к какому классу относятся учителя
Эксперт: К какому классу вредности относятся учителя
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Эксперт: К какому классу вредности относятся учителя». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Помимо упомянутых видов компенсаций, законодательством (ст.222 ТК РФ) предусмотрена выдача специальных продуктов питания сотрудникам, подвергающимся влиянию негативных факторов во время работы. В частности, в обязанность работодателя входит предоставление молока или равноценных пищевых продуктов специалистам, занятым на вредном производстве.
Среди них выделяются три основные: воспитывающая, обучающая и общественно-педагогическая. Учитель, прежде всего, учит детей человеческому опыту, знаниям, а также методами их приобретения, способами и приемами учебной работы. Личность ребенка формируется в процессе обучения и во внеучебной деятельности. Чтобы исключить злоупотребление этим правилом, руководителю вменена обязанность проводить анализ степени тяжести работы, по результатам которого соответствующим должностям присваивается определенный класс.
Условия труда по степени вредности или опасности подразделяются на 4 класса:
В зависимости от того, насколько параметры производственной среды отклоняются от установленных нормативов, рабочие условия подразделяют на четыре класса (ст. 14 ФЗ № 426 ):
Поскольку за условиями пребывания детей ведется производственный контроль, то влияние средовых факторов на учителя выражено значительно меньше, чем тех, что связано с процессом труда.
Результаты обследования сравниваются с гигиеническими критериями оценки и классификации условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса (Руководство Р 2.2.2006-05).
Общая оценка условий труда по степени вредности и опасности
Рассматриваемые доплаты компенсационного характера, предусмотренные коллективными договорами, в бухгалтерском учете подлежат отражению в составе издержек по профильным для организации видам деятельности. При этом они подлежат отражению по дебету сч. 20 «Основное производство» и кредиту сч. 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».
Труд, который выделил человека из мира животных, который в процессе эволюции постоянно совершенствовал человека, делал его сильным, ловким, к сожалению, может и неблагоприятно влиять на работающего человека.
Я работаю в школе давно и люблю свою профессию несмотря даже на множество вредных факторов. Зарплаты сейчас довольно приличные у преподавателей и разброс большой. О своей профессии могу говорить постоянно, но обычно ничего не говорю, а просто работаю и живу. И вообще, учитель — это самая лучшая профессия, так как учитель всегда молод душой, так как радом есть дети.
По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
Профессиональные болезни учителей. Наиболее частые заболевания педагогов
Педагогическая деятельность является одной из важнейших методов самовыражения человека, которую можно сравнить разве что с правоохранительной, медицинской и прочими деятельностям.
Критерии основаны на дифференциации условий труда по степени отклонения параметров производственной среды и трудового процесса от действующих гигиенических нормативов и влияние этих отклонений на функциональное состояние и здоровье работающих.
Для определения класса вредности, присутствующей на рабочем месте, создается комиссия, включающая экспертов лицензионных компаний. По результатам проверки и произведенных замеров устанавливается степень отклонения существующих показателей от установленных нормативов. Тем самым выносится заключение о присваивании рабочим условиям определенного класса опасности.
Факторы не превышают допустимых нормативов, а возможные изменения функционального характера восстанавливаются к началу следующей смены.
Организации, реализовавшие мероприятия, направленные на уменьшение отрицательного влияния производственных факторов на персонал до приемлемого (допустимого) уровня, освобождены от обязанности выплачивать компенсации работникам за работу во вредных условиях.
Правом работодателя является увеличение оговоренного в законе процента доплаты с учетом тяжести и вредности условий, в которых сотрудник выполняет свои трудовые функции.
Под условиями труда подразумевается совокупное воздействие на человека окружающей обстановки и самого трудового процесса. При их оценке выполняется классификация условий труда по факторам производственной среды.
Если работодатель уклоняется от обязательной оценки, он может быть привлечен к ответственности по административному праву.
Формирование этих документов в части установления повышенных надбавок за труд во вредных условиях должно осуществляться с учетом финансово-экономического положения организации.
Чтобы минимизировать неблагоприятное воздействие на организм человека химических, биологических, физических факторов с целью недопущения появления заболеваний медработнику рекомендуется употреблять молоко, иные продукты равной пищевой ценности.
