К параметрам группы согласно андреевой относятся
Классификация групп по Г. Андреевой
В отечественной и в зарубежной психологии существует множество различных способов классификации социальных групп. Не все из них следует признать удачными. Еще во времена существования СССР Г. Андреева предложила свой вариант, который, с незначительными изменениями и уточнениями, используется до сих пор. В его основе лежат формы жизнедеятельности группы. При этом сама Андреева признает, что ее классификация вовсе не описывает всего множества существующих групп.
Итак, исходным уровнем является деление групп на реальные и условные. Поскольку реальные группы далее классифицируются, а условные нет, давайте уточним, какую группу можно считать условной. Ни в психологическом словаре, ни в работах Андреевой нет никакого определения условных групп. Поэтому мы предлагаем считать таковыми некие социальные сообщества, которые могли бы существовать, поскольку имеют общий признак. Например, к числу условных групп можно отнести группу ученых США – лауреатов Нобелевской премии. Понятно, что в реальной жизни такая группа отсутствует, но создать ее можно.
На следующем уровне Андреева делит реальные группы на естественные и лабораторные. К числу лабораторных групп относятся социальные группы, созданные для экспериментов. Сам смысл их существования, способ существования и срок заданы исследовательскими целями. Конечно, существует вероятность переростания подобных групп в реальные, однако нам такие случаи не известны.
Естественные социальные группы делятся Андреевой на большие и малые. В последних публикациях Л. Столяренко предлагается обсудить возможность существования и неких средних групп. Однако расшифровка понятия, критерии выделения социальной общности при этом не даются, поэтому возможность существования таких групп остается пока теоретически не проработанным вопросом.
К числу больших групп Г.Андреева относит организованные (партии, профсоюзные движения, религиозные общины) и неорганизованные группы (молодежь, крестьянство). При этом она сама оговаривается, что критерий организованности является достаточно слабым признаком и всегда применяется с определенной долей условности. Критики классификации Андреевой из числа отечественных ученых предлагают на этом этапе вводить деление групп на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).
В малые группы в схеме Андреевой включены два вида групп. Один из них именуется становящейся группой. С наименованием второго вида малых групп существует определенная неразбериха. В первых изданиях своего учебника по социальной психологии Г.Андреева использовала термин «коллектив». Идеологическая сумятица периода конца 1980-х – начала 2000-х привела к появлению термина «развитые группы». Сейчас полноправно используются оба термина, хотя, на наш взгляд, термин «развитые малые группы» лучше описывает современную нам социально-психологическую реальность. Отечественные критики схемы Андреевой именно на этом уровне предлагают дополнить классификацию делением на «группы членства» и «референтные группы».
К числу не попадающих в предложенную схему сама Андреева указывает на два вида групп. Во-первых, это диффузная группа, например, зеваки на месте автомобильной аварии или на пожаре. Границы такой группы размыты, выраженных лидеров нет, членство в такой группе ничем не обозначено. Во-вторых, окказиональная группа, или группа по случаю. К числу таковых можно отнести неорганизованных болельщиков футбольного клуба «Зенит», например. У них уже есть цели, символика, лидеры, однако эта группа, как правило, функционирует только в день игры «Зенита» или, если игра на выезде – за день до игры и день после игры. К числу окказиональных групп можно отнести выпускников любого вуза, проводящих свои встречи через каждые пять лет, например. Тут тоже есть и цели, и лидеры, и смысл, однако срок существования такой группы мал и прерывист.
Дата добавления: 2016-02-02 ; просмотров: 7068 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Классификации групп
Проблема классификации социальных групп неоднозначно решалась на протяжении всей истории развития социальной психологии. Например, Юбенк, американский исследователь, выделял семь различных принципов построения классификаций: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе, а также добавлялись время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней. Общей чертой классификаций выступала форма жизнедеятельности группы.
В отечественных традициях социальной психологии основой должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений.
Согласно Г. М. Андреевой, в социальной психологии группы делятся прежде всего на условные и реальные (рис. 12.1).
Рис. 12.1. Классификация групп (по Г. М. Андреевой) [1]
Основными здесь выступают реальные группы. Среди реальных существуют такие, которые формируются для общепсихологических исследований – реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе.
В свою очередь естественные группы подразделяются на большие и малые группы. В социальной психологии солидную традицию исследования имеют преимущественно большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, другие – организованные, длительно существующие, устойчивые группы (классы, нации), значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. В свою очередь малые группы подразделяются на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся (коллективы), развитые.
В первом случае процессы, явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, являются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу, первичное явление. В данном случае психологическая общность является первичным основанием.
В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки:
Среди естественных малых групп наиболее важным представляется выделение групп формальных и неформальных, предложенное Э. Мэйо. Формальные группы – группы, членство и взаимоотношения в которых носят преимущественно формальный характер, т.е. определяются формальными предписаниями и договоренностями. Формальными малыми группами являются прежде всего первичные коллективы подразделений социальных организаций и институтов.
Рис. 12.2. Виды малых групп
Организационные и институциональные малые группы представляют собой элементы социальной структуры общества и создаются для удовлетворения общественных потребностей. Ведущей сферой активности и основным психологическим механизмом объединения индивидов в рамках организационных и институциональных малых групп является совместная деятельность.
Неформальные группы – объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви. Примерами неформальных малых групп являются дружеские и приятельские компании, пары любящих друг друга людей, неформальные объединения людей, связанных общими интересами, увлечениями.
Формальные и неформальные группы различаются прежде всего по механизмам их образования и по характеру межличностных взаимоотношений. Однако, как и любая классификация, деление групп на формальные и неформальные является достаточно условным. Неформальные группы могут возникать и функционировать в рамках формальных организаций, а группы, возникшие как неформальные, на определенном этапе могут приобретать признаки формальных групп.
По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение индивидов ограничено во времени (например, участники групповой дискуссии или соседи по купе в поезде), и стабильные, относительное постоянство существования которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, трудовые и учебные группы). В зависимости от степени произвольности решения индивидом вопроса о вхождении в ту или иную группу, участии в ее жизнедеятельности и уходе из нее группы делятся на открытые и закрытые.
В субъективном, психологическом плане группы (и формальные, и неформальные) образуются в процессе реализации индивидами потребностей в общении, однако в рамках неформальных групп общение и возникающие на его основе психологические взаимоотношения являются ведущей сферой активности, здесь центральным феноменом психологии малых групп является психологическая общность.
Основными критериями феномена психологической общности группы выступают явления сходства, общности индивидов, входящих в малую группу (общность мотивов, целей, ценностных ориентаций и социальных установок). Осознание членами группы наличия сходства, общности входящих в нее индивидов и отличий (в том числе психологических) своей группы от других выступает основой идентификации индивидов со своей группой (чувство «мы»). Одним из проявлений позитивной групповой идентификации является внутригрупповая приверженность – тенденция к более позитивному эмоциональному отношению индивидов к своей группе и более позитивной оценке ее членов. Психологическая общность группы проявляется также в наличии социально-психологических характеристик, присущих группе в целом (а не характеризующих отдельных индивидов), таких как совместимость, сработанность, сплоченность, социально-психологический климат и др.
Референтность малой группы – значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми в группе и оценивать их с точки зрения соответствия групповым нормам и ценностям).
С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы – временные группы, специально создаваемые для формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения психологических проблем под руководством практического психолога-тренера.
Классификация групп
Среди отечественных классификаций групп можно выделить подход Г. М. Андреевой, представленный в учебнике по социальной психологии (Андреева, 1996). Здесь все группы подразделяются прежде всего на условные и реальные.
Все разнообразие реальных человеческих групп можно подразделить на первичные и вторичные группы, как это сделал в начале прошлого века американский социолог Ч. Кули.
Первичные ¾ это контактные группы, в которых люди не только взаимодействуют «лицом к лицу», но и тесно объединены эмоциональной близостью. Такие группы характеризуются интимными и продолжительными отношениями небольшого числа людей. Первичным группам свойственно доставлять удовлетворение их членам. Здесь каждый из них видит в другом уникальную индивидуальность, и все взаимоотношения между членами группы носят исключительно личный характер. В качестве примеров типичных первичных групп можно назвать семью, круг близких друзей. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и обычно не преследует никаких других целей.
Вторичные группы характеризуются безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными официальными организационными отношениями. Такие группы противоположны по своей сути первичным. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего стремлением к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод. Примерами таких групп являются организация, профессиональный союз, политическая партия.
Группы также подразделяются на формальные и неформальные. В основу такого деления кладется характер структуры группы..
В больших организациях характер связей между членами группы определяется решениями другой группы или какого-то лица извне. Внешняя регламентация определяет формальную (официальную) структуру группы. В соответствии с такой регламентацией члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом. Формальная структура создается для того, чтобы обеспечить выполнение определенных официальных задач. Если из нее выпадает какой-либо индивид, то освободившееся место занимает другой, такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальную структуру, безличны.
Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности ¾ в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении и т. д. Неформальные связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того как индивиды взаимодействуют друг с другом. На основе таких связей образуются неформальные группы.
В 1942 г. американский социальный психолог Г. Хаймен ввел в научный оборот термин «референтная группа», применив его к такой группе, в соответствии с которой индивид оценивает свое собственное поведение или ситуацию, в которой находится. Хаймен проводил различие между группой членства, т. е. такой, к которой человек принадлежит в действительности, и группой референтной, которая используется как некоторая основа для сравнения.
Малая социальная группа характеризуется следующими чертами:
· наличие непосредственного контакта между ее участниками, межличностного взаимодействия и взаимного влияния;
· наличие общей цели и общей деятельности;
· распределение внутригрупповых статусов, ролей и функций (выраженная внутригрупповая структура);
· общность интересов, норм поведения, наличие групповых ценностей, наличие традиций, ритуалов и т.д.;
· малым группам характерна локализация в пространстве, т.е. есть некоторое пространство, на котором эта группа базируется, устойчивость во времени;
· относительно постоянный состав.
Примеры социальных групп: студенческая группа, спортивная команда, школьный класс и т.д.
Социальные общности – естественно возникшие устойчивые социальные образования, характеризующиеся солидарными связями, духовным единством, взаимопониманием и поддержкой. К числу социальных общностей относят нации, территориальные сообщества, религиозные общины, этнические группы. В некоторых исследованиях общности фактически отождествляются с естественно возникшими большими социальными группами и все признаки социальных групп в таком случае переносятся на социальные общности.
Коллективы. Коллектив — группа людей, сплоченных общностью понимания социально значимых ценностей, отношениями товарищеского сотрудничества и взаимопомощи и действующих для достижения совместных целей.
Коллектив является разновидностью групповой деятельности, т. е. выступает высшим этапом развития группы на основании показателя сплоченности последней. Другими словами, коллектив — сплоченная группа.
Основные признаки коллектива (его отличительные особенности по сравнению с «простой» группой):
— глубокая идентификация и ответственностьза результаты совместной групповой деятельности.
Под коллективом часто имеется в виду кадровый состав организации, учреждения, или их подразделений как единое целое.
Коллективы обычно подразделяются на основании таких признаков, как вид деятельности и величина. Тогда выделяют трудовые и нетрудовые (школьные, вузовские, спортивные и т. п.) коллективы, а также малые, средние и большие коллективы соответственно. Трудовые коллективы в свою очередь делятся на производственные (промышленные, строительные, сельскохозяйственные, торговые и т. п.) и непроизводственные (педагогические, научные, медицинские т. п.).
В трудовых коллективах выделяютсяпервичные коллективы — коллективы низовых подразделений в организационной структуре предприятия (фирм), выполняющие однородные функции и характеризующиеся регулярными непосредственными личными контактами. Это означает, что первичные коллективы являются малыми группами, тогда как коллективы в целом обычно относятся к средним социальным группам.
· члены команды преследуют общую цель или задачу;
· осуществление этой цели или задачи требует сотрудничества членов команды и координации их усилий;
· взаимодействие членов команды друг с другом осуществляется регулярно и часто.
Причины создания команд.Команды могут создаваться по различным причинам и принимать разнообразные формы. Чаще всего команды создаются для решения конкретных, дискретных задач. Небольшие команды часто формируются для разработки стратегии или политики в определенной области, и их, как правило, называют рабочими группами, или командами по выполнению определенной задачи.
Команды формируются также и для осуществления определенных проектов. Проектные команды обычно создаются на конкретный срок, и перед ними ставятся определенные задачи. Проектные команды отличаются от команд по выполнению задач или рабочих групп тем, что, как правило, создаются на более долгий срок и имеют в своем составе по крайней мере нескольких членов, которые посвящают большую часть своего рабочего времени работе над проектом. Часто проектные команды имеют также большую степень автономности в работе по отношению к остальной части организации.
Очень важное влияние на эффективность работы команды оказывает правильность распределения в ней ролей. Белбин (Belbin, 1981) в своем исследовании управленческих команд выделил восемь ключевых ролейd:\111allrefs\Со старого диска\Мои документы\Создание оргструктуры\П1_51, которые должны выполнять преимущественно различные члены команды. Тогда каждый член команды выполняет свои обязанности, не мешает другому, и в то же время все области деятельности являются занятыми. Белбин считал, что в команде должны присутствовать следующие роли:
· Приводящий в действие (Shaper)
· Исследователь ресурсов (Resourse investigator)
· Доводящий до конца (Completer-finisher)
Каждая командная роль характеризуется определенными функциями в командной работе и требует соответствующих качеств от тех, кто выполняет эту роль. Обобщенно представленные командные роли и типичные их черты сведены в следующую таблицу:
Белбин предложил пять принципов для образования и сплочения управленческой команды:
· Каждый ее член может внести свой вклад в работу команды, исполняя две принципиально отличные роли: свою профессиональную роль (продажа, производство и т.п.) и роль в команде, описанную в перечне Белбина.
· Эффективность команды будет зависеть от того, насколько правильно ее члены осознают относительное распределение сил и приспосабливаются к нему, как в профессиональных ролях, так и в командных.
· Каждой команде необходим определенный баланс групповых ролей; оптимальный баланс может быть определен исходя из целей и задач группы.
· Личные характеристики членов команды позволяют им хорошо приспособиться к исполнению одних ролей и ограничивают их возможности по успешному выполнению других.
· Только когда в команде имеется баланс групповых ролей, исполняемых подходящими для этих ролей людьми, она может наилучшим образом использовать свои технические ресурсы.
Основные характеристики группы
Основные характеристики группы
К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.
То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура «власти», структура коммуникаций. Пример последней показан на схеме (рис. 10).
Колесо
Цепь «Игрек» Круг Сложный круг
Точки (•) —члены группы
Линии (—) — каналы коммуникаций
Рис 10. Типы коммуникативных сетей
(структур коммуникаций в группе)
Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное — это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы — структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение «неформальных» и «формальных» отношений.
Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам прежде всего следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т.д.
Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) — обязательные параметры описания группы в социальной психологии.
Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой. Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют. И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, — «статус» самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.
Вторая характеристика индивида в группе — это «роль». Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые «предписаны» группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи — актуальная тема современных социально-психологических исследований.
Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения» (Бобнева, 1978. С. 3).
В более узком смысле групповые нормы — это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений (Обозов, 1979. С. 156). Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.
Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества (Бобнева, 1976. С. 145). Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества.
Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности, явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.
Важная проблема — это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества «адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества» (Бобнева, 1978, С. 72). При этом необходим анализ санкций — механизмов, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.
Таким образом, рассмотренный набор понятий, при помощи которых осуществляется социально-психологическое описание труппы, есть лишь определенная концептуальная сетка, наполнить содержанием которую еще предстоит.
Такая сетка полезна и нужна, но проблема заключается в том, чтобы четко понять ее функции, не сводить к простой констатации, своеобразной «подгонке» под эту сетку реальные процессы, протекающие в группах. Для того чтобы сделать следующий шаг по пути анализа, необходимо теперь дать классификацию групп, которые являются предметом рассмотрения в рамках социальной психологии.
Классификация групп. В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций — формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.
Прежде всего для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные. Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях — реальные лабораторные группы. В отличие от них существуют реальные естественные группы. Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые «большие» и «малые» группы. Малые группы — обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин «группа» по отношению к которым весьма условен), другие же — организованные, длительно существующие группы, — подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждении о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на
Рис. 11. Классификация групп, изучаемых в социальной психологии
две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Эта классификация может быть наглядно представлена в следующей схеме (рис. 11). Все, начиная с рубрики «реальные естественные группы» является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.
Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М.,
Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция социального поведения. М., 1978.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1967. Московит С. Общество и теория в социальной психологии // Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.
Обозов Н.Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. Л., 1979.
Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
Шерковин Ю.А. Понятие группы в марксистской социальной психологии // Социальная психология. Под ред. Г.П. Предвечного и Ю.А. Шерковина. М., 1975.