к какому типу цивилизации относятся западноевропейская и российская цивилизация
Типы цивилизаций. Россия в мировом сообществе цивилизаций
Одной из важнейших проблем исторической науки является проблема периодизации истории. Существует множество различных вариантов периодизации общественного развития. Наиболее известными и общеупотребительными являются два подхода: формационный и цивилизационный.
Основоположником формационного подходаявляются К.Маркс и Ф.Энгельс. Им принадлежит приоритет введения в научный оборот таких понятий, как «производительные силы» и «производственные отношения», в разрешении противоречия между которыми и состоит прогресс. Они же используют понятие «общественно-экономическая формация», которая, с их точки зрения, наиболее полно характеризует общество на разных стадиях развития. Именно в последовательной смене формаций и заключается прогресс, конечным итогом которого должно быть установление справедливого миропорядка.
Формационному подходу к изучению мировой истории противостоит цивилизационный подход, видными представителями которого являются О.Шпенглер и А.Тойнби. Развитие человечества, с их точки зрения, происходит в форме сменяющих друг друга цивилизаций, каждая из которых вырабатывает свои культурно-исторические традиции, этические нормы, религиозные системы. Цивилизации развиваются замкнуто, наличие контактов между ними не изменяет суть той или иной цивилизации. Итогом развития человечества должно быть создание единой мировой цивилизации, с единой мировой религией.
Оба подхода имеют полное право на существование. Не утратило своей актуальности понятие «формация», а в рамках одной формации могут существовать несколько цивилизаций одновременно, а некоторые цивилизации проходят за свою историю несколько формационных стадий.
Цивилизационный подход в поиске общих закономерностей исторического процесса учитывает различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.
Выделяют три основных типа цивилизации:
1 Народы без идеи развития, т.е. вне исторического времени. К этому типу относится первобытное состояние общества, в настоящее время он представлен отдельными племенами – в Австралии, Африке, Америке, Сибири.
2 Восточный (циклический характер развития). Для этого типа характерны переплетение прошлого и настоящего, сохранение религиозных приоритетов. Его отличают отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, сильно централизованная власть. Прогресс идет циклами, замедленно.
3 Европейский (прогрессивный). В его основе – идея непрерывного развития. Для него характерны рационализм, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие гражданского общества.
Все типы цивилизации равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская цивилизация дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.
По вопросу особенностей русской истории существуют три точки зрения.
1 Все страны и народы проходят в своей эволюции общие стадии развития. Особенности России трактуются как «отсталость» России (западники, С.М.Соловьев).
2 Каждая из цивилизаций эволюционизирует по своему собственному пути. Существует особая русская, славянская цивилизация (Н.Я. Данилевский).
3 Примиряет оба подхода. Существуют внутренние тенденции, присущие всякому обществу в его развитии. Но есть и особенности материальной среды, обстановки, в которой данному обществу суждено развиваться (П.Н. Милюков).
Все три подхода признают наличие мощных факторов, которые создают значительные отличия истории России от истории западных обществ:
1 Природно-климатический фактор.
2 Геополитический: «История России есть история страны, которая колонизуется» (В.О.Ключевский), «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар – до великой войны двадцатого века» (И.А.Ильин).
3 Конфессиональный (религиозный) фактор. На Запад и в Россию христианство пришло из разных источников.
4 Фактор социальной организации, когда под влиянием указанных выше факторов сложилась специфическая социальная организация (государство – демиург (творец) гражданского общества, обладает сакральным характером, государство, общество, личность целостны, соборны, взаимопроникаемы и т.п.).
Лекция вторая. Основные тенденции формирования средневеково- го общества. Древняя Русь (V – XII вв)
Назовите основные типы цивилизаций. К какому из них относится Россия?
Существует три типа развития цивилизаций: непрогрессивный, циклический и прогрессивный.
К непрогрессивному типу развития относятся народы, живущие в соответствии с природой (аборигены Австралии, некоторые племена Африки, индейцы Америки, малочисленные народы Сибири и севера Европы). Цель и смысл существования эти народы видят в сохранении обычаев, приемов туда, традиций, не нарушающих единство с природой.
В настоящее время делаются попытки сохранить общины непрогрессивного типа (резервации индейцев в США и др.).
Циклический тип развития возник в глубокой древности в странах Востока (Индии, Китае и др.), общество и человек в нем существует в рамках исторического времени, которое делится на прошлое, настоящее и будущее. Для этих народов «золотой век» в прошлом, он поэтизируется и служит образцом для подражания.
