занесло. (+ Анализ)
Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока
3 вариант
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» стало переломным этапом в творчестве Блока. Он долгое время принадлежал к лагерю символистов и был достаточно знаменит в этом кругу. Туманными стихами Блока, насыщенными таинственными и загадочными образами, восхищались люди, оторванные от реальной жизни, живущие в мире своих фантазий. Для многих это была попытка уйти от жестокой российской действительности начала XX века. Блок разделял это желание.
С возрастом к поэту приходит жизненный опыт. Он начинает понимать всю эфемерность и бесполезность своего творчества. От реальной жизни убежать не удается никому. Блок был вынужден признать это после смерти сына и отца. В 1912 г. он пишет произведение «Ночь, улица, фонарь, аптека», поразившее современников своим мрачным настроением.
Небольшое по объему произведение, где перечисляются ничем не примечательные элементы действительности, имеет глубокое философское содержание. Блок размышляет над смыслом человеческой жизни и приходит к неутешительному выводу. В мире нет никакой высшей цели. Человек обречен на вечное существование в узких ограниченных рамках. Проведя бессмысленную жизнь на отведенном ему кусочке мироздания, человек еще имеет надежду на лучшую участь в следующем возрождении. Но его надежда разбивается в прах. Новая жизнь также ограниченна и однообразна. От перестановки окружающих предметов местам результат не меняется. Из замкнутого круга «исхода нет».
Блок не мог, конечно же, сразу и бесповоротно порвать с символизмом. Перечисляемые образы («ночь, улица…») являются символами однородности и мрачности окружающего мира. Они не имеют конкретного значения, взяты поэтом наугад. Отсутствие какой-либо ценности образов усиливает пессимистическое настроение.
Не случайно, что Блок выбрал в стихотворении описание городского пейзажа. В начале XX века не только в России, но и во всем мире появилась идея обреченности мира. Одно из положений этого мнения опиралось на пагубное воздействие технического прогресса. Крупные города, в которых были наиболее заметны изменения, считались воплощением темных сил. Они символизировали неизбежный конец человечества, утратившего понятия добра и зла.
Стих полностью пропитан темными красками. Единственный источник освещения – фонарь, который дает лишь «бессмысленный и тусклый цвет», раздражающий взгляд. Чувствуется огромная усталость Блока от жизни.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, имеет кольцевую композицию благодаря повторению первых и последних строк.
В целом произведение пропитано ощущением смерти, причем не только физической, но и духовной. Возрождение после смерти ничего не изменит, поэтому грань между мирами стирается. Лирическому герою становится абсолютно все равно, жив он или мертв. Ведь его обреченность остается неизменной.
Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Александра Блока
4 вариант
Стихотворение, о котором пойдет речь, несомненно, самое известное произведение в творчестве великого поэта серебряного века Александра Александровича Блока. В этой статье анализируется стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека». О чем хотел сказать Блок в своем маленьком, но очень популярном, а для многих — непонятном и загадочном творении?
История создания
Историческое анализирование стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» показывает, что произведение было создано в 1912 году. Поэт написал его 10 октября, в петербургской квартире дома номер 57 на улице Декабристов (в то время — Офицерская улица). В настоящее время эта квартира стала музеем Блока.
Первым, кому Блок показал свои мрачные строки, стал его друг, также поэт — Василий Гиппиус. Василий Васильевич вспоминал в своих мемуарах, что был поражен унынием, царящим меж этих строк, и единственное, что он смог сказать — это заметить, что и у его дома есть аптека. На это Блок без тени улыбки ответил: «У всех домов есть аптека».
Изначально предполагалось, что прообразом аптеки стала фармацевтическая лавка Винникова, расположенная как раз на Офицерской улице, рядом с домом Блока. Но оттуда не видно канала, который упомянут в стихах. А вот от аптеки, расположенной напротив Мариинского театра, канал видно, и поэт любил совершать в этом районе ночные прогулки. Безысходность стихов навеяна поэту временем: грядущие перемены, буквально витающие в воздухе, вселяли в тонкие, чувствительные натуры ощущение потери, одиночества и однообразия. Те, кто не принадлежал к революционному движению, либо боялись перемен, либо не верили в них. Блок относился к последним, не просто не веря, а именно считая, что даже самые глобальные перемены никак не затронут естественного хода вещей:
Тишина в лесу. После ночной метели
Живи еще хоть четверть века — все будет так. Исхода нет.
Мрачное стихотворение о ночных улице, фонаре и аптеке анализировать помогает личная жизнь Блока: тремя годами ранее, в 1909 году, скончались маленький сын и отец Александра Александровича. Возможно, недавняя утрата также повлияла на поэта, решившего отойти от символизма, оторванного от жестокой реальности.
Анализ
«Ночь, улица, фонарь, аптека» — стихотворение, удивляющее соотношением емкости и силы, относится к лирическому жанру и философской тематике «страшного мира», очень распространенной на рубеже 19 и 20 веков. Чтобы подчеркнуть безысходность, Александр Блок использует цикличность — стихи начинаются и заканчиваются одними и теми же словами. Так же присутствует усиление смысловой нагрузки, подчеркивающей упадническое настроение:
Умрешь — начнешь опять сначала.
Философия и влияние
Анализируя стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека», можно сказать, что это произведение и на сегодняшний день является актуальным. Во все времена люди размышляли на тему жизни и смерти, об этом написано множество философских трудов. Гениальность этих стихов Блока в том, что он всего в восьми строфах сумел емко выразить размышления каждого человека, который сталкивается с меланхолией или чувствует себя на пороге смерти, видя вокруг себя однотипную мрачную картину, как в стихотворении: ночь, аптеки, улицы и фонари. Анализ произведения не открывает, к какому ответу пришел сам Блок. Скорее всего, ценность произведения в том, что оно помогает сформулировать вопрос. А ответ, помогающий осознать, как же все будет, и что именно должно повторяться «как встарь», каждому необходимо найти самостоятельно.
Современники Блока, анализируя стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека», называли его самым гениальным из всех, написанных в первом десятилетии 20-го века.
Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока
Всего получено оценок: 85.
Всего получено оценок: 85.
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» – стихотворение, которое высоко оценивали современники Блока, а сегодня его знает любой школьник. Это небольшое произведение с глубоким философским содержанием, размышлениями о смысле жизни. В школе оно изучается в 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ночь, улица, фонарь, аптека…» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ночь, улица, фонарь, аптека.
История создания – Произведение написано в октябре 1912 года, вскоре оно было включено в цикл «Пляски смерти» сборника «Страшный мир»
Тема стихотворения – Бессмысленность жизни, по которой человек движется как по замкнутому кругу.
Композиция – Стихотворение А. Блока – лаконичное философское рассуждение о человеческом бытие. По смыслу оно являет собой единое целое, которое невозможно разделить на части. Композиция кольцевая – зеркальность проявляется в практически точном повторе первой строки во втором четверостишии. Формально произведение поделено на два катрена.
Жанр – Лирическое стихотворение, которое тематически относится к философской лирике.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «ледяная рябь канала».
Эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет»
Сравнения – «повторится всё, как встарь».
История создания
История создания анализируемого стихотворения связана с переломными моментами жизни А. Блока. В 1909 году он потерял двух дорогих сердцу людей – отца и приёмного сына. Поэт переживает кризис, он пишет матери, что “вся жизнь людей во всём мире… какая-то чудовищная грязная лужа”. Такой “лужей” предстаёт Петербург в цикле “Пляски смерти”, стихи здесь отличаются особо мрачным настроением.
Стихотворение было включено в цикл «Пляски смерти» и сборник «Страшный мир».
В первой строчке лаконично, с помощью назывных предложений, описывается место, которое навевает лирическому герою мрачные мысли. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока аптеки, стоящие рядом с каналами, становились местом спасения самоубийц-утопленников. Здесь жизнь встречалась со смертью.
Лирический герой убеждён в бессмысленности жизни. Её продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. Человек обращает свой взор к каналу в поисках гибели, но и в нём видит отражение беспредельной скуки и приходит к парадоксальной идее о бессмысленности смерти, ведь всё повторится: « Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь ».
Композиция
Анализируемое стихотворение являет собой размышления лирического героя о человеческой жизни. Его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое. Формальная организация стихотворения проста – две строфы, которые по отдельности теряют смысл. Особенность кольцевой композиции – зеркальность, почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.
Жанр произведения – лирическое стихотворение; тематическаая группа – философская лирика. Поэт раздумывает над вечной проблемой жизни и смерти. Лирическому герою свойственны отрешённость и беспристрастность. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. А. Блок использует перёкрестную рифмовку АВАВ, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ночь, улица, фонарь, аптека.
История создания – произведение написано в октябре 1912, вскоре оно было включено в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир»
Тема стихотворения – жизнь, по которой человек движется, как по замкнутому кругу.
Композиция – Стихотворение А. Блока – лаконичное философское рассуждение о человеческом бытие. По смыслу оно являет собой единое целое, которое невозможно разделить на части. Особенность композиции – зеркальность, которая проявляется в практически точном повторе первой строки во втором четверостишии. Формально произведение поделено на два катрена.
Жанр – философская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ
Метафоры – «ледяная рябь канала».
Эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет»
Сравнения – «повторится все, как встарь».
Темы, настроение и проблемы
Настроение стихотворения мрачное и «упадническое». Оно заставляет задумать о цикличности и рутине бытия, о мелочности и прозе жизни, где нет места настоящему свету и смыслу.
История создания
В октябре 1912 г. поэт пребывал в своей квартире в Петербурге. Здесь он написал анализированное стихотворение. Исследователи утверждают, что создано оно было за любимым столом поэта, который остался ему от бабушки. Одним из первых, кто прочитал произведение, был друг Блока Василий Гиппиус. Его удивил мрачный тон Блоковского творения. Гиппиус пошутил, что возле его дома есть аптека. А. Блок ответил совершенно серьезно: «У каждого дома есть аптека». Сегодня исследователи творчества поэта выдвинули три предположения о прообразе аптеки, скорее всего, она располагалась возле Мариинского театра.
Вскоре стих был включен в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир».
Над этим циклом поэт работал с 1905 года.
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
В октябре 1912 г. поэт пребывал в своей квартире в Петербурге. Здесь он написал анализированное стихотворение. Исследователи утверждают, что создано оно было за любимым столом поэта, который остался ему от бабушки. Одним из первых, кто прочитал произведение, был друг Блока Василий Гиппиус.
Его удивил мрачный тон Блоковского творения. Гиппиус пошутил, что возле его дома есть аптека. А. Блок ответил совершенно серьезно: «У каждого дома есть аптека». Сегодня исследователи творчества поэта выдвинули три предположения о прообразе аптеки, скорее всего, она располагалась возле Мариинского театра.
Вскоре стих был включен в поэму «Пляски смерти» из цикла «Страшный мир». Над этим циклом поэт работал с 1905 года.
Тема
Литература всех эпох пестреет размышлениями о человеческой жизни, их особенности зависят от исторической и общественной обстановки. На рубеже XIX-XX веков, когда бушевали революции, а мир пленили идеи декаданса, проблема жизни зазвучала по-новому. А. Блок не мог остаться в стороне от этой темы.
В первой строчке стиха лаконично описывается место, которое навеивает лирическому герою мысли о бытие. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока существовали аптеки, в которых спасали самоубийц. Таким образом, в этих мрачных заведениях жизнь встречалась со смертью.
Лирический герой насмехается над людьми, которые пытаются укоротить жизнь или, наоборот, продлить ее. Он считает, что ее продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. И опять его будут терзать бренные мысли, ведь повторится все: «Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».
Композиция
Анализированное стихотворение являет собой размышления лирического героя о человеческой жизни. Все его рассуждения вращаются вокруг мотива безысходности, который и соединяет все мысли в единое целое. По смыслу стихотворение не делится. Формальная организация его также проста – два катрена, которые по отдельности теряют смысл. Особенность композиции – зеркальность: почти дословное повторение первой строчки в конце второй строфы.
Жанр
Жанр произведения – философская лирика. Поэт раздумывает над вечной проблемой жизни и смерти. Размышления эти спокойные, беспристрастные. Стихотворный размер – четырехстопный ямб. А. Блок использует перекрестную рифмовку АВАВ. В стихе есть и мужские, и женские рифмы.
