к какому жанру принадлежит кусака
«Кусака» читательский дневник
Всего получено оценок: 1007.
Всего получено оценок: 1007.
«Кусака» – очень грустное, трогательное произведение о бродячей, никому не нужной собаке, которая полностью доверилась людям и оказалась брошенной ими на произвол судьбы.
Краткое содержание «Кусака» для читательского дневника
Название: Кусака
Число страниц: 288. Л. А. Андреев. «Кусака». Издательство «ИГ Лениздат». 2014 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1901 год
Главные герои
Кусака – бездомная собака, преданная, верная, очень несчастная.
Лёля – добрая, послушная девочка.
Мама Лёли – женщина, равнодушная к животным.
Сюжет
Эта собака была бездомной, никому не нужной, и даже имени у нее не было. Её гнали прочь другие собаки, деревенские дети бросали в неё камни и палки. Собака сторонилась людей, которые её обижали, и жила в опустевшей даче.
Весной на дачу приехали отдыхающие. Юная гимназистка вышла в сад и принялась радостно кружиться, а собака подкралась к ней и рванула за подол платья. Лёля испугалась и всем рассказала, что в саду живёт злая собака.
Дачники назвали собаку Кусакой и постепенно привыкли к ней, удивляясь её дикости. Со временем Кусака стала доверять дачникам и даже позволяла ребятишкам гладить её, но больше всего она привязалась к Лёле. Впервые собака поняла, какое это счастье – служить людям. Она с достоинством охраняла дачный участок и с большой радостью и благодарностью принимала ласки.
С наступлением осени дачники засобирались в город. Лёле было очень жалко расставаться с Кусакой, но мать девочки уверила её, что в город такую собаку брать никак нельзя. Лучше всего купить породистого щенка бульдога, которого родители давно обещали Лёле.
В день отъезда Кусака никак не могла понять, что происходит. Она пряталась от мужиков, которые суетливо собирали и грузили вещи. Дачники спешили, и Лёля только на вокзале поняла, что не простилась с Кусакой.
Оставшись в одиночестве, Кусака долго металась по опустевшей даче. Она даже сбегала на станцию, а после, вернувшись, поднялась на крыльцо дома и поскребла стеклянную дверь, но комнаты были пусты.
До самой темноты Кусака ещё отчаянно надеялась на чудо: вернутся люди, и всё будет, как прежде. Лишь с наступлением ночи она всё поняла и завыла, наполнив воздух безнадёжным отчаянием.
План пересказа
Главная мысль
Никогда нельзя предавать тех, кто доверяет тебе и любит тебя.
Чему учит
Рассказ учит любить животных, заботиться о них и никогда не бросать на произвол судьбы домашних питомцев. Также учит быть добрым, милосердным и жалостливым.
Отзыв
К сожалению, многие не понимают, что животное – это не игрушка, которую можно забросить в дальний угол. Нельзя допускать страданий приручённого питомца, как это сделала Лёля.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Кусака.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, что Кусака хотя бы на время почувствовала себя нужной и счастливой. Но поступок Лёли и её матери – настоящая подлость по отношению к Кусаке, привязавшейся к ним всем сердцем.
«Кусака» — краткое содержание рассказа Леонида Андреева
В произведении Леонида Андреева раскрываются темы сочувствия и милосердия. Автор на примере героев своего творения учит читателей нести ответственность за тех, кого они приручили. В кратком содержании «Кусаки» описываются все основные события рассказа и сохраняется его эмоциональный окрас и идеи.
Описание сюжета
В центре повествования бездомная одинокая собака. Злые люди гонят ее отовсюду и порой даже могут побить. Несчастная ищет себе место, где можно будет спрятаться от холодов, и находит дачу. Там и решает перезимовать. С наступлением весны в жизни дворняги происходят положительные изменения. На дачу возвращается семья с детьми. Девочке Леле становится жаль животное, и она начинает о нем заботиться. А Кусака, такую кличку дали собаке, понимает, как хорошо жить с хозяевами и быть кому-то нужной. Она счастлива.
Но пришла осень, дачники уехали обратно в город, оставив Кусаку одну. Собаке больно, она в отчаянии пытается их отыскать, но потом понимает, что люди бросили ее.
История создания
Произведение «Кусака» было написано Леонидом Николаевичем Андреевым в 1901 году. По жанру это рассказ. Первая публикация состоялась тогда же в сентябрьском выпуске «Журнала для всех». Произведение было включено в «Книгу рассказов и стихотворений», опубликованную издательским домом «С. Курнина и K°». Годом позже деньги, полученные от продажи сборника, были переданы в поддержку комитета работников почты и телеграфа.
Рассказ Андреева включен в одну из образовательных программ России по литературе. Его рассматривают школьники 7 классов, занимающиеся по учебникам В. Я. Коровиной.
Анализ Кусаки
В своем письме Корнею Чуковскому автор сообщал, что произведения, вошедшие в сборник «Книга рассказов и стихотворений», объединены общей идеей — они должны были показать, что все живое может страдать. Герои его рассказа — это люди разного материального положения и социального статуса и бездомная собака. Но все они живые, потому равны, и им одинаково приходится противостоять трудностям, преподносимым жизнью.
В рассказе Андреев демонстрирует разницу между жалостью, вызванной сиюминутными эмоциями, и искренним сочувствием к живому существу. Эгоизм девочки и ее близких людей очевиден: все они рады, что приютили бедную собаку. Но их решение не было обоснованным, ответственным и взвешенным. Дачники сделали это лишь оттого, что собака прекрасно скрасила летнюю загородную жизнь своим безудержным проявлением любви.
А их же жалость к бездомному существу с легкостью перешла в безразличие от мыслей о том, сколько проблем принесет содержание собаки в условиях городской квартиры. Рассказ мог бы иметь счастливый конец, но вместо этого Андреев принял решение показать людям жестокость их безразличия и пробудить в них совесть.
Пересказывать произведение Леонида Андреева «Кусака» рекомендуется по следующему плану:
Читательский дневник можно дополнить пословицами по теме:
Каждая из них характеризует необходимость нести ответственность за своих любимцев.
Основная мысль
Главной темой рассказа считается милосердие и сострадание. Основную идею автор выделял следующим образом:
Произведение учит любить животных и не бросать их.
В своем письме 1902 года, адресованном Корнею Ивановичу Чуковскому, Андреев подчеркнул:
Мне не важно, кто «он» — герой моих рассказов. Мне важно лишь одно — он человек и как таковой несет одни и те же тяготы жизни. Даже более: в рассказе «Кусака» героем является собака, ведь все живое имеет одну и ту же душу, страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.
Автор, отобразив жизнь и переживания собаки, попытался заставить людей задуматься над тем, какие последствия могут нести их, казалось бы, неважные поступки и решения.
Главные герои
Главные герои «Кусаки» Леонида Андреева:
Кусака обладает добрым и верным сердцем, у нее хороший характер. Собака способна любить и отзывчива к ласке, также она может быть послушной, если потребуется. Но при этом она по-прежнему боится посторонних людей и не доверяет им.
Девочка Леля же, наоборот, любит непостоянно и эгоистично, не умеет ценить верность. Она могла быть более отзывчивой, ведь по натуре своей она нравственный человек. Но ее воспитанием и формированием ценностей занимались взрослые, для которых собственное благополучие стоит выше таких «мелочей», как сочувствие. Леля, будучи единственным другом Кусаки, бросила ее, не задумываясь о том, будет ли собака жить.
Первая глава
Кусака — это несчастная бездомная собака. У нее нет хозяев, она никому не нужна. На тот момент у нее не было имени, было непонятно, что она ела, чтобы прожить. Кусака всего боялась. Ведь за короткую жизнь она успела повидать лишь жестокость и зло. Дети, гуляющие на улице, бросаются в нее камнями и палками, чтобы она шла прочь. А дворовые псы, имеющие хозяев, лают на нее, чтобы она уходила подальше от их теплых домов. В испуге собака всегда бежала на окраину села и пряталась в огромном саду.
Лишь однажды она услышала добрые слова в свою сторону. Это был пьяный мужчина, шедший домой. Он улыбался, звал собаку к себе и хвалил ее. Но настроение у пьяниц переменчиво. И пока Кусака решалась подойти к мужчине, тот вспомнил все свои обиды на людей и разозлился. Когда собака подошла и легла рядом на спину, он, вместо того чтобы погладить, пнул ее в бок ногой. С тех пор Кусака ненавидит всех людей без исключения. Собака больше не доверяет тем, кто хочет ее приголубить. В ответ она лишь испуганно убегала или лаяла и пыталась укусить.
С наступлением холодов собачка понимает, что нужно найти убежище, чтобы согреться. Она поселяется на пустующей без сторожа даче и там переживает зиму. Кусака настолько привязалась к этому месту, что начала охранять его и лаять на всех проходящих мимо людей. Так она ощущала себя нужной.
Вторая глава
Затем наступила весна, приехали дачники — взрослые, дети и подростки, желающие насладиться природой. Первой, кого увидела собака, была милая девушка в коричневом платье — Леля. Она была рада приходу весны, теплу и наполненная эмоциями закружилась. Но Кусака подкралась к ней, рванула за платье и скрылась в кустах. Девушка испугалась и убежала в дом, сказав близким, чтобы они не выходили в сад — там злая собака.
Ночью дворняга прокралась обратно на дачу и легла на свое привычное место на террасе. Только теперь ее дом был наполнен людьми, которые тихо спали. Приехавшие дачники оказались довольно добры. Поначалу они хотели прогнать собаку или даже пристрелить ее, чтобы не лаяла по ночам. Но в скором времени отношение семейства изменилось, они привыкли к присутствию животного и начали оставлять хлеб. А по утрам даже вспоминали: «Где же наша Кусака?». Это прозвище так и закрепилось за ней.
Третья глава
И расцвела Кусака, теперь она принадлежала людям, у нее было имя. Собака ела очень мало по своей старой одинокой привычке. Но и этого хватило, чтобы похорошеть. Длинная шерсть, ранее грязная и висевшая космами, стала чистой, блестящей, почернела. Теперь, когда собака выбегала к воротам, у людей не было мысли дразнить ее. Но она все так же боялась их и не умела выразить свою благодарность и любовь.
Кусака могла лишь вертеться и нелепо кувыркаться, вызывая тем самым восторг и хохот дачников. Они собирались вокруг нее, чтобы посмотреть. Люди хвалили ее за старания и жалели лишь о том, что она стесняется показывать свои умения перед посторонними. Со временем собака привыкла к домашней жизни и стала все реже убегать.
Четвертая глава
Листва начала желтеть, а с дач стали постепенно уезжать люди. Леля, понимая, что скоро и они отправятся домой, спросила у мамы, что будет с Кусакой. Женщина ответила, что придется оставить ее тут, у них нет для нее условий. Девочке стало жалко животное, она уже была готова заплакать. Тогда мама в качестве аргумента против собаки сообщила, что друзья предлагают ей взять хорошего породистого щеночка. А Кусака ведь обычная дворняга. Леля опять повторила, что ей жаль, но плакать не стала.
Когда семья собралась уезжать, Леля позвала Кусаку с собой. Они вышли на шоссе, все вокруг было по-осеннему пустым, лил дождь. А вдалеке местные дразнили деревенского парня. Леля огляделась и, отметив как это все скучно, пошла назад. Лишь будучи на вокзале, девочка вспомнила, что так и не простилась с собакой.
Завершение истории
Кусака долго и безнадежно бегала по следам уехавших от нее людей, добралась до вокзала, а затем вернулась обратно на дачу. В надежде она заглянула в стеклянную дверь дома, но там никого не было.
Шел сильный ливень. С приходом ночи собака жалобно завыла. Вой Кусаки был настолько громким, что пронзал воздух. Но он звучал ровно, настойчиво и до отчаяния спокойно. Всякому, кто тогда слышал его, становилось не по себе, и хотелось в уют и тепло, к любящему женскому сердцу. А собака выла.
Общее впечатление
Мне очень понравился этот рассказ, он заставил меня ещё раз задуматься над проблемой отношения людей к животным. Мы должны быть более добрыми и ласковыми по отношению к ним, ведь они нам доверяют. Собака — это верный и ласковый друг человека, его надежный защитник. Но люди часто их предают и заставляют выть от боли и тоски.
