Неслыханные коловики что это

Неслыханные коловики что это

«Коваль – это планета с мощным гравитационным полем…»

9 февраля 1938 года в Москве родился Юрий Иосифович Коваль, отец его служил в уголовном розыске, а мать была врачом психиатром. Писатель никогда не жаловался на тяжёлое детство, пришедшееся на войну, но эвакуация, голод и холод тех лет отозвались в его жизни костным туберкулёзом… В его семье не было литераторов, зато со школьным преподавателем литературы ему несказанно повезло. Владимира Николаевича Протопопова, описанного им позже в повести «От Красных ворот», никак нельзя было назвать типичным учителем. Он был талантлив и странен во всех своих проявлениях и, может быть, поэтому разглядел в среднем ученике, которого надо было подтянуть по литературе, личность… На всех уроках будущий писатель и его ближайшие друзья писали стихи, а классе в восьмом они даже образовали тайный союз поэтов, чем изрядно взволновали родителей.

Вечерние беседы о литературе сделали своё дело и в 1955 году Юрий Коваль поступил в Пединститут, где с первых дней учёбы прослыл незаурядной личностью. Круг его интересов был удивительно широк: он занимался прозой Зощенко, рисовал в изостудии, пел и играл на пианино, банджо, гитаре, сочинял стихи и прозу для институтской газеты, играл в настольный теннис и ходил в походы… Всякое было в те годы: и прогулы лекций, и споры до хрипоты, кто хуже учится, и «шпаргализация» вопросов для зачётов, как говаривал известный бард Юлий Ким, учившийся на параллельном курсе, и разработанная Ковалём остроумная система подготовки к экзаменам по литературе: он приглашал девушек в кино и театр на постановки произведений, которые не успел прочесть. Короче говоря, в студенческие годы Коваль был настоящим гусаром.

Годы учения в институте можно смело назвать лицейскими, решающими в формировании будущего писателя. Это был золотой век Пединститута, преподавательский состав в те годы сложился блестящий и студенты ему соответствовали: с Юрием Ковалём учились ставшие известными всей стране барды Юрий Визбор, Юлий Ким и Ада Якушева, поэт Юрий Ряшенцев, театральный режиссёр Пётр Фоменко и многие другие. Главная задача учителя была, по словам сокурсника Коваля, будущего директора школы Семёна Богуславского, развивать в себе незаурядность, чем, собственно, и старались заниматься тогдашние студенты. Бо́льшую часть времени они проводили в институте, дневали и ночевали там порой в прямом смысле слова, а частые туристические походы помогали не расставаться.

Несмотря на частые публикации в институтской газете, Юрий Коваль не был доволен написанным в то время. И так уж получилось, что, сочиняя с детства, в живописи он всё же проявил себя раньше, чем в прозе: в институте закончил курс изобразительного искусства и, получив звание преподавателя рисования, готовил себя к карьере художника. Уже в начале 60-х ему как художнику было что показать. Тогда, отработав год после института в сельской школе в Татарии, он привёз в Москву несколько взрослых рассказов, и целую серию ярких живописных полотен, написанных маслом. Рассказы не были опубликованы, а вот поражающие буйством красок картины были высоко оценены в мастерской его друзей московских скульпторов Владимира Лемпорта, Дмитрия Сидура и Николая Силиса. С этими художниками, которых он впоследствии называл своими учителями, Юрий Коваль не прерывал связь до последнего дня своей жизни, без малого сорок лет. Это с их лёгкой руки он приобщился к скульптуре, делал и обжигал в их печи керамические тарелки и панно, нашёл свой стиль в технике горячей эмали. В свою очередь они признавали, что интересом к живописи их заразил именно Коваль.

Вернувшись из Татарии, Юрий Коваль несколько лет работал учителем в школе рабочей молодежи, литсотрудником в только что созданном журнале «Детская литература», иногда печатаясь вместе с однокурсником Леонидом Мезиновым под псевдонимом Фим и Ам Курилкины, а в 1966 году навсегда ушёл «на вольные хлеба». Изредка подрабатывая журналистикой и литературным трудом, печатаясь еле-еле, Юрий Коваль оставался верным себе и при первой возможности хлопотал за друзей, пытался опубликовать, пристроить рукопись, подавал массу творческих идей, вовлекал в коллективные проекты. В те годы в издательстве «Малыш» были опубликованы первые книжки Коваля: сборники стихов «Станция Лось» (1967) и «Слоны на Луне» (1969).

