Несформированность языковых средств что это
Несформированность языковых средств что это
Практикующий логопед запись закреплена
Дети с задержкой психического развития.
В логопедическом заключении указываются:
Показать полностью.
1. Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи или несформированность всех средств языка.
2. При наличии клинических проявлений следует использовать клинико-педагогическую классификацию (дизартрия или стертая дизартрия, ринолалия, заикание).
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Стертая дизартрия.
· Несформированность всех средств языка. Дизартрия.
Школьный возраст:
В диагнозе указываются:
1. Нарушения устной речи, если имеются (см. дошкольники с ЗПР).
2. Нарушения письменной речи (см. школьники с нормой интеллекта: трудности в овладении чтением и письмом, нарушения процессов формирования чтения и письма, дисграфия, дислексия – виды).
Примерные формулировки логопедических заключений:
· Недостаточная сформированность средств языка с преобладанием недоразвития смысловой стороны речи. Дизартрия.
· Несформированность всех средств языка. Стертая дизартрия. Трудности в овладении письмом и чтением.
Несформированность языковых средств что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика.
Статья:
В настоящее время одной из актуальных проблем логопедии является логопедическая диагностика. Логопеды-практики отмечают некоторые сложности при формулировке логопедических заключений:
1. Логопедические заключения по-разному определяются и формулируются в различных регионах, муниципальных образованиях, населенных пунктах, образовательных организациях.
2. Имеются различия в подходах к формулировке логопедического заключения у Московской и Петербургской логопедических школ.
3. В имеющихся методических рекомендациях используются вариативные формулировки логопедических заключений применительно только к одному речевому дефекту, без учета его структуры и природы (например, «Общее недоразвитие речи» или «Недостаточная сформированность средств языка»).
4. Существует проблема формулировки логопедического заключения у детей с ограниченными возможностями здоровья с задержанным и дефицитарным психическим развитием.
5. Отмечаются трудности формулировки логопедического заключения у обучающихся первого и начала второго классов, т. к. термины «дисграфия» и «дислексия» относятся к нарушениям письма и чтения, а на данном этапе имеют место проблемы формирования процессов чтения и письма.
Логопедическая диагностика основывается на существующих в логопедии классификациях речевых нарушений: психолого-педагогической и клинико-педагогической.
Логопедическое заключение формулируется с учетом пересечения этих двух классификаций.
В логопедическом заключениирекомендуется указать характер нарушений речи на основе:
1. Психолого-педагогической классификации, которая ориентирована на выявление, прежде всего, речевой симптоматики (симптомологический уровень) на основе психолого-лингвистических критериев. Симптомологический уровень анализа речевых нарушений позволяет описать внешние симптомы недоразвития языка (речи) у детей, выявить нарушенные компоненты речи.
1.1. Фонетическое нарушение речи.
1.2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
1.3. Общее недоразвитие речи (I, II, III, уровень речевого развития).
1.4. Нерезко выраженное общее недоразвитие речи.
1.5. Лексико-грамматическое недоразвитие речи.
2. Клинико-педагогической классификации, акцентирующей внимание на тех нарушениях, которые должны стать объектом логопедического воз-действия. В процессе постановки логопедического заключения необходимыми являются медицинские данные, клинические характеристики, которые позволяют уточнить тот или иной логопедический диагноз. Клинические характеристики ориентированы на объяснение причин возникновения речевых расстройств, на лечение ребенка, а не на систему коррекции, развития речи.
2.2. Дизартрия или стертая форма дизартрии.
2.4. Расстройства голоса.
2.5. Моторная, сенсорная алалия.
Примерные формулировки логопедических заключенийдля детей дошкольного возраста:
— Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития). Стертая форма дизартрии.
— Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Дислалия.
— Общее недоразвитие речи (II уровень речевого развития). Заикание.
В логопедическом заключениидля детей школьного возраста указываются:
1. Нарушения устной речи (если есть).
2. Нарушения письменной речи (виды дисграфии, дислексии, (по Р. И. Лалаевой).
Нарушения процесса чтения:
— Фонематическая дислексия (нарушение чтения, связанное с недоразвитием фонематического восприятия)
— Аграмматическая дислексия (недоразвитие грамматического строя речи, морфологических и синтаксических обобщений). Чаще всего у детей с ОНР и СНР.
— Мнестическая дислексия (трудности в усвоении букв, их недифференцированные замены, нарушение ассоциации между зрительным образом буквы и произносимым звуком).
— Семантическая дислексия (нарушение понимания прочитанных слов).
— Оптическая дислексия (сложности усвоения оптически сходных букв и их недифференцированных заменах).
Классификация дисграфии с учетом несформированности определенных операций письма, разработанная сотрудниками кафедры логопедии РГПУ им. А. И.Герцена:
— Артикуляторно-акустическая дисграфия (обусловлена неправильным произношением звуков речи или несформированностью кинестетических образов звуков).
— Акустическая дисграфия (обусловлена нарушениями фонемного распознавания дифференциации фонем).
— Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза (нарушения слухового и фонематического анализа и синтеза).
— Аграмматическая дисграфия (несформированность лексико-грамматического строя речи).
— Оптическая дисграфия (несфрмированность зрительно-пространственных функций).
Особую трудность в постановке логопедического заключения вызывают такие категории детей, как дети с билингвизмом и дети с нарушением слуха.
Примерные формулировки логопедических заключений для детей с билингвизмом.
— Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.
— Недостаточная сформированность средств русского языка, трудности в овладении чтением и письмом у ребенка с билингвизмом.
— Недостаточная сформированность средств русского языка, нарушение процесса формирования чтения и письма у ребенка с билингвизмом.
— Недостаточная сформированность средств русского языка, нарушения чтения и письма, у ребенка с билингвизмом.
Примерные формулировки логопедических заключений для детей с нарушением слуха.
— Недостаточная сформированность языковых средств у ребенка с нарушением слуха.
— Недостаточная сформированность языковых средств у ребенка с нарушением слуха. Трудности в овладении чтением и письмом.
— Недостаточная сформированность языковых средств. Нарушения процессов формирования чтения и письма у ребенка с нарушением слуха.
— Недостаточная сформированность языковых средств. Нарушения чтения и письма, у ребенка с нарушением слуха.
Рекомендации по постановке логопедического заключения
В настоящее время в практической логопедии острые дискуссии вызывает проблема написания логопедического заключения, от которого зависят все последующие коррекционные и социальные мероприятия.
Корректно сформулированное заключение – это результат и один из важнейших показателей работы логопеда. На основании логопедического заключения проводятся не только коррекционные мероприятия, но и комплектование, как речевых групп, так и отбор, и направление детей в логопедические пункты дошкольных общеобразовательных учреждений, а так же специальные школы. Следует помнить, что протокол обследования речи ребенка, речевая карта, перспективный план коррекционно-развивающих мероприятий являются основными документами, на основании которых делаются выводы о работе логопеда, качестве логопедической помощи, уровне квалификации.
Каждое проявление речевой патологии должно быть закреплено в виде четкой и ясной формулировки. Однако анализ реальных данных логопедической практики показывает, что в оценке и фиксации различных форм речевой патологии в виде «диагноза» (логопедического заключения) в настоящее время имеются серьезные противоречия, обусловленные разными представлениями об их сущности, классификации, дефинициях и взаимосвязях. Устранение этих противоречий является, пожалуй, одной из наиболее актуальных задач современной логопедии.
Логопеды-практики отмечают следующие сложности при формулировке логопедических заключений:
Данные рекомендации предлагаются к использованию учителями-логопедами образовательных учреждений с целью единого подхода к постановке логопедических диагнозов.
Классификации речевых нарушений
Традиционно, при составлении логопедического заключения применяются определения различных нарушений речи, которые существуют в рамках клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций, разработанных в отечественной логопедии несколько десятилетий назад.
По клинико-педагогической классификации вся речевая патология подразделяется, прежде всего, по видам речевой деятельности на нарушения устной речи и нарушения письменной речи.
Нарушения устной речи, в свою очередь, классифицируются на основе выделения ведущего, этиопатогенетического, звена в структуре речеязыкового механизма на нарушения внешнего (фонационного) оформления высказывания: дислалия, афония (дисфония), дизартрия (анартрия), ринолалия, брадилалия, тахилалия, заикание, и структурно-семантические нарушения: алалия, афазия.
Структурно-семантические нарушения принципиально отличаются от нарушений внешнего оформления высказывания, так как затрагивают глубинные уровни речепроизводства (внутреннюю речь, программирование речевого высказывания). И если рассматривать эти нарушения с позиции современных представлений о речеязыковом механизме человека, то первая группа может быть отнесена к разряду речевых нарушений, а вторая – языковых. Нарушения письменной речи в рамках клинико-педагогической классификации представлены двумя формами: дисграфия и дислексия.
В соответствии с психолого-педагогической классификацией все нарушения речи делятся на нарушения средств общения и нарушения применения средств общения.
В первую группу включаются такие формы речевой патологии, как общее недоразвитие речи (ОНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие(ФФН).
Ко второй группе отнесена только одна форма речевой патологии – заикание.
Симптомологическая (психолого-педагогическая) классификация учитывает, какие компоненты речи нарушены и в какой степени.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ). При ФНР нарушены фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звуко-слоговая структура слова, просодика) в комплексе или какие-либо отдельные компоненты фонетического строя речи (например, только звукопроизношение или звукопроизношение и звуко-слоговая структура слова).
Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР).
При ФФНР наряду с нарушением фонетической стороны речи имеется и недоразвитие фонематических процессов: фонематического восприятия (слуховой дифференциации звуков), фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи (ЛГНР).
При ЛГНР у детей нормальное звукопроизношение, относительно сохранны фонематические процессы (чаще всего в результате логопедического воздействия), однако отмечаются ограниченный словарный запас, нарушение грамматического строя речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР I, II и III уровня), а также
не резко выраженное общее недоразвитие речи (НОНР).
При ОНР у детей нарушены все компоненты языковой (речевой) системы: фонетико-фонематическая сторона речи, лексика, грамматический строй.
В рамках психолого-педагогической классификации отдельно рассматриваются только нарушения устной речи, нарушения письменной речи оцениваются как вторичные, отдаленные последствия общего недоразвития речи или фонетико-фонематического недоразвития.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМУЛИРОВКЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ
До 3 лет: Задержка речевого развития.
От 2 лет 8 месяцев до 3 лет: При наличии выраженных речевых нарушений можно использовать логопедические заключения, рекомендованные для дошкольного возраста (см. далее).
Дети с сохранным интеллектом
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе:
Варианты пересечения двух классификаций.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ):
— дизартрия или стертая дизартрия,
Фонетико-фонематическое нарушение речи (ФФНР):
— дизартрия или стертая дизартрия,
Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР):
— выход из моторной (сенсорной) алалии,
— по типу задержки речевого развития,
— при ЗПР, невыясненного патогенеза.
Общее недоразвитие речи (ОНР I, II, III уровня, НОНР):
— дизартрия или стертая дизартрия,
— по типу задержки речевого развития,
Нарушение темпа и ритма речи:
Примерные формулировки логопедических диагнозов:
1 класс 1 полугодие – Трудности в овладении письмом и чтением.
1 класс второе полугодие – 2 класс 1 полугодие – Нарушения процессов формирования чтения и письма.
В диагнозе указываются:
Примерные формулировки логопедических заключений:
Со 2 класса 2 полугодия – Дисграфия, дислексия.
В диагнозе указываются:
4 класс 2 полугодие –
Если нет специфических нарушений письменной речи, но имеются ошибки, обусловленные неусвоением правил русского языка, то в диагнозе указывается– «дизорфография».
Дети с задержкой психического развития.
В логопедическом заключении указываются:
Примерные формулировки логопедических заключений:
В диагнозе указываются:
Примерные формулировки логопедических заключений:
Дети с умственной отсталостью.
В диагнозе указываются:
Примерные формулировки логопедических диагнозов:
Системное недоразвитие речи средней степени выраженности. Дизартрия.
В диагнозе указываются:
Дети с билингвизмом.
Недостаточная сформированность средств русского языка у ребенка с билингвизмом.
В диагнозе указываются:
Дети с нарушениями слуха
Примерные формулировки логопедических заключений:
Недостаточная сформированность средств языка у ребенка с нарушением слуха.
Примерные формулировки логопедических заключений:
Литература
Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств
Памятка по составлению логопедического представления
на ребёнка школьного возраста
1. Краткий анамнез речевого развития.
Анамнез составляется по материалам медицинской документации или со слов родителей (законных представителей).
— речевое развитие без особенностей;
— речевое развитие протекало в соответствии с возрастом;
— задержка темпов речевого развития;
— позднее появление речи;
— речь долго оставалась неразборчивой для окружающих и др.
2. Речевая среда и социальные условия.
— речевая среда без особенностей;
— социальные условия благоприятные / неблагоприятные;
— у одного из родителей имеется нарушение речи (указать, какие);
— ребёнок воспитывается родителями с нарушением слуха;
— речевые нарушения у родителей и ближайших родственников отсутствуют;
— недостатки речи у близких родственников (указать, какие).
3. Общая и мелкая моторика.
— нарушений ручной моторики не наблюдается;
— недостаточно развита моторика мелких мышц рук;
— ведущая рука – правая (левая);
— предпочитает работать левой (правой) рукой;
— неправильно держит ручку;
— испытывает трудности при овладении графическими навыками;
— наблюдается замедленный темп письма;
— мышцы руки быстро утомляются при письме;
— замен движений и синкенезий (сопутствующих движений) не наблюдается;
— отмечается общая заторможенность движений;
— характерное двигательное беспокойство.
4. Артикуляционный аппарат.
Оценивается: размер, строение, целостность органов артикуляционного аппарата.
— анатомическое строение без аномалий;
— строение артикуляционного аппарата без особенностей;
— органы артикуляционного аппарата без отклонений в строении;
а) губы (толстые, малоподвижные, тонкие, вялые, наличие послеоперационных рубцов и др.);
б) зубы (мелкие, крупные, редкие, частые, имеется наличие лишних зубов, нарушение зубного ряда, аномалии челюстной дуги и др.);
в) язык (вялый, массивный, маленький, укороченная подъязычная связка и др.);
г) твердое нёбо (высокое, имеет готическую форму, уплощённое, расщелина и др.);
д) мягкое нёбо (подвижное, неподвижное, длинное, короткое, расщелина или послеоперационные рубцы и др.);
е) артикуляционная моторика:
Указывается: характер, степень выраженности в состоянии покоя, при двигательных нагрузках; каких органов артикуляции, с какой стороны.
Оцениваются: объем движений, сила движений, точность, переключаемость; наличие синкинезий; усиленная саливация в состоянии покоя или при двигательных нагрузках; степень выраженности двигательных недостатков при выполнении непроизвольных и произвольных движений.
— двигательные функции сохранны;
— наличие выраженных парезов, параличей, нарушений тонуса;
— может достаточное время удерживать артикуляторное положение;
— движения замедленные, с затруднениями;
— наблюдается замена движений и синкенезии (сопутствующие движения);
— объем движений неполный;
— переключаемость движений нарушена;
— тонус нормальный, активность движений достаточная;
— при артикуляционных упражнениях мышечное напряжение увеличивается;
— точность выполнения движений сохранна;
5. Общее звучание речи.
Оцениваются особенности голоса и общее звучание речи.
— без особенностей, нормальной громкости, затухающий, глухой, звонкий, хриплый, фальцетный, истощающийся, тусклый, маломодулированный, дрожащий, назализованный и др.;
— речь невнятная, чёткая, смазанная, малопонятная для окружающих;
— разборчивость речи не нарушена (снижена);
— речь выразительная (невыразительная);
— речь интонационно оформленная;
— затруднения в использовании вопросительной интонации, в выделении логического ударения, паузации.
— обращённую речь понимает в полном объёме;
— понимание обращённой речи затруднено;
— требуется неоднократное (многократное) повторение инструкций;
— понимает речь в пределах уровня интеллекта;
— правильно выполняет действия по речевой инструкции.
7. Активный словарь.
Оценивается: качественный и количественный состав, особенности актуализации словаря, уровень сформированности обобщающей функции слова.
— ограничен обиходно-бытовой тематикой, беден, мал, неточен;
— преимущественно представлена конкретная бытовая лексика;
— преимущественно использует глагольную лексику;
— незначительный объем прилагательных, наречий и др.;
— с трудом подбирает слова, смешивает слова, близкие по звуковому составу, заменяет по ситуативному сходству, по другому принципу (указать, какому), встречаются словесные замены;
— испытывает трудности в подборе антонимов, синонимов, однокоренных слов;
— не понимает значения многих слов, допускает ошибки в их употреблении;
— допускает смешение слов по смыслу и акустическому сходству;
— неточность в употреблении слов;
— вербальные парафазии (смешение слов по родовидовым отношениям, замена обобщающих понятий словами конкретного значения);
— обобщающие понятия сформированы;
— использует слова в переносном значении.
8. Грамматический строй.
— тип предложения: назывное, простое нераспространенное, простое распространенное, сложносочиненное, сложноподчиненное, с однородными членами, осложненное причастными и деепричастными оборотами; используются разнообразные виды предложения адекватные замыслу высказывания;
— развернутость предложения (длина в среднем);
— степень выраженности аграмматизма при его наличии: отдельные аграмматизмы (указать, какие), неустойчивые ошибки;
— уровень проявления аграмматизма: словоизменение, словообразование, синтаксис;
— характер аграмматизма: смешение моделей, гипергенерализация, нарушение порядка слов в предложении, пропуски (замены) предлогов, др.
— речь без аграмматизмов;
— в спонтанной речи (в ходе обследования) аграмматизмов не выявлено;
— грамматический строй недостаточно сформирован;
— в речи использует преимущественно простые распространённые предложения, в редких случаях отмечаются сложноподчиненные предложения;
— составляет предложения по опорным словам;
— использует сложносочинённые предложения с опорой на картинки (использует союзы а, но, и);
— сложноподчинённые предложения отмечаются лишь в единичных случаях (использует союзы: потому что; несмотря на; хотя; когда; который; поэтому);
— ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций, сложных предлогов, падежных окончаниях существительных множественного числа;
— наблюдаются аграмматизмы в устой речи, неправильное согласование прил. с сущ.;
— отмечается неправильное понимание и дифференциация конструкций с возвратными глаголами;
— аграмматизмы при образовании прилагательных от существительных;
— неправильное употребление названий животных, названий детёнышей животных;
— понимает и употребляет предлоги;
— использует приставки при образовании сущ. и гл.;
— имеются ошибки при преобразовании и сущ. в множественное число;
— трудности в словообразовании / словоизменении;
— операции словоизменения и/или словообразования затруднены.
9. Слоговая структура:
Указывается: тип слоговой структуры (многосложные, со стеченьями согласных, малознакомые, количество слогов и из каких слогов состоит, например трехсложные со стечением согласных на границе слогов).
Оценивается: характер ошибок.
— пропускает слоги, уподобляет слоги, переставляет слоги, добавляет слоги, упрощает стечения, преобразует стечения согласных в дополнительный слог; переставляет согласные;
— очень нечетко, почти неразборчиво воспроизводит контур слова;
— при повторном произнесении воспроизводит слово хуже или лучше с опорой/без опоры на образец;
— слоговая структура сохранна;
— нарушения слоговой структуры слова отсутствуют;
— слоговая структура слова не нарушена;
— правильное воспроизведение слов разной слоговой структуры;
— невозможность воспроизведения слов;
— переставляет или наращивает слоги; замены, пропуски слогов;
— допускает единичные ошибки при воспроизведении мало знакомых четырехсложных слов со стечением согласных (в основном уподобления, упрощения стечения согласных, пропуски слогов);
— замедленное послоговое воспроизведение слов сложного слогового состава.
Оценивается: наличие / отсутствие дефектного произношения звуков.
— звуки, имеющие дефектное произношение;
— характер нарушения: искажения (указать, какие), замены (указать, какие), смешения (указать, какие);
— устойчивый или неустойчивый характер проявления недостатков, с чем это может быть связано.
11. Фонематическое восприятие, звуковой анализ, синтез.
а) фонематическое восприятие:
— не сформировано (указать, какие звуки, по каким признакам смешиваются, устойчивый или неустойчивый характер смешения, какие факторы ухудшают различение оппозиционных звуков);
— дифференциация звуков не нарушена;
— правильно дифференцирует на слух исследуемые звуки;
— при воспроизведении серии слогов с фонетически близкими звуками с ошибками допускает единичные ошибки;
— наблюдаются затруднения при дифференциации твердых и мягких, звонких и глухих звуков.
б) звуковой анализ и синтез:
— способность выделить звук на фоне слова сформирована;
— определяет наличие или отсутствие звука в слове, последовательность и количество звуков в слове, его место в слове;
— первый звук в словах определяет правильно, при определении последнего звука допускает ошибки;
— способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам не сформирована;
— навык звукового анализа и синтеза сформирован;
— владеет звуковым анализом слов (указать, каких);
— при выполнении звукового анализа допускает ошибки (указать, каких);
— доступен звуковой анализ слов (указать, каких);
— правильно воспроизводит слова из последовательно названных звуков;
— слово из звуков (указать количество) синтезирует;
— звуковой синтез не доступен.
Указывается: вид задания (составление связного рассказа по серии картинок (указать количество), по картинке, с опорой на реальный предмет или ситуацию, по плану, по опорным словам, по впечатлению; на заданную тему; по жанру: повествование, описание).
— самостоятельность выполнения задания (составил самостоятельно; требовалась стимуляции (в виде поощрения, другая); составил по вопросам; не смог составить;
— степень развернутости (примерное количество предложений);
— тематичность (рассказ соответствует избранной или предложенной теме; тема раскрыта полностью; наличие неоправданных отступлений от темы; тема раскрыта не полностью);
— связность (в рассказе все предложения связаны между собой; используются разнообразные средства связи – союзы, местоимения, синонимы, лексические повторы и др.; в рассказе имеются «провалы», отсутствуют связи между предложениями; однообразная связь между предложениями – присоединительные союзы и, и вот, потом и т. п.);
— последовательность и логичность (рассказ имеет четкую внутреннюю структуру, соблюдается временная и логическая последовательность; части рассказа или предложения расположены не по порядку; рассказывает по теме, но все время «скачет»; рассказ состоит из отдельных предложений, не связанных между собой);
А) рассказ по серии картинок:
Критерий смысловой целостности:
— рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
— допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связывающих звеньев;
— выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла или рассказ не завершен;
— отсутствует описание ситуации.
Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
— рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;
— рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи пропуска слов или неверное словоупотребление;
— встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
— рассказ не оформлен;
Критерии смысловой целостности:
— воспроизведены все смысловые звенья;
— смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
— пересказ не полный, имеются значительные сокращения или искажения смысла, или включение посторонней информации;
Критерии лексико-грамматического оформления:
— пересказ составлен без нарушений лексико-грамматических норм;
— пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие замены;
— отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов;
Критерии самостоятельности выполнения:
— самостоятельный пересказ после первого предъявления;
— пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного чтения;
— пересказ по вопросам;
— даже по вопросам пересказ недоступен.
13. Темп и плавность речи
Оценивается темпо-ритмическая организация речи.
— темп ускорен / замедлен;
— наличие слов с неправильно выделяемым ударным слогом;
— наличие продолжительных пауз хезитации;
— наличие проявлений заикания (каких?).
— темп речи замедленный (быстрый, нормальный);
— речь не торопливая (чрезмерно быстрая);
— паузы и ударения употребляет правильно;
— наблюдается аритмия, замедление ритма в конце фразы или текста;
— словесное ударение употребляет правильно;
— паузы в речи использует излишне часто.
— при списывании (не)наблюдаются ошибки (единичные, множественные);
— в диктантах и изложениях единичные/многочисленные ошибки;
— графические ошибки: пропуск элементов или лишние элементы, колебания наклона и высоты букв, несоответствии элементов букв по размеру, трудности актуализации графического и двигательного образа нужной буквы, замены зрительно похожих и близких по написанию букв (К – Н);
— специфические ошибки: пропуски, замены букв и слогов и др.;
— отсутствие выделения начала предложения;
— способ чтения (побуквенный, слоговой плавный или отрывистый, слоговой с переходом на целые слова, целыми словами);
— тип ошибок: пропуски, замены букв, слогов, неправильное чтение окончаний слов и др.;
— количество ошибок (единичные, редкие, многочисленные) и их влияние на понимание прочитанного;
— понимание прочитанного (фактология, общий смысл текста и подтекст).
Формулировки логопедических заключений для учащихся общеобразовательных классов
1. Фонетическое нарушение речи (ФНР)
2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи(ФФНР)
3. Общее недоразвитие речи(I, II, III, IV уровня или НВ ОНР).
4. Заикание. Возможен и комбинированный дефект,при котором заиканиесочетается с ОНРили с ФФНР.
5. Нарушение / недоразвитие чтения и/или письма. Можно использовать термины из клинико-педагогический классификации (дисграфия и дислексия с указанием их вида).
Формулировки логопедических заключений для учащихся с ЗПР
1. Несформированность языковых средств.
Нарушение (недоразвитие) письма и/или чтения, обусловленное несформированностью языковых средств.
Формулировки логопедических заключений для учащихся с УО
Системное недоразвитие речи.
Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 1702 ; Мы поможем в написании вашей работы!