Нельзя отрицать что естественным состоянием людей до образования общества была война
Афоризмы от Томаса Гоббса
Счастье не в том, что мы в чем-нибудь преуспели, а в самом преуспевании.
(счастье)
Если бы я прочитал все, что прочитали бы другие, я знал бы не больше, чем знают они.
(слово)
Вера в себя есть нечто прекрасное, ибо это признак человека, сознающего свои способности.
(самоуверенность)
Нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, и не только война, но война всех против всех.
(война)
Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы.
(война)
Любовь есть представление человека о его потребности в лице, к которому его влечет.
(любовь)
Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались.
(интерес, люди)
Зло, которого мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим.
(зло, ненависть)
В личности короля олицетворяется государство.
(государь, правитель)
Обычно сладострастие обозначают словом Любовь, подразумевая под ней неопределённое влечение одного пола к другому, столь же естественное, как и голод.
В науках мы ищем причин не столько того, что было, сколько того, что могло бы быть.
(наука)
(красота)
Красота есть могущество, ибо, являясь обещанием блага, она привлекает к мужчинам любовь женщин и незнакомых людей.
(красота)
Язык, что паутина: слабые и тщеславные умы цепляются за слова и запутываются в них, а сильные легко сквозь них прорываются.
Желание нравиться есть не чувственное, а духовное удовольствие и состоит в представлении о своей способности доставлять удовольствие другим.
Естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех (Томас Гоббс)
В данном изречении великий английский философ-материалист размышляет об огромной роли общества в жизни всех людей. Гоббс обращает наше внимание на то, что альтернативой общественным отношениям является лишь хаос и беспощадная конкуренция всех со всеми.
Я хотел бы согласиться с этим высказыванием Гоббса, поскольку тоже считаю объединение людей в общество главным фактором возникновения и распространения порядка, законности, морально-этических норм. До этого, в первобытную эпоху, всё решалось преимущественно по одному принципу – «кто сильнее, тот и прав».
Рассмотрим теоретические аспекты этой известной цитаты из классика. Общество – это обособившаяся от природы, но неразрывно связанная с нею часть материального мира, состоящая из индивидуумов, которые обладают волей и сознанием, а также включает в себя способы взаимодействия людей, формы их объединения. Общество является динамической сложноорганизованной саморазвивающейся системой, которая и при серьёзных изменениях сохраняет свою сущность и качественную определённость.
Война, в широком смысле данного слова, – это состояние вражды между кем-либо; ссора; конфликт; борьба. Первобытность – это самый долгий период в истории человечества, занимающий 98% всей истории человечества. До объединения в общество, а затем и в государства господствовали родо-племенные отношения. Люди, подобно диким животным, жили в постоянной борьбе за существование и в конкуренции друг с другом.
Одна из лучших художественных книг о первобытной эпохе – это «Борьба за огонь» Жозефа Рони-старшего. В этом романе автор описал бескомпромиссную борьбу древних людей за выживание, убедительно показал то, что до образования общественных отношений они были обречены на «войну всех против всех». По сюжету книги, первобытное племя жестоко пострадало от внезапного нападения другого племени. Они потеряли не только многих людей, но и огонь – бесценный источник тепла, света, приготовленной пищи, защиты от хищных зверей. Воинам из этого племени приходится пуститься в опасный путь, чтобы вновь добыть огонь: украсть или отнять его у кого-нибудь другого (добывать его искусственно люди тогда ещё не умели). Для решения этой задачи им приходится применить и силу, и ловкость, и смекалку.
Классический фильм о первобытных людях – «Миллион лет до нашей эры» (1966). Он также демонстрирует их постоянную борьбу за существование среди опасной доисторической фауны и вражду племён друг с другом. Молодой человек, изгнанный из своего племени из-за драки с отцом, вынужден скитаться в поисках нового пристанища и подвергаться огромному количеству всевозможных опасностей.
Таким образом, подытожить свои рассуждения мне хотелось бы следующим выводом. До объединения в общество и выработки единых морально-этических правил люди действительно жили в условиях постоянной «войны всех против всех», и это было их естественным состоянием.
Нельзя отрицать что естественным состоянием людей до образования общества была война
7. Поэтому среди стольких опасностей, ежедневно в силу естественных людских склонностей угрожающих каждому, тем более не следует упрекать людей в стремлении к самозащите, ибо иначе мы поступать не можем. Ведь каждый стремится к тому, что является для него благом, и избежать того, что является злом, прежде всего величайшего из зол, существующих в природе,- смерти; и все это происходит с той же природной необходимостью, с какой камень падает вниз. Поэтому ничуть не бессмысленно, ни чуть не позорно, ничуть не противоречит истинному разуму прилагать все силы к тому, чтобы уберечь и спасти от смерти и страданий собственное тело и его части. А то, что не противоречит истинному разуму, то признается всеми и справедливым и совершенным по праву. Ведь этим словом обозначается не что иное, как свобода для каждого пользоваться своими способностями согласно истинному разуму. Таким образом, первое основание естественного права состоит в том, чтобы каждый в силу своих возможностей оберегал собственную жизнь и тело.
8. А поскольку право на достижение цели не имело бы смысла для того, кому отказано в праве на необходимые для этого средства, то, следовательно, каждый в силу присущего ему права на самосохранение обладает также правом пользоваться всеми средствами и совершать всякое действие, без которых он не может обеспечить самосохранение.
9. А являются ли необходимыми или нет средства, которыми он намерен пользоваться, или действие, которое он собирается предпринять для сохранения собственной жизни и тела, каждый на основании естественного права должен судить сам. Ведь если бы противоречило истинному разуму мое право самому судить о том, что представляет для меня опасность, то об этом бы судил другой. Следовательно, если другой судит о том, что касается меня, то точно так же, поскольку все мы по природе равны, я буду судить о том, что касается его. Таким образом, истинный разум, то есть естественное право, дает мне возможность судить, отвечает ли интересам моей безопасности чье-либо решение или нет.
10. Природа каждому дала право на все: то есть в чисто естественном состоянии[107], а именно: до того, как люди взаимно связали себя какими бы то ни было договорами, каждому было позволено делать что угодно и по отношению к кому угодно, владеть и пользоваться всем, чем он хотел и мог. Ведь поскольку все, чего желает человек, представляется ему благом именно в силу того, что он этого желает, это благо может вести к его безопасности или по крайней мере представляться таковым; судить же о том, действительно ли оно ведет к этому или нет, мы в предыдущем параграфе предоставили самому человеку, и, согласно параграфу у, все, что необходимо способствует обеспечению жизни и тела человека, и становится, и считается согласным с естественным правом, следовательно, в естественном состоянии все могут иметь и делать все. Это и есть то, что обычно выражают в словах: природа дала каждому все. Отсюда понятно также, что в естественном состоянии мерилом права является польза.
11. Но такого рода всеобщее право на все оказалось совершенно бесполезным для людей. Ибо результат этого права по существу тот же самый, как если бы не было вообще никакого права. Ведь хотя всякий о любой вещи мог сказать: это мое, он не мог тем не менее пользоваться ею из-за того, что ближний с равным правом и равной силой претендовал на нее же.
12. Если к естественной склонности людей нападать друг на друга, которую объясняют аффектами, и прежде всего неосновательной самооценкой, присоединить еще право всех на все, когда один по праву нападает, а другой по праву сопротивляется ему, результатом чего является всеобщая непрестанная подозрительность и пристрастность, и памятуя при этом, как трудно малыми и слабыми силами уберечься от врагов, нападающих на нас с желанием одолеть и поработить, невозможно отрицать, что естественным состоянием людей до объединения в общество была война, и не просто война, а война всех против всех. Ибо что такое война, как не то время, когда желание насильственной борьбы достаточно ясно декларируется как в словах, так и в делах. Остальное время называется миром.
13. А сколь мало подходит для сохранения как всего рода человеческого, так и каждого в отдельности человека постоянная война, судить нетрудно. Но эта война по своей природе вечна, потому что из-за равенства борющихся она не может окончиться ничьей победой; ибо здесь самим победителям постоянно угрожает столь страшная опасность, что нужно считать чудом, если кто-нибудь, даже самый мужественный, дожив до старости, умирает естественной смертью. Примером этого состояния в наше время могут служить американцы, а в древние времена прочие народы, ныне уже цивилизованные и процветающие, а когда-то немноголюдные, дикие, кратковечные, бедные, грязные, лишенные в своей жизни всех тех преимуществ и радости, которые дают людям мир и жизнь в обществе.
Это надо понимать так, что любое действие в чисто естественном состоянии не означает нанесения обиды кому-либо, во всяком случае человеку. Это не значит, что в подобном состоянии невозможно прегрешение против Бога или нарушение естественных законов. Но дело в том, что несправедливость предполагает существование человеческих законов, а их в естественном состоянии вообще нет. Истинность так понимаемого положения для памятливого читателя достаточно доказана в непосредственно предшествующих параграфах. Но так как в некоторых случаях трудность заключения заставляет забыть о посылках, я хочу вкратце повторить доказательство, чтобы дать возможность охватить его одним взглядом. Каждый обладает правом на самосохранение (п. 7). Он же обладает правом пользоваться всеми средствами, необходимыми для этой цели (п. 8). Необходимыми же являются средства, которые он сам сочтет таковыми (п. 9). Следовательно, ему принадлежит право делать все и обладать всем, что он сам сочтет необходимым для своей безопасности. А так как судит о том, справедлив или несправедлив его поступок, сам человек, то он и признает его справедливым. Следовательно, правильно утверждение, что в чисто естественном состоянии и т. д. Если же кто-то утверждает, что для его безопасности важно то, что он на самом деле не считает таковым, он может согрешить против законов природы, как это подробно разъяснено в третьей главе. Некоторые возражают: если сын убьет отца, разве он не совершит несправедливости по отношению к нему? Я отвечаю: в естественном состоянии нет понятия сын, ибо всякий родившийся тотчас же оказывается в полной зависимости от того, кому он обязан сохранением своей жизни, то есть матери, отца либо всякого, кто кормит его, как это доказано в главе 9.
Bellum omnium contra omnes
Полезное
Смотреть что такое «Bellum omnium contra omnes» в других словарях:
Bellum Omnium Contra Omnes — ██████████ … Wikipédia en Français
BELLUM OMNIUM CONTRA OMNES — (лат.) война всех против всех (Гоббс). Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия
bellum omnium contra omnes — (izg. bȅlum ȍmnium kȍntra ȍmnes) DEFINICIJA rat sviju protiv svih ETIMOLOGIJA lat … Hrvatski jezični portal
bellum omnium contra omnes — лат. (бэллум омниум контра омнэс) «война всех против всех» (афоризм английского философа материалиста Гоббса, 1588 1679). Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М: Русский язык, 1998 … Словарь иностранных слов русского языка
Bellum omnium contra omnes — ██████████20 … Wikipédia en Français
Bellum omnium contra omnes — Die Theorie vom Krieg aller gegen alle, vom bellum omnium contra omnes, ist eine zentrale Prämisse der auf Thomas Hobbes und seinem Buch Leviathan (1651) zurückgehenden Staatsphilosophien. Die einschlägige Passage ist die folgende: Plünderung und … Deutsch Wikipedia
bellum omnium contra omnes — foreign term Etymology: Latin war of all against all … New Collegiate Dictionary
bellum omnium contra omnes — bel|lum om|ni|um con|tra* om|nes [ kɔn. ɔmne:s] <lat. ; »Krieg aller gegen alle«> der Staatslehre des engl. Philosophen Th. Hobbes (1588 1679) entstammender Ausspruch, nach dem die Menschen sich eine übermächtige Staatsmaschine einrichten … Das große Fremdwörterbuch
Bellum omnium in omnes. — Bellum omnium in (contra) omnes. См. Козла бойся спереди, коня сзади, а человека со всех сторон … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
Bellum omnium in omnes — или contra omnes ( война всех против всех ) выражение, употребленное философом Гоббесом для означения естественного состояния людей до образования человеческих обществ … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Цитаты и афоризмы
(война)
(оценка)
(красота)
(слово)
Зло, которого мы не можем ни преодолеть, ни избежать, мы ненавидим.
(зло, ненависть)
Если бы я прочитал все, что прочитали бы другие, я знал бы не больше, чем знают они.
Вера в себя есть нечто прекрасное, ибо это признак человека, сознающего свои способности.
(самоуверенность)
Язык, что паутина: слабые и тщеславные умы цепляются за слова и запутываются в них, а сильные легко сквозь них прорываются.
Счастье не в том, что мы в чем-нибудь преуспели, а в самом преуспевании.
(счастье)
В личности короля олицетворяется государство.
(государь, правитель)
В науках мы ищем причин не столько того, что было, сколько того, что могло бы быть.
(наука)
Любовь есть представление человека о его потребности в лице, к которому его влечет.
(любовь)
Нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, и не только война, но война всех против всех.
(война)
Обычно сладострастие обозначают словом Любовь, подразумевая под ней неопределённое влечение одного пола к другому, столь же естественное, как и голод.
Желание нравиться есть не чувственное, а духовное удовольствие и состоит в представлении о своей способности доставлять удовольствие другим.
Если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы опровергались.
(интерес, люди)
Красота есть могущество, ибо, являясь обещанием блага, она привлекает к мужчинам любовь женщин и незнакомых людей.
(красота)
Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы.
(война)
Цитаты других авторов
Первое условие власти есть вера в себя, т.е. в свое призвание: благо власти, когда эта вера сливается с сознанием долга и нравственной ответственности.
(власть)
Константин Петрович Победоносцев
Федерико Гарсиа Лорка
Нигде не сказано, что надо делать во время исполнения гимна – стоять, лежать или ползти. Надо Родину любить.
Владимир Вольфович Жириновский
(работа)
Если мы научимся запоминать все наши сны, мы сможем очень многое узнать о своем подсознании. Это как узнать, что там, в темном углу, даже не приближаясь к нему.
Спасибо за посещение портала!
Веселого вам настроения!
Если вам что-то понравилось на портале, то расскажите об этом своим друзьям! 😉
Автор портала и его дизайнер: Dan Pruss
Статьи, авторы и создатели портала не побуждают к каким либо деяниям, а материалы размещенные на страницах портала имеют лишь ознакомительный характер и не берут во внимание что-то конкретное.
Более того, создатели портала негативно относятся ко всем радикальным и противозаконным деяниям.