истории какой страны принадлежит легенда о рыцарях круглого стола
Легенды о рыцарях круглого стола
Рыцарями круглого стола называли рыцарей, которые принадлежали высшему рыцарскому ордену. Этот орден существовал при дворе короля Артура. Такое название они получили из-за того, что обычно сидели за круглым столом. Король Артур сидел рядом с ними, подчёркивая, что главенства за этим столом нет. Историки не пришли к единому мнению, сколько же рыцарей принадлежало Круглому столу.
Одни источники утверждают, что их было 24, другие называют только 13 рыцарей. Самое большое количество – 1600 человек. Роберт Де Борон утверждал, что мест за столом было 50, поэтому рыцарей тоже было 50. Вальтер Скотт в своих романах писал, что их было 16. Одно из мест должен был занять рыцарь, который займётся поисками Святого Грааля. А Дидот-Персиваль считал, что рыцарей было только 13.
Также имеются документы XII века, в которых говорится, что их число почти достигло 1600 человек. Это происходит от того, что события и персонажи часто меняются при пересказе, обрастая всё новыми подробностями, появляются новые имена. Но во всех источниках членами этого ордена могли быть только самые благородные рыцари.
Круглый стол
Круглый стол появился для того, чтобы не было спора о главенстве. Он находился в замке Камелот в самом большом зале. Все сидящие за ним становились равными по рангу. Никто не мог диктовать условия другим находящимся за этим столом. Легенды о Круглом столе короля Артура – это продукт устного народного творчества британцев, корни которого уходят в кельтские времена.
Существует также Винчестерский список Рыцарей Круглого стола. Его составили, копируя легенды о короле Артуре в XIII веке. Это время в Англии правил король Эдвард I. Он очень любил истории о славном короле Артуре и его рыцарях. Он хотел возродить эти традиции. Эдвард установил большой круглый стол, за которым было 24 места. Каждое место имело запись имени рыцаря. Имена рыцарей соответствовали старинным легендам.
Вот их имена: Галахад (сын Лаеселота), Ласелот, Гавейн, Персиваль, Лионелл, Тристрам де Лионс, Гарет, Бедивере, Блеоберис, Лакотемейл Тайл, Лукан, Паломед, Ламорак, Борс де Ганис, Сафер, Пеллеас, Кей, Эктор де Марис, Дагонет, Дегор, Брунор де Нуар, Лебиус Десконнеу, Алимер, Мордред. Этот стол существует ив наше время. Место за ним передаётся по наследству на протяжении многих веков.
По другой легенде рыцарей было только 12. Это были: Ланселот, Гавейн, Герайнт, Персиваль, Борс Младший, Ламорак, Кей сэр Гарет, Бедивере, Гахерис, Галахад, Тристан. У каждого рыцаря имеется свой прототип. Существует много легенд, в которых рыцари ищут Священный Грааль.
Легенды Круглого стола
Король Артур является главным персонажем британского эпоса. Он смог объединить вокруг себя самых благородных героев. Это собирательный образ. У других участников Круглого стола есть прототипы. Все сидящие за столом герои были разных национальностей: Бритты, германцы, валлийцы, французы. Несмотря на множество легенд, некоторые рыцари фигурируют в большинстве из них. Одним из самых часто встречающихся является сэр Ланселот. Он первый в списках рыцарского ордена. Ланселот во многих битвах сражался рядом с королём Артуром, защищал его в бою. Он был храбрым и преданным.
В легендах описывается его любовь к королеве Гвиневере. Их связь стала привела к трагическому концу короля Артура. Другим известным членом Круглого стола был сэр Гавейн, племянник Артура, самый идеальный рыцарь, пример для подражания. Он отличался мудростью и отвагой. Ещё один известный рыцарь — это сэр Персиваль, ему больше всех доверял король Артур. Он, как и Галахад, искал Священный Грааль.Братом Персиваля был Ламорак. Очень много легенд связано с Галахадом, сыном Ланселота. Это более поздние легенды. Он считается самым храбрым рыцарем в мире. Этот рыцарь нашёл Священный Грааль. Его ещё называют Святым рыцарем. Сэр Эктор, по преданиям, был приёмным отцом Артура. Его отдал ему на воспитание волшебник Мерлин.
Также существуют легенды о Мордреде. В некоторых из них он фигурирует как приёмный сын короля Артура. По другим версиям Мордред был его незаконнорожденным сыном. Во время военного похода короля Артура в Европу, Мордред занял его трон. Он влюбился в королеву Гвиневеру и затем женился на ней. Известие о предательстве сына дошло до короля Артура. Он срочно вернулся в Англию. Он сразился с Мордредом в Калмлане. Битва была ужасной. Противники нанесли друг другу множество ранений.
В настоящее время на основе легенд о рыцарях Круглого стола снято много художественных и мультипликационных фильмов, написано картин. В театрах идут постановки на рыцарские темы. Английские, французские, немецкие писатели используют темы этих легенд в своих произведениях. Они расширили подвиги героев рыцарских легенд. Часто в них король Артур присутствует, как второстепенный персонаж. Любители старины устраивают театрализованные бои.
Король Артур и рыцари Круглого стола. Обзор легенды
Король Артур. Вплоть до VI века основную часть населения Британии составляли бритты. Это были воинственные и смелые люди, жившие общинно-родовым строем. В середине I века Британию захватили римляне.
Их власть продержалась вплоть до начала V века. Однако сладить с бриттами было очень сложно. Те постоянно поднимали восстания против римского владычества. Закончилось всё это завоеванием Британских островов англами, саксами и ютами.
За сто с небольшим лет большая часть бриттов была истреблена. Оставшихся в живых в VI веке вытеснили в Шотландию, Бретань, Корнуолл и Уэльс. Так закончилась история мужественного и смелого народа.
Король Артур и рыцари Круглого стола
В его среде было много славных героев. Одной же из самых популярных фигур, успешно боровшейся с саксами, считается король Артур.
Король Артур реальность персонажа
Жила эта легендарная личность в V веке. Однако многие историки считают данный образ вымышленным. То есть конкретного человека не существовало. Было несколько исторических личностей, из которых и сделали собирательный образ. Он был воспет в британском эпосе, а затем нашёл продолжение в рыцарских романах.
Согласно преданиям, легендарный Артур считается сыном короля бриттов Утера Пендрагона. Но появился малыш на свет в довольно пикантной ситуации. Его матерью была герцогиня Игрэйна.
В то время она состояла в законном браке с герцогом Горлуа. Эту женщину увидел при своём дворе Утер Пендрагон. Он воспылал страстью к Игрэйне и стал это активно демонстрировать ей.
Глубоко возмущённая герцогиня обо всём рассказала мужу. Тот отправил жену от греха подальше в фамильный замок Тинтагель.
Узнав об этом, король бриттов разгневался и начал военные действия против герцога. Но его страсть была так велика, что он обратился за помощью к мудрецу и волшебнику Мерлину.
Тот придал Утеру образ Горлуа, и коварный король проник в Тинтагель. Игрэйна приняла его за мужа и легла с обманщиком на супружеское ложе. В результате этой связи был зачат Артур. Что же касается Горлуа, то в это же время он был убит в битве.
Когда малыш родился, Мерлин похитил его и передал на воспитание сэру Эктору. Этот почтенный рыцарь стал приёмным отцом мальчика, который даже не догадывался о своём подлинном происхождении.
Однако по прошествии нескольких лет Утер умер, а на его место начали претендовать многие знатные вельможи, так как прямой наследник отсутствовал.
Мерлин знал, кому по праву принадлежал королевский трон. Поэтому он придумал хитрый ход, чтобы корона достался тому, кому и следовало. При помощи магии волшебник воткнул в камень меч, а сам же камень заставил плавать у поверхности воды.
Всем претендентам на престол было объявлено, что тот станет королём, кто вытащит меч из камня.
Знатные вельможи по очереди стали браться за рукоятку и тянуть меч на себя. Но тот не поддавался усилиям людей и оставался в камне. Тут появляется юный Артур, которому в это время было 15 лет.
Юноша с необыкновенной лёгкостью вытащил меч. После этого Мерлин всем рассказал подлинную правду о происхождении молодого человека. Часть бриттов признала его королём.
Но нашлись рыцари, которые выступили против, и начиналась война. Однако молодому правителю удалось разгромить противников и доказать своё право на трон.
Своей резиденцией король Артур сделал замок Камелот. Туда он пригласил лучших рыцарей со всей Европы. Свои заседания эти люди стали проводить в большом зале. Но тут возникла одна проблема.
Каждый рыцарь считал себя важной персоной, а поэтому отказывался сидеть в дальней части стола. Тогда мудрый Мерлин нашёл отличный выход. Он подарил кичливым вельможам круглый стол. Так появились рыцари Круглого стола.
Рыцари Круглого стола
В жилах Артура текла чистокровная бриттская кровь. А вот у рыцарей, окружавших его, национальность была самая разная. Они были германцами, французами, валлийцами.
Общее же число этих благородных господ очень трудно определить. В разных источниках указывается от 150 до 1500 королевских соратников. Все они показали себя храбрыми воинами в боях с саксами.
Святой Грааль
И однажды встретил епископа, который показал ему чашу. После этого видения Галахад умер.
Трагическую роль в судьбе короля Артура сыграл мужественный рыцарь Ланселот. Он влюбился в жену монарха, которую звали Гвиневра. Она ответила взаимностью и изменила мужу.
Но тому вскоре доложили, что Ланселот с Гвиневрой стали любовниками. По законам того романтического времени неверных жён сжигали на костре. Король приказал арестовать любовников и доставить к нему. Но тем удалось бежать во Францию.
Опозоренный венценосец отправился в погоню, а за себя оставил Мордреда. Тот входил в состав рыцарей Круглого стола и приходился племянником правителю. Но Мордред, получив власть, тут же объявил себя королём. Ему попытался противостоять другой племянник по имени Гавейн.
Смерть короля Артура
До Артура дошла весть о том, что он свергнут с трона. Развенчанный венценосец со своими воинами поспешил в Британию. Самозванец встретил его с большим войском на берегу.
Полегли также оба воинства. В живых остался лишь преданный королю рыцарь Бедивер.
Артур сказал ему: «Наступает конец. Возьми мой меч, иди к морю и брось его в самое глубокое место». Бедивер взял меч и ушёл на берег.
«Что ты видел и что слышал?» На что получил ответ: «Я ничего не видел кроме волн и ничего не слышал кроме шума ветра». Венценосец возмущённо воскликнул: «Ты лжёшь! Я приказываю тебе пойти и бросить меч в воду».
Он вернулся и услышал тот же самый вопрос: «Что ты видел и что слышал?» Рыцарю ничего не оставалось делать, как повторить свой прежний ответ: «Я видел волны и слышал шум ветра».
Это взбесило Артура. Теряя последние силы, он крикнул: «Иди и брось меч в воду, иначе я встану и убью тебя!» Напуганный Бедивер вернулся на берег и, размахнувшись, бросил меч как можно дальше.
Бедивер поспешил обратно и всё рассказал умирающему венценосцу. Тот приказал отвести его на берег.
Бедиверу с большим трудом удалось дотащить короля до воды. И тут же на морской глади появилась лодка, в которой сидели какие-то люди.
Лодка причалила к берегу, и верный Бедивер увидел среди людей трёх женщин в королевских одеждах.
Из лодки вышли мужчины, подхватили на руки тяжело раненого венценосца и отнесли его на судно. Самая красивая из королев произнесла: «Дорогой брат, почему ты заставил нас так долго ждать тебя?» После этого судно отчалило и медленно поплыло прочь от берега.
По легенде тело короля Артура было доставлено на таинственный остров Авалон. Там венценосец до сих пор и лежит в дрёме, но не умирает, так как родина всё ещё нуждается в нём, ведь врагов вокруг очень много.
Король на Все Времена
«. прообразом ВСЕХ произведений в жанре фэнтези является легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола!»
С этим категоричным утверждением Сапковского можно не соглашаться, но с тем, что «артуриана» — один из краеугольных камней в фундаменте фэнтези, спорить трудно. Тем интереснее подробнее ознакомится с корнями легенды, чтобы затем взглянуть, что из них выросло.
История короля Артура — повесть о временах добродетели, благородства и мужества, когда посреди мрачного и смутного средневековья существовало чудесное королевство, процветавшее под мудрым правлением идеального государя и его благородных рыцарей.
— «Этот меч из камня может вытащить только истинный король Британии».