По заданию журнала «Мурзилка» в 1968 году поэт Юрий Коваль отправился в командировку на погранзаставу писать стихи о границе, а вернувшись в Москву, вместо стихов написал рассказ «Алый», принесший ему первый громкий успех. «Вот тут-то я и поймал прозу за хвост», – сказал об этом времени писатель. Жизнь погранзаставы и борьба с нарушителями границы описаны в этом рассказе, но всё же он о верности и любви человека и собаки. Молодой писатель не боялся «недетских» тем, оставался при этом искренним и поэтичным, как в описании смертельно раненого истекающего кровью пса: «Кошкин поднял его, и тепло-тепло стало его рукам, будто он опустил их внутрь абрикоса, нагретого солнцем». Рассказ издали огромным тиражом, о нём написали в газетах и журналах, кинорежиссёр Юлий Файт снял по сценарию писателя художественный фильм… После «Алого» Юрий Коваль продолжал писать и публиковать рассказы из «пограничной» серии, но сам почему-то не был ими доволен. И тогда произошло важное событие в его литературной биографии, он принял решение не работать долго в одном жанре, менять его практически в каждом новом произведении.

Ещё школьником Коваль увлёкся охотой и со знакомыми охотниками совершал короткие вылазки в леса, в институтские годы он был уже заядлым охотником и рыболовом. Его друг, прозаик и страстный охотник Вадим Чернышёв писал о Ковале: «Его охотничья и рыбацкая страсть не была всепоглощающей, диктующей как жить, – её было отпущено ему судьбой столько, сколько нужно, чтобы мир обрёл краски и запахи, чтобы всё это нашло отражение в его творчестве». Действительно, редко встретишь в его прозе сцены охоты, мало того, всю сознательную жизнь Юрий Коваль считал защиту природы самым главным делом на земле. Регулярными стали его дальние поездки в глухие уголки и маленькие деревни Урала и русского Севера, где он жил порой неделями и месяцами. Автомобильные и пешие путешествия по Вологодчине и жизнь на Цыпиной горе возле Ферапонтова монастыря сформировали интерес писателя к традиционному деревенскому и особенно северному русскому быту и языку.

Вокруг него царила атмосфера творчества. Уезжая из Москвы, по настоянию Коваля, его друзья брали с собой альбомы для рисования, карандаши и фломастеры. С удовольствием ведя свои дневники поездок, он приучил и многих из них записывать значимые события прошедших дней. Коваль не был педантом, с карандашиком и записной книжкой в руках не ходил, равнодушен был и к сбору вырезок о себе и своём творчестве из журналов и газет. Его записи были дневником художника, он вёл их в огромных альбомах, называл «Монохрониками» и вклеивал туда же наброски, рисунки и разные памятные бумажки. Работа эта спасала его в трудные времена, помогала оставить в памяти важные и мелкие подробности жизни. На основе этих записей позже было написано и опубликовано «Веселье сердечное» («Новый мир», 1988 № 1), повествование, сохранившее бесценные сведения о старшем друге Коваля самобытном писателе-сказочнике Борисе Шергине. Молодым журналистом-словесником пришёл он когда-то брать у него интервью, и был потрясён встречей с полуслепым стариком, открывшим для многих из нас неведомый богатый мир архангельских былин и сказаний. Шергин стал для Юрия Коваля наставником и учителем, дал ему рекомендацию в Союз писателей.

Источник

Недопёсок (с иллюстрациями) (16 стр.)

Отделав двоечников по первое число, директор отутюжил каждого в отдельности и только после этого распустил их по классам.

Мысли директора побежали по новой дороге и натолкнулись на премию, которая полагалась за чрезвычайного зверя.

«Кто же ее получит? — размышлял директор. — Неужели Меринова? Да зачем же второкласснице деньги! К тому же здесь замешан Калинин, потом Павел Сергеич да еще какой-то дошкольник. А если премию поделить на четверых, что получается? По пятерке на брата. Ну, это чепуха. Пускай Меринова и Калинин пятерки на уроках получают!»

В этом месте своих размышлений директор остановился, прервал размышления на минутку и улыбнулся. Ему понравилась собственная шутка, и он повторил ее вслух, щелкнув ногтем по глобусу:

— Да-да, пускай лучше пятерки на уроках получают.

Повизгивая, крутился глобус, мелькали океаны и материки. Крутящийся глобус навел директора на мысли глобального масштаба. Он взглядом остановил глобус и продолжил размышления:

«А что, если получить премию и послать ее в какой-нибудь город, пострадавший от землетрясения? Вот это интересная задумка!»

Директор Губернаторов заволновался, снова щелканул по глобусу и внимательно теперь разглядывал мелькающие части света, как бы выискивая город, пострадавший от землетрясения.

Директор Губернаторов вообще любил интересные задумки и частенько сам задумывал их.

«Ладно, — решил директор. — Получим премию сами и купим на нее десяток глобусов, а Мериновой и Калинину объявим благодарность. Вот это задумка так задумка! Остается дошкольник Серпокрылов. Но тут дело проще пареной репы. На будущий год, когда он поступит в школу, посадим на первую парту — это будет хорошая награда. Да-да! Сегодня же после уроков надо собрать во втором классе собрание и объявить благодарность. Вот настоящая праздничная задумка!»

Директор Губернаторов посмотрел на часы. Через три минуты должен был кончиться последний урок, и, наверно, подъезжал уже к школе «газик» со зверофермы.

Директор Губернаторов решил глянуть еще раз на чрезвычайного зверя и вышел на крыльцо, повторяя про себя:

«Хорошая, интересная задумка!»

Он пересек пришкольный участок, заглянул в кроличью клетку, и, как вспугнутые с дороги грачи, поднялись на крыло директорские брови и вовсе улетели со лба — дверца клетки была распахнута, пропал зверь чрезвычайной важности, исчез, растаял.

И тут залился-заклокотал за спиной директора валдайский колокольчик: кончился, кончился последний урок первой четверти, а завтра каникулы — свобода и веселье. Завтра зазвенят и сбудутся слова, отлитые на колокольчике: «Купи — не скупись, ездий — веселись!»

Второй класс глядит на Менделеева

Барабанной россыпью, пулеметной дробью простучали крышки парт, ученики подхватили портфели, кое-как покидали туда учебники и, как пехотинцы с криком в атаку, бросились из школы на улицу.

Кончился последний урок первой четверти!

Гуляй, двоечники и троечники, отличники и хорошисты, веселись, неслыханные коловики!

Только во втором классе не слышно было криков и веселья. Здесь стояла та самая тишина, которую называют мертвой. Выпрямив спины, сидели второклассники на своих местах, и сидели так ровно, так чисто и хорошо, что даже самый придирчивый человек не мог бы сказать, что вот, дескать, они «плохо сидят».

От окна смотрел на них Павел Сергеевич, покачивал печально головой, а у доски, прямо перед ребятами, как великан перед карликами, возвышался директор Губернаторов.

Во второй класс директор заходил редко, и всем было ясно, что явился он неспроста, что сейчас начнется нехороший разговор.

Огромный, как гора, стоял директор под портретом Менделеева и на плечах своих, казалось, держал грозовую тучу.

Тишина становилась все тише, она нагнеталась, нагнеталась и наконец сгустилась до такого состояния, что ее можно было уж разливать в банки, как сгущенное молоко. Тишину пора было разрядить, и директор сделал это.

— Так, — сказал директор.

Это простейшее слово он произнес настолько сильно, что оно врезалось в головы второклассников, как гвоздь в липовую доску. Во втором ряду кто-то тихо, но явственно задрожал.

— Значит, вы не знаете, куда девался песец. А кто ж тогда знает?

