к какому стилю относится биография

Повествование биографического типа. Автобиография

Рассказ о биографии того или иного лица относится к повествованиям монологического типа.

Биограф – составитель биографии.

Биография – описание чьей-нибудь жизни.

Автобиография – описание своей жизни; жизнеописание какого-либо лица, составленное им самим.

Этнография – наука, изучающая материальную и духовную культуру народов.

Маститый старец – почтенный, заслуженный человек преклонных лет.

Выкладывать – объяснить, рассказывать.

Каким он был, профессор Буслаев?

Наш интерес к личности Федора Ивановича Буслаева объясняется желанием понять секрет его обаяния, его влияния на молодежь. Результаты этого влияния сказались на развитии всей русской филологической науки: ученики буслаевской школы представляли самое передовое научное мировоззрение и в педагогике, и в языкознании, и в фольклористике, и в искусствоведении, и в этнографии.

Каким же он был, профессор Буслаев?

Огромные знания, широта научного кругозора, редкий талант исследователя сделали из него не кабинетного ученого, а профессора, преподавателя, учителя – «великого учителя», как называл его академик А.А. Шахматов. Внедрение нового научного мировоззрения и умение научить студентов самостоятельно работать и самостоятельно мыслить навсегда определили его почетное место в истории науки и просвещения.

Воспользуемся воспоминаниями людей, которые были рядом с Федором Ивановичем или учились у него. Это поможет нам представить живого Буслаева.

…Ф.И. Буслаев только что вернулся из Петербурга, где прочел годичный курс по русской словесности наследнику престола. Студенты-первокурсники Московского университета с нетерпением ожидали известного ученого. Предполагая увидеть маститого старца, были приятно поражены, когда на кафедру легко взошел высокий человек средних лет, изящный во всех своих движениях, окинул студентов соколиным взглядом и начал. Лекцию читал он превосходно, с какой-то спокойной, уверенной красотой.

Для студентов, которые заинтересовались его предметом, профессор предложил дополнительные занятия – историю русского языка по памятникам письменности. Читал этот курс у себя на дому в воскресенье утром. Сначала раздавал собравшимся студентам рукописи и книги для подготовительной работы, а потом начинал лекцию в форме беседы.

Сам Буслаев углубленно работал по 7-8 часов в день, не терял даром ни минуты, все делал обстоятельно, медленно и никогда не переделывал вторично. В результате такой работы каждый раздел курса, который был прочитан студентам, представлял собой законченный научный труд.

Все в лекциях Буслаева являлось свежим и новым, как будто бы составлены они были прямо перед тем, как взойти ему на кафедру.

Не может не восхищать умение Ф.И. Буслаева работать, которое сохранилось до глубокой старости.

Большое значение имело в глазах Буслаева эстетическое развитие. Способность видеть прекрасное и наслаждаться им он развивал в себе и окружающих всеми мерами. Студентов постоянно приучал проникать в суть произведения литературы или искусства, видеть в нем не одну форму.

Высоко ставил Буслаев простоту и естественность как в искусстве, так и в жизни. В нем самом все было просто и красиво, начиная с манер и одежды и кончая речью: чутье к красоте слова было у него развито очень сильно. Буслаев к языку подходил как художник, любуясь им как историк культуры, в словах видел не одно лексическое значение, а выразительность и красоту.

Как человек он неизменно вызывал чувство глубокого уважения и благодарности. Природа счастливо сочетала в нем пытливый ум исследователя, тонкое понимание красоты, свойственное художнику, и отзывчивое сердце доброго человека.

Ученый Ф.И. Буслаев оставил много замечательных трудов, которые легли в основание новых наук и научных направлений: истории русского языка, фольклористики, истории древнерусской литературы и культуры, искусствознания. Замечательно то, что свою ученую деятельность Ф.И. Буслаев начал с разработки научной методики обучения русскому языку в школе, прекрасно понимая, что школьное преподавание – основная забота каждого культурного общества.

Послетекстовые вопросы и задания

1)Прочитайте еще раз ту часть текста, где рассказывается о Ф.И. Буслаеве как о великом учителе. Как вы думаете, почему его так называли?

2)Выделите в тексте смысловые части, в которых рассказывается:

а) как работал Ф.И. Буслаев со студентами, заинтересовавшимися его предметом;

б) как он работал над лекциями. Дайте название данным смысловым частям. Найдите в них слова – скрепы между предложениями. Употребите их при пересказе текста.

3)Подготовьте повествование биографического типа «Ф.И. Буслаев».

Возьмите на заметку!

При написании автобиографии используются речевые средства разных стилей речи. Некоторые автобиографии представляют собой литературно-публицистические произведения (автобиографии писателей, художников).

Задание 1. Прочитайте автобиографию С. Есенина и отрывок из автобиографии А. Твардовского.

Я родился в 1895 году 21 сентября в селе Константинове Кузьминской волости, Рязанской губ. и Рязанского уез. Отец мой крестьянин Александр Никитич Есенин, мать Татьяна Федоровна.

Детство провел я у деда и бабки по матери в другой части села, которое называется Матово.

Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года.

Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди ягодка. Бог счастье даст».

Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого.

Нянька – старуха приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые слушают и знают все крестьянские дети.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресным дням он рассказывал мне Библию и священную историю.

Уличная же моя жизнь была непохожа на домашнюю. Сверстники мои были ребята озорные. С ними я лазил вместе по чужим огородам. Убегал дня на 2-3 в луга и питался вместе с пастухами рыбой, которую мы ловили в маленьких озерах, сначала замутив воду руками, или выводками утят.

После, когда я возвращался, мне частенько влетало.

В семье у нас был припадочный дядя, кроме бабки, деда и моей няньки.

Он меня очень любил, и мы часто ездили с ним на Оку поить лошадей. Ночью луна при тихой погоде стоит стоймя в воде. Когда лошади пили, мне казалось, что они вот-вот выпьют луну, и радовался, когда она вместе с кругами отплывала от их ртов. Когда мне сравнялось 12 лет, меня отдали учиться из сельской земской школы в учительскую школу. Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель. Надежды их простирались до института, к счастью моему, в который я не попал.

Стихи писать начал с 9, читать выучили в 5.

Влияние на мое творчество в самом начале имели деревенские частушки. Период учебы не оставил на мне никаких следов, кроме крепкого знания церковнославянского языка. Это все, что я вынес.

Остальным занимался сам под руководством некоего Клеменова. Он познакомил меня с новой литературой и объяснил, почему нужно кое в чем бояться классиков. Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов. Позднее я перешел к Пушкину.

1913 г. я поступил вольнослушателем в Университет Шанявского. Пробыв там 1,5 года, должен был уехать обратно по материальным обстоятельствам в деревню.

В это время у меня была написана книга стихов «Радуница». Я послал из них некоторые в петербургские журналы и, не получая ответа, поехал туда сам. Приехал, отыскал Городецкого. Он встретил меня весьма радушно. Тогда на его квартире собирались все поэты. Обо мне заговорили, и меня начали печатать чуть ли не нарасхват.

Печатался я: «Русская мысль», «Жизнь для всех», «Ежемесячный журнал» Миролюбова, «Северные записки» и т.д. Это было весной 1915 г. А осенью этого года Клюев мне прислал телеграмму в деревню и просил меня приехать к нему.

Он отыскал мне издателя М.В. Аверьянова, и через несколько месяцев вышла моя первая книга «Радуница». Вышла она в ноябре 1915 г. с пометкой 1916 г.

В первую пору моего пребывания в Петербурге мне часто приходилось встречаться с Блоком, с Ивановым-Разумником. Позднее с Андреем Белым.

Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно.

1917 году произошла моя первая женитьба на З.Н. Райх.

1918 году я с ней расстался, а после этого началась моя скитальческая жизнь, как и всех россиян за период 1918 – 1921 гг. За эти годы я был в Туркестане, на Кавказе, в Персии, в Крыму, в Бессарабии, в Оренбургских степях, на Мурманском побережье, в Архангельске и Соловках.

1921 г. я женился на А. Дункан и уехал в Америку, предварительно исколесив всю Европу, кроме Испании.

После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому.

Наше едва остывшее кочевье мне не нравится. Мне нравится цивилизация. Но я очень не люблю Америки. Америка это тот смрад, где пропадает не только искусство, но и вообще лучшие порывы человечества. Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру тощая лошаденка. Это не то, что небоскребы, которые дали пока что только Рокфеллера и Маккормика, но зато это то самое, что растило у нас Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова и др.

Прежде всего я люблю выявление органического. Искусство для меня не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить.

Поэтому основанное в 1919 году течение имажинизм, с одной стороны – мной, а с другой – Шершеневичем, хоть и повернуло формально русскую поэзию по другому руслу восприятия, но зато не дало никому права претендовать на талант. Сейчас я отрицаю всякие школы. Считаю, что поэт и не может держаться определенной какой-нибудь школы. Это его связывает по рукам и ногам. Только свободный художник может принести свободное слово.

Вот и все то, короткое, схематичное, что касается моей биографии. Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие-либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди.

Родился на Смоленщине, в 1910 году, 21 июля на «хуторе пустоши Столпово», как назывался в бумагах клочок земли, приобретенный моим отцом, Трифоном Гордеевичем Твардовским.

В жизни нашей семьи бывали изредка просветы относительного достатка, но вообще жилось скудно и трудно и, может быть, тем труднее, что наша фамилия в обычном обиходе снабжалась еще шутливо-благожелательным или ироническим добавлением «пан». Отец был человеком грамотным, даже начитанным, по-деревенски. Мать моя, Мария Митрофановна, была очень впечатлительна и чутка, даже не без сентиментальности.

Стихи писать я начал до овладения первоначальной грамотой.

Восемнадцатилетним парнем я приехал в Смоленск. Не мог долго устроиться не только на учебу, но даже на работу. Поневоле пришлось принимать за источник существования грошовый литературный заработок и обивать пороги редакции.

Послетекстовые вопросы и задания

1)Приведите примеры слов, словосочетаний из автобиографий С. Есенина и А. Твардовского, которые можно отнести к художественному стилю речи.

2)Найдите в текстах автобиографий признаки художественного стиля речи.

3)Какие художественные средства использованы в автобиографиях? Какова их роль?

Возьмите на заметку!

Часто мы сталкиваемся с необходимостью написать автобиографию как деловой документ, предназначенный для административных учреждений. В подобного рода автобиографиях неуместны изобразительно-выразительные средства языка, разговорная и просторечная лексика.

Я, Магомедов Магомед Алиевич, родился 20 августа 1975 года в селе Урахи Сергокалинского района республики Дагестан в семье служащего.

В 1982 году поступил в Урахинскую среднюю школу, в которой проучился до 1985 года.

В 1985 году в связи с переездом родителей в город Каспийск продолжал учебу в средней школе №1. Закончил среднюю школу в 1992 году.

Во время учебы в школе был старостой класса, председателем ученического самоуправления.

В 1993 году поступил в Дагестанский государственный университет на математический факультет, который окончил в 1998 году.

В настоящее время работаю учителем математики в средней школе.

Задание 2. Напишите автобиографию, используя предложенную схему.

1) Название документа (автобиография).

2) Кто? (Фамилия, имя, отчество).

3) Дата и место рождения.

4) Краткие сведения о родителях (их полное имя и отчество, чем занимаются).

5) Краткие сведения об учебе (образование).

6) Краткие сведения о трудовой деятельности (место работы, должность, последующие перемещения).

7) Сведения об общественной работе (указать (если имеются) поощрения, награждения).

8) Краткие сведения о составе семьи.

9) Дата написания (слева).

10) Подпись автора (справа).

Задание 3. Чем отличается речь служебной автобиографии от речи автобиографии литературной? Составьте автобиографию, представляющую собой литературно-художественное произведение. Сопоставьте обе автобиографии.

В расширенном повествовании биографического типа уместно:

1)в экспозиции к повествованию дать краткую характеристику эпохи, перечислить основные исторические события, назвать знаменитых современников героя повествования (по возможности – отношения между ними), определить место героя повествования в ряду прогрессивных деятелей его времени;

2)в средней части повествования (там, где это уместно) привести необходимые пояснения, оценки, сведения;

3)в заключении рассказа привести один-два ярких эпизода из жизни героя повествования.

Источник

Стили речи и типы речи

Раздел ОГЭ: 8.3 Стили и функционально-смысловые типы речи.

Стили речи — это её разновидности, которые используются в той или иной сфере общественной жизни: в обыденном общении, в официально-деловых отношениях, в средствах массовой информации, в сфере науки, в художественной литературе.

В зависимости от сферы употребления выделяют следующие функциональные стили речи: разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный.

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Разговорный стиль

Разговорный стиль используется в повседневном общении между людьми с целью поделиться своими мыслями, чувствами, информацией, высказать побуждения и т. п. Разговорный стиль функционирует в быту: в домашней обстановке, на улице, в магазине, на работе между сотрудниками, в неофициальной обстановке.

Основная функция разговорного стиля — функция общения, обеспечиваю­щая повседневные, бытовые связи между людьми.

Характерные черты разговорного стиля: преобладание устной формы речи, неофициальность, непринуждённость, конкретность, простота, эмоциональность, использование разговорной лексики, часто с просторечной окраской.

Жанры (разновидности) разговорного стиля в зависимости от ситуации общения: диалог (беседа), телефонный разговор, письмо, записка. В последнее время разговорный стиль обогатился жанром переписки по Интернету, по мобильному телефону (sms).

Обычная форма реализации разговорного стиля — диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль используется в официальной обстановке: в сферах делопроизводства, законодательства, дипломатии.

Основные функции официально-делового стиля — регламентировать отноше­ния между обществом и государством, между государствами, между граждана­ми в их трудовой, общественной деятельности, в сфере имущественных и право­вых отношений; информативная функция.

Характерные черты официально-делового стиля: преобладание письменной формы, официальность, регламентированность, стандартизация текстов, точ­ность, конкретность, строгость, безличность, неэмоциональность, преобладание официально-деловой лексики. Для официально-делового стиля характерно на­личие речевых клише, общепринятой формы изложения, стандартного изложе­ния материала, широкое использование терминологии и номенклатурных наи­менований, наличие сложных несокращённых слов, аббревиатур, отглагольных существительных, преобладание прямого порядка слов.

Жанры официально-делового стиля в зависимости от сферы функционирования: законы, уставы, указы, приказы, постановления, резолюции, ноты, коммюнике, объявления, справки, рапорты, анкеты, заявления, доверенности, автобиографии, резюме, характеристики, акты, протоколы, инструкции, кон­тракты, договоры и т. д.

Тип речи официально-делового стиля — преимущественно рассуждение.

Вид речи — чаще всего монолог.

Публицистический стиль

Сфера употребления публицистического стиля — общественная жизнь, поли­тика, экономика, культура. Этот стиль обращён к слушателям, читателям — об этом говорит происхождение его названия (от лат. publicus — общественный).

Основная функция — обсуждение насущных социальных, общественных во­просов с целью привлечь к ним общественное мнение, воздействовать на людей, побуждая к тем или иным поступкам, действиям. Области функционирования: средства массовой информации, публичные вы­ступления политиков, речи адвокатов в суде, выступления на собраниях, докла­ды, дискуссии.

Характерные черты стиля: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, чёткость, логич­ность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного); общедоступность (понятность для ши­рокой аудитории), тенденциозность, призывный пафос.

Языковые особенности: широкое использование общественно-политической лексики; стереотипных, устойчивых оборотов и выражений; совмещение книж­ной и разговорной лексики; риторические приёмы (вопросы, восклицания, об­ращения), эмоциональная окрашенность речи.

Жанры публицистики: интервью, репортаж, заметка, статья, очерк, фелье­тон, доклад, дискуссия, публичная речь (развлекательная, информационная, агитационная)и т. д.

Тип речи — преимущественно рассуждение.

Форма речи — письменная или подготовленная устная.

Вид речи — монолог, диалог, полилог.

Научный стиль

Научный стиль используется в сфере научной деятельности в официальной обстановке: на лекциях, семинарах, конференциях, симпозиумах, коллоквиу­мах; в научной литературе.

Основная функция — осуществлять обмен научной информацией, сообщать научные сведения и т. д.

Характерные черты: официальность, подготовленность речи, сочетание пись­менной и устной форм, объективность, логичность, доказательность, точность (однозначность), обобщённость, использование специальной, профессиональной лексики, терминов, сложных синтаксических конструкций, ссылок на источни­ки, цитаты.

Жанры: научная монография, научная статья, научный доклад, тезисы, дис­сертация, лекция, рецензия, отчёт, учебное пособие, научно-популярное произ­ведение, дискуссия и т. д.

Основные подстили научного стиля

РазновидностиСобственно научныйНаучно-учебныйНаучно-популярный
ЦельВыявление и описа­ние новых фактов, закономерностей, открытийОбучить, описать факты, необходи­мые для овладения знаниямиДать представление о науке, заинтересовать читателя
АдресатУчёный, специалист в данной области наукиУчащийся, будущий специалистЛюбой человек, инте ­ресующийся той или иной наукой

Художественный стиль

Художественный стиль — самый богатый стиль речи, т. к. он вбирает в себя все остальные. В нём наиболее ярко отражается общенародный язык во всём его многообразии и богатстве, — он становится явлением искусства, средством создания художественной образности.

Главная функция — эстетическая. Художественный стиль, используя разно­образные языковые средства, создаёт образы, вызывающие в душе читателя эмо­циональный отклик, доставляющие эстетическое наслаждение, заставляющие сопереживать. Другие функции: отражение, преображение всех сторон действи­тельности, использование их как объекта творчества; воздействие на читателя.

Разновидности художественного стиля: стиль литературного направления, литературной школы, рода литературы (эпос, лирика, драма), индивидуальный стиль писателей, поэтов.

Характерные черты: образность, эстетичность, индивидуальность, исполь­зование стилистически окрашенной лексики, изобразительно-выразительных средств (тропов, фигур речи, звукописи, цветописи), привлечение средств дру­гих стилей, особенно разговорного.

Основные жанры (по родам литературы): эпос — роман, повесть, рассказ, очерк, новелла, поэма, басня; лирика — стихотворение, поэма, элегия, песня, по­слание; драма — трагедия, драма, комедия, мелодрама, водевиль, трагикомедия.

Таблица: Функционально-смысловые типы речи

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Конспект урока «Стили речи и типы речи».

Следующая тема: «Отбор языковых средств в тексте».

Источник

Стили текста и типы речи в русском языке с примерами

В зависимости от того, какой группе читателей адресован текст, он может быть различным по стилю изложения. От стиля текста зависит результат воздействия на читателя. Поговорим о различиях, о том, как правильно подобрать стиль повествования, где и какой уместно использовать.

Что такое стиль текста

Стиль текста — это система средств выразительности языка, которую принято использовать в определённой коммуникативной среде.

Его применение зависит от:

Об одном и том же явлении можно написать совершенно по-разному. Вот пример описания дождя в разных стилях:

В первом случае использован официально-деловой стиль. Он рассчитан на широкую аудиторию. Его цель — сухо и лаконично донести информацию без использования средств выразительности, предупредить читателя о непогоде.

Во втором примере используется художественный стиль повествования. Применяются средства выразительности: эпитеты, метафора. Его цель — описать красоту природы, создать у читателя определённый зрительный образ. Аудитория — читатели художественной литературы.

Какие существуют стили в русском языке

В русском языке выделяют 5 стилей повествования:

Стили отличаются сферой употребления, целью изложения, лексическими особенностями и построением предложений.

Рассмотрим подробнее характеристики каждого вида.

Научный

Сфера употребления — обучающая литература, исследования, диссертации, дипломные работы, научные статьи.

Цель — доказательное изложение научного материала, описание закономерностей явлений.

Научный стиль отличается предварительным обдумыванием высказывания, строгим отбором языковых средств. Для лексики характерны:

Научному стилю присущи точность, строгая логичность, чёткость изложения.

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Официально-деловой

Этот стиль используют для написания документов, законов, официальных бумаг и писем, приказов, постановлений, уведомлений, жалоб, заявлений, отчётов, накладных. Цель — точная передача деловой информации.

Стилю присуща шаблонность конструкций, чёткая последовательность изложения.

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Художественный

Используется в художественных произведениях: романах, рассказах, стихах, поэмах. Это язык писателей и поэтов.

Цель — воздействие на воображение и чувства читателя, а также информирование его о чём-нибудь. У каждого писателя свой индивидуальный стиль, который включает разговорную, высокую лексику, нейтральные слова.

Главные особенности стиля:

Помимо информации текст несёт эстетическую функцию.

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Публицистический

Это стиль газет, журналов, новостных порталов, то есть СМИ. Цель текста — воздействовать на эмоции читателя, привлечь внимание к определённой проблеме или явлению.

Для публицистического стиля характерны:

Отличается разнообразием тем, обычно актуальных в данный момент времени: политических, нравственных, социальных, бытовых. Текст содержит призыв к разуму и чувствам читателя. Рассчитан на широкую аудиторию.

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Разговорный

Разговорный стиль используется в повседневной жизни. Люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам, используют разговорную и просторечную лексику.

Это стиль, который в письменном виде отражает речь людей. Лексика взята из повседневной жизни, содержит обилие просторечных и разговорных слов. Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Используется для создания непринуждённой обстановки.

Цель текста — передать информационное сообщение, обменяться мыслями и чувствами, решить бытовые вопросы.

Для этого стиля характерны:

Это стиль устной речи, в текстовом варианте используется в блоге, в общении на форумах. Яркий пример — диалог.

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Как определить стили текста

Если вы внимательно ознакомились с особенностями каждого стиля текста, то сможете его распознать без особого труда. Для этого необходимо:

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Обычно на третьем шаге можно с уверенностью сказать, текст какого стиля находится перед читателем.

В этом чате можно задать вопросы, которые касаются стилей текстов, или поделиться своими знаниями:

Примеры текстов разных стилей

Чтобы лучше понять, как выглядит текст каждого стиля, приведём наглядные примеры.

Научный

Вот небольшой текст из учебника физики:

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Здесь мы видим специальную лексику:

Предложения сложные. Имеется вводная конструкция «между прочим».

Официально-деловой

Пример официально-делового стиля — инструкция по заполнению договора купли-продажи авто:

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Лексика этого текста сухая, без эпитетов и яркой эмоциональной окраски. Аудитория узкая — участники сделки или тот человек, который будет заполнять документ. Договор также составлен в официально-деловом стиле.

Художественный

Описание дуба в известном романе Льва Толстого «Война и мир» представляет собой яркий пример художественного, или литературного, стиля:

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

В тексте множество эпитетов и прилагательных, сравнение, метафора, иносказание. Дуб сравнивается со стариком, а ветви — с корявыми пальцами.

Публицистический

Пример публицистики — описание реализованного проекта на новостном портале:

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Текст эмоциональный, оценочный, призывный. Видна точка зрения автора. Обращён к широкой аудитории читателей. Поднимает злободневную тему переработки отходов. Всё это — признаки публицистического стиля.

Разговорный

В качестве примера разговорной речи, оформленной в текст, приведём описание к известному клавиатурному тренажёру Stamina. Автор сделал инструкцию в виде блога, общается с читателями простым разговорным языком с юмором, сленгом и яркой эмоциональной окраской речи:

к какому стилю относится биография. Смотреть фото к какому стилю относится биография. Смотреть картинку к какому стилю относится биография. Картинка про к какому стилю относится биография. Фото к какому стилю относится биография

Типы речи

Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.

Выделяют три типа речи:

Рассмотрим особенности каждого типа речи.

Повествование

Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:

В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

Описание

Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.

В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

Рассуждение

Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».

Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».

Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

Сравнительные таблицы стилей и типов речи

Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.

Стиль текстаОписание стиляФункцииГде используется
1. Научный стильЛогичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные.Информационная, обучающая, доказательная.Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники.
2. Публицистический стильПризван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная.Информационная, мотивационная.Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.
3. Официально-деловой стильСлужит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде.ИнформационнаяОфициальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки.
4. Художественный стильХудожественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.Информационная, эстетическая.Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии.
5. Разговорный стильПередаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.ИнформационнаяДиалоги, личный блог
Тип речиОписание типаВ каком стиле используетсяПримеры
1. ОписаниеСоздаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа.Во всех стилях1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель.

2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого.

2. ПовествованиеСообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях.Художественный, особенно мемуары, воспоминания.

Разговорный

В то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут.
3. РассуждениеРассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.Научный

Публицистический

Выучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка.

Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить. Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *