к какой категории теорий интеллекта относят теорию ч спирмена множественных интеллектов
Двухфакторная теория интеллекта
Двухфакторная теория интеллекта — теория интеллекта, созданная Чарльзом Спирменом, основным характерным признаком которой является представление о том, что на всякую интеллектуальную деятельность влияют два фактора: общий («G») и специфический («S»).
Описание
Создатель теории: Чарльз Спирмен — английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории, истории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии.
Спирмен полагал, что всякая интеллектуальная деятельность содержит общее начало, которое получило название «общего фактора интеллекта». Общий (генеральный) фактор «G», образует основание любых успешных умственных действий (также этот фактор называют «общий интеллект». Кроме фактора «G», был выделен специфический фактор «S», свойственный только одному какому-либо виду деятельности и действующий только в одной ситуации, он нужен для решения задач в отдельных областях.
Фактор «G» — это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии». Умственная энергия характеризуется, по Спирмену, тремя показателями:
Исследования показали, что максимальную нагрузку по фактору «G» обычно имеют следующие тесты: прогрессивные матрицы Равена, ориентированные на диагностику способности к выявлению закономерностей в организации серии последовательно усложняющихся геометрических фигур и тесты интеллекта Кеттела, разделившего спирменовсктй g-фактор на два компонента (g-«кристаллизованный интеллект» и g-«текучий интеллект»). По мнению Кеттела, кристаллизованный интеллект — это результат образования и различных культурных влияний, его основная функция заключается в накоплении и организации знаний и навыков. Текучий интеллект характеризует биологические возможности нервной системы.
В течение трех десятилетий двухфакторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора «g» как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это Спирмен и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Двухфакторная модель интеллекта была дополнена факторами, отвечающими за механические, арифметические и лингвистические (вербальные) способности, которые оказались расположенными между S- и G-факторами, что превратило модель Спирмена в иерархическую. Однако уже в 1930-х гг. представление о простой двухфакторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.).
Интеллект: G-фактор и двухфакторная теория Спирмена
Содержание:
С другой стороны, на гораздо более субъективном уровне интеллект стал определение вопроса о собственной личности и это влияет на самооценку и самооценку. Понятие интеллекта может показаться слишком абстрактным и общим для понимания наукой. Как решается эта проблема из психометрия?
Два фактора интеллекта
При изучении интеллекта используются разные парадигмы, такие как подвижный интеллект и кристаллизованный интеллект. Однако это бифакториальная теория английского психолога. Чарльз копейщик (1863–1945), пожалуй, самый известный в истории.
Спирмен заметил, что оценки, полученные детьми школьного возраста по каждому из предметов, показывают прямую взаимосвязь, так что школьник, получивший очень хорошие оценки по одному предмету, будет иметь тенденцию также иметь хорошие результаты по остальным предметам. Исходя из этого факта, он разработал объяснительную модель интеллекта, подходящую в качестве отправной точки для измерения I.Q (CI). Эта пояснительная модель называется Теория бифакторного интеллекта.
Согласно этой теории, интеллект, который представляет собой теоретическую конструкцию, измеряемую тестами в форме IQ, имеет два фактора:
Фактор G
А общий фактор интеллекта, звонок Фактор G, что является важной основой разумного поведения в любой конкретной ситуации.
S факторы
Ряд специфических факторов, которые можно понимать как способности и склонности, которые присутствуют только в определенных сферах жизни и результаты которых нельзя обобщить на другие области.
Хороший пример, объясняющий бифакториальную теорию, можно найти в случае видеоигр для тренировки мозга. Похоже, что эти видеоигры созданы для улучшения нашего G-фактора в процессе игры. То есть несколько часов игры в неделю должны дать результат человеку, который играет в них с большим интеллектом в любой ситуации. Однако кажется, что они действуют только на S-факторы: можно увидеть увеличение их способности играть, но это улучшение не распространяется на другие области, это конкретное обучение, результаты которого не выходят за рамки самой видеоигры.
От аннотации к конкретным данным
Мы можем согласиться со Спирменом в том, что если что-то характеризует интеллект, так это его абстрактная природа. В исследовании интеллекта есть парадокс попыток объяснить что-то, что определяется постоянными изменениями в своей адаптации к различным проблемам, с которыми мы живем: наша способность успешно решать бесконечно разнообразный ряд проблем с ограниченными ресурсами (включая, время). В этом смысле кажется необходимым учесть нечто подобное Фактор G.
Теперь, если включить абстрактную концепцию дан в качестве общего фактора интеллекта, эта теоретическая модель становится непрактичной, если она не основана на конкретных данных, на том, что мы находим эмпирически с помощью измерений IQ. Таким образом, помимо введения термина Фактор GПараллельно с этим Спирмен разработал стратегию эмпирического достижения конкретных ценностей, которые будут ее определять. Таким образом, когда дело доходит до ввести в действие концепции для создания инструментов измерения интеллекта (тест IQ), Фактор G он определяется как представление дисперсии, общей для всех когнитивных задач, которые измеряются тестом. Эта внутренняя структура взаимосвязей между данными обнаруживается с помощью факторного анализа.
Следовательно, G-фактор, который отражается в тестах, на самом деле является количественной мерой, которая можно найти только статистическими операциями из необработанных данных, собранных в каждой из тестовых задач. В противовес звонкам наблюдаемые переменные, то Фактор G Spearman’s показывает нам матрицу корреляций между переменными, которые можно найти только с помощью статистической техники. То есть он делает структуру отношений между различными переменными видимой, чтобы создать общее значение, которое было скрыто, значение Фактор G.
Фактор G сегодня
сегодня каждый тест интеллекта может быть основан на различных теоретических основах и концепциях интеллекта.именно из-за абстрактности этого последнего понятия. Тем не менее, эти инструменты измерения обычно включают оценки по конкретным областям компетенции (язык, пространственный интеллект и т. Д.) На различных уровнях абстракции, а также предлагают G-фактор в качестве значения, которое суммирует общий интеллект человека. индивидуальный. Многие методы измерения интеллекта можно рассматривать как прямые потомки теории Спирмена.
Тесты на IQ предназначены для психометрического измерения интеллекта на основе генетических переменных или «g». Это индикатор, который обычно используется в академических условиях или для выявления возможных нарушений развития (таких как задержка созревания), а также для установления корреляционных отношений между окружающей средой и генетическими компонентами интеллекта: то Фактор G соотносится с продолжительностью жизни, возможностью найти работу и другие соответствующие конструкции.
Критика и обсуждение
В основном можно сделать два критических замечания. Во-первых, на общий фактор интеллекта влияют культурный уклон: экономическое положение, образовательный уровень и географическое распределение дома, похоже, влияют на результаты интеллекта, и это вопрос, который нельзя объяснить только генетической изменчивостью. Во-вторых, насколько это возможно практично, G-фактор нечувствителен к различным формам проявления интеллекта, особенности, которые заставляют каждого человека развивать разумное поведение по-своему (например, это пытались исправить с помощью модели множественного интеллекта Говарда Гарднера).
Забастовка в Рио-Бланко: причины, развитие, последствия
Теория интеллекта
содержание
Факториальные теории
Двухфакторная теория Спирмена
Поскольку корреляция различных интеллектуальных достижений с g оставалась только средне-высокой даже после исправления ошибки измерения, Спирмен предположил, что должно быть другое явление, которое соответствует каждому индивидуальному достижению. Итак, Спирмен установил удельный коэффициент s (s = специфический). Если теперь принять во внимание оба фактора, уравнение для измерения измеренного значения мощности будет выглядеть следующим образом: x i = g i + s i
Согласно Спирмену, фактор g характеризуется тремя основными операциями:
Модель первичного фактора Терстона
Луи Леон Терстон отверг идею общего, высшего фактора интеллекта. Он подчеркнул специфическую для данной области организацию интеллекта и рассматривал ее как комбинацию различных индивидуальных навыков. Благодаря своему факторно-аналитическому подходу он извлек семь основных умственных способностей интеллекта:
Одна критика, часто высказываемая против Терстона, связана с его методическим подходом: для извлечения факторов он использует то, что известно как наклонное преобразование. Следствием этого является то, что извлеченные факторы не являются полностью независимыми друг от друга, то есть они слабо коррелируют друг с другом. На самом деле между семью основными факторами существует слабая положительная корреляция. Согласно своей теории, представители общей факторной модели интеллекта видят причину этой корреляции в вышестоящем, общем факторе интеллекта (для методической интерпретации корреляции см. Частичную корреляцию ).
Двухфакторная модель Кеттелла
Другая иерархическая факторная модель была разработана Кеттеллом (1943, 1963, 1971, 1987) и его коллегой Хорном (1968). Он выделил два фактора интеллекта : жидкий (или жидкий ) и кристаллический (также кристаллизованный ) интеллект. Жидкости разведки является врожденной или по наследству и не может влиять на окружающую среду. Он включает, например, умственные способности, понимание, общий уровень обработки.
Для понимания следует упомянуть, что кристаллический интеллект не следует приравнивать к производительности; потому что она связана со сложными контекстами, в то время как успеваемость охватывает все академические знания человека. Таким образом, можно сказать, что проведенные до сих пор тесты теряют свою достоверность, если модель будет принята, поскольку кристаллический и жидкий интеллект никогда не регистрировались отдельно друг от друга.
Модель CHC
Многомерные модели
Модель куба Гилфорда
Эти три измерения, представленные графически, охватывают трехмерную систему координат. Теперь можно представить себе кубоид, на трех видимых поверхностях которого все возможные комбинации трех измерений показаны в небольших прямоугольниках (следовательно, модель тетраэдра, поскольку эти три поверхности кубоида важны). По словам Гилфорда, (4 × 5 × 6 =) 120 комбинаций каждая представляет отдельные области интеллекта.Представители этого подхода еще не полностью преуспели в поиске подходящих задач для каждой комбинации (около 20 из них все еще ожидают рассмотрения).
Тетраэдрическую модель Гилфорда иногда называют «моделью структуры интеллекта Гилфорда» или «ISM Дж. П. Гилфорда». В текущих исследованиях разведки модель играет роль только с исторической точки зрения.
Модель структуры разведки Берлина Йегера (BIS)
Модальность «Контент» состоит из наборов навыков:
Общий интеллект «g» включает в себя все семь упомянутых основных компонентов. Jäger не считает перечисленные структурные компоненты, а также букву «g» окончательными; их, скорее, следует рассматривать как ядро модели, открытое для добавления дополнительных функциональных единиц и единиц, связанных с содержанием, сопоставления единиц между «g» и семью основными компонентами, дифференциации на более конкретные единицы и добавления дополнительных модальностей. Например, дальнейшие исследования в рамках исследовательского проекта «Продуктивное мышление / интеллектуальная обработка» на предмет практического интеллекта могут показать, что было бы целесообразно расширить модель структуры берлинской разведки, включив в нее дополнительную модальность содержания «конкретный, объективный материал». Текущие результаты исследования слухового интеллекта также указывают на то, что расширение модели для включения модальности содержания «слуховой» представляется целесообразным.
Модель Radex
Гутман (1954) постулировал, что задачи проверки интеллекта различаются по своей сложности. С помощью процесса многомерного масштабирования эту взаимосвязь можно проиллюстрировать графически. Более сложные типы задач ближе к центру Radex. Гутман далее различил три области содержания (фигуральный, вербальный и числовой интеллект), которые расположены в виде секторов вокруг g. Следовательно, математические задачи с текстом должны располагаться в зоне пересечения числового и вербального секторов. Это различие между различными областями содержания было подтверждено в Берлинской модели структуры разведки (BIS).
Маршалек и др. Предложили интегративный подход между иерархическим подходом и подходом Radex. (1983). Они смогли доказать, что общий интеллект (g), который находится выше в иерархии, должен быть приравнен к сложности Гуттмана. Соответственно, близко к центру находятся задачи с высоким g-зарядом (например, матричные задачи Рэйвена).
Основные когнитивные процессы: скорость обработки и рабочая память
Скорость обработки
Фрэнсис Гальтон (1883) рано высказал мнение, что различные показатели скорости познания, такие как время реакции, позволяют делать выводы об интеллекте человека. Более поздние эмпирические данные о развитии интеллекта в течение жизни показывают, что снижение умственной скорости сопровождается снижением подвижного интеллекта (в смысле Кеттелла), в то время как кристаллический интеллект остается неизменным (Finkel et al., 2007) и таким образом подтверждают важность скоростной составляющей. Однако окончательно вопрос еще не решен; Еще одним усложняющим фактором является то, что скорость мышления также является значительно более сложной конструкцией, чем предполагалось ранее (см. Nettelbeck, 2011).
Рабочая память
Теория обработки информации
Теория обработки информации отвергает идею фундаментальных факторов интеллекта. Скорее, он имеет дело с когнитивными процессами, происходящими во время обработки информации . По сути, здесь представляют интерес три вопроса:
Триархическая модель Штернберга (компонентная модель)
Множественный интеллект по Гарднеру
Однако многие исследователи разведки критикуют работу Гарднера как не подкрепленную результатами научных исследований.
Дженсен и Айзенк: два основных процесса интеллекта
Фактор общего интеллекта
Фактор общего интеллекта (также general factor и G-factor) – это психологический конструкт, предложенный английским психологом Чарльзом Спирменом в первой половине прошлого века. Вы, наверное, замечали, что люди, которых мы считаем умными, умны как-то по-своему. Порой сложно выделить какие-то общие черты среди них. Но здесь нам помогает теория Спирмена: она позволяет выделить общий интеллект, который у всех людей сводится к индивидуальным различиям.
Чарльз Спирмен помимо G-фактора выделял также и S-фактор («специфический» или «специальный»). Вместе они составляют двухфакторную теорию интеллекта. Образно говоря, общий интеллект – это монарх, управляющий S-факторами и координирующий их. Или прибегнем к другой метафоре: генеральный интеллект – это винегрет, в котором специфический интеллект – каждый отдельный ингредиент.
Роль G-фактора
Спирмен, утверждал, что успешность любой интеллектуальной деятельности зависит как от общего интеллекта, так и от специфического для данного занятия. Причем он заметил, что роль G- и S-факторов неодинакова для различных типов деятельности. Наибольшее значение общий интеллект имеет при выполнении заданий на понятийное мышление и решении сложных математических задач, наименьшее – при выполнении сенсомоторных действий.
Хоть фактор общего интеллекта и оказывает большое влияние на нашу деятельность, он имеет латентный характер и весьма слабо проявляется. Наибольшую корреляцию с G-фактором показывают простые тесты (например, матрицы Равена), в которых отслеживается не способность справиться с задачей, а скорость её решения. И здесь мы подходим к более чётким критериям общего интеллекта.
Что составляет G-фактор?
Спирмен выделяет три показателя, которые характеризуют общий интеллект:
Как видите, эти показатели имеют значение в любой деятельности, поэтому человек с высоким уровнем развития общего интеллекта успешнее справляется со всеми типами интеллектуальных тестов и реальными задачами в целом. Видимо, это подтверждает поговорку «талантливый человек талантлив во всём».
Дополнение теории
Со временем Спирмен добавил в свою теорию промежуточный уровень механических, лингвистических и вербальных способностей, которые объединяют некоторые из S-факторов в группы и, в свою очередь, составляют общий интеллект. Но даже в таком виде теория со временем неоднократно подвергалась критике.
Критика теории
Во-первых, критиковалось само наличие общего интеллекта. Некоторые эксперты (например, Говард Гарднер – американский психолог и Филип Китчер – американский философ) высказывались против этого положения. Во-вторых, теория Спирмена казалась многим исследователям слишком простой. В итоге со временем её вытеснили другие, более сложные многофакторные теории интеллекта (Гилфорда, Кеттелла-Хорна-Кэрролла и др.).
Но независимо от того, существует G-фактор или нет, развивать свои интеллектуальные способности необходимо, ведь каким бы загадочным и непостижимым ни оказывался интеллект, именно он позволяет каждому из нас полноценно функционировать в этом мире.
Что такое теория множественного интеллекта и как она может помочь в обучении
Натуралист, кинестетик, логико-математик, музыкант или всё вместе? Разбираемся в типах множественного интеллекта: как определить, развить и применять в жизни.
Почему некоторые дети не могут усидеть на месте и хотят постоянного общения, а другие — наоборот, лучше уединятся и будут молча разглядывать лужи? Объяснить это может теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Согласно теории, все люди предрасположены к разным занятиям. Каждый человек обладает несколькими типами интеллекта, но доминируют обычно три-четыре. Разбираемся с экспертом, какие бывают типы интеллекта и как понять, каким из них обладает ваш ребёнок.
педагог-психолог,
преподаватель английского языка, сертификация в Principles of Project Management, Human Resources (Open Training Institute);
руководитель филиала English Nursery and Primary School;
автор и ведущий курсов повышения квалификации для педагогов
Суть теории множественного интеллекта Говарда Гарднера
Понятие множественного интеллекта впервые было введено в 1983 году профессором Гарвардского университета — Говардом Гарднером. Он занимался исследованием одарённых людей и людей с поражениями мозга более 20 лет. В противовес IQ (intelligence quotient — коэффициент интеллекта), который, по сути, измеряет только логико-математический, вербальный и визуально-пространственный интеллект, Гарднер выдвинул теорию множественного интеллекта. Эта теория рассматривает интеллект в различных конкретных условиях, а не как доминирование одной общей способности к чему-либо.
Типы интеллекта Гарднер выделил, наблюдая за тем, как человек воспринимает мир и информацию, какая у него мотивация к действиям и как он принимает решения. Изначально в модели было семь типов интеллекта, но в дальнейшем сам же Гарднер расширил модель до девяти типов.
Типы множественного интеллекта
Визуально-пространственный
Дети с этим типом интеллекта обладают ярким воображением. Они, любят фантазировать. Им довольно легко сориентироваться в новом пространстве, запомнить и нарисовать карту или визуализировать в голове фигуры и модели. Такой тип интеллекта пригодится в профессии художника, архитектора, скульптора или мультипликатора.
Лингвистический
Дети с преобладающим лингвистическим типом мышления любят читать книги и рассказывать истории. У них большой словарный запас и талант к написанию сочинений. Таким детям нравится изучать иностранные языки. Обладатели лингвистического интеллекта станут успешными писателями, редакторами, переводчиками.
Музыкальный
Люди с этим типом интеллекта хорошо воспринимают музыку и ритм. Им легко даются пение и игра на музыкальных инструментах. Часто они сами сочиняют песни и пишут стихотворения, быстро запоминают на слух мелодии. Люди с развитым музыкальным интеллектом могут стать профессиональными артистами, преподавателями музыки, дирижёрами.
Межличностный
Межличностный тип интеллекта доминирует у тех, кто хорошо умеет выстраивать коммуникацию с другими людьми, понимает настроение окружающих и продуктивно работает в команде. Из них получаются профессиональные лидеры, эти дети умеют доказывать свою точку зрения и вступать в дискуссии. Развитый межличностный тип интеллекта поможет ребёнку стать менеджером, дипломатом, психологом или политиком.
Внутриличностный
Внутриличностный интеллект помогает детям различать и анализировать собственные эмоции. Такие дети обычно молчаливы, они предпочитают проводить время в одиночестве: за книгой или на прогулке. Их способность к рефлексии и осознанность помогут им стать писателями, философами, журналистами.
Натуралистический
Если у ребёнка преобладает натуралистический тип интеллекта, то его больше всего интересует устройство окружающего мира. Ему нравятся биология, химия, физика. Он обожает проводить эксперименты, наблюдать за природой и ухаживать за растениями. Из таких детей получаются успешные геологи, химики, защитники природы, путешественники.
Телесно-кинестетический
Благодаря телесно-кинестетическому типу интеллекта дети умеют передавать эмоции с помощью тела, оно для них является основным способом самовыражения. У них хорошая координация и мелкая моторика. Им нравятся спорт и активные игры. Такие дети в будущем могут стать профессиональными спортсменами, танцорами, скульпторами, актёрами, моделями.
Логико-математический
Обладатели такого типа интеллекта быстро работают с цифрами, умеют оперативно анализировать информацию и визуализировать данные. Их рассуждения логичны, им нетрудно запомнить номер телефона или другую информацию. Дети с таким типом интеллекта вырастают в математиков, бухгалтеров, программистов, инженеров.
