к какой категории относится авария на чернобыльской аэс тяжести
Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2004 г. N 592 «Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»
ГАРАНТ:
Решением Верховного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N ГКПИ09-765 настоящее постановление признано не противоречащим действующему законодательству
В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Перечень
заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
Код заболевания по МКБ-10*
Острая и хроническая лучевая болезнь
Местное лучевое поражение (лучевые ожоги)
* Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр).
В указанный в названии перечень включаются следующие заболевания: острая и хроническая лучевая болезнь, лучевая катаракта, лучевой гипотиреоз, местное лучевое поражение (лучевые ожоги), апластическая анемия, новообразования. Перечень используется при установлении врачебно-трудовыми экспертными комиссиями инвалидности в безусловном порядке без дальнейшего освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах.
Постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.
Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2004 г. N 592 «Об утверждении перечня заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2005 г.
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 9 ноября 2004 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 ноября 2004 г. N 45 ст. 4443
К какой категории относится авария на чернобыльской аэс тяжести
Статья 13. Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы
Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 13
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) граждане, занятые на работах в зоне отчуждения;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
О выявлении конституционно-правового смысла п. 6 ч. 1 ст. 13 см. Постановление КС РФ от 13.12.2017 N 40-П.
6) граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
7) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) граждане, постоянно проживающие (работающие) в зоне отселения до их переселения в другие районы;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10) граждане, занятые на работах в зоне отселения (не проживающие в этой зоне);
11) граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы;
(в ред. Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12) военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
(в ред. Федерального закона от 25.07.2002 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если радиационный ущерб причинен и (или) риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в возмещении вреда и мерах социальной поддержки потерпевшему должно быть отказано либо размер их должен быть уменьшен по решению суда.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
К лицам, проходящим (проходившим) военную службу (службу), относятся: офицерский состав, прапорщики, мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы, военнослужащие женского пола, сержантский и рядовой состав, находящийся на действительной срочной военной службе в Вооруженных Силах, войсках и органах государственной безопасности, внутренних войсках, железнодорожных войсках и других воинских формированиях, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы.
(в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 02.02.2006 N 20-ФЗ)
Пенсионное обеспечение участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
Условия установления пенсий участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения предусмотрены Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Категория граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрена п.п. 3. п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации, а также пунктом 3 и пунктом 4 части первой статьи 13 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1:
В соответствии с нормой пункта 1 части первой 28.1 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается со снижением общеустановленного возраста, установленного статьей 8 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в порядке, предусмотренном статьями 30-37 «чернобыльского» Закона.
Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 9 лет (на 2018 год) и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13,8 (на 2018 год), или Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Условия назначения пенсии по старости граждан, принимавших участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотрены статьей 30 Закона от 15.05.1991 № 1244-1:
Пенсии и другие выплаты пострадавшим в результате радиационных катастроф на Чернобыльской АЭС
2595 смолян, пострадавших в результате радиационных катастроф получают пенсии и ежемесячные денежные выплаты (далее ЕДВ) через органы ПФР области согласно норм федерального законодательства. Что касается компенсационных выплат, то они устанавливаются и выплачиваются через органы социальной защиты населения.
Пенсии гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС устанавливаются согласно норм Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федерального закона от 15.12.2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее- законы № 1244-1, №166-ФЗ, №400-ФЗ).
Для «чернобыльцев» действующим законодательством предусмотрен досрочный выход на пенсию по старости, установление пенсий по инвалидности, а также при определенных условиях предусмотрено установление двух пенсий и ЕДВ.При наличии нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении, пенсия по старости (инвалидности) устанавливается в более высоком размере в зависимости от количества иждивенцев. Также, в случае смерти такого гражданина, для нетрудоспособных членов семьи (эти категории определены законом) предоставлены более льготные условия при назначении пенсии по случаю потери кормильца
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин. Таким образом, законодательством ограничена максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости на 10 лет).
Согласно Закону № 1244-1, пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Законом «О страховых пенсиях» при наличии определенной продолжительности страхового стажа ( в 2018г –не менее 9лет и постепенно такой стаж увеличивается к 2024г до 15 лет) и величины индивидуального пенсионного коэффициента- балла (в 2018- не менее 13,8 балла, к 2025-не менее 30), или в соответствии с Законом №166-ФЗ- при стаже не менее 5 лет.
С 01.01.2015 г. по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с Законом №1244-1, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Таким образом, пенсии по старости могут быть назначены в соответствии с Законом №1244-1 бессрочно.
Следует учитывать, что пенсии по старости, назначенные по Закону №1244-1, размер которых определялся в порядке, предусмотренном Законом №400-ФЗ, страховыми не являются и подлежат индексации (корректировке) в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, независимо от факта работы граждан.
Право на установление пенсии по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению (по нормам Закона 166-ФЗ) имеют граждане, признанные инвалидами I, II и III группы инвалидности с причиной инвалидности, связанной с катастрофой на Чернобыльской АЭС. Причем, при определении права на пенсию по инвалидности продолжительность трудового стажа не имеет значение (достаточно иметь хотя бы один день трудового стажа).
Инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС вместо пенсии по инвалидности может быть назначена пенсия по старости по государственному пенсионному обеспечению по этому же закону с уменьшением пенсионного возраста на 10 лет ( т.е мужчинам при достижении возраста 50 лет, женщинам- 45 лет), при наличии не менее 5-ти лет трудового стажа.
Нетрудоспособным членам семей граждан, пострадавших в результате катастрофы на ЧАЭС, предоставлено право на пенсию по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению по Закону № 166-ФЗ. Необходимым условием для назначения пенсии по случаю потери кормильца (далее- СПК) является наличие у умершего кормильца трудового стажа любой продолжительности (в случае отсутствия трудового стажа такие нетрудоспособные приобретают право на установление социальной пенсии по потере кормильца).
К гражданам, члены семьи которых в случае их смерти имеют право на пенсию по СПК, относятся:
При этом, в целях определения права на пенсию по СПК в случае смерти указанных выше граждан, нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца являются:
Указанным выше нетрудоспособным членам семьи может быть одновременно установлена пенсия по случаю потери кормильца (по нормам ст.10,17 Федерального Закона № 166-ФЗ) и страховая пенсия по старости, или страховая пенсия по инвалидности, или социальная пенсия (за исключением социальной пенсии, устанавливаемой в связи со смертью кормильца).
Инвалидам «чернобыльцам» вследствие военной травмы предоставлено право на одновременное назначение двух пенсий: страховой пенсии по старости и пенсии по инвалидности от военной травмы по государственному пенсионному обеспечению. При этом, назначение второй страховой пенсии по старости может быть осуществлено, как инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет при наличии страхового стажа соответственно не менее 25 и 20 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (балла), определенной законом с учетом переходных норм ( в 2018г- не менее 13,8 балла, к 2025году- в размере не менее 30 баллов).
Членам семьи умершего (погибшего) вследствие чернобыльской катастрофы участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, призванных на сборы военнообязанных, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, государственной безопасности, гражданской обороны, а также умершего инвалида вследствие военной травмы в связи с чернобыльской катастрофой предусмотрено назначение пенсии по СПК как вследствие военной травмы (ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с пребыванием на фронте).
В этом случае причина связи смерти с военной травмой должна быть подтверждена заключением медико-социальной экспертизы.
Федеральным законом от 03.10.2018г №350 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступающим в силу с 1 января 2019г, внесены изменения в пенсионное законодательство, предусматривающие с указанной даты поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию. Следует отметить, что на граждан, пострадавших в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС, увеличение пенсионного возраста не распространяется. Для них пенсионный возраст останется прежним.
Справочно: при возникновении вопросов за консультацией следует обращаться в территориальный орган ПФР Смоленской области по месту проживания.
Тел горячей линии Отделения- 62-19-28
11.10.2018г Государственное учреждение- Отделение ПФР по Смоленской области
Пенсионное обеспечение и социальные выплаты чернобыльцев ко Дню памяти аварии на Чернобыльской АЭС
26 апреля 2021 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.
Основные льготы — это досрочный выход на пенсию, а также установление пенсий по инвалидности и ежемесячных денежных выплат (ЕДВ).
Досрочный выход на пенсию
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации, но тем не менее не являющиеся инвалидами, имеют право на снижение пенсионного возраста от 1 года до 5 лет. Для назначения государственной пенсии по старости им необходимо иметь пять лет страхового стажа.
Право на две пенсии
В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.
Также право на получение двух пенсий имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца — участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, инвалида вследствие катастрофы на ЧАЭС, а также лица, получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца и пенсия по старости (инвалидности).
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ)
Как и все федеральные льготники, «чернобыльцы» и приравненные к ним категории лиц, пострадавших от последствий радиации, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты (далее — ЕДВ).
Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.
Размер ЕДВ
Размер ЕДВ определяется в зависимости от категории льготника, к которой относятся граждане:
— инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы —2 336,70 руб.;
— ликвидаторы 1986-1987гг. последствий чернобыльской катастрофы — 2 919,02 руб.;
— ликвидаторы 1988-1990гг. последствий чернобыльской катастрофы — 2 336,70 руб.;
— граждане из подразделений особого риска — 2 919,02 руб.;
— граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне — от 731,63 руб. до 2 336,70 руб. (в зависимости от категории);
— граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча — от 584,17 руб. до 2 336,70 руб. (в зависимости от категории).
Также право на установление ЕДВ имеют следующие категории детей и подростков до 18 лет, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
— эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии.
— дети первого и последующих поколений следующих граждан:
1) получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;
3) участников ликвидации последствий аварии в 1986-1987 годах;
4) принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;
5) эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения или переселенных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отселения.
При этом, право на указанную выплату имеют только дети, родившиеся после радиоактивного облучения одного из родителей.
Помимо указанных категорий детей, право на ЕДВ имеют:
— дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей;
— дети первого и второго поколения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк», страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей.
К сведению, на 1 апреля 2021 года в органах ПФР в г. Севастополе на учёте состоят 644 получателя ЕДВ, пострадавших от воздействия радиации.