Средства выразительности
Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя. Тем не менее, в двух катренах он использует метафору – «ледяная рябь канала», эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет», сравнение – «и повторится все, как встарь». Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора.
Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом, создается эффект размеренного обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллитерации, например, согласной «с»: Бессмысленный и тусклый свет».
Вариант 2
Александр Блок полагал, что не станет обыденным только тот, кто полностью впустит в себя боль. Он, как никто другой, чувствовал всю боль эпохи и отразил её в своей философской лирике. Одним из примеров этого периода творчества великого творца является «Ночь, улица, фонарь, аптека…».
История создания
История написания стихотворения вызывает печаль. Блок имел привычку прогуливаться по ночам на Островах Петербурга, отсюда слова – ночь, улица и фонарь.
Поэт часто заходил на Большой Крестовский мост. С него в Неву бросались самоубийцы. Бывало, им не удавалось задуманное, и утопленников откачивали с помощью медикаментов из ближайшей аптеки, так возникло название и замысел.
Жанр, направление и размер
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» — это философское размышление автора, наполненное грустью, поэтому стихотворение принадлежит к жанру элегии.
От идей символизма Блок не отказывается и строит произведение с опорой на символы. Размер стихотворения — четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой.
Композиция, образы и символы
Главными символами служат ночь, улица, фонарь и аптека, они начинают стихотворение и замыкают его, организуя тем самым кольцевую композицию. Сама композиция своего рода знак, она олицетворяет цикличность жизни от её начала до финала. Даже реинкарнация, по мнению Блока, не избавит душу от этой цикличности: «Умрёшь — начнёшь опять сначала». Казалось бы, что фонарь в контексте служит знаком надежды, своего рода светом в конце тоннеля, но закрытый слог слова означает конец.
Темы, проблемы и настроение
Основной темой этого стихотворения стало размышление о том, для чего человек приходит в этот мир. Но отклика на дилемму Блок не нашёл: жизнь — пустой цикл. Отсюда тема цикличности бытия.
Настроение после прочтения ужасное. Мрак, безысходность, холод веют от каждого слова и заставляют невольно вздрогнуть.
Смысл
Стихотворение можно разделить на две части: одна о жизни, другая посвящена смерти. Главная идея — отображение человеческого бытия. Приход и уход личности не меняют мира, ночью все также будет гореть фонарь, освещать улицу и аптеку. И каждый жизненный цикл будет укладываться в эту схему.
Средства художественной выразительности
Мрачный пейзаж помогают обрисовывать:
парцелляция и ряды однородных членов (…ночь, улица, фонарь, аптека…),
яркие определения (…бессмысленный, тусклый, ледяная…),
аллитерация (…бессмысленный и тусклый свет…).
Вариант 3
Сам Александр Блок, уже пребывая в почтенном возрасте, размышлял о своём творчестве и говорил, что природа всего того, что он создал, – исключительно демоническая. Всё берёт начало в достаточно непростых взаимоотношениях с родным отцом, который так и не смог всерьёз принять ни одно стихотворение сына. Но Многомудрый Литрекон не так близорук и предлагает Вам разбор одного из самых известных произведений Блока – «Ночь, улица, фонарь, аптека».
История создания
Блока всегда выдавали неестественно светящиеся глаза, живой отклик его неспокойной души, – они были переполнены тоской и печалью. Так было всегда: и когда он, совсем ещё юный безбородый юнец, впервые вошёл в знаменитый петербургский литературный салон, и когда он, покорив всю писательскую интеллигенцию своим талантом и артистизмом, стал одним из божеств пера начала XX века. Это осталось неизменным и в последние мучительные годы жизни, когда Александр Блок, снедаемый изнутри неподдающимися в то время лечению болезнями, стал опальным поэтом.
Пропитанное чувством безысходности, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» было написано в 1912 году, за два года до наступления Первой мировой войны и за пять лет до совершения Октябрьской революции в России. Оно предсказывает глубочайшее уныние, которое охватит людей всего мира после этих глобальных исторических событий. Только вот тогда поэт был уверен, что они, напротив, смогут побороть рутину опостылевшей жизни и изменить мир к лучшему.