Циклический (восточный) тип цивилизации до сих пор широко распространен в Азии, Африке, Америке. Уровень жизни народа при таком типе развития крайне низок. Поэтому в ХХ веке появились проекты ускорения и развития общества и улучшения жизни человека.
Прогрессивный тип развития цивилизации (западная цивилизация) основные черты:
· Классовая структура общества с развитыми формами профсоюзов, партий, программ, идеологий;
· Частная собственность, рынок, как способ регулирования функционирования, высокий престиж предпринимательства;
· Независимые от власти горизонтальные связи между индивидуумами и ячейками общества: экономические социальные, культурные, духовные;
· Правовое демократическое государство, регулирующее социально классовые отношения для разрешения социальных конфликтов, обеспечения гражданского мира и реализаций идей прогресса.
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ.
3. 1. Понятие российской цивилизации……………………….с 1.
3. 2. Российская цивилизация и «русская идея»……………..c.10
3. 3. Православная, восточнославянская или российская цивилизация. с.16
3. 4. Российская и западноевропейская цивилизации: общее
и различия. Точки бифуркации………………………………с. 18.
3. 5. Понятие российской цивилизации и концепции евразийства
и неоевразийства Л. Гумилева……………………………….с. 19
3. 6. Природно-географические и климатические особенности российской цивилизации………………………………………32.
3. 7. Православно-русская духовность в структуре российской цивилизации… …………………………………………………с.56
3. 8. Наследие античной греческой культуры в структуре
российской цивилизации. Максим Грек………….с.83.
3. 9. Реформы Петра и эволюция российской цивилизации. О роли европейских элементов в структуре российской цивилизации……………………………………………………….с.92.
3. 10. Культурно-генетический код российской цивилизации……………………………………………………с.119.
3. 1. Понятие российской цивилизации.
Российская цивилизация исторически определилась ее этно-конфессиональным ядром – русским (древнерусским) народом и, соответственно, – русским православием. Язык и культура «ядра», т. е. русский язык и русская культура решающим образом повлияли на интеграцию всех элементов цивилизации в единое целое. Именно «ядро» во многом определяет характер и особенности российской цивилизации, ее отличия от других цивилизаций. Вместе с тем, многоэтичность и многоконфессиональность является неотъемлемой чертой российской цивилизации.
Явившись ядром российской цивилизации, русский (первоначально –древнерусский) народ стал и носителем культурно-генетического кода. Этот код со временем, в той или иной степени, стал достоянием и других народов, вошедших в состав России, стал основой общероссийского народного характера, образа жизни и мысли.
Культурно-генетический код фиксирует основные ценности цивилизации, ее общественный идеал, особенности духа цивилизации.
Забегая вперед, отметим, что попытки сломать или радикальным образом изменить культурно-генетический код – посредством революций или непродуманных реформ в истории России происходили неоднократно. Однако они всегда приводили к отрицательным результатам – к ослаблению России, к хаосу, понижению уровня нравственности, разрушению законности и правопорядка.
Выделение существенных признаков цивилизации не следует воспринимать в качестве нормативных или императивных. Такое выделение есть теоретическая констатация, основанная на истории цивилизации, на сопоставлении с другими цивилизациями. Следует особо подчеркнуть, что сопоставление с другими цивилизациями не может осуществляться по линии «лучше – хуже», «выше – ниже»: каждая цивилизация по-своему оригинальна и уникальна.
При выявлении особенностей той цивилизации, которую исследователь считает своей, следует избежать двух опасностей, двух одинаково недопустимых крайностей – греха лести и соблазна самоуничижения. Уникальность цивилизации, следовательно, не должна быть истолкована ни как свидетельство ее превосходства над всеми иными цивилизациями, ни как ее заведомая «неполноценность».
Характерное для России последних столетий западничество части российской интеллигенции исходит из того, Россия ничем принципиально не отличается от Европы и от Запада в целом. Поэтому, например, по выражению историка, члена Временного правительства (1917) П. Милюкова «Россия есть тоже Европа». Сторонники этой точки зрения приводят, в поддержку своей позиции в частности, изречение Екатерины II: «Россия есть европейская держава» и целый ряд других аргументов.
«Русские европейцы» и русские западники, как правило, негативно относятся ко всему историческому пути России, считая его ошибочным. Они настойчиво предлагают отречься от прошлого, отрицают положительное значение православия, стремятся переделать политический строй и весь российский образ жизни по западному образцу. Естественно, они отрицают всякую самобытность России, не видя в такой самобытности ничего, кроме отсталости и варварства. С другой стороны, они идеализируют Запад, не придают значения особенностям развития западноевропейской и североамериканской цивилизаций. Для сторонников этого взгляда Запад есть некий универсальный образ «продвинутого», передового общества, и поэтому – универсальный образец для подражания.