Учитель создает будущее страны. Педагогичекой деятельностью занимаются люди, которые имеют склонность и любовь к этому призванию. Отличительной особенностью педагогической профессии — это коммуникативные способности учителя, его умение наладить правильное общение с детьми. Работа учителя предоставляет большие требования к его вниманию, так как, работая с большим количеством учеников, он должен держать в поле зрения всех.
Что такое класс условий труда 2
За работу в неблагоприятных производственных условиях полагается повышенная оплата. Размер повышения устанавливается локальным актом работодателя, принятым с учетом мнения профсоюза, либо коллективным, трудовым договором. Минимальный размер повышения — 4 процента.
Оптимальные условия труда (1 класс) – это условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
Особенности труда 3 и 4 группы отличаются по степени тяжести. Они могут нести риск для здоровья работника или угрожать его жизни.
Чрезмерное превышение показателей приводит к плохому самочувствию, упадку сил и потере концентрации, что чревато получением травмы. Также вредные условия работы способствуют развитию профессиональных заболеваний, в том числе нарушению репродуктивных функций. Работник не сможет эффективно выполнять свои обязанности или же полностью утратит работоспособность.
Не расцениваются как опасные первые 2 класса. Если работник имеет условия труда 1 или 2, какие-либо компенсации ему не предоставляются за отсутствием вредности.
К первому классу относят производственную обстановку, при которой показатели микроклимата и трудовые нагрузки соответствуют нормам. При этом другие факторы вредности отсутствуют либо не превышают безопасных пределов. В таких условиях человек чувствует себя легко и комфортно и способен сосредоточить на работе все свои умственные и физические силы. Он не рискует повредить здоровье или получить производственную травму. Оптимальными условиями отличается рабочая обстановка в офисах, банках, торговых компаниях.
В связи с опасностью инфицирования, необходимостью взаимодействия с лицами, имеющими физические, психические отклонения, воздействием опасных веществ, излучений, условия труда медработников могут признаваться вредными. За вредность медицинскому работнику полагаются гарантии и компенсации.
Проблема со здоровьем преподавателей очень актуальная тема, потому что учителя — это лица ответственные за обучение будущего поколения. И успешность обучения полностью зависит еще и от самочувствия преподавателя.
Для предупреждения вредного действия на заводах, учреждениях проводится производственный контроль и аттестация рабочих мест.
Допустимые условия труда (2 класс) – это условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Во время трудовой активности сотрудников, на них влияет множество условий труда, совершенно безобидный условий и в то же время способных значительно ослабить здоровье или же навредить ему.
Красноярского края
Профессиограмма
Учитель
Презентация профессии
Слово «учитель» рождает множество разных переживаний в сердце каждого из нас. Ведь именно с педагогами часто связаны наши самые яркие воспоминания об успехах и неудачах, победах и поражениях, которые надолго запоминаясь, так или иначе, зачастую влияют на всю нашу последующую жизнь…
Профессия учителя (педагога) столь же древняя, как и история культурного человечества. В качестве учителей во все времена выбирались самые образованные и достойные. В Древнем Риме, например, от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие, и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. А в древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упоминается, что еще в ХХ веке до н. э. в стране существовало министерство, ведавшее делами просвещения народа, назначавшее на должность учителя мудрейших представителей общества.
Сама педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Согласно словарю Ожегова, учитель – лицо, которое кого-либо чему-либо обучает. Другими словами, учитель – это человек, который обучает учащихся, передает им знания и навыки, занимается преподавательской и воспитательной работой.
В профессии учителя различают ряд специальностей: преподаватели в колледжах, университетах и других вузах; преподаватель в системе дошкольного воспитания и обучения, преподаватель начальной школы, преподаватель в системе специального образования, преподаватель-организатор, социальный педагог, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, педагог по физической культуре, педагог профессионального обучения и другие.
В средней школе ребенка сначала (первые 4 года) сопровождает учитель начальных классов, а затем классный руководитель и множество учителей, ведущих отдельные предметы (учителей-предметников). И если учитель начальных классов во многом исполняет роль внимательной и заботливой мамы – няни, то классный руководитель это уже наставник, направляющий и организовывающий, но обязательно оставляющий своим ученикам пространство для инициативы и самостоятельности. Поэтому от него требуется не только безупречное знания того учебного материала, который он преподает, но и умение хорошо разбираться в вопросах возрастной психологии, чтобы учитывать социальную ситуацию своих подопечных и видеть их потенциал (выражаясь педагогическим языком, видеть зону их ближайшего развития).
В нашей стране учитель (педагог, преподаватель) – это массовая профессия, одна из самых уважаемых и востребованных на рынке труда. В ней редко встречаются случайные люди. В основном преподавателями работают специалисты по призванию, эрудированные, увлеченные своей работой, искренне преданные образовательному процессу, бескорыстно заинтересованные в успехах своих учеников. Очень важна в профессии учителя речь, которая должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Учитель должен уметь выражать свои мысли грамотно, ясно, просто, понятно для ребят.
Преимущества профессии: удовольствие от взаимодействия с подрастающим поколением, от процесса преподавания, передачи своих знаний и опыта учащимся; реализация постоянного стремления к совершенствованию в своем предмете, к самообучению
Ограничения профессии: отсроченный во времени результат труда, значительные психоэмоциональные нагрузки (при ведении большого количества учебных групп, от взаимодействия с трудными учащимися); ненормированное рабочее время; низкий уровень заработной платы; повышенная нагрузка на голосовые связки (горло) и ноги.
Содержание деятельности
Учитель обучает, передает учащимся знания по определенному предмету, используя разные формы (групповые и индивидуальные) и способы руководства познавательной деятельностью учеников (семинары, тренинги, лекции и др.).
Учитель содействует стремлению у учеников к освоению новых знаний, создает условия, способствующие раскрытию их творческого потенциала, способностей и возможностей.
Учитель объясняет новый материал доступными, подходящими для данного возраста средствами, включает в процесс обучения примеры для закрепления материала, осуществляет контроль за успешным усвоением нового.
Учитель использует различные наглядные пособия, презентации на интерактивных досках и другие современные технические устройства.
Учитель изучает индивидуальные особенности учащихся и, при необходимости, оказывает воспитательное психолого-педагогическое влияние, проводит со своими воспитанниками разъяснительную работу.
Учитель организует групповые внеклассные мероприятия, дополнительные занятия, факультативы, кружки, проводит собрания (в том числе родительские).
Учитель строит образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуально – личностных особенностей учащихся (например, стиля познавательной деятельности).
Учитель разрабатывает и внедряет образовательные учебные программы, составляет тематические и урочные планы.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный учитель должен знать:
Условия труда
Обычно учитель работает в помещении. Большую часть рабочего дня он проводит в режиме интенсивного общения с учениками, двигаясь при этом по учебному классу, стоя у доски или сидя за рабочим столом. Другая часть его рабочего времени в той или иной степени бывает посвящена заполнению профессиональной документации, проверки тетрадей учеников, планированию содержания уроков на следующий день.
Главные средства труда учителя: его профессионализм, интеллектуальные способности и познания в предметной области. Также важным рабочим инструментом любого учителя являются голосовые связки. При этом бывают исключения. Так, в случае учителя физической культуры, танцев скорее стоит говорить о выраженной мобильности и физической нагрузке.
Из особых условий труда следует выделить высокую моральную ответственность за качество своей работы.
Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для учителя:
Базовое образование
Базовые знания по профессии учителя, как правило, можно получить в организациях высшего образования.
Учителей младших классов выпускают организации среднего профессионального образования (техникум, колледж).
Пути получения профессии
В городе Красноярске дипломированных учителей средних и старших классов готовят организации высшего образования: ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
В Красноярском крае дипломированных учителей готовит Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «СФУ».
В городе Красноярске дипломированных учителей выпускают организации среднего профессионального образования КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М.А. Горького», КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 2».