Экзистенциальный
Выделен позже других, так как это тип, который свойствен людям изначально. Он характеризуется глобальным мышлением с точки зрения законов мироздания и вселенной. Это тип духовных лидеров, которые задаются вопросами смысла жизни.
Ведущий тип интеллекта и повышение эффективности
Зная свои сильные стороны, можно опираться на сильные стратегии и постоянно находиться в ресурсном состоянии. Именно поэтому сначала стоит определить ведущие типы интеллекта у ребёнка, а затем — развивать в нём другие.
Понять преобладающий тип интеллекта можно просто наблюдая за ребёнком в той среде, которая предлагает ему выбор между несколькими активностями. Важно фиксировать свойственные ребёнку черты. Кинестетик никогда не будет сидеть на месте: даже когда занят какой-нибудь игрушкой, он будет ходить с ней по комнате, постоянно переносить. Визуально-пространственные дети любят тестировать окружающий мир, поэтому они будут ходить разными способами, пытаясь ощутить и понять пространство. Натуралистические постоянно стремятся к общению с живыми объектами, если более конкретно — хотят, например, не на площадку, а просто в парк — слушать птиц или смотреть на облака.
Очень просто заметить преобладающий тип интеллекта во время игры в «Слова»: у вербально-лингвистического ребёнка будут легко и быстро подбираться верные слова, а вот логико-математический будет выдавать совершенно другие ассоциации, никаким образом не связанные с правилами игры; кинестетик может выдать два слова, а потом пойдёт прыгать, бегать, а про вас забудет; межличностный будет обсуждать процесс игры, объяснять, почему сказал именно это слово, а не другое; внутриличностный может вообще отказаться играть, потому что в этот момент он занят погружениями в себя.
Нужно постоянно фиксировать, где находится фокус внимания, чтобы заметить черты того или иного типа интеллекта. Ведущие типы, преобладающие изначально, дают ресурсы и упрощают многие сложные задачи, в том числе процесс обучения и подготовки к экзаменам.
Например, если ребёнок — логико-математик, а надо заниматься литературой, то эффективнее всего ему будет составлять схемы произведений, разбирать их по плану. Если ребёнок — кинестетик, ему не надо сидеть в библиотеке, а лучше пойти на пробежку, включив в наушниках аудиокнигу.
Развитие множественного интеллекта
Любой тип интеллекта можно развить. Вот советы эксперта по каждому из них: чем надо заниматься и как менять фокус внимания, чтобы прокачать те типы, которые не являются ведущими.
Визуально-пространственный
Знакомство с визуальными произведениями искусства, подбор иллюстраций и графических изображений, рисование, занятия дизайном, прокачка насмотренности.
Лингвистический
Чтение, изучение языков, развитие письменной речи и монологической устной речи (участие в дебатах и различных дискуссиях с предварительным изучением материалов).
Музыкальный
Прослушивание музыки, игра на музыкальных инструментах, но помимо этого — прочувствование музыки и попытки вникнуть в глубокие произведения, понять их ритм, настроение. Сильно помогает и знакомство с поэзией.
Межличностный
Развитие коммуникации, общение с другими людьми, решение задач в группе, интерес к тому, чем живёт общество и к последним тенденциям (от моды до технологий).
Внутриличностный
Постановка целей, ведение дневника, планирование, саморазвитие, рефлексия, познание себя, выяснение: чего я хочу, где мои сильные и слабые стороны.
Натуралистический
Интерес к природе, наблюдения за закономерностями и развитие в себе понимания того, как устроена живая среда, живые организмы. Первым делом стоит понять, как работает собственный организм: сон, питание и выживание, а затем переносить эти знания на окружающий мир и изучать это взаимовлияние.
Логико-математический
Построение пошаговых инструкций, алгоритмов, поиск доказательств и обоснование точки зрения, организация своей жизни: составление планов и расписаний.
Телесно-кинестетический
Координация, постоянное движение, физическое развитие тела, забота о здоровье, спорт, танцы. Дополнительно — социальная активность: решение практических проблем, активное участие в обсуждениях.
Экзистенциальный
Изучение религии и философии, исследования космоса, изучение взаимосвязи живых объектов между собой, развитие глобального мышления, попытка увидеть противоречия в системе, но пытаться не избавиться от них, а примирить.
Что важно запомнить
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter