Неточка незванова про что
Неточка Незванова кратко
Грубый и бесцеремонный, он беззастенчиво живёт за счёт опороченной им женщины, которая, несмотря ни на что, продолжает его любить. Она уже давно и опасно больна.
В юности Ефимов был вольным кларнетистом у богатого и доброго помещика, из чьего оркестра ушёл после внезапной смерти своего друга, итальянского скрипача. Тот был «дурным человеком», но с чертами сверхъестественного. «Дьявол ко мне навязался», — вспоминал о нем впоследствии Ефимов. Итальянец завещал ему свою скрипку и выучил на ней играть. С тех пор Ефимовым овладело гордое сознание своей гениальности, исключительности, вседозволенности. Не испытывая никакой благодарности к помогавшим ему людям (помещику и графу), он пропивал деньги, даваемые ему для поездки в Петербург, где бы он мог развить свой талант. Лишь через семь лет беспорядочных скитаний по провинции он наконец оказался в столице.
Здесь уже 30-летний скрипач сошёлся с юным коллегой, русским немцем Б., с которым делил кров и пищу. В утратившем технические навыки друге Б. поражало «глубокое, инстинктивное понимание искусства», но удручали самоуверенность и «беспрерывная мечта о собственном гении». Б. упорно трудился и, несмотря на сравнительно скромное дарование, в конце концов достиг успеха и стал известным музыкантом. Талантливый же Ефимов, не обладая «ни терпением, ни мужеством», постепенно спивался и вёл себя все более непорядочно. Друзья расстались, но Б. навсегда сохранил симпатию и сострадание к товарищу юности. Вскоре Ефимов женился на матери двухлетней тогда Неточки, мечтательнице, поверившей в его талант и готовой пожертвовать всем ради мужа. Как-то Б. помог старому другу устроиться в театральный оркестр. Тот не отдавал ни копейки жалованья жене и «дочери», пьянствуя сам и поя приятелей. Вскоре он был уволен из-за скверного, высокомерного характера.
Не понимая истинных взаимоотношений матери и отчима, Неточка страстно привязывается к «отцу». Он так же «гоним» строгой матерью, как она сама. Девочку вдохновляют мечты, навеянные речами Ефимова: после смерти матери они вместе с «отцом» покинут убогий чердак и уйдут в новую, счастливую жизнь — в «дом с красными занавесами», богатый особняк, видный из их окна.
Когда на гастроли в Петербург приезжает знаменитый скрипач С-ц, для Ефимова делом жизни становится попасть на его концерт. Он должен доказать себе, что и С-ц — ничто перед его не признанным из-за «злых» людей, но великим гением. Где взять деньги на билет? Пользуясь слепой любовью к себе Неточки, отчим заставляет её обмануть больную мать, пославшую дочь за покупками с последними рублями. Отдав деньги «отцу», девочка должна сказать, что потеряла их. Разгадав план мужа, мать впадает в отчаяние. Вдруг от Б. приносят билет на концерт С-ца. Ефимов уходит. Потрясённая женщина в этот же вечер умирает. Ночью нищий музыкант возвращается, убитый сознанием своего ничтожества перед искусством С-ца, Неточка в волнении бросается к обезумевшему «отцу» и увлекает его прочь из дому, навстречу своей детской мечте, хотя сердце её и болит по оставленной мёртвой матери. На улице Ефимов убегает от «дочери», которая с криками пытается догнать безумца, но падает без чувств. Сам он вскоре попадает в больницу, где умирает.
Теперь Неточка живёт в том самом «доме с красными занавесами», принадлежащем князю X-му, умному, доброму и сострадательному «чудаку». Она долго болела после пережитого, но затем новое чувство овладело её сердцем. Это любовь к прелестной и гордой ровеснице Кате, дочери князя. Резвая Катя вначале невзлюбила грустную и болезненную «сиротку», ревнуя к ней своего отца. Однако та внушила к себе уважение, с достоинством отразив насмешки княжны над её родителями. Способности Неточки к учению также уязвляют самолюбивую шалунью, чья холодность глубоко ранит девочку. Однажды Катя решает подшутить над злой и вздорной тёткой князя: она впускает в её комнаты бульдога Фальстафа, внушающего старой княжне ужас. Неточка берет на себя Катину вину и отбывает наказание, запертая в тёмной комнате до четырёх часов утра, потому что о ней забыли. Взволнованная несправедливостью Катя поднимает шум, и девочку освобождают. Теперь между ними — открытая взаимная любовь: они плачут и смеются, целуют друг друга, секретничают до утра. Оказывается, Катя тоже давно любит подругу, но хотела «помучить» её ожиданием. Заметив неестественное возбуждение княжны, взрослые разлучают девочек. Вскоре Катя с родителями надолго уезжает в Москву.