Считается, что поэтами становятся исключительно те люди, которые переживают глубокую личную трагедию. Традиционно поэзию связывают с любовью, многогранной и неизведанной.
Александр Блок тоже любил женщин, но не был тем, кто посвящает им всё своё творчество — “Незнакомка”, сборник “Стихи о Прекрасной даме”, “Мы встречались с тобой на закате”. Женщина для него – это вспомогательный инструмент для познания границ собственных желаний. Она вполне может помочь разобраться в некоторых уголках своей души, но поклоняться ей он не считал нужным. Поистине, поэт сходил с ума и был страстно влюблён не в свою таинственную незнакомку, блуждающую по стихотворным строкам, – его сердце покорила революция.
Личная трагедия Блока – предательство революционной силы, которая должна была полностью изменить мир, предательство всех его мечтаний. Вначале он с необъяснимым воодушевлением восклицал, что «война – это, прежде всего, весело!», немного позже, когда на губах появился раздражающий кровяной привкус, а в лёгких осел пепельный дым, смешавшийся с запахом разлагающегося человеческого тела, восхищение стало понемногу угасать.
Перед Октябрьской революцией в мыслях Александра Блока впервые проносится: «Запах войны есть хамство». Он написал поэму “12” как отклик на события Октябрьской революции. Многие современники в своих воспоминаниях писали, что у этого поэта был настоящий ужасающий дар предсказывать грядущие катастрофы, и он этому всегда безусловно был рад.
Жанр, направление, размер
«Ночь, улица, фонарь, аптека» – это в каком-то смысле пророческие строки философской лирики, в которых читается размышление о смысле бытия. Стихотворный размер произведения – четырехстопный ямб.
Направление творчества Блока – символизм (модернистское течение, в основе которого были такие признаки, как мистическая и философская тематика, образы-символы с переносным значением, возвышенность и оторванность поэзии от реальной жизни).
Композиция
Его главная особенность – зеркальная композиция, всё начинается с «ночь, улица, фонарь, аптека» и заканчивается почти таким же повторением строки – «ночь, аптека, улица, фонарь».
Этот приём можно назвать самым главным, поскольку благодаря нему создаётся то самое впечатление цикличной безысходности, которая присутствует в судьбе каждого из живущих людей.
Образы и символы
Лирический герой замер у окна своей комнаты и пристально всматривается в поглощённую ночным полумраком улицу. Он размышляет о том, что в жизни ничего нельзя изменить. То, что предопределено, в любом случае произойдёт. Это уставший и разочарованный мыслитель, чья участь тоже предрешена.
Центральный образ – аптека. Однажды, когда Александр Блок дал одному из своих друзей прочесть это стихотворение, тот с улыбкой о. В ответ на это Блок с очень серьёзным и сосредоточенным выражением лица произнёс: «Рядом с каждым домом есть аптека». Известно, что в те времена некоторые аптеки считались местом спасения самоубийц.
Свет фонаря – символ того самого света в конце туннеля, символ смысла жизни. Но у поэта он бессмысленный и тусклый – то есть человек специально зажигает для себя искусственный свет, чтобы разрезать тьму и обманывать себя, что есть смысл преодолевать ее на пути к тому самому лживому огоньку.
Ночь – это образ-символ, который обозначает непролазную тьму самой жизни, где человек слеп и беспомощен: он не знает, откуда он, кто его создал, что находится вокруг него и т.д. Вся жизнь – ночь, холодная и бесприютная.
Темы, настроение и проблемы
Настроение стихотворения мрачное и «упадническое». Оно заставляет задумать о цикличности и рутине бытия, о мелочности и прозе жизни, где нет места настоящему свету и смыслу.
Основная тема – судьба. Все человеческие попытки побороть свою судьбу тщетны и глупы. Каждому отмерян свой срок и определено качество этого срока.
Однообразие и бессмысленность жизни – основная проблема стихотворения. Человеку суждено преодолевать одни и те же проблемы и лишения, а вокруг ничего не изменится, кто бы ни смотрел на ночь и аптеку.
Смерть в тексте не противостоит жизни, а является тем же скучным продолжением бытия, которое ничего не меняет.
Основная идея
Всем окружающим Александр Александрович Блок любил напоминать, что не стоит излишне переоценивать человеческую жизнь, воспринимая её как нечто особенное и приписывая ей возвышенный смысл. В ней ничего подобного нет, обыденность будней лишена всякой возвышенности. Место сказок – на страницах книг, в реальности господствует только скучная и угнетающая проза.
Имея за собой различные причины, все людские волнения исходят из четырёх конкретных чувств – болезни, тревоги, катастрофы и разрыва. Эта своего рода философия не была просто красивыми и замысловатыми поэтическими оборотами, в этих фразах состояла главная мысль его стихотворения.
Средства выразительности
Стихотворение, хоть и наводит на глубокие размышления, само по себе совсем небольшое. Написанное четырёхстопным ямбом, оно окрашено лишь несколькими художественно-выразительными средствами:
эпитетом «бессмысленный свет»;
сравнением «всё, как встарь».
В первой строчке стиха лаконично описывается место, которое навеивает лирическому герою мысли о бытие. Особое внимание привлекает аптека. Почему именно о ней упоминает поэт? Возможно, причина кроется в том, что во времена Блока существовали аптеки, в которых спасали самоубийц. Таким образом, в этих мрачных заведениях жизнь встречалась со смертью.
Лирический герой насмехается над людьми, которые пытаются укоротить жизнь или, наоборот, продлить ее. Он считает, что ее продолжительность не имеет значения, ведь после смерти человек ступит на новый круг бытия. И опять его будут терзать бренные мысли, ведь повторится все: «Ночь, ледяная рябь канала, аптека, улица, фонарь».
Основная идея
Всем окружающим Александр Александрович Блок любил напоминать, что не стоит излишне переоценивать человеческую жизнь, воспринимая её как нечто особенное и приписывая ей возвышенный смысл. В ней ничего подобного нет, обыденность будней лишена всякой возвышенности. Место сказок – на страницах книг, в реальности господствует только скучная и угнетающая проза.
Имея за собой различные причины, все людские волнения исходят из четырёх конкретных чувств – болезни, тревоги, катастрофы и разрыва. Эта своего рода философия не была просто красивыми и замысловатыми поэтическими оборотами, в этих фразах состояла главная мысль его стихотворения.
Средства выразительности
Художественных средств в стихотворении немного. Для автора главное не украсить текст, а сделать идею произведения понятной для читателя. Тем не менее, в двух катренах он использует метафору – «ледяная рябь канала», эпитеты – «бессмысленный и тусклый свет», сравнение – «и повторится все, как встарь». Языковые средства усиливают идейное звучание, передают настроение лирического героя и автора.
Интонация произведения спокойная, даже эмоционально окрашенные строки автор не усиливает восклицаниями или вопросами. Таким образом, создается эффект размеренного обдумывания проблемы. В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллитерации, например, согласной «с»: Бессмысленный и тусклый свет».
Почему именно эта аптека?
Создание стихотворения пришлось на то время, когда Петербург охватила череда самоубийств. Поэта как-то попросили прокомментировать это явление, но все, что он ответил, свелось к его вере в непостижимое: «Самоубийств было бы меньше, если бы люди научились лучше читать небесные знаки». Впрочем, тоска не обошла и мнительного по характеру Блока – его беспокоило собственное здоровье, а также то, что отношения с супругой ухудшились.
В начале октября 1912 года в мрачном настроении он отправился на выставку. После нее у него не получилось встретиться с матерью, и поэт пошел бродить по темным улицам в еще более недобром расположении духа. Рядом с набережной, где он проходил, находилась только что открытая помощником провизора Яковом Мандельштамом (к поэту Осипу Мандельштаму этот человек отношения не имеет) аптека Ново-Мариинская, а возле нее – светящий фонарь.
На парапете у реки Мойки повис матрос, собирающийся утопиться (из дневников поэта понятно, что причиной такого поступка стала женщина). Блок спас матроса, вытянув его с парапета и отвел к ближайшей аптеке (именно той, что в 27-м доме, прямо напротив Мариинского театра), а вскоре после этого метафорично и запечатлел произошедшее событие в своем самом известном восьмистишии. В общем — вроде бы все сходится, предлагаем принять эту версию за базовую.