Легенда
Итак, однажды Верховный король Британии Утер Пендрагон, воспылав страстью к Игрейне, жене герцога Горлуа Корнуэльского, обманом проник в ее спальню в замке Тинтагель. Через 9 месяцев родился мальчик, нареченный Артуром, которого отдали волшебнику Мерлину, дабы тот позаботился о возможном наследнике.
Мудрый маг доверил воспитание мальчика, коему он прорицал великое будущее, славному рыцарю Эктору. Тот растил Артура, как собственного сына. Других детей у короля так и не появилось. От брака же с погибшим Горлуа у Игрейны остались три дочери, младшая из которых познала искусство магии и под именем Феи Морганы сыграла роковую роль в судьбе своего сводного брата.
После смерти Утера Мерлин открыл шестнадцатилетнему Артуру тайну его рождения. И после того, как юноша ухитрился вытащить меч, торчащий из наковальни, что под силу было лишь «истинному по рождению королю Британии», он занял отчий трон. Затем Артур получил в Дар от Владычицы Озера волшебный меч Экскалибур, женился на прекрасной леди Гвиневере и зажил припеваючи в замке Камелот.
И доблестный сэр Персиваль вот-вот обнаружит искомый Грааль.
При своем дворе Артур собрал всех храбрых и преданных рыцарей королевства — Ланселота, Гавейна, Галахада, Персиваля и многих других. Он усаживал их вокруг огромного Круглого стола, так, чтобы никто не считался первым и никто — последним. Мерлин учил рыцарей не творить зла, избегать предательства, лжи и бесчестья, даровать милосердие низшим и оказывать покровительство дамам. Затем паладины Круглого Стола отправлялись странствовать и совершать подвиги, побеждая драконов, великанов и колдунов, спасая принцесс. Но главной целью их паломничества был поиск святого Грааля — Чаши, из которой Иисус пил во время Тайной вечери и куда затем была налита его кровь. Долгие годы рыцари шастали по Британии в поисках реликвии, но вотще. В конце концов Грааль нашел юный сэр Галахад, сын Ланселота, после чего душа его вознеслась на небо (по другой версии, Грааль достался сэру Персивалю).
А положил начало гибельной для Артура цепи событий величайший из его рыцарей— сэр Ланселот дю Лак («Озерный»). Он влюбился в леди Гвиневеру и оказался не в силах подавить преступную страсть к жене своего сюзерена.
Племянник Артура Мордред (по другой версии — его бастард, внебрачный сын), сын Феи Морганы, разоблачил любовников и принудил Артура осудить жену на казнь. Ланселот спас королеву и бежал с ней во Францию. Перед тем, как вместе с войском отправиться за ними в погоню, Артур оставил регентом Мордреда. Племянник, воспользовавшись отсутствием дяди, совершил переворот. Артур вернулся домой и сошелся с Мордредом в битве при Камланне, где пронзил копьем предателя, но тот, умирая, успел смертельно ранить короля.
Меч Экскалибур был выброшен в воду, где его подхватила рука Девы Озера, а верные соратники Артура положили умирающего в ладью, унесшую его по морю на волшебный остров Авалон. Дабы утешить рыцарей, король пообещал вернуться, когда Британии будет угрожать великая опасность. Таков канонический Миф.
Артур глазами историков
Реальных документальных подтверждений существования Артура нет. Не сохранилось никаких государственных указов, прижизненных упоминаний в хрониках, частных письмах. Впрочем, о многих событиях тех «темных» столетий до нас дошли лишь разрозненные слухи, записанные с чужих слов многие века спустя.
Суровые факты
В I в. до н.э. Британию заселяло кельтское племя бриттов. К III в. н.э. завоевание острова римлянами завершилось, и появилась имперская провинция со смешанным бритто-римским населением, ставшая в конце III-IV вв. христианской. В 407 году, ввиду угрозы для Рима со стороны готов, римские легионы ушли из Британии, фактически бросив ее на произвол судьбы. Началось кратковременное кельтское возрождение и забвение римских обычаев.
Но в середине V в. на остров обрушились с моря германские языческие племена: юты, англы и саксы, захватившие часть земель на побережье. В начале VI в. бритты и потомки римлян объединились и начали борьбу с завоевателями. К середине века им удалось нанести захватчикам ряд поражений, но в 60-70-е гг. вторжение продолжилось, и к 600 г. завоевание основной части острова было завершено. Таковы точно установленные исторические факты. Далее — зыбкая почва предположений.
Так мог бы выглядеть король Артур (фрагмент «Круглого стола», Винчес-терский замок, Велико-британия).
Преддверие мифа
Имитация Круглого стола, изготовленная по приказу короля Эдуарда III Плантагенета (хранится в Винчестерском замке).
Первое косвенное упоминание, которое можно отнести к Артуру, появилось в исторической хронике «О разорении и завоевании Британии» валлийского монаха Гильдаса (ок. 550 г.). Так, он писал о некоем короле, пригласившем в страну саксов для того, чтобы дать отпор пиктам. Но когда союзники-саксы вместо войны с пиктами начали резать самих бриттов, те избрали своим правителем с титулом «император» потомка римлян Амвросия Аврелиана, разгромившего варваров у горы Бадон (ок. 516 г.). Текст хроники весьма неясен: непонятно, кто руководил этой битвой; но упоминается некий Медведь (лат. Ursus), на валлийском языке — «atru» (почти Arthur!).
Еще один монах из Уэльса, Ненниус, в своей «Истории бриттов» (точное время написания не установлено — от 796 до 826 гг.) также упоминает некого великого воина по имени Артур.
«История бриттов» весьма путана и переполнена откровенными байками. Вот, например, как, по Ненниусу, появились в Британии германцы. Король бриттов Вортигерн, опоенный колдовским напитком, влюбляется в дочь вождя саксов Хенгиста Ронвену и позволяет язычникам завоевать свою страну. Далее в повествование вплетается Амвросий, который оказывается то знатным римлянином, вождем бриттов и наследником Вортигерна, то неким ясновидящим, прорицателем, родившимся без отца (Мерлин?). Позднее упоминается безо всякой связи с Амвросием вождь Артур, разгромивший саксов в двенадцати битвах, причем решающая произошла при горе Бадон.
По данным археологических раскопок, в местах, указанных Ненниусом, действительно произошло много сражений, но они никак не могли состояться на протяжении жизни одного человека. И можно ли доверять источнику, созданному через двести лет после описываемых событий?
Около 956 г. неизвестный валлиец составил историческую хронологию «Камбрийские анналы» (Камбрия — древнее название Уэльса), где написал: «516 г. — Битва при Бадоне, во время которой Артур носил на своих плечах крест Господа нашего Иисуса Христа три дня и три ночи, и бритты были победителями. 537 г. — Битва при Камланне, во время которой Артур и Медраут убили друг друга, и мор наступил в Британии и Ирландии». Это последнее упоминание об Артуре в относительно историческом труде.
Современные же ученые отмечают следующий вполне реальный факт, подтверждаемый археологическими изысканиями: во второй половине V в. экспансия саксов в Британии замедлилась, фактически прекратившись. Из чего делается вывод, что бриттов в течение почти 50 лет возглавлял некий великий вождь и воитель, коему удалось порядком потрепать захватчиков. Этот правитель, возможно, Амвросий Аврелиан, вождем дружины которого мог быть валлиец Артур, нанесший саксам ряд существенных поражений, особенно при горе Бадон. Начавшиеся затем усобицы в стане победителей привели к гибели Артура.
Могила Артура
Аббатство Гластонбери в Сомерсете — уникальный исторический объект. В свое время здесь проводили обряды друиды, их сменили римляне, но наиболее значимый след оставили христиане.
Вот он, сэр Ланселот Озерный, невольный виновник несчастий Артура.
Церковные руины, сохранившиеся до наших дней, относятся к XIII веку, они остались от храма, разрушенного по приказу короля Генриха VIII во время его борьбы с католицизмом.
Давно ходили слухи, что именно в Гластонбери похоронен король Артур, и когда в 1184 г. страшный пожар уничтожил аббатство, во время реконструкции монахи попутно занялись поисками могилы легендарного короля. В 1190 г. их усилия увенчались успехом! Простукивая каменные плиты пола, на трехметровой глубине бенедиктинцы обнаружили древнюю кладку с полой камерой, где находилась дубовая колода в форме гроба, пропитанная сохраняющими дерево смолами, откуда и извлекли два человеческих скелета.
В архивах аббатства сохранился подробный отчет об осмотре тел усопших. Скелет мужчины поражал исполинским ростом — 2,25 м. У него был поврежден череп (след от ранения?). На голове женщины прекрасно сохранились пряди белокурых волос.
