к какому периоду истории относятся первые следы человека на территории кыргызстана
Kyrgyzstan Review
Информационно-познавательный портал о Кыргызстане
Каменный век в Кыргызстане
Первые следы человека на территории Киргизии относятся к раннему палеолиту — ашельской эпохе (400— 100 тыс. лет назад). Памятники этого времени обнаружены на Тянь-Шане, в бассейне р. Он-Арча, на терр. Ошской обл., в бассейне р. Коджо-Бакыргансай. Люди ашельской эпохи уже окончательно выделились из мира животных, имели вертикальную походку и руки, приспособленные для труда. Небольшими группами они бродили по долинам и межгорным котловинам современной территории Киргизии, занимаясь охотой, сбором плодов и кореньев. Пользовались огнём, который согревал их и защищал от хищников, но добывать его искусственным способом ещё не умели. Следующий период каменного века — мустьерская эпоха (100—40 тыс. лет назад) — на терр. Киргизии представлена большим числом памятников на Тянь-Шане, в Прииссыккулье, в Чуйской долине. В это время появляется новый вид людей — неандертальцы. Наряду с освоением пещер первобытный человек сооружает и первые жилища — полуземлянки и шалаши. Несколько таких жилищ образовывали стоянку. Разнообразие форм и изделий из камня и совершенная техника их изготовления говорят о том, что человек мустьерского времени достиг более высокого уровня развития, чем в предшествующие эпохи.
Верхний палеолит (40—12 тыс. лет назад) — время материнской родовой общины. Происхождение и родство определялось по женской линии. Производство было коллективным; средства труда, запасы пищи являлись собственпостью всего рода. В этот период изменился и физический облик человека. В результате длительной эволюции, появляется человек современного вида — Homo sapiens (человек разумный). Все эти существенные изменения, происходившие в человеч. обществе, были характерны и для Киргизии. Орудия верхнепалеолитич. периода найдены ок. стоянки Ходжа-Гор, в урочище Капчыгай, в пещерах близ посёлков Хайдаркен, Кадамджай и Охна. Интерес представляет стоянка Ничке-Сай в долине Кетмен-Тёбё и др.
Дальнейшее развитие производительных сил, возникновение новых форм чгрудовой деятельности и совершенствование человеч. отношений происходят в период неолита (6—4 тыс. лет до н. э.). Памятники неолита на территории Киргизии открыты повсеместно: на Иссык-Куле, Тянь-Шане, в Чуйской, Таласской, Кетмёнтёбинской, Алайской долины, Баткенском, Ляйлякском р-нах и др. Это свидетельствует о широком заселении её первобытным человеком. Особый интерес представляют многочисленные пещеры со следами обживания их человеком. На стенах большой пещеры Ак-Чункур на р. Сары-Джаз обнаружены изображения человеч. фигур, быков, козлов и змей, выполненных красной краской. При раскопках в ней найдены кости животных, разнообразные изделия из камня и следы костра. Это подтверждает мысль о том, что человек селился не только в долинах, но и в высокогорных р-нах, суровых в природном отношении. В период неолита совершенствуется техника изготовления орудий труда. Появляются шлифовка и полировка, а также пиление и сверление камня. К достижениям неолита относится изготовление глиняной посуды. Происходят большие изменения в хоз-ве. В 3-м тыс. до н. э. кроме камня, кости и глины человек стал использовать металл: сначала медь, а затем бронзу. Более твёрдые и острые орудия позволяли поднять производительность труда. В результате роста и объединения отдельных родов появляются племена.
Население Кыргызстана с древнейших времен до VI века
Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту — древнекаменному веку (800-100 тыс. лет до н. э.). Древнейшая стоянка — Он-Арча, ее возраст составляет 800 тыс. лет. Древнейший памятник искусства на территории Кыргызстана — рисунки в пещере Ак-Чункур. В эпоху неолита сформировался родоплеменной строй. В целом развитие Кыргызстана в эпоху бронзы характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, появлением первых кочевников-скотоводов, имущественным и общественным расслоением людей на знать и рядовых членов общины. Люди этого времени обладали европеоидной внешностью и говорили на одном из восточноиранских языков.