Директор Губернаторов прекрасно понимал, что знает об этом весь класс. Ни секунды не думал он, что песца увел посторонний. Как только увидел пустую клетку, сразу вспомнил разговор с Верой Мериновой и понял, что без нее тут не обошлось. Знал директор, что Веру ребята уважали и, скорей всего, поддались на ее агитацию и спрятали песца. Директор Губернаторов был мудрый человек и всех своих учеников видел насквозь. Одного только не мог он понять: как им удалось спрятать песца, не выходя из школы? Но этот вопрос он надеялся прояснить в самое короткое время.

— Меринова! И ты не знаешь, где песец? Вера вскочила из-за парты и молча уставилась в портрет Менделеева.

Вера не отвечала. В тишине слышно было, как колотится ее сердце.

— Меринова, как видно, онемела, — сказал директор.

Он пригляделся, посмотрел на Веру повнимательней, как дровосек, который хочет расколоть полено и выбирает, с какого бока ударить, но решил пока ее оставить и выбрать чурбанчик помягче.

Коля с громом вскочил из-за парты. С таким громом в лесной тишине вдруг в кустах подымается тетерев.

Коля открыл рот, глянул в окно и осекся.

— И этот онемел, — заключил директор. — Ты куда смотришь? Воробья увидал?

— А чего он рожи строит?! — неожиданно и плаксиво сказал Коля.

Директор Губернаторов кинул взгляд в окно и увидел за стеклом дошкольника Серпокрылова, который действительно строил рожи в глубину класса. Тут директор так посмотрел на дошкольника, что состроенная рожа мигом превратилась в симпатичное и милое лицо и скромно скрылась куда-то вниз.

— Ну, Калинин, так куда же пропал песец?

Коля молчал, его заинтересовал портрет Менделеева. Пышная борода знаменитого химика буквально приковывала взор.

— Так, — сказал директор. — Ну что ж, продолжим! Чашин!

Миша Чашин неторопливо встал из-за парты, хотел поглядеть в глаза директору, но не тут-то было. Менделеев притягивал, как магнит.

Минуты через три весь класс стоял уже на ногах и рассматривал портрет великого ученого. Даже дошкольник Серпокрылов, вновь появившийся в окне, тоже глядел на Менделеева.

Опять установилась в классе неприятная тишина. С минуту была она мертвой, но скоро стала превращаться в гробовую. В тишине грозовою тучей темнело лицо директора Губернаторова, задумчивы были ребята, и печально глядел на них Павел Сергеевич.

Только лишь знаменитый химик Дмитрий Иванович Менделеев ласково улыбался, распустив свою великую бороду над головой директора.

— Павел Сергеевич, — сказал неожиданно директор, — приведите дошкольника Серпокрылова.

Легкий шелест прошел по классу, и директор Губернаторов понял, что он попал в точку. Директор Губернаторов был мудрый человек, он умел связывать концы с концами.

О мудрый директор Губернаторов!

Как опытный капитан, обходя подводные рифы, ведете вы школьный корабль и без подзорной трубы видите, что творится в душах и сердцах двоечников, троечников и коловиков. Как плотник Меринов видит насквозь стакан с лимонадом, как мамаша Меринова видит насквозь самого плотника, так точно и вы видите насквозь их дочку, а с нею вместе всех своих учеников и даже дошкольника Серпокрылова, вводимого в эту минуту в класс. Страшно человеку, случайно разбившему стекло, подходить к двери вашего кабинета, страшно лентяю, нарочно забывшему дома тетрадку по математике, встретиться с вами в коридоре, плохо придется ему, одним взглядом пронизанному насквозь. Лишь человек с чистой душой, с чистыми ногтями и тетрадями, отличник и хорошист может спокойно пройти мимо вас, да и то, наверно, вздрогнет и подумает про себя: а так ли уж я чист, а не я ли на прошлой неделе обманул самым бессовестным образом классного руководителя?

— Ну вот, — сказал директор. — Явился главный свидетель. Ну-с, гражданин дошкольник, как вы поживаете?

Дошкольник Серпокрылов почтительно отряхнул на пороге валенки и прислонился к печке. Он стоял так скромно, тихо и неподвижно, что можно было усомниться: да Леша ли это, дошкольник ли, не еловый ли это пенек? И директор понял, что наконец-то попалось ему полешко послабже. Директор уж взмахнул топором, чтоб расколоть его, как вдруг зафырчал у ворот школы «газик», взревел белугой и заглох. Открылась дверца, и высунулась из машины знаменитая пыжиковая шапка.

Два директора

Очень и очень постным да пресным сделалось лицо директора Губернаторова. В глупое, в неприятное положение попал директор. Посылал телефонограммы про надежные руки, а получилась чепуха. Неодобрительно осмотрев свои руки, оказавшиеся не такими уж надежными, он убрал их в пиджачные карманы.

Источник

Недопёсок — Юрий Коваль

Дирек­тор Губер­на­то­ров посмот­рел на часы. Через три минуты дол­жен был кон­читься послед­ний урок, и, наверно, подъ­ез­жал уже к школе «газик» со зверофермы.

Дирек­тор Губер­на­то­ров решил гля­нуть еще раз на чрез­вы­чай­ного зверя и вышел на крыльцо, повто­ряя про себя:

«Хоро­шая, инте­рес­ная задумка!»

Он пере­сек при­школь­ный уча­сток, загля­нул в кро­ли­чью клетку, и, как вспуг­ну­тые с дороги грачи, под­ня­лись на крыло дирек­тор­ские брови и вовсе уле­тели со лба — дверца клетки была рас­пах­нута, про­пал зверь чрез­вы­чай­ной важ­но­сти, исчез, растаял.

И тут залился-закло­ко­тал за спи­ной дирек­тора вал­дай­ский коло­коль­чик: кон­чился, кон­чился послед­ний урок пер­вой чет­верти, а зав­тра кани­кулы — сво­бода и весе­лье. Зав­тра зазве­нят и сбу­дутся слова, отли­тые на коло­коль­чике: «Купи — не ску­пись, ездий — веселись!»

Второй класс глядит на Менделеева

Бара­бан­ной рос­сы­пью, пуле­мет­ной дро­бью про­сту­чали крышки парт, уче­ники под­хва­тили порт­фели, кое-как поки­дали туда учеб­ники и, как пехо­тинцы с кри­ком в атаку, бро­си­лись из школы на улицу.

Кон­чился послед­ний урок пер­вой четверти!

Гуляй, дво­еч­ники и тро­еч­ники, отлич­ники и хоро­ши­сты, весе­лись, неслы­хан­ные коловики!

Только во вто­ром классе не слышно было кри­ков и весе­лья. Здесь сто­яла та самая тишина, кото­рую назы­вают мерт­вой. Выпря­мив спины, сидели вто­ро­класс­ники на своих местах, и сидели так ровно, так чисто и хорошо, что даже самый при­дир­чи­вый чело­век не мог бы ска­зать, что вот, дескать, они «плохо сидят».

От окна смот­рел на них Павел Сер­ге­е­вич, пока­чи­вал печально голо­вой, а у доски, прямо перед ребя­тами, как вели­кан перед кар­ли­ками, воз­вы­шался дирек­тор Губернаторов.

Во вто­рой класс дирек­тор захо­дил редко, и всем было ясно, что явился он неспро­ста, что сей­час нач­нется нехо­ро­ший разговор.

Огром­ный, как гора, стоял дирек­тор под порт­ре­том Мен­де­ле­ева и на пле­чах своих, каза­лось, дер­жал гро­зо­вую тучу.

Тишина ста­но­ви­лась все тише, она нагне­та­лась, нагне­та­лась и нако­нец сгу­сти­лась до такого состо­я­ния, что ее можно было уж раз­ли­вать в банки, как сгу­щен­ное молоко. Тишину пора было раз­ря­дить, и дирек­тор сде­лал это.

— Так, — ска­зал директор.

Это про­стей­шее слово он про­из­нес настолько сильно, что оно вре­за­лось в головы вто­ро­класс­ни­ков, как гвоздь в липо­вую доску. Во вто­ром ряду кто-то тихо, но явственно задрожал.

— Зна­чит, вы не зна­ете, куда девался песец. А кто ж тогда знает?

Дирек­тор Губер­на­то­ров пре­красно пони­мал, что знает об этом весь класс. Ни секунды не думал он, что песца увел посто­рон­ний. Как только уви­дел пустую клетку, сразу вспом­нил раз­го­вор с Верой Мери­но­вой и понял, что без нее тут не обо­шлось. Знал дирек­тор, что Веру ребята ува­жали и, ско­рей всего, под­да­лись на ее аги­та­цию и спря­тали песца. Дирек­тор Губер­на­то­ров был муд­рый чело­век и всех своих уче­ни­ков видел насквозь. Одного только не мог он понять: как им уда­лось спря­тать песца, не выходя из школы? Но этот вопрос он наде­ялся про­яс­нить в самое корот­кое время.

— Мери­нова! И ты не зна­ешь, где песец? Вера вско­чила из-за парты и молча уста­ви­лась в порт­рет Менделеева.

Вера не отве­чала. В тишине слышно было, как коло­тится ее сердце.

— Мери­нова, как видно, оне­мела, — ска­зал директор.

Он при­гля­делся, посмот­рел на Веру повни­ма­тель­ней, как дро­во­сек, кото­рый хочет рас­ко­лоть полено и выби­рает, с какого бока уда­рить, но решил пока ее оста­вить и выбрать чур­бан­чик помягче.

Коля с гро­мом вско­чил из-за парты. С таким гро­мом в лес­ной тишине вдруг в кустах поды­ма­ется тетерев.

Коля открыл рот, гля­нул в окно и осекся.

— И этот оне­мел, — заклю­чил дирек­тор. — Ты куда смот­ришь? Воро­бья увидал?

— А чего он рожи строит?! — неожи­данно и плак­сиво ска­зал Коля.

Дирек­тор Губер­на­то­ров кинул взгляд в окно и уви­дел за стек­лом дошколь­ника Сер­по­кры­лова, кото­рый дей­стви­тельно строил рожи в глу­бину класса. Тут дирек­тор так посмот­рел на дошколь­ника, что состро­ен­ная рожа мигом пре­вра­ти­лась в сим­па­тич­ное и милое лицо и скромно скры­лась куда-то вниз.

— Ну, Кали­нин, так куда же про­пал песец?

Коля мол­чал, его заин­те­ре­со­вал порт­рет Мен­де­ле­ева. Пыш­ная борода зна­ме­ни­того химика бук­вально при­ко­вы­вала взор.

— Так, — ска­зал дирек­тор. — Ну что ж, про­дол­жим! Чашин!

Миша Чашин нето­роп­ливо встал из-за парты, хотел погля­деть в глаза дирек­тору, но не тут-то было. Мен­де­леев при­тя­ги­вал, как магнит.

Минуты через три весь класс стоял уже на ногах и рас­смат­ри­вал порт­рет вели­кого уче­ного. Даже дошколь­ник Сер­по­кры­лов, вновь появив­шийся в окне, тоже гля­дел на Менделеева.

Опять уста­но­ви­лась в классе непри­ят­ная тишина. С минуту была она мерт­вой, но скоро стала пре­вра­щаться в гро­бо­вую. В тишине гро­зо­вою тучей тем­нело лицо дирек­тора Губер­на­то­рова, задум­чивы были ребята, и печально гля­дел на них Павел Сергеевич.

Только лишь зна­ме­ни­тый химик Дмит­рий Ива­но­вич Мен­де­леев лас­ково улы­бался, рас­пу­стив свою вели­кую бороду над голо­вой директора.

— Павел Сер­ге­е­вич, — ска­зал неожи­данно дирек­тор, — при­ве­дите дошколь­ника Серпокрылова.

Лег­кий шелест про­шел по классу, и дирек­тор Губер­на­то­ров понял, что он попал в точку. Дирек­тор Губер­на­то­ров был муд­рый чело­век, он умел свя­зы­вать концы с концами.

О муд­рый дирек­тор Губернаторов!