Над новой могилой царственных супругов вырос большой свинцовый крест с латинской надписью: «Здесь, на острове Авалон, покоится прославленный король Артур». Этот крест то ли был обнаружен монахами на первоначальной могиле, то ли установлен при повторном погребении (источники здесь расходятся). В 1278 г. останки «Артура» были перенесены в саркофаг из черного мрамора перед главным алтарем монастырской церкви. Там они и оставались вплоть до разрушения обители в 1539 г.
В 1934 г. на месте главного алтаря были найдены остатки гробницы, и теперь там стоит мемориальная доска. Уцелевшие кости были направлены на медицинское обследование, которое датировало останки V-VI вв. Раскопки в 1962 г. обнаружили место первоначального захоронения и подтвердили, что некогда там существовало углубление. Что до свинцового креста, то он исчез более двухсот лет назад.
Действительно ли найденные останки принадлежали Артуру и Гвиневере? Хм, с тем же успехом это могли быть тела любого короля или вождя того времени, даже предводителя саксов.
Артур — русский?
Время от времени появляются и иные версии о жизни легендарного воителя. Так, некий Ховард Рэйд в книге «Король Артур — Дракон» выдвинул версию, что Артур был. представителем кочевых племен сарматов из русских степей, которого римляне привезли в Британию. По мнению Рэйда, за стенами аббатства Гластонбери монахи разыграли обыкновенный фарс под названием «обнаружение святых мощей», для того чтобы попросту срубить деньжат побольше. Писатель также развенчал старинную легенду, согласно которой король Артур восстанет из могилы, когда на Англию нападут враги. Истоки этой и остальных легенд об Артуре и его рыцарях, по мнению Рэйда, лежат в преданиях сарматов.
Что здесь сказать? При желании Артура можно записать хоть в эфиопы. Похоже, мистер Рэйд не слишком отличается от монахов, чьи козни он так рьяно разоблачает.
Вряд ли мы когда-нибудь узнаем правду, наш удел — догадки и предположения. И ничего удивительного. Ведь прямо на наших глазах творится история — а много ли мы на самом деле знаем? А тут Артур. 15 веков насмешливо взирают на нас, и остается только бессильно развести руками.
Рождение романа
История о рыцарях Круглого стола будет жить вечно (мюзикл «Камелот»).
В литературе Артур продолжал жить — от хронистов и историков эстафету приняли писатели. Еще во второй половине VI в. валлийский бард Анейрин сочинил поэму «Гододдин», один из героев которой — Артур, смелый воин, мудрый правитель, предводитель лихого конного отряда. Если этот текст не позднейшая вставка (а до нас поэма дошла в рукописи XIII в.), то перед нами самое древнее упоминание об Артуре в художественном произведении.
В 1120-х годах монах Уильям из Малмсбери пишет труд «Деяния английских королей», где переписывает старые легенды о воинственном Артуре.
И, наконец, ключевой момент «артуровской истории»! Около 1139 г. брат Джеффри (позднее — епископ Гальфрид Монмутский) завершил свою монументальную «Историю королей Британии» в двенадцати томах, два из которых были посвящены Артуру. В них впервые тот назван королем, появляется волшебник Мерлин, меч Калибурн, женитьба Артура на Гвиневере и ее соблазнение королевским племянником Медраутом, последняя битва с предателем под Камбулой (Камланном) и захоронение тела Артура на Авалоне. А когда в 1155 г. англо-норманский трувер Уэйс перевел книгу Джеффри с ученой латыни на французский (стихотворный «Роман о Бруте»), она сделалась любимым чтением аристократии. Затем за дело взялся уже англосакс Лайамон, сотворивший перевод труда Уэйса на повседневный английский, — и повесть о деяниях Великого Короля выпорхнула в народ!
Окончательное превращение Артура в образец рыцарства произошло благодаря французскому труверу Кретьену де Труа, творившему между 1160 и 1180 годами. Он написал пять романтических поэм, введя в обиход «артурианы» тему рыцарской любви и культа прекрасной дамы, а также придумав название «Камелот».
Подземелья всегда были любимым местом прогулок в D&D.
Существовало также назидательное, «христианское» направление артуровских легенд, особенно ярко выраженное в коллективном «Цикле Вульгаты», написанном монахами-цистерцианцами (1215 — 1236 гг.).
Наконец, в конце XV в. появилось произведение, ставшее каноническим.
Смерть и возрождение Артура
В 1485 г. Вестминстерская типография Кэкстона выпустила книгу английского рыцаря сэра Томаса Мэлори «Смерть Артура»: обработку ряда романов артуровского цикла и примыкающих к нему произведений.
Перелагая обширный материал на английский язык, Мэлори комбинировал, сокращал и видоизменял текст, делая собственные вставки; в результате возникло достаточно стройное художественное произведение, в котором представлены все ключевые фигуры и события артуровской мифологии.
Книга разбивается на множество эпизодов, приключения следуют чередой, часто без особой мотивировки. Храбрые рыцари, закованные в броню, дерутся друг с другом; прекрасные девы находят себе приют в сумраке дремучих лесов; провидец Мерлин разоблачает тайные связи между героями и возвещает несчастья, которые невозможно предотвратить.
При этом Мэлори нередко обнаруживает склонность к морализации, рассудительности и практицизму. Мир куртуазной средневековой поэзии ему чужд: Мэлори осуждает любовь ради любви, считая идеальной любовь в законном браке. Поэтому образ Ланселота у него значительно отличается от той трактовки, какую он имел во французской поэзии (имея все данные для того, чтобы добыть Грааль, он, проникнутый греховной любовью к королеве, сподобился лишь издали видеть чашу благодати).
«Смерть Артура» послужила источником для множества других произведений, став идеальной версией артуровского мифа для всех последующих поколений. Отсюда черпали вдохновение Спенсер, Мильтон, Вордсворт, Кольридж, Теннисон, Суинберн, Блэйк, Твен, Ариосто, Петрарка, Данте, Брантом, Сервантес, Гете, Шиллер, всех не перечесть. Наконец, за дело взялись авторы современной фэнтези.
Лучшей фэнтезийной интерпретацией классического варианта артуровского мифа считается тетралогия Теренса Хэнбери Уайта «Король былого и грядущего». Занимательный и незатейливый поначалу пересказ «Смерти Артура» оборачивается постмодернистской философской притчей, где странствующие рыцари гневно бурчат о коммунистических кознях, щука во рву рассуждает о сущности власти, лесной барсук пишет диссертацию о жестокостях рода человеческого. А волшебник Мерлин и вовсе оказывается школьным учителем, присланным из нашего времени на предмет воспитания цивилизованного государя, которому предстоит создать в Англии первое в истории гражданское общество. И, закрыв эту книгу, не знаешь, что прочитал — роман рыцарский, исторический, роман воспитания, любовную историю, сказку? Все вместе — и еще кое-что.
Один из наиболее проработанных миров D&D, Greyhawk, стал базовым сеттингом для последней редакции правил игры.
В этом же ключе действует и Дайана Паксон («The White Raven»). Еще дальше ушли Стивен Льюхед (трилогия «Пендрагон») и Джиллиан Брэдшоу («Down the Long Wind») — их произведения опираются на валлийские легенды в вариациях Уильяма Малсбери и Джеффри Монмутского.
И уж совсем невообразимую смесь демонстрируют А.А.Аттанасио («The Serpent and the Graal») и Дэвид Геммел («Последний меч Силы»). Первый обильно приправляет свое «варево» скандинавскими сагами, а у Геммела деяния нескольких человек позднее приписываются вымышленным Артуру и Мерлину, да еще атланты приплетаются.
Трилогия Мэри Стюарт «Мерлин» написана в стилистике типичного исторического романа, ее герой — Мирддин Эмрис, бастард короля Амброзия, ставший со временем великим магом. Судьбе Мордреда, жертвы несчастного недоразумения, посвящен ее же роман «День гнева». А Элизабет Уэйн в романе «The Winter Prince» превращает Мордреда в фигуру поистине гамлетовского масштаба.
Толкин не знал, что у Арвен и Элронда будут накладные уши.
Сеттинг Planescape создал единую космогонию для всех миров D&D.
Еще больше произведений лишь используют какие-то мотивы или персонажей артуровской саги (Джеймс Блейлок, «The Paper Grail»; Ник Толстой, «Пришествие Короля»). Гай Гэвриэл Кей в «Гобеленах Фьоновара» сводит вместе идеи «Властелина колец», кельтскую мифологию и артуриану (призванные из небытия Артур и Ланселот встречают воплощенную в современной девушке Гвиневеру и вместе сражаются с полчищами Темного Властелина).
Роберт Асприн и Дэффид ап Хью («Артур-полководец») впутывают бедного короля в козни путешественников во времени, а Андре Нортон в «Зеркале Мерлина» делает знаменитого мага чем-то вроде пришельца. И невообразимое количество авторов просто выдергивают какие-то сюжетные ходы классической легенды. Например, Кэтрин Куртц и Роберт Асприн: такие разные парочки Келсон/Морган («Хроники Дерини») и Скив/Ааз («МИФ») — чем не отношения Артура и Мерлина? Многие циклы Дэвида Эддингза щедро используют артуровские мотивы. Перечислять можно почти бесконечно.
«Киноартуриану» можно разделить на две условные категории.
Во-первых, это картины, упор в которых делается либо на донесение до зрителя некой философской идеи, либо на чисто внешнюю, визуально-эстетскую форму воплощения.
Исполинским утесом выделяется «Экскалибур» (1981) ирландца Джона Бурмена — яркое, наполненное философским смыслом кинополотно, метафорическая притча, передающая все основные линии книги Томаса Мэлори. Печален «Ланселот Озерный» (1974) Робера Брессона, уныло повествующий о бесплодных поисках Святого Грааля. Еще более пессимистичен советский фильм «Новые приключения янки при дворе короля Артура» (1989, реж. Виктор Гресь) — попавший в Камелот современный американец расстреливает Артура и его рыцарей из пулемета. Явно на эстетов рассчитаны оригинальная экранизация оперы Рихарда Вагнера «Парсифаль» (1982, реж. Ханс-Юрген Зюберберг) и адаптация классической поэмы Кретьена де Труа «Парсифаль-галлиец» (1978) француза Эрика Ромера.
Вторая категория — откровенно коммерческие ленты, созданные по лекалам «массовой культуры». Здесь выделяется лауреат трех «Оскаров» — драматический мюзикл «Камелот» Джошуа Логана (1968) с великолепной музыкой Фредерика Лоу и блестящими актерскими работами. Мелодрамы «Меч Ланселота» (1963, реж. Корнел Уайлд) и «Первый рыцарь» (1995) Джерри Цукера также посвящены любовному треугольнику Артура, Гвиневеры и Ланселота. Вот только картина Цукера выродилась в типично американское политкорректное кино о том, как не надо уводить жен от собственных королей.
Неплохо выглядят экранизации романов Брэдли и Стюарт — минисериалы «Туманы Авалона» (2001, реж. Ульрих Эдель) и «Merlin of Crystal Cave» (1991, реж. Майкл Дарлоу). А вот еще один телефильм — «Мерлин» (1998) Стива Бэррона — разочаровывает: слишком много денег ушло на спецэффекты, на внятный сюжет их явно не хватило.
Среди детских лент выделяются две экранизации комикса Гарольда Фостера «Принц Вэлиант» (1954 и 1997), великолепная диснеевская анимация «Меч в камне» (1963, по роману Т.Х.Уайта), вполне добротные мультфильмы «Король Артур и рыцари Круглого Стола» (1981) и «В поисках Камелота» (1998).
«Повезло» классическому роману Марка Твена. Американцы с патологическим упорством снимают абсолютно идиотские комедии для слабоумных — «Подросток при дворе короля Артура», «Рыцарь Камелота», «Черный рыцарь», «Янки из Коннектикута в суде короля Артура», чьи герои, от юного бейсболиста до чернокожего раздолбая, попав в Камелот, пытаются установить там свои порядки. Боже, спаси Англию и Короля!
Интерес к Артуру не стихает. В декабре 2004 г. должен выйти «Король Артур» от Джерри Брукхаймера, а Стивен Спилберг готовится продюсировать восьмисерийный телефильм на ту же тему.
«Монти Пайтон и Священный Грааль» (1975 г.). Самая смешная интерпретация легенды об Артуре за всю историю мифа, после просмотра которой начинаешь серьезнее относиться к кроликам. По мотивам фильма в 1996 г. была выпущена компьютерная игра The Quest for the Holy Grail. Игра достойна оригинала!