В VIII—III веках до и. э. обширные территории Средней Азии, в том числе и современного Кыргызстана, населяли многочисленные кочевые племена, которых в древнеперсидских клинописных текстах называли саками — «свободный человек, доблестный муж (воин)». Античные авторы именовали их скифами, древнеиндийские источники — турами, китайские — народом сэ. Дошедшие до наших дней источники свидетельствуют о том, что саки говорили на древнетюркском языке и внешне относились к европеоидам. В то же время для саков тиграхауда были характерны монголоидные черты. Эти и другие данные позволяют считать саков предками тюркоязычных народов, в том числе кыргызов. Во II веке до н. э. владения саков, расположенные за рекой Сырдарья, захватили юэчжи (тохары), которые были вытеснены из Восточного Туркестана племенами хунну (гуннов). Вступив в союз с саками, они завоевали Греко-Бактрийское царство в Средней Азии. В середине II века до н. э. населявшие Центральный Тенир-Тоо сакские племена подверглись очередному нашествию со стороны усуней, которые двигались из Восточного Туркестана. Усуни, значительно окрепшие в период могущества и расцвета Хуннской империи, стремились к самостоятельности. Это вынудило саков Семиречья в поисках убежища мигрировать на запад, вглубь Средней Азии — на недоступные горные территории. Оставшаяся часть саков, ассимилировавшись с усунями, впоследствии положила начало формированию новых этносов.
Этноним «усунь» вошел в историю из китайских династических хроник и в переводе с древнетюркского означает «народ десяти родов» (ус — род, ун — десять). Анализ многочисленных генеалогических материалов и тюркских родословных преданий позволяет говорить, что усуни были ответвлением тюркских народов, хотя антологический тип их не был характерен для коренного населения Туркестана: это были русобородые, голубоглазые люди.
В государстве Давань проживало не менее полумиллиона, а по китайским источникам, — около 300 тыс. человек. Данные антропологических исследований показали, что жители ее относились к европеоидам: они имели глубокие глазницы и густые бороды. Основными производителями общественного богатства были свободные члены общины — крестьяне, ремесленники. Использовался также труд рабов.
Главным структурным звеном общества хунну являлись роды и их объединения — племена. В свою очередь, род делился на журты — группы, объединенные по семейственным признакам и проживавшие компактными небольшими кочевьями. В китайских источниках их называют було (сравн. с кырг. було, уй-було — семья). Роды и племена объединяли не только единые генеалогические корни, но и общность традиций, религиозных представлений, обычаев, языковых особенностей.
Самое первое дошедшее до нас упоминание о древних кыргызах встречается в китайских исторических сочинениях и относится к 201 году до н. э. Как уже говорилось выше, китайский историк Сыма Цянь в своем труде «Ши цзы» («Исторические хроники», I век до н. э.) писал, что в 201 году до н. э. правитель хунну шаньюй Модэ отправился на завоевание соседних северных и северо-западных территорий и подчинил себе независимое племя гяньгуней (гэгунь). Ученые доказали, что гяньгунями (гэгунь, цигу, кигу и др. варианты) китайцы называли древних кыргызов. Эти сведения, являясь первым упоминанием этнонима «кыргыз», имеют огромное значение для истории Кыргызстана.
Таким образом, кыргызы существовали уже в III веке до н. э. и имели собственные владения, а этноним «кыргыз» — самый древний из всех современных названий народов, происходящих от общих тюркских корней. Тюркские этнонимы «узбек», «уйгур», «казах», «туркмен», «татар», «башкир» и другие появились гораздо позднее.
В III веке до н. э. древние кыргызы были завоеваны хуннами. Однако примерно через сто лет, точнее, в 99 году до н. э., когда китайский полководец Ли Лин, поступивший на службу к хуннам, был назначен правителем кыргызов, началась новая царская династия кыргызов. По мнению ряда ученых, она продолжалось до XIII века, то есть до нашествия Чингисхана. В середине I века до н. э. у хуннов усилилась междоусобная борьба за власть. Воспользовавшись этим, кыргызы в 56 году до н. э. добились независимости, однако в 49 году до н. э. снова оказались под властью хунну. В начале нашей эры кыргызы еще оставались на территории восточного региона Тенир-Тоо. Китайские источники указывают, что кыргызы обитали «севернее Яньциня (Кара-Шаар), вблизи Ак-Тоо» и что некоторая часть хунну в этот период слилась, ассимилировалась с кыргызами. В III-V веках н. э. они постепенно передвигались на Енисей и ассимилировали местные европеоидные племена динлинов.