В Красноярском крае дипломированных учителей готовят следующие организации среднего профессионального образования:
К какому классу относятся учителя
Классификация профессий Климова
Климов Е.А. предложил свою классификацию профессий, выделив классы типовых решаемых задач:
Далее, в соответствии с особенностями основных целей профессиональной деятельности, профессии и специальности подразделяются на классы: гностические (распознать, определить), преобразующие (обработать, обслужить) и изыскательские (изобрести, придумать). Зная место профессий в приведенной классификации и основные требования к представителям определенного вида профессиональной деятельности, можно правильно и своевременно выявлять свои профессиональные интересы и склонности:
Тип профессии по предмету труда.
Гностические (распознать, определить).
Преобразующие (обработать, обслужить).
Изыскательские (изобрести, придумать).
Наладчик станков с ЧПУ.
Все эти задачи предъявляют свои требования к профессионализму. Об уровне профессионализма можно судить по степени соответствия индивидуальных особенностей личности и деятельности профессионала с требованиями, предъявляемым ему профессией.
Психологические типы профессий /По Е.А. Климову/
Базовая классификация профессий
Худо- жественный образ
C повышенной Моральной ответст- венностью
1. В зависимости от предмета труда все профессии подразделяются на пять типов.
Профессии: семеновод, мастер-животновод, зоотехник, агроном, кинолог, лаборант химико-бактериологического анализа и др.
Это профессии, связанные с сельсkим хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география). Как ни странно, определeнный интерес к природе (хотя, конечно, не основной) должны иметь психолог, менеджер по туризму и гостиничному бизнесу.
C другой стороны, При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.
И еще один момент, который надо учитывать при выборе профессии. Особенность биологических объектов труда состоит в том, что они сложны, изменчивы (по своим внутренним законам), нестандартны. И растения, и животные, и микроорганизмы живут, растут, развиваются, а также болеют, гибнут. Работнику нужно не просто очень много знать о живых организмах, но предвидеть возможные изменения в них, которые подчас необратимы. От человека требуется инициатива и самостоятельность в решении конкретных трудовых задач, заботливость, дальновидность.
Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям и др.
Среди профессий типа «человек-техника» можно выделить:
профессии по добыче, обработке грунтов, горных пород;
профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий, полуфабрикатов.
профессии по производству и обработки металла, механической сборки, монтажу машин, приборов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию технологических машин, установок, транспортных средств;
профессии по монтажу, ремонту зданий, сооружений, конструкций;
профессии по сборке, монтажу электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии по ремонту, наладке, обслуживанию электрооборудования, приборов, аппаратов;
профессии, связанные с применением подъемных, транспортных средств, управление ими;
профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.
При обработке, преобразовании, перемещении или оценки технических объектов от работника требуются точность, определенность действий. Поскольку технические объекты практически всегда создаются самим человеком, в мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. Наряду с творческим подходом к делу в области техники от человека требуется высокая исполнительская дисциплина.
Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др.
Среди этого типа профессий можно выделить:
профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских коллективов;
профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами;
профессии, связанные с бытовым, торговым обслуживанием;
профессии, связанные с информационным обслуживанием;
профессии, связанные с информационно-художественным обслуживанием людей и руководством художественными коллективами;
профессии, связанные с медицинским обслуживанием.
Для успешного труда по профессиям этого типа нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства.
Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:
устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,
потребность в общении,
способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,
умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,
умение находить общий язык с разными людьми.
Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.
профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием,
профессии, предметом труда в которых являются числа, количественные соотношения,
профессии, связанные с обработкой информации в виде системы условных знаков, схематических изображений объектов.
Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
Профессии: артист, художник, музыкант, дизайнер, резчик по камню, литературный работник.
профессии, связанные с изобразительной деятельностью,
профессии, связанные с музыкальной деятельностью,
профессии, связанные с литературно-художественной деятельностью,
профессии, связанные с актерско-сценической деятельностью.
2. По условиям труда выделяют четыре группы профессий
Труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (бухгалтер, инженер, программист, секретарь-референт).
Труд с пребыванием на открытом воздухе с резкими перепадами температуры, влажности (строитель, пожарник, полевод, агроном).
Труд в необычных условиях: под землей, под водой, на высоте, в воздухе, в горячих цехах, в цехах с неизбежными производственными вредностями (летчик, шахтер, водолаз, аппаратчик).
Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей, за большие общественные, материальные ценности (учитель, врач, инженер по технике безопасности, аудитор ).
3. В зависимости от средств труда профессии подразделяют на 4 отдела
Профессии, связанные с использованием ручного труда (столяр, монтажник радиоаппаратуры, ювелир, музыкант, хирург).
Профессии, связанные с использованием машин c ручным управлением (токарь, водитель, машинист, оператор связи).
Профессии, связанные с использованием полуавтоматов, автоматов, автоматических линий, робототехнических комплексов (сталевар, печатник, аппаратчик, диспетчер энергосистемы).
Профессии, связанные с использованием функциональных средств, орудий труда (преподаватель, актер, дирижер, режиссер, спортсмен).
4. В зависимости от цели труда можно выделить три класса профессий
Преобразующие: обработать, переместить, организовать, преобразовать (водитель, живописец, преподаватель, паркетчик, слесарь, портной,).
Изыскательские: изобрести, придумать, найти новый вариант, сконструировать (закройщик, разметчик, селекционер, художник оформитель)
Пример формулы профессии: Юрист
«Марь Иванна, у вас воротничок сине́ет»: исследование СБъ о зарплатах учителей
Сегодня в России более 1,3 млн учителей средних школ. «Системный Блокъ» решил узнать, насколько учитель средней школы в России подходит под критерий среднего класса. Говоря геймерским языком: насколько трудно «проходить Россию» на уровне сложности «medium teacher»
По данным министерства просвещения РФ на начало учебного 2020/2021 года в стране трудились 1 318 077 учителей общеобразовательных школ. При этом в школах России было 26 222 вакантных места.
В январе прошлого года тогда еще министр просвещения Ольга Васильева в интервью «Российской газете» заявила, что в школах работает «почти полтора миллиона» учителей и не хватает «еще процентов десять».
Предупреждение: Автор может быть предвзят — среди его родных и друзей есть учителя
Средний класс: who are you?
Независимо от того, кто и когда первым заговорил о «среднем классе» — Аристотель в Древней Греции или датская королева Каролина в XVIII веке — эту прослойку населения всегда определяли как людей, занимающихся умственным трудом, с достатком, которого хватает на нормальное существование. Очевидно, что учителя должны относиться к среднему классу.
При этом сейчас нет общепринятых критериев, чтобы определить, относишься ли ты к «белым воротничкам», т.е. среднему классу, а не к «синим воротничкам», т. е. к рабочему классу. Есть разные методики.
Всемирный банк
Главное — доходы. Всемирный банк вводит понятие «мирового среднего класса» и считает, что в этом классе годовой доход на душу населения составляет приблизительно 4-17 тысяч долларов (в международных долларах по курсу 2000 года). Значит, месячный доход составляет примерно 330-1416 международных долларов (8108-34794 рублей по курсу 2018 года).
Кроме того, Всемирный банк считает, что представителей среднего класса к 2030 году будет 15% от всего населения. Они будут обладать высоким уровнем потребления и ориентироваться на мировой рынок: покупать иностранные товары высокого качества, автомобили (возможно, подержанные), путешествовать и стремиться получить высшее образование по мировым стандартам.
Институт социологии РАН
Согласно этой методике, чтобы принадлежать к среднему классу, человек должен отвечать четырем критериям: иметь как минимум среднее специальное образование, его работа должна быть умственным трудом, на ней он обязан зарабатывать не ниже медианных значений зарплаты того места, где он живет, и он должен оценивать свой статус в обществе не ниже 4 баллов из 10
Росстат подсчитывает медианные зарплаты в апреле нечетных годов, так что по данным за 2019 год, в среднем по России представитель среднего класса должен зарабатывать не меньше 33 793 рублей 50 копеек.
Банк Credit Suisse
Швейцарский банк Credit Suisse ежегодно публикует доклад о благосостоянии населения разных стран. В России благосостояние совершеннолетнего населения составляет 5-25 тысяч долларов в год на человека. При этом благосостояние мирового среднего класса составляет 10-100 тысяч долларов в год на человека. Учитывая средние показатели курса рубль-доллар ЦБ РФ, можно сказать, что представитель среднего класса в России должен зарабатывать в месяц минимум 59 475 рублей по курсу за 2020 год или 53 850 рублей по курсу 2019 года.
Здесь и далее будет использован средний курс доллара, т.е. среднее арифметическое от значения официального курса рубля по ЦБ РФ
Бывший министр экономического развития М. С. Орешкин
Максим Орешкин, тогда еще министр экономразвития России, в декабре 2017 года заявил, что нижняя граница ежемесячного заработка среднего класса — это 20-30 тысяч рублей.
Учитывая инфляцию, сейчас эту границу можно определить в 22 122‑33 183 рублей.
Учитель в России, Россия в учителе
Наиболее полный и емкий портрет российского учителя составил проект Международного исследования учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения TALIS (Teaching and Learning International Survey) в 2018 году. Это был третий этап, предыдущий датирован 2013 годом.
TALIS — это первое международное исследование Организации экономического сотрудничества и развития. В фокусе внимания исследования находятся учебная среда и условия работы учителей в общеобразовательных организациях. На первом этапе исследования в 2008 году в проекте участвовали 24 страны, в 2013 году — 37 стран, в 2018 году — 46 стран.
Миссия проекта — «предоставить полезные для принятия политических решений данные и анализ» по таким вопросам, как роль и функционирование школьного управления, оценка работы учителей и получение ими обратной связи, профессиональное развитие учителей, установки и взгляды учителей по поводу преподавания и педагогических практик. В проекте отмечают, что в России постепенно падает число молодых преподавателей: число учителей в возрасте до 25 лет сократилось с 4,7% до 3,9%, а доля учителей старшей возрастной группы (50 и более лет) увеличилась с 40% до 42%.
Если тенденция не прекратится, то в будущем нас ждет большой кадровый голод, когда большинство преподавателей предпенсионного и пенсионного возраста все-таки уйдут на пенсию.
Как мы видим, требование об образовании Института социологии РАН выполняется. Впрочем, это логично, так как прийти преподавать в школе без образования практически невозможно, что и отражено в статистике.
Наиболее важными мотивами, повлиявшими на выбор профессии, стали возможность сделать свой вклад в развитие общества (91%) и возможность влиять на развитие детей и молодежи (88%)
На диаграмме сравниваются показатели России и стран, принявших участие в TALIS (в открытых отчетах нет данных по отдельным странам). В среднем Россия выигрывает у TALIS, но у нас мало «категорически согласных» с тем, что учитель — это престижная профессия, и много просто «согласных», то есть людей, которые вполне могут ориентироваться не на современную социальную ситуацию, а на отголоски социальной ситуации прошлого. В СССР работать учителем было престижно. И версия о мнениях, основывающихся на прошлом, косвенно подтверждается, если учитывать средний возраст российского учителя.
Учителя литературы отметят истинно русскую литературную традицию у самих учителей: думать о мире и, одновременно с этим, страдать. 53% учителей считают, что учитель — это уважаемая профессия в обществе, и в то же время своей зарплатой недовольны 68%. А что, если не зарплата, показатель твоей ценности, особенно если ты госслужащий?
Недовольство зарплатой становится понятным, если посмотреть на количество задач у современного учителя и сколько суммарно в часах занимают задачи, связанные непосредственно с преподаванием:
24,5 часа работает условный, «усредненный», учитель в России. В пересчете на академические часы по 45 минут российский учитель проводит 32,6 урока в неделю.
Ставка (один оклад) преподавателя — это 18 академических часов. Судя по статистике TALIS, в России почти все преподаватели берут 1,5 или 2 ставки, хотя по Трудовому Кодексу РФ продолжительность рабочего дня преподавателя с учетом не преподавательской нагрузки должна составлять не более 36 часов в неделю.
За(р)платы
Посмотрим на то, как изменилась зарплата учителей за 10 лет.
По данным Росстата, ситуация на севере и востоке страны лучше, чем в европейской части России (за исключением Москвы). При этом невозможно не заметить «проплешину» в центре страны — Марий Эл, Татарстан, Башкортостан, Свердловская область, а также Ханты‑Мансийский и Ямало‑Ненецкий автономные округа.