Русское западничество является полюсом, противоположным крайнему русскому почвеничеству. Такое крайнее русское почвенничество не получило теоретического выражения в трудах крупных русских мыслителей. Ни славянофилы, ни книга Данилевского «Россия и Европа», ни Достоевский (взгляды которого на Россию могут быть охарактеризованы как почвеннические) – ни в одном значительном произведении ни одного известного русского мыслителя нельзя найти огульного отрицания достижений Запада, отрицания значения западной культуры и науки. Если русские мыслители критикуют западные идеи (а это, несомненно, имеет место в истории русской мысли), то не потому, что они западные, а потому, что считают их ошибочными по существу. Не получив теоретического выражения в трудах крупных русских мыслителей, крайнее русское почвенничество (или «русофильство») с характерным для него резко негативным отношением к Западу нашло распространение в массовом сознании – так же, впрочем, как и противоположный полюс, т. е. русское «европейничание», западничество.
Это характерно как для авторов, настроенных по отношению к России доброжелательно, так и для тех, которые не испытывают к России никаких симпатий. Отношение Запада к России хорошо сформулировано в словах Н. Бердяева: «Для западного культурного человечества Россия все еще остается совершенно трансцендентной, каким-то чуждым Востоком, то притягивающим своей тайной, то отталкивающим своим варварством. Даже Толстой и Достоевский привлекают западного культурного человека, как экзотическая пища, непривычно для него острая». [ Бердяев Н. Судьба России. М. 1990. С. 9.].
Приведенные слова относятся к 1915 году. Однако можно с уверенностью констатировать, что с тех пор мало, что изменилось. Разве что, появились новые проекты. Приведем некоторые из них.
Такие проекты на Западе существуют, как и принимаются меры к их реализации. Фактически эти проекты означают ликвидацию России как цивилизации, как самостоятельного государства. Но ни один россиянин, кому дорога своя страна, кому дороги усилия предков, порой своей жизнью и кровью отстаивавших целостность и независимость России на самых разных этапах истории и в различных исторических формах, не согласится с этими проектами.
Обратим внимание и на достаточно распространенную точку зрения, отказывающую России в праве быть особой цивилизацией, наряду с другими цивилизациями современного мира. Эта точка зрения с неизбежностью ведет к отнесению России к разряду нецивилизованных стран. Она также отрицает целостность России, рассматривая ее в качестве конгломерата народов, территорий, и др. никак не связанных между собой. Однако, если допустить, что это действительно так, то становится не объяснимым столь длительное существование России: конгломерат не связанных между собой народов и территорий рассыпался бы при первом же историческом испытании, при первом же сколько-нибудь значительном ударе извне. Однако Россия за более чем тысячелетнюю историю перенесла множество исторических испытаний, и не только сохранила свою целостность, но и достаточно интенсивно развивалась.
Мало чем отличается от крайнего западничества и такой подход к истории России, когда автор берет на себя смелость пересмотреть всю историческую эволюцию России, исписав тома «критики исторического опыта» с тем, чтобы прийти к выводу об ошибочности всего исторического пути и, следовательно, о полной негодности исторического опыта. Такой подход не состоятелен с точки зрения научной и неприемлем с точки зрения нравственной. Он рождает исторический негативизм, но никак не способствует улучшению общества, порождая иллюзию, что такое улучшение возможно на пути отрицания прошлого, отречения от него.
Стремление радикально переделать, переиначить Россию, начать историю с чистого листа, как показывает исторический опыт, не приводит ни к чему позитивному. Напротив, чаще всего оно ведет к исторической катастрофе, к разрушению материальных и интеллектуальных богатств, созданных и накопленных предыдущими поколениями. Ламентации по поводу, якобы «неудавшейся» истории, в действительности, служат препятствием для нормального исторического развития, рождают лишь патологическое желание все разрушить, и, посредством некоторого однократного акта, изменить все к лучшему. Но, как свидетельствует тот же исторический опыт, реальные улучшения на этому пути недостижимы. Такие улучшения требуют не горячечного активизма, характерного для политических революционеров, а упорного и размеренного труда во всех сферах жизни общества.