Археологические находки на территории Кыргызстана
Архиологические находки Кыргызстана
Летом 1960 г. в долине реки Джергалан найдены части скелета крупного млекопитающего трогонтерия. Судя по размерам скелетных останков, высота этого животного достигала 5 м. Трогонтерии водились здесь около 300 тыс. лет тому назад.
Чрезвычайно сложна история Киргизии, территория которой лежала на пути вторжения многих завоевателей и мощных миграций, влиявших на состав населения, формирование языков, культуры. Это были индоевропейские племена во II тысячелетии до н. э., армия Александра Македонского в IV в. до н. э., хунны на рубеже нашей эры, кочевые и полукочевые племена Тюркского каганата в VI—VII вв., арабы в раннем средневековье, татаро- монголы в XI11 в.
Складывались крупные государства (Западно-Тюркский каганат (VI—VII в. н. э.), Карлукский каганат (VIII в. н. э.) и др.) и разрушались под ударами завоевателей. Периоды расцвета городов, земледельческих оазисов сменялись их гибелью. На обломках распавшихся государств возникали новые, шли нескончаемою феодальные войны.
Еще в середине прошлого века ученые обнаружили на дне Иссык- Куля затонувшие поселения. Волнами выбрасывало на берег всевозможную утварь, человеческие кости, обожженные кирпичи, черепки глиняной посуды, монеты. А позднее и на суше были обнаружены разнообразные археологические памятники — развалины древних поселений, каменные изваяния («каменные бабы»), курганы, наскальные изображения, бронзовые изделия.
Изучение остатков городищ и поселений, обнаруженных на суше, показало, что еще в VI в. Иссык-Кульская котловина была местом обитания кочевых и оседлых тюркоязычных племен. Позднее здесь возникли многочисленные города и поселения, иные из которых, как, например, Тон и Барскаун, были известны далеко за пределами Иссык-Куля.
Ученые находят все новые и новые данные, раскрывающие историю заселения Прииссыккулья. Бронзовые изделия, обнаруженные на берегах Иссык-Куля, говорят о том, что еще за тысячу лет до н. э. здесь жили скотоводы, умевшие изготовлять разнообразные металлические орудия труда. Но самым удивительным, пожалуй, является то, что район курорта Чолпон-Ата, куда сейчас устремляются тысячи туристов и отдыхающих, был местом обитания первобытных людей — представителей каменного века. Об этом свидетельствуют обнаруженные каменные орудия труда и стоянки первобытных людей.
Иссык-Куль овеян древними поэтическими легендами, легенды эти имеют под собой фактическую основу, но она находится на глубоком дне озера. Если в легендах все «просто и ясно», то ученые-археологи до сих пор не могут прийти к общему мнению, что же за город находится на дне озера? И как произошло его затопление?
По одним представлениям это произошло из-за постепенного повышения уровня озера, по другим — в результате крупной катастрофы. Археологические изыскания ученых привели к выводу, что под водами Иссык-Куля погребено как бы два яруса древних городов.
Первый из них — города, находившиеся в прекрасной долине и неожиданно, вследствие катастрофы, опустившиеся на десятки метров.
Второй ярус — города, когда-то стоявшие на берегу уже образовавшегося озера и затонувшие при крупных землетрясениях.
Очевидцы помнят, как во время землетрясения 1910 г. в районах Ананьева, Уйтала и Тюпа произошли опускания суши, образовались провалы с трещинами, местами прибрежные заросли оказались под водой. Вероятно, и в VI—XV веках более сильные толчки земной коры могли послужить причиной опускания поселений на дно Иссык-Куля.
Интересным открытием явилось обнаружение стоянки в районе р. Тоссор, на южном берегу озера Иссык-Куль. При раскопках археологи собрали коллекцию в три с лишним тысячи различных изделий из камня, заготовок, которые позволили сделать вывод, что здесь 40—50 тыс. лет назад находилась своеобразная мастерская неандертальцев по изготовлению орудий для охоты!
Настоящей кладовой каменных орудий оказалось обширное плато Боз-Бармак, расположенное в 3 километрах от г. Балыкчы. Здесь было собрано около 1 тыс. каменных орудий — мелкие скребочки, шила, предназначенные для обработки шкур, костяных и деревянных изделий. Это — древнекаменная мастерская по изготовлению орудий труда домустьерского периода.
Наскальные рисунки Саймалы-Таша (в переводе — узорчатый, рисованный камень) — древнейшая галерея под открытым небом на территории Киргизии. Знаменитый Саймалы-Таш — миниатюрная долина с маленьким озером высоко в горах — место поклонения языческого населения края. На разбросанных вокруг камнях, поверхность которых стала «холстом» для художников тех седых времен, высечено огромное количество рисунков (около 10 тыс.), разнообразных по тематике и стилю. Они рассказывают о быте, религии, культуре живших когда-то народов. Здесь изображения животных, фигурки людей, сцены пахоты и охоты, ритуальные танцы: мир глазами наших предков.
Уникальнейшим памятником искусства каменного века является наскальная живопись, обнаруженная в пещере Ак-Чункур, на правом берегу р. Сары-Джаз. Художник каменного века выполнил рисунки охровой краской прямо на стенах и потолке пещеры. Здесь же был найден рог горного козла, внутренняя полость которого сохранила следы охры. В руках ученых оказалась первая в мировой истории «палитра», которой пользовался художник палеолита. Рисунки относятся к VIII — III тысячелетию до н. э.
Неожиданная находка была сделана учеными в Шамсинском ущелье. Здесь найдено захоронение, типичное для кочевников
IV— V вв. н. э. В Шамсинском кургане была захоронена женщина знатного происхождения. На ее лице покоилась золотая маска размером 20X15 см. Возле черепа лежала золотая диадема и три пары золотых подвесок — для косы и на уши. Здесь же были обнаружены: медальон (миниатюрный женский барельеф из янтаря и гранита в золотом обрамлении), ожерелье, 4 браслета из нефритового камня, два массивных перстня в золотой оправе, миниатюрный золотой сосудик для благовоний, серебряная ложка и другие украшения.
В VI—VII вв. н. э. территория Киргизии входила в раннефеодальное государство тюркских племен — Западно-Тюркский каганат. Центр его г. Суяб находился в долине р. Чу.
В XI в. Киргизия оказалась в составе нового крупного политического объединения тюркских племен во главе с династией Караханидов.
Столица Караханидов Баласагун находилась близ нынешнего г. Токмака. К этому времени относятся замечательный исторический труд ученого-тюрка Юсуфа Баласагунского «Кутадгу билиг» и не утративший до наших дней своего научного значения словарь тюркских языков «Диван лугат ат-тюрк» Махмуда Кашгари.
История Кыргызстана
В северной же части региона кочевали племена саков. Это племенное объединение существовало с 7 по 3 века до н.э. Позднее, во 2 веке до н.э. часть массагетов и саков вошла в племенной союз, главой которого стало племя усуней, просуществовавшее до 5 века н.э. Во 2 веке до н.э. южные области вошли в состав государства Паркан, а с 1 по 4 века н.э. они находились под властью Кушанского царства.
В эпоху раннего средневековья на территорию Киргизии проникают тюрки. В 7 веке территория Киргизии вошла в состав Западно-тюркского каганата. А в начале 8 века политическая власть находилась в руках тюргешской конфедерации тюркских племен, в середине века эти земли захватил племенной союз карлуков. В этот период увеличилось количество городов и других поселений в долинах рек Чу и Талас. Земледельцы стали вести активную торговлю не только с кочевыми племенами, но и с большими караванами, следовавшими через долину реки Чу по Великому Шелковому пути из Восточной Европы в Юго-Восточную Азию. И как раз в это время здесь впервые появилась киргизская народность.
Киргизы.
Итак, впервые информация о киргизах встречается в китайской летописи «Ши цзи», автором которой стал китайский историограф Сыма Цянь. В этой летописи он описал завоевания предводителя племен хунну шаньюя Маодуня или Модэ. Киргизы здесь упоминаются в форме «гэгунь». До сих пор не существует единого мнения о том, где обитали гэгуни, но по некоторым данным они кочевали в районе Котловины Больших Озер на западе современной Монголии. По другой версии, предки киргизов проживали в землях севернее хребта Боро-Хоро (Восточный Тянь-Шань) и западнее пустыни Дзосотын-Элисун в Джунгарии на западе современного Китая.
Южная Киргизия (вместе с Ферганой и севером Таджикистана) после разгрома Кокандского ханства в 1876 году была включена в состав Российской империи как Семиреченская область (административным центром стал город Верный).
Российское правительство старалось не вмешиваться в жизнь киргизов и других покоренных среднеазиатских народов до тех пор, пока не наступила Первая мировая война. России нужны были людские ресурсы, которые сражались за российскую землю. Для этой цели было отдано распоряжение о мобилизации населения на окопные работы. В результате этого, несогласные с таким положением киргизы начали устраивать массовые восстания. Гнев восставших, прежде всего, обрушился на русских переселенцев, проживавших на территории Киргизии. Здесь жертвами коренного населения стали 2000 русских. Естественно, восстание было жестоко подавлено. В связи с этим часть киргизов бежала в Китай, где впоследствии в приграничной провинции Синцзян был даже образован Кызылсу-Киргизский автономный округ.
С вхождением Киргизии в состав единого советского государства жизнь восточной мусульманской страны и ее жителей значительно изменилась. Так, в 1917 году было провозглашено равноправие мужчин и женщин, а в 1921 запрещено законом многоженство и калым (выкуп за невесту). В 1924 году Киргизия была выделена в отдельную Кара-Киргизскую автономную область. В мае 1925 область была переименована в Киргизскую, а в феврале 1926 получила статус Киргизской АССР.
Демократическое движение в Киргизии началось в 1990 году. В октябре того же года демократической коалиции удалось добиться проведения выборов, на которых был избран первый президент республики. На пост первого президента был выдвинут академик Аскар Акаев. 31 августа 1991 года, менее чем через две недели после путча в Москве, правительство провозгласило независимость Киргизской республики.
Современность.
Через два года после обретения независимости, 5 мая 1993 года, была прията первая Конституция Кыргызской республики, которая просуществовала до весны 2010.
24 марта 2005 года в Киргизии случилась Тюльпановая революция, в результате которой после пятнадцати лет управления страной Аскар Акаев был свергнут, а его место занял представитель «бедного юга» Курманбек Бакиев. Главой страны он, однако, пробыл недолго, всего через 5 лет после Тюльпановой революции его также свергли во время очередной революции, которая сотрясла Киргизию 7 апреля 2010 года.
В настоящее время власть находится в руках временного правительства, возглавляемого лидером прошлой революции Розой Отунбаевой. Столкновения между сторонниками новой и старой власти спровоцировали межэтнический конфликт между киргизами и узбеками на юге страны, в ходе которого погибло свыше 200 человек, а сотни тысяч узбеков покинули страну.
К какому периоду истории относятся первые следы человека на территории кыргызстана
Каменный век в Кыргызстане.
Первые достоверные следы человека на территории Кыргызстана относятся к палеолиту – древнекаменному веку (800-100 тыс. лет до н.э.). Костные остатки на терр. КР не обнаружены. В Ср. Азии остатки древ. человека обнаружены в гроте Тешик-Таш (Узбекистан) – мальчик неандерталец, находка археолога Окладникова. Древнейший памятник искусства на терр. Кырг-на – рисунки в пещере Ак-Чункур. самые древние орудия труда здесь были найдены в Центральном Тянь-Шане (на р. Он-Арча), на Иссык-Куле (близ г. Балыкчи) и в Ферганской долине (Ляйлякский р-н). Они были грубыми и примитивными: представляли собой заостренные гальки.
Человек каменного века приручил одну из самых грозных стихий – огонь, отыскал и научился обрабатывать самые лучшие по своим физическим свойствам породы кремня для изготовления орудий труда, научился обрабатывать землю и приручил животных, заложил фундамент для развития религиозных систем.
Пастушеские и земледельческие племена бронзового века
В эпоху бронзы на территории Кыргызстана развивались две культуры. В Чуйской, Таласской долинах, на Иссык-Куле и в Центральном Тянь-Шане утвердилась культура пастушеско-земледельческих племен, тесно связанных с населением казахстанских степей и Южной Сибири. Эти племена условно названы андроновскими (по месту открытия первых памятников этой культуры у с. Андроново близ г. Ачинск). В целом развитие Кыргызстана в эпоху бронзы характеризуется активным освоением металла, ростом пастушеского и земледельческого хозяйства, выделением первых кочевников-скотоводов, имущественным и общественным расслоением людей на знать и рядовых общинников, оформлением общей идеологии, известной в последующие века как учение Заратуштры, а также сложившейся мифологии, ритуалов, зарождением эпоса и храмовой архитектуры. Представители этого времени обладали европеоидной внешностью и говорили на одном из восточно-иранских языков.