Как опыт­ный капи­тан, обходя под­вод­ные рифы, ведете вы школь­ный корабль и без под­зор­ной трубы видите, что тво­рится в душах и серд­цах дво­еч­ни­ков, тро­еч­ни­ков и коло­ви­ков. Как плот­ник Мери­нов видит насквозь ста­кан с лимо­на­дом, как мамаша Мери­нова видит насквозь самого плот­ника, так точно и вы видите насквозь их дочку, а с нею вме­сте всех своих уче­ни­ков и даже дошколь­ника Сер­по­кры­лова, вво­ди­мого в эту минуту в класс. Страшно чело­веку, слу­чайно раз­бив­шему стекло, под­хо­дить к двери вашего каби­нета, страшно лен­тяю, нарочно забыв­шему дома тет­радку по мате­ма­тике, встре­титься с вами в кори­доре, плохо при­дется ему, одним взгля­дом про­ни­зан­ному насквозь. Лишь чело­век с чистой душой, с чистыми ног­тями и тет­ра­дями, отлич­ник и хоро­шист может спо­койно пройти мимо вас, да и то, наверно, вздрог­нет и поду­мает про себя: а так ли уж я чист, а не я ли на про­шлой неделе обма­нул самым бес­со­вест­ным обра­зом класс­ного руководителя?

— Ну вот, — ска­зал дирек­тор. — Явился глав­ный сви­де­тель. Ну‑с, граж­да­нин дошколь­ник, как вы поживаете?

Дошколь­ник Сер­по­кры­лов почти­тельно отрях­нул на пороге валенки и при­сло­нился к печке. Он стоял так скромно, тихо и непо­движно, что можно было усо­мниться: да Леша ли это, дошколь­ник ли, не ело­вый ли это пенек? И дирек­тор понял, что нако­нец-то попа­лось ему полешко послабже. Дирек­тор уж взмах­нул топо­ром, чтоб рас­ко­лоть его, как вдруг зафыр­чал у ворот школы «газик», взре­вел белу­гой и заглох. Откры­лась дверца, и высу­ну­лась из машины зна­ме­ни­тая пыжи­ко­вая шапка.

Два директора

Очень и очень пост­ным да прес­ным сде­ла­лось лицо дирек­тора Губер­на­то­рова. В глу­пое, в непри­ят­ное поло­же­ние попал дирек­тор. Посы­лал теле­фо­но­граммы про надеж­ные руки, а полу­чи­лась чепуха. Неодоб­ри­тельно осмот­рев свои руки, ока­зав­ши­еся не такими уж надеж­ными, он убрал их в пиджач­ные карманы.

Источник

Волжский класс

Неслыханные коловики что это. Смотреть фото Неслыханные коловики что это. Смотреть картинку Неслыханные коловики что это. Картинка про Неслыханные коловики что это. Фото Неслыханные коловики что это

Боковая колонка

Неслыханные коловики что это. Смотреть фото Неслыханные коловики что это. Смотреть картинку Неслыханные коловики что это. Картинка про Неслыханные коловики что это. Фото Неслыханные коловики что это

Рубрики

Видео

Книжная полка

Неслыханные коловики что это. Смотреть фото Неслыханные коловики что это. Смотреть картинку Неслыханные коловики что это. Картинка про Неслыханные коловики что это. Фото Неслыханные коловики что это

Малина для Админа

Боковая колонка

Опросы

Календарь

Декабрь 2021

ПнВтСрЧтПтСбВс
« Ноя
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Ладыженская Т. А. 5 класс. Учебник №1, упр. 268 с. 133

268. Прочитайте текст. Определите его тему и придумайте заголовок. Из второго и шестого предложений выпишите однородные члены. Словами каких частей речи они выражены? С пишите выделенное предложение и расставьте в нём знаки препинания. Какое это предложение по цели высказывания и по эмоциональной окраске?

Последний урок

1. Барабанной россыпью, пулемётной дробью простучали крышки парт. 2. Ученики подхватили портфели, кое-как покидали туда учебники и, как пехотинцы с криком в атаку, бросились из школы на улицу.

3. Кончился последний урок первой четверти!

5. Только во втором классе не слышно было криков и веселья. 6. Выпрямив спины, сидели второклассники на своих местах… так ровно, так чисто и хорошо, что даже самый придирчивый человек не мог бы сказать, что вот, дескать, они «плохо сидят».

Тема: Последний урок в четверти.

Списать:

Однородные члены:

2) подхватили, покидали, бросились (глаголы).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *