Необходимо заменить нкм в тахографе что это
Что такое блок СКЗИ (НКМ) и когда его необходимо менять?
Сегодня в нашей статье пойдет речь о таком важном элементе тахографа как блок СКЗИ (Средства Криптографической Защиты Информации) или по-другому НКМ (Навигационный Криптографический Модуль).
Что такое блок СКЗИ (НКМ)?
Согласно Приказу №36 от 13.02.2013г. Минтранса РФ тахографы обязательно должны иметь в своем составе блок СКЗИ (НКМ). Заметим, что это правило распространяется, если тахографы устанавливается на транспортные средства, совершающее рейсы только в пределах РФ. Исключение составляют машины, оборудованные европейскими тахографами (с ЕСТР). Их владельцы имеют карточку международного образца.
Блок СКЗИ используется в тахографе с момента установки и его активации в течении 3-х лет. В этот период времени в блок записываются и шифруются данные о режимах труда и отдыха водителя, о транспортном средстве и его владельце, а также данные о карте водителей, скоростном режиме и местоположении авто.
Блок НКМ необходим только для записи и шифровании данных. Он обеспечивает их сохранность и некорректируемость, т.е. исправить данные в блоке нельзя. Блок активируется только один раз. Поэтому тахограф с блоком СКЗИ (НКМ) применяется только на транспортном средстве, данные о котором были внесенв в блок СКЗИ в момент активации.
Когда нужно менять блок СКЗИ (НКМ)?
Блок СКЗИ подлежит замене в двух случаях:
1.Когда изменились регистрационные данные владельца транспортного средства (ТС), данные о ТС, название предприятия, смена государственного регистрационного знака ТС.
При активации блока в тахографе в него заносятся регистрационные данные владельца авто (название предприятия, юридический адрес, ИНН, ОГРН), данные ТС (марка, модель, VIN №, государственный регистрационный номер). Когда эти данные изменяются, необходима замена блока СКЗИ на новый с внесением в него актуальных данных.
2. Когда закончился срок использования.
Блок СКЗИ может использоваться 36 месяцев (3 года). Срок ограничен как техническими параметрами блока (размер объёма информации), так и на законодательном уровне, время использование криптоключа данного размера. По истечению данного срока блок СКЗИ блокирует работу тахографа, поэтому необходимо будет поставить новый блок.
Кто может провести замену блока СКЗИ (НКМ)?
Как проводится замена блока СКЗИ (НКМ)?
Вначале тахограф снимается с транспортного средства, далее деактивируется блок СКЗИ и устанавливается новый блок. Затем происходит внесение данных и активация блока СКЗИ и тахограф вновь устанавливают на авто и калибруют.
Надеемся, что наша статья была полезна для вас. Напоминаем, что у нас на сайте вы можете заказать тахографы, карты водителей, бумагу для тахографов или по телефону 8-800-250-16-61. Более того мы предлагаем услуги по установке, обслуживанию тахографов и дистанционному мониторингу данных из тахографов на базе сервиса Wialon. Подробно ознакомиться с этими услугами можно здесь.
Замена блока СКЗИ/НКМ
Цена – 24 000 руб.
Блок СКЗИ – Средство криптографической защиты информации, еще его называют НКМ (Навигационный Криптографический Модуль) является основной составной частью тахографа. Его наличие в тахографе законодательно установлено Приказом Минтранса РФ от 28.10.2020 N 440. В соответствии с этим Приказом все тахографы, за исключением транспортных средств владельцы которых имеют карточку международника (такие перевозчики могут применять европейские тахографы), должны иметь установленный блок СКЗИ (НКМ). Основные функции блока СКЗИ в тахографе это – реализация алгоритмов криптографического шифрования информации, обеспечение непрерывной регистрации информации о скорости движения транспортного средства, о режиме труда и отдыха водителей, данных о транспортном средстве на котором он установлен и владельце, данных о картах водителей управляющих транспортным средством, данных о скоростном режиме, а также геоданных.
В каких случаях требуется замена блока СКЗИ тахографа:
Срок использования блока СКЗИ в тахографе – 3 года (36 месяцев) с момента его установки и активации. Данный срок ограничен на законодательном уровне – п. 81 Приказа 28.10.2020 N 440, в соответствии с ПКЗ-2005; согласно федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных». По прошествии этого периода, если его вовремя не заменить, блок СКЗИ заблокирует работу тахографа и дальнейшее использование тахографа станет не возможным! Вопрос решается заменой блока СКЗИ в цифровом тахографе и его активацией.
ВНИМАНИЕ!
Мастерская, осуществляющая деактивацию, замену блока СКЗИ и его активацию в безусловном и обязательном порядке должна иметь в наличии:
Доверившись одной из многочисленных «мастерских» не имеющих вышеуказанных документов (но привлекающих заниженными ценами), и купив блок СКЗИ/НКМ тахографа или заменитв прибор у них, Вы рискуете получить проблемы в дальнейшей эксплуатации. В итоге Вам придется платить дважды!
Как, зачем и почему: часто задаваемые вопросы о тахографах 12:29, 10 ноября 2021 Версия для печати
Практически в каждом грузовике есть тахограф. Это устройство выполняет важную функцию: контролирует режим труда и отдыха водителя.
Какие бывают тахографы?
В России эти устройства можно поделить на две группы: СКЗИ и ЕСТР.
Тахографы с блоками СКЗИ (устройствами, кодирующими информацию и защищающими её от взлома) используются во внутрироссийских перевозках. За рубеж их вывозить нельзя, так как блок криптозащиты охраняется законом «О государственной тайне»: нерасторопному перевозчику, выехавшему на грузовике с таким устройством, грозит уголовное дело. Если перевозчик не является «международником», он должен использовать именно такой тахограф — об этом сказано в Приказе Минтранса N 440.
Тахографы ЕСТР соответствуют европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств и подходят для работы за границей. Если у перевозчика есть лицензия «международника», он может использовать тахограф ЕСТР и для внутрироссийских рейсов.
Интересно, что тахографы с блоками СКЗИ дороже устройств, соответствующих ЕСТР и требуют дополнительного обслуживания (блок СКЗИ подлежит замене раз в три года). Из-за этого некоторые перевозчики получают международную лицензию, которая позволяет им использовать устройства ЕСТР для внутрироссийских перевозок.
На какие машины устанавливаются тахографы?
Применительно к грузовикам — на все транспортные средства категории С разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн. То есть для лёгких коммерческих автомобилей (например, для «Газелей») устройство не обязательно. А вот на «Газон» или другой среднетоннажный грузовик тахограф устанавливать придётся.
Контрольные устройства нужно устанавливать вне зависимости от того, кому принадлежит ТС — физическому лицу, индивидуальному предпринимателю или компании.
Как работают тахографы?
Садясь за руль, водитель включает устройство и вставляет в него свою карту, а затем вводит пин-код. Прибор автоматически включает режим «Управление» когда машина едет или «Работа» — когда она стоит на месте. Режим «Отдых» водитель обычно включает вручную, хотя некоторые модели тахографов могут делать это автоматически – когда глушится двигатель автомобиля.
Практически любой современный тахограф оснащен небольшим термопринтером. Когда водителя остановят сотрудники УГАДН или Ространснадзора, они могут попросить его сделать распечатку — и проверить, соблюдает ли тот режим труда и отдыха. Поэтому перед рейсом водитель должен убедиться, что в тахографе есть бумага.
Где взять тахограф и как его обслуживать?
Многие современные ТС оснащаются тахографами прямо на заводе и продаются полностью укомплектованными: владельцу грузового автомобиля нужно лишь оформить карты для водителей. Если в машине нет тахографа (или установлен тахограф старого образца), он может обратиться в тахографическую мастерскую.
Техобслуживание тахографа называется «калибровкой», делать её нужно раз в три года. С таким же интервалом меняют блок СКЗИ. Никаких других манипуляций с исправно работающими устройствами проводить не нужно.
Где взять карту для тахографа?
Карты водителей заказываются у организаций, сотрудничающих с заводами-изготовителями. Заказать карту напрямую, без посредника не выйдет.
Заказать карту можно в офисе компании, предоставляющей такие услуги или через интернет. Изготовление занимает в среднем 10-25 дней, стоимость услуги — от двух до четырёх тысяч рублей в зависимости от типа карты (ЕСТР или СКЗИ).
Карты для тахографов ЕСТР и СКЗИ — разные: с устройствами другого типа работать они не будут!
Что делать, если тахограф сломался?
Если тахограф сломался до начала рейса, отправляться в путь нельзя: сперва нужно устранить неисправность.
Если прибор сломался во время поездки, водителю необходимо двигаться либо к ближайшей СТО, либо к месту регистрации ТС. На это ему даётся семь дней.
Сотрудники контролирующих органов могут попросить у водителя подтвердить, что устройство сломалось после начала рейса. Для этого можно использовать сделанную ранее распечатку или запись разговора с СТО, в которую обратился водитель, узнав о поломке.
Какие нормы труда и отдыха действуют в России сегодня?
РТО регламентирован 424 Приказом Минтранса. Это довольно объемный документ, описывающий правила, которых должны придерживаться водители автомобилей. Он вступил в силу 1 января 2021 года и будет действовать до 1 января 2027 года.
Вот краткая выжимка из этих правил:
424-й Приказ Минтранса не лишён шероховатостей: некоторые его положения позволяют перевозчикам «легально злоупотреблять» — продлевать ежедневное рабочее время, оправдывая это причинами, которые практически невозможно проверить. Отличный обзор этого Приказа подготовил автор блога dalnoboi.pro.
Какие штрафы грозят за езду без тахографа и нарушения РТО?
За отсутствие тахографа или нарушение требований к его использованию физических лиц могут оштрафовать на 3-5 тысяч рублей, за нарушение режима труда и отдыха – на 1,5-2 тысячи.
ИП и юрлица за выход на линию машины без тахографа заплатят 15-25 и 20-50 тысяч рублей соответственно. Такие же размеры штрафов установлены за нарушение РТО.
Все эти штрафы предусмотрены статьей 11.23 КоАП.
Помогают ли тахографы бороться с нарушениями РТО?
Безусловно, тахографы выполняют свою функцию и отслеживают режим труда и отдыха. Но в России, как и во многих других странах мира, водители не всегда соблюдают этот режим. Нарушения носят массовый характер и встречаются как среди «частников» (предпринимателей, владеющих одним или несколькими грузовиками), так и в крупных транспортных компаниях.
Причин тому немало. Чаще всего перевозчики говорят об экономической нецелесообразности соблюдения РТО: штрафы, которые выставляют заказчики перевозок за опоздания, значительно превышаю штрафы за нарушения режима труда и отдыха. Ещё одна причина, характерная для России — невозможность соблюдения РТО из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Например, за Уралом или на Дальнем Востоке, где на протяжении многих сотен километров на трассе может просто не оказаться охраняемой стоянки — а ночевать на обочине или на неохраняемом пустыре небезопасно, особенно если в прицепе находится дорогостоящий груз.
Не стоит, однако, считать, что проблема с РТО водителей-дальнобойщиков характерна только для России. Водители нарушают режим труда и отдыха и в других странах. На Западе с такими нарушениями борются жёстче: размер штрафа здесь может достигать нескольких сотен и даже тысяч евро, поэтому нарушения встречаются реже.
Почему некоторые перевозчики считают, что тахографы вредят их бизнесу?
Многие перевозчики и представители профессиональных объединений считают, что тахографы создают излишнюю нагрузку на бизнес и не выполняют своих функций. Самый главный аргумент в пользу этой точки зрения заключается в том, что сотрудники контролирующих органов проверяют наличие устройства и его соответствие действующему законодательству — а на соблюдение РТО обращают внимание чрезвычайно редко. Более того, водители рассказывают, что выявленный факт нарушения РТО чаще всего решается с помощью взятки.
— Штраф за тахограф 1500 рублей, а инспектору Ространснадзора водители дают 500, — рассказывает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. — В крупных компаниях траты на штрафы заложены в тариф! Перевозчики говорят: если мы привезём груз с опозданием, штраф от заказчика будет гораздо выше.
РТО никто не соблюдает, потому что это невозможно. Если с завтрашнего дня взять и всех перевозчиков обязать соблюдать законы, послезавтра экономика встанет. С учетом количества времени, в течение которого водителю можно работать, в машины нужно сажать по несколько водителей. А у нас их и так не хватает.
Тем не менее, требование об оснащении тахографом было и остаётся обязательным, и практически в каждом автомобиле, который занимается коммерческими перевозками, есть контрольное устройство.
Будут ли меняться тахографы и законы, регулирующие их использование?
По всей видимости, да.
В 2020 году стало известно, что Минтранс разработал законопроект о внедрении онлайн-тахографов — устройств, контролирующих соблюдение режима труда и отдыха и передающих данные в единую автоматизированную систему в реальном времени, а кроме того, фиксирующих скорость грузовика. Они смогут выписывать штрафы — причем не только за нарушение режима труда и отдыха, но и за превышение скорости. В теории такие тахографы могут положить конец нарушениям РТО, сделать работу водителей проще и безопаснее.
В том же году прошли испытания таких устройство, однако до Госдумы законопроект так и не добрался — возможно, сказалась разразившаяся внезапно пандемия коронавируса, от которой пострадали в том числе и перевозчики, и Минтранс решил не усиливать нагрузку на бизнес, и без того оказавшийся в сложной ситуации.
Похожие инициативы возникают и в других странах, а иногда подобные решения реализуются перевозчиками, которым необходимо отслеживать свой транспорт. Поэтому замена обычных тахографов подключенными к интернету устройствами вполне вероятна — правда, прогнозировать её сроки сегодня практически невозможно.
Необходимо заменить нкм в тахографе что это
к приказу Минтранса России
от 28 октября 2020 г. N 440
ОБСЛУЖИВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ
НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
1. Настоящие Правила регулируют порядок выполнения мастерскими следующих процедур:
1) ввод в эксплуатацию тахографа и блока СКЗИ тахографа;
2) техническое обслуживание тахографа;
4) замена тахографа, замена блока СКЗИ тахографа;
5) вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа.
2. Ввод в эксплуатацию тахографа, блока СКЗИ тахографа должен включать:
1) активизацию тахографа и блока СКЗИ тахографа в соответствии с требованиями технической документации организаций-изготовителей тахографа и блока СКЗИ тахографа;
2) ввод в тахограф данных, настройку тахографа, проверку правильности его функционирования и точности показаний в соответствии с требованиями технической документации организации-изготовителя тахографа;
3) направление данных о тахографе и блоке СКЗИ тахографа в ФБУ «Росавтотранс».
3. Техническое обслуживание тахографа должно включать:
1) проверку правильности функционирования тахографа и точности его показаний;
2) настройку тахографа.
4. Проверка правильности функционирования тахографа и точности его показаний, а также настройка тахографа должна проводиться при соблюдении следующих условий:
1) транспортное средство должно быть в снаряженном состоянии с водителем;
2) давление в шинах должно соответствовать инструкциям организации-изготовителя транспортного средства;
3) износ шин должен соответствовать требованиям (включая параметры), предъявляемым при проведении технического осмотра к транспортным средствам отдельных категорий, установленным в соответствии с Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ;
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3881; 2020, N 14, ст. 2028.
4) транспортное средство должно приводиться в движение собственным двигателем и двигаться прямолинейно по участку с однородным твердым покрытием на расстояние, соответствующее требованиям технической документации организации-изготовителя тахографа, или на имитирующем данное движение соответствующем испытательном стенде.
5. Настройка тахографа должна включать:
1) корректировку показаний времени с учетом часовых поясов;
2) введение в тахограф значения ограничения скорости для данного транспортного средства;
3) обновление или подтверждение постоянной тахографа (k), характеристического коэффициента транспортного средства (w), эффективной окружности шин колес (l), идентификационного и государственного регистрационного номеров транспортного средства.
6. Настройка тахографа должна проводиться один раз в три года либо после:
1) изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства;
2) изменения характеристического коэффициента транспортного средства;
3) изменения идентификационного и (или) государственного регистрационного номера транспортного средства;
4) ремонта тахографа и/или модернизации тахографа;
5) замены блока СКЗИ тахографа;
6) нарушения пломбировки тахографа.
7. Настройка тахографа должна завершаться его опломбированием с целью выявления попыток несанкционированного физического вскрытия (нарушения функционирования) элементов тахографа, к которым не должно быть доступа лиц, не имеющих на это соответствующих полномочий. Пломбы должны устанавливаться на сочленения датчика движения с агрегатом транспортного средства, на все штатные внешние разъемы тахографа, посредством которых осуществляется подключение тахографа к цепям электропитания, антеннам для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS, а также на все соединения тахографа с датчиками движения.
8. Ремонт и (или) модернизация тахографа должна осуществляться согласно требованиям технической документации (руководство по ремонту, руководство по модернизации тахографа) организации-изготовителя тахографа.
После ремонта тахографа, замены блока СКЗИ тахографа должны осуществляться поверка тахографа и процедуры, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил.
После замены блока СКЗИ тахографа внеочередная поверка тахографа может не проводиться при выполнении следующих условий:
1) замена блока СКЗИ тахографа произведена с соблюдением требований технической документации организаций-изготовителей модели тахографа и модели блока СКЗИ тахографа;
2) сведения о результатах поверки нового блока СКЗИ тахографа, подтверждающие его пригодность для применения, содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений;
3) проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.
9. Замена тахографа, блока СКЗИ тахографа в связи с неисправностью или окончанием срока эксплуатации должна осуществляться согласно технической документации организаций-изготовителей тахографов и/или блоков СКЗИ тахографов.
При замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации мастерские должны:
1) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
2) передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2020, N 24, ст. 3751.
11. Вывод из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа должен осуществляться в соответствии с требованиями технической документации организаций-изготовителей тахографов и (или) блоков СКЗИ тахографа. После вывода тахографа, блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в связи с его неисправностью, окончанием срока эксплуатации, окончанием срока действия ключа квалифицированной электронной подписи и квалифицированного сертификата блока СКЗИ тахографа, мастерские должны:
1) выгрузить на внешние носители данные из тахографа и передать их владельцу транспортного средства;
2) демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа и передать его на хранение владельцу транспортного средства. Работы должны осуществляться в соответствии с Положением ПКЗ-2005;
3) направить информацию в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ тахографа из эксплуатации в соответствующих перечнях.
12. Владелец транспортного средства по окончании срока хранения выведенного из эксплуатации блока СКЗИ тахографа должен обеспечить:
2) направление информации в ФБУ «Росавтотранс» для учета сведений об утилизации блока СКЗИ тахографа в соответствующем перечне.
Тахограф пишет «Необходимо заменить НКМ», что это?
В бортовом самописце появилось сообщение следующего содержания: «необходимо заменить НКМ в тахографе», что это может означать? Это значит, что пора заменить модуль СКЗИ (НКМ) в контрольном приборе.
Если тахограф пишет «Заменить НКМ», то скорее всего вышел срок эксплуатации устройства. Кроме этой надписи вы можете видеть ошибки и такого типа: «НКМ заблокирован», «нет связи с СКЗИ» либо тахограф просто перестает принимать водительскую карту. Если на дисплее появилась одна из таких ошибок, пора обратиться в сервисный центр!
Что представляет собой СКЗИ в составе контролирующего устройства?
СКЗИ или НКМ – это особый прибор, выполняющий важные функции в тахографе. В него вносятся данные о тахографе, а также любые сведения о работе авто. Вся информация, записанная в навигационный криптографический модуль, зашифрована и хранится в архиве.
Визуально блок СКЗИ выглядит как маленькая коробка из пластика с защитой от взлома, а внутри неё находятся такие элементы:
Функции модуля защиты в тахографе
Блоком СКЗИ снабжаются цифровые тахографы, предназначенные для использования на территории России. Элемент выполняет следующие функции в тахографе:
Важность присутствия данного элемента в тахографе
В соответствии с действующим законодательством РФ, тахографы, которыми оснащаются ТС, совершающие рейсы по России, в обязательном порядке должны комплектоваться модулем СКЗИ. За отсутствие модуля, езду с не активированным или неисправным блоком предусмотрены штрафные санкции.
Модуль криптографический защиты информации не ставится в тахографы ЕСТР, которые устанавливаются на авто, совершающие международные перевозки. В таких контролирующих устройствах применяются другие технологии шифрования зафиксированной информации.
Порядок активации и правила эксплуатации устройства
Для активации СКЗИ необходимо посетить лицензированную мастерскую, где мастера выполнят необходимые действия в соответствии со следующей инструкцией:
Цифровые контрольные устройства с блоком СКЗИ могут использоваться только на одной машине – на той, данные о которой были внесены в тахограф в момент активации СКЗИ. Эксплуатируется СКЗИ не больше 3 лет – ровно столько действует ключ, выданный ФБУ. За этот срок ресурс хранения информации будет исчерпан, поэтому тахограф пишет «заменить НКМ», что значит, пришло время установить новый блок СКЗИ в тахограф. Если этого не сделать, использование бортового самописца будет невозможным, так как он попросту заблокируется.
Как производится установка нового оборудования
Тахограф пишет «Необходимо заменить НКМ», что значит – пришло время обратиться в мастерскую для периодической замены модуля. Сам цифровой контрольный прибор после установки и активации нового блока СКЗИ можно будет использовать дальше.
Когда необходимо производить замену модуля НКМ?
Ставить новый элемент в самописец по закону нужно:
Что нужно для замены модуля СКЗИ?
Первым делом необходимо найти мастерскую, предоставляющую услуги установки и активации модуля СКЗИ (НКМ). Сервисный центр должен иметь лицензии Федеральной Службы безопасности и числиться в реестре «Росавтотранса».
Этапы замены блока НКМ:
Старый блок СКЗИ хранится в течение 12 месяцев у владельца автотранспорта, после чего элемент подлежит уничтожению, а № регистрации исключается из Реестра.
Кто вправе менять НКМ в Санкт-Петербурге?
Установка нового навигационного криптографического модуля в тахограф должна выполняться исключительно мастерскими, имеющими лицензии Федеральной Службы безопаности на обращение с криптографическими средствами.
Сроки установки нового блока СКЗИ
Процедура замены модуля НКМ в тахографе длится не более получаса. Но из-за того, что необходимо ожидать ответа от Росавтотранса, процесс может затянуться до 5-6 часов. К этому сроку стоит добавить еще время, которое уйдет на калибровку прибора.
Сколько стоит заменить модуль?
В сумму услуги входит стоимость самого модуля и оплата труда мастера, который будет выполнять демонтаж старого, установку нового элемента и последующую настройку оборудования. При заказе комплексной услуги стоимость замены СКЗИ в тахографе будет ниже.
В компании «ТС-Технолоджи» всегда в наличии есть модули для всех видов тахографов, а также необходимые ресурсы для оказания данной услуги «под ключ». Обращайтесь!
Почему нельзя самостоятельно производить замену блока НКМ в тахографе?
Работы по замене элемента вправе выполнять только сертифицированные сервисные центры. Любые несанкционированные действия в отношении самописцев расцениваются как попытки изменения записанных данных, что карается по закону.