Неточка переселяется в дом 22-летней Александры Михайловны, замужней сестры Кати. «Тихая, нежная, любящая» женщина рада заменить «сиротке» мать и много сил отдаёт её воспитанию. Счастье девочки омрачается лишь безотчётной антипатией к Петру Александровичу, мужу Александры Михайловны. Она чувствует в их неестественных отношениях какую-то тайну: муж всегда угрюм и «двусмысленно сострадателен», а жена робка, страстно-впечатлительна и как будто в чем-то виновата. Она худа и бледна, её здоровье постепенно ухудшается из-за постоянной душевной боли.
Неточке уже тринадцать. Она способна многое отгадать, но от действительности её отвлекает проснувшаяся страсть к чтению. Случайно девочка находит доступ в домашнюю библиотеку, где хранятся запретные для неё романы. Теперь она живёт «фантазиями», «волшебными картинами», далеко уносящими её от «унылого однообразия» жизни. В течение трёх лет она таится даже от старшей подруги. Между ними давно нет доверия, хотя взаимная любовь так же сильна. Когда Неточке исполняется шестнадцать, Александра Михайловна замечает у неё «чудный голос»: с этих пор девушка учится пению в консерватории.
Как-то раз в библиотеке Неточка находит забытое в книге старое письмо. Некий С. О. пишет Александре Михайловне. Девушка узнает мучившую её восемь лет тайну: уже замужем Александра Михайловна полюбила «неровню», мелкого чиновника. После недолгого и вполне «безгрешного» счастья начались «пересуды», «злоба и смех» — общество отвернулось от «преступницы». Муж, однако, защитил её, но велел С. О. срочно уехать. Малодушный возлюбленный навсегда простился с «забывшейся» «грустной красавицей».
Потрясённая Неточка открывает смысл «долгого, безвыходного страдания» Александры Михайловны, её «жертвы, приносимой покорно, безропотно и напрасно». Ведь Петр Александрович «презирает её и смеётся над ней»: прежде чем войти в кабинет жены, он обычно перед зеркалом «переделывает» своё лицо. Из напевающего и смеющегося человека превращается в понурого, сгорбленного, убитого горем. Увидевшая это Неточка язвительно хохочет в лицо «преступнику, который прощает грехи праведнику».
Вскоре Петр Александрович, которого жена подозревает в скрытой за беспричинной придирчивостью любви к Неточке, выслеживает девушку в библиотеке и видит заветное письмо. Желая оправдаться сам, он обвиняет Неточку в безнравственной переписке с любовниками. Во время бурной сцены в кабинете Александры Михайловны муж грозит выгнать воспитанницу из дому. Неточка не опровергает клеветы, боять «убить» подругу правдой. Та защищает девушку. Притворщик в злобе напоминает жене о прошлом «грехе», чем доводит её до обморока. Неточка обличает его моральное тиранство над женой ради того, «чтоб доказать», что он «безгрешнее её»! Перед тем как навсегда покинуть их дом, она должна ещё поговорить с помощником Петра Александровича Овровым, который неожиданно её останавливает.
«Неточка Незванова» краткое содержание повести Достоевского – читать пересказ онлайн
Повесть «Неточка Незванова» Достоевского была написана в 1849 году. По замыслу автора, это должен был быть роман о трудной жизни девочки-подростка. Однако этим планам не суждено было сбыться из-за ареста писателя, который в дальнейшем сократил произведение, превратив его в повесть.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Неточка Незванова» по главам, а после – пройти тест для проверки знаний.
Главные герои
Неточка Незванова – сиротка, которой суждено пройти немало жизненных испытаний.
Другие персонажи
Егор Ефимов – отчим Неточки, талантливый музыкант со скверным характером.
Мать – мать Неточки, несчастная, измученная трудной жизнью женщина.
Б. – музыкант, друг юности Ефимова, который периодически помогал его семье.
Князь Х-ий – благодетель Неточки, который приютил сиротку в своем доме.
Катя – дочь князя, капризная и гордая девочка, которая в итоге подружилась с Неточкой.
Александра Михайловна – сестра Кати, у которой жила Неточка, добрая и мягкая молодая женщина.
Петр Александрович – супруг Александры Михайловны, надменный, черствый, эгоистичный человек.
Овров – помощник Петра Александровича.
Краткое содержание
Глава 1
Своего отца Неточка не знала – он умер, когда ей было два года. Мать повторно вышла замуж, однако этот союз не принес ей счастья. Отчимом Неточки оказался музыкант Егор Ефимов. Это был «самый странный, самый чудесный человек из всех», кого она знала.
В юности он работал кларнетистом в оркестре одного богатого помещика, где сдружился с итальянским скрипачом. После внезапной смерти друга Ефимов получил от него в наследство скрипку. Узнав об этом, граф предлагал музыканту большие деньги за ценный инструмент, но тот отказался.
Вскоре выяснилось, что Ефимов – талантливый скрипач-самоучка. Осознание собственной гениальности изменило характер музыканта в худшую сторону – он стал грубым, заносчивым, неблагодарным.
Ефимов покинул оркестр своего благодетеля, и после семи лет скитаний обосновался в Петербурге. Здесь он познакомился с начинающим музыкантом, русским немцем Б., с которым делил кров. Б., обладавший от природы скромным музыкальным даром, воспринимал своего друга «как будущего великого музыкального гения». Однако Ефимов, не обладавший «ни терпением, ни мужеством», редко занимался с инструментом, со временем «впал во все пороки», в то время как Б. благодаря упорству и трудолюбию добился немалых высот. Они расстались, но Б. навсегда сохранил теплое чувство к другу своей юности.
Спустя несколько лет судьба вновь свела Б. и Ефимова, который к тому времени женился на матери Неточки. Женщина влюбилась в непризнанного гения, но тому нужны были только ее скудные сбережения. Ефимов совсем опустился и не мог разговаривать, не выпив водки.
Увидев, в какой нищете жило семейство, «добрый Б. решился пристроить отчима» в театральный оркестр. Однако и там Ефимов не смог продержаться из-за своего высокомерного, скверного характера. С тех пор Б. не видел своего друга много лет.
Глава 2
Не понимая истинных взаимоотношений матери и отчима, Неточка всей силой своего детского сердца привязалась к «отцу». Она видела в нем жалкого страдальца, и жалела нежно, по-матерински. Девочка искренне считала, что Ефимов – «какой-то особенный человек, непохожий на других людей». Однажды он признался девочке, что «воскреснет снова, когда умрет матушка» – Ефимов, живший за счет жены, только в ней видел причины всех своих бед и несчастий.
Глава 3
«Весь Петербург был взволнован чрезвычайно новостью» – в город приезжал знаменитый скрипач С., и для Ефимова делом всей его жизни стала возможность попасть на концерт к великому музыканту из Европы. Во что бы то ни стало он хотел найти недостатки в его игре, и тем самым доказать себе, «что он первый музыкант во всем мире».
Пользуясь безграничной любовью Неточки, Ефимов вынудил ее обмануть больную мать – забрать последние деньги на покупки, отдать их отчиму, а матери сказать, что они потеряны. Эти деньги нужны были ему для покупки билетов на концерт, «который для него должен был решить все».
Заветный билет Ефимов получил от своего старого друга Б. Вернувшись с концерта, спившийся музыкант еще долго не мог прийти в себя от потрясения. Сознание собственного ничтожества перед игрой великого мастера вконец сгубило его. Той же ночью умерла мать Неточки.
В полном безумии Ефимов покинул свою приемную дочь. Он оказался в больнице, где «умер через два дня». Неточку приютил у себя князь Х-ий, который, узнав о ее горькой судьбе, решил воспитать со своими детьми.
Глава 4
У Неточки началась совершенно новая жизнь. После пережитого горя она еще долгое время болела, но любовь и забота домочадцев сделала свое дело, и Неточка пошла на поправку.