Сожаления по поводу прошлого бессмысленны, уже потому, что в прошлом уже ничего не изменишь – оно таково, каким состоялось. И в любом случае оно заслуживает отношения к нему как к ценности, поскольку оно есть жизнь и деяния наших предков. Относясь к жизни и деяниям предков с пренебрежением, мы утрачиваем моральное право ожидать уважительного отношения к нам со стороны наших потомков.
В каком отношении находится трактовка России как цивилизации к другим концепциям, имеющим свои предметом Россию как целое, стремящимся ответить на вопросы о ее сущности, исторических задачах и предназначении?
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
К ВОПРОСУ О ТИПЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ РОССИИ
К какому типу цивилизации относится Россия? Этот вопрос давно будоражит мысли россиян. В истории политической и правовой мысли России существовали и существуют различные точки зрения. Одни безоговорочно относят Россию к западному типу цивилизации, вторые — к восточному, третьи говорят об особом, присущем для России историческом развитии.
Следует отметить, что и история, и современное положение России указывают на особенности ее цивилизационного пути. Они во многом связаны с географическим положением страны. Русские земли, являясь водоразделом между Европой и Азией, часто страдали от степных орд, отставая в социально-экономическом отношении от стран Европы. Под воздействием внешней опасности, необходимости свержения ордынского ига процесс преодоления феодальной раздробленности на Руси шел ускоренными темпами. Особый характер форсированной централизации, опиравшейся не на прочные предпосылки, а на едва наметившиеся тенденции интеграции, приводил к укреплению деспотизма, ликвидации вассально-дружинных и формированию княжеско-подданнических отношений, которые можно обозначить краткой формулой «государь — холоп».
Утверждение деспотизма приводило к усилению крепостного строя, тормозило развитие страны.
Петровские реформы имели цель наверстать упущенное, догнать передовые страны Европы, ушедшие далеко вперед. Метод форсированного рывка в то время возможен был путем укрепления государственной власти и усиления эксплуатации крестьян, что и было сделано Петром. Его реформы дали мощный импульс поступательному развитию России, в то же время создав предпосылки для ее последующего торможения: абсолютное самодержавие, мощный бюрократический аппарат, крепостное право.
Во второй половине XIX — начале XX в. перед Россией открылась возможность догнать передовые страны мира и войти в цивилизованное общество эволюционным, реформаторским путем. Для этого нужно было время и мудрость государственной власти. В России не хватило ни первого, ни второго, чтобы мирно трансформировать общество.
В начале XX в. в стране усилились социальные противоречия, обостренные Первой мировой войной, которые привели к кризису существующего строя. В этих условиях резко возрос радикализм политических сил, имевший и без того глубокие корни в отечественной истории, что объясняется многими факторами: нежеланием самодержавия идти на уступки оппозиции, отсутствием в России развитых демократических традиций и в силу этого крайней нетерпимостью политических партий друг к другу.
Доктрина марксизма, которую большевики попытались реализовать на практике, скорректированная с учетом российской действительности, была близка многим слоям населения, что и предопределило революционный переход к новой политической системе в России.
С позиции марксизма цивилизационные особенности той или иной страны не имеют значения. Такого понятия в марксизме вообще не существует. Но поскольку марксизм — идейное течение западной культуры, Ленин, большевики фактически предложили рассматривать Россию по аналогии с обществами, относящимися к западным цивилизациям.
Поэтому при создании социалистической модели построения общества в России марксистские идеи корректировались в соответствии со взглядами большевиков и реальной практикой. В октябре 1917 г. большевики, придя к власти, были вооружены марксистской моделью социализма в ее леворадикальном варианте.
Основные характеристики этой модели:
1. При социализме все средства производства становятся общественной собственностью. Общественной собственностью владеет и распоряжается государство. (До тех пор, пока государство существует.)
2. Товарно-денежные отношения при социализме и коммунизме отсутствуют. Регулятор экономики — не рынок, а план. Планирование осуществляется с учетом потребительной стоимости, т.е. с учетом удовлетворения личных потребностей людей в нужных вещах.
3. Распределение при социализме производится через квитанции, жетоны, которые производители получают за «индивидуальные рабочие часы».
4. При коммунизме производительные силы общества развиты настолько сильно, а природа человека настолько изменена, что каждый получает по потребностям, а труд становится первой жизненной необходимостью.
5. Демократическая республика является формой господства буржуазии. Демократия — явление исторически преходящее. Ей на смену приходит «демократия для большинства», предполагающая «изъятия из свободы» в интересах большинства.
6. Для завоевания политической власти, подавления сопротивления недовольных и организации общества по-новому необходимо установить диктатуру пролетариата, которая является демократией для большинства.
С позиций современных знаний о развитии общества и исторической практики основные недостатки этих теоретических представлений сводятся к следующему:
1. Монополия государственной собственности на средства производства приводит к крайне негативным последствиям: эксплуатация человека человеком заменяется эксплуатацией человека государством; происходит отчуждение людей от собственности, обезличивание собственности. А это, в свою очередь, ведет к потере «чувства хозяина» со всеми отрицательными последствиями. Ликвидация частной собственности создает государственную монополию на производительные силы общества. В силу этого значение государства резко возрастает, ибо оно берет на себя управление всеми сторонами жизни общества, в том числе и всей экономикой.
2. Централизованное планирование и регулирование распределения, отсутствие такого регулятора, как рынок, способствуют возникновению дефицита, снижению качества производимой продукции, укрепляют бюрократический аппарат.
3. Отсутствие экономических стимулов к труду делает человека инертным, безынициативным.
4. «Изъятия из свободы», ликвидация институтов демократии, применение насилия способствуют установлению диктатуры партии и в конечном итоге к режиму личной власти.
Между экономическими и политическими преобразованиями, ведущими в конечном счете к установлению диктаторского режима, есть прямая логическая связь. Ликвидация частной собственности, товарно-денежных отношений происходит путем насилия, установления диктатуры. Отсутствие разных форм собственности создает предпосылки к усилению монополии в области политической, что приводит к укреплению государственного аппарата, в том числе и карательных органов.
Таким образом, реализация идей марксизма в его леворадикальном варианте способствует формированию государства с характерными признаками стран восточной деспотии.
Неспособность и нежелание правящей элиты пойти на реформы усилили противоречия в стране, приведшие к социальному взрыву и революционному изменению политической системы.
Реализация марксистских идей о превращении средств производства в государственную собственность и создании безрыночно- го социализма, при котором все хозяйство страны будет превращено в некую «единую фабрику», привела к монополии государства в экономической жизни. В этих условиях народ экономической свободы не получил, положение его усугублялось насаждением системы внеэкономического принуждения.
Замена свободной конкуренции монополией в экономике способствовала установлению и политической монополии, опирающейся на марксистское положение о диктатуре пролетариата.
В результате в первые годы советской власти реализация Лениным и его сторонниками идей безрыночного социализма и диктатуры пролетариата привела в сфере политики к диктатуре партии, в сфере экономики — к утверждению бюрократической, неэффективной организации труда.
Под влиянием объективных обстоятельств после окончания Гражданской войны большевики внесли коррективы в экономическую политику: признали плюрализм собственности и товарно- денежные отношения, допустили использование наемной силы под контролем государства и т.д.
Большинство руководителей коммунистической партии рассматривали новую экономическую политику как временное отступление, считая, что ей на смену придет другая, в которой в полной мере будет реализована марксистская модель социализма.
Изменения в экономической сфере не привели к либерализации политического режима. В первой половине 1920-х гг. диктатура партии еще укрепилась, а во второй половине 1920-х гг. происходит эволюция политического режима, приведшая к установлению диктатуры вождя.
Политический процесс установления культа вождя сопровождается ломкой новой экономической политики, ибо для установления абсолютной тоталитарной власти нужно монополизировать власть не только политическую, но и экономическую.
Изменения в экономической сфере обусловлены также и тем, что многие руководители Советского государства мечтали возвратиться к марксистским положениям о превращении средств производства в государственную собственность и о ликвидации товарно- денежных отношений. С изменениями в экономической политике были связаны и надежды о быстром развитии всех отраслей народного хозяйства страны, чтобы получить независимость в экономическом отношении от капиталистических государств.
На решение всего комплекса этих задач были направлены и форсированная индустриализация, и сплошная коллективизация, проводимые в годы предвоенных пятилеток.
Характеризуя в целом социально-экономические итоги индустриализации, можно отметить, что темпы экономического развития страны в годы первых пятилеток, несмотря на «скачки», приводящие к срывам, были высокие. По всем историческим меркам, если брать только количественную сторону экономического развития, результаты были блестящими. В 1930-е гг. СССР по размерам валовой продукции промышленности вышел на второе место в мире и первое место в Европе, тем самым войдя в ряд первых мировых держав и приобретя экономическую самостоятельность.
Большие изменения произошли в социальной сфере. Увеличилась численность рабочего класса, повысился его образовательный и профессиональный уровень.
Значительно хуже обстояли дела в сельском хозяйстве. Коллективизация, приведшая к неисчислимым бедствиям крестьянства, не привела к созданию эффективного аграрного слоя. При ее проведении произошло отчуждение крестьян от земли, от средств производства. Крестьянин превращался из хозяина в исполнителя работ, в «поденщика». Возвращение к продразверстке уничтожило материальные стимулы для работы крестьян.
Крупное коллективное хозяйство открывало возможности быстрого развития сельского хозяйства, но при условии, когда трудовой хозяин является хозяином средств производства и производимой продукции. Именно это условие и не было соблюдено, что и предопределило формирование аграрного слоя, который не может обеспечить продовольствием население страны.
Итак, в годы предвоенных пятилеток произошли большие перемены. Индустриализация и коллективизация изменили облик страны. Эти изменения были учтены при составлении новой конституции государства, утвержденной 5 декабря 1936 г. VHI Чрезвычайным съездом Советов СССР.
По своему содержанию она являлась Основным законом социалистического общества. Сталин в выступлениях на этом съезде подтвердил это, заявив, что в СССР осуществлена в основном первая фаза коммунизма, социализм. По его мнению, то, что завещали Маркс и Энгельс, то, что якобы начертал Ленин в плане построения социализма, в основном было реализовано.
И действительно, если проанализировать взгляды Маркса, Энгельса, Ленина (до 1917 г.) на социализм, то можно увидеть, что в значительной степени во второй половине 1930-х гг. они были реализованы.
Одним из главных требований марксизма являлось прежде всего превращение средств производства в государственную собственность. Следующий важный постулат марксизма — сведение «на нет» товарно-денежных отношений. Претворение в жизнь этих требований, по мнению Маркса, приведет к ликвидации эксплуатации человека человеком.
Посмотрим, как эти основополагающие марксистские установки реализованы в нашей стране во второй половине 1930-х гг.
Государственная и кооперативно-колхозная (по сути, то же, что и государственная) собственность на производственные фонды, на орудия производства и производственные постройки к концу второй пятилетки составляла 98,7% всех производственных фондов в нашей стране. Социалистическая (по сути, государственная) система производства стала безраздельно господствовать во всем народном хозяйстве СССР; по валовой продукции промышленности она составляла 99,8%, по валовой продукции сельского хозяйства, включая личное подсобное хозяйство колхозников, — 98,6%, по товарообороту — 100%.
Реализовалось и другое основополагающее положение марксизма: товарно-денежные отношения сворачивались. Административным путем закрывались рынки, вводилось государственное распределение материальных ресурсов, запрещалась продажа предприятиями своих материалов и оборудования и т.д.
Но привели ли эти шаги к главной марксистской цели — ликвидации эксплуатации человека человеком? Формально ее не было: считалось, что эксплуататорские, паразитические классы ликвидированы.
Однако различия в материальном положении членов общества не были ликвидированы. Появился новый эксплуататорский класс — номенклатура, который использовал анализ, данный Марксом в «Капитале», для извлечения прибавочной стоимости.
«Марксистские шаги» в сфере экономики Сталина и его соратников не только не воплотили мечту марксистов (да и не только марксистов) о ликвидации эксплуатации, а, наоборот, сделали эксплуатацию более суровой, изощренной.
То же самое можно сказать и о «марксистских шагах» руководства правящей партии ВКП(б) в сфере политической, идеологической. Бесклассовое коммунистическое общество, которое, по Марксу, должно было создаться после короткого переходного периода диктатуры пролетариата, не построено. Государство не отмирает, а укрепляется, пронизывая все сферы жизнедеятельности общества. Тоталитарная сталинская система осуществляла руководство всеми областями политической, экономической, духовной, идеологической жизни советского общества. Аппарат коммунистической партии («партия в партии») имел абсолютную власть во всех сферах. Законодательная, судебно-контрольная, распорядительная функции были слиты воедино и сосредоточены в центральном партийном аппарате. Органы управления и распределения были дуали- стичны. Руководящие функции исполнял партаппарат, исполнительные — государственный аппарат.
Итак, к концу 1930-х гг. в СССР было реализовано сталинское видение социализма с господством номенклатуры, массовыми репрессиями и человеческим страхом, без элементарных признаков демократии.
Характерными чертами такой разновидности социализма стали:
— централизация всех сфер общественной жизни;
— устранение масс от управления, фиктивный характер институтов демократии;
— сращивание партийного и государственного аппаратов, диктат партийно-государственной бюрократии;
— выход карательных органов из-под контроля общества;
— создание идеологических мифов, огромный разрыв между словом и делом.
Экономическую основу созданной системы составляли: монополия государственной собственности, отсутствие плюрализма в экономической сфере; ограниченный характер действия товарно- денежных отношений; эксплуатация трудящихся тоталитарным государством, новым эксплуататорским классом — номенклатурой; экстенсивный и затратный хозяйственный механизм, основанный на внеэкономическом принуждении.
По сути, все перечисленные черты социализма в сталинской модификации являлись признаками стран восточной цивилизации. Таким образом, наша страна в этот период и по содержанию, и по форме напоминала страну восточной деспотии, где отсутствует частная собственность, где государство пронизывает все сферы жизнедеятельности, где царит тирания.
Итак, светлые мечты Маркса и его последователей о прекрасном будущем превратились в СССР в мрачную и трагическую действительность. И, думается, это можно объяснить, во-первых, тем, что идеалы марксистов (и не только марксистов: Мора, Сен-Симона, Фурье, Герцена, Чернышевского, Бакунина, Кропоткина) были во многом утопичны, а во-вторых, воплощались в такой азиатско-европейской стране, как Россия. Отметим, что в некоторых странах марксистские идеи, трансформировавшись в программы социал-демократических партий, способствовали созданию демократического общества с высокоэффективной экономикой.
В своем становлении и развитии рассматриваемая социалистическая система в Советском государстве прошла несколько этапов. К концу 1930-х — началу 1940-х гг. система оформилась в завершенном виде. В дальнейшем она принимала различные обличил, не менявшие ее сущности. Ее поколебали и опрокинули лишь события второй половины 1980-х — начала 1990-х гг.
Уже в начале 1960-х гг. Советское государство сталкивается с определенными трудностями. Общая экономическая ситуация стала ухудшаться. Темпы экономического развития уменьшились. В начале 1970-х гг. СССР отставал в сфере экономического развития не только от западных, но и от ряда развивающихся стран. Государство предпочитало строить новые предприятия, а не перенасыщать старые. Итогом такой политики стало фактическое прекращение экономического роста. К середине 1980-х гг. все нагляднее стала проявляться неспособность руководства страны обеспечить стабильность, не говоря об экономическом прогрессе. В государстве назревал глубокий кризис, который охватил все сферы: экономическую, политическую, социальную, духовную и т.д. Кризис привел к коренным социально-экономическим переменам, которые некоторые политологи называют мирной капиталистической революцией. И в самом деле, в нашей стране происходило становление принципиально новых экономических отношений, основанных на принципах либеральной экономики, внедрялись такие общепризнанные демократические институты, как действительная свобода печати, свобода выбора рода деятельности и др. Такой вектор развития был предопределен волей большинства российского народа, его желанием, может быть, еще не конца осознанным, не оставаться в стороне от основных тенденций движения мировой цивилизации.
Революционные преобразования, реформы, осуществляемые в нашей стране, вновь актуализировали вопрос о путях развития России, об отношении ее к тому или иному типу цивилизации.
В начале 90-х гг. XX в. было сильно влияние политиков, которые считали, что Россия является составной частью западной цивилизации, из которой ее насильственным путем вывели большевики. Такого рода идеологи (в большей степени это были радикальные демократы) считали, что при возвращении в лоно западной демократии нам окажут большую помощь США и страны Западной Европы, чтобы скорее изжить нашу косность и азиатчину и стать могучим государством.
В современном политологическом сообществе существует и точка зрения, что, несмотря на перемены, Россия остается страной восточного типа.
Достаточно сильным в современной России остается и влияние идеологов, которые не относят Россию ни к одному из известных типов цивилизаций. Одним из основателем такого подхода можно считать П.Я. Чаадаева, который еще в 1836 г. в первом философическом письме писал: «Одна из самых печальных особенностей нашей своеобразной цивилизации состоит в том, что мы все еще открываем истины, ставшие избитыми в других странах. Дело в том, что мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку и не имеем традиций ни того, ни другого».
К разновидностям такого подхода можно отнести евразийскую концепцию, основателями которой считаются эмигранты Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский, П.Н. Савицкий, Л.П. Карсавин и др. В начале 20-х гг. XX в. за рубежом, находясь в эмиграции, они предложили свою трактовку исторического процесса, в котором четко проявилось отрицательное отношение к Западу. Поэтому они отделяют Россию не только от Европы, но и от славянского мира. В данном случае они выступали против славянофилов, считая, что последние растворяют русский народ в славянстве, а русское национальное сознание — в панславизме, в основе которого — идея об особенности и единстве славянства.
Определяющим фактором в развитии народов евразийцы считали их связь с географической средой, которая определяет самобытность народов. Огромные пространства России, охватывающие Европу и Азию, способствовали созданию особой ментальности русского народа, своеобразию его культурного мира.
Другой особенностью русского народа, по мнению евразийцев, является влияние на него восточного («туранского», тюркско-татарского) фактора. Влияние этого фактора было значительно больше, нежели влияние западной цивилизации.
В результате этих особенностей в России сложилась уникальная цивилизация, которая отличается и от западной, и от восточной цивилизаций. Россия — это особый мир — Евразия. Населяющие ее народы представляют единую многонациональную нацию с ведущей ролью русской национальности. Россия, по мнению евразийцев, самодостаточна. В России имеется все необходимое для ее развития.
Следует отметить, что критики евразийцев обвинили их в связях с большевизмом, в попытке оправдать политический режим в Советском государстве. Основания для такого обвинения были. В ряды евразийцев советские спецслужбы внедрили своих агентов, которые стали «помогать» материально сторонникам нового теоретического направления издавать газету «Евразия». После того как об этом стало известно широкому кругу эмигрантов, евразийство было дискредитировано и как теоретическое течение перестало существовать. Однако сторонники данного подхода существуют и в настоящее время.
После краткого анализа основных теорий о месте России в мировом сообществе цивилизаций вновь вернемся к вопросу, который был поставлен в начале этого пункта: к какому же типу цивилизаций относится Россия?
Проведенный анализ исторического пути нашего государства позволяет ответить на него. В чистом виде Россия не относится ни к одному из типов цивилизаций. Проявляется это в следующем:
1. Россия — это конгломерат народов, которые относятся к разным типам цивилизаций.
2. Россия расположена между Востоком и Западом (можно сказать — и на Востоке, и на Западе).
3. В процессе образования и развития Государства Российского на него оказывали влияние различные цивилизационные центры: Византийская цивилизация и «степь» (прежде всего монгольское нашествие), Европа и Азия.
4. При крутых поворотах истории вихри подталкивали страну то ближе к Западу, то — к Востоку.
5. Огромное влияние на развитие России оказало более чем 70-летнее строительство социализма.
Как мы уже отмечали, это строительство осуществлялось под влиянием марксистских идей, скорректированных руководством большевиков в соответствии со своими взглядами и реальной практикой, что привело ко многим отрицательным последствиям.
Однако следует отметить, что с марксизмом связаны не только негативные последствия. Нельзя забывать о том, что учение
Маркса и Энгельса дало мощный импульс рабочему и социалистическому движению в капиталистических странах. Борьба рабочего класса, которая часто проводилась под социалистическими идеями, способствовала эволюционному изменению капиталистического мира и в конечном счете — превращению его в современное цивилизованное общество. Эволюция происходила и под влиянием революции в России, которую возглавляли Ленин, большевики.
При конструировании контуров будущего общества К. Маркс и Ф. Энгельс из трезвых реалистов зачастую превращались в утопистов, чей революционный романтизм, реализованный на практике, трансформировался в свою противоположность. Но, вдумываясь в общую перспективу развития общества, К. Маркс и Ф. Энгельс угадали некоторые черты общества, которые сделают его более гуманным (социальная защищенность членов общества, создание для этого общественных фондов и т.д.) и динамичным (планирование).
Думается, что некоторые гуманные идеи социализма будут воплощены и в новой демократической России, как это произошло в большинстве цивилизованных государств современного мира.
В новой России должны быть воплощены лучшие черты и западной, и восточной цивилизаций. В нашем обществе должны сочетаться мировые ценности с традиционными, присущими России. Ведь Россия — это уникальное государственное образование, расположенное и в Европе, и в Азии, на развитие которого оказывали и оказывают влияние различные цивилизационные потоки. И в этом смысле можно сказать, что Россия — это и Европа, и Азия.
Для воплощения лучших черт западной и восточной цивилизаций, для превращения страны в действительно демократическое государство с присущими традиционными ценностями народов России следует сделать многое. Прежде всего нужно ликвидировать предпосылки тоталитаризма. В России в силу особенностей ее исторического развития сохраняются социально-экономические, политические и духовные предпосылки, не исключающие возможности возрождения тоталитаризма. Для создания в государственной системе нашего общества гарантий, которые предупреждали бы повторение негативных событий, необходимо реформировать общественный строй, создать правовое государство, воспитать в людях уважение к праву.