У Андреева нет различия между живыми существами: люди и животные для него одинаковы. Рассказ — не просто история для детей. Тут поучительные нотки, заставляющие задуматься о главном: о милосердии и сострадании, о душевной боли и одиночестве, о любви к людям, животным и всему нас окружающему. А поэтичность андреевского слога трогает за живое, передавая словами настоящие ощущения.
Меня поражает, насколько в этом тексте важна каждая фраза, каждая деталь. Ни слова мимо, все в цель — это почерк настоящего Мастера. Та же смена времен года, перекликающаяся с судьбой Кусаки, только усиливает впечатление. Этот рассказ не о судьбе отдельно взятой собаки. Он о человеческом легкомыслии, себялюбии и неумении замечать ближнего, граничащим с жестокостью.
Презентация проекта по литературе «Анализ рассказа Л. Андреева «Кусака»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проект Анализ рассказа Л.Андреева: «Кусака»
Слова автора о рассказе
Цель проекта: 1) Выполнить анализ произведения «Кусака» Задачи проекта: Прочитать рассказ «Кусака» Познакомиться с биографией автора Изучить иллюстрации к рассказу Познакомиться с художниками-иллюстраторами рассказа
Андреев Леонид Николаевич (1871-1919)
Леонид Николаевич Андреев Родился 21 августа 1871 — Умер 12 сентября 1910 — русский писатель. Представитель Серебряного века русской литературы. Андреев считается родоначальником русского экспрессионизма. Его творческий стиль своеобразен и представляет собой сочетание различных литературных направлений. Родился в Орле в семье землемера-таксатора Николая Ивановича Андреева и Анастасии Николаевны Андреевой — дочери польского помещика. Уже в детстве проявлял интерес к чтению. Учился в орловской классической гимназии. Написал множество произведений, одним из них является рассказ «Кусака». Рассказ был написан в 1901 году. Впервые опубликован в «Журнале для всех»
Краткое содержание рассказа «Кусака» В рассказе «Кусака» главным героем является собака, которая была одинокая и никому не нужная. Собака всю жизнь копит злобу на мир, где её обижают и люди, и другие собаки. Первым человеком, который её не обидел стала девочка Лёля. Со временем семья Лёли привыкла к собаке и они прозвали её «Кусакой». С этого момента Кусака преображается, теперь она принадлежит людям и по праву служит им. Осенью Лёля вместе с семьёй уезжает в город. Собака долго мечется по следам уехавших людей. Вернувшись на дачу и осознав, что снова осталась одна, она громко воет.
Анализ рассказа «Кусака» Особенности жанра. Рассказ — эпический жанр; малая форма повествовательной литературы; небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. Тематика и проблематика рассказа. Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом прозаическом произведении «Кусака» тему милосердия, сострадания. Характеризуя описываемую ситуацию, изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отношению к людям. Добро и зло — два противоположных понятия, две крайние позиции. Характеристика героев. В своем рассказе «Кусака» Леонид Андреев вывел в образе главного персонажа собаку. Кусака — никому не нужное существо, не умеющая имени, одинокая. Жизнь таких животных безрадостна: «ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали».
Пейзаж в литературе — изображение живой и неживой природы. Психологическая функция пейзажа — состояние природы соотносится с чувствами и переживаниями. Частный случай, когда природа становится действующим лицом произведения, например собака Кусака у Андреева. Важную роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы. Когда Кусака одинока— в природе всё мрачно; холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. Роль пейзажа в рассказе
Иллюстрации к рассказу «Кусака»
Художники-иллюстраторы рассказа «Кусака» Игорь Михайлович Годин (1926 – 2000)—художник, график, иллюстратор, член Союза художников СССР. Иллюстрировал многие произведения. Одним из них стал рассказ «Кусака». Иллюстрация для учебника литературы 7 классов
Виноградова Лидия Григорьевна Виноградова Лидия Григорьевна- родилась 17 апреля 1929 года. График, член Союза художников СССР. Преподавала в Краснопресненской детской художественной школе (студии) г. Москва. Проиллюстрировала такие произведения, как «Царевна лягушка» и «Кусака» Одна из иллюстраций к рассказу «Кусака»
А теперь представим, что этот кружок – это мир, который окружает собаку. Каким другим цветом его можно раскрасить, как не в чёрный. Ведь её мир был мрачным и хмурым, до появления в нём людей
Вывод Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает. В рассказе «Кусака» Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны. Давайте с сегодняшнего дня начнем понимать то, что мы в ответе за тех, кого приручили. Ведь не только у людей есть душа, не только люди умеют страдать…
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДБ-618226
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Рособрнадзор оставил за регионами решение о дополнительных школьных каникулах
Время чтения: 1 минута
Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов
Время чтения: 1 минута
Более половины родителей не состоят в родительских чатах
Время чтения: 1 минута
Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры
Время чтения: 2 минуты
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Тест с ответами: “Кусака” Л.Н.Андреев
1. Определите жанр произведения:
а) рассказ +
б) повесть
в) роман
2. В каком году было впервые опубликовано произведение:
а) 1903
б) 1901 +
в) 1904
3. Как начинается произведение:
а) «Собака выла»
б) «Наступила ночь»
в) «Она никому не принадлежала» +
4. Какую тему Андреев затрагивает в произведении:
а) милосердия +
б) бедности
в) живой природы
5. Кому принадлежала собака:
а) дачнику
б) пьянице
в) никому +
6. Кто однажды решил пожалеть и приласкать собаку:
а) мальчик
б) мужчина – пропойца +
в) старушка
7. Где безымянная собака пряталась и зализывала раны:
а) в подвале старого заброшенного дома
б) в зарослях
в) в глубине большого сада +
8. Каким именем мужик позвал собаку:
а) Жучка +
б) Дружок
в) Лайка
9. Когда мужик ударил собаку:
а) когда та на него оскалилась
б) когда та на него набросилась
в) когда та легла перед ним на спину +
10. Что сделал пьяница, вернувшись домой:
а) заплакал
б) избил жену +
в) повесился
11. Где поселилась собака:
а) под террасой пустой дачи +
б) во дворе около мусорок
в) в сторожке лесника
12. Как жила собака:
а) беззаботно
б) в одиночестве копила страх и злобу +
в) весело
13. Кто отгонял собаку от тёплых изб:
а) дворовые собаки +
б) мальчишки
в) взрослые
14. Кто был первым, с кем познакомилась собака весной:
а) девушка в пышном розовом платье
б) девушка в белом фартуке
в) девочка в коричневом платье +
15. Кто первым увидел собаку:
а) старшая дочь хозяина +
б) сторож дачи
в) хозяин дачи
16. Как звали девушку, которая испугалась собаку:
а) Ася
б) Леля +
в) Маша
17. Что сделала собака при первой встрече с хозяевами дачи:
а) укусила
б) напугала лаем
в) оторвала подол платья +
18. Что делала собака ночью, когда дачники спали:
а) выжидала, что будет дальше
б) ревниво сторожила людей, которые были беспомощны +
в) сторожила злых людей
19. Какими людьми были дачники:
а) равнодушными
б) злыми
в) добрыми +
20. Как дачники назвали собаку:
а) Лайка
б) Кусака +
в) Злюка
21. Отчего «расцвела» собака:
а) она принадлежала людям и могла им служить +
б) у неё была спокойная жизнь
в) она ела очень много
22. Чего не умела делать собака:
а) кусаться
б) ласкаться +
в) откликаться на имя
23. О чём жалели дачники по поводу собаки:
а) при посторонних людях вертелась, кувыркалась и падала не так забавно
б) при посторонних людях огрызалась и убегала в сад
в) при посторонних людях не показывала своих штук и убегала в сад +
25. Как играла собака:
а) приносила мяч
б) лаяла
в) крутилась вокруг себя +
26. Когда семья возвращалась в город:
а) в конце лета
б) в начале осени +
в) в середине сентября
27. Почему собаку оставили на даче:
а) она была дворнягой +
б) не любили её
в) она убежала
28. Как звали дурачка, которого дразнили жители деревни:
а) Ванька
б) Петька
в) Илюша +
29. О чём вспомнила девушка на вокзале:
а) не простилась с собакой +
б) забыла покормить собаку
в) прощальный взгляд собаки
30. Что сделала собака, когда поняла, что её оставили одну:
а) убежала на вокзал
б) прибежала на дачу и завыла +
в) побежала к трактиру