Глава 5
Позабыть о тяжелой утрате Неточке помогла дочь князя, Катя. Поначалу гордая девочка прохладно отнеслась к вечно грустной и болезненной сиротке, ревнуя к ней своего отца. Неточку влекло к жизнерадостной, независимой, своевольной княжне. Она всячески старалась заслужить ее любовь, но безуспешно. «Резвой и живой» Кате было скучно с молчаливой, задумчивой Неточкой, которую она считала «чудной и странной». Кроме того, Неточка проявила себя более способной ученицей, чем глубоко уязвила княжну. Однако вскоре Катя изменила свое отношение к сиротке, когда та решительно отразила насмешки княжны над бедностью ее родителей.
Главенствующей чертой в характере Кати была непомерная гордость, которая проявлялась даже в мелочах. Единственным живым существом в доме, которое не признавало Катин авторитет, был бульдог Фальстаф. Желая безгранично «повелевать и властвовать», девочка решилась на злую шутку. Зная, что бульдог люто ненавидит старую тетку князя, злую и вздорную женщину, Катя впустила в ее комнаты грозного пса, которого тетка боялась больше смерти.
Всю вину за Катин проступок взяла на себя Неточка, за что в качестве наказания была заперта в темной комнате. Ей пришлось просидеть там до четырех часов утра, поскольку все о ней позабыли. Катя, взволнованная несправедливостью, подняла в доме страшный шум, и Неточка оказалась на свободе. С тех пор между девочками воцарилось полное взаимопонимание, доверие и самые нежные чувства.
Однако счастье девочек «продолжалось недолго». Заметив, что Катя оказалась под большим влиянием Неточки, княгиня из ревности решила разлучить подруг. Вскоре Катя с родителями надолго уехала в Москву.
Так Неточка оказалась в доме Александры Михайловны – замужней дочери княгини от первого брака.
Глава 6
Жизнь в новой семье «пошла так безмятежно и тихо», что Неточка смогла залечить свои душевные раны. Александра Михайловна полюбила ее, словно родную дочь, и прилагала немало усилий, чтобы дать ей достойное воспитание и образование. Счастье девочки омрачалось лишь безотчетной антипатией к мужу своей благодетельница – Петру Александровичу, который производил впечатление сухого, надменного и амбициозного человека.
Когда Неточке исполнилось тринадцать лет, она стала замечать, что отношения между супругами стали неестественно натянутыми, но не придала этому особого значения. Между тем состояние здоровья Александры Михайловны стало заметно ухудшаться.
В возрасте шестнадцати лет у Неточки прорезался «чудный голос». По настоянию Александры Михайловны девушка стала брать уроки пения в консерватории.
Глава 7
Однажды в библиотеке Неточка нашла в книге лист бумаги, «так слежавшийся, как будто уже он несколько лет был заложен в книгу и забыт в ней». Это было любовное письмо, написанное Александре Михайловне от некоего С. О. Так девушка узнала тайну, которая царила в этой семье вот уже восемь лет. Будучи замужем, Александра Михайловна полюбила мелкого чиновника, «неровню». Узнав о вполне невинном увлечении супруги, Петр Александрович защитил ее перед обществом, но в течение многих лет терзал бесконечными укорами.
Однажды Петр Александрович выследил Неточку, когда та была в библиотеке, и отобрал злополучное любовное письмо. Он принялся обвинять девушку в безнравственной переписке с любовниками. Разыгралась бурная сцена, во время которой Петр Александрович пригрозил выгнать воспитанницу из дому.
Чтобы не расстраивать Александру Михайловну, Неточка не стала опровергать клевету. В страшной злобе Петр Александрович напомнил супруге о ее былом увлечении, чем довел ее до сильного обморока. Не в силах терпеть несправедливость, Неточка обвинила Петра Александровича в тирании над супругой.
Девушка собралась навсегда покинуть этот дом, но ее удержал помощник Петра Александровича, Овров, который попросил о личной встрече «с какою-то двусмысленною улыбкой».
Заключение
В своем произведении автор сделал акцент на развитии личности главной героини. Под влиянием жизненных обстоятельств происходят внутренние метаморфозы, и из робкой мечтательницы Неточка превращается в решительную, борющуюся за справедливость девушку.
Краткий пересказ «Неточка Незванова» будет особенно полезен для читательского дневника.
