Ни один человек не знает что он приобретет завтра
Ни один человек не знает что он приобретет завтра
Знание человека ничтожно по сравнению с тем, что ведомо Аллаху
Всевышний Аллах говорит в Священном Коране: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (31:34).
Аллах – Всемогущий, Всезнающий, Всевышний. Он обладает всеобъемлющим и безграничным знанием всего что будет, было. Только Ему Одному известно, что происходит в данный момент, то, о чем молчит каждый, что кроется в его душе. Знание человека ничтожно по сравнению с тем, что ведомо Аллаху, а Ему ведомо абсолютно все.
Даже посланник Аллаха (мир ему) обладал только тем знанием, которое открыл для него Всевышний. В Коране сказано: «Скажи: «Я не властен принести себе пользу или причинить себе вред, если того не пожелает Аллах. Если бы я знал сокровенное, то приумножил бы для себя добро, и зло не коснулось бы меня. Однако я – всего лишь предостерегающий увещеватель и добрый вестник для верующих людей» (7:188).
Человеку известно только то, что ему выделил от Своего безграничного знания Всевышний, ему будет известно только то, о чем пожелает Аллах. Существует множество вещей, о которых знает Единственный Обладающий всеми знаниями, но среди них выделяются пять, о которых сказано в предыдущем аяте:
О всеобъемлющем знании Всевышнего в Коране упоминается часто:
«…Он знает их будущее и прошлое…» (2: 255).
«Аллах ведает о том, что в груди (т.е. то, что замышляют сердца)» (64: 4).
«Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах (т.е. о том, что вы замышляете)» (2: 235).
«У Него ключи к сокровенному (т.е. к знанию о скрытом), и знает о них только Он. Ему известно (все) то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома (т.е. Аллах знает о каждом листе: где и когда он падает)» (6: 59).
«Воистину, Мы создали над вами семь небес одно над другим. Мы никогда не находились в неведении о творениях» (23: 17).
«Господь твой не забывчив (т.к. Его знание совершенно)» (19: 64).
«Он (т.е. Моисей) сказал: «Знание об этом (т.е. знание о хороших и плохих делах людей и воздаянии за их дела) – у моего Господа в Писании. Мой Господь не ошибается и не забывает» (20: 50–51).
«Вашим Богом (т.е. объектом поклонения, почитания и обожествления) является только Аллах, кроме Которого нет иного божества, достойного поклонения (потому что), Он объемлет знанием всякую вещь» (20: 98).
«Он – Аллах, и нет никого, достойного поклонения, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он – Милостивый, Милосердный (поэтому только Он достоин поклонения)» (59: 22–24).
Интересная статья? Пожалуйста, cделайте репост!
Сура 31 «Лукман» (Лукман), аят 34
إِنَّ اللَّهَ عِنْدَهُ عِلْمُ السَّاعَةِ وَيُنَزِّلُ الْغَيْثَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْأَرْحَامِ ۖ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَاذَا تَكْسِبُ غَدًا ۖ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ ۚ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
Слушать аят Корана 31:34
Транслитерация
Innal laaha ‘indahoo ‘ilmus saa’ati wa yunazzilul ghaisa wa ya’lamu maa fil arhaami wa maa tadree nafsum maazaa takisbu ghadaa; wa maa tadree nafsum bi ayyi ardin tamoot; innal laaha ‘Aleemun Khabeer
Переводы смыслов Корана (Сура 31, аят 34)
Эльмир Кулиев
Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий.
Абу Адель
Поистине, Аллах (таков, что) (только) у Него (имеется) знание о Часе [о наступлении Дня Суда]; и (только) Он низводит дождь (с облаков) и (только) Он знает, что в утробах, но не знает (ни одна) душа, что она приобретет завтра, и не знает (ни одна) душа, в какой земле (она) умрет. Поистине, Аллах – знающий, всеведающий!
Магомед-Нури Османов
Воистину, только Аллах знает, когда наступит Судный час. Он ниспосылает дождь, знает, [каков плод] в утробах. Ни один человек не знает, что случится с ним завтра; ни один человек не знает, на какой земле он умрет. Воистину, Аллах — знающий, ведающий.
Валерия (Иман) Порохова
Игнатий Крачковский
Поистине, у Аллаха ведение о часе; Он низводит дождь и знает, что в утробах, но не знает душа, что она приобретет завтра, и не знает душа, в какой земле умрет. Поистине, Аллах — ведущий, знающий!
Гордий Саблуков
У Бога знание о часе. Он низводит сильный дождь; Он знает что есть в чревах. Ни одна душа не знает, что она приобретет себе завтра; ни одна душа не знает, в какой земле умрет она. Бог есть знающий, ведающий.
Михайло Якубович
Воістину, лише в Аллага знання про Час. Він посилає дощ і знає те, що в утробах. Жодна душа не знає, що станеться з нею завтра, і не знає вона, в якій землі помре. Воістину, Аллаг — Всезнаючий, Всевідаючий!
Тафсир (толкование) Корана (Сура 31, аят 34)
Абд ар-Рахман бин Насир Ас-Саади
Всевышний еще раз поведал о безграничности Своего знания, которое объемлет все очевидное и сокровенное. Аллах позволяет Своим рабам узнать многое из сокровенного знания, однако знание о перечисленных в этом откровении пяти вещах сокрыто от всех творений. Об этих вещах не знают ни посланные пророки, ни приближенные ангелы, ни тем более все остальные творения. Только Всевышний Аллах ведает о сроке наступления Судного часа. Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя о Часе: “Когда он наступит?” Скажи: “Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно”. Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: “Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого”» (7:187). Только Всевышний Аллах доподлинно знает, когда пойдет дождь. Он также знает, мальчик или девочка вырастет из развивающегося в утробе матери зародыша. А когда наступает установленный час, ангел спрашивает своего Господа: «Это будет мальчик или девочка?» И тогда Аллах решает так, как Ему угодно. Только Всевышний Аллах знает, какие мирские и духовные приобретения ожидают человека завтра. И только Аллаху известно, где суждено умереть человеку. Знанием об этих вещах не обладает никто, кроме Аллаха, и это – всего лишь незначительная часть божественного знания, которое объемлет абсолютно все сущее. Среди прекрасных имен Аллаха – Знающий, Ведающий. Ему известно очевидное и сокровенное, тайное и явное. Что же касается знания о перечисленных выше пяти вещах, то Он скрыл его от творений по Своей мудрости. И если человек задумается над этим, то ему станет ясно, что незнание некоторых вещей приносит людям огромную пользу.
Аль-Мунтахаб
31:34. Поистине, только у Аллаха ведение о Судном часе. Никто, кроме Него, не знает о нём. Аллах низводит дождь в предопределённое Им время и знает, что в утробах — плод мужского рода или женского, совершенный или несовершенный. Ни одна душа — добрая или злая — не знает, что она завтра приобретёт из добра или зла, и не знает, что с ней случится — беда или счастье. Ни одна душа не знает, в какой земле она умрёт. Поистине, Аллах — Знающий, ведающий о всякой вещи и сокровенном. Но никто не знает Его тайное.
Ни один человек не знает что он приобретет завтра
Глава 1. Что такое «малое воскрешение»?
1 Малое воскрешение.
Малое воскрешение называется ещё «первым возвращением» и барзахом.
Ибн аль-Каййим говорит: «Смерть — первое воскрешение и возвращение. Аллах предопределил сыну Адама два воскрешения и два возвращения, в каждом из которых тем, кто вершил зло, воздаётся по заслугам, а тем, кто вершил благое, даётся прекрасное вознаграждение. Первое воскрешение — это отделение души (духа)* от тела и переход её в первую обитель воздаяния» [Ибн аль-Каййим. Рух].
*[Относительно понятий «душа» и «дух» и природы связи между ними среди мусульманских учёных существуют разногласия. Часть учёных утверждает, что «душа» (нафс) и «дух» (рух) — два разных понятия, в то время как остальные утверждают, что дух и душа — это синонимы, что они обозначают одно и то же понятие. ‘Умар аль-Ашкар в данной книге доказывает, что дух есть то же самое, что и душа (см. пункт: «Дух и душа. Определение и разъяснение»). Исходя из мнения автора, в переводе его книги слова «дух» и «душа» используются как синонимы, обозначающие одно и то же. — Пер.].
Барзах в арабском языке означает преграду, разделяющую две вещи. Всевышний говорит: «Он установил между ними преграду» (сура 25 «Различение», аят 53).
Барзах как шариатский термин — это место, в которое человек попадает после смерти и где он находится вплоть до Судного дня. Всевышний сказал: «Позади них будет преграда вплоть до того дня, когда они
будут воскрешены». Сура 23 «Верующие», аят 100.
Муджахид сказал: «Это то, что между смертью и Воскрешением (в Судный день)». Аш-Ша’би однажды сказали: «Такой-то скончался» — на что он ответил: «Он не в этом мире и не в мире вечном» [Куртуби. Тазкира].
Ибн аль-Каййим сказал: «Мучением в могиле и блаженством в ней именуется мучение и наслаждение в барзахе, а барзах — это то, что между этой и вечной жизнью. При этом пребывающие в барзахе одинаково близки и к миру этому, и к миру вечному».
1 Смерть: лексическое значение и шариатский термин.
«Жизнь» и «смерть» — два слова, имеющие противоположное значение, как «свет» и «тьма», «холод» и «зной». Поэтому в словарях о каждом из этих слов говорится, что оно являет собой противоположность другому. Слову «жизнь» даётся такое определение: «Жизнь — противоположность смерти, а живое — противоположность мёртвому». А вот определение слова «смерть»: «Смерть — противоположность жизни». Глагол, от которого образовано слово «смерть», ещё переводится с арабского как ‘стихать’. Арабы говорят: «Огонь стих», когда остыла зола и не осталось тлеющих углей. Тот же глагол применяется к холоду и жаре (когда они ослабевают), к ветру (когда он стихает), к вину (когда оно перестаёт бродить). Мёртвым называется всё, в чём нет духа.
Понятно, что душу умершего человека Аллах удерживает независимо от того, умер человек во сне или в состоянии бодрствования, а ту, обладатель которой не умер, Он отпускает и отсылает обратно. И Его слова: «Аллах упокаивает души в момент их смерти» — подразумевают душу человека, который умер во сне, и душу того, кто умер не во сне. Упоминается, что Аллах забирает душу в каждом из этих двух случаев, а в третьем случае — отпускает. Это и есть прямой смысл фразы» [Маджму’ аль-фатава].
3 Никто не избежит смерти.
Смерть — конец, которого не избежать ни одному живому существу. Всевышний сказал: «Всякая вещь погибнет, кроме Его Лика. Только Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены». Сура 28 «Рассказ», аят 88.
И Всевышний Аллах сказал: «Все на ней [земле] смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего, обладающий величием и великодушием». Сура 55 «Милостивый», аяты 26-27.
И если бы кто-то мог избежать смерти, то это был бы Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует), который был лучшим творением Аллаха.
Но Всевышний Аллах сказал: «Воистину, ты смертен, и они Смертны». Сура 39 «Толпы», аят 30.
Всевышний Аллах сказал: «Никому из людей до тебя Мы не даровали бессмертия. Неужели, если даже ты умрёшь, они будут жить вечно?».
Сура 21 «Пророки», аят 34.
Смерть ожидает каждого человека и джинна. В достоверном хадисе, передаваемом Ибн ‘Аббасом (да будет доволен Аллах им и его отцом), Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) говорит: «Прибегаю к могуществу Твоему, нет божества, кроме Тебя, Который не умирает, тогда как люди и джинны — смертны».
4 ДЛЯ смерти час назначенный.
Смерть приходит в назначенный час, и никто не проживёт больше, чем отпущено ему Аллахом. Аллах установил предел для каждого из Своих рабов, и предел этот записан на Хранимой Скрижали. Ангелы записывают его, когда человек ещё пребывает в материнской утробе, и он не может прожить ни меньше, ни больше предписанного. Любой человек — умерший своей смертью, убитый, утонувший, погибший при крушении самолёта, в автокатастрофе, при пожаре или по каким-то иным причинам — расстаётся с жизнью в назначенный ему Аллахом миг. На это указывают многие аяты и хадисы.
Всевышний сказал: «Ни одна душа не умирает, кроме как с дозволения Аллаха и в предписанный срок». Сура 3 «Семейство ‘Имрана», аят 145.
Всевышний также сказал: «Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведённых башнях». Сура 4 «Женщины», аят 78.
И Всевышний сказал: «Для каждой общины есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час».
Сура 7 «Ограды», аят 34.
«Скажи: «Смерть, от которой вы убегаете, непременно настигнет вас, после чего вы вернётесь к Ведающему сокровенное и явное, и Он сообщит вам о том, что вы совершали». Сура 62 «Собрание», аят 8.
«Мы назначили [час] смерти для каждого из вас, и ничто не может помешать Нам». Сура 56 «Неминуемое», аят 60
‘АбдаЛлах ибн Мас’уд передаёт: «Умм Хабиба (Да довольствуется ей Аллах), супруга Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), сказала: «О Аллах, доставь мне радость, продлив жизнь мужа моего, Посланника Аллаха, и отца моего Абу Суфьяна, и брата моего Му’авии». Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Ты просишь Аллаха об этом, когда жизненные сроки уже предопределены, дни отсчитаны и пропитание и блага распределены. Не станет Аллах делать так, чтобы что-то произошло раньше назначенного срока, и не станет Аллах делать так, чтобы что-то произошло позже назначенного срока. И было бы лучше, если бы ты просила Аллаха, чтобы Он уберёг тебя от наказания в Огне и мучений в могиле»» [Муслим: Ахмад].
5 Мы не знаем, когда умрём.
И Всевышний сказал: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрёт. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий». Сура 31 «Люкман», аят 34.
Ибк ‘Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует): «Ключей к сокровенному пять, и не знает их никто, кроме Аллаха: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретёт завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрёт. Воистину, Аллах — Знающий, Ведающий» (сура 31 «Люкман», аят 34)» [Бухари].
Несколько сподвижников также передают, что Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если Аллах желает забрать душу одного из своих рабов в какой-то земле, Он делает так, что его туда приводит какая-нибудь потребность» [Ахмад; Тирмизи].
Ни один человек не знает что он приобретет завтра
Перевод Кулиева
Текст на арабском
(31:34) إِنَّ اللَّهَ عِندَهُ عِلْمُ السَّاعَةِ وَيُنَزِّلُ الْغَيْثَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْأَرْحَامِ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَّاذَا تَكْسِبُ غَدًا وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ
Связанные аяты
(7:187) Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?» Скажи: «Безусловно,знание это у моего Господа. Кроме Него, (ни у кого) нет (способности) к раскрытию времени его (наступления). Тяжко оно для Небес и Земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Богу, но большая часть людей не знает этого».
Хадисы vs Аят
(Сахих aль-Бухари, Китааб Тафсир aль-Коран, хадис 4328) Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ключами сокрытого являются пять вещей, которых не знает никто, кроме Аллаха: никто не знает, что будет завтра, никто не знает, что скрыто в утробах, никто не знает, что он приобретёт завтра, не знает человек, в какой земле умрёт, и никто не знает, когда пойдёт дождь».
«Ибрагим ибн аль-Мундхир передал мне от Ма’на, который сказал нам, что Малик (передал) мне от ‘Абдуллы ибн Динар (и) от Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует сказал: «Ключей Сокровенного пять, и ни у кого нет знания о них, кроме Аллаха: никто не знает, что произойдет завтра, кроме Всевышнего Аллаха; никто не знает, что скрывают утробы, кроме Всевышнего Аллаха; и никто не знает, когда пойдет дождь, кроме Всевышнего Аллаха; и никто из людей не знает, в какой земле он умрет, кроме Всевышнего Аллаха; и не знает никто, когда наступит Судный день, кроме Всевышнего Аллаха».
Сопоставление текстов
(Инсанлар бильмеген, ялынъыз Аллаh бильген шейлерине «гъайб, мугъаййебаат» денилир. Аллаhнынъ бильдирюви иле къулларнынъ, мелеклернинъ. буларнынъ базыларыны билюви, оларны гъайб олувдан чыкърмаз).
Всевышний еще раз поведал о безграничности Своего знания, которое объемлет все очевидное и сокровенное. Аллах позволяет Своим рабам узнать многое из сокровенного знания, однако знание о перечисленных в этом откровении пяти вещах сокрыто от всех творений. Об этих вещах не знают ни посланные пророки, ни приближенные ангелы, ни тем более все остальные творения. Только Всевышний Аллах ведает о сроке наступления Судного часа. Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя о Часе: “Когда он наступит?” Скажи: “Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно”. Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: “Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого”» (7:187). Только Всевышний Аллах доподлинно знает, когда пойдет дождь. Он также знает, мальчик или девочка вырастет из развивающегося в утробе матери зародыша. А когда наступает установленный час, ангел спрашивает своего Господа: «Это будет мальчик или девочка?» И тогда Аллах решает так, как Ему угодно. Только Всевышний Аллах знает, какие мирские и духовные приобретения ожидают человека завтра. И только Аллаху известно, где суждено умереть человеку. Знанием об этих вещах не обладает никто, кроме Аллаха, и это – всего лишь незначительная часть божественного знания, которое объемлет абсолютно все сущее. Среди прекрасных имен Аллаха – Знающий, Ведающий. Ему известно очевидное и сокровенное, тайное и явное. Что же касается знания о перечисленных выше пяти вещах, то Он скрыл его от творений по Своей мудрости. И если человек задумается над этим, то ему станет ясно, что незнание некоторых вещей приносит людям огромную пользу.
[1] См. прим. [15:85::1] (С. 15, ст. 85; С. 42, ст. 17-18; С. 79, ст. 42-44).