А центрами устойчивого развития можно назвать Москву и область, Мурманскую, Челябинскую, Тюменскую и Хабаровскую области, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Еврейскую автономную область и Камчатский край.
При этом Росстат считает зарплаты без учета НДФЛ и учитывает только оклады, а не премии и надбавки, которые могут на время исчезать из зарплатных ведомостей. В министерстве просвещения об этом знают и отмечают, что бо́льшая часть зарплаты учителей должна состоять из оклада, а не надбавок.
В интервью «Российской газете» экс-министр просвещения Ольга Васильева заявила, что ведомство стремится, чтобы 70% фонда оплаты труда учителей расходовалось на оклады за одну ставку — то есть за 18 уроков в неделю, а оставшиеся 30% — на надбавки.
«Такие рекомендации регионы получают каждый год. Но проблема в том, что субъекты и муниципалитеты сами решают, как начислять оклады, надбавки и стимулирующие выплаты», — сообщила Васильева, отметив, что «далеко не все [регионы] эту пропорцию — „70 на 30“ — соблюдают».
«Министр подчеркнула, что нередко зарплата учителя в отчетах губернаторов достигает средней по региону только за счет того, что педагоги берут дополнительную нагрузку, работая на 1,5 ставки и больше» — текст «Российской газеты».
Но даже при условии, что учителя в России буквально работают «за себя и за того парня, стоит посмотреть на динамику заработных плат учителей за 10 лет с учетом инфляции (85,08% за десять лет) — и становится понятно, что работа за двоих, а то и троих не помогает.
После учета инфляции, к центрам развития добавились Алтайская республика и Красноярский край.
При этом ситуация в Ханты‑Мансийском и Ямало‑Ненецком автономных округах — катастрофическая. С учетом инфляции учителя потеряли до 10 тысяч рублей!
С 2010 года МРОТ вырос в 2,8 раза — с 4 330 до 12 130 рублей. В то же время не все регионы успевают повышать зарплаты, и зарплата учителя все ближе к минимальному размеру оплаты труда.
Если в стране есть инфляция, то зарплаты должны ее обгонять. Но если при повышении МРОТ не повышаются зарплаты учителей, то, во-первых, считать профессию уважаемой в обществе сложно, и, во-вторых, учителя де‑факто становятся ближе к границе бедности. А средний класс — это далеко не бедность.
Повышение зарплат обгоняет повышение МРОТ лишь в восьми регионах: Севастополе (но не в Крыму в целом!), Дагестане, Пензенской, Челябинской и Мурманской областях, Алтайской республике и Хакасии, а также в Еврейской автономной области. Из прошлых «лидеров» остается только Челябинская область и Еврейская АО.
Из списка развивающихся можно вычеркнуть Дагестан и Пензенскую области, с учетом того, что повышение заработных плат лишь на сотые доли процента обгоняет повышение МРОТ.
Продукты. Сага о полупустом холодильнике
Если вычесть из средней зарплаты один прожиточный минимум (у каждого региона он свой), то самыми «пострадавшими» регионами будут Забайкальский край, Карачаево-Черкессия, Башкортостан, Кабардино-Балкария, Чечня, Удмуртия и Ханты‑Мансийский автономный округ. «Свободная» часть зарплаты учителей будет чуть ниже прожиточного минимума (и МРОТа) по России в целом — в пределах 11‑12 тысяч рублей.
Но средний класс на свои средства живет свободно, а не питается на один прожиточный минимум. Что останется от зарплат учителей, если отнять от них два региональных прожиточных минимума?
Самые «свободные» в денежном отношении учителя в регионах располагают от 10 до 20 тысяч рублей. Есть регионы, где у учителей очень много «свободных денег»: Москва (45 062 руб.), Челябинская (79 041 руб.), Мурманская (27 809 руб.) и Тюменская (51 655 руб.) области, Ненецкий (46 148 руб.) и Чукотский АО (35 686 руб.), Камчатский (28 716 руб.) и Хабаровский край (47 523 руб.) и Еврейская АО (60 742 руб.).
При этом есть регионы, где зарплаты уходят в минус: в Кабардино-Балкария (долг в 279 рублей), Забайкальский край (долг в 611 рублей) и Ханты-Мансийский АО (долг в 5 458 рублей)!
Can a car?
По определению института современного образования, в хозяйстве людей среднего класса должно быть два автомобиля. Сколько учителю придется копить со свободных денег на один новый отечественный автомобиль и одну иномарку?
Учитель в Чечне будет копить на отечественный автомобиль более 69 лет, в целом более пяти лет на автомобиль будут копить учителя из 48 регионов. Учителя из 26 регионов будут копить на авто от двух до пяти лет. Восемь регионов — будут копить до двух лет. Трое не накопят никогда. При этом средняя продолжительность жизни в России составляет 73,4 года.
В среднем по России учитель будет копить на автомобиль российского производства 9,4 года
Более 100 лет на иномарку будут копить пять регионов (Чечня, Удмуртия, Новгородская область и Ивановская область и Башкортостан), более 50 лет — два региона (Карачаево‑Черкессия и Якутия). Года и даже двух лет накоплений не хватит никому.
В среднем по России учитель будет копить на иномарку 26,42 года
(Не)движимость
Свое жилье важнее автомобиля. Мы решили посмотреть за сколько лет учитель накопит себе на квартиру в 60 кв. м — это средняя площадь двушки и довольно близко к средней площади квартиры в России.
В среднем все не очень хорошо в европейской части России и лучше в тех самых центрах развития (богатых нефтяных и северных регионах вроде Тюмени, Мурманска), при проблемных зонах в Кабардино‑Балкарии, Ханты-Мансийском АО и Забайкальском крае. Есть еще девятнадцать регионов, где копить будут больше половины средней продолжительности жизни. Сравнительно быстро (до 10 лет) накопят в восьми регионах: Челябинская и Тюменская области, Севастополь, Еврейская АО, Ненецкий АО, Ингушетия, Хабаровский край и республика Алтай.
Самоощущение
Большинство учителей сходятся на том, что должны чувствовать себя представителем среднего класса. Вот эти смски прислали на передачу «Реальные цифры» телеканала ОТР:
Те учителя, кто подумал, что их ситуация похожа на описанную выше, — исключаются из среднего класса по критериям института социологии РАН.
Судя по карте выше, все российские учителя отвечают критерию среднего класса с точки зрения дохода. Однако Росстат считает зарплаты без учета НДФЛ и учитывает только оклады, учителя вынуждены работать на 1,5-2 ставки (работая 32,6 урока в неделю в среднем по стране).
Не везёт с деньгами, повезёт в… других критериях?
Представитель среднего класса обладает высоким уровнем потребления и ориентируется на мировой рынок: покупает иностранные товары высокого качества, импортные автомобили, путешествует «и имеет возможность получить высшее образование по мировым стандартам» — таковы критерии Всемирного банка.
Как мы увидели, российский учитель не может ориентироваться на иностранные товары — не с той динамикой сближения с границей МРОТ, подобной Титанику и айсбергу. Так что согласно критериям Всемирного банка российский учитель — не средний класс, несмотря на выполнение главного критерия по доходам.
Если судить по определению института социологии РАН, большинство учителей в России отвечает многим критериям среднего класса: имеют как минимум среднее специальное образование, их работа — умственный труд, зарабатывают они не ниже медианных значений зарплаты в России (де-юре). Учитель также должен ощущать себя представителем среднего класса, предполагают социологи. А вот с этим проблемы.
Это демонстрируют не только присланные в ТВ-эфир сообщения. Согласно опросу TALIS, 57% не считают профессию престижной (13% вообще категорически не согласны), а бо́льшая часть учителей (68%) не считают оплату своего труда достойной. Хотя престижной профессию считают 43% учителей, при этом часть из них считают, что им платят недостаточно. Все это не позволяет считать, что критерии института социологии РАН выполняются. Учитель в России — не средний класс.
В институте современного развития считают, что представитель среднего класса должен зарабатывать 129 770-161 550 рублей, что оказалось невыполнимо даже для Москвы.