Неточка Незванова
Сюжет
Жизнь Неточки Незвановой прослеживается от 8 до 16 лет. Вначале девочка живёт с матерью и отчимом Ефимовым в каморке на чердаке большого петербургского дома. Одарённый скрипач, но высокомерный, грубый и бесцеремонный человек, отчим живёт за счёт «злодейки» жены, якобы загубившей его талант. Не понимая их истинных взаимоотношений, Н. Н. страстно привязывается к «отцу» и мечтает после смерти больной матери уйти с ним в новую, счастливую жизнь — в «дом с красными занавесами», богатый особняк, который виден из их окна. Пользуясь слепой любовью Н. Н., Ефимов заставляет её обмануть мать и отдать ему последние деньги для билета на концерт известного скрипача С-ца. Потрясенная мать в тот же вечер умирает. Отчим в припадке безумия уходит с Н. Н. навстречу её детской мечте. Дальнейшая жизнь Н. Н. протекает в «доме с красными занавесами», куда её взяли из сострадания, а потом у Александры Михайловны, которая рада заменить «сиротке» мать и много сил отдает её воспитанию. Повзрослевшая Н. Н. проникает в домашнюю библиотеку, знакомится с романами, «волшебные картины» которых далеко уносят ее от «унылого однообразия» вокруг. Имея «чудный» голос, в 16 лет начинает учиться пению в консерватории. Случай помогает ей проникнуть в тайну дома: в одной из книг она находит давнее забытое письмо некоего С. О. к Александре Михайловне. Их «безгрешная» любовь стала предметом «злобы и смеха» в обществе. Муж «защитил» жену, но с тех пор морально тиранит подавленную его «великодушием» женщину. Н. Н. испытывает к нему открытую неприязнь, тот же пытается оклеветать её в глазах жены, обвинив в переписке с любовником. Во время бурной сцены он не щадит чувств жены, в ответ на что Н. Н. прямо обличает его в притворстве и собирается навсегда покинуть их дом.
Критика
Тема страдающего ребенка постоянна в творчестве Достоевского. Неточка Незванова во многом предваряет «эмансипированных» женских персонажей, таких, как Наташа Ихменева («Униженные и оскорбленные»), Дуня Раскольникова («Преступление и наказание»), Аглая Епанчина («Идиот»), Ахмакова («Подросток») и др.
Источники
Полезное
Смотреть что такое «Неточка Незванова» в других словарях:
НЕТОЧКА НЕЗВАНОВА — героиня неоконченного романа Ф.М.Достоевского «Неточка Незванова» (1848 1849). Жизнь Н.Н. прослеживается от 8 до 16 лет. Вначале девочка живет с матерью и отчимом Ефимовым в каморке на чердаке большого петербургского дома. Одаренный скрипач, но… … Литературные герои
Достоевский, Федор Михайлови — писатель, родился 30 октября 1821 г. в Москве, умер 29 января 1881 г., в Петербурге. Отец его, Михаил Андреевич, женатый на дочери купца, Марье Федоровне Нечаевой, занимал место штаб лекаря в Мариинской больнице для бедных. Занятый в больнице и… … Большая биографическая энциклопедия
Танич, Михаил Исаевич — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Хозяйка (повесть) — Эту страницу предлагается переименовать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/22 декабря 2012. Возможно, её текущее название не соответствует нормам современного русского языка и/или правилам именования… … Википедия
Достоевский Федор Михайлович — Достоевский, Федор Михайлович знаменитый писатель. Родился 30 октября 1821 г. в Москве в здании Мариинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Он рос в довольно суровой обстановке, над которой витал угрюмый дух отца человека нервного,… … Биографический словарь
Достоевский Федор Михайлович — знаменитый романист, род. 30 окт. 1821 г. в Москве, в здании Марьинской больницы, где отец его служил штаб лекарем. Мать, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества (из семьи, по видимому, интеллигентной). Семья Д. была… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Достоевский Фёдор Михайлович — (1821 1881), русский писатель, член корреспондент Петербургской АН (1877). В повестях «Бедные люди» (1846), «Белые ночи» (1848), «Неточка Незванова» (1849, не окончена) и других поставил проблему нравственного достоинства «маленького человека» в… … Энциклопедический словарь
Петербургские адреса Ф. М. Достоевского — Список «Петербургские адреса Ф. М. Достоевского» содержит все петербургские адреса, по которым жил и бывал Фёдор Михайлович Достоевский, известный русский писатель XIX века: Май 1837 16 января 1838 года Подготовка к поступлению в училище.… … Википедия
Достоевский Фёдор Михайлович — Фёдор Михайлович Достоевский Портрет Достоевского работы Перова, 1872 Дата рождения: 30 октября (11 ноября) 1821 Место рождения … Википедия
Достоевский, Фёдор — Фёдор Михайлович Достоевский Портрет Достоевского работы Перова, 1872 Дата рождения: 30 октября (11 ноября) 1821 Место рождения … Википедия
Роман-повесть Федора Достоевского “Неточка Незванова”
Достоевский считал, что его роман «Неточка Незванова» сможет произвести фурор в литературном мире. Но этого так и не случилось. Прежде чем роман был окончен, писателя арестовали. Было принято решение превратить роман в повесть. В литературных журналах эту историю назвали «историей одной женщины».
Юность «гениального» скрипача прошла в богатом доме у помещика. У которого он состоял в оркестре кларнетистом. Дальше судьба связала его с несколько дурным человеком – итальянским скрипачом, который только и умел, что пить. Но в глубине души всё же надеялся, что вернётся к музыке и станет известным. Скрипач умирает и оставляет Егор в наследство старый фрак и скрипку. До своей смерти он успел обучить своего друга игре на ней.
Овладев скрипкой, Егор почувствовал себя великолепным, просто гениальным скрипачом. У него было много добродетелей, которые давали ему деньги. Ефим не спешил никого из них благодарить, а только смело пропивал их деньги в трактире. Спустя семь лет он уехал в Петербург. В столице он познакомился с менее гениальным, но более трудолюбивым скрипачом Б. В то время, как Ефимов продолжал пьянствовать и надеяться, что сама Судьба признаёт его гением и дарует ему славу, Б упорно занимался музыкой и впоследствии стал знаменит.
Не желая работать, Егор женился. Его избранницей стала молодая мать Неточки, которая видела в музыканте прирождённого гения и готова была идти ради него на любые жертвы. Старый друг, Б, помог Егору устроиться в театральный оркестр. Но деньги Ефимов не отдавал жене и только и делал, что пропивал их. Его скверный характер так надоел руководителю театра, что его уволили.
Маленькая Неточка, не понимая отношений между отчимом и матерью, вдохновлялась речами Ефимова и мечтала, что, когда матери не станет, она вместе с отчимом уйдёт в новую жизнь – в богатый особняк, который был виден из их окон.
В Петербург приехал знаменитый скрипач С-ц. Ефимов хотел полюбоваться на того, кого он, по его мнению, мог бы легко превзойти, но денег на билет у него не было. И он подговорил девочку отдать последние деньги, которые ей дала мать на продукты. Когда мать Неточки узнала всё это, она впала в отчаяние и умерла. В это время Егор как раз вернулся с концерта. Неточка хватает отчима и они вместе убегают с чердака в новую жизнь. Но Егор бросает «дочь», вскоре оказывается в больнице и умирает.
Мечта Неточки исполняется. Она попадает в тот самый богатый «дом с красными занавесками» под опеку доброго и сострадательного князя Х-м. У девочки начинается новая жизнь, она уже не знает нужды, и её сердцем овладевает новое чувство любви к дочери князя, Кате. Неточка очень быстро всему учится, её все любят и жалеют. Гордая же Катя не так любит бедную сиротку. Она обижается, что всё внимание уделяется не ей, а Неточке. И быстрая обучаемость девочки очень нервирует дочку князя.
Решив однажды пошутить, Катя запускает в комнату тётки князя бульдога Фальстафа. Неточка настолько любит Катю, что берёт всю вину на себя. Её наказывают, но Катя, видя всю эту несправедливость, поднимает в доме скандал. И Неточку прощают. После этого девочки открываются друг перед другом. Они вместе и смеются, и плачут, доверяя друг другу абсолютно всё. Но взрослым не нравится близость девочек – родители забирают Катю и уезжают в Москву на долгое время.
Неточку отправляют жить к Александре Михайловне, старшей замужней сестре Кати. Это прекрасная любящая женщина готова заменить девочке мать и отдать много сил на её воспитание. Всё было бы хорошо, но у маленькой Неточки появилась антипатия к мужу Александры Михайловны, Петру Александровичу. Она чувствует что-то неестественное в их отношениях, какую-то тайну. Из-за чего у Александры ухудшается здоровье, и с каждым днём она становится все бледнее и бледнее. Параллельно с этим, обучаясь, Неточка открывает для себя романы. И её миром завладевают фантазии, она буквально живёт в них. Между ней и Александрой Михайловной больше нет доверия.
В шестнадцать лет семья открывает у девушки талант к пению, и её отправляют в консерваторию. Жизнь продолжается, но однажды в одной из книг Неточка находит письмо. Оно довольно старое и адресовано Александре Михайловне. Пишет ей некий мелкий чиновник С. О. Из письма девушка узнаёт, что, когда Александра уже была замужем, она полюбила этого неравного себе человека. Общество стало её осуждать. Но муж её защитил, при этом заставив С. О. уехать и забыть о возлюбленной навсегда.
Удивлённая Неточка видит ситуацию между Петром и Александрой – то, как он издевается над ней, как показывает своей жене, что эта история до сих пор ранит его. При этом, оставляя жену, он смеётся над всей этой ситуацией.
Однажды Пётр Александрович выслеживает Неточку в библиотеке и видит то самое письмо. Оправдываясь, он обвиняет бедную девушку в переписке с любовниками. Во время этой сцены Пётр Александрович угрожает выгнать Неточку из дома. Девушка не хочет раскрывать правду, чтобы не ранить близкую себе Александру Михайловну. Но когда во время ссоры Пётр напоминает жене о прошлом, доводя её этим до обморока, Неточка не сдерживается и раскрывает всю правду о его коварстве. Она уже готова покинуть дом, но её останавливает помощник Петра, Овров. И перед тем как покинуть дом, ей надо переговорить с ним.
Характеристика персонажей
Неточка
Наивная девочка, живущая сначала в своих мечтах, а затем – в фантазиях. Она легко поддаётся чужому влиянию. Сначала её жизнью руководили мечты, которые были построены на речах Егора Ефимова. Дальше она руководствовалась только чувством любви, не видя при этом реальности. Познакомившись с романами, она ушла в новый мир – фантазий. Весь роман она растёт, развивается, открывает для себя что-то новое. Но остаётся той же невинной доверчивой девочкой.
Мать Неточки
Изначально – жертва, готовая отдать всё во имя своих иллюзий и несостоявшихся желаний. Не видит реальной ситуации за своими чувствами. Она восхищается «гением» Егора и забывает про себя. Готова принести любую жертву во имя ненастоящего идеала. И только когда проблема уже оказывается перед ней, и ничего уже нельзя исправить, она понимает всю ситуацию. Но от своего же бессилия и уже отданных сил на обоготворение «гения» Егора умирает.
Егор Ефимов
Вольный кларнетист. Грубый и самовлюблённый. Он сам себя нарёк гением. И даже когда его задатки в качестве скрипача признали, был настолько ослеплён своими самовлюблённостью и высокомерием, что ждал, когда талант сам поднимет его без какого-либо труда. С самого начала он эгоист. Он легко принимает всё, что ему дают, но ничего не даёт в ответ. По его мнению, так и должно быть. Поскольку он является тем самым непризнанным гением. Ему должна жизнь, а не он жизни.
Прелестная гордая девочка, воспитанная в высших кругах. Она умеет с достоинством преподносить себя, много учится, но при этом всём она ужасно самовлюблённая. Катя ревностно относится ко всему, что может привлечь больше внимания, чем она. И готова ранить каждого, чьи способности окажутся выше её. Но она не может спокойно смотреть на несправедливость. Не признаёт её в себе, но в окружающем мире выступает только за справедливость. И когда их отношения с Неточкой налаживаются, она открывается как человек, который готов быть настоящим и искренне любить.
Александра Михайловна
Женщина с самым открытым сердцем. Готова позаботиться о каждом. Она принимает сиротку как родная мать. Готова любить её так же сильно и потратить не меньше сил на её воспитание, чем потратила бы на воспитание родной дочери. Достоевский говорит о ней просто: тихая, нежная, любящая. Она весьма впечатлительна: всё, что происходит в её жизни, отражается на ней. У Александры непонятные отношения с мужем, и они приводят её к душевным мукам и ухудшению здоровья. Она чувствует свою вину и не отрицает этого. Но как бы ей тяжело ни было, она не оставит Неточку одну. Готова дальше приносить себя в жертву безропотно, покорно и совершенно напрасно.
Пётр Александрович
Человек из высшего света, для которого на первом месте стоит его репутация. Если в избе есть сор, он не готов его выносить. Защитил свою жену, когда раскрылся её тайный роман. Это можно было расценить, как поступок благородного человека, если бы в дальнейшем он не продолжал насмехаться над женой, ежедневно напоминая о её вине перед ним. Он любит, когда приносят себя в жертву. Какая бы ни была ситуация, Пётр сделает виноватым любого, но не себя. И больше всего он опасается, что его истинная натура выплывет на поверхность.
Главная идея и анализ произведения
Роман представлен как роман-воспитание. Его делят на три части – детство, новая жизнь, тайна. Во всём романе идёт наблюдение за жизнью одного человека, её развитием, воспитанием, появлением новых чувств. Делается много отсылок относительно других персонажей, но тем самым больше всего раскрывая особенность Неточки.
Чтобы более глубоко проникнуть в особенности ситуации и характера людей, Достоевский делает отсылки к прошлому, тем самым углубляясь в историю. Делая в дальнейшем переход от прошлого к настоящему. Каждая история нового человека влияет на Неточку, вызывая и воспитывая в ней новые чувства и ощущения.
Всё начинается с детства, как обозначен первый раздел. Неточка воспитывается на речах Ефимова, ими она вдохновляется, ими питаются её чувства. Он для неё – пример, идеал, самый близкий человек. Именно его она ставит над всем. Он даёт ей мечты, в которых она видит свою счастливую жизнь в богатом доме, и обязательно рядом с ней при этом должен быть Егор. Она слепо верит каждому его слову, её мечты закрыли ей глаза. И она полностью доверяется своему отчиму.
И только когда он бросает её, ситуация становится безвыходной. Для неё начинается новая жизнь. Это жизнь ознаменовывается приходом Неточки в дом князя. Наконец-то она не только что-то отдаёт, но и получает за это заботу, понимание и сострадание, надежду на лучшее будущее. И в это же время в её жизни появляется Катя, она сразу же захватывает сердце девочки. Именно тогда наступает новая трансформация для Неточки: её чувства углубляются, становятся более взрослыми. Это уже не те мечты, что были раньше – это её настоящее. То, что происходит с ней сейчас.
Долгожданное счастье
Она познаёт себя как настоящую девушку, с полным набором чувств и эмоций. В её жизни появляется человек, который не просто забирает всё, что она готова ему отдать, но и который отдаёт взамен не меньше. Это делает Неточку более взрослой и открывает её для других людей.
На счастливой ноте искренней любви и заканчивается вторая глава. Наступает время третьей главы: тайна. Её можно поделить на два периода. Первый период – когда Неточка оказывается окружена любовью Александры Михайловны. Она получает то, что не получала до этого – настоящую любовь матери. Её мать слишком восхищалась Ефимовым, и поэтому сама Неточка недополучала любви и заботы. В этот же период Неточка открывает романы, которые позволяют ей уйти в новый для неё мир – мир фантазии. Из-за этого она становится замкнутой. В семье появляется недоверие, но остаётся такая же сильная любовь.
В повести Федора Достоевского “Хозяйка” происходит извечная борьба старого с новым, символизируя русское общество, которому старые устои не дают двигаться вперед и развиваться.
Следующая статья посвящена повести Достоевского “Дядюшкин сон”, в которой изображены внутренние переживания девушки, которой предстоит выбор между любовью и обеспеченным будущим.
Переломным моментом и вторым периодом можно назвать момент нахождения письма для Александры Михайловны от любовника. Героиня видит слабость Александры, и в её душе идёт перелом из той робкой, немного кроткой девушки она превращается в страстную и решительную девушку, готовую защитить своего друга от всего. Неточка уже самостоятельна и готова принимать решения, нести за них ответственность. Теперь её жизнь опирается только на её силы и мужество. Это не та девочка, что была вначале. Это уже взрослая девушка, которая сама отвечает за свою жизнь и готова бороться за справедливость, за себя или за близкого человека.